Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow Курсовые работы arrow Эконономика arrow Государственное регулирование экономикой

Государственное регулирование экономикой

Курсовые работы - Эконономика
Государственное регулирование экономикой
Глава 1. Государственное регулирование рыночной экономикой..................
1.1. Механизм государственного регулирования рыночной экономикой...
1.2. Государственная поддержка малого бизнеса................................
1.3. Налоговая политика...............................................................
1.4. Денежно-кредитное, бюджетное и ценовое регулирование..............
1.5. Разработка государственных программ и прогнозов......................
Глава 2. Макрорегулирование смешанной экономикой. Экономические
функции правительства...........................................................
2.1. Цели, типы и функции регулирования экономикой. Модели
взаимоотношений экономики и государства................................
2.2. Общегосударственное планирование - один из методов регулиро-
вания экономики..................................................................
Глава 3. Основные аспекты государственного регулирования
экономики в РФ..................................................................
3.1. Регулирование отношений собственности, институциональных
преобразований и организационно-управленческих реформ...........
3.2. Государственная поддержка предпринимательства.......................
3.3. Государственное регулирование внешнеэкономических связей........
Заключение.....................................................................................
Литература............................................ ..........................................
..3
..5
..6
..7
..8
..9
.10

.13

.13

.19

.22

.22
.24
.25
.27
.30
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально - экономической системы к изменяющимся условиям.
В процессе исторического развития по мере эволюции рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали проведения определенной государственной экономической политики.
Теоретически понятие государственной экономической политики шире понятия государственного регулирования экономики, так как первая может основываться и на принципе невмешательства государства в хозяйственную жизнь (известный принцип экономического либерализма). В современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо. Уже давно ведутся споры не о необходимости государственного регулирования экономики, а о его масштабах, формах и интенсивности. Поэтому термины "госу-дарственное регулирование экономики" и "государственная экономическая политика" в наше время идентичны.
Объективная возможность государственного регулирования появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью изучения условий и механизмов превращения этой возможности в действительность, которая детерминирована нарастанием проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.
В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью воспроизводства. Оно решает различные задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.
Данная работа преследует цель изучения алгоритма государственного регулирования экономики.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1. Исследование основных принципов стратегии государственного регулирования экономики.
2. Изучение форм и методов государственного регулирования рыночной экономики.
3. Определение основных направлений государственного регулирования смешанной экономики.
ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов.
В странах с централизованной экономикой вмешательство государства, его участие в управлении экономикой проявляется гораздо значительнее, к тому же в прямой, непосредственной форме в виде директивных планов, жестких законов, государственного распорядительства материальными, финансовыми, природными и даже трудовыми ресурсами, централизации и централизованного распределения основной массы денежных средств через государственный бюджет и финансовые органы.
В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность предприятий и предпринимателей намного меньше и носит преимущественно косвенный характер. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой сис¬темы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, суб¬сидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и эко¬номических программ. Во многом ограниченность государственного вмешатель¬ства в условиях рыночной экономики обусловлена присущей ей разновидностью форм собственности на средства производства - частной, акционерной, коллек¬тивной, включая право собственности на землю. Право собственности обеспечи¬вает относительную независимость собственников от государства и его органов управления.
Государственное регулирование экономики может быть направ¬лено как на ограничение или даже на подавление нежелательных для общества видов экономической деятельности, таких, как производство и торговля нарко¬тиками, оружием, так и на поддержку некоторых форм предпринимательства (фер¬мерских хозяйств, малых форм экономической деятельности, видов благотвори¬тельной деятельности).
Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью со¬блюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных сло¬ев населения, не забывая при этом о правах, и свободе личности. Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы.
Непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов полностью или частично применяется по отношению к предприятиям, организациям, имеющим жизненно важное значение для экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке. К таким объектам относят военные, оборонные, энергетические (в особенности атомная энергетика и объекты единой энергетической системы), заповедники, национальные музеи, природные парки, курорты, полезные ископаемые, водные ресурсы, ряд учреждений науки, культуры, образования, здравоохранения, а также организации, контролирующие и защищающие окружающую среду, охраняющие безопасность, выполняющие другие общегосударствен¬ные функции. Подобные объекты, предприятия, организации чаще всего нахо¬дятся в государственной или муниципальной собственности.
1.1. Механизм государственного регулирования рыночной экономикой
Экономические потребности и их удовлетворение составляют основу жиз¬недеятельности любого общества, поэтому первоочередная задача государ¬ства - обоснованно определить эти потребности, увязать их с имеющимися и возможными в перспективе ресурсами, а также создать такой механизм регулирования экономических отношений, который в наибольшей степени обеспечивал бы эффективное использование ресурсов. Экономика всегда была и не может не быть главным объектом политики, так как основу жизни любого общества составляет производство жизненных средств. Полити¬ка как концентрированное выражение экономики непосредственно вытекает, из главной функции государства - формулировать потребности общества, обеспечивать стабильность его организации и жизнедеятельности, а это требует в первую очередь выявления назревших и перспективных экономи¬ческих задач, ибо без эффективной организации экономики жизнь любого общества не может быть стабильной и обеспеченной.
Механизм государственного регулирования не является раз и навсегда дан¬ным и неизменным. Эволюция его предопределяется потребностями технологи¬ческого развития и экономического роста, перегруппировкой политических сил и изменениями проводимой ими экономической и социальной политики, степенью развитости рыночных отношений хозяйствования.
На современном этапе активизацию инвестиционного процесса государство предполагает достичь путем удешевления кредитных ресурсов в условиях новой экономической конъюнктуры.
1.2. Государственная поддержка малого бизнеса
Малый бизнес является катализатором конкурентной рыночной среды и способствует повышению эффективности всей предпринимательской деятельности. В то же время он в значительной степени зависит от изменения рыночной конъюнктуры. По¬этому во многих странах ему оказывается ощутимая поддержка со стороны государства. В современных российских условиях необходимы специаль¬ные программы помощи малому бизнесу, разработка четкой и жесткой сис¬темы предоставления займов на льготных условиях, уменьшение налогов, предоставление различного рода бесплатных технических, финансовых и консультационных услуг, что позволит создать сравнительно равные усло¬вия в конкуренции с крупными корпорациями и будет способствовать раз¬витию наиболее эффективных форм хозяйственной интеграции крупных и мелких предприятий на основе
заключения контрактов о долговременном сотрудничестве.
1.3. Налоговая политика
Налоговое регулирование осуществляется путем установления тех или иных объектов налогообложения, назначения и дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, освобождения от налогов. В том же направлении воз¬действует и введение пошлин, таможенных сборов.
Понятно, что, изменяя в ту или иную сторону налоговое бремя, государство может ускорять или замедлять экономические процессы. В то же время взимание налогов есть главный источник доходов государственного бюджета, финансовая база социальной политики.
Налоговая система РФ долго подвергалась серьезной и справедливой критике. И сейчас при установлении налогов не всегда учитываются различия в видах предпринимательской деятельности. Зачастую одни и те же налоги государство (федеральные и местные органы) взимает и с круп¬ной финансовой компании, и производственного объединения, и небольшой фирмы. Налоговая система не стимулирует отечественных производи¬телей, так как используется одинаковый подход к тем, кто производит на¬циональный доход, и к тем, кто его только перераспределяет. А в итоге предприятия - производители продукции фактически платят больше, в ча¬стности за счет налогов на имущество, земельного налога и ресурсных пла¬тежей. Недостаточно учитываются специфические особенности малого биз¬неса. Не применяется хорошо зарекомендовавшая себя патентная система налогообложения. Увеличению сбора налогов препятствуют и другие не¬достатки нашего законодательства. Например, весьма суровые финансовые санкции применяются нередко к добросовестным плательщикам, допус¬тившим случайную ошибку в балансах. Действующие налоговые законы и инструкции к ним зачастую противоречивы и допускают возможность раз¬личного их толкования. Налоговый кодекс должен стать основой эффек¬тивной, всем понятной, комплексной системы налогообложения, обеспечивающей финансами все уровни государственного управления.
1.4. Денежно-кредитное, бюджетное и ценовое регулирование
Денежно-кредитное регулирование состоит в воздействии государства на де¬нежное обращение и объем денежной массы. Государство через центральный банк способно регулировать эмиссию и общую денежную массу, устанавливать пре¬дельные ставки банковского ссудного процента и влиять на них через учетную ставку, норму резервирования и другие нормативы, устанавливаемые централь¬ным банком, предоставлять льготные займы, выпускать облигации и другие цен¬ные бумаги. Такое регулирование способно изменять денежные потоки и накопле¬ния и тем самым оказывать воздействие на экономические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции.
Бюджетное регулирование заключается в том, что государственные органы обладают возможностью распределять средства государственного бюджета по раз¬личным направлениям их расходования. При этом одним отраслям, сферам, со¬циальным группам населения могут быть выделены большие бюджетные ассигно¬вания, а другим - меньшие. Кроме того, государство обладает возможностью устанавливать дополнительные, кроме налоговых, платежи в бюджет, регулируя таким образом денежное обращение и денежные накопления. Государственное регулирование затрагивает и установление предельно допустимого дефицита государственного бюджета.
Ценовое регулирование в условиях рыночной экономики заключается в том, что государство может устанавливать предельный уровень цен, запрещая их повы¬шение сверх этого уровня. Ущерб, наносимый продавцам, может быть компенси¬рован государственными дотациями. В условиях централизованной экономики государство вправе само назначать цены. Иногда ценовое регулирование проявляется в форме установления предельных уровней рентабельности для предприятий-монополистов.
Во многих западных странах цены устанавливаются не только под воздействием рыночного равновесия спроса и предложения, но и при активной регулирующей роли государства. Воздействие государства тем более необходимо в России в нынешних усло¬виях. В ряде случаев следует принимать правительственные решения в ка¬честве временной меры по общему или селективному замораживанию цен на определенный срок, устанавливать нижний и верхний уровень цен на
конкретные товары, условия заключения ценовых соглашений.
1.5. Разработка государственных программ и прогнозов
Эффективными современными средствами государственного регулирования экономики, в том числе рыночной и предпринимательской деятельности, являются про¬граммирование и прогнозирование на макро- и микроуровнях, а также ме¬ханизм практической реализации экономических программ. В условиях рыночной экономики механизмы программно-целевого управления необхо¬димо ориентировать на мотивационные факторы. Ожидаемые и фактиче¬ские результаты от реализации программы должны быть понятны широким слоям населения и реально позитивно влиять на уровень их жизни.
Деятельность российских властных структур и государственного аппа¬рата в целом требует постоянной и периодической оценки с целью выработ¬ки конкретных мер по ее корректировке и повышению социально-экономи¬ческой эффективности. Эта эффективность определяется прежде всего сте¬пенью благополучия общества, а последнее обусловливается многими пока¬зателями, которые можно количественно измерить, проанализировать и сравнить: наличие товаров и услуг, их качество и объем потребления на душу населения, степень их доступности. Важнейшими показателями яв¬ляются и уровень производительности общественного труда, величина на¬ционального продукта или национального дохода на душу населения, чис¬тота экологической среды и др. Оценка должна проводиться на основе сравнения с прошлым, с аналогами, научно обоснованными нормативами с учетом национальных и географических особенностей страны (а не на ос¬нове заявлений, обещаний политических лидеров и программ), т.е. по кон¬кретным результатам в решении многообразных назревших и перспектив¬ных задач социально-экономического развития всего общества.
Социальное регулирование со стороны государства направлено на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабо за¬щищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня условий жизни, достойных человека.
Социальное регулирование, включая государственное социальное страхование, предусматривает меры, создающие возможность пенсионного обеспечения, помощи инвалидам, детям, другим нуждающимся в содействии группам населения, страхования здоровья и жизни людей. Государство устанавливает минимальный ypовень пенсий, пособий, стипендий. Это одна из самых тяжелых и сложных функций регулирования экономики государством. Государство не имеет возможности да и не призвано создать социально желаемые условия жизни для всех людей. Оно способно лишь посредством социальной поддержки, системы трансфертов, ограниченного перераспределения национального дохода стремиться не допускать острого социального неравенства, предотвращать социальные конфликты, помогать тем слоям населения, которые лишены возможности обеспечить себя самостоятельно.
Регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда обычно осу¬ществляется посредством государственного законодательства о труде и занятости. Такое законодательство призвано обеспечить охрану труда, соблюдение трудовых контрактов, минимальную заработную плату, выплату пособий по безработице. Государство также вправе устанавливать тарифы оплаты, труда. Оно принимает на себя обучение безработных.
Государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды предусматривает меры по защите природы в виде штрафов и санкций за загрязнение, а также предписаний по осуществлению обязательных природозащитных и природоохранных мероприятий. Государственные органы устанавливают нормы выделения предприятиями средств на восстановление окружающей среды.
Государственное антимонопольное регулирование направлено на ограничение или даже запрёт деятельности предприятий-монополистов, за исключением области естественной монополии. Государственное антимонопольное законодательство предусматривает санкции против монополистов, предотвращает создание усло¬вий, способствующих развитию монополизма. В России введен специальный государственный реестр предприятий-монополистов.
Как можно видеть из приведенного укрупненного перечня, государственное регулирование экономики распространяет свое влияние на самые разные сферы экономики, экономической жизни. Однако не следует считать, что столь обширное государственное регулирование лишает предприятия, предпринимателей, граждан экономической свободы. В условиях рыночной экономики даже при наличии многочисленных видов и способов государственного регулирования oно носит довольно ограниченный характер. У компании, предпринимателей, граждан сохраняются значительные возможности самоуправления, сохраняются зоны управленческих воздействий, не затрагиваемые государственным регулированием.
ГЛАВА II. МАКРОРЕГУЛИРОВАНИЕ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКОЙ.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА.
2.1. Цели, типы и функции регулирования экономикой.
Модели взаимоотношений экономики и государства
Огромная роль государства и способность его регулировать некоторые эко¬номические процессы зависит от связи экономики и политики, от разработки экономической политики. Государство представляет собою стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов. Государство формулирует принципы и органи¬зует формы общественной жизни, образуя основу институциональной иерархии. Государство породило новую форму общественной обусловленности поведения человека, отделив общий интерес от частного.
Поэтому возникновение и существование государства является не только исто¬рически необходимым, но и общественно прогрессивным и значимым фактором развития. С возникновением государства складывается сфера его экономической дея¬тельности. Экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы. «Видимая рука» правительства долж¬на регулировать «невидимую руку» конкуренции, о которой писал А. Смит. В силу этих обстоятельств государство становится предметом изучения экономической теории. Долгое время происходило отождествление экономической роли государства с самой наукой - политической экономией. Поэтому и до сего времени предпринимаются попытки свести эконо¬мическую теорию к экономической политике.
Государственное вмешательство в экономику является объективно необходи¬мым для любого правительства независимо от того, рыночная это экономика или командно-распределительная. В распределительной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и ус¬луг. Здесь просто нечего регулировать. Однако такая система на деле показала свою неэффективность и несостоятельность.
В рыночном хозяйстве перед правительством не стоят задачи непосредствен¬ной организации производства товаров и распределения ресурсов. Оно не имеет права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товара¬ми, как это происходит в командно-распределительной экономике.
Рыночная система - это, прежде всего, прерогатива в принятии решений про¬изводителями и потребителями. И все же регулирующие функции государства и здесь приобретают исключительное значение.
Рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вы¬нуждено брать на себя содержание больших структур экономики: железных дорог, почты, телеграфа и т.п. Усиление межгосударственной интеграции на основе раз¬деления труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за на¬циональные границы, формированию новых социально-экономичес-ких проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроиз¬водством рабочей силы, экологией и т.д. Появляется острая необходимость вмеша¬тельства государственной структуры в механизм регулирования принятия экономи¬ческих и политических решений.
Как известно, двигательные механизмы немонополистической развитой рыноч¬ной экономики одновременно содержат в себе элементы стагнации экономического развития. Это наблюдается, прежде всего, в том, что системное равновесие в эконо¬мике достигается при неполной занятости факторов производства и прежде всего рабочей силы. Для решения противоречий стагнации необходимо привлечь госу¬дарство с его обширным потенциалом. Государство берет на себя функцию обеспе¬чения совместимости эффективного спроса с полной занятостью.
Государство также призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыноч¬ному механизму. Как известно, рынок имеет негативные стороны: не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и защите окружающей среды; не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, напри¬мер рыбных богатств океана. В условиях рынка порой игнорируются потенциаль¬но негативные последствия принимаемых решений и не создаются стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования, не гарантируется право на труд и доход, не обеспечивается целенаправленное развитие фундаментальных исследований в науке. Рынок в основном ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. Он подвержен нестабильному развитию с присущими этому рецессионными и инфляционными процессами. Государство берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предприни¬мательских фирм, для эффективной конкуренции, за ограничения монополизиро¬ванного производства. Государству требуется направлять экономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, создавать производство об¬щественных товаров и услуг. Участие государства в экономической жизни диктует¬ся и тем, что ему надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих, регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. В целом государство реализует политические и социально-экономические прин¬ципы сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макро- и мик¬роэкономических процессов.
В условиях рынка государственное регулирование экономики (ГРЭ) представля¬ет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего ха¬рактера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющим¬ся условиям хозяйствования.
Многие экономисты признают, что государственное регулирование экономи¬ки - это целенаправленный, координирующий процесс управленческого воз¬действия правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешних рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения рав¬новесного роста общей экономической системы.
Цели государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, нерав¬нозначны по значению, масштабам воздействия и последствиям. В дереве целей ГРЭ можно выделить цели генеральные и конкретные. Среди генеральных целей приоритетными являются достижение экономической и социальной стабильнос¬ти, обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономической безо¬пасности, адаптации рыночного механизма к различным ситуациям.
Конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования, но всегда исходят из необходимости увязки общественных и частных интересов. К объектам регулирования следует отнести наднациональный уровень межгосу¬дарственных союзов национальной экономики, отдельных секторов и регионов, где возникают проблемы, неразрешимые посредством рыночных регуляторов. Субъектами ГРЭ выступают центральные (федеральные), региональные, муни¬ципальные или коммунальные органы управления. Различают следующие типы государственного регулирования:
- полный государственный монополизм в управлении хозяйством. Он был ха¬рактерен для СССР и стран социалистического содружества, но сохраняется и теперь в некоторых посткоммунистическнх государствах;
- различные варианты сочетания рыночных и государственных регуляторов. Реализованы в «японской», «шведской» моделях, в модели социально ориен¬тированного рыночного хозяйства ФРГ, Австрии, в «китайском» варианте развития;
- крайний либерализм, признающий эффективным только условия неограни¬ченного частного предпринимательства. Главным образом присущ США.
Эффективность госрегулирования предопределяется наличием сильной законо¬дательной, исполнительной и судебной государственной власти.
Основные функции государственного регулирования реализуются, во-первых, в направлении достижения и сохранения национальных конкурентных преимуществ экономики. Страна достигает конкурентного преимущества благодаря экономическим факторам и наличию уникальных институциональных механизмов, способ¬ных непрерывно повышать уровень использования факторов производства: ресур¬сов, рабочей силы, капитала, предпринимательства.
Общепризнанной задачей правительства становится разработка политики ново¬введений, стимулирование усовершенствований в технике, выгодных для нацио¬нальной экономики. Это позволяет повысить эффективность производства, дикто¬вать высокие цены благодаря высокому качеству, осваивать новые наукоемкие отрасли и отдельные территории.
Во-вторых, новым является использование различных инструментов и, прежде всего, контрактной системы - совокупности разных форм в организации сис¬темы государственных заказов и закупок с целью вовлечения частного бизнеса в решение приоритетных проблем общества, в реализацию государственных про¬грамм. Так, во Франции накоплен опыт «плановых контрактов», «контрактов о ценах», регулирования деятельности государственных акционерных предприятий, госзаказов для частного сектора. Контракты заключаются на конкурсной основе, чаще всего через торги. В США используется федеральная контрактная система, которая перераспределяет государственные финансовые ресурсы на научно-технические, социальные, военные цели.
В-третьих, активизируется деятельность государства по расширению возможностей обеспечения конкурентных преимуществ национальной экономики на мировых рынках путем создания благоприятных условий хозяйствования национальных предпринимателей, стимулирования использования негосударственной поддержки частного бизнеса, конкурентной способности фирм в тех сферах, где частные инвестиции способствуют решению крупномасштабных стратегических задач и связаны с высоким риском либо не обеспечивают достаточной прибыли.
В-четвертых, существенно значимой функцией государственного регулирования становится общая координация экономических процессов, стимулирование развития экономики в соответствии с выбранными правительством ориентирами. Осуществляется разработка долгосрочной экономической стратегии промышленной политики через систему планово прогнозных институционных структур (Франция, Япония, КНР).
В-пятых, для достижения конъюнктурных преимуществ государство проектирует динамику личного и производственного спроса в стране. Правительство манипулирует государственными расходами, налогами, стоимостью кредита, регламентирует конкуренцию, развивает государственный сектор.
В-шестых, в области социальной стратегии и реализующей ее социальной политики сферой государственного регулирования становятся доходы, цены, занятость, трудовые отношения, охрана труда, качество товаров и услуг. Этим преследуется смягчение социального неравенства, поддержание баланса интересов, достижение общего консенсуса, стимулирование экономической активности различных групп населения.
В-седьмых, адаптация экономического регулирования к изменяющимся условиям хозяйствования выражается в диверсификации деятельности государства по регулированию экономики (сокращение масштабов прямого государственного вмешательства в процессы общественного воспроизводства) .
В основном, существуют две главные модели государственного регулирования че¬рез определенные органы государства:
1. Реактивная (адаптационная) модель, характерная для США. Она позволяет четко реагировать на изменения и «осечки» рынка. Это обеспечивается подвижнос¬тью структур и функций регулирующих органов, варьированием рычагов прямого и косвенного регулирования на макро- и микроуровне, сочетанием разных форм совместной деятельности государства и частного бизнеса.
2. Проактивная модель госрегулирования (Япония) предполагает предупреждение возможных сбоев в рыночном механизме путем «точной» дозировки объемов государственного вмешательства, использования планирования, координирующих или корректирующих рекомендаций в переговорах государства и предпринимателей.
2.2. Общегосударственное планирование - один из методов
регулирования экономики
В командно-административной экономике государственное планирование являлось основным методом регулирующего воздействия на производство, обмен и распределение производимого продукта. Адекватно оно соответствовало господствующей государственной собственности и распространялось на распределительные процессы всех без исключения ресурсов и производимых благ. Такая система плановой привязки производителя и потребителя приводила к разрастанию планирующих распределительно-снабженческих структур, росту издержек производства и обращения, создавала искусственный дефицит при скрытом избытке производимого продукта. Более того, план как юридический закон распределения превращался в тормоз НТП, инноваций, роста производительности труда. Россия как главное государство использования плана отставала от развитых стран по общему уровню экономического роста, производительности общественного труда, производству конечного продукта на душу населения. Поэтому с началом реформирования экономики и перевода ее на рыночные связи и отношения государственные органы отказались от использования планирования как метода регулирования глобальных связей и равновесного экономического роста на отдаленный горизонт. Однако опыт функционирования административно-командной и рыночной систем свидетельствует о том, что виноват не сам метод планирования, а его гипертрофированное использование в интересах государства, монополий и отдельных классово-партийных групп. Метод планирования, как и план, предполагает использование позитивных факторов. План в любом национальном образовании увязывает цели, ресурсы и мероприятия в единое целое. Более того, в постиндустриаль¬ном обществе с преимущественно децентрализованной системой принятия решений товарно-денежные отношения объективно обусловливают необходимость вмешательства государства с минимальными потерями ресурсов и времени, поддерживать прогрессивные изменения структуры производства, нейтрализовывать влияние фак¬торов, вызывающих кризисные явления в экономике.
С ростом обобществления и концентрации производства, усложнением связей, достигающих значения многократных, государство уже не в состоянии поддер¬жать равновесие функциональной экономической системы и достаточно высокие темпы ее развития только посредством макроэкономического инструментария, т.е. бюджетного, налогового и денежно-кредитного регулирования. Эти инструмен¬ты краткосрочного действия в основном используются для нивелировки, устранения отклонений от прогнозных или планируемых показателей экономического роста и нарушения пропорции, обеспечивающих это развитие.
Становится очевидным, что показатели роста и экономические пропорции могут устанавливаться государством на основе анализа, прогнозирования и плановых программ экономики. В этом случае функциональная экономическая система будет координироваться более совершенным ценовым рыночным механизмом. Пользуясь им при наличии разработанного плана, станет возможным быстрее адаптироваться к факторам, нарушающим ее равновесие.
Это положение целиком относится и к функционированию российской экономической системы, когда она развивается уже не в режиме централизованного планирования, а в условиях развитой инфраструктуры постиндустриального общества.
Проявление планомерности и организация планирования не только объективно необходимы, но и возможны в рыночной экономике. Чем обусловлена эта
возможность?
Bo-пeрвых, увеличением вовлеченного в реальное производство колоссального ресурсного и производственного потенциала. Это ресурсы государственного и частного секторов экономики. При этом, правительственные доходы и расходы оказывают все возрастающее влияние нa использование ресурсов частного сектора, вовлекая его во взаимосвязанный оборот.
Во-вторых, государство через финансово-промышленные группы, крупные корпорации оказывает реальное воздействие на деятельность обособленных производителей и принимает меры к достижению согласованности в их деятельности как во внешней торговле, тaк и в проведении отраслевой и кредитной политики.
В-третьих, усиление взаимосвязи, зависимости и контроля достигается за счет использования информационных систем электронно-вычислительной техники и т.д.
Основной концепцией государственного регулирования экономики России дол¬жна, на наш взгляд, стать структурная политика. А основу ее должна составить избирательная поддержка отраслей, обеспечивающих производство конкурентной продукции, не¬зависимость и безопасность экономики, повышение благосостояния народа.
ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ в РФ
Переход от плановой экономики к рыночной означает не полный отказ от участия государства в хозяйственной деятельности, а замену методов цент¬рализованного директивного управления методами государственного экономического регулирования.
При этом инструменты, с помощью которых реализуются методы регулирования, по большей части остаются те же на перспективном управлении они применяются лишь в целях прямого воздействия при государственном регулировании - преимущественно целях косвенного воздействия. К данным инструментам относятся: налоги, государственные задания или заказы, цены, лицензии и квоты (или фонды и лимиты), бюджетное финансирование (цент¬рализованные капитальные вложения, дотации, субсидии субвенции).
3.1. Регулирование отношений собственности, институциональных
преобразований и организационно-управленческих реформ
Выстраивание системы институтов власти и механизмов государственного экономического регулирования является ядром стратегии институциональных преобразовании, кото¬рые обеспечат реализацию среднесрочных ориентиров развития России.
Условиями оздоровления экономики и финансов предприятий и организаций являются:
а) содействие формирова¬нию реального хозяина предприятий;
б) привлечение средств для новых инвестиций и технического перевооружения предприятий путем эмиссии корпоративных ценных бумаг - акций,
облигаций, сертификатов;
в) совершенствование амортизационной политики в направлении ускоренной амортизации и строго адресного использования амортизационных средств на
предусмотренные цели;
г) использование кредитных ресурсов на техническое перевооружение предприятий и организацию выпуска продукции, способной конкурировать с лучшими мировыми фирмами;
д) принятие мер по активизации омертвленного основного капитала на предприятиях;
е) преоб¬разование закрытых акционерных обществ в открытые;
ж) отработать механизм банкротства и санации предприятий, рассчитанный на эффективное внешнее управление, на реальное оздоровление экономики и финансов предприятий;
з) осуществление мер по совершенствованию управления акционерными обществами как с участием государственного капитала, так и приватизированных предприятий, способствовать созданию в структуре управления обществами подразделений, отвечающих за разработку стра¬тегии поведения на рынке, за финансовый менеджмент, маркетинг, кадровую политику;
и) обес¬печение защиты прав акционеров.
В сфере государственной собственности необходимо сохра¬нять контроль за крупными предприятиями, имеющими важное значение для национальной эко¬номики, снять ограничения на сроки закрепления в государственной собственности пакетов акций акционированных предприятий.
В области создания инфраструктуры государственного регулирования экономики целесооб¬разно осуществить следующие меры.
Во-первых, сконцентрировать усилия на создании системы индикативного планирования и программирования национальной экономики. Предстоит законодательно определить статус индикативных планов, их место в системе экономических регуляторов и порядок разработки, подготовить специальный Закон «Об индикативном планировании и долгосрочных национальных программах социально-экономического развития».
Во-вторых, сформировать институт и инфраструктуру государственных заказов, обеспечить с использованием последних развитие оборонных отраслей, стимулирование опережающих научных исследований, создание и внедрение новейших поколений новой техники и технологии.
В-третьих, придать новое качество Министерству экономики. Ему должна принадлежать лидирующая роль в разработке долго- и среднесрочной экономической политики, индикативных планов, целевых программ по их реализации, выработке совместно с другими экономическими ведомствами (в том числе Министерством финансов и ЦБР) непротиворечивой системы эко¬номических регуляторов.
В-четвертых, провести четкое разграничение полномочий по управлению госсобственностью между Госкомимуществом РФ и отраслевыми органами.
В-пятых, определить в качестве задач отраслевых органов управление унитарными предприятиями, участие в управлении акционерными обществами с помощью пакетов акций, поддержку предпринимательства за счет государственных средств, финансирование целевых программ.
3.2. Государственная поддержка предпринимательства
Условиями создания должной законодательной базы государственной политики в области развития и поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) являются:
а) подготовка и принятие новых льгот в рамках государственной поддержки малого предпринимательства (что сейчас и обсуждается в правительстве);
б) подготовка и принятие федерального закона, регламентирующего восстановление и развитие кооперационных связей малого, среднего и крупного предпринимательства;
в) обеспечение гарантий стабильности норм налого¬обложения МСП на срок до трех лет, в первую очередь стабильности установленных для него налоговых льгот;
г) включение в Экспертный совет по малому предпринимательству представителей научных коллективов, занимающихся исследо¬ваниям и практическими разработками в области политики развития и государственной под¬держки МСП.
Установление паритетности обмена между АПК и другими сферами экономики требует использования различных методов государственного регулирования ценообразования, в част¬ности:
1) государственного контроля за ценами и тарифами естественных монополий, участвующих в формировании издержек АПК;
2) воздействия на формирование цен на продукцию предприятии, произво-
дящих и реализующих материально-технические ресурсы селу.
Одним из внутренних резервов повышения эффективности может стать более углубленная интеграция и кооперация производства, переработки и реализации продукции. Интеграция не только по традиционной схеме «поле - магазин», но и финансовая, предполагающая тесное взаимодействие с государством и взаимную заинтересованность участников.
Целесообразно объявить состояние земельных ресурсов и почвенного плодородия зоной национального бедствия, реанимировать программу «Почвенное плодородие», придав ей статус закона и обеспечив финансирование за счет защищенных статей бюджета, а также уголовную ответственность за ее невыполнение.
3.3. Государственное регулирование внешнеэкономических связей
Одна из важнейших задач государственного регулирования внешнеэкономических связей - формирование модели импортной политики, способствующей достаточно быстрому и эффективному реструктурированию российской экономики. Основной акцент должен быть сделан на продуманной таможенной политике, которая в условиях предстоящего вступления России в ВТО/ГАТТ должна опираться на максимально дифференцированный тариф, признаваемый мировым сообществом в качестве ключевого регулятора внешней торговли.
Для повышения экспортного потенциала страны нужно обеспечить:
а) определение главных отраслей экономики страны, нуждающихся в таможенной защите;
б) формирование механизмов и инструментария защитных мер;
в) определение продолжительности и возможных пределов их применения с учетом требований развития конкурентной среды;
г) введение госмонополии на ввоз некоторых видов продукции (фармацевтика, алкоголь и табачные изделия, зерно) и на вывоз ряда товаров (нефть и нефтепродукты, цветные и редкие металлы), с тем, чтобы упорядочить внешнюю торговлю ими, увеличить бюджетные доходы и обеспечить по соответствующим позициям га¬рантированное снабжение внутреннего рынка по обоснованным ценам;
д) скорейшее принятие и последовательное применение Федерального закона «О защите экономических интересов РФ во внешней торговле»;
е) пересмотр и упорядочение всей законодательной и нормативно-правовой базы внешней торговли, приведение ее в соответствие с мировой практикой.
В целом предстоит освоить и внедрить в практику регулирования весь набор финансово-экономических методов, позволяющих, не нарушая установленных правил свободной торговли, осуществлять защиту национально-государ-ственных интересов и обеспечивать экономическую безопасность страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государство призвано выполнять, прежде всего, свою главную функцию - быть по¬литическим организатором общества, его социальных и прежде всего эко¬номических отношений. Кроме этого, оно само должно стать активным субъектом рынка, т.е. быть собственником, активно участвующим в рыноч¬ных отношениях на основе свободно заключаемых договоров купли-продажи, контрактов, госзаказов и т.д., и тем самым воздействовать на рынок, на его цены, соотношение спроса и предложения, использование ре¬сурсов и т.п. Аккумулируя значительные средства в бюджете, государство выступает в роли кредитора коммерческих банков, частных фирм и компа¬ний, а нередко оно само является заемщиком, оказывая через кредитную систему активное воздействие на денежное обращение, инвестиционную политику и на другие рыночные отношения.
Государственное регулирование экономики является необходимым для осуществления социальной политики, вообще стратегии социализации в широком смысле. Коллективное потребление или удовлетворение общественных потребностей (здравоохранение, образование, поддержка неимущих и пр.) невозможны без использования государственных рычагов и организаций.
Хотелось бы особо подчеркнуть, имея в виду день сегодняшний, потребность общества в государственной поддержке и подчас организации фундаментальных научных исследований, а также защиты среды обитания.
Государственное регулирование, таким образом, обусловлено появлением новых экономических потребностей, с которыми рынок по своей природе не может справиться.
И, хотя подобное регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно - командной системе, все же здесь экономическая роль государства велика, особенно по сравнению с системой свободной конкуренции.
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально - экономической системы к изменяющимся условиям.
По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Объективная возможность государственного регулирования появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.
Интересным с точки зрения изучения механизма государственного регулирования экономики является слияние субъектов государственной и частной экономической политики и возникновение в результате этого новых регулирующих органов, не вписывающихся теоретически в классическую схему парламентской или президентской республики. Например, создается орган из представителей союзов предпринимателей, профсоюзов и исполнительной власти для регулирования тарифных соглашений между предпринимателями и трудящимися. Организуются комитеты, советы по поддержанию или развитию отдельных отраслей из представителей министерства экономики и отраслевых союзов предпринимателей. Аналогичные советы создаются для осуществления государственных региональных программ. Основная часть таких органов формально осуществляет консультативную деятельность, но в действительности решающим образом воздействует на государственную экономическую политику. К таким органам относятся различные советы экспертов при правительстве, министерствах экономики, финансов, социального обеспечения, отдельных их управлениях, центральном банке, правлениях государственных железных дорог, почт и телеграфа и др. Другая группа государственно-частных органов хозяйственного регулирования - это советы по сферам деятельности, например, научно-технический, военно-промышленный, по региональной политике, по внутренним водным путям сообщений, по профессиональному образованию.
Механизм государственного регулирования экономики постоянно совершенствуется, независимо от того, ориентируются правительства на монетаристские принципы экономической политики или склонны использовать более жесткие бюджетные инструменты регулирования. В современных условиях практика государственного регулирования экономики оказалась достаточно результативной, чтобы не допустить всеобщих кризисов и социально-опасных масштабов безработицы.
Литература
1. Указ Президента России от 4 ноября 1994 года N 2063 (с изм. от 18.01.2002 N 60) «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации».
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 104 «О возложении на Министерство экономики Российской Федерации функций уполномоченного федерального государственного органа по государственному регулированию создания, деятельности и ликвидации финансово - промышленных групп».
3. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 15 июня 1993 г. N 553 «О разработке прогноза социально-экономического развития и комплексных мер государственного регулирования экономики Российской Федерации на 1994 год».
4. Бокарева Л. Стратегии государственного регулирования экономики//Экономист.
5. 1993. - № 7.
6. Бункин М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. - М., 1995.
7. Курс экономики. Под ред. Райзберга Б.Л.. - М., 1997.
8. Магомедов Ш., Петросян Д., Шульга В. Государственное регулирование рыночной экономики//Экономист. - 1999. - № 8.
9. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики// РЭЖ. - 1997. - № 4.
10. Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. - М., 1992.
11. Экономика. Под ред. Булатова. - М., 1995.
12. Экономическая теория. Под ред. Добрынина А.И., Тарасевича А.С. - СПб., 2000.

 

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
6 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR