Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта сайта
загрузка...

Государственная власть

загрузка...
Государственная власть
Введение 3
1. Понятие и свойства государственной власти 5
2. Признаки государственной власти 8
3. Методы осуществления государственной власти 11
4. Структура государственной власти 16
Заключение 23
Список использованных источников и литературы 25
Введение
Проблема работы заключается в необходимости понимания, что такое власть. Известно, что государственная власть является не единственным видом власти. Власть присуща любой организованной, устойчивой и целенаправленной общности людей.
Актуальность работы заключается в том, что государственная власть как категория соответствуют определенному характеру и уровню общественной жизни в данный момент времени. Она заключается в отношении подчинения воли отдельных лиц и их объединений руководящей в данном обществе воле.
Степень разработанности темы. Существует богатая научная традиция изучения государственной власти. Власть часто рассматривалась как право, как воля и как сила, которые лежат в основе понимания государственной власти и целым рядом современных ученых. Обоснованием и развитием научных взглядов на государственную власть в приведенном контексте активно занимались такие известные ученые, как И.А. Ильин, Б.А. Кистяковский, Н.М. Коркунов, П.И. Новгородцев, Г.Ф. Шершеневичи многие другие. Сущностный аспект государственной власти наиболее ярко проявляется в конфликтологическом и функционалистском подходах к ней, разработанных соответственно К. Марксом и Т. Парсонсом. Сторонники теории конфликта подчеркивают в этом явлении борьбу за ограниченные ресурсы; а функционалисты придают главное значение формам сотрудничества.
Объектом исследования выступает государственная власть.
Предметом исследование являются свойства государственной власти, методы ее реализации и структура.
Цель работы состоит в изучении специфики государственной власти.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
1. Охарактеризовать понятие и свойства государственной власти.
2. Рассмотреть признаки государственной власти.
3. Охарактеризовать методы осуществления государственной власти.
4. Изучить структуру государственной власти.
Основными методами исследования выступили анализ содержания источников литературы, а также сравнительный и описательный методы.
Структура работы подчинена логике научного исследования и состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.
1. Понятие и свойства государственной власти
Государственная власть выступает в качестве основной категории государствоведения и наиболее важным феноменом общественной жизни людей. В понятии «государственная власть» заключаются наиболее важные аспекты процесса борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений.
Государственная власть является разновидностью социальной власти, однако имеет множество качественных особенностей. Термины «государственная власть» и «политическая власть» в научной и учебной литературе обычно отожде ствляются. Государственная (политическая) власть была охарактеризована, например, представителями марксизма именно как «организованное насилие одного класса для подавления другого» . Однако все виды государственной власти, особенно демократический, не допустимо сводить к «организованному насилию».
Государственная власть имеет реальную возможность управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования, принуждения.
Особенностью государственной власти также является то, что субъект и объект такой власти обычно не совпадают, чаще всего отчетливо разделены властвующий и подвластные. Тенденция сближения субъекта и объекта власти возникает в демократическом обществе, что ведет к их частичному совпадению. В таком обществе каждый гражданин является не только подвластным; как член демократического общества он вправе быть индивидуальным первоносителем и источником власти. Он обладает правом и должен активно участвовать в формировании выборных (представительных) органов власти, выдвигать и выбирать кандидатуры в эти органы, контролировать их деятельность, быть инициатором их роспуска, реформирования. Участвовать в принятии государственных, региональных и других решений через все виды непосредственной демократии - право и долг гражданина. Таким образом, «при демократическом режиме нет только властвующих и только подвластных. Даже высшие органы государства и высшие должностные лица имеют над собой верховную власть народа, являются одновременно объектом и субъектом власти» .
Однако полное совпадение субъекта и объекта отсутствует даже в демократическом обществе. Если демократическое развитие приведет к такому совпадению, то государственная власть утратит политический характер, превратится в непосредственно общественную, без органов государства и государственного управления.
Государственная власть воплощается через систему государственного управления, которое является целенаправленным воздействием государства на общество в целом, на различные его сферы (экономическую, социальную, духовную) для выполнения стоящих перед обществом задач и функций.
Важнейшая особенность государственной власти состоит в том, что она реализуется через деятельность государственных органов и учреждений. Однако сам властвующий субъект может реализовать государственную власть и без системы государственных учреждений. Например, народ через референдум и другие институты непосредственной (прямой) демократии принимает важнейшие государственные решения. Властвующий субъект в этом случае свою власть не передает органам государства, а наделяет их властными полномочиями.
Государственная власть также является централизованной организацией силы. Сила авторитета присуща любой власти: чем глубже власть выражает интересы народа, всех слоев общества, тем больше она опирается на силу авторитета, на добровольное и сознательное подчинение ей.
Пока государственная власть существует, у нее будут и «предметно-материальные источники силы - вооруженные организации людей или силовые учреждения (армия, полиция, органы государственной безопасности), а также тюрьмы и другие принудительные вещественные придатки» . Организованная сила обеспечивает принудительную способность государственной власти, является ее гарантом. Однако прежде всего она должна направляться разумной и гуманной волей властвующего субъекта. Если для решения внутренних проблем государственная власть опирается только на предметно-материальную силу, это верное доказательство ее нестабильности и непрочности, отсутствия у нее глубоких и прочных корней в обществе. Применение всей наличной силы имеет безусловное оправдание при отражении агрессии извне или пресечении преступности.
Таким образом, государственная власть выступает концентрированным выражением воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.
2. Признаки государственной власти
Государственная власть возникает и проявляется прежде всего в отношениях между людьми, то есть в обществе. Власть необходима для того, чтобы организовать общество. Власть выступает взаимодействием воли властвующих и воли подвластных. Воля ─ это «сторона сознания человека, активная, деятельная, выражающаяся в стремлении изменить окружающую среду, изменить отношения человека» . Власть должна опираться на что-либо, иначе воля властвующих не может быть реализована.
Власть в обществе бывает различной. В зависимости от областей, в которых она проявляется, ее можно рассматривать по-разному. Можно выделить такие виды власти, как экономическая власть, идейная власть, семейная власть, политическая власть. Государственная власть является разновидностью социальной власти.
Государственная власть от других видов социальной власти отличается наличием черт, которые и предопределяют ее признаки:
1. Монополия на издание общеобязательных велений;
2. Монополия на применения государственного принуждения.
Признаками же государственной власти является следующее:
1) Всеобъемлющий характер (универсальность). Это подразумевает, что государственная власть распространяется на всю территорию и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этой территории. Государственная власть обладает возможностью законно применять принуждение.
2) Прерогатива государственной власти. ПГосударственная власть уполномочена разрешить, приостановить, запретить, признать ничтожным проявление любой иной власти на своей территории.
3) Структурированность государственной власти. Государственная власть реализуется в виде особого аппарата, в котором все органы связаны между собой иерархической соподчиненностью. Это внешняя сторона структурированности. Помимо этого, каждый орган власти имеет собственную жесткую структуру: он состоит из органов и должностных лиц, связанных между собой иерархической соподчиненностью. Это внутренняя структура органов государства означает внутреннюю сторону структурированности государственной власти.
4) Государственная власть имеет особые каналы для передачи своих велений, которых нет у иных властей (право, законодательство) и особые средства воздействия на население, которых нет и иных властей (систему исправительных учреждений, милицию, внутренние войска и т. д.).
5) Государственная власть всегда является авторитетом. Авторитет определяется различными факторами, чаще всего ─ это насилие, принуждение, но может быть и подлинный авторитет.
6) Государственная власть связана с правом, она обладает монополией на правотворческую деятельность, а право ─ самый эффективный регулятор общественных отношений.
7) В основе государственной власти современных государств лежит принцип разделения властей .
После рассмотрения признаков государственной власти, можно сказать, что организация власти с появлением государства сосредоточиваются в руках особых органов, которые постоянно занимаются управлением общественными делами, то есть власть осуществляется через «аппарат власти» и основывается на институтах организованного, государственного принуждения. Власть призвана служить обществу, обеспечивать его целостность, надлежащее функционирование, служить личности, обеспечивая и охраняя права и свободы граждан.
Если государственная власть опирается только на насилие и принуждение, то она непрочна и недолговечна, т.к. порождает в обществе растущее противодействие. Она нуждается в идеологии, т.е. системе идей, которые тесно связаны с интересами властвующего субъекта. Власть с помощью идеологии объясняет и оправдывает свои цели и задачи, методы и способы их достижения, выполнения. Идеология гарантирует власти определенный авторитет, доказывает тождественность ее целей народным интересам и целям. В зависимости от того, насколько совпадают интересы и цели властвующих и подвластных, государственная идеология бывает популистской, мифической и лживой.
Решая стоящие перед ней задачи, государственная власть непрерывно воздействует на общественные процессы и сама выражается в особом виде отношений - властеотношениях, которые и образуют специфическую политико-правовую ткань общества.
3. Методы осуществления государственной власти
Существует множество разновидностей реализации государственной власти. Роль методов морального и особенно материального стимулирования значительно повысилась в современных условиях. Используя их, государственные органы воздействуют на интересы людей и тем самым подчиняют их своей властной воле.
Убеждение и принуждение, несомненно, относятся к общим, традиционным методам осуществления государственной власти. Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают государственную власть на всем ее историческом пути.
Убеждение выступает «методом активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций» . Совокупность идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание образует механизм убеждения, его результатом является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных социальных ценностей.
Превращение идей, взглядов в убеждения связано с деятельностью сознания и чувствами человека. Общественные интересы и требования власти, только пройдя через сложный механизм эмоций, через сознание, идеи, приобретают личностное значение. Убеждения тем и отличаются от простого знания, что они неотделимы от личности, становятся ее узами, из которых она не может вырваться, не причинив вреда своему мировоззрению, духовно-нравственной ориентации. По мысли Д.И. Писарева, «готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно в нашей собственной голове...» Известный русский публицист и философ второй половины XIX в. вовсе не исключал воспитательного, убеждающего воздействия со стороны других людей, он лишь делал акцент на самовоспитание, на собственные умственные усилия человека, на постоянный «труд души» по выработке прочных убеждений. Идеи быстрее превращаются в убеждения, когда они выстраданы, когда человек самостоятельно добыл и усвоил знания.
Именно с помощью метода убеждения формируются инициатива и чувство ответственности людей за свои действия и поступки. С развитием цивилизации, ростом политической культуры роль и значение этого метода осуществления государственной власти закономерно возрастают.
Государственная власть не может существовать без особого, только ей присущего вида принуждения - государственного принуждения. Властвующий субъект, используя его, навязывает свою волю подвластным. Государственная власть в этом понимании отличается, в частности, от авторитета, который тоже подчиняет, но в государственном принуждении не нуждается.
Государственное принуждение - это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.
Государственное принуждение само по себе выступает острым и жестким средством социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее, что обеспечивает безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. С помощью принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.
Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может породить произвол государственных органов, который ставит личность в незащищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом - тираническим, деспотическим, тоталитарным.
Государственное принуждение признается правовым, если его вид и мера строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового «насыщения» государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно:
а) подчинено общим принципам данной правовой системы,
б) является по своим основаниям единым, всеобщим на территории всей страны,
в) нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения,
г) действует через механизм прав и обязанностей, д) оснащено развитыми процессуальными формами» .
Чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем в большей мере оно выполняет функции позитивного фактора развития общества и в меньшей - выражает произвол и своеволие носителей государственной власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым.
Формы государственного правового принуждения весьма многообразны. Это меры предупредительного воздействия - проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение - административное задержание, привод, обыск и т. д.; меры защиты - восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.
Однако всякая власть устойчива и сильна прежде всего за счет своей социальной основы. Государственная власть «функционирует в обществе, разделенном на классы, различные социальные группы с противоречивыми, часто непримиримыми интересами» . Разнонаправленные социальные, национальные силы без сильной, активно функционирующей государственной власти могут разделить общество на части. Для разрешения социальных противоречий, для организации межличностных, межгрупповых, межклассовых и общенациональных отношений, гармонизации различных интересов государственная власть ищет поддержку в обществе, добивается доверия к себе у тех или иных слоев социума. Решить такие задачи способна только демократическая власть.
Легитимность - это важнейшее условие стабильности государственной власти. Это вера народа в гуманные цели и действия власти, доверие к ней.
Государственная власть всегда стремится создать в обществе представление о себе как об образцово нравственной, даже если это не соответствует действительности. Еще в Древних Греции и Риме сложились нравственные идеалы, к которым должна стремиться власть: она существует только для добра, реализуется для общего блага, всегда следует за справедливостью и т.д. Вот почему власть, преследующая цели и использующая методы, противоречащие нравственным идеалам и ценностям, признавалась и признается аморальной, лишенной нравственного авторитета.
Для государственной власти, ее полноценности большое значение имеют исторические, социально-культурные, национальные традиции. Если власть опирается на традиции, то они укореняют ее в обществе, делают более прочной и стабильной. Не случайно как прошлые, так и современные государства бережно относились и относятся к традициям, своим историческим, национальным, социально-культурным корням. Таким образом, государственная власть, экономически, социально и нравственно детерминированная, опирающаяся на традиции, ценности, принятые в обществе, становится в глазах народа авторитетной и уважаемой. Она значительно реже использует метод государственного принуждения для достижения своих целей.
4. Структура государственной власти
Властные отношения имеют структуру. Субъект государственной власти и объект власти (подвластные) выступают сторонами отношений в данном случае, а содержание заключается в единстве передачи или навязывания воли властвующего подвластным и подчинение (добровольное или принужденное) последних этой воле.
Субъектом государственной власти «могут быть социальные и национальные общности, классы, народ, от имени которого действуют органы государства. Объектом власти выступаютя индивиды, их объединения, слои и общности, классы, общество» .
Суть властных отношений состоит в том, что одна сторона - властвующий - навязывает свою волю, обычно возведенную в закон и юридически обязательную, другой стороне - подвластным, направляет их поведение и действия в русло, определенное правовыми нормами.
Методы доминирования властвующего субъекта зависят от интересов и волевой позиции сторон. Если интересы и воля властвующего субъекта и подвластных совпадают, то отношения реализуются беспрепятственно, без внешнего воздействия. Если же в чем-то интересы и воля сторон расходятся, то уместны и эффективны методы убеждения, стимулирования, согласования (компромиссы). В случаях, если позиции властвующего и подвластных противоположны и непримиримы, используется метод государственного принуждения.
В широкой трактовке понятия государственная власть осуществляется всеми государственными органами и должностными лицами государства. В более узкой трактовке государственная власть принадлежит высшим (центральным) органам государства. Именно этот уровень ─ предмет развернутой конституционной регламентации, который определяет систему высших органов власти, порядок их формирования, компетенцию и т.д.
Из возможных принципов, положенных в основу организационных форм осуществления государственной власти, доказал свое преимущество исторически принцип разделения властей. В наибольшей мере он соответствует демократической республиканской форме правления в отличие от принципа единовластия, когда вся полнота власти сосредоточена в единой структуре, служит известной гарантией против опасности превращения государственной власти в авторитарно-тоталитарную диктатуру. Другой такой гарантией служит требование связанности государственной власти правом.
Государственную власть в Российской Федерации по Конституции РФ 1993 года (статья 11, часть 1) осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание ─ парламент РФ, Правительство РФ, суды РФ. Эта статья конкретизирует предыдущую статью 10 Конституции РФ, согласно которой государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Этому принципу соответствует не только организация федеральной государственной власти, но и организация государственной власти на уровне субъектов федерации (статья 11, часть 2), которые, однако, имеют возможность сами детализировать этот общий принцип .
В общей структуре государственной власти ведущая роль законодательной власти объяснима тем, что, во-первых, осуществляющий ее орган ─ парламент ─ обладает легитимацией путем прямого волеизъявления населения страны (всеобщие выборы) и выступает, таким образом, как орган народного представительства; во-вторых, эта ветвь власти наделена исключительным правом законодательствовать и именно она создает ту правовую основу, в рамках которой только и могут действовать другие ветви государственной власти. Законодательную власть в Российской Федерации осуществляет Федеральное Собрание ─ парламент РФ. Законодательная власть в субъектах Российской Федерации осуществляется их законодательными (представительными) органами, которые имеют разные названия (в силу исторических традиций, использования национального языка и др.). Субъект федерации может законодательствовать по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов и по предметам собственного ведения субъектов федерации.
Значение исполнительной власти заключается в том, непосредственное управление государственными делами возложено именно что на нее, для чего ей предоставлены широкие распорядительные функции. Исполнительная власть осуществляется сложной соподчиненной структурой государственных органов (управленческий аппарат), возглавляемой Правительством РФ. На эту ветвь власти возложено исполнение законов, отсюда и ее название. Ее именуют также правительственной властью, однако Конституция РФ это понятие не использует.
Основной задачей судебной власти является «разрешение конфликтов и споров, возникающих в общественной и государственной жизни, восстановление нарушенных прав, наказание тех, кто преступил правопорядок и нарушил закон» . Конституция РФ первой из российских конституций использовала понятие «судебная власть», чтобы подчеркнуть ранее недооцененные роль и значение правосудия в жизни общества и государства. Главная задача постепенно реализуемой судебной реформы в РФ ─ утверждение судебной власти как самостоятельной и действующей независимо от законодательной и исполнительной властей.
Судебная власть реализуется только судом, никто другой в РФ не вправе вершить правосудие. Конституция и закон наделяют судей как носителей судебной власти особым правовым статусом. В соответствии с Конституцией РФ (статья 118, часть 2) судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Каждое из них охватывает определенные виды дел, разбирательство по которым происходит в жестких рамках, установленных процессуальным законом процедур.
Термины «соединение» и «разделение» властей олицетворяют принципы организации и механизм реализации государственной власти. Однако государственная власть по своей сути едина и дробиться на части не может. У нее единый первоисточник - общность, класс, народ. А вот организуется и осуществляется она по-разному. Исторически первой была такая организация государственной власти, при которой вся ее полнота сосредоточивалась в руках одного органа, обычно монарха.
Принцип соединения законодательной, исполнительной и отчасти судебной власти оказался весьма живучим, поскольку подобное соединение обладает рядом достоинств:
а) обеспечивает оперативное решение любых вопросов;
б) исключает возможность перелагать ответственность и вину за ошибки на другие органы;
в) «освобождает» от борьбы с другими органами за объем властных полномочий и т.д.
Этот принцип находил поддержку у видных мыслителей. Гегель, например, писал: «Государственная власть должна быть сосредоточена в одном центре, который принимает необходимые решения и в качестве правительства следит за проведением их в жизнь» .
Однако сосредоточение в одном органе всей полноты власти опасно неустранимыми недостатками и пороками. Всевластные органы становятся совершенно бесконтрольными, они могут выйти и из-под контроля властвующего субъекта (первоисточника власти). При такой организации государственной власти открывается простор для установления и функционирования диктаторских и тиранических режимов.
Принцип разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.
Смысл данного принципа заключается в том, что единая государственная власть подразделяется организационно и институционально на три относительно самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Как писал Ш. Монтескье, «чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга» .
Действующие на основе указанного принципа высшие органы государства обладают самостоятельностью. Но все же среди них должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Создатели учения о разделении властей полагали, что лидирующая роль должна принадлежать законодательным (представительным) органам.
Исполнительная власть, олицетворяемая президентом и правительством, должна быть подзаконной. Ее главное предназначение - исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти находится большая сила - чиновничий аппарат, «силовые» министерства и ведомства. Все это составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти как раз органами исполнительной власти.
Самой высокой степенью независимости призвана обладать судебная власть (органы правосудия). Особая роль суда обусловлена тем, что он - арбитр в спорах о праве.
В той или иной мере принцип разделения властей осуществляется во всех демократических странах. Его плодотворность определяется многими факторами. Во-первых, реализация этого принципа приводит неизбежно к разделению труда между органами государства, в результате чего обеспечивается повышение эффективности их деятельности (поскольку каждый орган специализируется на «своей» работе), создаются условия для роста профессионализма их работников. Во-вторых, данный принцип способствует решению сложнейшей проблемы - создать непрерывно действующий конституционный взаимоконтроль высших органов государства, чем предупреждаются сосредоточение власти в руках одного из органов и установление диктатуры. Наконец, в-третьих, умелое использование принципа разделения властей взаимоусиливает высшие органы государства и повышает их авторитет в обществе .
Рассматриваемый принцип воплощает немалые возможности для негативных последствий. Нередко законодательные и исполнительные органы стремятся переложить друг на друга ответственность за неудачи и ошибки в работе, между ними возникают острые противоречия и др.
Проблема соотношения государственной власти и государства на настоящий момент мало исследована. Государственная власть и государство находятся в сложном диалектическом единстве, поэтому к вопросу о соотношении между ними можно подходить с разных точек зрения. Если под государством понимать политико-территориальную организационную форму общества, то государственная власть выступает важнейшим признаком государства, корни которого уходят глубоко в общество. Если под государством имеется в виду особым образом организованный механизм (аппарат) политической (государственной) власти, то они соотносятся как содержание и форма. Причем характер государственной власти определяет особенности государства, его механизма. Так, принадлежность власти эксплуататорскому меньшинству (властвующей олигархии), необходимость навязывать волю властвующего меньшинства подвластному большинству выдвигают в механизме государства на первый план принудительные, карательные органы. Напротив, в демократических странах государство, его органы служат обществу, а в механизме государства важнейшими становятся органы, осуществляющие общесоциальные функции.
Итак, государственная власть - это способность государства, его структур с помощью легитимных средств подчинять поведение отдельных индивидов, групп людей или всего общества общей (государственной) воле. Отличие такого вида власти от других ее видов - в наличии группы людей, которые властвуют, в чьих руках находится аппарат проведения в жизнь государственной воли.
Залючение
Государственная власть реализуется через государственное управление, которое является целенаправленным воздействием государства, его органов на общество в целом, на различные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций.
Пока государственная власть существует, у нее будут и предметно-материальные источники силы - вооруженные организации людей или силовые учреждения (армия, полиция, органы государственной безопасности), а также тюрьмы и другие принудительные вещественные придатки.
Рассмотрение признаков государственной власти приводит к выводу, что всякая власть социальна. Она возникает и проявляется в отношениях между людьми, то есть в обществе (социуме). Власть нужна прежде всего для того, чтобы организовать общество. Власть имеет волевой характер. Всякая власть является проявлением человеческой воли.
Если государственная власть опирается только на насилие и принуждение, то она непрочна и недолговечна, т.к. порождает в обществе растущее противодействие. Объективно она нуждается в идеологии, т. е. системе идей, которые тесно связаны с интересами властвующего субъекта. Власть с помощью идеологии объясняет и оправдывает свои цели и задачи, методы и способы их достижения, выполнения. Идеология гарантирует власти определенный авторитет, доказывает тождественность ее целей народным интересам и целям.
Убеждение и принуждение, несомненно, относятся к общим, традиционным методам осуществления государственной власти. Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают государственную власть на всем ее историческом пути. Государственное принуждение - это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.
Властеотношения, как и любые отношения, имеют структуру. Субъект государственной власти и объект власти (подвластные) выступают сторонами данных отношений, а содержание образуют единство передачи или навязывания воли властвующего подвластным и подчинение (добровольное или принужденное) последних этой воле.
В широкой трактовке понятия государственная власть осуществляется всеми государственными органами и должностными лицами государства. В более узкой трактовке государственная власть принадлежит высшим (центральным) органам государства.
Из возможных принципов, положенных в основу организационных форм осуществления государственной власти, доказал свое преимущество исторически принцип разделения властей. Принцип разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.
Список использованных источников и литературы
1. Добролюбов, А.И. Власть как техническая система: О трех великих социальных изобретениях человечества. Минск: Наука и техника, 2006. 239 с.
2. Кожев, А. Понятие Власти. М.: Праксис, 2007. 182 с.
3. Лефорт, К. Формы истории. Очерки политической антропологии. СПб.: Наука, 2007. 275 с.
4. Олейник, И. Политология. М.: ФОРУМ, 2008. 160 с.
5. Панарин, А.С. Политология. М.: Гардарики, 2009. 480 с.
6. Политология / Под ред. В.А. Ачкасова. М.: Юрайт-Издат, 2006. 692 с.
7. Сергунин, А.А. Суверенитет: эволюция концепта // Политэкс. 2010. № 4. С. 23-29.
8. Соловьев, А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М.: Аспект Пресс, 2010. 559 с.
 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
34 гостей
Проверить тИЦ и PR