Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
Главная arrow Рефераты arrow Философия, Политология, Социология arrow Основные направления компьютеризации управления системами

Основные направления компьютеризации управления системами

Основные направления компьютеризации управления системами
Введение 3
1. Тенденции компьютеризации образования 4
2. Место компьютеризации в управлении образовательными системами 9
3. Основные структуры применения вычислительной техники в школьном образовании 17
Заключение 25
Список литературы 26
Введение
В современных условиях научно-технический прогресс, реорганизация и ускорение динамики социальных процессов повышают требования к развитию творческой личности, способной ориентироваться в быстро меняющихся условиях и самостоятельно принимать решения относительно своего профессионального самоопределения и социальной направленности.
Актуальность работы заключается в рассмотрении высокой социальной значимости компьютеризации научно-исследовательской деятельности и нерешенности многих проблем, возникающих в практике функционирования компьютеризированных образовательных систем.
Цель работы состоит в изучении основных направлений компьютеризации управления образовательными системами.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
1) рассмотреть тенденции компьютеризации образования;
2) определить место компьютеризации в управлении образовательными системами;
3) изучить основные структуры применения вычислительной техники в школьном образовании.
Компьютер выступает в качестве специфического, сложного, динамически изменяющегося орудия, опосредствующего деятельность исследователей. В образовательных системах компьютеризация является одной из внешних детерминант в более сложной системе внешней и внутренней детерминации научно-исследовательской деятельности.
1 Тенденции компьютеризации образования
Проблема информатизации и компьютеризации всех сфер человеческой деятельности является одной из глобальных проблем современного мира. Причина этого - в повышении роли информации, превращении ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Стремительный скачок в развитии аппаратных средств за последние годы сделал компьютеры достаточно доступными. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование можно является логичным и необходимым шагом в развитии современного информационного мира в целом.
Приоритетность этой проблемы усиливается еще и тем, что она является принципиально новой. Отсутствует опыт прошлых веков и тысячелетий, как в классической педагогике. Развитие происходит одновременно во многих направлениях.
Различные концепции и теории, складывающиеся в рамках педагогики, психологии, лингвистики, кибернетики, информатики соединяются в новую своеобразную систему, выступающую как информационная педагогика.
Компьютеризация обучения, в узком смысле - «применение компьютера как средства обучения, в широком - многоцелевое использование компьютера в учебном процессе» [3; с. 44]. Ее основной целью является подготовка подрастающего поколения к жизни в информатизированном обществе, повышение эффективности обучения путём внедрения средств информатизации. При этом выделяется два направления компьютеризации обучения: овладение всеми способами применения компьютера в качестве средств учебной деятельности и использование компьютера как объекта изучения.
Компьютерная грамотность выступает элементом информационной культуры личности, предполагающей способность человека осознать и освоить информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей и свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему.
Специфика компьютера как нового вида технических средств обучения состоит в следующем:
- значительный объем памяти современных компьютеров, позволяющий хранить и оперативно использовать большие массивы учебной информации;
- высокое быстродействие компьютера, значительно повышающее реактивность данного вида ТСО;
- способность анализировать ответы и запросы учащихся;
- диалоговый режим связи учебного материала с обучаемым, воспроизведение некоторых функций преподавателя;
- наличие обратной связи, т.е. возможность осуществления коррекции самим обучаемым (справочная информация выбирается из памяти компьютера либо самим учащимся, либо на основе автоматической диагностики ошибок, допускаемых учащимся в ходе работы);
- адаптивность, обеспечивающая возможность изучения и повторения учебного материала, тренировки, контроля с различной степенью глубины и полноты, в различном темпе и последовательности с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
- возможность в автоматическом режиме проводить многофакторный сбор и анализ статистической информации о работе класса, получаемой в процессе компьютеризованного занятия, без нарушения естественности протекания урока (компьютер способен фиксировать затраченное на выполнение задания время, количество верных и неверных ответов, число обращений к справочной информации, количество попыток при выполнении заданий и другие данные, которые помогают учащемуся внести коррективы в свою учебную деятельность, а преподавателю - выработать индивидуальный подход как к отдельному обучаемому, так и к группе в целом) [2; с. 37].
Вместе с тем, нельзя игнорировать возможные негативные последствия бесконтрольного использования средств современных информационных технологий:
1) возможный вред здоровью (например, при длительной и бесконтрольной работе за компьютером);
2) педагогически немотивированное их использование (например, игнорирование дидактических принципов обучения, использование средства только ради самого факта его применения, преобладание игровой компоненты над учебной);
3) реальна опасность свертывания социальных контактов, индивидуализма в производственной и общественной жизни.
В то же время, педагогические возможности средств современных информационных технологий реализуются не в полной мере. В связи с этим назрела необходимость создания теоретической базы, описывающей педагогическую целесообразность использования средств современных информационных технологий и методику, обеспечивающую реализацию этих возможностей [2; с. 42].
Необходимо соблюдение системы дидактических, методических, эргономических, эстетических, программно-технических и других требований к проектированию и применению современных программных средств.
При компьютеризации образования возникают проблемы: дидактические, методические, информационные, профессиональные и организационные, каждая из которых, в свою очередь, предполагает решение соответствующих теоретических и практических задач, что требует специальных исследований с привлечением педагогов, программистов, специалистов в области информационных технологий, дизайнеров и многих других.
Использование компьютера в учебных целях вносит значительные изменения в деятельность учащегося. Он освобождается от необходимости выполнения рутинных операций; имеет возможность, не обращаясь к педагогу, получить требуемую информацию; избавляется от страха допустить ошибку; получает возможность приобщения к исследовательской работе.
Однако компьютер не может и не должен вытеснить из учебного процесса педагога, новые информационные технологии обучения не могут полностью заменить традиционные технологии. Основными функциями преподавателя в учебном процессе с применением компьютера становятся: отбор учебного материала и заданий, планирование процесса обучения, разработка форм предъявления информации обучаемым, контроль и коррекция процесса обучения.
В качестве основных педагогических целей информатизации образования выступают:
- развитие личности обучаемого, подготовка к жизни в условиях информационного общества (развитие мышления и умения принимать оптимальные решения; формирование информационной культуры, навыков обработки информации и экспериментально-исследовательской деятельности);
- реализация социального заказа (подготовка специалистов в области вычислительной техники и пользователей средствами новых информационных технологий);
- интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса (повышение эффективности и качества процесса обучения, активизация познавательной деятельности, углубление межпредметных связей) [8; c. 32].
Компьютеры и программные средства в образовании используются в качестве:
- средства обучения, повышающего эффективность и качество процесса преподавания;
- инструмента познания окружающего мира и самопознания;
- средства развития личности обучаемого;
- объекта изучения (например, в рамках освоения курса информатики);
- средства информационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями;
- средства коммуникаций (например, для распространения передовых педагогических технологий);
- средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, педагогического тестирования и психодиагностики;
- средства автоматизации обработки результатов лабораторного или демонстрационного эксперимента и управления учебным оборудованием;
- средства организации интеллектуального досуга, развивающих игр [8; с. 38].
Таким образом, компьютер в сфере образования выступает как предмет изучения; средство в учебно-воспитательном процессе; компонент системы педагогического управления; компонент управления образовательными учреждениями; средство научно-педагогической деятельности. Компьютер в учебном процессе служит: средством общения, средством создания проблемных ситуаций, партнером, инструментом, источником информации, средством контроля, средством предоставления новых познавательных возможностей.
Обычно выделяются следующие основные направления применения вычислительной техники в учебном процессе:
1) учебное (компьютер как средство обучения и контроля на материале конкретного учебного предмета);
2) орудийное (компьютерная поддержка универсальной деятельности - письма, рисования, вычислений, поиска информации, коммуникации, которые могут быть использованы в учебном процессе по любому учебному предмету);
3) профессиональное и профориентационное (углубленное изучение информатики);
4) дефектологическое (компьютерная поддержка обучения детей с недостатками развития);
5) досуговое (проведение самостоятельной исследовательской работы, ведение личного архива, компьютерные игры и т.п.);
6) учительское (организация, поддержка и контроль учебного процесса, учебно-методическая и организационная деятельность, подготовка необходимых учебных материалов);
7) организационное (управление учебным заведением);
8) педвузовское (подготовка учителя, способного работать с компьютерами в образовательных учреждениях) [8; с. 46].
Таким образом, компьютеризация полностью видоизменяет организацию учебного процесса. Компьютер в состоянии изменить структуру и методы работы учителя вне урока и непосредственно на уроке, что заставляет переосмысливать роль компьютера в обучении, функции учителя и учеников, особенности педагогического взаимодействия. Это дает основания утверждать, что в настоящее время происходит рождение принципиально новых систем обучения, основанных на последовательном, всеохватывающем использовании компьютерных технологий.
2. Место компьютеризации в управлении образовательными системами
В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер.
Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей, направленное на достижение оптимального результата. Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий, или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и корригирования.
Традиционное представление о внутришкольном управлении раскрывалось в таких характеристиках, «как целенаправленное воздействие субъекта на объект управления; как влияние управляющей системы на управляемую систему с целью перевода последней в качественно новое состояние; как внедрение элементов научной организации педагогического труда и др.» [1; с. 73].
Осмысление идей менеджмента, их перенос в сферу школоведческих проблем дает основание для разработки самостоятельного направления - внутришкольного менеджмента.
Эффективность управления образовательными системами в значительной мере определяется наличием достоверной и необходимой информации. Объективность и полнота информации противопоставлены неконкретности, поверхностности в отборе, анализе и обработке информации. В социально-педагогических науках информацию рассматривают либо как средство коммуникации между педагогами и воспитанниками, либо как совокупность сведений о состоянии системы и окружающей среды.
Трудности с использованием информации в управлении часто связываются с информационным избытком или, наоборот, с ее недостатком. Роль информации во внутришкольном управлении нельзя понимать односторонне, т.е. как увеличение информации. Надо отметить, что изобилие и неупорядоченность информации, как и ее отсутствие, затрудняют процесс принятия решений, оперативное регулирование их выполнения. В педагогических системах недостаток информации чаще ощущается в области воспитательной деятельности. В ходе учебно-воспитательного процесса мы чаще получаем информацию об успеваемости учащихся, качестве знаний, но значительно меньше располагаем данными об особенностях направленности личности, особенностях ее становления в учебной и внеучебной деятельности, об особенностях характера, способностей и др.
Для человека, имеющего дело с внутришкольной информацией, важно знать методы ее сбора, обработки, хранения и использования. Школьный руководитель, менеджер в своей деятельности активно используют наблюдение, анкетирование, тестирование, работу с инструктивными и методическими материалами. С внедрением технических средств и компьютеризации существенно сократились сроки сбора и обработки материалов. Усилия школьной администрации должны быть сосредоточены на разработке и внедрении внутришкольной информационной технологии управления, использовать которую могли бы как руководители школы, так и учителя.
Компьютеризация влияет не только на мотивацию, творческое мышление и творческую активность исследователей - пользователей ЭВМ, но и на развитие других психических процессов (восприятия, памяти, внимания, оперативного мышления и др.) и свойств личности (самооценку, черты характера, функциональные состояния и др.), которые способствуют либо препятствуют развитию творческой личности [1; с. 76].
В развитии творческой личности в условиях компьютеризации выявляются ее различные типологические и поуровневые характеристики, интегрируемые в следующей типологии: идеальное и реальное, креативное и адаптивное, профессиональное и побочное, продуктивное и непродуктивное, гармоничное и дисгармоничное, социально-ценное и асоциальное развитие. Компьютеризация может стимулировать, структурировать и ускорять эти направления развития. Поэтому в условиях компьютеризации особо важное значение приобретает социально-ценная направленность, гармоничность развития творческой личности.
На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению.
Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерные программы), предоставление анализа причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом уроке.
Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.
Принимая во внимание огромное влияние современных информационных технологий на процесс образования, многие педагоги все с большей готовностью включают их в свою методическую систему. Однако, процесс информатизации школьного образования не может произойти мгновенно, согласно какой-либо реформе, он является постепенным и непрерывным. В концепции информатизации образования охарактеризованы несколько этапов этого процесса.
1 этап характеризуется следующими признаками:
- начало массового внедрения средств новых информационных технологий и в первую очередь компьютеров;
- проводится исследовательская работа по педагогическому освоению средств компьютерной техники и происходит поиск путей ее применения для интенсификации процесса обучения;
- общество идет по пути осознания сути и необходимости процессов информатизации;
- происходит базовая подготовка в области информатики на всех ступенях непрерывного образования;
2 этап характеризуется следующими признаками:
- активное освоение и фрагментарное внедрение средств НИТ в традиционные учебные дисциплины;
- освоение педагогами новых методов и организационных форм работы с использованием компьютерной техники;
- активная разработка и начало освоения педагогами учебно-методического обеспечения;
- постановка проблемы пересмотра содержания, традиционных форм и методов учебно-воспитательной работы;
3 этап характеризуется следующими признаками:
- повсеместное использование средств современных ИТ в обучении;
- перестройка содержания всех ступеней непрерывного образования на основе его информатизации;
- смена методической основы обучения и освоение каждым педагогом широкого круга методов и организационных форм обучения, поддерживаемых соответствующими средствами современных информационных технологий [5; с. 112].
Практическая реализация компьютерных технологий и переход на последующие этапы информатизации связана с отбором содержания отдельных предметов с целью создания компьютерных программ. Программное обеспечение должно отражать действующий учебный план и быть сопряженным во времени с учебным планом школы. Таким образом, одной из ведущих научно-методических проблем в данном случае становится создание методологии проектирования современных учебных (информационных) технологий применительно к школьному образованию.
Компьютерные учебные программы заявили о себе, как о средстве обучения, в начале 70-х годов в период появления персональных компьютеров, но до сих пор не имеют общепризнанного и «узаконенного» названия. Наиболее часто встречаются такие формулировки, как: программно-методический комплекс, обучающие программы, программные средства учебного назначения, контролирующе-обучающие программы и др. Наиболее широким из них является понятие - программное средство учебного назначения.
Перечень программных средств учебного назначения (ПСУН) на современном этапе включает в себя электронные (компьютеризированные) учебники; электронные лекции, контролирующие компьютерные программы; справочники и базы данных учебного назначения; сборники задач и генераторы примеров (ситуаций); предметно-ориентированные среды; учебно-методические комплексы; программно-методические комплексы; компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.
Обучающая программа (ОП) - это «специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся. Оно должно способствовать максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя им возможность самим управлять своей познавательной деятельностью» [8; с. 115]. ОП является лишь частью всей системы обучения, следовательно, должна быть увязана со всем учебным материалом, выполняя свои специфические функции и отвечая вытекающим из этого требованиям.
Программы называются обучающими, потому что принцип их составления носит обучающий характер (с пояснениями, правилами, образцами выполнения заданий и т.п.). Программами они называются потому, что составлены с учетом всех пяти принципов программированного обучения:
1) наличие цели учебной работы и алгоритма достижения этой цели;
2) расчлененность учебной работы на шаги, связанные с соответствующими дозами информации, которые обеспечивают осуществление шага;
3) завершение каждого шага самопроверкой и возможным корректирующим воздействием;
4) использование автоматического устройства;
5) индивидуализация обучения (в достаточных и доступных пределах) [8; с. 117].
Формирование конкретных навыков и умений осуществляется по принципу деятельности на основе отобранного материала. Причем необходимо учитывать психологические возрастные особенности учащихся, способность ориентироваться на мыслительные задачи, требующие конструирования ответа, а не просто механического запоминания.
Электронный учебник - это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.
Электронные учебники были изначально разработаны для организации дистанционного образования. Однако, со временем, благодаря своим возможностям обучения они переросли эту сферу применения. Электронный учебник на лазерном диске теперь может использоваться совершенно самостоятельно и автономно как в целях самообразования, так и в качестве методического обеспечения какого либо курса, точно так же, как и обычный бумажный учебник.
Для того чтобы электронный учебник стал популярным, он должен быть универсальным, то есть одинаково пригодным как для самообразования, так и для стационарного обучения, полным по содержанию, высоко информативным, талантливо написанным и хорошо оформленным. Такой учебник можно предложить любому учащемуся и он может стать существенным подспорьем для преподавателя при организации им занятий по самоподготовке учащихся иди студентов, а также проведении зачетов и экзаменов по отдельным предметам.
Контролирующие, обучающие и комбинированные программы (контролирующие с элементами обучения, контролирующие игровые, моделирующие с элементами контроля и др.) следует разрабатывать с учетом рекомендаций педагогической кибернетики. Дидактические программы должны обладать определенным «интеллектом», при этом качественные контролирующие программы как правило:
- используют компьютерную графику в информационных и контрольных кадрах;
- позволяют оперативно изменять содержание учебного курса с помощью меню;
- обеспечивают возможность изменения трудности заданий;
- позволяют обучаемому работать в индивидуальном темпе;
- являются открытыми системами, что позволяет их легко модернизировать [9; с. 25].
Важной характеристикой «интеллекта» программы является возможность автоматически анализировать ответы обучаемых. Интеллектуальная программа позволяет автоматически или автоматизировано генерировать задания из базы данных с помощью датчика случайных чисел. В этом случае контроль становится более объективным, так как разные обучаемые получают разные задания. Интеллектуальная контролирующая программа:
- дает возможность анализировать ответы разных типов (выборочный, инъекцийный, перестановочный, классификационный, полностью конструируемый обучаемым);
- распознает различные синонимы правильных ответов;
- проводит синтаксический и семантический анализы ответов обучаемых;
- различает технические (орфография, ошибки клавиатурного набора) и существенные ошибки;
- локализует местонахождение ошибки;
- может задавать дополнительные вопросы с целью уточнения оценки [9; с. 25].
В традиционной системе обучения контроль знаний на экзамене проводится с помощью нескольких вопросов. Обычно в билете два-три основных вопроса плюс несколько дополнительных. Полученные обучаемым оценки за ответы на эти вопросы распространяются и на не проконтролированные разделы учебного материала. Таким способом минимизируются затраты рабочего времени экзаменатора. Система компьютерного контроля позволяет реализовать более эффективную технологию контроля знаний по всему пройденному материалу, не заботясь об экономии времени на проверку.
3. Основные структуры применения вычислительной техники в школьном образовании
Можно выделить следующие основные структуры применения вычислительной техники (ВТ) в школьном образовании:
1. Комплект учебной вычислительной техники (КУВТ) подставляет собой набор рабочих мест учащихся (РМУ), рабочее место преподавателя (РМП) и периферийные устройства, связанные между собой локальной сетью для совместного использования программ и обмена данными. КУВТ устанавливается в специальном кабинете информатики и вычислительной техники (КИВТ) и предполагает комплекс организационных, методических, программных и эргономических решений для его эффективного применения.
2. Компьютеризированные рабочие места (КРМ) включает в себя один или несколько компьютеров с периферийными устройствами, устанавливаемые в общеобразовательных учебных классах. КРМ предполагает комплекс организационных и методических решений. Возможно подключение КРМ к локальной сети учебного заведения. Такая структура ориентирована на применение компьютера в преподавании общеобразовательных и специальных предметов. Она наиболее эффективна для демонстрационного обеспечения занятий, для индивидуального и группового обучения при лекционно-лабораторной системе, для организации самостоятельной учебно-исследовательской работы учащихся.
3. Специализированные автоматизированные рабочие места (АРМ) представляют собой отдельные компьютеры с периферией и программным обеспечением, специализированные для решения конкретных задач. Этой структуре соответствует АРМ директора, библиотекаря, медицинского работника и др. [5; с. 127].
Наиболее распространенной и эффективной для реализации классно-урочной формы обучения является структура: КУВТ. Данная структура организации ВТ целесообразна для группового обучения и лекционно-лабораторной системах, для организации совместной работы большой группы учащихся а также для фронтального тестирования и контроля. КУВТ - она из основных характеристик кабинета информатики.
Кабинет информатики и вычислительной техники (КИВТ) организуется как учебно-воспитательное подразделение общеобразовательной и профессиональной школы, учебно-производственного комбината, оснащенное комплексом учебной вычислительной техники (КУВТ), учебно-наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособленными для проведения теоретических и практических, классных, внеклассных, внеурочных занятий по курсам «Информатика», «Математика и информатика» и «Основы информатики и вычислительной техники» как базовым, так и профильным. Кроме того, КИВТ может использоваться в преподавании различных учебных предметов, трудового обучения, в организации общественно полезного и производительного труда учащихся, для эффективного управления учебно-воспитательным процессом.
КИВТ должен быть выполнен как психологически, гигиенически и эргономически комфортная среда, организованная так, чтобы в максимальной степени содействовать успешному преподаванию, умственному развитию и формированию информационной картины мира.
В кабинете информатики организуется информационное взаимодействие между учащимися и программно-аппаратными средствами хранения и обработки информации, между учащимися и учителем, необходимое для осуществления учебно-воспитательного процесса.
Занятия в кабинете направлены на формирование у учащихся знаний об устройстве и функционировании современной вычислительной техники, умений и навыков решения задач с помощью ЭВМ и работы информационных ресурсов; ознакомление учащихся с применением вычислительной техники на производстве, в проектно-конструкторских организациях, научных учреждениях, учебном процессе и управлении; совершенствование методов обучения и организации учебно-воспитательного процесса в школе.
В КИВТ обычно проводится следующая работа:
- занятия по информатике и вычислительной технике и отдельным темам учебных предметов с использованием СНИТ, учебно-наглядных пособий;
- составление учащимися прикладных программ по заданиям учителей и руководства школы для удовлетворения потребности школы и базовых предприятий;
- внеклассные занятия с использованием СНИТ;
- самостоятельная работа учащихся и учителей, основанная на использование современных информационных технологий [5; с. 129].
Число рабочих мест для учащихся может быть 9, 12, 15, в зависимости от наполняемости классов. Для проведения практических занятий на ПВМ рекомендуется организовывать индивидуальную, групповую и коллективную работу. В зависимости от методических задач на одном рабочем месте может быть организована работа одного-двух учащихся.
КВТ может быть школьным (обслуживать одну школу) или межшкольным (обслуживать учащихся нескольких школ). В базовый комплект КУВТ обычно входят: 4-15 рабочих мест (ПЭВМ), объединенных, как правило, локальной сетью; печатающее устройство; модем; базовый комплект программного обеспечения; базовый комплект документации. В состав этого комплекса могут также входить: дополнительное оборудование для конкретных применений; прикладное программное обеспечение для конкретных применений; соответствующее методическое обеспечение.
Для реализации задач и содержания работ, отмеченных выше, КИВТ оснащается базовым комплектом КУВТ, учебным оборудованием, программными средствами учебного назначения и кроме того:
- комплектом научно-популярной, справочной и методической литературы;
- журналом вводного и периодического инструктажа учащихся по технике безопасности;
- журналом использования вычислительной техники на каждом рабочем месте;
- инвентарной книгой для учета имеющегося в кабинете учебного оборудования;
- аптечкой первой помощи;
- средствами пожаротушения.
Рабочие места учащихся, оснащенные персональными ЭВМ, должны состоять из одноместного (или двухместного) стола и одного (или двух) стульев. На столе учащегося устанавливается ПЭВМ со всеми необходимыми периферийными устройствами. К столам подводится электропитание и кабель локальной сети. Столы оборудуются в соответствии с требованиями безопасности и крепятся к полу. Рабочее место учителя оборудуется столом с соответствующей аппаратурой и двумя тумбами для принтера. В процессе проведения занятий подключение электропитания к рабочим местам учащихся и включение его производит преподаватель.
Расстановка рабочих мест учащихся в КИВТ должна обеспечивать свободный доступ учащихся и учителя во время урока к рабочему месту. Оптимальным вариантом, с точки зрения безопасности труда учителя и учащихся, электробезопасности и уровня освещенности при работе, является периметральная расстановка рабочих столов с ПЭВМ. При наличии периметральной расстановки столов с ПЭВМ КИВТ должен быть оборудован дополнительно двухместными столами из расчета количества занимающихся. Эти столы необходимы для теоретических занятий. Передняя стена КИВТ оборудуется классной доской для фломастеров, экраном, шкафом для хранения учебно-наглядных пособий и носителей информации и демонстрационным монитором большей диагонали, чем учебные или телевизором. Демонстрационный телевизор по правилам устанавливается на 2 метра от пола на кронштейне слева от классной доски.
Демонстрационные материалы обычно храниться в КИВТ следующим образом:
- диски с программными средствами - в специальных небольших ящичках, защищенных от пыли и света;
- таблицы - в ящиках по темам и разделам;
- аудиовизуальные пособия хранятся на полках шкафов;
- справочная, учебно-методическая и научно-популярная литература - на полках шкафа [4; с. 211].
В КИВТ создается картотека имеющегося учебного оборудования с указанием мест хранения и методическая картотека, облегчающая учителям и лаборанту подготовку оборудования к занятиям. На стене, противоположенной окнам, размещаются щиты с постоянно находящимися в кабинете справочными таблицами, знакомящими учащихся с правилами по технике безопасности, основными узлами ЭВМ и их функциям.
Организационную работу КИВТ должен возглавлять заведующий кабинетом (обычно учитель ОИВТ). Он отвечает за сохранность оборудования, ведения журнала инвентаризационной записи, содержание оборудования в постоянной готовности к применению, своевременность и тщательность профилактического технического обслуживания ВТ, правильное ее использование, за исправность противопожарных средств и средств первой помощи при несчастных случаях, за своевременное проведение вводного и периодического инструктажей учащихся по технике безопасности, за соблюдение преподавателем и учащимся правил техники безопасности.
При знакомстве учащихся с КИВТ заведующий кабинетом совместно с учителем должен распределить учащихся и закрепить их по рабочим местам КИВТ с учетом роста, состояния зрения и слуха, ознакомить с правилами техники безопасности и работы в КИВТ. Преподаватели, работающие в КИВТ, должны строго следить за выполнением учащимися требований по технике безопасности и правил работы в КИВТ. Работу в КИВТ следует построить с учетом эффективного использования ПЭВМ. Время, свободное от занятий следует использовать для проведения кружковой работы. При этом возможна организация кружковой работы и на базе начальной школы.
Компьютеризация создает возможности для развития творческой личности, которое может осуществляться при определенных условиях:
а) при организации внешних условий, мотивирующих и структурирующих творческую деятельность исследователя в компьютеризированной системе;
б) при определенных психологических условиях - проявлении исследователем творческой активности в систематическом решении «творческих» задач во взаимодействии с ЭВМ в сочетании с адекватным проявлением других психических процессов и свойств, регулирующих эффективность решения научной задачи [5; с. 144].
В числе положительных моментов применение информационных технологий в образовании называется возможность самостоятельного обучения с открытым доступом к обширным информационным ресурсам, наличие обратной связи. С помощью компьютера учащийся может очутиться в самом разном окружении, требующем от него творческого подхода. Использование Интернета способствует смене авторитарного стиля обучения на демократический, когда обучающийся знакомится с различными точками зрения на проблему, сам формулирует свое мнение. В то же время, по мнению С. Крука, не следует переоценивать возможности новых образовательных технологий. Компьютер только «в определенной степени может моделировать межличностную коммуникацию преподавателя и учащегося, суть которой составляют отношения наставничества, сотрудничества и поддержки, невербальные компоненты человеческого общения» [1; с. 217].
Компьютеризация исключительно значима для развития информационной культуры, формирования массовой и индивидуальной психологии людей, ориентируя исследователей на изучение социальных и психологических последствий компьютеризации. Применение компьютеров связывается в обществе с ожиданиями не только повышения эффективности различных видов деятельности, в том числе в профессиональной сфере и в сфере образования, но и с ожиданиями позитивного влияния компьютеризации на развитие творческой личности.
Развитие социально-ценной творческой личности является важнейшей целью образовательных систем. Традиционно научно-исследовательская деятельность считается одним из условий развития творческой личности в образовательных системах. В настоящее время происходит компьютеризация научно-исследовательской деятельности в образовательных системах. Наряду с позитивными результатами, достигаемыми в компьютеризированной деятельности, применение компьютеров встречает и значительные трудности: реализуемые проекты компьютеризации не всегда отвечают ожидаемой эффективности, возможности компьютера используются не полностью, возникает целый ряд проблем, связанных с внедрением, функционированием и совершенствованием компьютеризированных систем. При этом возникает проблема выявления специфики компьютерного опосредствования преобразования психологической структуры научно-исследовательской деятельности
аключение
Компьютеризация обучения, в узком смысле - применение компьютера как средства обучения, в широком - многоцелевое использование компьютера в учебном процессе. Ее основной целью является подготовка подрастающего поколения к жизни в информатизированном обществе, повышение эффективности обучения путём внедрения средств информатизации. Компьютер в сфере образования выступает как предмет изучения; средство в учебно-воспитательном процессе; компонент системы педагогического управления; компонент управления образовательными учреждениями; средство научно-педагогической деятельности.
С внедрением технических средств и компьютеризации существенно сократились сроки сбора и обработки материалов. Усилия школьной администрации должны быть сосредоточены на разработке и внедрении внутришкольной информационной технологии управления, использовать которую могли бы как руководители школы, так и учителя.
На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению. Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.
Список литературы
1. Башмаков, М.И. Информационная среда обучения / М.И. Башмаков, С.Н. Поздняков, Н.А. Резник. - СПб: Свет, 2007. - 400 с:
2. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров: (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько. - М.: Моск. Психолого-соц. ин-т, 2008. - 349 с.
3. Гиркин, И.В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий / И.В. Гиркин // Информационные технологии. - 3008. - № 6. - С. 44-47.
4. Ефремов, О.Ю. Педагогика / О.Ю. Ефремов. - СПб.: Питер, 2010. - 351 с.
5. Извозчиков, В.А. Информационная педагогика и ее принципы / В.А. Извозчиков, В.В. Лаптев. - М.: Просвещение, 2008. - 231 с.
6. Кукушкин, В.С. Введение в педагогическую деятельность / В.С. Кукушин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 255 с.
7. Педагогика / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
8. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. - М.: Академия, 2006. - 267 с.
9. Роберт, И.В. Современные информационные и коммуникационные технологии в образовании / И.В. Роберт // Информатика и образование. - 2007. - № 8. - С. 23-27.
 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
1 гость
Проверить тИЦ и PR