Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow Рефераты arrow Философия, Политология, Социология arrow Режиссура массового праздника на открытом воздухе

Режиссура массового праздника на открытом воздухе

 Режиссура массового праздника на открытом воздухе
Содержание
1. Режиссерский замысел праздника 3
2. Пространственные и временные особенности массового праздника 5
3. Выразительные средства массового праздника 7
4. Динамика праздника. Передвижение и перемещение масс народа 10
5. Работа режиссера с массовыми коллективами 11
6. Организационная работа в массовом празднике 18
7. Особенности репетиционного процесса 22
Список использованной литературы 24
1. Режиссерский замысел праздника
Определение дал Вл. И. Немирович-Данченко. Более точного определения этой профессии я не знаю. Вот оно. «Режиссер - существо трехликое:
1) режиссер - толкователь; он же - показывающий, как играть, так что его можно назвать режиссером-актером или режиссером-педагогом;
2) режиссер - зеркало, отражающее индивидуальные качества актера, и
3) режиссер - организатор всего спектакля.
Публика знает только третьего, потому что его видно. Видно во всем: в мизансценах, в замысле декоратора, в звуках, в освещении, в стройности народных сцен. Режиссер же толкователь или режиссер-зеркало - не виден. Он потонул в актере...
Режиссер - зеркало. Важнейшая его способность - почувствовать индивидуальность актера, непрерывно в процессе работы следить, как в нем отражаются замыслы автора и режиссера, что ему идет и что не идет, куда его клонит фантазия и желания и до каких пределов можно настаивать на той или другой задаче. Одновременно и следовать за волей актера и направлять ее, направлять, не давая чувствовать насилия. Уметь неоскорбительно, любовно, дружески передразнить: вот что у вас выходит, вы этого хотели? Чтоб актер воочию увидел себя, как в зеркале... [5]
Режиссерский замысел - это видение, это образное понимание идеи, это концепция, изначально связанная с представлением о сценической форме, ее выражающей,- пусть существует она еще вчерне, в наброске, похожая на форму будущего спектакля, как эскиз на законченную картину. В творческих вопросах педантизм неуместен. Рождение замысла - живой процесс, он течет свободно и часто скачками, у каждого режиссера по-разному, по-разному в каждом спектакле. Можно сразу ощутить образ спектакля в целом и уже не расставаться с этим образом до конца, лишь творчески его обогащая; можно ничего еще не знать о спектакле, но знать решение сцены, куска, отдельного характера, отдельных черт этого характера, и непременно в образном ключе. Когда режиссер говорит: «Я знаю, как это нужно делать»,- значит, он увидел кусочек будущего спектакля в действии, в сценической конкретности».
Толкование материала, определение жанра, решение характеров и конфликта, идея праздника, его направленность - все это в «чистом виде» переходит на режиссера.
Второй основной момент - видение массового праздника, образ его, пластическое решение... Например, праздничное, мажорное звучание, чистые ясные голоса, ликующая жизнеутверждающая музыка - или тревожно-напряженное звучание, приглушенные голоса, характерные тембры и соответствующая музыка. Как прозвучат кульминации? Есть ли эпизоды, контрастирующие с основным характером звучания? Важны один-два эпизода, которые станут ключом. Голоса. Каким будет соотношение их тембров? Проявится ли в нем соотношение борющихся сил? Как?
Замысел режиссера без элементов прочувствованного будущего праздника не может стать реальностью. Без этого - разговоры вообще, «литературоведческое» изложение содержания материала, праздные беседы, может быть, сами по себе и интересные.
Всякое художественное творчество имеет своим исходным моментом определенный замысел будущего произведения - режиссерский замысел фильма [7].
Это, разумеется, относится и к режиссуре. Но любое представление - искусство сложное, синтетическое, и режиссерский замысел (так называемый «план постановки») должен охватить и привести к художественному единству все стороны, все грани того необычайно сложного произведения искусства театра, каким является массовый праздник. В состав режиссерского замысла входит:

 идейное истолкование (ее творческая интерпретация);
 характеристика отдельных персонажей;
 определение стилистических и жанровых особенностей актерского исполнения в данном празднике;
 решение праздника во времени (в ритмах и темпах);
 решение праздника в пространстве (в характере мизансцен и планировок);
 характер и принципы декоративного и музыкально-шумового оформления.
Очень важно, чтобы уже в процессе создания замысла у режиссера было ощущение целого и чтобы все элементы замысла вырастали из единого общего корня или, как любил говорить Вл.И. Немирович-Данченко, из зерна будущего спектакля, фильма [10].
2. Пространственные и временные особенности массового праздника
Культуролого-антропологические особенности праздника представляют собой сложное явление с множеством взаимозависимостей и обусловленностей, многогранностью и чрезмерной вариативностью, что не позволяет трактовать его как простую механистическую сумму слагаемых. Обосновать теоретическую сущностью массовых праздников, объяснить его роль в культуре и общественной жизни, руководствуясь каким-то одним принципом, невозможно. Вбирая в себя опыт всех культур и национальной культуры, в частности, праздник предстает собой сложный синтез, по-своему использующий различные виды художественной деятельности.
Таким образом, слово "праздник" означает определенный период
времени, когда не занимаются практическими делами. При этом он включает в себя важные действия, связанные с высоким эмоциональным настроем, который не только нужно поддерживать, но и включать в него окружающих, создавая в них ответное чувство, на основе чего происходит объединение и включение всех в общее действие-состояние. Одновременно, оно характеризует такое время, когда что-то отмечают, к примеру, определенное событие, которое необходимо выделить из потока других событий. Последнее достигается в праздничном обряде, ритуале, т. е. в определенном символическом действии.
Вследствие этого, праздник есть идеальный мир, амбивалентный миру реальному. Он дает широкие возможности решать внутри себя противоречия действительности. Все, что человек может компенсировать, восполнить, выплескивается в стихии праздника, все небывалое находится под его защитой и покровительством [1].
Цель праздника - сообщить будням недостающие им начала
фантазии, тайны. При этом рационально-мыслительное отношение к тому, что происходит во время праздника, привело бы к его уничтожению, рассогласованию его прочной эмоциональной атмосферы. Рефлексия в этой ситуации невозможна. "Праздник освобождает от всякой утилитарности и практицизма; это временный выход в утопический мир".
Противопоставление праздника действительности - одна
из определяющих его черт. Это дает нам право соотнести праздник с мифом. Последний связан с воссозданием событий, имевших место в прошлом. Праздничные ритуалы воспроизводят не повседневное, а мифологическое время. Поэтому праздник связан с остановкой повседневного исторического времени и событий и включенностью во время и события мифологические. Принцип контраста между повседневной и праздничной жизнью универсален для всех традиционных культур. Более того, контрастирование реального бытия и праздничного бытования сохраняется и сегодня, когда праздники приобрели другие масштабы, преимущественно корпоративного и домашнего ракурса. Тем не менее, их мифологизация - неотъемлемый атрибут, поддерживаемый присутствующими, и все чаще приглашаемыми профессионалами - организаторами праздников, которые на сценарной основе погружают присутствующих в мифологический мир. В этом случае праздник не продолжает мир социальных отношений, а как бы противостоит им, отрицает их, отрицает, действующие в жизни запреты и предписания, социальную иерархию и мир социальных статусов. Чем напряженнее и драматичнее жизнь человека, тем более выраженными оказываются его противоречия с миром, тем неизбежнее становится праздник, тем более возникает в нем потребность. Отказываясь от существующей действительности, существующих отношений, человек творит новый мир [3].
В этом случае мифологизация просматривается чрезвычайно ярко, так как, повторяя первый акт творения, участники
праздника вынуждены вернуться к состоянию хаоса, поскольку лишь из хаоса можно построить новый космос. Смысл праздничных ритуалов заключается в том, чтобы овладеть энергией, и не дать космосу разрушиться и вернуться в состояние хаоса. Не случайно после праздников его участники достаточно длительное время (до 7-10 дней) сохраняют приподнятое настроение, надежды, эмоции, часто погружаются в воспоминания о прошедшем, воспринимая их как реальность, шутки как обязательность и др.
Реабилитация сил хаоса в ритуальных формах проявляется
в упразднении различных запретов: выворачивание мира и его признаков наизнанку, смена субъекта и объекта, превращение низа вверх, раба в господина, смерти в жизнь и т. д. [7]
3. Выразительные средства массового праздника
В настоящее время художественные коллективы клубов ищут новые и возрождают забытые формы театрализованных представлений. Поэтическое, документальное и философское звучание таких представлений требует от режиссера знания закономерностей использования иносказательных выразительных средств и их отличия друг от друга. При этом ведущими выразительными средствами, создающими особый язык театрализации, выступают символ, метафора, аллегория, с помощью которых режиссер создает в массовых представлениях полнокровный и многогранный мир эстетических ценностей. [1]
Символ в переводе с греческого означает «знак», причем знак, понятный только определенной группе лиц. (Например, знак рыбы был у первых христиан и служил своеобразным паролем в условиях преследования христиан язычниками). Так в процессе совместной деятельности и общения определенных групп людей или целых обществ вырабатывались условные знаки, за которыми стали предметы, мысли или информация. [4]
Только понимая смысловое содержание знака, мы можем испытывать эмоциональное воздействие. Так непосвященному в таинства знаменитых индийских статуй невозможно будет разгадать смысл храмовых танцев. [10]
Итак, символ как знак, рождающий ассоциацию - важное выразительное средство режиссуры. Рассматривая в качестве предмета режиссуры клубно-массовую работу, сценарно-режиссерски обрабатывающую реальную жизнь, можно отметить особое значение символа и ассоциации, тесно связанных с этой реальной жизнью, базирующихся на ней и превращающихся в наиболее ограниченное для клубной театрализации средство режиссуры. Анализ эксперимента, опыт позволяют выделить несколько путей использования символов и ассоциаций, характерных для работы режиссера в клубе:
а) в решении каждого эпизода представления;
б) в кульминации представления;
в) в заключении со зрителем «условий условного»;
г) в художественном оформлении театрализованного массового представления. [11]
Крупнейший театральный режиссер и педагог Г.А. Товстоногов проявлял большой интерес к постановке театрализованных представлений и праздников на стадионах и в концертных залах. Образное решение большинства эпизодов в этих представлениях ярко подтверждает мысли Товстоногова об основном признаке современного стиля: «Искусство внешнего правдоподобия умирает, весь его арсенал выразительных средств должен уйти на слом. Возникает театр другой поэтической правды, требующий максимальной очищенности, точности, конкретности выразительных средств. Любое действие должно нести в себе огромную смысловую нагрузку, не иллюстрацию. Тогда каждая деталь на сцене превратится в реалистический символ».[6]
Использование символов и ассоциаций в решении каждого эпизода представления помогает поэтическому осмыслению режиссером реального жизненного материала и созданию на его основе образно-метафорического строя массового театрализованного действия.[8]
Такое прекрасное сценическое произведение Т.А. Устиновой, как «Ивушка». Тема «Ивушки» - вечная тема войны и мира. В ней воспевается подвиг и утверждается идеал мирной жизни. На сцену буквально выплывают девушки в белых платьях. Их танец - традиционный для России русский обрядный хоровод. Мы знаем подобные хороводы типа «утушки», «чаек карельских озер». Вместе с образом лебедушек возникает символ чистоты и возвышенной поэтичности русских девушек, воспетых в стихах и песнях, музыке и танцах. В следующей сцене, повествующей о начале войны, нет атрибутов ее: не появляются гитлеровцы, не слышны выстрелы и т.д. Образ врага - обобщенный, он взят из образности народного творчества - это злые, коварные коршуны. Ивушка, прикрывая лебедушек, вступает в неравный бой с врагами. Логическое завершение сцены - исчезновение коршунов «стертых» с лица земли.[6]
При использовании символа и ассоциации, при которых как бы заключается со зрителем «условия условного», ведущие обычно, с самого начала представляются как хор чтецов, комментирующий, а иногда и входящий в действие. Участники представления на глазах у зрителя разбирают роли и, в соответствии с ними - костюмы, реквизит. Из исполняемой ими песни-зонга, мы узнаем их принадлежность, творческую позицию, постигаем волнующую их проблему. Они могут быть как бы «пластической группой», проходящей парадом, а затем создающей, например, на поле стадиона через пластический рисунок смысловое обозначение. В театрализованных представлениях на сцене такая группа может быть задана как «живой занавес», который по ходу действия выносит детали оформления, устанавливает и ограничивает «живым перестроением» масштабы сцены (если этого требует какой-то номер), уносит и приносит музыкальные инструменты, переставляет микрофоны, участвует как «массовка», в каких-то сценах представления, работает в пантомиме и т.д. В клубной театрализации этот ассоциативный прием имеет важное значение, так как позволяет создать с помощью группы участников массовки коллективный образ героя массового представления.[1]
При исполнении символа и ассоциации в художественном оформлении театрализованного представления символ может быть заявлен, а потом раскрыт всем ходом представления. Наиболее точное эмоциональное воздействие такого символа возникает тогда, когда один из эпизодов представления является как бы его вторым планом.[4]. В одном из представлений нашей группы у задника на подставке был установлен макет земного шара (надувной глобус), и когда в момент исполнения финальной песни этот шар был взят участниками спектакля в руки и вынесен на авансцену, произошло органическое слияние двух планов, которое говорило зрителю о том, что мир всецело в наших человеческих руках, и мы можем и должны сделать его лучше и чище.
4. Динамика праздника. Передвижение и перемещение масс народа
Важной специфической чертой драматургии массового праздника является их синтетический, комплексный характер, при котором универсальным методом создания любого вида театрализованного массового зрелища выступает синтез. Режиссура и драматургия используют часто синтез различного рода единовременных акций, различных типов действия, синтез документа и искусства, разнообразных выразительных средств [9].
Массовый праздник обычно использует несколько разных площадок, которые действуют одновременно или поочередно. На них проходят разного рода действия: выступления хоров, оркестров, спортивных и хореографических коллективов. Причем все это не механическое объединение нескольких разнообразных действий, а действие единое, скрепленное одним замыслом, подчиняющееся единой теме массового праздника, тщательно разработанное в одном сценарии, нашедшее единое художественно-образное воплощение. Что касается синтеза документа и искусства, а также разнообразных выразительных средств, то на основе творческого монтажа этих компонентов, на основе единой авторской мысли, единой сюжетной линии создается произведение совершенно нового комплексного жанра. Цель состоит в том, чтобы создать оригинальное художественно-публицистическое произведение, использующее документальные выступления, церемонии, стихи, песни, фрагменты из спектаклей и кинофильмов. Искусство составления такого рода композиций из разнообразного художественного и документального материала есть особый род творческого мышления и одновременно синтетический метод организации массового театрализованного действия [10].
5. Работа режиссера с массовыми коллективами
Сегодня в режиссуре массовых зрелищ четко выделяют такие формы театрально-концертных зрелищ как театрализованный концерт, театрализованные зрелища разных видов. Они являются основными компонентами массового, зрелища при этом каждый из них имеет свою специфику. Массовое зрелище отличается от концерта и праздника. Отличает их, во-первых, их рабочие условия организации и проведения. Так, например стадион отличается от концертного или театрального зала, а технические условия проведения массового зрелища в городском парке отличны от тех возможностей стационарной сценической площадки. Второе отличие - это художественная организация пространства, так как рабочая площадка является важным компонентом в общей драматургической структуре массового зрелища. Одно дело - организация пространства театрализованного концерта к концертном зале, другое - организация пространства празднования на площадях, улицах, парках, стадионах. Если пространство в театре или в концертном зале двухмерное, и видимая точка в театре одна, задана рампой, расположением сцены и зрительным залом, то стадионное пространство трехмерное, и рассматривается по кругу. На стадионе зрелище воспринимается со всех сторон, поэтому действие, а, следовательно, и художественное оформление, его конструкция создается с учетом этих особенностей.
Существуют разные методы работы режиссера над разными по форме массовыми зрелищами. Обязательным для всех видов и форм является определенная последовательность режиссерско-постановочных работ. Метод планирования, подготовки и проведения зрелищных мероприятий, основанных на той или иной праздничной ситуации и включающих в себя серию разнообразных массовых зрелищ прошел испытание временем [2].
Нами разработан и предложен вариант последовательной предварительной режиссерской-постановочной работы:
Понять и осмыслить художественно-творческие задачи, поставленные заказчиком перед режиссером-постановщиком.
Определить масштаб зрелища и место его проведения, уточнить технические возможности сценических площадок, уточнить состав артистов, художественных коллективов их количество и состав.
Работа с заказчиком - режиссер-постановщик предлагает несколько вариантов режиссерского решения, после принятия одного из них документально составляется режиссерский замысел.
Работа над сценарным планом и литературным сценарием.
Составление сценарного плана на основе общего представления о будущем мероприятии, его характер. Подбор литературного, документального, музыкального и других материалов, осветительной и звуковой аппаратуры, музыкальных инструментов.
Написание сценария как основного постановочного документа.
Создание режиссерско-постановочной и административно-постановочной групп - определение количества людей, занятых в подготовке и проведении массового зрелища.
- Способы организации массового зрелища: иерархическая структура организации театрализованных мероприятий. Организационный комитет (председатель и его функции, члены и руководители отдельных творческих и технологических программ). Сотрудничество главного режиссера с организационным комитетом.
Составление и утверждение с заказчиком всей финансовой документации.
Работа над постановочным планом.
Постановочный план - как фактор, который формирует замысел режиссера, как один из важных элементов работы режиссера над созданием художественно-образного решения массового зрелища.
Основные этапы:
обоснование выбора;
режиссерский анализ сценария зрелища;
режиссерский замысел зрелища;
документация.
Работа с постановочной группой (художник, дирижер, композитор, хормейстер, балетмейстер, режиссер спортивных и оригинальных номеров, звукорежиссер).
Работа режиссера-постановщика над организацией репетиционного процесса - разработка репетиционного плана [7].
План подготовки массового зрелища (этапы работы, задачи и сроки их выполнения). Факторы, которые влияют на планирование репетиционной работы: масштаб зрелища, его престижность, сложность и содержание, форма репетиционной работы, качество репетиционных площадок, подготовленность участников и их опыт, квалификация постановочной группы
Работа режиссера-постановщика с руководителями творческих коллективов. Четкое определение всех задач для каждой группы участников. Утверждение точного графика репетиций.
Работа режиссера-постановщика с начальниками всех служб и цехов, которые принимают участие в подготовке и проведении массового зрелища.
Работа с актерами и участниками массовок на сценических площадках или в залах, работа над эпизодами и массовыми сценами.
Подготовка со всеми службами режиссерской документации и начального материала для проведения репетиций.
Проведение сводной и генеральной репетиций на основной сцене или площадке.
Искусство массового зрелища - это искусство высоких идей, целенаправленности, требующее яркой образности, оригинального, смелого творческого замысла. В искусстве массовых зрелищ оригинальность, неповторимость замысла - первый залог успеха и заинтересованности зрителя. Внешняя зрелищность является в нем именно тем ключом, который открывает путь к сердцу каждого, превращает зрителей в соучастников представления. Искусство массового зрелища - это искусство необычно массовое, обладающее огромным зарядом действенности, предполагающее активный контакт со зрителями, ищущее эффективные пути проникновения в их сознание. В этом состоит эстетическая сущность данного вида художественного воздействия. Искусство массового праздника, представления, зрелища требует особой точности того материала, который подается массам, высокого художественного вкуса сценаристов и режиссеров, исключения соблазна «работать на публику».
«Массовое зрелище должно быть действенно-динамичным, зрелищным, эмоциональным и образным. Ему категорически противопоказаны статично декламационные, так называемые «разговорные» эпизоды и сцены, - говорит один из известных режиссеров массовых постановок А. Д. Силин. Символические и аллегорические построения, пластические метаморфозы и образно-ассоциативные мизансцены заменяют здесь диалоги и монологи» [7].
Поскольку массовые театрализованные зрелища могут иметь самый разный масштаб, могут проходить на самых разных нетрадиционных площадках с привлечением самых различных и часто уникальных постановочных возможностей, то принципиальная установка на зрительное выражение сути действа конкретизируется на практике в весьма своеобразных формах.
Диапазон средств выразительности здесь огромен. Едина только общая установка: прокламативное выражение сути представления крупномасштабными зрительными образами, а каковы они, эти образы, и каковы средства их создания - диктуется каждый раз заново всем комплексом условий.
Специфические особенности работы режиссера над постановкой зрелищ на площадях и улицах и в парках.
Массовые представления - всегда зрелища на больших пространствах: гигантские сценические площадки, огромные зрительные «залы». Отсюда, как следствие, массовость зрителей и исполнителей. Отсюда же и специфика выразительных средств. В массовом зрелище зритель почти не видит лица актера, не видит его глаз, где не прочитываются ни нюансы мимики, ни подробности пластического рисунка роли. Кроме значительных размеров игровой площадки и удаленности зрителей от исполнителей, здесь существует еще и множество отвлекающих факторов, которые связаны с реальностью окружающей зрителя среды. Не будем забывать, что массовые представления создаются под открытым небом. На больших пространствах под открытым небом: на стадионах, улицах и площадях, на воде и в воздухе - уже невозможно сконцентрировать зрительское внимание традиционными средствами. Отсюда и иные приемы, иные способы организации зрительского восприятия, иные выразительные средства. В массовых представлениях зритель обычно не слышит «живого» голоса актера: звучит фонограмма. Да и в ней, зачастую, текст попросту отсутствует. И это закономерно. Словесные выразительные средства и должны быть сведены к минимуму. Ведь массовое представление - это в первую очередь зрелище. Зрелище в том смысле, что именно зрительный ряд, именно визуальные средства здесь главенствуют. Причем речь идет не просто о зрелище, а о зрелище непременно масштабном. На площади одинокая фигура актера может быть объектом внимания лишь считанные мгновения. Протяженная же во времени мизансцена непременно требует взаимодействия солиста и массы, взаимодействия, пластически выстроенного на контрастных движениях толпы и героя [11].
Массовые представления - всегда театр массы. На площадях царят масштабные динамические композиции из сотен, а то и тысяч исполнителей, больших кукол и масок, полотнищ материи, стягов и различных планшетов, транспортных и других технических средств, пиротехнических эффектов. Таков язык этого искусства, обусловленный характером гигантских сценических площадок театра массовых представлений. В искусстве массовых представлений создаются преимущественно не индивидуальные образы персонажей, а образ коллективного героя - массы или символические образы-аллегории. И это одно из существенных эстетических свойств театра массовых представлений. Синхронные действия массы, состоящей из сотен, а иногда и тысяч исполнителей уже сами по себе - мощный фактор эмоционального воздействия. А будучи художественно организованными «изобразительной режиссурой» массового представления, они становятся особым эстетическим феноменом, составляющим образную сущность массового театра.
Постановка массового зрелища требует подробной, всесторонней подготовки, совместных усилий всех членов постановочной группы. Зрелище называют массовым, так в нем принимает участие большое количество участников.
Особой сложностью образного решения отличаются театрализованные зрелища, охватывающие весь город. Сами улицы становятся смысловыми декорациями, иногда их даже временно переименовывают. Образная драматургия праздников общегородского размаха решается с помощью колонн людей и декорированной техники. Каждая колонна - это как бы «персонаж» грандиозного общегородского театра, имеющий свою тему, свой характер. Перед стоящими на тротуаре зрителями колонны развертываются, как панорамные ленты. По таким принципам строятся карнавальные шествия общегородского значения. Например, в Харькове, на одном из крупнейших в городе празднике «День защиты детей» перед зрителями проходила колонна, каждая часть которой была со своей тематической и образной направленностью. Помимо общего генерального масштаба таких праздников существует образная драматургия отдельных сцен на каждой из декорированных автомашин, в каждой группе пешего шествия, поскольку они проходят непосредственно среди зрителей. Режиссер и сценарист массового действа, сочиняя образную ткань будущего зрелища, создают не текст, а зрительный ряд, систему «картинок», составляющих образное пластическое решение всего представления (и лишь потом этот зрительный ряд фиксируется в словесной форме сценария). Драматургия массового зрелища - это в первую очередь столкновение и развитие крупномасштабных зрительных образов. Поэтому неудивительно, что художники массовых представлений выступают в ряде случаев и в роли авторов (или соавторов) сценария. Драматургические задачи часто решаются сценографом не только на уровне «как» (как воплотить в зрительный образ мысль автора, концепцию режиссера), но и на уровне «что» (что именно составляет сущность конфликта, что явится импульсом в развитии действия). Пространственный и пластический ход рождается обычно не на основе сценария, а еще в процессе создания драматургии представления и (в лучших произведениях) неразрывно связан со сценарным ходом, с сутью основного конфликта представления. Традиционная функция сценографии - создание игрового пространства - несомненно сохраняется и в театре массовых представлений. Причем задачи организации художественного пространства приобретают здесь особый смысл. Ибо художник массового представления превращает внесценическое пространство стадиона, площади, лесной поляны в игровое пространство массового театра. Образное решение внехудожественных пространств - весьма деликатная проблема, требующая особого чувства площадки. Сколько провалов знает история и современная практика массовых представлений лишь по одной единственной причине: несоответствие выразительных средств той реальной природной или архитектурной среде, в которой создается зрелище [8].
6. Организационная работа в массовом празднике
Режиссер должен хорошо знать, что массовым праздником, особенно трудовым и общественно-политическим, движет не только национальный настрой, спонтанная ситуативно-событивная реакция, но и социальная установка, готовность у проявлению активности, к проявлению своего отношения к социальным ценностям, прежде всего к труду на благо социализма, готовность приобщения к идеалам советского общества, к деятельность социалистического коллектива и т. д. Праздник в этом смысле дает возможность проявления социальной активности, деятельной установки личности, что, однако, не снимает необходимость специальной работы с реальным коллективным героем, разработки реального действия самой массы участников, художественно оформленного режиссером.
Праздник теряет свой смысл, если в нем не учтены и не использованы реально социальные установки участников или сделан упор лишь на эмоциональный настрой. Необходимой работой режиссера выступает социально-психологическая нюансировка как часть сценарно-режиссерской разработки, а сами психологические механизмы поведения человека превращаются в инструмент режиссуры. При этом праздничный настрой и степень активности личности зависят не только от ее самой, но и от атмосферы в коллективе, от отношения к празднику других людей. Наши наблюдения на ряде крупных промышленных предприятий Ленинграда, Кемерово, Челябинска, Хабаровска и других городов позволили увидеть возникающее подчас несоответствие между личностным праздничным настроением молодого рабочего, вчерашнего учащегося ПТУ, на празднике вхождения в трудовой коллектив и пренебрежительной оценкой этого момента некоторыми членами бригады, цеха, коллектива. Это обстоятельство немедленно сказывалось на праздничном настрое, снижало его или вообще заставляло молодого рабочего «бравировать» празднованием знаменательного события, подлаживаться под тех, кто «дескать, говорит, что ничего здесь особенного не происходит». Отсюда настоятельная необходимость подготовительной предпраздничной компании, режиссерская работа вокруг «ожидания праздника», вызывающая систему художественных массовых действий [3].
Праздничная ситуация выражает одинаковость ощущений массы людей. Однако эта одинаковость, в конечном счете, не предлагает полную адекватность установок людей на этот или иной праздник, их ожиданий от этого праздника, ибо любой коллектив по своему социально-демографическому составу не однороден, предлагает в единой глобальной установке определенную внутреннюю дифференциацию в соответствии с дифференциацией самого коллектива. Увидеть и реализовать все это в режиссерском замысле - значит сделать этот замысел глубже, приблизить его к каждому участнику праздника. Система праздников труда производственного коллектива в общем виде содержит четыре типа праздничных ситуаций: вхождение в коллектив, этапы трудового развития, трудовые свершения и победы, итоги труда и чествование передовиков. Казалось бы, что установки трудящихся по отношению к каждому типу праздника должны быть адекватны; что для всех трудящихся каждый такой праздник одинаков по ожиданиям. Однако это не так, именно потому, что сам коллектив делился на несколько групп участников трудовых праздников со своими установками на любой из типов праздничной ситуации, проявляющимися в мотиве деятельного общения как своеобразном аккумуляторе личного опыта каждого человека.
Одна из важнейших особенностей режиссуры массового праздника состоит в том, что она как бы режиссирует саму жизнь, художественно осмысляемую. Режиссер массового театра работает, в первую очередь, с реальным коллективным героем и по этому должен широко использовать механизмы социальной психологии. Психолого-педагогическая подготовка режиссера-организатора массовых праздников так же важна, как и художественно-творческая подготовка.
Анализируя социально-психологические механизмы, превращающиеся в своеобразный инструмент практической режиссуры массового праздника, нужно прежде всего остановиться на общении. В широком смысле слова праздник представляет собой широкое, социально окрашенное и художественно оформленное общение по поводу того или иного события. Но ведь еще и коллективная деятельность людей, требующая определенного уровня организации, а не просто их духовный контакт. Праздничное общение - это синтетический вид человеческой деятельности. уходящий истоками в общественно-политическую, познавательную, художественную деятельность людей. С помощью такого общения человек, особенно молодой, вовлекается в круг определенных идей и их социально-психологического утверждения, приобщается к социально опыту общества, коллектива.
Каковы же механизмы общения, которые необходимо знать и учитывать режиссеру, организатору массовых праздников? В структуре психологического настроя участника особый интерес, с этой точки зрения, представляет ситуативный настрой, тесно связанный с условиями повседневной жизни и деятельности человека, с потоком жизненных событий, впечатлений и эмоционально окрашенный. Ситуативный настрой в значительной степени влияет на оценку личностью того или иного события, получаемой информации, окружающих людей. Можно сказать, что он предопределяет эмоциональную реакцию личности на конкретное событие, особенно наглядно проявляющуюся в социалистическом трудовом коллективе как празднующей общности [5].
Эмоциональная реакция, ситуативный настрой трудящихся на знаменательное трудовое событие, отражающиеся во всем построении сценария, стимулирует и форму мероприятия, в частности торжественный митинг, возникающий как единый порыв всей массы трудящихся. Такие митинги проводились неоднократно на БАМе, строительстве газопровода Уренгой - Памары - Ужгород и т. д. На всех этих стройках в моменты соединения путей, встречи поездов, сбойки тоннелей, возникали такие такие полустихийные, эмоциональные митинги, отражавшие торжество трудового свершения.
Этот первичный ситуативно-событийный настрой личности очень важно увидеть, понять и отразить режиссеру массового мероприятия, ибо он предопределяет тип деятельности его конкретных участников. Именно здесь заложена возможность дойти до каждого, отразить личностные потребности, в отсутствии которых часто обвиняют массовые праздники. Увиденное и учтенное режиссером-организатором массовое совпадение эмоциональных реакций многих людей на то или иное событие, особенно трудовое, отвечающее ведущему виду деятельности личности, вызывает массовое праздничное действие, ибо единый эмоциональный настрой возникает как результат схожести совместных переживаний. Не случайно в массовый праздник, втянувший в свою орбиту сотни тысяч людей, превратились укладка «золотого» звена, соединявшего воедино Байкало-Амурскую магистраль, и встреча прошедшего по ней первого поезда. Для каждого, кто вложил в строительство БАМа свой труд, это был сплав эмоционального настроя торжества и сознательной социальной позиции строителя-добровольца. Отсюда и сила реакции, нашедшая реализацию в огромно, захватывающем празднике, за которым следила вся страна [4].
7. Особенности репетиционного процесса
Процесс репетиционной работы слагается из решения многих исполнительских и воспитательных задач. Главная из них - музыкально-эстетическое и творческое развитие самодеятельных коллективов в процессе работы над праздником. Мы специально выделяем и подчеркиваем воспитательный акцент в организации репетиций в эстрадных оркестрах и ансамблях, поскольку именно в этих коллективах встречаются нередко негативные моменты, педагогические просчеты в методике проведения занятий с участниками коллектива. Многие руководители слепо копируют деятельность профессиональных оркестров и ансамблей и механически переносят общие методические приемы работы с профессиональным эстрадным коллективом на самодеятельные без учета их специфики.
Безусловно, по своему характеру деятельность участника кружка близка к деятельности профессионального музыканта (подготовка произведения к исполнению его перед слушателями). Она строится на тех же принципах и протекает в той же последовательности, как и творческая работа профессиональных ВИД.
Особенность организации репетиционного процесса заключается, во-первых, в том, что работа над массовым праздником подчиняется воспитательным задачам, протекает на разных уровнях и охватывает значительно больший период времени на его освоение. Во-вторых, для профессионала результат его деятельности - исполнение - выступает как средство эстетического воздействия на слушателя, а в работе самодеятельного исполнителя и подготовка и выступление важны прежде всего как средство эстетического развития и формирования личности самого участника. Поэтому слепое копирование деятельности профессиональных коллективов наносит определенный ущерб организации учебно-воспитательного процесса в самодеятельных эстрадных оркестрах и ансамблях. Руководитель должен критически осмыслить то положительное, что накоплено в практической работе исполнителей-профессионалов, и творчески применить его с учетом возможностей своего коллектива.
Особенности методики репетиционного процесса обусловлены уровнем профессиональной подготовки участников, специфическими условиями деятельности любительского коллектива и, что самое главное, определенными задачами, стоящими перед коллективом художественной самодеятельности [10].
Анализ практической работы самодеятельных эстрадных оркестров и ансамблей позволил наметить определенную организационно-методическую структуру проведения рабочих репетиций, отдельные элементы которой могут быть использованы и в репетициях другого типа. В зависимости от уровня исполнительского мастерства участников коллектива руководитель устанавливает ряд стадий репетиционного процесса. Каждая из них имеет свои характерные особенности и задачи.
Полная репетиция праздника позволит выявить достоинства и недостатки организации торжественного мероприятия, сценарий которого затем можно скорректировать. Несмненный плюс репетиции в том, что она поможет избежать непредвиденных ситуаций непосредственно в день торжества.
Список использованной литературы
1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов / Г.А. Аванесова. - М.: Аспект-Пресс, 2006.
2. Барабаш Г.П. Организация музыкальных праздников. - М.: Знание, 2006.
3. Бенифанд А.В. Праздники: сущность, история, современность. - Красноярск, 2006.
4. Васильев К.Р. Организация фестивалей. - М.: Веха, 2007.
5. Гайдук Т.А. Организация праздничных мероприятий. - М.:ОРИГО,2007.
6. Генкин Д.М. Массовые праздники. - М.: Просвещение, 2007.
7. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. - М.: МГУК, 1998.
8. Зуев С.Э. Социально-культурное проектирование. Ижевск: Альтернатива, 2003.
9. Карпова Г.Г. Праздник в контексте социальных изменений: Автореф. дис...к. с. н. 22.00.06. - Саратов, 2001.
10. Ладов Б.В. Массовые празднества. - М.:ЮНИТИ, 2007.
11. Черный Г. П. Педагогическая технология массового праздника. - М.: 1990.

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
5 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR