Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта

Ракетостроение

Ракетостроение
ПЛАН
Введение
1. История создания и применения ракет.
2. Применение реактивной тяги для пилотируемого полета
3. Идеи Роберта Годдарда в Германии
4. Космическая гонка или Битва за космос
Заключение
Введение
Космонавтика - совокупность отрас¬лей науки и техники, обеспечиваю-щих освоение космического пространства и внеземных объектов с исполь-зова¬нием ракет и космических аппаратов.
Главной целью космонавтики являет¬ся повышение знаний о Вселенной, решение научных и народнохозяйственных задач
Все мы немножко связаны с космосом в том или ином плане. Ракетно-космическая техника обеспечивает современную навигацию, экологический мониторинг, современные спутники позволяют вести космическую и, что немаловажно, непосредственно видовую разведку, поддерживать качественную связь, и решать многие другие вопросы повседневной деятельности человека.
Технический прогресс не стоит на месте, очень важно иметь представ-ление, в какую сторону развиваться далее в области космонавтики, а для этого необходимо вспомнить основные этапы создания и развития космической техники, ознакомиться с биографией великих конструкторов, учёных, занимавшихся разработками в данной сфере деятельности, попытаться понять мотивацию их поступков, нацеленных на определённый результат, сделать свои выводы. Для дальнейшего развития космической отрасли это имеет немаловажное значение, поэтому я считаю, что эта тема актуальна в данный исторический момент времени.
Основная цель моей работы - путём длительных рассуждений, опираясь на реальные факты, показать значимость ракетно-космических средств, их первостепенное место в жизнедеятельности человека.
Также я хотел бы уделить особенное внимание конструкторам и учёным, внёсшим свой вклад в развитие космоса. Касаясь непосредственно предпосылок зарождения космонавтики, мы, несомненно, вспомним про таких личностей, как Циолковский, Королёв, Браун. Они внесли особенный вклад в развитие теории полётов и реактивного движения, нашли ответы на ключевые вопросы ракетодинамики. Эти моменты должен знать каждый человек, в той или иной мере связанный с космической отраслью.
1. История создания и применения ракет.
В книге «Отечественное ракетостроение», из которой я черпал ключе-вую информацию, даётся весьма интересная информация, требующая основа-тельного размышления.
Например, автор книги считает, что принцип реактивного движения, применяемый в современных ракетах, известен человечеству с древнейших времён. Первый реактивный двигатель описан древнегреческим учёным и ин-женером Героном, жившим примерно в I в. н.э. в Александрии. В одном из своих трудов - «Пневматика» - Герон даёт чертежи и описание эолипида - шара, вращающегося под действием реактивной силы, образующийся за счёт выходящей струи шара.
Лучшим средством по сравнению с паром для создания реактивной силы явились летательные смеси типа пороха, также изобретённые ещё в глубокой древности.
В старинных летописях имеются упоминания о том, что у восточных народов ещё в Х - XII вв. появились пороховые ракеты, которые носили наименование «огненных стрел» и применялись при осаде крепостей. Их устройство было довольно примитивным. К обыкновенной стреле прикрепля-лась бумажная гильза с пороховым зарядом. В головной части находился зажигательный состав. Порох зажигался шнуром.
Позднее в Китае и Индии нашли применение в военном деле также ра-кеты-снаряды. Они взрывались после того, как выгорал «посылающий» и начинал действовать «зажигающий» порох. Более совершенные боевые ракеты с железными гильзами весом от 3 до 6 (кг), снабжённые для устойчивости бамбуковыми палками длинной 2,5 (м), применялись Индией в конце XVIII в. в борьбе против английских колонизаторов.
Предприимчивый английский инженер Уильям Конгрев с 1804 г. стал работать над усовершенствованием индийских боевых ракет и создал свои ра-кеты весом в 5,10, и 12,3 (кг), а также пусковую установку к ним (кстати ска-зать, весьма громоздкую).
В конце XVII - начале XVIII в. в России также имелись свои ракеты различного назначения, налаживалось их производство. Но подлинное развитие ракетная техника получила в более позднее время.
В 1815 г. Александр Дмитриевич Засядко начал работать над созданием боевых пороховых ракет. Сконструировал боевые ракеты трёх калибров, разработал технологию их изготовления, создал пусковые станки, позволяющие вести залповый огонь (6 ракет), и приспособления для наведения. Провёл большое число опытных пусков ракет и достиг дальности их полёта до 2300 (м). Разработал рекомендации по выбору оптимальных параметров ракет, определению дальности их полёта и рассеивания в зависимости от углов запуска, рассмотрел возможность и эффективность запуска связки ракет, методы транспортировки и боевого использования ракет. Организовал производство ракет в специальном «ракетном заведении», сформировал первое в русской армии ракетное подразделение.
Результаты работ Засядко изложил в труде «О деле ракет зажигательных и рикошетных» (1817 г.), являющемся первым достаточно полным наставлением по изготовлению и боевому использованию ракет в русской армии.
Артиллерийская бригада Засядко сражалась под Лейпцигом; вместе с русскими войсками, преследовавшими Наполеона, прошла вглубь Франции и возвратилась на родину в 1814 г.
В 1820 г. Засядко был назначен начальником первого Артиллерийского училища в России, в 1826 стал начальником артиллерии штаба русской армии. В 1829 г. Получил чин генерал-лейтенанта.
В своей пиротехнической лаборатории за два года Засядко создал не-сколько типов боевых ракет от 2-х до 4-х дюймовых. Ракеты имели гильзы, изготовленные из листового железа, в которые помещался заряд чёрного дымного пороха. Верхняя часть Гильзы закрывалась колпаком, заполненным боевым зарядом, в её нижнюю часть ввинчивался поддон, в котором имелись отверстия для выхода газов. К корпусу гильзы скобами прикреплялся деревянный стержень, предназначенный для стабилизации ракеты в полёте.
Боевые ракеты Засядко применялись в 1825 г. На Кавказе против вражеской конницы. В эти годы « ракетное заведение» выпускало 6-,12-,20- и 36- фунтовые ракеты, а также соответствующие треножные станки к ним.
В начале 1827 г. «ракетному заведению» было приказано изготовить срочно три тысячи боевых и зажигательных ракет. Во время манёвров русских войск, происходивших в 1827 г. под Красным Селом, в целях ознакомления с действием нового оружия было израсходовано пятьсот боевых ракет
В 1828 г. было принято решение «ракетное заведение» отправить на ту-рецкий фронт с тем, чтобы организовать производство ракет непосредственно в районе боевых действий.
Предполагалось, что ракетное заведение будет производить шесть ты-сяч ракет в год.
«Ракетное заведение» обосновалось в Тирасполе, организовало снабжение действующей армии боевыми ракетами.
Для действующих войск были написаны рекомендации, в которых весьма высоко оценивалась роль ракетных подразделений в бою и указывалось, что в основу тактического применения ракет должны быть положены совместные действия ракетчиков с артиллерией.
Так, ракетные батареи, как правило, должны были располагаться впере-ди артиллерии, прикрывая её развёртывание или отход.
Во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг. боевые ракеты кон-струкции генерала Засядко умело и с большим эффектом применялись в сухо-путных войсках при осаде турецких крепостей Варна, Силистрия и Браилов, а также на черноморском флоте и Дунайской флотилии.
В 1826 г. начальником «ракетного заведения» стал вместо генерала За-сядко его ученик Василий Михайлович Внуков.
Большой вклад в ракетостроение внёс в середине ХIХ в. К. И. Константинов. Родился в 1817 году, окончил Михайловское артиллерийское училище в 1836 г.
15 ноября 1844 г. «за изобретение электробаллистического прибора для измерения скорости полёта и за отличную службу» был награждён орденом 4 степени.
С 1847 г. систематически занимается конструированием и производ-ством боевых ракет. С марта 1850 г. был назначен командиром Петербургского «ракетного заведения». С 1861 г. Константинов деятельно занимается проектом построения ракетного завода в Николаеве, а с 1867 г. становится его руководителем.
В последние годы своей жизни, невзирая на тяжёлую болезнь, Константинов продолжал заниматься ракетным делом. Он написал большую работу «Усовершенствование фейерверков» и статьи по специальным ракетам. Он был одним из талантливейших и разносторонних деятелей отечественной науки и техники XIX в.
В истории развития ракетного дела ему принадлежит особое место как учёному, заложившему основы науки о боевых ракетах.
Пророчески звучат в наши дня слова Константинова в его сочинении «О боевых ракетах»: «Нам кажется, что выгоднее организовать из ракетчиков самостоятельное оружие...,одарённое особенными качествами, которое зависело бы от главноначальствующего подобно тому, как подчиняется ему каждое из отдельных оружий, составляющих различные рода войск».
Константин Иванович Константинов скончался в г. Николаеве 12 января 1871 г.
2. Применение реактивной тяги для пилотируемого полета
Впервые в мире русский изобретатель-революционер Н. И. Кибальчич предложил в 1881 г. проект летательного аппарата ракетного типа для полёта человека. Он был человеком смелой мысли. Мечтая о лучшем будущем, он от-давал всего себя делу служения народу. Недаром, находясь в камере смертни-ков, он написал вещие слова:
« Сила взрыва освободит человека от земного рабства, и силами взрывов человек когда-нибудь полетит к звёздам ».
Реактивный летательный аппарат, предложенный Кибальчичем, пред-ставлял собой платформу с металлическими стойками, к которым при помощи цапф крепился мощный пороховой ракетный двигатель. Топливом для него должны были служить специальные пороховые шашки. По идее изобретателя эти шашки вводились в камеру сгорания двигателя специальным механизмом часового типа.
При разработке реактивного летательного аппарата Кибальчич высказал ряд идей, которые нашли своё воплощение в современном ракетостроении. Так. например, изменение полёта летательного аппарата предусматривалось осуществлять путём поворота двигателя ( т.е. путём изменения направления истечения газов реактивного струи ). Для работы двигателя было предложено использовать бронированный порох с внутренним каналом.
Применение такого пороха позволяло достигать прогрессивного горе-ния. В своём проекте Кибальчич также предусматривал применение крыльев.
Проект реактивного воздухоплавательного аппарата Н.И.Кибальчича был похоронен в архивах полицейского управления после его казни 3 апреля 1881 г. за свою революционную деятельность. И лишь после Великой Октябрьской социалистической революции в 1918 г. Этот проект был впервые опубликован в журнале «Былое».
Научная статья №5 журнала «Научное обозрение», именуемая «Исследование мировых пространств ракетными приборами» и другие многие работы основоположника ракетной техники и космических средств Циолковского, а затем и работы его последователей позвали в ракетную технику и космонавтику многих молодых энтузиастов - «работников великих намерений», как называл их учёный. На его работах впоследствии выросло целое поколение отечественных учёных, инженеров, изобретателей, перешедших к практическому осуществлению задуманных Циолковским идей.
Учёный написал множество статей, в которых развил теорию космиче-ских кораблей, приводимых в движение жидкостными ракетными двигателя-ми, и создал математическую теорию космических перелётов.
К 1903 году он разработал конструкцию ракеты с двигателем, работающем на водороде и кислороде, в котором «горение смеси вызовет выход горячих газов через сопло».
В своих работах Циолковский рассматривал вопросы применения и других видов горючего. Кроме того, он предложил использовать маховик, или гироскоп, для стабилизации полёта, а также устанавливать газовые рули в сопле ракетного двигателя для управления направлением полёта. Ещё одной из его революционных идей была идея многоступенчатой ракеты. По его гипотезе, связка ракет должна была работать в «пошаговом» режиме. Когда в очередной ступени закончится топливо, она будет сброшена, тем самым освободив движущийся аппарат от лишнего веса. За счёт этого космический аппарат сумеет развить скорость, необходимую выхода на орбиту. Гениальный учёный рассчитал, что при скорости 8 (км/с) центробежная сила уравновесит силу тяжести, и ракетный снаряд не упадёт на Землю, а выйдет на стабильную траекторию полёта вокруг Земли - орбиту.
Некоторые из теорий Циолковского вскоре были воплощены в жизнь советскими инженерами - его так называемыми великими продолжателями.
Одним из таких продолжателей стал крупный учёный и талантливый изобретатель Ф.А.Цандер. Его научно - инженерная деятельность была много-гранной. Он много работал над дальнейшим развитием ракетодинамики и тео-рии полёта в космос, над созданием теории проектирования жидкостных ракетных двигателей и ракет, а также большое внимание уделял экспериментально - конструкторским работам в области ракетной техники.
С 1916 по 1929 г. над решением проблем ракетной техники и космонав-тики активно трудился талантливый исследователь Ю.В.Кондратюк. В 1929 г. в Новосибирске было опубликовано его исследование «Завоевание межпланетных пространств». В этой работе и четырёх рукописях, написанных, предположительно с 1916 - 1929 гг., автор высказал целый ряд перспективных идей, которые впоследствии нашли свое воплощение в современной ракетной технике и космонавтике.
Давайте, теперь обратим свой взгляд на Запад, где, по - мнению ведущего британского исследователя космоса, Тима Фернисса, «были сделаны первые шаги на пути к звёздам».
Американский исследователь реактивных двигателей Роберт Годдард начал исследовать принципы реактивного движения в 1903 году и сделал ряд открытий. Годдард создал основы теории жидкостного ракетного двигателя, работающего на сжиженном кислороде и водороде, разработал концепцию многоступенчатой ракеты и также предложил установить на ракете фотокаме-ру, чтобы сделать снимки планет, к которым полетят ракеты, которые затем вернутся на Землю. Он даже предугадал концепцию ионных двигателей. С 1912 по 1916 год он напряжённо трудился над этой темой, результатом чего стала знаменитая статья «О методах подъёма на большие высоты», опубликованная Смитсоновским институтом в 1920 году. В этой статье Годдард продемонстрировал исключительное понимание тех принципов, на которых основана вся современная космонавтика.
«Ракета идеально подходит для подъёма на большие высоты и не требует наличия воздуха для создания тяги, » - писал он.
Он получил ряд патентов, в том числе на принцип «подачи горючего в камеру сгорания малыми порциями с целью получения стабильной тяги».
Затем в жизни учёного следовали пятнадцать лет кропотливой работы. За эти годы он разработал принцип управляемости ракеты, добился рекордной высоты подъёма ракеты в 2.28 (км).
В период с 1930 по 1935 год Годдард работал с различными методами стабилизации ракет, используя маятники и гироскопы для управления рулевы-ми поверхностями. Гироскоп в этом случае оказался более эффективным. Од-нако в те времена США было больше заинтересованно в разработке собствен-ной атомной бомбы, поэтому результаты работ Годдарда не привлекли внима-ния. Но научный прогресс не стоял на месте, и другие люди - в другой стране - добились значительных успехов. В какой именно? На этот вопрос мы ответим позже. Пока же на лицо уже зарождавшийся факт соперничества, в будущем именуемого как «Космическая гонка» или «Битва за космос», которое получило своё развитие благодаря умозаключениям великого «отца русской космонавтики» и не менее великого американского исследователя и инженера.
Вернёмся в СССР. В 1922 году в Ленинграде была создана Газодинамическая лаборатория, занимавшаяся усовершенствованием существующих конструкций твёрдотопливных ракет военного назначения. Были созданы жидкостные ракетные двигатели, а также новые конструкции двигателей с однокомпонентным топливом. Первый жидкостный ракетный двигатель, получивший название ОРМ - 1, был испытан на стенде в 1931 году. После более чем 40 испытательных запусков инженеры начали разрабатывать новые модификации ОРМ, совершенствуя основные узлы двигателя, такие, как камера сгорания, и экспериментируя с различными видами топлива,- в частности, была отработанна комбинация с газолином в качестве топлива и азотной кислоты в качестве окислителя.
Кроме того, в 1931 году была открыта Группа Изучения Реактивного Движения (ГИРД), которая сосредоточила свои усилия на разработке жидкостных ракетных двигателей. На следующий год советское правительство создало филиал ГИРД в Москве, получивший название Научно-исследовательского ракетного центра. Его возглавил Сергей Королёв, инженер и лётчик - испытатель. Группа под руководством Королёва сначала разработала серию жидкостных ракет, использовав в качестве топлива твёрдый (гелированный ) газолин и жидкий кислород. 17 августа 1933 года была запущена ракета «ГИРД 9». Она достигла высоты 1.5 (км), и её можно считать первой советской зенитной ракетой. Следующая ракета, «ГИРД 10», работала на жидком газолине и жидком кислороде. Она была запущена 25 ноября 1933 года и достигла высоты примерно 5(км).
3. Идеи Роберта Годдарда в Германии
Теперь давайте ответим на вопрос о той самой загадочной стране, в ко-торой получили воплощение в жизнь самые перспективные идеи Роберта Годдарда. Я бы хотел заострить наше с вами внимание на определённые этапы создания смертоносного оружия периода Второй мировой войны - ракеты «ФАУ - 2». Таким образом, речь наша пойдёт о Германии, где, как считает всё тот же Тим Фернисс, «упали семена будущей космической эры», когда 5 июня 1927 года в городе Бреслау Герман Оберт основал «Общество исследователей космических путешествий». Спустя год членами общества был произведён успешный запуск ракеты с двигателем, работавшем на жидком кислороде и керосине. Позже были запущены ещё две небольшие ракеты, названные «Мирак» и « Репульсор». Запуски проводились на специальной ракетной площадке Ракетенфлюгплац в пригороде Берлина.
В 1932 году был произведён демонстрационный запуск «Репульсора» в Куммерсдорфе, в ста километрах к югу от Берлина, специально для представи-телей для германской армии. В следующем году к власти пришел Гитлер. Ге-стапо завладело документами и оборудованием Общества, и исследования были переведены в военную область. В конце 1930-х годов финансирование работ Оберта было урезано, и не последнюю роль в этом сыграла обеспокоенность немецкого правительства связями Общества с исследователями реактивного движения в других странах. Хотя сначала ракеты не произвели особого впечатления на нацистское правительство, Адольф Гитлер оценил военный потенциал изобретения и увеличил годовой бюджет группы Оберта с 80000 марок до суммы, превышавшей 11 миллионов. Группа упорно работала, преодолевая три главные трудности, присущие ракетам: нестабильность работы двигателя, поддержание температуры компонентов топлива, нестабильность ракеты в полёте. В Куммерсдорфе был создан специальный отдел армейского Департамента Вооружений. Его возглавил Вальтер Дорнбергер, а его помощником стал Вернер фон Браун, пришедший в Общество в 1930 году, когда он ещё был восемнадцатилетним студентом. Итогом его плодотворной деятельности к 1934 году явился успешный запуск ракеты «А-2», которая поднялась на 2.5 (км). Следующие пуски ещё более усовершенствованных ракет привлекли дополнительные средства в фонд Общества, что стимулировало работу группы. Объём прави-тельственных ассигнований позволил построить в 1937 году испытательный полигон на берегу Балтийского моря в Пенемюнде. Неподалёку, в Норд-хаузене, был возведён ракетный завод, на котором работали 120000 человек.
Кремлёвское руководство вскоре после создания группы под руковод-ством Королёва оценило потенциал военного применения ракет и объединило Газодинамическую лабораторию и ГИРД в Ракетный Научно-исследовательский институт (РНИИ), в котором разрабатывались многие теоретические и практические вопросы реактивного движения, в том числе пороховые реактивные снаряды и пусковые установки к ним (руководитель Г.Э.Лангемак), жидкостные ракетные двигатели (руководители В.П.Глушко и М.К.Тихонравов), крылатые ракеты, ракетопланер (руководитель С.П.Королёв), ракетные ускорители (руководитель В.И.Дудаков), вопросы устойчивости полёта ракет.
В 1939 году была успешно запущена разработанная в РНИИ двухсту-пенчатая ракета, в которой были скомбинированы жидкостный и твёрдотоп-ливный двигатели. Ракета поднялась на высоту 1.8 (км).
Поскольку скорое начало Второй мировой войны было очевидно для руководства страны, все работы по ракетам были засекречены. Но все эти сек-ретные мероприятия стали вовсе бесполезны, после того как Королёв был осуждён 27 июня 1938 года вплоть до 1944 года.
Советский Союз сворачивает работу над баллистическими управляе-мыми ракетами на жидком топливе. Это позволило Германии, пользуясь идеями, приведёнными в трудах К.Э.Циолковского, создать в щедро финансируемом научно-исследовательском центре в Пенемюнде и испытать баллистическую управляемую ракету «А-4»(«V-2», «Фау-2»).Она стала одним из наиболее смертоносных и разрушительных оружий Второй мировой войны, хотя применение её и пришлось на период окончания войны.
Ракета «А-4» весила двенадцать с половиной тонн и приводилась в дви-жение двигателем с тягой в 25 тонн, работавшим в течение 68 секунд. Топли-вом служили спирт и жидкий кислород. Охлаждение двигателя осуществлялось компонентами топлива до их поступления в камеру сгорания. Управление движением ракеты производилось, как и у ракет Годдарда, при помощи рулевых поверхностей из графита, находившихся в сопле двигателя. Успешным стал лишь третий запуск ракеты, состоявшийся 3 октября 1942 года. Она достигла высоты более 85(км) и упала на землю в 200(км) от Пенемюнде. Позднее, в 1944-м году «A-4» поразит Лондон, Париж, далее станет известно, что до окончания войны по целям в Великобритании и континентальной Европе было выпущено 2789 ракет «Фау-2».
Советское правительство было шокировано известием о наличии у Гер-мании такового «Оружия возмездия».Капитан Вальтер Дорнбергер, возглав-лявший полигон в Пенемюнде, сказал: «Сегодня появился на свет первый кос-мический корабль». Немецкие инженеры уже спроектировали и построили двухступенчатую ракету, сделав гигантский шаг к освоению космоса. Их надежды создать ракеты, способные облететь Землю и даже долететь до Луны были вполне реалистичны, но всё это было отложено, поскольку на текущий момент главными задачами являлись военные. Советское правительство вскоре потребовало от наших инженеров ответных шагов.
4. «Космическая гонка» или «Битва за космос»
Определённые коррективы в деятельность фон Брауна и его инженеров внесла операция «Скрепка», проводимая США, и аналогичная операция со стороны СССР. Эти мероприятия дали сверхдержавам доступ к знаниям немецких ракетчиков. Это был поворотный пункт в освоении космоса. Когда союзные войска окружили немецкий полигон в Пенемюнде, а окончание войны стало очевидным, фон Браун принял решение, что если им сдаваться в плен, то сдаться необходимо американцам, а не русским.
Части американской армии захватили завод в Нордхаузене, где их гла-зам предстало огромное количество готовых ракет. Таким образом, постепенно операция «Скрепка», целью которой был захват специалистов и вывоз документации, превратилась в операцию по вывозу готовых «Фау-2». Люди и готовое оборудование вывозились на полигон Уайт Сэндз в Нью-Мексико. Фон Браун и часть его сотрудников сдались солдатам 44-й дивизии американской армии. В руки американцам попало 14 тонн документации по «Фау-2» и около ста готовых ракет. Однако американские войска, захватившие Нордхаузен, не получили информации о том, что завод и полигон окажутся в советской зоне оккупации, и завод не был уничтожен. Оставшееся там оборудование, документация, часть ракет попали в руки советских войск, как и часть инженеров-ракетчиков. Некоторым инженерам удалось бежать, но они вскоре сдались в плен американцам, что некоторым даже казалось выгоднее. Им и тем, кто сдался вместе с фон Брауном, был предложен пятилетний контракт на работу в США. Первые немецкие специалисты прибыли в США 20 сентября 1945 года. К 1954 году в исследовательском центре в Алабаме работали 50 тыс. немецких инженеров, к тому времени получивших американское гражданство.
Давайте согласимся, что захват Пенемюндского полигона и Нордхаузена со всеми вытекающими из этого последствиями - момент переломный, но и одновременно очень интересный. Чем он был интересен для меня? Я невольно вспоминаю, просмотренный мною ещё в школе фильм из серии BBC «Битва за космос». Этот фильм смотрели многие и некоторые даже несколько раз. По сюжету этого документального фильма фон Браун «висел на волоске» от гибели. Да нет, ни о какой физической расправе речь не идёт, просто американские представители власти, уполномоченные заниматься деятельностью группы немецких инженеров, вдруг вспомнили про нацистское прошлое их руководителя. Соответственно возникло много вопросов и сомнений со стороны США.
Однако, со временем фон Браун и его группа уже успешно запускают новую двухступенчатую модификацию «Фау-2»,которую впоследствии назовут «Капрал». С помощью таковой ракеты США успешно вели исследование по изучению верхних слоёв атмосферы, а двухступенчатая ракета «Бампер» достигла околоземного космоса.
Таким образом, в 1950 году на песчаном мысе во Флориде было начато строительство испытательного полигона. Название этого мыса - Канаверал навсегда вошло в историю космической эры.
Немецкие инженеры, захваченные группой войск второго Белорусского фронта под командованием генерала Константина Рокоссовского, были отправлены на Восток, правда, не в столь комфортных условиях, в которых пребывали их коллеги на Западе. В 1946 - 1947 годах производство «Фау-2», выпускаемых Германией в военные годы. Производились постоянные запуски ракет с научным оборудованием в верхние слои атмосферы.
Вскоре под руководством Королёва и других инженеров из ГИРД была разработана модификация «Фау-2», получившая название «Т-1». Затем была создана одноступенчатая геофизическая ракета, которая могла доставлять научное оборудование весом до 130 (кг). На высоту до 100 (км). Следующая ракета «Т-2»,получившая неофициальное название «Митя», поднималась уже на высоты до 190(км) с полезной нагрузкой до 80 (кг).
Американцы в противовес нашим ракетам серии «Т» ввели в эксплуатацию ракеты серии «Викинг», схожие по характеристикам с нашими ракетами. С 1949 по 1954 год в рамках программы «Викинг» были произведены 12 пусков. Максимальная высота составила 157 миль(252 (км)). Ракеты «Викинг» создавались Исследовательской лабораторией ВМФ США и фирмой «Мартин». Стоит отметить, что в СССР имелся к тому времени уже военный вариант «Т-2», представлявший собой баллистическую ракету средней дальности (БРСД). На его базе велись работы по созданию межконтинентальной баллистической ракеты.
В 1957 г. была разработана новая ракета - «Т-3». Космические техноло-гии сделали шаг вперёд. Ракета смогла поднять груз свыше двух тонн на высоту 211 (км)! «Т-3» стала первой в мире межконтинентальной баллистической ракетой, поскольку военные потребности были выдвинуты на первый план.
Теперь давайте поговорим о разработках США и соответственно СССР для достижения высших научных идей периода 50-х гг. XX в.
В 1955 году успехи в ракетных технологиях позволили американцам сделать заявление о том, что научно-исследовательская ракета «Авангард» сможет вывести на орбиту искусственный спутник Земли в 1957 году, и это позволит провести наблюдения Земли из космоса в рамках международного геофизического года. «Авангард» был создан на основе ракеты «Викинг», в рамках работы с которой были произведены 12 пусков с полигона Уайт Сэндз. СССР также заявил о возможности запуска первого искусственного спутника Земли со своей стороны в 1957 году, однако это заявление было встречено с недоверием, поскольку в мире никто не верил, что СССР достиг в ракетных технологиях успехов, хотя бы близких к тому, что сделано в США. Это явилось следствием секретности, в которой осуществлялась советская программа. Проект «Авангард», в свою очередь, официально имел статус гражданского, но его руководство осуществлялось ВМФ США, выигравшим конкурс на создание ракеты в рамках Международного геофизического года, соревнуясь с проектами армии и ВВС. ВВС предложили в качестве модифицированный вариант крылатой ракеты «Бомбарк» с консольно установленной второй ступенью, а армейские конструкторы во главе с фон Брауном предложили усовершенствованный вариант ракеты «Редстоун», получившей название «Юпитер С». Обе ракеты имели военное назначение, и президент США Дуайт Эйзенхауэр принял решение не возмущать общественное мнение, запуская научный спутник с помощью военной ракеты. Будто бы он не знал, что в СССР планируют поступить именно так.
Момент, я считаю, очень интересный, мы уже наблюдаем скрытую по-литическую игру, которая ещё только зарождалась, но продолжилась в после-дующем в более откровенной форме.
Однако же «Юпитер С» 7 августа 1957 достигает высоты 960 (км), но она не была оснащена дополнительной ступенью, при помощи которой воз-можно было вывести на орбиту первый искусственный спутник США. После шокирующего фон Брауна запрета Эйзенхауэра в процессе работы над «Аван-гардом» возникли технические трудности. Как бы печально не звучало тогда это заявление президента для американских исследователей космоса, вскоре стало очевидно, что США смогут запустить свой искусственный спутник в 1958 году. В это время в степях Казахстана в местечке Тюратам советский конструктор Королёв готовил к запуску первую в мире межконтинентальную баллистическую ракету. 26 августа 1957 года СССР объявил, что третьего августа был произведён запуск «первой сверхдальней межконтинентальной многоступенчатой баллистической ракеты». Первая ступень была сделана на базе связки из пяти геофизических ракет. Четыре боковые ракеты, выработав топливо, сбрасывались, а центральный блок продолжал полёт, достигая больших высот. Когда первая цель, создание МБР, была достигнута, Королёв начал готовить следующую ракету для более зрелищного запуска.
Постановление о работах в СССР над искусственным спутником Земли (ИСЗ) было принято 30 января 1956 года. Оно предусматривало создание в 1957-1958 гг. и выведение ракетой типа Р-7 неориентированного искусствен-ного спутника Земли массой 1000-1400(кг) с аппаратурой для научных иссле-дований массой 200-300(кг). Главным исполнителем проекта назначили ОКБ-1. К концу 1956 года выяснилось, что есть реальная угроза срыва намеченных планов по запуску конструируемого спутника из-за трудностей создания науч-ной аппаратуры и более низкого удельного импульса тяги в пустоте двигателей ракеты Р-7.(304 вместо 309-310(кг*с/кг) по проекту). Правительством был установлен новый срок запуска- апрель 1958 года. В связи с этим ОКБ-1 внесло предложение о запуске простейшего спутника массой порядка 100(кг) в апреле-мае 1957 года, до начала Международного геофизического года (июль 1957 года). В связи с этим постановлением ОКБ-1 15 февраля 1957 года было принято постановление, предусматривающее выведение простейшего неориентированного спутника Земли, который представлял собой контейнер сферической формы диаметром 580(мм). Его корпус состоял из двух полуоболочек со стыковочными шпангоутами, соединёнными между собой 36 болтами.
Итак, запуск ракеты-носителя 8К71 ПС М1-ПС(модификация Р-7) с пер-вым ИСЗ состоялся 4 октября 1957 года по московскому времени (это был пятый пуск ракеты Р-7). II ступень ракеты со спутником вышла на орбиту с перигеем 228 и апогеем 947 (км) и временем одного оборота вокруг Земли 96, 2 мин. ИСЗ отделился от II ступени ракеты-носителя на 315-й секунде после старта.
Московское радио выдало в эфир эти потрясающие весь мир новости на следующий день после запуска, 5 октября. Название аппарата, «Спутник», было весьма естественно для русского языка. Оборудование «Спутника» было простейшим. В него входили два радиопередатчика весом 3,5 (кг), передававшие сигнал на частотах 20 и 40 (МГц). Их принимали радиоприёмники по всему миру, и простенький «бип-бип» стал синонимом начала Космической Эры. Кроме того, они не давали покоя всему западному миру, особенно США, которые проиграли космическую гонку государству, во всеуслышание объявлявшемуся отсталым и не обладающим столь мощными, как у Америки, технологиями.
Помимо этого, «Спутник» продемонстрировал миру первое применение искусственных спутников Земли. Внутри сферического корпуса, заполненным жидким азотом, находились температурные датчики. Данные с них преобразовывались в изменение тональности сигнала со спутника. Это позволяло инженерам следить за воздействием изменений температуры на работу систем спутника. Характер прохождения сигналов через атмосферу Земли способствовал исследованию ионосферы, а изменения в движении по орбите спутника и последней ступени ракеты давали возможность оценивать плотность атмосферы на различных высотах. Пеленгация сигналов «Спутника» западными станциями стала первым шагом к созданию современной системы GPS, поскольку точное определение положения «Спутника» на орбите достигалось за счёт Эффекта Доплера, смещения частоты электромагнитной, звуковой или другой волны при движении её источника относительно наблюдателя.
В соответствии с установленными международными правилами, по-явившиеся на орбите объекты получили номера 1957Альфа 1,2 и 3. Обозначе-ние Альфа 1 получила центральная часть ракеты-носителя, весившая после выработки топлива примерно 7,5 тонны. Впоследствии кто-то с усмешкой заметил, что первым зарегистрированным искусственным объектом в космосе был первый кусок космического мусора. Сам «Спутник 1» (или «Спутник») получил обозначение Альфа 2, а носовой корпус, ставший вторым куском космического мусора,- Альфа 3. Питание аппаратуры «Спутника» осуществлялось от обычных химических элементов, и, к облегчению западных наблюдателей, через 21 день полёта «бип-бип» прекратился. Через некоторое время потеря скорости, вызванная трением о верхние слои атмосферы, привела к тому, что «Спутник 1» начал терять высоту и сгорел вследствие трения о воздух. Это произошло 4 января 1958 года. Позднее такое явление получило название «вхождение в плотные слои атмосферы». Ракету-носитель и носовой обтекатель постигла та же участь.
Таким образом, выход на орбиту «Спутника 1» явился величайшим до-стижением ракетно-космической программы СССР, но советское правительство решило не оставаться на достигнутом и нанести так называемую «Вторую пощёчину Америке».
Прежде чем США смогли хоть как-то ответить на полёт «Спутника 1», 3 ноября того же года на околоземную орбиту вышел второй спутник, получивший название 1957 Бета. «Спутник 2» весил целых 508 (кг). Вместе с ним за границами земной атмосферы оказалось и первое теплокровное. «Первый великий шаг человечества состоит в том, чтобы вылететь за атмосферу и сделаться спутником Земли. Остальное сравнительно легко, вплоть до удаления от нашей Солнечной системы», - писал Константин Эдуардович Циолковский. Это действительно был великий шаг - чтобы его совершить, нужно было преодолеть множество «препон и рогаток» разного свойства, решить массу разнообразных проблем, многие из которых в истории развития науки и техники возникли впервые. Но первый, самый главный вопрос, который следовало разрешить, - сможет ли человек существовать в космосе? Как он перенесет воздействие факторов космического полета (невесомость, перегрузки, шумы, вибрации, ограничение подвижности, изоляция, существование в замкнутом ограниченном про-странстве и пр.). Как узнать об этом, не отправляя человека в космос? Несо-мненно, с полётом Лайки в космос, человечество ответило на некоторые вопросы, на которые давно искало ответы. Телеметрическая информация, переданная спутником на поверхность Земли, дала первое представление о космическом и солнечном излучении в открытом космосе и подтвердила гипотезу существования вокруг Земли поясов радиации. Но, к сожалению, Лайка была изначально обречена на гибель вследствие недостаточного количества кислорода в транспортирующей её капсуле. Вслед за пуском «Спутника 2» следовал ряд ответных запусков американских спутников, имевших тогда на борту несколько иное научное оборудование, нежели наши спутники.
Я бы не хотел сильно заострять наше с вами внимание на запуски спут-ников наших американских коллег. Научный прогресс не стоял на месте, и человечество теперь уже изъявило желание лично присутствовать в космическом пространстве. Первые полеты человека в космос стали одним из самых значительных событий XX в. Если запуски первых искусственных спутников Земли многими воспринимались лишь как выдающееся техническое достижение человечества, то пилотируемые космические полеты для всех землян стали поворотные пунктом в истории цивилизации - человек впервые покинул родную планету. И все советские люди вправе; гордиться тем, что первым человеком, отправившимся в космический полет, стал гражданин СССР Ю.А.Гагарин.
Полет человека в космос - закономерный и, можно сказать, неизбеж-ный этап развития цивилизации, и это отмечал еще на рубеже XX в. наш сооте-чественник К.Э.Циолковский. В 20-30-х годах нашего столетия о полете человека в космос, к другим мирам много говорили и спорили. Но в те годы ракетная техника лишь зарождалась, и запускаемые тогда ракеты не могли подняться даже до высот, которые к тому; времени уже давно были освоены авиацией.
В 50-х годах развитие ракетной техники достигло такого уровня, когда полет человека на космическом корабле вокруг Земли стал реальностью. И надо сказать, что и в преддверии космического века, большинству ученых и специалистов в области ракетной техники, предсказывая предстоящие запуски первого искусственного спутника Земли, говорили о нем не иначе, как о предвестнике первых полетов человека в космос. Об этом писалось в научной литературе, а на первых заседаниях Международной Астронавтической федерации в начале 50-х годов во всех докладах главным образом рассматривались вопросы, связанные с пилотируемыми полетами по орбите вокруг Земли.
Но возникал ряд существенных проблем, так околоземное пространство ещё было не до конца изучено, не совсем ясен был его химический состав, не до конца были изучены ещё зоны космического, солнечного излучения.
Водную и воздушную стихии человек познавал и осваивал долго и по-степенно. Человек живет в воздушной среде и умеет плавать в воде и под во-дой. А что там, в космосе? Конечно, там те же самые созвездия и чернота, что видны с Земли. Но человек никогда не оказывался «лицом к лицу» со Вселен-ной. Выдержит ли его психика? Какие неожиданности может он встретить, за-щищенный не стокилометровой броней атмосферы, а броней стенок корабля толщиной меньше сантиметра, которые вибрируют при легком постукивании изнутри?
Целый ряд вопросов оставался без ответов. Давайте посмотрим, как находили ответы на эти вопросы.
В середине 50-х годов успехи СССР в области исследований верхней атмосферы с помощью высотных геофизических ракет, казалось бы, приблизили момент, когда в полет на ракете должен был отправиться человек. Проводившиеся одновременно медико-биологические эксперименты с животными на борту ракет, подтвердили, что возникающие при таком полете перегрузки переносимы для человека. Все это, в частности, позволило С.П.Королеву еще в 1954 г. в первом отчете о своей Научной деятельности в Академию наук СССР (в 1953 г. он был избран ее членом-корреспондентом) предложить создание ракеты-лаборатории для подъема 1-2 экспериментаторов на высоту до 100 км со специальной системой для спуска лаборатории и ее экипажа на Землю.
В апреле 1956 г. в Академии наук СССР состоялась Всесоюзная конфе-ренция по ракетным исследованиям верхних слоев атмосферы. На этой конфе-ренции С.П.Королев выступил с докладом, где подвел итоги пусков ракет, со-общил о полученных результатах, наметил перспективы дальнейших исследо-ваний. «Говоря о перспективах, - отметил он в своем выступлении, - нельзя не остановиться и на одном из самых злободневных вопросов - полете человека на ракете. В настоящее время эта задача становится все более и более реальной. Она издавна привлекала внимание всех, работающих в области ракетной техники, а полет человека на ракете является и сейчас одной из основных задач в области ракетной техники». Далее С.П.Королев сообщил, что предполагается рассмотреть ряд вопросов, касающихся рациональной траектории снижения ракеты (с учетом разности температурных режимов при торможении и посадке ракеты с человеком), формы ракеты, теплозащитных средств и т.д. В частности, к этому времени специалисты проанализировали вариант вертикального подъема ракеты с человеком на борту с последующим его катапультированием и спуском на парашюте и пришли к выводу, что более целесообразно создание ракеты для полета человека, рассчитанной на подъем по наклонной траектории. Обсуждались возможные кандидатуры экспериментаторов для полета на ракете, и было решено использовать для этой цели специалистов, участвующих в медико-биологических экспериментах с животными на борту высотных ракет. Следует сказать, что по своим габаритам головные части существовавших высотных геофизических ракет не могли использоваться для полета человека (в частности, были неспособны разместить системы жизнеобеспечения и другие системы, необходимые для полета человека). Хотя масса поднимаемого ракетами полезного груза была достаточно высока, ее не хватало для подъема человека с соответствующим оборудованием. И все же в заключение своего выступления С.П.Королев отметил: «...Нам кажется, что в настоящее время: можно преодолеть трудности и осуществить полет человека на ракете». И действительно, в то время имелись серьезные предпосылки для осуществления подобного эксперимента с использованием модернизированной высотной геофизической ракеты. Однако в конце 1956 г. и первой половине 1957 г. коллектив ОКБ С.П.Королева уже заканчивал работы по созданию гораздо более мощной ракеты, которая позволяла осуществить более сложные задачи. Это была первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета (МБР), успешное испытание которой 21 августа 1957 г. показало, в частности, что появилось мощное, качественно новое средство для мирного исследования космоса. Эта ракета под названием ракета-носитель (РН) «Спутник» использовалась для запуска первого в мире искусственного спутника Земли и двух последующих советских спутников, что стало выдающимся достижением советской науки и техники. И естественно, на повестку дня встал вопрос о полете человека уже не на ракете, а на космическом корабле по орбите вокруг Земли.
27 мая 1959 г. С.П. Королев вместе с академиком М.В. Келдышем направили в правительство докладную записку «О развитии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по освоению космического пространства», в которой поднимался комплекс проблем, связанных с созданием новых специализированных КБ и НИИ и реорганизацией существующих КБ, привлеченных к работе над космической тематикой. Во главе с С.П. Королевым Совет главных конструкторов разработал требования с целью привлечь особое внимание к обеспечению надежности в процессе разработки, изготовления, испытаний и подготовки к запуску пилотируемых космических аппаратов и их ракет-носителей (РН «Восток»). Для более широкого привлечения научных сил страны в 1959 г. был создан межведомственный научный совет при Академии наук СССР под председательством академика М. В. Келдыша.
С самого начала программа освоения космоса, проводимая в нашей стране, носила мирный характер, для ее реализации привлекались ведущие специалисты, ученые. Поэтому такие выдающиеся достижения, как запуск первого в мире искусственного спутника Земли и первого в мире космического корабля, пилотируемого Ю.А.Гагариным, стали достижением всего советского народа, мудрой политики партии и правительства.
Иное положение сложилось в США, где и запуск первого спутника, и программа пилотируемых полетов в космос не привлекали особого внимания правительственных ведомств, поскольку эти проекты не сулили видимых ре-зультатов для военного применения в обозримом будущем. А ведь в 50-х годах в США уже проводились работы по созданию МБР, энергетические характеристики которых позволяли выводить в космос полезные грузы довольно большой массы. Положение несколько изменилось только после 4 октября 1957 г., когда научно-техническому самодовольству США нанес сокрушительный удар запуск в СССР первого в мире искусственного спутника Земли. Советский спутник ускорил не только работы по созданию и осуществлению запусков первых американских спутников, но и работы по реализации пилотируемых космических полетов. В 1958 г. ВВС США стали всерьез разрабатывать проект 7969 («Исследования в области пилотируемой баллистической ракеты»), предусматривающий «реализацию возможности отправки человека в космос и возвращения оттуда».
1 октября 1958 г. была создана гражданская организация по космосу - Национальное управление по аэронавтике и исследованиям космического про-странства (НАСА), представители которой еще до завершения начального ор-ганизационного периода заявили, что пилотируемые полеты способствовали бы самоутверждению НАСА как организации. На пятые сутки официального существования НАСА Д.Эйзенхауэр возложил на эту организацию ответствен-ность за осуществление программы полета человека в космос, получившей название «Меркурий», и присвоил программе высшую категорию срочности «Д-Икс». Такую категорию срочности имели лишь программы, которые считались важнейшими для обеспечения безопасности страны (например, программы создания МБР «Атлас» и «Титан»). И хотя в своих высказываниях президент США неоднократно подчеркивал, что никакого соревнования с СССР в области космоса не происходит, факт присвоения высшей категории срочности программе пилотируемых полетов в космос заявляет о обратном. Но почему, тогда Д. Эйзенхауэр согласился отнять программу «Меркурий» от ВВС США, ведь военные с их опытом и возможностями могли бы, казалось, осуществить эту программу быстрее, чем недавно образовавшаяся гражданская организация НАСА? Известный американский популяризатор и историк науки Р. Лэпп в своей книге «Человек в космосе» писал, что историки еще отметят неспособность тогдашних лидеров США оценить глобальное значение пилотируемых космических полетов. И действительно, Д. Эйзенхауэр, если не считать престижных соображений, был всегда противником пилотируемых космических полетов. Он потому и отобрал у ВВС проект «Меркурий», что опасался, что те развернут на его основе какую-нибудь крупномасштабную программу, тогда как в НАСА по завершении проекта «Меркурий» дальнейшие работы в области пилотируемых полетов будет легко свернуть. В частности, Дж. Кеннеди во время своей пред-выборной кампании резко критиковал Д. Эйзенхауэра за его недооценку значения космонавтики и, в частности, пилотируемых полетов в космос.
В результате недооценки американскими лидерами целесообразности идеи пилотируемых полётов мы опередили США и на этом этапе космической гонки, и первым человеком, полетевшим в космос, стал наш соотечественник Ю.А. Гагарин; 108 минут, один виток вокруг нашей планеты, предстояло сде-лать Юрию Алексеевичу, который стартовал в корабле «Восток» утром 12 ап-реля 1961 года с космодрома Байконур в Казахстане.
Гагарин выдержал огромнейшее испытание. Единственное, от чего он не мог удержаться, это от поистине «космического» восторга при виде Земли из космоса, когда, словами Пушкина, «одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса». В космосе именно так и происходит, с той лишь разницей, что воочию наблюдаешь, как заря простирается на полпланеты. Восторг не покидал 27-летнего летчика и еще несколько десятков минут после приземления. Значение первого полёта Гагарина в космос было поистине велико. После Гагарина люди летали в космос уже с запасом спокойствия и уверенности. «Он всем нам проложил дорогу в космос», - сказал о первом космонавте Земли человек, первым ступивший на поверхность Луны, Нейл Армстронг.
Заключение
Действительно, запуск «Спутника 1» явился предпосылкой для первого полёта в космос, а сам полёт человека явился предпосылкой для дальнейших исследований космоса человеком, более глубоких, более детальных исследований. В приложениях вы ознакомитесь с иллюстрацией жилой капсулы, в которой расположился Юрий Алексеевич на борту «Востока». В ней нельзя еще было ни развернуться для физических упражнений, ни поплавать в невесомости для психологической разгрузки. На смену «Востоку» пришёл со временем ракета-носитель «Салют». Их жилые отсеки, конечно, поменьше, чем обыкновенная «земная» квартира, но каждый раз вновь прибывавшие на станцию космонавты приходили в изумление от ста кубометров «Салюта», хотя они давно свыклись с его тренировочной моделью. Сто кубометров пригодного для жизни пространства не где-нибудь, а в безжизненном космосе. Полтора десятка лет прослужили «Салюты» добрыми жилищами на орбите. С 1986 года действовала станция нового поколения - еще более комфортабельный «Мир» с индивидуальными каютами для отдыха и сна и при той же примерно кубатуре более просторный за счет более рациональной приборной «меблировки». Часть приборов размещается в модулях, которые причаливают к станции. Шесть стыковочных узлов «Мира» вместо двух у «Салюта» позволяют создать в околоземном космосе не то что лабораторию, а целый исследовательский институт. Но и на этом этапе, будучи соперниками, ни США, ни СССР не намерены были останавливаться.
В том столь счастливом для советского общества 1957 году во время запуска первого искусственного спутника Земли возникла идея создания спутниковой навигационной системы.
Для чего нужны были собственно эти системы? Да хотя бы для того, чтобы контролировать перемещение собственной авиации в любой точке воз-душного пространства, что было весьма актуально для начала ХХ в. Некоторые специалисты задумались, почему бы не использовать принимаемый со спутника сигнал для определения положения на Земле по измерениям доплеровского смещения частоты при известной орбите спутника и модели его движения. Через некоторое время появились системы Transit (США) и советская «Цикада», которые работали именно по этому принципу.
В декабре 1976 года было принято правительственное Постановление «О развертывании единой космической навигационной системы «Ураган». Первый спутник в составе этой системы был запущен 12 октября 1982 года, а развертывание всей штатной орбитальной группировки (ОГ) из 24 спутников завершилось 24 декабря 1995 года, практически одновременно с вводом в строй американской системы GPS.
Выбранные параметры ОГ и технологические возможности системы «Ураган» обеспечивали потребителю непрерывное глобальное предоставление навигационных услуг на поверхности Земли, в воздушном и околоземном кос-мическом пространстве (до высот 2 тыс. км) почти со стопроцентной доступностью. Точности навигационных определений были таковы: по плановым координатам - 20 (м), по высоте - 30 (м), по скорости - 5 (см/с), по времени - 0,7 (мкс). Как вы могли заметить, даже в сфере навигационных услуг на пороге их создания между нами и США уже возникло соперничество.
Решение о создании Глобальной Навигационной Системы (ГЛОНАСС) принималось в условиях заметного отставания нашей страны от проводимых США разработок системы Navstar (GPS). Ряд технических характеристик оте-чественного решения отличался от принятых в системе GPS. Например, в ГЛОНАСС выбранные параметры ОГ обеспечивают, по сравнению с GPS, большую устойчивость движения навигационных спутников, что практически исключает необходимость проведения корректирующих маневров. Принятое в GPS кодовое разделение сигналов, в отличие от частотного разделения в системе ГЛОНАСС, упрощает создание массовой потребительской аппаратуры и позволяет неограниченно наращивать количество спутников на орбите. Но частотное разделение обеспечивает лучшую помехозащищенность. Так что можно констатировать, что уровень проектных решений систем ГЛОНАСС и GPS практически одинаков.
Еще в начале 90-х годов стало ясно, что ГНСС найдут самое широкое гражданское применение. Правительство РФ сделало в 1995 году заявление о предоставлении системы ГЛОНАСС для открытого гражданского использо-вания; были взяты обязательства по предоставлению гражданских сигналов ГЛОНАСС всем потребителям на безвозмездной основе. Однако потом, из-за плачевного состояния экономики в 90-е годы, поддержание системы ГЛОНАСС практически не проводилось. Орбитальная группировка неуклонно сокращалась за счет выработки естественного ресурса спутников и достигла минимума к 2001 году, когда в ее составе остались только 6 работоспособных космических аппаратов (КА). Одновременно деградировал наземный комплекс управления.
В конце 90-х годов под вопросом стояло само дальнейшее существова-ние ГЛОНАСС. Примерно в то же время Европа, понимая стратегическое зна-чение глобальной навигации, приняла решение о создании собственной ГНСС Galileo. Наконец, в 2001 году Постановлением Правительства Российской Фе-дерации была принята разработанная под руководством Российского авиационно-космического агентства (сейчас - «Роскосмос») долгосрочная федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система» на 2002-2011 годы, целью которой является восстановление системы ГЛОНАСС и ее широкое использование, в том числе в гражданской сфере. В редакции 2006 года эта программа послужила основополагающим документом строительства нынешней системы ГЛОНАСС.
 
« Пред.
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
1 гость
Проверить тИЦ и PR