Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow Рефераты arrow Медицина arrow Средства для проведения рекреативных мероприятий

Средства для проведения рекреативных мероприятий

Средства для проведения рекреативных мероприятий
Введение 3
1. Специальные средства, используемые для оснащения спортивных сооружений для работы с инвалидами 4
2. Классификация тренажеров, используемых для освоения двигательных действий инвалидами 8
3. Инвентарь и материальное оснащение залов для проведения рекреативных мероприятий 14
Заключение 19
Список литературы 20
Введение
Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры и особенно адаптивного спорта является важнейшим условием широкого внедрения в практику данного вида социальной активности лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов.
За рубежом в последние десятилетия наблюдается значительная активизация внимания как общественности, так и специалистов к материально-техническому обеспечению адаптивной физической культуры. Причем это происходит в двух направлениях: во-первых, путем расширения видов двигательной активности, обеспеченных материально-техническими средствами и, во-вторых, путем совершенствования конструкций предлагаемых технических средств для выполнения двигательных действий в положении сидя, протезной техники для верхних и нижних конечностей, других приспособлений и устройств.
Наблюдается положительная тенденция в вопросах материально-технического обеспечения адаптивной физической культуры и в Российской Федерации. В частности, появление таких фирм, как «Люкор», «Катаржина»,
занимающихся производством технических средств для адаптивного спорта в нашей стране, знаменует собой важный этап изменения аксиологической концепции отношения общества к инвалидам, постепенного принятия им личностно-ориентированного подхода к данной категории населения страны.
Все это позволяет прогнозировать более активное внедрение адаптивной физической культуры в нашей стране и, как следствие, повышение уровня качества жизни инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Цель работы - изучить материальное оснащение и особенности требования к инвентарю, используемого для проведения рекреативных мероприятий для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
1. Специальные средства, используемые для оснащения спортивных сооружений для работы с инвалидами
В зависимости от отношения средств, используемых для оснащения сооружений спортивного назначения с целью их адаптации к потребностям инвалидов, непосредственно к соревновательной деятельности инвалидов эти средства С.П. Евсеев разделяет на две большие группы [3].
Первая группа средств предназначена для приспособления (адаптации) окружающей инвалида среды к его возможностям для осуществления собственно соревновательной деятельности в соответствии с правилами соревнований в том или ином виде спорта, а также полноценной учебно-тренировочной работы. Если занятия на спортивных сооружениях не предполагают участия инвалидов в соревнованиях (занятия рекреационного, оздоровительного и другого характера), данная группа средств предназначена для обеспечения основной двигательной деятельности, которая выполняется на занятиях.
Вторая группа средств предусматривает приспособление (адаптацию) окружающей инвалида среды к его возможностям для осуществления целого ряда мероприятий, тесно связанных с адаптивным спортом, но относящихся к внесоревновательной деятельности. Это мероприятия, необходимые для подготовки занимающихся к соревновательной деятельности и учебно-тренировочной работе, приведения их в оптимальное состояние после этих видов деятельности, а также для наблюдения (просмотра) соревнований. Вторая группа средств предусматривает возможности размещения инвалидов на трибунах спортивных сооружений в качестве зрителей, а также возможности перемещения на креслах-колясках и выполнения необходимых действий в гардеробах, раздевалках, душевых комнатах, туалетах, саунах, массажных и врачебных кабинетах и других помещениях.
В зависимости от конкретных задач, решение которых предполагается осуществить с помощью тех или иных средств первой группы, последние можно разделить на следующие подгруппы.
Первая подгруппа средств направлена на обеспечение безопасности соревновательной или учебно-тренировочной деятельности.
Вторая подгруппа средств предназначена для оснащения сооружений спортивного назначения устройствами (приспособлениями) для доставки (перемещения) спортсмена-инвалида непосредственно к месту соревновательной деятельности и учебно-тренировочной работы. Здесь прежде всего имеются в виду различные подъемники, тележки, лонжи, лестницы и т.п. для перемещения инвалида с поражениями опорно-двигательной системы в бассейн, места легкоатлетических соревнований, на гимнастические снаряды и другие устройства.
Третья подгруппа средств предназначена для оснащения окружающей инвалида среды приспособлениями для выполнения собственно соревновательных двигательных действий. К таким средствам относятся спортивные кресла-коляски для проведения занятий по многим видам спорта (например по баскетболу, теннису, гонкам и др.) с инвалидами с поражениями спинного мозга, нарушением функций нижних конечностей; средства протезной техники для лиц, перенесших ампутации конечностей; средства звуковой и пространственной ориентировки для незрячих спортсменов и другие приспособления.
И, наконец, четвертая подгруппа средств предназначена для обеспечения процесса освоения инвалидами тех или иных соревновательных двигательных действий, развития и совершенствования двигательных действий, физических качеств и способностей, необходимых для успешного осуществления соревновательной деятельности по конкретному виду спорта. Средства данной подгруппы принято называть тренажерами, с помощью которых и удается обеспечивать доступность выполнения конкретных двигательных действий инвалидами путем компенсации недостающих компонентов их подготовленности (физической, технической, психической и др.) за счет применения тренажеров.
Все средства, относящиеся ко второй группе и предназначенные для обеспечения необходимых предпосылок для собственно спортивной деятельности и учебно-тренировочной работы, а также наблюдения за соревнованиями, должны быть предусмотрены при проектировании и строительстве сооружений спортивного назначения, поскольку исправить или скорректировать недочеты такого типа очень сложно, а в ряде случаев и невозможно. Отсутствие условий для свободного перемещения инвалидов на креслах-колясках и выполнения ими необходимых действий по самообслуживанию ограничивает их мобильность, делает зависимыми от других людей. Хотя привлечение в качестве помощников-волонтеров кого-либо из знакомых, родственников, друзей инвалидов позволяет уменьшить влияние этих негативных факторов [1].
Средства первой подгруппы этой группы, обеспечивающие безопасность соревновательной деятельности и учебно-тренировочной работы спортсмена-инвалида, представляют собой страховочные приспособления (гимнастические поролоновые маты, защитные сетки, страховочные лонжи, поролоновые ямы для приземлений и др.). Они размещаются и используются там и тогда, где и когда возможны падения занимающихся, выход за зону безопасности в связи с превышением оптимальной скорости перемещения и (или) вращения спортсмена или спортивного снаряда.
Говоря о безопасности соревновательной деятельности инвалидов, необходимо помнить о требованиях соблюдения минимальных расстояний границ спортивных площадок от неподвижных предметов (стен, столбов, выступов конструкций и т.п.) или краев возвышений, если спортивная площадка находится на помосте.
Средства второй подгруппы чаще всего применяются для облегчения процесса перемещения спортсмена в бассейн и на гимнастические снаряды. Наиболее распространенным средством является подвесная тележка на тросах (веревках), концы которых связаны с блоками, размещенными на монорельсах.
Наиболее многочисленна третья подгруппа первой группы средств, предназначенная для оснащения окружающей инвалида среды приспособлениями для выполнения собственно соревновательных двигательных действий. Это прежде всего спортивные кресла-коляски, протезная техника (для лиц с поражениями опорно-двигательной системы); звучащие мячи, различные покрытия опорных поверхностей (для незрячих спортсменов) и другие устройства. Обилие и разнообразие средств данной подгруппы обусловлено большим количеством видов физкультурно-спортивной деятельности, применяемых в работе с инвалидами в процессе их комплексной реабилитации и социальной интеграции.
Спортивные кресла-коляски и специальная протезная техника относятся к очень дорогим средствам, доступным ограниченному кругу инвалидов. Однако постепенно перечисленные средства внедряются и в России. Более того, появляются отечественные фирмы, занимающиеся производством, например, кресел-колясок для спортсменов-инвалидов (фирмы «Люкор», «Катаржина»).
Четвертая подгруппа средств предназначена для обеспечения процесса освоения инвалидами тех или иных соревновательных двигательных действий, развития и совершенствования их физических качеств и способностей. Средства данной подгруппы, называемые тренажерами, могут быть достаточно простыми по конструкции и доступными по стоимости; ряд из них можно изготовить самостоятельно с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.
Тренажер - это средство материально-технического обеспечения учебно-тренировочного процесса, позволяющее организовать искусственные условия для эффективного формирования умений и навыков, развития и совершенствования качеств и способностей человека, соответствующих требованиям его будущей деятельности (С.П. Евсеев) [1].
К спортивным тренажерам относятся те, которые позволяют в искусственных условиях эффективно формировать двигательные умения и навыки, развивать и совершенствовать качества и способности спортсмена, необходимые ему для соревновательной деятельности (в том числе и для соревновательной деятельности спортсмена-инвалида).
Тренажеры, компенсирующие недостающие компоненты координационной, физической, психической готовности инвалидов, регулируя энергосиловые параметры взаимодействий инвалида с внешним окружением, облегчают процесс выполнения упражнений, уменьшают защитные реакции занимающихся и тем самым оптимизируют работу канала прямой связи.
2. Классификация тренажеров, используемых для освоения двигательных действий инвалидами
Для построения естественной классификации тренажеров, применяемых для освоения двигательных действий инвалидами, развития и совершенствования их физических качеств и способностей, рассмотрим способы, обеспечивающие преимущественно энергосиловые взаимодействия технических устройств со спортсменом-инвалидом и реализующие поток информации, поступающей к занимающемуся по каналу прямой связи.
Объединение этих способов в едином классификационном признаке отображает специфику спортивных тренажеров, применяемых для обеспечения доступности выполнения спортивных двигательных действий. В их конструкциях процесс подачи занимающемуся информации по каналу прямой связи и процесс оказания физического воздействия (помощи, облегчения или затруднения условий выполнения движений) часто сливаются воедино. Причем информация в этом случае поступает в центральную нервную систему человека не только через зрительный или слуховой анализаторы, но и через воспринимающие движения проприорецепторы, что очень важно для спортсменов, имеющих нарушения в деятельности тех или иных сенсорных систем (зрения или слуха) [3].
Первый способ воздействия тренажеров на спортсмена-инвалида сводится к подгонке тех или иных свойств к возможностям занимающихся с целью их максимальной реализации при обучении и развития необходимых качеств и способностей. Вместе с тем он предоставляет инвалиду полную свободу в выборе способа выполнения движений (техники), совершенно его не регламентируя.
Данный способ предусматривает создание и изменение искусственных параметров окружающей среды (ширины, высоты, угла наклона, площади опорной поверхности и площади поперечного сечения спортивного снаряда); упругости и колебаний взаимодействующих со спортсменом предметов, снарядов и опоры, их покрытия (гладкое, шероховатое, с различными наклеивающимися материалами); действия силы тяжести спортсмена и снаряда; сопротивления среды, скорости ее перемещения относительно занимающегося (например, скорости бегущей дорожки на тредбане или скорости течения воды в водном тредбане).
Вторым способом воздействия тренажеров на инвалидов является программирование с помощью тренажеров длительности, темпа, ритма и других характеристик движений и осуществления опосредованного (через зрительный, слуховой или другие сохранные анализаторы) стимулирующего влияния занимающегося. Данный способ более активно воздействует на спортсмена, поскольку программирует временную компоненту движения и активно задействует информационный канал прямой связи.
Главная задача, которую решают тренажеры этого класса, сводится к объективизации сведений, поступающих к спортсмену, о будущем упражнении в процессе выполнения двигательного задания. При этом занимающийся получает конкретные ориентиры, которые стимулируют правильное выполнение двигательных действий. В отличие от так называемых технических средств срочной информации, сигнализирующих о качестве выполняемых спортсменом действий, тренажеры данного класса предоставляют занимающимся те или иные параметры эталонного варианта разучиваемого двигательного действия и могут применяться как самостоятельно, так и в комплексе со средствами информации о действиях учащихся (т.е. информации обратной связи).
Как правило, подобные тренажеры выступают в роли звуколидеров (для инвалидов с нарушениями зрения) или светолидеров (для инвалидов с нарушениями слуха).
При формировании предварительного представления о ритме двигательного действия целесообразно следовать следующей схеме: ознакомиться с музыкальным ритмом - моделью действия, многократно повторить его в уме, воспроизвести ритм на приборе, выполнять упражнение под звуколидер, в дальнейшем возвращаться к сенсорно-перцептивной тренировке.
Интересные перспективы открывает использование звуковых сигналов о последовательности напряжения тех или иных мышц в процессе выполнения упражнений. Записанные на магнитофон с помощью полимиофонической установки сигналы от мышц во время выполнения квалифицированными спортсменами двигательных действий могут служить своеобразным ориентиром для правильного воспроизведения мышечных напряжений спортсменами, разучивающими эти двигательные действия.
Для инвалидов по слуху могут быть очень полезны тренажеры, задающие необходимую скорость перемещения занимающихся путем последовательного зажигания электрических лампочек, расположенных вдоль дистанции (на дорожке стадиона, дне бассейна и др.), или движения с необходимой скоростью тележки, флажка и т.п., находящихся в поле зрения занимающихся [5].
Третьим способом создания искусственных (тренажерных) условий выполнения двигательных действий является ограничение нерациональных траекторий и положений звеньев тела занимающегося и спортивного снаряда, приводящих к энергетическим потерям, рассеиванию энергии, выходу звеньев тела за «коридор» допустимых отклонений. Этот способ, в отличие от двух первых, предоставляя информацию в виде оптимальных копиров отдельных точек, еще в большей степени регламентирует действия занимающихся, организуя пространственные ориентиры и направляя развертывание движений по нужному руслу.
Своеобразная форма предъявления спортсменам-инвалидам информации в виде копиров, направляющих, ограничителей движений и т.п. является в то же время и ограничивающим (регламентирующим) средством, не позволяющим спортсменам отклоняться от заданных оптимальных траекторий или амплитуд движений в суставах.
Тренажеры данного класса очень полезны для инвалидов с нарушенными функциями сенсорных систем - зрения и слуха, так как информация, которая предъявляется занимающемуся в виде копиров, направляющих для отдельных точек, звеньев тела или спортивного снаряда адресована тактильным и мышечно-суставным рецепторам. Эти тренажеры можно разделить на два подкласса:
 устройства, ограничивающие нерациональные перемещения звеньев тела спортсмена;
 устройства, регламентирующие перемещения спортивных снарядов.
В свою очередь устройства первого подкласса могут быть подразделены на средства, ограничивающие суставные движения спортсмена, и средства, ограничивающие траектории отдельных точек его тела. К траекториям, ограничивающим суставные движения спортсмена, относятся:
 ограничители движений головой;
 корсеты, ограничивающие или исключающие возможность сгибания или разгибания в суставах;
 приспособления, ограничивающие разведение ног при выполнении гимнастических упражнений в висах или упорах [4].
В качестве примера устройства, ограничивающего траектории отдельных точек тела спортсмена, приведем тренажер Ю.Л. Кузнецова (1986) для обучения прыжкам на батуте. Этот тренажер ограничивает траекторию перемещения общего центра массы (ОЦМ) спортсмена при выполнении прыжков на батуте и исключает возможность падений, происходящих в результате «выброса» тела занимающегося за пределы сетки батута.
К тренажерам этого класса относятся устройства, выполняющие нерациональные траектории спортивных снарядов: ядра, копья, клюшки (для игры в гольф или хоккей), шест для прыжков и др.
Четвертый способ воздействия тренажеров на спортсмена-инвалида - оказание обобщенного физического воздействия в виде тяги, приложенной к его телу (как правило, в области ОЦМ) по направлениям: вверх, вверх-вперед, вперед, по кругу (если упражнение выполняется вокруг горизонтально расположенных грифа перекладины, жерди брусьев и т.п.), назад, вниз; толчка или броска; вращения тела спортсмена вокруг оси, проходящей в области ОЦМ и др.
Данный способ создает искусственные условия, которые могут активно влиять на технику выполнения упражнения и реализовать программы перемещения ОЦМ тела спортсмена (программу места), его вращения (программу ориентации), а также обе эти программы одновременно.
Подобные тренажеры, оказывая на спортсмена-инвалида физическое воздействие, позволяют компенсировать недостающие компоненты физической подготовленности или, напротив, мобилизовать имеющиеся резервы; создают безопасные условия выполнения упражнения, что обеспечивает благоприятный эмоциональный фон занятий; помогают освоить наиболее совершенную координационную структуру двигательных действий. Возможность воспроизведения за спортсмена программы перемещения ОЦМ тела и его вращения позволяет организовать недоступный при традиционном обучении поток объективной информации к спортсмену в период выполнения им упражнения. Причем информации, адресованной не только зрительному анализатору, но и непосредственно воспринимающим движение проприорецепторам. Данная особенность тренажеров, обеспечивающих возможность формирования необходимых ощущений и восприятий самого действия и условий, в которых оно осуществляется, делает их очень полезными для тренировки инвалидов различных нозологических групп.
В связи с многообразием видов физкультурно-спортивной деятельности имеется очень много вариантов конструкций тренажеров данного класса, особенно в таких видах спорта, как гимнастика, легкая атлетика, плавание. Часто такие тренажеры называют устройствами «облегчающего лидирования».
Пятым способом воздействия тренажеров на спортсмена является управление его суставными движениями (в одном, двух или нескольких суставах). Данный способ, обеспечивая с помощью искусственных условий выполнение всей или той или иной части программы изменения позы (суставных движений), позволяет спортсмену с самых первых попыток осваивать эталонный (оптимальный) вариант двигательного действия, минимизировать возможности образования и закрепления двигательных ошибок. Конкретные конструкции тренажеров, управляющих суставными движениями спортсмена, описаны в работах С.П. Евсеева [1].
Шестой способ воздействия тренажеров на спортсмена заключается в осуществлении электростимуляции напряжения тех или иных мышечных групп. В отличие от пятого способа, в котором тренажеры воспроизводят кинематику суставных движений человека извне, в данном способе технические средства самым активным образом вмешиваются в процесс управления двигательным действием путем моделирования командных (эфферентных) сигналов к мышцам занимающегося. Однако эти тренажеры достаточно сложны и пока очень редко применяются в спорте.
Таковы основные способы оптимизации процесса освоения двигательных действий и развития физических качеств и способностей с помощью тренажеров, способы оптимизации энергосилового взаимодействия спортсмена с внешней средой и предъявления ему информации по каналу прямой связи.
При первом способе тренажеры «облегчают» действия спортсмена, при втором - «стимулируют», при третьем - «направляют» их, при четвертом - «помогают» спортсмену, при пятом - «управляют» перемещением звеньев и при шестом - «посылают команды» к мышцам занимающегося.
Второй важной задачей, стоящей перед тренажерами, является объективизация сторонней (дополнительной) информации, поступающей по каналу обратной связи (т.е. информации о совершенных спортсменом действиях).
3. Инвентарь и материальное оснащение залов для проведения рекреативных мероприятий
При периодическом использовании физкультурно-спортивных залов и помещений для инвалидов в проектируемых зданиях, кроме учета положений по доступности (СНиП 35-01 и Своды правил к нему), следует учитывать размеры специализированных площадок для занятий инвалидов, размещаемых в залах стандартных размеров.
В дополнение к типовому набору оборудования и инвентаря в залах следует учитывать дополнительное оборудование для занятий инвалидов. При расстановке оборудования и тренажеров следует учитывать зоны безопасности и подъезды для инвалидов на колясках.
Размеры площадок и помещений для развлекательных игр и занятий на тренажерах не требуют особо жестких параметров, учитывая, что правила игр просты и легко заменяемы [3].
Зал размером 24x12 м для физкультурно-оздоровительных занятий инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, залы тренажеров 9x18 м, а также предлагаемые залы 9x15 и 6x9 м для общеукрепляющих упражнений без использования спортивных снарядов и зон тренажеров целесообразно разделять на две зоны: для укрепляющих упражнений без использования спортивных снарядов и зону тренажеров.
Расстановка оборудования должна обеспечивать возможность проезда инвалида на кресле-коляске во все зоны зала. Вдоль стен зала на свободных от оборудования участках предусматривается поручень для удобства передвижения инвалидов, использующих вспомогательные средства для ходьбы.
Оборудование залов включает:
 скамью со стойками для жима лежа,
 стойки для приседания со штангой,
 тренажер для вращения и развития ловкости,
 тренажер для бега,
 тренажер «стенка здоровья»,
 тренажер для развития плечевого пояса и грудных мышц,
 тренажер для развития мышц спины и пресса,
 велотренажер, велоэргометр и тренажер «скамья универсальная»,
 ковер для гимнастических упражнений на полу,
 гимнастические скамьи и стенка,
 параллельные брусья для обучения ходьбе.
Для самоконтроля инвалидов по двум сторонам зала предусматриваются зеркала с поручнем.
Оптимальный размер зала для спортивных игр инвалидов на креслах-колясках равен 36x18 м. В таком универсальном зале можно проводить учебно-планировочные занятия и соревнования по баскетболу на колясках, гандболу через сетку, квадрегби, фигурной езде на колясках, волейболу сидя, футболу и теннису. Для этого зал должен быть оснащен специальным стационарным и трансформируемым оборудованием.
Для проведения развлекательных игр в зале можно предусмотреть дополнительное переносное оборудование: наклонный батут, мишени для бросания колец, баскетбольное кольцо на подставке [2].
Зал для спортивных игр инвалидов имеет размер 30 х18 м с учетом зон безопасности и информационной тактильной дорожки вокруг площадки для игры наибольшего размера. В зале могут проводиться тренировки и соревнования по роллингболу, голболу, торболу. Оборудование включает стойки и сетки ворот с закрепленной верхней перекладиной, ориентировочные маты, озвученные мячи, стойки для натяжки шнуров с колокольчиками. Кроме того, в зале возможны занятия инвалидов-ампутантов (волейбол сидя). Поверхность пола должна быть ровной и гладкой.
При проектировании залов и помещений для нетрадиционных видов спортивных игр инвалидов следует учитывать параметры и условия проведения занятий.
Для инвалидов с недостатками зрения (НЗ) главной задачей является обучение координации движений и ориентации в пространстве. Ориентируются преимущественно с помощью акустических средств, тактильной и интенсивной цветовой маркировки. Поэтому спортивные площадки должны иметь выпуклую или вогнутую поверхность, ярко окрашенную разметку пола, соответствующие видам игр.
В спортивных залах, предназначенных для занятий слепых, поверхность пола должна быть идеально гладкой.
В залах для игры в настольный теннис следует предусматривать свободные зоны размером не менее 9x4,5 м на каждый стол и использовать столы стандартных размеров. При размещении в зале более одного стола между ними должны устанавливаться легкие переносные барьеры, не позволяющие шарику выкатиться за пределы игровой зоны.
Для игры в шоу-даун (одна из немногих спортивных игр, в которую слепые могут играть без посторонней помощи) используется специальный стол размером 4,16x1,27 м. Вокруг стола предусматриваются зоны игры (ширина 1 м) и безопасности (ширина 2 м). В зале, предназначенном для игры в шоу-даун, целесообразно устанавливать только один стол.
Важнейшее значение имеют акустические характеристики помещения: должна быть обеспечена максимальная звукоизоляция от внешнего шума и предусмотрена специальная звукопоглощающая обшивка стен и потолка помещения. Все это связано с тем, что во время игры игроки ориентируются по звуку движущего игрока.
В зале размером 9x15 м для специальной физической подготовки инвалидов проводится разработка отдельных суставов, «накачка» определенных групп мышц. Для этого в зале устанавливаются специальные тренажеры. Рабочие зоны тренажеров расширены по сравнению с сооружениями общего пользования. Кроме того, в зале предусмотрена специальная информационная дорожка для инвалидов с нарушениями зрения.
Зал для спортивной гимнастики должен быть приспособлен для тех видов, которыми занимаются спортсмены с дефектами зрения. У мужчин это 6 видов: акробатика, конь (махи), кольца, опорный прыжок, брусья, перекладина; у женщин 4 вида - акробатика, опорный прыжок, брусья, бревно. Один вид программы - опорный прыжок - требует повышенного зрительного контроля, поэтому высота снаряда уменьшена по сравнению с обычными правилами.
Состав учебной группы для слепых должен быть уменьшен вдвое по сравнению со здоровыми спортсменами, в учебно-тренировочном зале число снарядов уменьшено. Вокруг снарядов необходимо предусматривать тактильные полосы ориентации (зоны безопасности) [5].
Занятия по спортивной гимнастике для инвалидов с нарушениями зрения целесообразно проводить в зале нестандартного размера - 36x24 м. Пролет зала увеличен в связи с необходимостью устройства информационных тактильных дорожек.
Набор спортивных снарядов минимальный (по одному для каждого вида) в соответствии с составом группы и видами многоборья.
Для спортивных игр инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА) в зале размером 36x18 м возможно проводить учебно-тренировочные занятия, соревнования, а также развлекательные игры.
Используется следующее оборудование:
 подвесные баскетбольные щиты,
 настенные баскетбольные щиты переменной высоты (для отработки удара),
 стойки для крепления волейбольной сетки,
 наклонный батут для баскетбола и гандбола,
 мишень с очками,
 баскетбольное кольцо на подставке [3].
Предусматривается дополнительное оборудование, а также устройство гимнастической стенки, заглубленной в нише.
Для инвалидов с дефектами зрения оптимальные размеры спортивного зала - 30x18 м с учетом зон безопасности и информационной тактильной дорожки вокруг площадки для игры наибольшего размера. В зале могут проводиться тренировки и соревнования по роллингболу, голболу, торболу.
Оборудование включает стойки и сетки ворот с закрепленной верхней перекладиной, ориентировочные маты, озвученные мячи, стойки для натяжки шнуров с колокольчиками.
Заключение
Одним из важнейших компонентов необходимой для инвалидов инфраструктуры является система условий для организации и осуществления спортивно-оздоровительной работы. Это объясняется рядом причин.
Во-первых, среди многих факторов, ограничивающих поддержание оптимального психофизического и духовного состояния инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, осуществление их социальной, трудовой, учебной и других видов деятельности и в первую очередь способствующих развитию негативных функциональных и патофизиологических изменений в организме, являются гиподинамия и гипокинезия.
Во-вторых, любая приобретенная инвалидность ставит перед человеком проблему адаптации к жизни в новом качестве, что, в свою очередь, практически всегда связано с необходимостью освоения жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков, развития и совершенствования специальных физических и волевых качеств и способностей, что немыслимо без использования средств и методов адаптивной физической культуры.
При организации рекреативных мероприятий необходимо правильное и рациональное использование оборудования и инвентаря. При периодическом использовании физкультурно-спортивных залов и помещений для инвалидов в проектируемых зданиях, кроме учета положений по доступности, следует учитывать размеры специализированных площадок для занятий инвалидов, размещаемых в залах стандартных размеров. В дополнение к типовому набору оборудования и инвентаря в залах следует учитывать дополнительное оборудование для занятий инвалидов. При расстановке оборудования и тренажеров следует учитывать зоны безопасности и подъезды для инвалидов на колясках.
Список литературы
1. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура в жизни людей с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов / С.П. Евсеев // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - С. 60-64.
2. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура: учебное пособие / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. - М.: Советский спорт, 2000. - 240 с.
3. Евсеев, С.П. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры / С.П. Евсеев, С.Ф. Курдыбайло, В.Г. Сусляев. - М.: Советский спорт, 2007. - 317 с.
4. Шапкова, Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Л.С. Шапкова; под ред. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2001. - 152 с.
5. Шапкова, Л.В. Функции адаптивной физической культуры / Л.В. Шапкова. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1998. - С.40-41.
 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR