Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
Главная arrow Рефераты arrow Педагогика arrow Социальная работа

Социальная работа

Социальная работа
1. Социальная работа как общественное явление
1.1. Особенности современного этапа российской социальной работы
1.2. Генезис социальной работы.
1.3. Социальная работа как наука.
1.4. Социальная работа как профессиональная деятельность.
2. Методологические проблемы теории социальной работы
2.1. Методологические проблемы социальной работы.
2.2. Характеристика объекта и предмета социальной работы.
2.3. Особенности содержания теории социальной работы.
3. Основные научные подходы к социальной работе
3.1 Системный подход в социальной работе.
3.2. Цивилизационный подход в социальной работе.
4. Современное состояние системы социальной работы
4.1. Типы теорий и модели социальной работы.
4.2. Особенности практической реализации моделей социальной работы.
4.3. Тенденции развития социальной работы на современном этапе.
Литература
1. Социальная работа как общественное явление
1.1. Особенности современного этапа российской социальной работы.
В истории отечественной социальной работы наиболее примечательно то, что возрождение профессий "социальная работа" и "социальная педагогика" идёт отнюдь не на пустом месте. Становление и развитие последних было подготовлено многолетней дореволюционной исторической традицией широкой социальной деятельности в сфере оказания помощи; а также опытом воспитательной, культурно-массовой и просветительской работы среди населения в советский период. В этом, по-видимому, и состоит первая особенность формирования отечественной модели социальной работы.
Вторая особенность определяется тем, что, с одной стороны, у нас существует во многом уникальный исторический опыт в сфере социальной помощи, а с другой - эта, некогда могучая, традиция социальной помощи в дореволюционной России в ходе известных событий была безвозвратно утрачена. В итоге сложилась довольно грустная ситуация: в сфере оказания социальной помощи мы имеем беспрецедентный исторический опыт, который применить на практике без кардинальной ревизии, адаптации к условиям современной действительности практически невозможно. Иными словами, те уникальные наработки, что сохранились в архивных источниках и дошли до нас, вполне могут быть реконструированы, но лишь формально - слишком уж разнится исторический контекст их становления и развития, - а потому результативность любого слепого копирования в современных условиях вряд ли будет столь же эффективна как когда-то. Именно поэтому, в отличие от стран с устоявшейся исторической традицией социальной работы, Россия вынуждена практически заново, - хотя и не на пустом месте - создавать современную национальную систему социальной работы.
Третья особенность органично связана со второй; т. к. груз нерешённых проблем в социальной сфере изначально ставит специалистов в области социальной работы перед трудноразрешимой проблемой: они вынуждены одновременно налаживать эффективную систему социальной защиты, параллельно занимаясь разработкой научной концепции, адекватной требованиям момента. Фактически становление социальной работы как профессиональной сферы деятельности идёт одновременно с научно-практической разработкой основных методологических, концептуальных положений, определяющих сущность столь сложных явлений, как социальная работа - социальная педагогика.
И, наконец, четвёртая особенность коренитсяв тесном единстве таких социальных понятий, процессов и феноменов, как "социальная работа" и "социальная педагогика". Исторически так сложилось, что социальная работа в России - это не только деятельность по оказанию непосредственной социальной помощи нуждающимся, но и работа по созданию благоприятных условий для развития и становления личности в социальном, психологическом, экономическом, правовом контексте [1]. Социальная работа/педагогика в России, будучи, вне всякого сомнения, самостоятельными областями теории и практики, имеют множество точек соприкосновения, и, как показал исторический опыт, практикуемое порой противопоставление социальной работы и социальной педагогики приносит больше вреда, чем пользы [2]. Итак, что такое социальная работа? До сих пор в науке нет единства мнений по этому вопросу. Ясно одно: суть социальной работы несводима к пониманию её только как одного из видов помощи или к части социальной системывсего общественного устройства, или же к теоретическим исследованиям специфики оказываемой помощи и способам её организации.В связи с многообразием толкований в научной литературе понятия "социальная работа" необходимо сформулировать то её понимание, которое положено в основу данного пособия.
Социальная работа - это сложное общественное явление, самостоятельная область научно-практического знания, профессия и учебный предмет. В качестве общественного явления социальная работа представляет собой своеобразную модель помощи, которую общество реализует в конкретный исторический период, сообразно с особенностями национально-культурного, социально-политического развития. Это - предельно широкое толкование социальной работы.
Как наука социальная работа имеет собственный предмет и объект исследования, своеобразную проблематику. Она исследует социальные отношения, процессы социального взаимодействия с целью решения проблем клиента, возникающих в результате влияния различных биологических и социальных факторов.
В основе социальной работы - профессии находится определенный функциональный стандарт, связанный с оказанием конкретных видов помощи разнообразным группам в соответствии с задачами и основами экономической, политической и правовой политики конкретного социально ориентированного государства. В связи с введением образовательного стандарта по подготовке социальных работников в него включён и специальный предмет - "социальная работа", задачи которого связаны с формированием профессионального самоопределения.
1.2. Генезис социальной работы.
Социальная работа как общественное явление свойственна человеческому обществу с момента его существования: в различные периоды своего развития общество помогает своим членам в различной форме помогать выживать. Данная модель помощи определяется уровнем развития общества, его культурой в конкретно-исторический период. Самые первые формы социальной помощи - милостыня. С появлением государства процесс оказания помощи обогащается системными свойствами (законодательное основание помощи, регламентация процесса и т. п.).
Особую роль в развитии социальной работы сыграло распространение христианской идеологии. Помимо того, что церковь активно участвует в реальной деятельности по созданию институтов помощи и поддержки различных категорий населения, христианская доктрина вносит в процесс оказания помощи новый нравственный смысл. Пересматривается само понимание таких явлений как бедность, нищета в контексте своеобразной социально-религиозной активности, направленной на преобразование мира по образу и подобию Божию.
Во второй половине XIX в. активное участие в процессах оказания помощи начинает играть не только государство, церковь, но и различные общественные организации, прежде всего - благотворительные, просветительские общества, феминистские организации.
Государственная система помощи и поддержки сосредоточила свое внимание, в основном, на лечении социальных недугов, таких, как бедность, беспризорность, нетрудоспособность. В ряде стран появляются государственные организации, целенаправленно осуществляющие на местах государственную политику в деле социального обеспечения и поддержки (Эльберфельдская система социального обеспечения в Германии, система земского призрения в России и т.д.).
В отличие от государства общественные организации оказывают помощь тем категориям населения, с которыми государство не может взаимодействовать в силу различных обстоятельств (например, работа с девиантными группами в Англии, просветительская деятельность в России, работа с эмигрантами в Америке). Социальная помощь как вид практической деятельности начинает вычленяться в сфере таких знаний как медицина, социология, психология. Ставится вопрос о профессиональной системной помощи различным категориям граждан, а это предполагает специальную подготовку работников в учебных заведениях (первый факультет социальной работы был открыт в Колумбийском университет в 80-е гг. XIX в.). Социальная работа приобретает вид профессии и отдельной области научного знания.
На современном этапе развития общества социальная работа уже не имеет того единого вида, который можно было наблюдать в конце прошлого века. Сегодня эта профессия подразделяется на множество подвидов, а в теории социальной работы выделяются разнообразные концепции. Но независимо от толкования самого понятия, от особенностей модели помощи главная задача социальной работы сегодня - помочь клиенту в решении жизненно важных проблем.
Развитие социальной работы в России. Имеет свою логику и особенности, которые выражаются и в понятийном аппарате истории российской социальной помощи (благотворительность и призрение - основные, специфические понятия отечественного опыта) и в содержании, и в формах [3]. Эта специфика формировалась в условиях цивилизационного своеобразия России (особенности образа жизни, менталитета, традиций культуры, народной педагогики и т. п.).
Выделение основных этапов дореволюционной деятельности по призрению и благотворительности связано с характером участия в ней различных сил: церковь, государство, общественность.
Так, первый этап: X - сер. XVIII вв. - отмечен активной благотворительной деятельностью церкви и постепенным формированием государственной системы призрения. Ко второй половине XVIII столетия в России формируется устойчивая государственная политика, направленная на помощь обездоленным и нуждающимся. Появляются действенные формы и методы помощи нуждающихся: сиротам, незаконнорожденным, вдовам, престарелым, нетрудоспособным, инвалидам, увечным, душевнобольным, заключенным погорельцам и т. д. Различаются два типа призрения: "закрытое" - в специально созданных для этого учреждениях (гошпитали, приюты, богадельни и т. п.), "открытое" - вне заведений, осуществляемое в виде пенсий, пособий, обеспечения землей, профессией. Церковное и частное призрение существует наряду с государственным призрением и имеет порой ведущее значение.
Второй этап: сер. XVIII - сер. XIX вв. - функционирование государственно-общественного призрения. Особое значение в этом направлении занимает деятельность Екатерины II по укреплению законодательной и организационной базы призрения (открытие приказов общественного призрения); развитие системы закрытого призрения под руководством И.И. Бецкого, и зарождение общественного призрения (создание общественных благотворительных обществ таких как Вольное экономическое общество, Императорское человеколюбивое общество и т. п.).
Третий этап: реформы 1861 г. - 1917 г. - период общественного призрения. В пореформенный период общественное призрение и благотворительность претерпели серьезные изменения: появились качественно новые принципы организации и деятельности обществ и учреждений призрения. Отличительными чертами благотворительной деятельности становятся децентрализация, "открытость" и общественность призрения, установка на профилактику в социальной деятельности, появление и распространение оригинальных форм и методов работы с широким контингентом населения, а также рост числа частной благотворительности. Несмотря на многочисленные недостатки системы российского благотворения (важнейшие из которых - это рассредоточение средств и усилий, отсутствие единой программы), это время стало периодом расцвета в истории отечественной социальной помощи.
Послереволюционный и советский период характеризуется развитием, в основном, системы социального обеспечения, которая сложилась в целом к концу 20-х гг. В современных условиях идет формирование модели социальной работы, отражающей особенности социальных процессов современной России и использующей опыт и традиции организации социальной деятельности в сфере призрения и социального обеспечения.
1.3. Социальная работа как наука.
Время становления теоретических основ социальной работы - конец XIX - нач. XX вв. Среди причин, которые активизировали этот процесс можно выделить две группы.
Социально-экономические причины связаны с процессами развития капиталистических отношений и их влиянии на социальную сферу:
• Изменения в характере общественного производства (повышения роли ответственности человека в производстве, наличие больших коллективов трудящихся, включение женщин и детей в производство) привлекли особое внимание к личности рабочего и условиям его жизни.
• Массовая урбанизация, сопровождающаяся миграциями, изменяла коренным образом стереотипы жизнедеятельности больших масс людей и обострила проблемы адаптации человека к постоянно изменяющимся условиям.
• Существующая социальная ситуация на производстве сопровождалась углублением социальных конфликтов (борьба трудящихся за свои права) и как следствие ростом революционных настроений.
• Формирование глобальных проблем человечества (экологических, демографических, опасность самоуничтожения и др.).
• Рост образованности, информированности населения, усложнения структуры жизнедеятельности человека.
В условиях массового "девиантно-революционного поведения" (П.А. Сорокин) актуальным становится поиск механизмов социального маневрирования через принятие социального законодательства и формирование теоретически обоснованной социальной политики.
Собственно-научные причины связаны с процессами саморазвития теоретического знания в это время. Эволюция теории социальной работы определяется, с одной стороны - процессами дифференциации, свойственными науке на рубеже XIX и XX вв.: в этот период психология, социология, психотерапия оформляются как самостоятельные научные отрасли, в философии актуализируются социальные проблемы, усложняется педагогическое знание (в нем появляется теория воспитания, социальная педагогика и т. д.). С другой стороны в это время формируется комплекс проблем, которые невозможно объяснить и проанализировать в рамках какой-то одной существующей научной дисциплины: например, социальная помощь мигрантам и т. п. Все это способствует выделению самостоятельного объекта и предмета исследования новой отрасли научного знания - теории социальной работы.
Разработка теоретических основ зарождающейся науки связана, прежде всего, с именем М. Ричмонд и всей американской школы социальной работы. Её работы "Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях" (1899) и "Социальные диагнозы" (1917) заложили основы теории социальной работы, научных методов и важнейших категорий.
Для современной теории социальной работы характерен интегративный и междисциплинарный подход. Теоретическое обоснование социальной работы в настоящее время идёт в трёх направлениях. Во-первых, определяется место социальной работы как науки среди родственных социальных дисциплин: философии, истории, политологии, социальной психологии, культурологии и т. д. Во-вторых, ведётся поиск собственно теоретического обоснования социальной работы как специфического объекта исследования, и, наконец, в-третьих, выявляется взаимодействие последней с другими науками о человеке и обществе. Наибольшее влияние на её развитие, по-прежнему, оказывает социология и психология, а также такие научные дисциплины как педагогика, психиатрия, антропология, юриспруденция и др. Это проявляется, прежде всего, в том, что существует многообразие моделей теории социальной работы. Как область научного знания теория социальной работы обладает всеми методологическими показателями науки: собственный объект, предмет, категории, принципы, методы. Своеобразие теории социальной работы сказывается и в том, какое место занимает эта наука среди других. На сегодняшний день теория социальной работы выступает как самостоятельная отрасль социального гуманитарного знания в системе общественных наук, для которой характерна интегративность и прикладная направленность.
1.4. Социальная работа как профессиональная деятельность.
Социальная работа как практическая деятельность направлена на поддержку, развитие личности, реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности человека. Социальная работа осуществляется на профессиональном и непрофессиональном уровне. Непрофессиональный уровень социальной работы - это добровольная (благотворительная) помощь, профессиональная социальная работа реализуется через функционирование целого ряда специализаций, направленных на решение конкретных проблем человека (медицинских, юридических, экономических, воспитательных и т. д.).
Социальная работа как профессия имеет форму социального проектирования и прогнозирования (структурная социальная работа) и непосредственной работы с клиентом (психосоциальная работа).
Цели социальной работы независимо от модели теоретического обоснования и практики связаны с поддержанием личности клиента, а задачи социальной работы меняются в зависимости от сфер социальной практики, характера проблем клиентов, социально-психологических особенностей клиентов, условий конкретного социума. Поэтому в различных странах задачи социальной работы, а также средства ее осуществления различны и определяются социокультурным контекстом и традицией.
2. Методологические проблемы теории социальной работы
2.1. Методологические проблемы социальной работы.
Методология - это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
К методологическим проблемам относят: объект и предмет науки, закономерности, понятийно-категориальный аппарат, методы, статус науки, принципы.
Объект и предмет науки определяет границы изучаемых явлений, место конкретной науки в системе других наук. В настоящее время общепринятым является понимание предмета любой науки как результата выбора объективно существующего процесса (явления) с целью изучения его под определенным углом зрения. Объект науки - реально существующая действительность (природная и социальная), он имеет множество сторон и свойств, каждые из которых могут стать предметом самостоятельного изучения. Определение предмета науки зависит от многих факторов: от уровня достигнутых в этой области знаний, развития социальной практики и т.д. Выбор объекта и предмета науки влияют на содержание теории и практики социальной работы.
Понятийно-категориальный аппарат служит важнейшим компонентом системы логически упорядоченного знания - это совокупность понятий, категорий и терминов, которые позволяют в обобщенной форме отразить явления, изучаемые данной наукой, а также связи между ними путем фиксации их существенных свойств, признаков и закономерностей. Понятийный аппарат формируется в процессе обобщения результатов эмпирического наблюдения и эксперимента путем применения логических операций и образует структуру науки.
Понятие является важнейшей логической формой, позволяющей выявить существенные, наиболее устойчивые и повторяющиеся связи между явлениями и процессами. Именно посредством понятий в любой науке, и социальная работа здесь не является исключением, представляется возможным добиться единообразия в понимании сущности явлений, выразить закономерности и тенденции развития социальной действительности.
В научном знании выделяют два уровня понятий. Понятия, отражающие эмпирический опыт, результаты наблюдений и экспериментов составляют первичный уровень понятий. Понятия, образующиеся путем интерпретации первичных понятий и логических операций над ними, составляют уровень второго порядка и относятся к теоретическим понятиям. Наиболее важные, ключевые понятия любой науки, составляющие основу ее аппарата, называются категориями. Вопрос о категориях социальных наук сложен, так как явления и процессы, отражаемые ими весьма изменчивы, многообразны, переплетены друг с другом, по-разному интерпретируются отдельными отраслями социального знания, что особенно актуально для теории социальной работы.
Следующая методологическая проблема - это анализ закономерностей конкретного социального знания, от познания которых зависит результативность практики. Закономерности, объективно присутствующие в реальной действительности, могут отличаться по объему содержания и форме фиксаций от тех закономерностей, которые утверждаются в науке. Причина этого - не только в неполноте нашего знания, которое не до конца вскрывает сущность тех или иных явлений. Теория социальной работы относится к общественным дисциплинам со всеми присущими этим дисциплинам сильным и слабым сторонам.
Проблематизированный, повседневный мир людей - вот что находится в фокусе теории социальной работы. Социальная практика, по своей сути, многогранна и интегративна, а потому закономерности социальной работы представляются как идеально усредненное отражение основных тенденций функционирования системы социальной помощи. А раз так, то количество социальных переменных, влияющих на социальные процессы и самочувствие клиента, позволяет вести речь лишь о вероятностных, интерпретативных, феноменологических моделях и результатах в деятельности субъектов и объектов социальных взаимодействий. Учитывая, что социальные отношения характеризуются многозначностью, размытостью смыслов и субъективизмом оценочных суждений, позитивизм, объективизм, математическое моделирование, равно как и игнорирование ценностно-смысловых проблем клиента и социума в социальной работе категорически неприемлемо.
Нерешённость и дискуссионность методологических проблем теории социальной работы - вот основная особенность современной научной ситуации. Это обстоятельство прямо влияет на поиск роли и места теории социальной работы среди других наук. С одной стороны, теория социальной работы имеет все структурно-родовые признаки научного знания: налицо специфический предмет и объект исследования, закономерности, специфические понятия, категории, принципы и методы исследования. С другой стороны она скорее относится к группе прикладных наук и характеризуется междисциплинарной направленностью. С.И. Григорьев отмечает, что в оценке научного статуса социальной работы как научной дисциплины в России доминируют два подхода [4]. Сторонники одного исходят из того, что теоретическую основу социальной работы составляют смежные науки о человеке и обществе (социальная философия, социология, антропология, психология и др.); сторонники другого предпринимают попытки доказать самостоятельность социальной работы как научной дисциплины, в рамках которой выделяются теоретический и прикладной аспекты.
2.2. Характеристика объекта и предмета социальной работы.
Объект и предмет, - основополагающие методологические показатели развития научного знания. Для теории социальной работы характерно разнообразие подходов к их выделению. В словаре-справочнике по социальной работе отмечено: "Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обуславливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе" [5].
И.А. Зимняя связывает границы объекта и предмета теории социальной работы с понятием "социальное взаимодействие". С.И. Григорьев, анализируя предметную сущность социальной работы, отмечает, что, несмотря на многообразие подходов, общим и важным является феномен "социальности", который выражает многообразные способы и формы сосуществования и взаимодействия в обществе как системе целостных социальных субъектов. В цивилизованном обществе такое сосуществование должно строиться на началах социального равенства и партнерства справедливого распределения, материальных благ, надежных гарантий для творческого самоутверждения всех субъектов общества. Такое понимание социальности является важнейшим критерием осуществления социальной работы.
Объект и предмет социальной работы, с одной стороны, обусловлены целями практической социальной работы, а с другой - влияют на границы и содержание теории и практики социальной работы. Несмотря на различные формулировки объекта, и предмета, они сходны в том, что в современных условиях социальная работа выходит за границы социальной помощи крайне нуждающимся категория, становясь теоретическим знанием о человеке и способах улучшения его социального самочувствия.
2.3. Особенности содержания теории социальной работы.
Содержание любой науки отражается в базовых категориях, принципах и закономерностях. Среди категорий социальной работы, выделяют:
• категории, не являющиеся специфическими для теории социальной работы, т. к. обозначаемые ими явления и процессы изучаются так же другими науками ("социальные отношения", "социальная деятельность", "личность", "социализация" и т. д.);
• категории, служащие, прежде всего категориями социальной работы, но используемые и другими науками ("психосоциальная работа", "социальная реабилитация", "социальное благополучие" и т. д.);
• категории, относящиеся собственно к социальной работы ("социальное страхование", "социальная биография", "социальный работник" и др.).
Разработка научно-категориального аппарата - это одна из приоритетных задач теории социальной работы. Категории социальной работы могут быть проанализированы по признаку принадлежности к различным организациям социальной работы в различных сферах социальной практики. Понятийный аппарат социальной работы в образовании будет отличаться от системы понятий, описывающих социальную работу в армии или медицинских учреждениях. Целесообразно выявить кластеры понятий, относящихся к социальной работе с различными категориями клиентов или к различным особым ситуациям (например, в зонах военных конфликтов). Данные классификации отражают специфику содержания практической социальной работы. Особенности организации профессиональной и добровольческой социальной работы, технологические аспекты управления системой социальной работы отражены в специфической группе понятий - "менеджмент социальной работы", "экономика социальной работы". По мере дальнейшего развития теории и практики социальной работы система её категорий будет расширяться и уточняться.
Закономерности теории социальной работы наиболее полно выражают в интегрированном виде характер и направленность совокупности социальных связей и явлений, имеющих отношение к социальной ситуации. В специальной литературе закономерности социальной работы разделяют на две группы:
1. закономерности функционирования и развития субъекта социальной работы;
2. существенные связи между субъектом и объектом социальной деятельности и их диалектика [6].
Бесспорно, что к числу основных закономерностей следует отнести взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе, а также - взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы [7]. Закономерности социальной работы носят объективный характер и проявляют себя независимо от желания, знания и воли людей.
Принципы социальной работы выступают важнейшими структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности. Л.Г. Гуслякова выделяет следующие группы принципов теории социальной работы.
Общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия: принцип детерминизма, принцип отражения, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, принцип историзма, принцип неразрывной связи индивида и его социальной среды.
Социально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства: единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы, демократизм её содержания и методов, учет конкретных условий жизнедеятельности личности или социальной группы при выборе содержания, форм и методов социальной работы с ними, законность и справедливость деятельности социального работника.
Организационные принципы отражают сложность и многообразие организационных, функционально-иерархических связей и отношений (социально-технологическая компетентность кадров, принцип единства прав и обязанностей и др.).
Психолого-педагогические принципы выражают требования к выбору средств психолого-педагогического воздействия и взаимодействия с клиентом: комплексный анализ оценки условий жизнедеятельности клиентов и выбора форм и методов работы с ними; индивидуальный подход; целенаправленность и адресность работы социальной работы.
Специфические принципы социальной работы определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг. К таковым относятся принципы универсальности, охраны социальных прав, социального реагирования, профилактической направленности, клиентоцентризма, опоры на собственные силы, максимизации социальных ресурсов, конфиденциальности, толерантности.
Таким образом, теория социальной работы - самостоятельная отрасль социально-гуманитарного знания в системе общественных наук, ей присущи все структурные элементы научного знания и характерны интегративность и прикладная направленность.
3. Основные научные подходы к социальной работе
3.1 Системный подход в социальной работе.
Системный подход - это направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы, имеет универсальный характер, поэтому его следует применять всегда и везде. Объектом системного подхода является целостность, (система) что означает учёт: а) её различных элементов; б) структуры элементов, зависящей от характера внутренних связей; в) границ системы; г) взаимосвязи этой системы с окружающей средой и т. д.
Центральное понятие системного подхода - понятие "система" (от греч. System - целое, составленное из частей; соединение). Существует многообразие подходов к толкованию сущности системы (философские, социологическое, управленческое и т.д.). Из всего многообразия определений "система" возьмём самое лаконичное. Система - это комплекс взаимодействующих элементов. А элемент - это далее неразложимый компонент системы. Типология систем также не отличается однообразием. Среди видов систем называют большие, социальные, кибернетические, социетальные и т. д. [19]
М.С. Каган, применяя системный подход к анализу гуманитарного знания, останавливается на необходимости различия простейших (закрытых) и сложнейших (открытых) [20]. Сложная система в отличие от простой является открытой системой, для которой характерно постоянное видоизменение, обмен информацией с другими системами. Общество и его подсистемы относятся к типу сложных открытых общественно-исторических систем и соответственно предполагают рассмотрение в динамике ее действительного существования (как процесс) и в предметном бытии, статике (состав и строение).
Социальная работа относится к классу социальных систем, в которой можно выделить подсистемы меньшего уровня: социальная работа как наука; социальная работа как учебная дисциплина; социальная работа как вид деятельности.
Применение принципа системности к теории социальной работы позволяет рассматривать все компоненты научного знания во взаимосвязи и взаимозависимости, определяя специфику объекта и предмета теории социальной работы, которые в свою очередь влияют на содержание теории и практики социальной работы. Система социальной работы как науки проявляется в том, что она имеет междисциплинарный характер, ей присущи неотъемлемые компоненты науки, она содержит органически взаимосвязанные составные части: теоретическую и прикладную.
Социальная работа как специфический вид деятельности также имеет системный вид: во-первых, это совокупность элементов, характеризующая особенности процесса взаимодействия в социальных отношениях с целью решения проблем (субъект и объект, содержание и средства, функции и цели); во-вторых, это система с точки зрения сочетания профессиональной и непрофессиональной деятельности.
Социальная работа как учебная дисциплина может быть рассмотрена как система, поскольку она призвана давать целостное представление о содержание социальной работы, ее основных направлениях, технологиях, организации, обучать слушателей методам этой работы.
3.2. Цивилизационный подход в социальной работе.
Построение модели социальной работы на современном этапе невозможно без учёта исторических, социокультурных закономерностей развития страны. Освобождение от гипертрофии социально-экономических детерминант при объяснении исторических процессов, от примата революционно-классового подхода предполагает смещения акцента в анализе на культурологические аспекты, делает необходимым анализ ментальности в исторических исследованиях.
При цивилизационном подходе "материалистическому объяснению способствуют и дополняют его генетически историко-сравнительный, культурологический или культурно-антропологический метод исследования, позволяющий в единстве цивилизации увидеть асинхронность исторического развития, многообразие её культурно-исторических типов, их устойчивость и перспективы исторического развития" [21].
Цивилизационный подход, по мнению М.А. Барга, позволяет рассматривать исторический процесс в динамическом сопряжении двух его отправных начал: объективно-заданного (формационного) и субъективно-волевого (антропологического), что позволяет "различить в истории общества не только противостояние общественных групп и классов, но и области их культурного взаимодействия на базе общенародных ценностей, не только проявления социальных антагонизмов, но и области социального консенсуса" [22]. Экстраполяция цивилизационного подхода на социальную работу делает возможным и необходимым анализ культурного контекста, вне которого невозможно понимание логики развития системы социальной работы в теоретическом и практическом аспекте.
Г.Б. Корнетов один из первых применивший цивилизационный подход к рассмотрению всемирного историко-педагогического процесса, отмечает его целостность со строго взаимосвязанными и соподчинёнными уровнями всеобщего (человеческая цивилизация), общего (цивилизация-стадия), особенного (великие цивилизации) и единичного (локальные цивилизации).
С этих позиций существование социальной работы необходимо и возможно рассматривать как явление, неразрывно связанное с философской, культурной традицией, особенностями ментальности, многовековым опытом воспитания, включённостью национальных процессов в контекст общемирового развития. Рассмотрение социальной работы в свете цивилизационного подхода позволяет понять, чем определялась специфика данного феномена в той или иной социокультурной среде.
4. Современное состояние системы социальной работы
4.1. Типы теорий и модели социальной работы.
Многообразие моделей теоретического обоснования практики социальной работы отражают результаты научных поисков ученых разных школ, ее эволюцию, изменения в содержании и формах социальной работы. Каждая модель содержит теоретические положения, связь со смежными науками о человеке и обществе, социокультурными основами жизни, а также предполагает определенное содержание социальной работы.
С.И. Григорьев, анализируя современные модели социальной работы, выделяет три группы [41]:
1. психолого-оринтированные;
2. социолого-ориентированные;
3. комплексно-ориентированные.
Социолого-ориентированные модели наиболее тесно связаны с социологическими концепциями. Социология лежит в основе тех теорий социальной работы, которые ориентированы на структурную социальную работу, связанную с оптимизацией деятельности учреждений социальной сферы, обеспечивающих социальную защиту различным социальным группам нуждающихся и повышение эффективности социальной политики в обществе. Для этих моделей наиболее актуальны идеи теории систем Л. Берталанфи, в контексте которых социальная система представляет собой определенный набор абстракций из конкретных форм взаимосвязи и поведения. На основе теории систем социальный работник выявляет факторы окружения клиента, фиксирует наличие воздействия на клиента других людей, а также влияние различных социальных факторов. Наиболее эффективно теория систем используется в организации социального обслуживания, а также с целью разработки концепций социальной защиты населения. Среди современных социолого-ориентированных моделей выделяют "модели жизни" экологической теории, социально-радикальную модель, марксистскую модель.
"Модели жизни" экологической теории представляют собой одну из концепций взаимодействия психологической и социальной систем и являются сравнительно новой теорией осмысления социальной практики. Проблематика данных теорий связана с пограничными аспектами теории социальных систем и проблем социальной психологии (социальная адаптация, стрессы и т. п.). Деятельность социального работника при данном подходе связана не только с взаимодействием с клиентом, но и с окружающей его средой. Этот подход называется системно-экологическим. Проявляется в организации работы системы социального обслуживания и поддержки населения, особое место в нем уделяется проблеме взаимоотношений социального работника и клиента, которые рассматриваются в контексте теории социальных ролей. Данному роду моделей свойственна недостаточная технологическая и методическая разработанность.
Социально-радикальная модель. В её основе - положения движения за права человека (борьба с дискриминацией и т.п.). Данная модель проявляется как модель защиты и развития самосознания представителей различных социальных групп Технология защиты и "наделения полномочиями" направлена на развитие социальных способностей клиентов различных групп угнетенных, отвергнутых, причем упор делается на учет влияния властных структур, классовой принадлежности (хотя не предполагает изменения самих угнетающих структур).
Марксистская модель Она основывается на понимании деятельности социального работника как силы, способствующей осуществлению совместных коллективных действий, направленных на подъем самосознания и осуществления перемен в обществе: социальный работника как социальный "контролер", как социальный "стабилизатор", социальный "адвокат", социальный "врач". Данная модель особенно эффективно развивается на структурном уровне.
Психологоориентированные модели социальной работы связаны с возможностью социальной работы оптимизировать собственные усилия клиента по изменению ситуации, возникшей на личностном или социальном уровнях.
Психодинамическая модель основана на психодинамическом направлении теории социальной работы (З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Берн и др.). Основные понятия этой теории связаны с психоанализом, они заложили принципы индивидуальной социальной работы (кейсуорк): индивидуализация клиента, оценка возникшей проблемы, ее диагностика, использование терапевтических технологий помощи.
Экзистенциальная модель связана с экзистенциальными и феноменологическими подходами психологии. При анализе поведения клиента важно учитывать, как он воспринимает и интерпретирует свои представления об окружающем мире, как оценивает свой социальный статус. В рамках данной модели большое внимание уделяется рассмотрению специфики поведения клиента в первичных по отношению к нему группах. Учитывая личностные конструкции, имеющиеся у клиента по поводу своего представления о себе и окружающем его мире, социальный работник более точно составляет понимание причин личностного дискомфорта. Данная модель оправдала себя в работе с этническими группами и другими категориями социального риска ("недооцененные группы"), при разрешении конфликта, возникшего при несовпадении личностных реконструкций внешнего мира с новым социальным окружением. Важной при этом является работа по изменению смысла жизни клиента.
Гуманистическая модель определяется принципами гуманистической психологии (В Франкл, К. Роджерс, А. Маслоу и др.). Социальная работа в этой модели проявляется в стремлении социальных работников помочь клиентам на основе самопознания и самоактуализации. Ведущая технология данной модели - технология "активного слушания" (эмпатия, партнерский стиль отношений). Существенная черта этой модели социальной работы - не директивный подход к решению проблем клиента. Эффективность данной модели связана во многом с личностными чертами самого социального работника (искренне сочувствие, умение выстроить собственную технологию). В современных условиях данная модель социальной работы приобретает все большее влияние.
Все модели данной группы связаны с оказанием индивидуальной помощи клиенту, с позиций его личностных проблем, что требует от социального работника серьезной психологической подготовки.
Комплексно-ориентированные модели социальной работы. Усиливающиеся междисциплинарные и интегративные тенденции в практике и теории социальной работы актуализируют поиск комплексных моделей социальной работы, которые позволяют подходить к решению социальных проблем многосторонне. Среди них: ролевая модель, социально-педагогическая модель, когнитивная модель, концепция жизненных сил.
Ролевая модель построена на интеграции психологического и социологического знания (Я. Морено, Дж. Г. Мид). Логика обоснования процесса социальной помощи базируется на психологическом знании, прежде всего - понимании роли личности. В ролевой модели используется представление о личностных ролях: люди строят свое поведение в соответствии с моделями, схемами, воспроизводимыми индивидуально-личностным сознанием. Ролевая модель включает проблемы клиента, связанные с вопросами о том, как себя вести и развиваться с учетом прошлого опыта, понимания значимости актуальных событий и процесса формирований представлений о собственной роли в жизни. Исполняя роли разного порядка (социальные, межличностные), человек может попасть в конфликт между ними. Здесь может быть актуальна помощь социального работника. Ролевая теория служит для социального работника одой из форм социального объяснения, а также - средством социального обучения, коррекции поведения, повышения адаптивности клиента. Варианты технологий, основанных ролевой теории: психодрама, групповая дискуссия, перемена ролей, групповая терапия [42].
Социально-педагогическая модель (А.В. Мудрик, В.Г. Бочарова [43]) особенно актуальна для России в силу традиционности рассмотрения вопросов социальной помощи с педагогической точки зрения. Воспитание, являясь частью процесса социализации, осуществляется целенаправленно, при опосредованном или непосредованном участии социальных факторов разного уровня (макро-, мезо- и микро). Сферой социального воспитания становится не только образование, приобретение жизненного опыта, но и оказание помощи. Социально-педагогическая модель может рассматриваться на уровне структурной и на уровне психосоциальной работы.
Когнитивная модель приобретает особую популярность в начале 80-х гг. Один из главных принципов социальной работы данной модели - социальные услуги должны быть доступны всем нуждающимся в них. Основная форма реализации этой модели - консультирование. В когнитивной модели выявляются возможности регуляции социального поведения клиента путем обучения его "отрабатывать" механизмы своих поступков, адекватные социальным условиям или той конкретной социальной ситуации, в которой он оказался. Данная модель чаще всего используется при работе по месту жительства. Одна из наиболее актуальных проблем, решаемых в рамках данной модели, - это разрешение конфликтов средствами групповой дискуссии, самоанализа и т.п. В данной модели особенно эффективным представляется соединение аспектов когнитивной теории с гуманистическими теориями, что обусловлено одним из основополагающих принципов этой модели - стремлением к оптимизации деятельности клиентов в сфере управления собственной жизнью, формированием потребностей к такой деятельности.
Витально-ориентированная модель (концепция жизненных сил) представлена С.И. Григорьевым [44]. В ее основе находится понятие "жизненные силы" как способность человека к воспроизводству и осуществлению жизни как биосоциального существа (реализация единства индивидуальной и социальной субъектности). Социальная работа представляет собой деятельность по оптимизации формирования, осуществления и реабилитации жизненных сил человека. В данной модели пересекаются психолого-ориентированные и социолого-ориентированные теории социальной работы. То или иное теоретическое обоснование социальной работы оказывает влияние на определение предметной области, методы, принципы, содержание социальной работы, как в теоретическом, так и в практическом аспекте.
4.2. Особенности практической реализации моделей социальной работы.
Разнообразие целей социальной работы и социокультурные возможности их реализации предполагают различные подходы к выделению организационных уровней социальной работы [45]. Так, традиционный подход заключается в выделении трех основных уровней: 1) патронажная работа - индивидуальная социальная работа с отдельными клиентами и (или) их семьями, 2) групповая социальная работа - работа с малыми группами, 3) коммунальная социальная работа - работа с различными общностями, начиная от общины (коммунального уровня) и до всего общества в целом.
Другой подход к организации социальной работы заключается в разделении ее на микро- и макроуровни. Он основан на различии между усилиями, направленными на макросистемы (организации, коммуны, общества) и микросистемы (индивиды, семьи, малые группы). На макроуровне осуществляется в форме социального планирования, коммунальной организации и организационного развития. Микроуровень реализуется через патронажную работу, семейную помощь и групповую терапию.
Еще один подход к выделению уровней состоит в разведении социальной работы, направленной на восстановление нарушенного равновесия, функций (реабилитацию) и социальной работы, направленной на профилактику (превенцию) подобных отклонений. Профилактика связана с необходимыми социальными изменениями, а реабилитация - с помощью индивидам в непосредственно существующей ситуации.
Наконец, проблемный подход заключается в соотнесении организации социальной работы с особыми окружающими условиями или областями социальных проблем (социальная работа с душевнобольными, алкоголиками и т. п.).
Несмотря на многообразие подходов к организации социальной работы, в мировой практике условно выделяются две исторически сложившиеся системы социальной работы: европейская и американская [46].
Для американской модели социальной работы свойственна направленность на работу с индивидуумом и его семьей, на улучшение функционирования личности, группы в существующей среде. Это связано с историческими условиями освоения американского континента: характерной чертой американских поселенцев была опора на собственные силы, личную инициативу и стремление максимально уменьшить влияние государственных структур. Основные формы помощи здесь - индивидуальная, групповая, общинная, а ведущий метод работы - кейсуорк.
Главное отличие системы социальной защиты в США - гибкость и децентрализация. Она состоит из разного рода социальных программ, регламентируемых либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо федеральными государственными органами и органами управления штатов. Такой подход позволяет с достаточной полнотой и оперативно учитывать потребности в социальной помощи конкретного региона. Основные формы государственного социального обеспечения - социальное страхование и государственное вспомоществование, которые имеют разное финансирование. Государственная поддержка существует только на уровне программ для самых беднейших слоев населения. Помимо этого существует система частного социального страхования.
Европейская модель социальной работы имеет более длительную историю. Она формировалась по мере того, как прерывались общинные (межобщинные) связи и соответственно слабела поддержка нуждающихся со стороны их ближайшего окружения. И для этой модели характерно большее внимание на изменение среды обитания индивида для поддержки, развития, защиты его и семьи. Поэтому основные формы работы связаны с социальным планированием, администрированием.
Социальное законодательство европейских стран отличается от американской более высокой степенью участия государства в определении направлений, планировании, финансировании и проведении в жизнь социальной политики. В реализации задач социальной работы главное место уделяется местным органам самоуправления, а в своем содержании она охватывает разнообразные группы населения различными социальными услугами и видами помощи (например, в Финляндии, Швеции).
4.3. Тенденции развития социальной работы на современном этапе.
Несмотря на различия в моделях социальной работы существуют общие тенденции, характеризующие процессы оказания социальной помощи на современном этапе. Для современных исследований социальной работы понимание ее сущности близко тому, которое дает Национальная ассоциация социальных работников США: "Социальная работа - это профессиональная деятельность оказания помощи индивидам, группам или общинам, усиление или возрождение их способности к социальному функционированию и создание благоприятных общественных условий для достижения этих целей" [47].
В теоретических аспектах современных исследователей сохраняется интегративный и междисциплинарный характер. Наибольшее влияние на развитие теории социальной работы продолжают оказывать социология и психология, а также педагогика, психиатрия, антропология, юриспруденция и др.
Среди современных концепций актуален системно-теоретический подход в социальной работе, в котором отношения, интеракции, трансакции и социальные процессы рассматриваются в причинно-следственной зависимости. Определенный интерес представляет концепция социального действия в социальной работе (Handlungstheorie), в основе которой - разрешение конфликта между потребностями и возможностями клиента с реальной социальной средой.
Наибольший интерес может представлять теоретическая концепция по созданию социальных сетей (Netzwork), получившая особое распространение в Германии. Распад системы социально-культурных и социально-бытовых отношений, переход к рыночной экономике породили в бывших социалистических странах необходимость создания новой системы социальных отношений в социальной работе, базирующихся на общинном методе социальной работы, ориентированном на создание соответствующих социальных связей по месту жительства.
Европейская социальная работа развивается в тесной взаимосвязи с социальной политикой, и это проявляется в развитии такого понятия как "социальное  государство", зафиксированного в Конституции ФРГ 1949 г. Социальное государство обозначает обязанность государства заботиться о благосостоянии своих граждан. Это обязательство осуществляется путем комплексного вмешательства государства в соответствии с существующим законодательством и социально-экономическими процессами, когда это необходимо для поддержания должного уровня благосостояния [48]. Параметры социального государства - услуговый, правовой, налоговый.
Данное понятие характерно не только для немецкоязычных стран (Sozialstatе), в англоязычных версиях употребляется понятие "общество всеобщего благосостояния/благоденствия) (Welfar State)". Социальное государство должно обеспечивать права человека, достойный прожиточный минимум, гарантировать социальное обеспечение и социальную защиту наиболее уязвимых социальных групп и категорий населения. Социальное государство создаёт многоуровневую систему, обеспечивающую социальную стабильность через такие механизмы как социальная политика и социальная работа.
Основой для современной социальной работы является также такой принцип социальной политики как субсидиарность. Данный принцип предполагает законодательное регулирование взаимодействия в социальном секторе государственных и негосударственных структур, отдающее предпочтение при финансировании гражданским (общественным), частным инициативам в области социальных программ и мероприятий по сравнению с государственными структурами.
Стратегия современной социальной работы независимо от модели направлена на активизацию позиции клиента в процессе принятия помощи через повышение его самостоятельности, его способности контролировать свою жизнь и свои проблемы.
Хотя основные принципы, методы социальной работы в различных странах довольно схожи, при знакомстве с реальной социальной работой в конкретных странах заметны существенные различия [49]. Это зависит от национальных и исторических особенностях развития страны, бюджетно-страховых принципов финансирования социальной работы, степени развития социального законодательства, что подтверждает уникальность и невозможность какого-либо слепого копирования и переноса зарубежного опыта на отечественную почву.
Литература:
[1] См., напр.: Очерки истории социальной работы в России и за рубежом: Учеб. пособие. / М.В. Ромм, Т.А. Ромм, И.А. Скалабан, Ю.И. Горюн, Ю.В. Койнова; Под ред. М.В. Ромма. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1999. - Ч. 1.
[2] См.: Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997.
[3] См., напр.: Очерки истории социальной работы в России и за рубежом: Учеб. пособие. / М.В. Ромм, Т.А. Ромм, И.А. Скалабан, Ю.И. Горюн, Ю.В. Койнова; Под ред. М.В. Ромма. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1999. - Ч. 1.
[4] Григорьев С.И. Теория и методология социальной работы. - М., 1994.
[5] Словарь-справочник по социальной работе. / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1997. - С. 324.
[6] Гуслякова Л.Г. Объект, предмет и методы социальной работы. Социальная работа в системе наук. - Барнаул, 1995.
[7] См.: В поисках истины (Материалы методологического семинара по категориальному аппарату социальной работы). / Отв. ред. В.Г. Попов, Т.Е. Денисова. - М., 1995.
[8] Философия социальной работы. Монография. / Под ред. В.И. Митрохина. - М.: МГСУ "Союз", 1998.
[9] Справочное пособие по социальной работе. / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1997 - С. 14.
[10] См.: Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тесты. - М., 1982; Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. - М., 1986.
[11] Напр.: Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М., 1994; Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997.
[12] Философия социальной работы. Монография. / Под ред. В.И. Митрохина. - М.: МГСУ "Союз", 1998.
[13] Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1997.
[14] Теория и методология социальной работы: Учеб. пособ. для вузов. / Под ред. С.И. Григорьева. - М.: Наука, 1994.
[15] Философско-антропологические основы социальной работы: Теория и методика социальной работы. В. 2 т. - М., 1994. Т.1.
[16] Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. - М., 1988. - С. 340.
[17] Фромм Э. Ситуация человека - ключ к гуманистическому психоанализу // Проблема человека в западной философии. - М., 1988 - С. 452.
[18] Риммер Ф.Г Ценности и этика // Энциклопедия социальной работы. В 3 т. - М., 1993 - 1994. Т. 3.
[19] Энциклопедический словарь. / Под ред. Г.В. Осипова - М., 1995
[20] Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.
[21] Новикова Л.И. Цивилизация как идея, как объяснительный принцип исторического процесса // Цивилизации. - М.: Наука, 1991. - Вып. 1. - С. 20
[22] Барг М.А. Цивилизационный подход к истории: дань конъюнктуре или требование науки // Цивилизации. - М.: Наука, 1993. - Вып. 2. - С. 15.
[23] Об истории и характере адаптивных процессов в российском обществе в XX в. подробнее см.: Ромм М.В. Социальная адаптация личности в России: опыт ретроспективного социально­философского анализа // Проблемы высшего технического образования. - Новосибирск: Изд­во НГТУ, 1996. - Вып. 9. - С. 28 - 38.
[24] См., напр.: Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. - М., 1996; Хабибулин К.Н., Скворцов Н.Г. Испытание национальным самосознанием. - СПб., 1993.
[25] Мережковский Д.С. Грядущий Хам // "Больная Россия". - Л., 1991. - С. 36.
[26] Там же. - С. 38.
[27] Ромм М.В. Социальная адаптация и социализация личности в современном обществе // Социология и современное общество: Учеб. пособие. В 2 ч. - Новосибирск: НГТУ, 1997. Ч. 1.
[28] См.: Коган В.З. Теория информационного взаимодействия: Философско­социологические очерки. - Новосибирск: Изд­во НГУ, 1991.
[29] Рейковский Я. Личность в условиях общественно-исторической перестройки // Психология личности в социалистическом обществе. - М.: Наука, 1989. - С. 24 - 36.
[30] Рейковский Я. Указ. соч. - С. 25.
[31] Арутюнова Н.Д. Аксиология в механизмах жизни и языка // Проблемы структурной лингвистики. - М.: Наука, 1982. - С. 5.
[32] Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы (историко-понятийный аспект). - М., 1997.
[33] Ильенков Э., Давыдова Г., Лекторский. В. Взаимодействие // Философская энциклопедия. - М., 1960. Т. 1. - С. 250.
[34] Основы социальной работы: Учебник./ Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 1997.
[35] Теория методика социальной работы. (Краткий курс). - М.: "Союз", 1994.
[36] См.: Справочное пособие по социальной работе./ Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1997; Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы (историко-понятийный аспект). - М., 1997.
[37] Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.: Прогресс, 1984.
[38] Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы (историко-понятийный аспект). - М., 1997.
[39] Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т. 1. - М.; Тула, 1991.
[40] Теория и методика социальной работы. (Краткий курс). - М.: Изд-во "Союз", 1994.
[41] Теория и методология социальной работы./ С.И. Григорьев и др. - М., 1994.
[42] Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.: Прогресс, 1984.
[43] Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997.; Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М. 1994.
[44] Теория и методология социальной работы./ С.И. Григорьев и др.- М., 1994.
[45] Мысин Н. Природа и назначение социальной работы // Петербург начало 90-х: безумный, холодный, жестокий. - СПб., 1994. - С. 8 - 11.
[46] См.: Фирсов М.В. Ведение в теоретические основы социальной работы (историко-понятийный аспект). - М., 1997; Теория и методика социальной работы. (Краткий курс). - М.: "Союз", 1994.
[47] Словарь-справочник по социальной работе./ Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1997.
[48] Справочное пособие по социальной работе. - М.: Юристъ, 1997.
[49] См., напр.: Социальная работа и подготовка социальных работников в Великобритании, Канаде, США. - М., 1992; Некрасов А.Я. Международный опыт социальной работы. - М.: ГАСБУ, 1994; Дубинский В.И. Социальная работа в Германии. - М.: ГАСБУ, 1996. - № 1 - 5.
 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
6 гостей
Проверить тИЦ и PR