Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
Главная arrow Рефераты arrow Право arrow Уголовно - исполнительные правоотношения

Уголовно - исполнительные правоотношения

Уголовно - исполнительные правоотношения
Введение 3
1. Уголовно-исполнительные правоотношения: момент возникновения и окончания. Субъекты, объекты и иные участники уголовно-исполнительных правоотношений. 4
2. Понятие эффективности исполнения наказания и его основные признаки. 12
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Введение
Предметом уголовно-исполнительного права являются регулируемые этим правом общественные отношения, возникающие в процессе исполнения уголовных наказаний, т.е. уголовно-исполнительные правоотношения. Эти отношения специфичны по своему содержанию и не регулируются нормами других отраслей права.
Как и всякие иные правоотношения, уголовно-исполнительные имеют следующие элементы:
1) субъекты правоотношений;
2) содержание правоотношений;
3) объект правоотношений;
4) юридические факты.
Определение понятия "исполнение наказания" зависит от теоретического осмысления более широкой категории "наказание", занимающей важное место в нравственно-правовых и ценностно-нормативных системах любого общества.
Наказание следует рассматривать в качестве меры воздействия на того, кто совершил проступок, преступление.
Целью настоящей работы является рассмотрение уголовно-исполнительных наказаний и эффективности исполнения наказаний.
1. Уголовно-исполнительные правоотношения: момент возникновения и окончания. Субъекты, объекты и иные участники уголовно-исполнительных правоотношений.
Субъекты уголовно-исполнительных правоотношений - это стороны в них, обладатели определенных прав и обязанностей, установленных нормами права.
К субъектам уголовно-исполнительных отношений прежде всего относятся учреждения и органы, исполняющие наказания (ст. 16 УИК РФ).
На каждое учреждение или орган возложено исполнение определенного вида наказания:
- на суд - лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ч. 3 ст. 16 УИК РФ);
- на уголовно-исполнительную инспекцию - обязательные и исправительные работы (ч. 4, 5 ст. 16 УИК РФ);
- на учреждения уголовно-исполнительной системы - ограничение свободы, арест, лишение свободы и смертная казнь (ч. 7 - 11 ст. 16 УИК РФ);
- на дисциплинарную воинскую часть - содержание в этой части;
- на командование гарнизонов - арест;
- на командование воинских частей, в которых проходят службу военнослужащие, - ограничение по военной службе (ч. 12 ст. 16 УИК РФ).
Субъектами уголовно-исполнительных правоотношений могут выступать прокуроры, осуществляющие надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказание. Они участвуют в решении многих правовых вопросов, связанных с исполнением и отбыванием наказаний, например дают санкцию на задержание осужденного, уклоняющегося от выезда к месту отбывания наказания в виде ограничения свободы (ст. 48 УИК РФ), дают согласие на введение режима особых условий в исправительном учреждении (ч. 3 ст. 85 УИК РФ), санкционируют задержание осужденного при уклонении от возвращения в исправительное учреждение (ч. 11 ст. 97 УИК РФ) и т.д.
Указанные субъекты уголовно-исполнительных правоотношений обладают наибольшим объемом прав и обязанностей, предусмотренных нормами данной отрасли права. Меньшим объемом прав и обязанностей наделяются общественные объединения (ст. 23 УИК РФ), попечительские советы (ст. 142 УИК РФ), отдельные граждане, священнослужители и родственники осужденных, посещающие исправительные учреждения, лица, работающие на предприятиях совместно с осужденными.
Содержание уголовно-исполнительных правоотношений - совокупность прав и обязанностей субъектов, определенных нормами уголовно-исполнительного права, и соответствующее им поведение субъектов этих правоотношений.
При анализе общественных отношений следует иметь в виду, что субъективным правам одной стороны соответствуют юридические обязанности другой, ибо нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
В уголовно-исполнительных правоотношениях права органов государства в области организации исправительно-трудового процесса соответствуют обязанностям осужденных, вытекающим из порядка отбывания ими наказания.
Вместе с тем так как исполнение наказания протекает в рамках уголовно-исполнительных правоотношений, то и осужденный обладает определенными правами, а органы, исполняющие наказание, несут перед ними определенные обязанности.
Субъективные права субъектов правоотношений. Субъективное право представляет собой вид и меру дозволенного поведения субъекта и основанную на нормах права возможность с его стороны требовать от других определенных действий или воздержания от определенных действий.
Права и обязанности субъектов уголовно-исполнительных правоотношений определяются в нормах права с учетом спецификации процесса исполнения наказания.
Государство наделило органы, осуществляющие уголовное наказание, соответствующими правами. В общем плане можно сказать, что органы, исполняющие наказание, в лице своей администрации имеют право требовать от осужденных определенного поведения, соответствующего правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, и применять меры воздействия, поощрения и взыскания в целях обеспечения соответствующего поведения осужденных. Администрация исправительных учреждений для обеспечения режима в местах лишения свободы имеет право подвергать осужденных обыску, корреспонденцию - цензуре, передачи - досмотру; к осужденным, нарушающим установленный режим и уклоняющимся от работы, - применять меры взыскания, предупреждения, вплоть до помещения в штрафной изолятор и перевода в помещение камерного типа.
В интересах успешного решения задачи - исправления осужденных - администрация решает вопрос об их бесконвойном перемещении; при хорошем поведении и добросовестном отношении к труду администрация по истечении указанного в законе срока имеет право переводить осужденных на улучшенные условия содержания, а также применять к ним разнообразные меры поощрения: от объявления благодарности до представления к помилованию.
Осужденные, в свою очередь, обладают специфическими правами, вытекающими из отбывания наказания. Среди субъективных прав осужденных выделим права, обычно регулируемые нормами государства (например, трудовые права), но подвергающиеся определенному изменению на основе норм уголовно-исполнительного права.
Сюда относятся: право на труд, на охрану труда, на отдых и др.
Следует особо сказать о праве осужденных на подачу жалоб в любую государственную инстанцию и общественную организацию. Существенно для обеспечения законности в деле исполнения наказания право осужденного на подачу жалоб, отправку писем в прокуратуру, суд, контролирующие органы в закрытом виде при отсутствии права администрации на ознакомление с этими жалобами.
Среди прав, не имеющих аналогов в обычных гражданских правах, можно назвать право осужденного на получение гарантированного питания, одежды и другого материально-бытового обеспечения.
Юридические обязанности субъектов уголовно-исполнительных правоотношений. Юридическая обязанность представляет собой вид и меру должного поведения лица, соответствующие субъективному праву другого лица.
В общем плане юридической обязанностью органов, исполняющих наказание, является организация именно исполнения наказания.
Важнейшими юридическими обязанностями исправительных учреждений являются:
1) проведение в жизнь установленных для осужденных правил поведения;
2) соблюдение распорядка дня;
3) недопущение паразитического образа жизни;
4) обязательная изоляция и постоянный надзор с тем, чтобы исключалась возможность совершения осужденными новых преступлений или других антиобщественных поступков.
Специфическими обязанностями администрации исправительных учреждений являются обязанности, связанные с:
1) созданием для осужденных необходимых жилищно-бытовых условий;
2) обеспечением их питанием по установленным нормам;
3) бесплатным проездом к месту жительства и соответствующим материальным довольствием (для освобождаемых из мест лишения свободы).
В области трудового воспитания осужденных важными обязанностями исправительных учреждений являются:
1) обеспечение привлечения осужденных к общественно полезному труду, по возможности, в соответствии с имеющейся специальностью;
2) организация профессиональной подготовки.
Основные обязанности осужденных:
1) соблюдать в местах лишения свободы правила внутреннего распорядка, режимные требования;
2) трудиться;
3) участвовать в установленном порядке в общеобразовательной и профессиональной подготовке (для не имеющих образования и специальности).
Участие осужденных в различных формах культурно-массовой работы, самодеятельных организациях не является их юридической обязанностью, а поощряется и учитывается при определении степени их исправления. Поэтому осужденные, отказывающиеся участвовать в художественной самодеятельности, в спортивных соревнованиях, не могут привлекаться к дисциплинарной или иной ответственности.
Выполнение субъектом уголовно-исполнительного правоотношения своих прав и обязанностей образует поведение этих субъектов, т.е. уголовно-исполнительные правоотношения наполняются конкретным содержанием тогда, когда права и обязанности субъектов оживляются в их фактически конкретном поведении. Само это поведение выражается как в совершении активных действий, так и в невыполнении конкретных действий, обязанность выполнения которых предусматривается нормами права.
Таким образом, содержанием уголовно-исполнительного правоотношения является фактическая деятельность субъектов этих правоотношений: с одной стороны, деятельность органов государства по исполнению наказания, с другой стороны, поведение осужденных в период отбывания наказания, определяемое их правами и обязанностями.
Деятельность органов государства по исполнению наказания отличается большим разнообразием и затрагивает все стороны уголовно-исполнительного процесса. Создание определяемых нормами права режимных условий, организация воспитания осужденных - вся эта деятельность протекает в рамках уголовно-исполнительных правоотношений.
Характеризуя поведение осужденных, следует подчеркнуть его зависимость от вида отбывания наказания, так как поведение осужденного связано с его правовым положением.
Отбывание лишения свободы приводит к тому, что осужденный лишается выбора вариантов своего поведения не только в смысле свободы передвижения. Правовыми предписаниями ему определяются жесткие линии поведения в области его трудовой деятельности, распорядка дня, системы общения, взаимоотношений с администрацией и другими осужденными и даже в плане удовлетворения его личных запросов, лишенных антисоциальной направленности (например, запрещение разведения животных и птиц и др.).
Осужденные могут совершать действия и не регулируемые уголовно-исполнительным законодательством, например обратиться в нотариальную контору по месту открытия наследства с заявлением о принятии наследства или передать заявление соответствующим органам для оформления авторского права на свое изобретение. Но, конечно, не эти действия входят в содержание уголовно-исполнительных правоотношений.
Еще раз подчеркнем, что следует различать юридическое содержание уголовно-исполнительных правоотношений - права и обязанности субъектов и фактическое содержание - поведение субъектов.
Объект уголовно-исполнительных правоотношений. Общественные отношения не могут ни сложиться, ни быть правильно поняты, если нет социальной ценности, необходимость в обеспечении существования которой связывает людей друг с другом, ибо людям незачем вступать в пустые, беспредметные отношения.
Иными словами, объектом правоотношений, в том числе и уголовно-исполнительных, является та социальная ценность, по поводу которой и образуются общественные отношения.
Эти ценности весьма разнообразны. Ими могут быть определенные блага, интересы, предметы и др.
В качестве объектов уголовно-исполнительных правоотношений выступают различные стороны порядка и условий исполнения наказания: право на получение посылок, передач, свиданий, право на условно-досрочное освобождение и др.
Вся деятельность субъектов правоотношений направлена на соответствующие объекты.
Юридические факты. Строго говоря, юридические факты не являются элементами правоотношений.
Элемент - составная часть какой-либо системы. Юридические факты не входят в содержание правоотношений, а влияют на их возникновение, изменение или прекращение.
Юридические факты - это условия или обстоятельства, с которыми нормы права связывают определенные юридические последствия.
Юридические факты делятся на действия и события в зависимости от их связи с волей людей.
Действие есть проявление поведения человека во внешнем мире. Действие носит сознательный и целенаправленный характер.
Событие - это явление, не зависящее от воли людей: стихийное бедствие, достижение определенного возраста, смерть и т.д.
Но надо иметь в виду, что и события могут быть результатом деятельности человека, как, например, смерть - результатом убийства, а пожар - результатом поджога. Но если действие, как было сказано, есть проявление поведения человека во внешнем мире, то событие - проявление самого этого внешнего мира, его сил и закономерности, хотя источником такого проявления могла быть деятельность человека.
Иногда к числу юридических фактов относят состояния. Но любое состояние порождается действием или событием.
Так, правоотношение между осужденным к лишению свободы и администрацией исправительного учреждения по поводу свидания осужденного с близкими родственниками возникает на первый взгляд вследствие состояния пребывания на свободе, но, по существу, само это состояние порождено действием - вынесением судом приговора и событием - истечением указанного в законе срока, необходимого для приобретения осужденным права на свидание. Следовательно, состояния не являются юридическими фактами.
Чаще для возникновения, изменения, прекращения уголовно-исполнительных правоотношений необходимо не одно какое-либо действие или событие, а сложный фактический состав, состоящий из совокупности юридических фактов.
Возникновение уголовно-исполнительных правоотношений связано с комплексом юридических фактов (фактическим составом), состоящих из:
1) вынесения обвинительного приговора;
2) его вступления в законную силу;
3) обращения приговора к исполнению.
Вступление приговора в законную силу и обращение его к исполнению - та юридическая граница, где кончаются уголовно-процессуальные отношения и начинаются уголовно-исполнительные. Следует, однако, учитывать, что уголовно-процессуальные отношения возникают и после, например при возникновении надзорного производства или при привлечении к уголовной ответственности осужденного за новое преступление.
Основания прекращения уголовно-исполнительных правоотношений указаны в ст. 172 УИК РФ.
В жизни часто приходится сталкиваться не с прекращением, а с изменением уголовно-исполнительных отношений. Перечень юридических фактов, влияющих на эти изменения, обширный. Ряд из них связан с повседневной практикой исправительных учреждений, как-то: применение администрацией к осужденным мер поощрения и взыскания, а ряд мер - с прогрессивной системой отбывания наказания, т.е. возможностью улучшения условий отбывания наказания осужденных в зависимости от их поведения.
Сказанное позволяет сделать вывод, что основаниями возникновения или прекращения уголовно-исполнительных правоотношений являются юридические факты, не связанные с деятельностью исправительно-трудовых учреждений, например приговор или определение суда.
Основаниями изменения уголовно-исполнительных отношений выступают юридические факты, связанные с правоприменительной деятельностью исправительных учреждений.

2. Понятие эффективности исполнения наказания и его основные признаки.

Наказать - подвергнуть наказанию, строгому воздействию за какую-либо вину, проступок .
Общеизвестно, что уголовное наказание - это мера государственного принуждения, применяемая судом на основании закона к лицам, виновным в совершении преступления. В силу этого наказание следует рассматривать в качестве правового последствия преступления, которое содержит в себе отрицательную правовую оценку как преступления, так и самого преступника, выражаемую судом на основании закона и от имени государства.
Изначально следует отметить, что проблема наказания относится к числу чрезвычайно широких философских и социально-правовых проблем, на которых веками фокусировалось внимание общественной мысли.
В литературе определяется два основных значения этого понятия:
- воспитательное, как воздействие на человека (реже коллектив или группу), оказываемого вследствие допущенной им провинности и заключающееся в ограничении его возможностей;
- правовое, как воздействие на человека, заключающееся в понижении его социального статуса (лишение прав, имущества, свободы и т.д.).
Это неизбежное сочетание двух моментов - воспитательного и правового (понижение статуса) - извечно порождало множество сложных проблемных вопросов, особенно применительно к уголовному наказанию.
Как свидетельствует история, в любом обществе и во все времена - независимо от принципов и методов уголовной политики - наказание является обычной реакцией государства на совершенное преступление. Преступление и наказание - тесно связанные явления, и неслучайно во всех правовых системах признак уголовной наказуемости всегда был и остается существенным признаком понятия преступления.
Из понятия преступного деяния, по мнению великого русского ученого Н.С. Таганцева, вытекает, что наказание представляется выражением того особого отношения, которое возникает между учинившим это деяние и государством. С точки зрения преступника наказание является правовым последствием им учиненного, с точки зрения государства - мерой, принимаемой вследствие совершенного виновным деяния .
Так как наказание есть выражение юридического отношения, возникающего между государством и преступником, то, конечно, к области наказания могут быть отнесены только последствия юридического характера, изменяющие права и юридические интересы лица наказуемого.
В силу этого вывода, нельзя относить к наказанию:
во-первых, принудительные меры, принимаемые органами государственной власти в интересах предупреждения или пресечения правонарушений, или меры надзора за отдельными лицами или группами лиц, представляющимися опасными для общественного или государственного порядка и спокойствия; во-вторых, принудительные меры, принимаемые этими органами для устранения различного рода препятствий в их деятельности, в частности меры, принимаемые органами суда для правильного хода процесса; в-третьих, те последствия и меры, которые служат исключительно для возмещения материального ущерба, причиненного пострадавшему, для восстановления его имущественных интересов и прав; в-четвертых, те меры, которые хотя и налагаются органами суда, но в интересах различного рода юридических лиц, существующих в государстве в интересах дисциплины. Поэтому только те меры, которые принимаются государством против лиц, совершивших преступные деяния для охраны правопорядка и охраняемых правом интересов, могут быть отнесены к карательной деятельности государства. Уголовная ответственность, выраженная в форме наказания, всегда выступает в качестве средства защиты общества от преступных посягательств и предупреждения новых правонарушений. На такое назначение наказания указывал итальянский криминолог Ч. Беккариа еще в середине 19-го столетия. Он писал, что цель наказания заключается не в истязании и мучении человека и не в том, чтобы сделать несуществующим уже совершенное преступление, цель наказания заключается в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу и удержать других от совершения того же.
И ранее, и на современном этапе общественного развития наказание являлось и является одним из самых радикальных видов государственного принуждения и в силу этого призвано играть существенную роль в деле борьбы с преступностью. Поэтому правильное определение сущности наказания, содержания его целей, совершенствование системы наказаний и практики их исполнения, с учетом социальной роли преобразований, является одной из актуальных задач современной правовой науки. Эта задача особенно важна и в связи с проводимой ныне реформой правовой системы государства, совершенствованием уголовного, уголовно-исполнительного законодательства и всех других отраслей права, регулирующих и обеспечивающих неприкосновенность нормальных общественных отношений.
С позиции законодателя, наказание в современном понимании - это мера государственного принуждения, которая состоит в лишении или частичном ограничении прав и свобод осужденного. Это положение прямо закреплено ч. 1 ст. 43 УК РФ. Назначая лицу меру наказания, суд тем самым осуждает его, дает ему самому и совершенным им деяниям отрицательную морально-политическую и правовую оценку на основе и во исполнение закона.
Кроме того, и это очень важно, наказывая, суд предметно предупреждает виновное лицо и иных лиц о необходимости правопослушного поведения под угрозой возможного нового наказания при нарушении воздержания от совершения преступлений. В этом выражается профилактическая суть самого содержания уголовного наказания.
Как самая острая форма юридического государственного принуждения, наказание заключается в предусмотренных УК РФ лишениях или ограничениях прав и свобод осужденного, что, в свою очередь, означает принудительное причинение ему страданий, ущемлений, стеснений морального, физического и имущественного характера. Такой подход к юридической природе уголовного наказания полностью отвечает требованиям ст. 28 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой каждый член общества может быть подвергнут ограничениям, установленным законом, в целях обеспечения должного признания и уважения прав других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Следовательно, уголовное наказание не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.
Проводимые правовые корректировки предопределили многочисленные дискуссии среди ученых-правоведов по проблеме сущности наказания и его исполнения в условиях формирующегося правового государства. В УК 1960 г. закреплялось, что наказание является не только карой за совершенное преступление, но вместе с тем имеет целью исправление и перевоспитание осужденных, а также предупреждение совершения новых преступлений (ст. 20). Указанная формулировка отражала бытовавшее в то время в литературе доктринальное представление о том, что по своей сущности уголовное наказание есть "целенаправленная кара", а все остальные цели имеют вспомогательный и дополнительный характер.
В ходе научных дискуссий такая позиция подвергалась основательной критике. Отмечалось, что карательный подход к исполнению наказания был логичным и естественным следствием и оправданием тоталитарной системы, ориентированной на подавление личности. Фактически в стране сложилась "чрезвычайная пенитенциарная система, характерная для военного времени и тоталитарных режимов, явно не рассчитанная на кропотливую гуманную работу по исправлению и перевоспитанию осужденных" . А если проанализировать с таких позиций некоторые известные исторические периоды, то можно сделать вывод о том, что в эти периоды (годы репрессий) вся страна представляла собой целостную пенитенциарную систему.
В то же время критики карательного подхода справедливо утверждали, что противоестественно и неразумно превращать жизнь человека, попавшего за решетку или за колючую проволоку "зоны", в бесконечную кару, сосредоточивая всю ее "мощь" на этапе исполнения наказания. Как бы ни был виновен человек, государство и общество не вправе опускаться до частной мести и "карать", особенно после того, как суд счел возможным сохранить человека, совершившего преступление, для будущей нормальной жизни и вернуть после исправления в общество.
Несостоятельность утвердившегося подхода к проблемам исполнения наказания как к "карательно-воспитательному" процессу становится все более очевидной сейчас, когда определилась цель построения цивилизованного правового государства, когда речь идет о взаимной ответственности государства и граждан, когда права человека выходят на первый план.
В качестве варианта в перечень целей наказания действующего УИК предлагалось ввести (наряду с исправлением осужденных и предупреждением новых преступлений) и "кару за совершенные преступления". Однако это предложение не нашло своего отражения в законе. В существующей редакции УК РФ законодательно закреплено, что наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения новых преступлений.
Представляется, что такая формулировка целей наказания является более логичной и целесообразной, поскольку не выдвигает, как это было ранее, на первый план карательное воздействие, а вводит в Кодекс более широкое понятие - категорию "социальная справедливость". Это понятие, очевидно, может повлечь ряд конкретных правовых толкований - как восстановление нарушенного "порядка вещей", то есть каких-либо социальных отношений, как возмещение материального и морального ущерба и т.д. Исключает ли цель "восстановление социальной справедливости" применение кары из процесса наказания? Необходимо отметить, что кара не исключается, поскольку сам феномен карательного воздействия практически неустраним из процесса уголовного наказания.
Неслучайно в смысловом значении понятие "наказание" определяется через термин "кара", а в бытовом словоупотреблении эти понятия тождественны.
Наказание, по мнению профессора М.Д. Шаргородского, является карой, потому что:
1) назначается за совершенное деяние;
2) находится в соответствии с совершенным деянием;
3) является принуждением и причиняет страдания .
Наказание как причинение лишений, страданий - непроизвольное деяние, не субъективная незнающая пределов месть. Оно несет в себе объективное свойство воздаяния за совершенное зло. "Эквивалентное воздаяние издавна считалось одним из непременных требований справедливости, без него представлялось невозможным требовать от людей выполнения определенных норм поведения". Поэтому кара как своеобразное "эквивалентное возмездие" за совершенное деяние не противоречит принятой в УК РФ формулировке наказания.
В приведенном выше определении наказания необходимо отделить сущность от целей. По сути, наказание заключается в предусмотренных УК лишениях и ограничениях прав и свобод осужденного лица. В этом выражается его карательное свойство. Реализация же наказания состоит в обеспечении уполномоченными органами (учреждениями) карательного воздействия на осужденного для достижения триединой цели - восстановления социальной справедливости, исправления осужденного, предупреждения новых преступлений.
Реализация кары (лишения, ограничения прав и свобод осужденного) играет важную роль в осуществлении приговора суда - она присуща всем видам наказаний, определенных в обвинительном приговоре. Однако ее объем зависит от конкретного вида наказания. Например, лишение гражданина одного из субъективных прав - свободы - влечет за собой ограничение либо лишение целой совокупности наиболее значимых для лица социальных ценностей и благ - свободы передвижения, выбора и свободы общения, социальных связей, возможности распоряжаться многими важными для него субъективными правами. Поэтому изоляция от общества должна рассматриваться как целый комплекс правовых ограничений, поскольку лишение или сокращение объема прав обусловлено именно изоляцией.
При исполнении же исправительных работ карательное воздействие, как правило, выражается в ограничении определенного объема трудовых прав и возможностей осужденного и удержании заработка (дохода) в размере, установленном приговором суда (ст. 40 УИК РФ).
При осуждении к уголовному наказанию в виде запрещения занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью карательное воздействие состоит в освобождении осужденного от должности и лишении его права занимать определенные должности или заниматься определенными видами профессиональной деятельности - врачебной, педагогической, организаторской и т.п. (ст. 33 УИК РФ).
Другие виды наказаний тоже содержат в себе специфические уголовно-правовые лишения или ограничения прав и свобод осужденного.
Гуманное отношение к преступнику определяется не столько видами уголовных наказаний, сколько его целями. Именно цели во многом предопределяют содержание уголовно-исполнительного законодательства, а значит, и порядок, и реализацию наказания.
Порядок (режим) исполнения наказания многофункционален по своей направленности. Именно он обеспечивает карательное воздействие на осужденных, а также выступает в качестве одного из основных средств их направления (ч. 2 ст. 9 УИК РФ) и одновременно создает правовые предпосылки для успешного применения иных средств воспитательного воздействия. Как подчеркивается в Пакте о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 10), "пенитенциарной системой предусматривается режим для заключенных, существенной целью которого является их исправление".
Заключение
Предметом уголовно-исполнительного права являются регулируемые этим правом общественные отношения, возникающие в процессе исполнения уголовных наказаний, т.е. уголовно-исполнительные правоотношения. Эти отношения специфичны по своему содержанию и не регулируются нормами других отраслей права.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что исполнение наказания - не только правовая, но и психологическая категория, поскольку оно ставит перед собой задачу исправления осужденных. Его воспитательная направленность обусловливает психолого-педагогическое содержание отдельных норм уголовно-исполнительного законодательства. В силу этого в нормах права ограничительного характера находят выражение и преломление многие принципы психолого-педагогического воздействия.
Под исполнением уголовного наказания следует понимать урегулированный нормами уголовно-исполнительного права порядок реализации уголовно-правовой кары - комплекса ограничений прав и свобод осужденного, а также порядок применения к нему исправительных и профилактических мер в процессе достижения определенных законом целей исполнения наказаний.
Список использованной литературы
1. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 13 января 1997 г. № 2. ст. 198.
2. Зубков А. И. Уголовно-исполнительное право М.: НОРМА: ИНФРА-М. 2011. 224с
3. Игнатьев А. А. Уголовно-исполнительное право М.: Новый Юристъ. 2011. 304с.
4. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.В.Степашина. М.: Юристъ, 2011.
5. Михлин А.С. Уголовно-исполнительное право М.: Юриспруденция, 2011. 363с.
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2001.
7. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Часть общая. Т. 2. Тула, 2011. Ст. 192.
8. Шаргородский М.Д. Курс уголовного права. Часть Общая. М., 2010. Т. 2.
9. Шумихин В.Г., Ротков С.А. Реформа уголовно-исполнительного законодательства в условиях перехода к рыночной экономике // Государство и право. 2008. N 7.

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
7 гостей
Проверить тИЦ и PR