Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow ЕГЭ arrow Преподавание arrow Конспект урока по русскому языку «Сочинение-рассуждение»

Конспект урока по русскому языку «Сочинение-рассуждение»

ЕГЭ - Преподавание
Конспект урока по русскому языку «Сочинение-рассуждение»
Урок Русский язык 11 «Б»
Программа государственная (базовый уровень). Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных школ.
Тема: «Структура сочинения – рассуждения на основе предложенного текста».
Цели:
а) подготовка старшеклассников к выпускному экзамену по русскому языку в форме централизованного тестирования (выполнению задания типа С, то есть комплексному анализу текста и написанию сочинения – рассуждения в форме рецензии, отзыва или эссе);
б) формирование понятия о важнейших ценностях человеческой личности: о любви и преданности к матери, об умении с достоинством относиться к низкому материальному положению родителей, об умении противостоять сверстникам для того, чтобы жить в ладу со своей совестью;
в) обучение интерпретации и рецензированию.
Задачи урока:
а) повторить материал об основных структурных звеньях сочинения – рассуждения и их роли в создаваемом тексте;
б) вспомнить возможные варианты вступления и заключения сочинения на основе предложенного текста.
7. Оборудование:
а) магнитофон;
б) музыкальные диски:
- Golden Hits Instrumental «Пан флейта»;
- Игорь Крутой «…без слов…» Часть 2;
- Paul Mauriat 2. Шедевры инструментальной музыки;
в) карточки - структурные звенья сочинения – рассуждения;
г) карточки - возможные варианты начала сочинения, размещенные на чистом полотне доски хаотично и повернутые к классу тыльной стороной вперемешку с карточками – структурными звеньями сочинения - рассуждения.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя:
На фоне музыки (Golden Hits Instrumental «Пан флейта») звучит стихотворение Андрея Белого «Священный рыцарь».
Я нарезал алмазным мечом
Себе полосы солнечных бликов.
Я броню из них сделал потом
И восстал среди криков.
Белых тучек нарвал средь лазури,
Приковал к мирозлатному шлему.
Пели ясные бури
Из пространств дорогую поэму.
В первые годы XX века в Москве возник кружок «аргонавтов», руководителем которого был поэт – символист Андрей Белый, автор замечательных строк, прозвучавших ранее. Подобно героям древнего мифа, путешествовавшим на корабле «АРГО» в мистическую страну Колхиду за золотым руном, и героя м стихов поэта, отправлявшимся «за солнцем», нам предстоит побывать в удивительной стране знаний, чтобы вооружиться броней, которая предостережет от любых испытаний итоговой аттестации.
Если правильно выберем курс, то, возможно, и у нас получится удивительная поэма.
2. Определение темы, целей урока учащимися (репродуктивно –аналитическая работа с карточкам).
Двое желающих приглашаются к доске и поочередно переворачивают карточки, комментируя роль, место в создаваемой работе, примерный объем каждого звена, специфику. Они высказывают предположения относительно темы и целей урока. В течение нескольких минут на доске выстраивается композиция сочинения – рассуждения. Учащиеся определяют цели урока, тему (записывают тему на доске).
3. Знакомство с текстом М.Агеева (читает учитель).
- Курс определен, тогда в путь. Внимательно прослушайте текст М. Агеева и попробуйте определить тему, сформулировать основную проблему и догадаться о том, в чем пытается убедить читателей автор данной статьи.
Тогда, когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор, на нижней площадке лестницы я увидел мать,…тогда только вспомнил про конверт и про то, что она, видно, не стерпела и принесла его с собой.
Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубенке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики (ей было тогда уже 57лет), и с заметным волнением, как-то еще более усиливающим ее жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, из которых некоторые, смеясь, на нее оглядывались и что-то друг другу говорили.
Приблизившись, я хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой, но не веселой улыбкой, позвала меня – и я, хоть мне было и ужас как стыдно перед товарищами, подошел к ней.
- Вадичка, мальчик, - старчески глухо заговорила она, протягивая мне конверт и желтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, касаясь пуговицы моей шинели, - ты забыл деньги, мальчик, и я думаю – испугается, так вот – принесла.
Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причиненный мне позор, я ненавидящим шепотом возразил, что нежности телячьи нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.
Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно, - я же, сбежав по уже опустевшей лестнице, …хоть и оглянулся и посмотрел на мать, однако сделал это не потому вовсе, что мне стало мне ее сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется. Мать все также стояла на площадке и, печально склонив свою голову, смотрела мне вслед. Заметив, что я смотрю на нее, она помахала мне рукой и конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только еще больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.
На дворе ко мне подошли несколько товарищей, и один спросил, - что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал, - я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.
Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбив-шись, словно стараясь стать еще меньше, быстро, как только могла, стукая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к воротам, - я почувствовал, что у меня болит за нее сердце.
Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.
4. Аналитическая работа с текстом.
- О чем этот текст? Как бы вы определили его тему?
* о материнской любви и заботе;
* о бедности и отношении к ней;
* о предательстве, о малодушии.
- Попробуйте сформулировать основные проблемы текста.
* отношение детей – подростков к постаревшим родителям;
* о ценностях в жизни любого человека (подлинных и мнимых) – успех у товарищей дороже любви к матери;
* предательство, отречение от матери;
* проблема материнской любви.
- В чем же хочет убедить своих читателей автор? Попробуйте сформулировать авторскую позицию.
* сын стесняется своей матери, хотя понимает, что она беззаветно любит его;
* сыну недостает мужества с достоинством относиться к своему материальному положению;
* мать любит своего сына преданной и жертвенной любовью;
* внешний успех у приятелей важнее истинного чувства к матери;
* материнская любовь – истинная ценность;
* герой рассказа – малодушный человек, зависимый от мнения окружаю-щих.
- Какой вариант вступления, по – вашему мнению, является самым подходя-щим к данному тексту?
* через вопрос темы;
* собственное мнение автора сочинения-рассуждения;
* лирическое размышление.
- Как, на ваш взгляд, можно завер-шить творческую работу по тексту М. Агеева?
* выразить надежду на то, что дети более нежно и заботливо будут относиться к своим родителям, не малодушничая и не завися от мнения окружающих.
5. Творческая работа в группах.
А теперь поработаем в группах:
1 -ый вариант придумывает вступление к сочинению,
2 - ой – формулирует и комментирует одну из проблем, поднятых в тексте М.Агеевым,
3 - ий – определяет авторскую позицию,
4 - ый – излагает собственное мнение, аргументируя, опираясь на жизненный или читательский опыт,
5 - ый - рассуждает об актуальности проблемы,
6 - ой – придумывает возможное заключение к сочинению.
Свои размышления запишите в тетрадь.
Звучит тихая, спокойная музыка (Игорь Крутой «…без слов…» Часть 2.)
В течение нескольких минут ребята выполняют предложенное учителем задание.
6. Прослушивание коллектив-ной творческой работы.
Один учащийся ( по просьбе учителя) каждого варианта поочередно прочитывает созданный текст. Остальные внимательно слушают получившееся сочинение, фиксируя в тетради как достоинства коллективного творчества, так и недостатки.
7. Беседа с элементами анализа коллективной работы.
- Что, на ваш взгляд, было наиболее удачным в получившемся сочинении?
* логичность, последовательность;
* каждое звено композиции сочинения – рассуждения отражено в работе класса;
* краткость, лаконичность.
- А что следовало бы подкорректировать?
Учащиеся высказывают свое видение недостатков получившегося сочине-ния.
8. Формулирование вывода по уроку учащимися.
- Чему был посвящен сегодняшний урок?
- Каковы результаты нашей работы?
* в очередной раз анализировался текст для того, чтобы в период итоговой аттестации в форме ЕГЭ удачно написать сочинение, избежав распространенных ошибок;
*статья Агеева заставила задуматься о том, что обижая самых дорогих и любящих нас людей, мы порой не придаем этому серьезного значения, глубоко ранив их сердце, обрекая на страдания.
9. Аналитическая работа учащихся по созданию эпиграфа урока.
Тихо звучит мелодия - Paul Mauriat 2. Шедевры инструментальной музыки
- Дорогие ребята, вы самостоятельно определили тему и цели урока, определили важность каждого звена композиции сочинения – рассуждения, а теперь попробуйте предложить эпиграф к уроку, обосновав свою точку зрения.
* Считаю, что в качестве эпиграфа могут быть использованы стихотворные тексты поэтов – символистов. Ведь за каждой их строкой сокрыто множество смыслов. Сегодня на уроке мы создавали коллективное сочинение-рассуждение, то есть - творили. Думаю, что стихотворение Валерия Брюсова «Творчество» вполне обоснованно можно было использовать в качестве эпиграфа.
Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко – звучной тишине.
Входит месяц обнаженный
При лазоревой луне…
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
* Удивительно красивое стихотворение Андрея Белого «Священный ры-царь» также может послужить эпиграфом к сегодняшнему уроку. Наша совместная работа получилась, как мне кажется, стройной, логичной и очень интересной. Ее вполне можно сравнить с «дорогой поэмой» « из пространств» А.Белого.
10. Домашнее задание: написать сочинение по тексту М.Агеева, учитывая те рекомендации и замечания, которые прозвучали сегодня на уроке.
11. Оценки за работу на уроке:
* за правильный и основательный комментарий темы, проблем, авторской позиции;
* за яркие примеры в подтверждение собственного мнения и т.д.

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR