Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта сайта
Главная arrow ЕГЭ arrow Преподавание arrow Методы формирования учебно-языковых умений - упражнений

Методы формирования учебно-языковых умений - упражнений

ЕГЭ - Преподавание

Методы формирования учебно-языковых умений - упражнений

Все три типа учебно-языковых умений своеобразно преломляются в методиках изучения школьных разделов науки о языке, и для их формирования выработаны специфические методы, называемые в нашей науке упражнениями.

Фонетические упражнения формируют ряд фонетических умений:

- различение звуков в словах: определите по слуху, какие гласные звуки произносятся в корнях слов (например, вода и воды; земля и земли; часы и часики); согласные в корнях слов (например, луг и луга; сторож и сторожить);

- смыслоразличительная роль звуков: назовите звуки, которые различают данные слова (например, лук и люк; миновать и линовать; лимон и лиман); определите, что различает данные слова (например, лот и тол; мода и дома; спор и спорт; школа и день);

- деление слова на слоги: произнесите слова по слогам; запишите слова, деля их горизонтальной черточкой на слоги;

- постановка ударения в словах: произнесите слово, выделяя в нем голосом ударный слог; при списывании поставьте ударения в словах; запишите слова под диктовку, расставляя в них ударения; измените слово так, чтобы ударение было на другом слоге (например, лиса, а мн. число?); подберите к словам с безударной приставкой слова с той же приставкой, но ударной; подберите однокоренные слова с ударными и безударными корнями;

- группировка слов с определенными звуками: спишите, распределяя слова так: в один столбик с ударным корнем (суффиксом и т.д.), а в другой - с безударным; в один столбик запишите слова с твердыми согласными на конце слова, а в другой - с мягкими и т.д.;

- определение звукового состава слова: произнесите звуки в данных словах; произведите фонетический разбор слова.

Фонетико-графические упражнения служат для различения детьми звуков и букв. Для этой цели используются такие упражнения:

- обозначьте звуки (в произносимом слове) буквами;

- определите звуковое значение выделенных букв (или указанных учителем);

- расположите слова по алфавиту;

- подчеркните буквы, не совпадающие со звуками.

Лексико-фразеологические упражнения готовят учащихся к обогащению словарного запаса, поэтому при изучении лексики и фразеологии необходима работа со словарями; решению этих задач служат следующие упражнения:

- укажите (назовите, подчеркните), например, многозначные слова (диалектные слова, фразеологизмы и т.д.);

- подберите синонимы (антонимы, фразеологизмы и т.д.) к данному слову;

- найдите в толковом словаре диалектные (профессиональные и т.д.) слова, фразеологизмы;

- определите значение, в котором употреблено выделенное (указанное учителем) слово;

- составьте словарную статью такого-то слова (по его контекстам);

- составьте предложения с указанным значением данного слова;

- найдите лексическую (фразеологическую) ошибку в данном предложении.

В совокупности эти упражнения формируют у школьников умение пользоваться лексическими и фразеологическими знаниями.

Морфемные упражнения развивают у учащихся умение определять структуру слова. Для этих целей используются такие упражнения:

- найдите (укажите, подчеркните, выпишите) слова, имеющие приставки и т.д. (или такую-то структуру);

- обозначьте условными знаками части слова;

- подберите слова с такими-то суффиксами и т.д. (или с такой-то структурой);

- выполните графический диктант (запись не слóва, а его схемы: вместо домик);

- сгруппируйте слова по наличию в них разных приставок (суффиксов, окончаний и т.д.);

- заполните таблицу, используя данные примеры;

- разберите слова по составу;

- определите, в каком из слов приставка (суффикс и т.д.) не выделяется.

Словообразовательные упражнения развивают у школьников умение устанавливать структурно-семантические связи и определять способ образования искомого слова. Используются следующие виды упражнений:

- определите, от какого слова и с помощью чего образовано данное слово;

- составьте цепочку однокоренных слов (в порядке их образования);

- определите способ образования слова;

- подберите однокоренные слова к данному слову.

Эти упражнения имеют громадное значение для формирования на их основе орфографических умений и навыков.

Морфологические упражнения закрепляют знания, полученные детьми по морфологии, и служат основой формирования как орфографических, так и пунктуационных умений и навыков. С этой целью используются следующие упражнения:

- опознание части речи, того или иного разряда этой части речи;

- подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи;

- постановка слова в указанной форме;

- составление парадигмы слова;

- разграничение омонимичных слов, относящихся к разным частям речи;

- группировка слов по частям речи, их разрядам;

- составление таблиц и заполнение готовых таблиц данными примерами;

- полный или частичный морфологический разбор слова.

Синтаксические упражнения включают в себя работу как по анализу синтаксических явлений, так и по их употреблению в речи учащихся, а для этого используются такие упражнения:

- отграничение одних синтаксических структур от других;

- определение структуры данной синтаксической единицы;

- нахождение в предложениях тех или иных структурных частей;

- составление схем предложений;

- составление предложений по схемам;

- составление предложений указанной структуры;

- полный или частичный синтаксический разбор словосочетаний и предложений разных структур.

Выполнение синтаксических упражнений готовит школьников к овладению пунктуацией, а также рядом коммуникативных умений.

Работа над лингвистическими понятиями продолжается при изучении других тем. Закреплению знаний и учебно-языковых умений служат дополнительные задания к упражнениям учебников. Если они регулярно выполняются, то знания учащихся поддерживаются на нужном уровне.

Литература

Хрестоматия по методике русского языка. Методы обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях / Автор-сост. М.Р. Львов. - М., 1996.

Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. - М., 1988.

Купалова А.Ю. Словосочетание и предложение в школьном курсе синтаксиса. - М., 1974.

Озерская В.П. Изучение морфологии на синтаксической основе. - М., 1989.

Палей И.Р. Очерки по методике русского языка. - М., 1965.

Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. - М., 1973.

 

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
10 гостей
Проверить тИЦ и PR