Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow ЕГЭ arrow Преподавание arrow Открытый урок по литературе «А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Открытый урок по литературе «А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

ЕГЭ - Преподавание

 Открытый урок по литературе «А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Тема урока: «А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Обучение аналитическому чтению.

Цели урока: знакомство с историей рождения пушкинской сказки и её содержанием, обучение аналитическому чтению художественного произведения; развитие устной связной речи; воспитание любви к искусству слова.

Ход урока:

Проверка домашнего задания. Чтение «Пролога» наизусть.

Сообщение темы и цели урока.

Повторение:

-   Что вы можете рассказать об интересе Пушкина к фольклору?
-  Вспомните известные пушкинские сказки и расскажите, почему поэт любил этот жанр устного народного творчества?

Словарная работа. Аналитическое чтение сказки.

Задание 1:
- Найдите в Толковом словаре значение слова черный. Укажите, какое значение имеет это слово в следующих строках:

Она, черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку,    
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав её, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.

Задание 2:
Составить несколько предложений со словом черный. Покажите в своих примерах разные значения этого слова.

Задание 3:

Какое значение имеют следующие слова с корнем – черн-: Чернавка, черница, чернорабочий, черника, черновик?

Задание 4: Определите значение слова глубокий в следующих предложениях:

Месяц, месяц, мой дружок!

Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя…

– Постой,-

Отвечает ветер буйный,-
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора…

Задание 5:  Какое значение имеет слово положила в следующих предложениях? В каком значении оно устарело и в современном русском языке не употребляется?

Царица злая,

Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить…

сотворив обряд печальный,

вот они во гроб хрустальный
труп царевны молодой
положили – и толпой
понесли в пустую гору…

Задание 6:   К выделенному слову из данной фразы подберите синонимы из предложений:
Фраза: «Не кручинься же…»
Предложения:

И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.

Ясный месяц продолжал:

«Погоди, об ней, быть может,
Месяц знает,
Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай»

Елисей, не унывая,

К ветру кинулся, взывая…

Задание 7:  Выделенные слова замените такими, которые произносятся в современном русском языке.

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился

Издалече наконец

Воротился царь-отец.

Коль старушка, будь нам мать,

      Так и будем величать.

Выразительное чтение вслух.

- Прочитайте IV главу сказки.
- Найдите обращения. Какими глаголами и прилагательными характеризует автор силы природы, к которым обращается королевич как к живым существам?

Беседа.

 - Какие герои и эпизоды сказки понравились вам более всего?
- Мотивы каких народных сказок вы вспомнили, читая сказку Пушкина?
- Выигрывает ли повествование благодаря стихотворной форме изложения?

Домашнее задание.

 Выделить основные части сказки и озаглавить их; желающим нарисовать иллюстрации к сказке.

 Открытый урок русского языка в 5 классе. Тема: «Повторение изученного в начальной школе»

Цель: проверить умение владения навыком графического выделения орфограммы, определение морфологических признаков самостоятельных частей речи, отличие их от служебных частей речи.

Ход урока:

I.        Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.

Орфоэпический диктант с взаимопроверкой.

- Расставьте ударения в данных словах.
             /              /                     /                /                /              /
Алфавит, документ, библиотека, магазин, километр, шофер,
           /        /
 звонит, хвоя.

Продолжаем заполнять «Словарь корней»

-Подберите слова с данным корнем. Составьте с любым из полученных слов предложение, запишите его, выделите корень и подчеркните «ошибкоопасное» место.

- тряс-: тряска, трясина, трясет, землетрясение.

- А как мы называем слова с одним и тем же корнем? (однокоренные)
- Все ли слова с одним и тем же корнем мы называем однокоренными?

«Третье лишнее».

- Найдите «третье лишнее» слово, выпишите его, обоснуйте свой ответ.

Горе, горный, гора;

Вода, провод, водный;

Коса, коснуться, косилка.

Вывод: корни совпадают по звучанию, но разные по лексическому значению. Слова с подобными корнями не являются однокоренными.

Фронтальный опрос с сигнальными карточками.(«да – нет» по частям речи и их морфологическим признакам)

- Если согласны с утверждением, то карточка «да», если не согласны – «нет».

Имя существительное – часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы: кто? что?

Глагол – часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

В русском языке 3 спряжения глагола.

Спряжение – это изменение по лицам и числам.

Прилагательное обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: какой? чей?

Существительные спрягаются.

Существительные относятся к мужскому, женскому, среднему роду.

Цифровой диктант.(определить имя существительное)

- Какая часть речи в русском языке является самой частотной?
1. храбрость            6. занятие
2. грустно                7. сказочными
3. ненавидеть          8. читал
4. дремота                9. резьба
5. чудесно               10. богаче
код: 1, 4, 6, 9

Работа с текстом (читает учитель-текст спроецирован на доску)

Дельфинья дружба.
   По неизвес…ным причинам дельфины иногда сами выбрасываю(т,ть)ся на берег. Рыбаки говорят, что они увлекаются погоней (за)рыбой и садя(т,ть)ся на мель. Дельфины погибнут, если им не помогут люди.
    Самое т..желое препятствие для спасения дельфина – дельфин..я дружба. Если вы станете относить их в воду, то у вас ничего (не)получится. Дельфин вернется и снова выбр..сится на мель, если услышит крики своих  товарищей.. Он бросится к ним на помощ(?). Товарища в беде дельфин никогда (не)оставит.

- Что такое текст?
- Можно ли данную запись назвать текстом?
- Определите тему текста.
- Какова основная мысль? Что хотел автор подчеркнуть данным текстом?
- Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначьте орфограмму.
- Выпишите выделенное предложение и выполните его синтаксический разбор.

Дифференцированная работа с текстом:

1 ряд – выписать 5 глаголов, выделить окончание. Определить спряжение
2 ряд – выписать 5 существительных, определить склонение.
3 ряд – выписать прилагательные, определить род, число. Падеж
для всех- морфемный разбор:

неизвестным2, выбросится2, рыбкой2

Вывод:  сегодня на уроке мы закрепили и обобщили знания, полученные вами за курс начальной школы.

Записать отрывок из любой сказки или рассказа, обозначить все известные вам части речи.
 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
13 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR