Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow ЕГЭ arrow Преподавание arrow Открытый урок по литературе «Горе от ума» и его творец. История создания комедии»

Открытый урок по литературе «Горе от ума» и его творец. История создания комедии»

ЕГЭ - Преподавание

Открытый урок по литературе «Горе от ума» и его творец.  История создания комедии»

 Цель урока:

u     закрепить знания о личности А.С.Грибоедова ;

u     проследить историю создания комедии «Горе от ума»;

u     начать знакомство со своеобразием комедии А.С.Грибоедова – в сравнении с традициями классицизма.

u     пробудить интерес к личности А.С.Грибоедова и желание самостоятельно изучать его жизнь и творчество.

Оборудование:

§        портрет А.С.Грибоедова работы И. Крамского (1871);

§        портрет А.С.Грибоедова В.И.Мошков, акварель, 1828г.

§        иллюстрации:

                    титульный лист первого издания комедии;

                    персонажи комедии в изображении Н.Кузьмина,

§        «Вальс А.С.Грибоедова».

§        Диск «Уроки литературы Кирилла и Мефодия» 9класс.

§        Диск «Литература. Программа БЭНП»

Ход урока.

 I. Вступительное слово учителя.

 Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с выдающимся человеком XIX века,  именем которого открывается одна из самых блистательных страниц в истории русской литературы. Гениальный поэт и глубокий мыслитель А.С. Грибоедов оставил неизгладимый след в развитии нашей национальной культуры. Судьба Грибоедова трагична, прекрасна, таинственна. Так, например, достоверно неизвестно, в каком году он родился. Да и погиб поэт при загадочных обстоятельствах. Об этом мы говорили с вами на предыдущих уроках. А насколько прочно вы усвоили эти знания, мы проверим, выполнив тест.

II. Проверка знаний, полученных на предыдущем уроке и в ходе подготовки домашнего задания .

Один ученик работает с компьютером, для работы используется диск «Уроки литературы Кирилла и Мефодия» 9 класс. Остальные ученики выполняют тест на листочках, которые потом сдаются.

III. Работа с оборудованием урока.

Учитель.  Можем мы определённо ответить, кем же был Грибоедов: драматургом? военным? дипломатом? музыкантом? политиком? может быть, всем вместе?

Неопровержимо  одно, Грибоедов был образованным человеком. Он владел несколькими европейскими языками, изучал древние и восточные языки, много читал, занимался музыкой, причём, ни только был тонким знатоком музыкальных произведений, но и сам сочинял. До нас дошли два вальса Грибоедова, один из которых, в исполнении  мы сей час и послушаем.

(Звучит «Вальс Грибоедова»).

Учитель. После такой замечательной музыки, хочется обратиться к портретам этого удивительного человека: каким он был?

 (Слайд «Портреты Грибоедова»).

Учитель. Если внимательно всмотреться в портреты, может невольно прийти мысль: а не разные ли это люди? «Повторяется только одно - очки».

На акварели Машкова – тонкогубый, задумчивый человек, с аккуратно зачёсанными вперёд височками, с каким-то растерянным выражением лица

А Крамской  в 1871 году изобразил Грибоедова иным. Мы видим высокий, гладкий лоб спокойного мыслителя, чёрные густые брови, оттеняющие мраморную бледность лица, взгляд сквозь очки, тонкие губы, язвительно сжатые в полуусмешке… холодный лик…

А каким он был на самом деле? Каким его видели современники?

  IV.  Ответы подготовленных учащихся:

«Грибоедов был хорошего роста, довольно интересной наружности, брюнет с живым румянцем и выразительной физиономией, с твердой речью» (В. Андреев) «Кровь сердца всегда играла на его лице» (А. Бестужев).

…ты ясен был…

  Твои светлее были очи                      

 Чем среди стихов и забав

  В чертогах суеты и шума

Где свой покров нередко дума

Бросала на чело твое,

Где ты прикрыть желая ей

Улыбкой, шуткой, разговором…

                      (Кюхельбекер).

Актер Каратыгин вспоминает: «Он был скромен и снисходителен в кругу друзей, но сильно вспыльчив, заносчив и раздражителен, когда встречал людей не по душе. Тут он готов был придираться к ним из пустяков, и горе тому, кто попадался к нему на зубок, потому что сарказмы его были неотразимы».

И снова вспоминает Бестужев: «Он не мог и не хотел скрывать ни насмешки над подслащенною и самодовольною глупостью, ни презрения  к низкой изыскательности, ни негодования при виде счастливого порока. Никто не похвалится его лестью, никто не дерзнет сказать, будто слышал от него неправду. Он мог сам обманываться, но обманывать – никогда».

 V. Переход к новой теме.

а) Учитель. Вот таким видели и знали необычайно одарённого человека его современники. Мы уже говорили, что судьба его была загадочна и трагична. И если она вас заинтересовала, вы можете прочитать очень интересную книгу о жизни Грибоедова. (Демонстрируется книга Ю.И.Тынянова «Смерть Визир-Мухтара».- Л.: Художественная литература, 1975г.).

А сегодня мы начнём знакомство  с гениальным и бессмертным творением А.С.Грибоедова «Горе от ума». (Записывается тема урока).

б) сообщение цели урока:

- проследить историю создания комедии;

- начать знакомство со своеобразием комедии А.С.Грибоедова – в сравнении с традициями классицизма.

 VI. Новая тема.

а) Работа с понятиями.

Учитель: Мы говорим, Грибоедов создал бессмертное драматическое произведение, давайте вспомним, что собою представляют драматические произведения? чем  они отличаются от других жанров?

(Ответ подготовленного ученика.)

Драматические произведения отличаются от лирики и эпоса прежде всего тем, что предназначены для исполнения на сцене. Их содержание составляют речи, разговоры действующих лиц в форме диалога и монолога. Речи действующих лиц сопровождаются ремарками, т.е. авторскими указаниями об обстановке действия, о внутреннем состоянии героев, их мимике и жестах. Кроме того, искусство слова дополняется режиссерской трактовкой драматического произведения, актерской игрой: мы слышим героев, видим.их действия, являемся свидетелями протекающей на наших глазах жизни персонажей драмы. Сценическая обстановка (декорации, костюмы, музыка..) усиливают впечатления от спектакля.

В драматическом произведении движение событий, столкновение и борьба противоположных сил, характеров протекают особенно остро и напряженно. В то же время сами события могут быть очень просты и обыкновенны, но каждое слово, каждое движение раскрывает характер персонажа, его побуждения, его общественное лицо, место в жизни.

·        Назовите основные виды драматических произведений. (Трагедия, драма, комедия).

·        Каковы отличительные признаки комедии? (В комедии осмеиваются те или иные стороны общественной жизни, отрицательные черты и свойства характеров людей) .

 Учитель. Грибоедов создал комедию. Какие стороны общественной жизни, отрицательные черты и свойства характеров людей  в ней осмеиваются, мы узнаем в ходе анализа произведения (на последующих уроках), а вот какова история её создания, нам расскажет…

в) Рассказ подготовленного ученика об истории создания комедии.

Лучший друг Грибоедова С. Н. Бегичев писал: «Известно мне, что план этой комедии был сделан у него еще в Петербурге в 1816 году и даже написаны были несколько сцен, но не знаю, в Персии или в Грузии Грибоедов во многом изменил их и уничтожил некоторых действующих лиц…»

В. В. Шнейдер, сокурсник Грибоедова по Московскому университету, говорил, что Грибоедов начал писать комедию еще в 1812 году. Такая точка зрения существует, хотя автору ее, в то время было более 70 лет, и возможно он что-то забыл или перепутал. Правда, учитывая необычайные способности Грибоедова, можно допустить, что 17-летний юноша способен был создать подобное произведение.

Существует и такая версия, что сюжет комедии приснился Грибоедову. Причем сам автор в письме из Тегерана от 17 ноября 1820 г. (адресат письма не известен) подтверждает ее: «…Когда же должно быть готово? – Через год, клятву дайте… И я дал ее с трепетом…Я пробудился…ночная стужа развеяла мое беспамятство, затеплила свечку в моей храмине, сажусь писать, и живо помню мое обещание; ВО СНЕ ДАНО, НА ЯВУ ИСПОЛНИТСЯ!»

Комедия была завершена к осени 1824 года. Сохранилась и 1-я (черновая) редакция пьесы, которая сейчас находится в Московском государственном историческом музее. Грибоедов очень хотел увидеть комедию в печати и на сцене, но на нее был наложен цензурный запрет. Единственное, что удалось сделать после долгих хлопот, это напечатать отрывки с цензурными правками. Впрочем, комедия дошла до читающей России в виде «описков». Успех был потрясающий: « Грому, шуму, восхищению, любопытству нет конца» (из письма Бегичеву, июнь 1824 год).

  Только после смерти автора комедия появилась на профессиональной сцене. Первое отдельное издание «Горя от ума» вышло в Москве в 1833 году (с цензурными купюрами). Первоначальное название комедии было «Горе уму». Затем автор меняет его на «Горе от ума».

Настоящему уму горе причинить нельзя, а вот от ума горе быть очень даже может.

Сюжетную основу произведения составляет драматический конфликт, бурное столкновение умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его дворянской средой. В итоге «Горе от собственного ума» полной мерой испил сам герой. «Горе от ума» замыкает первый период литературной деятельности Грибоедова.

В дальнейшем для него наступает пора напряженных творческих исканий. На расспросы и пожелания друзей он отвечал: «…комедии больше не напишу, веселость моя исчезла, а без веселости нет хорошей комедии».

б) Словарная работа.

  .§        Цензура – система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации.

§        Диалог- разговор двух и более персонажей.

§        Монолог – речь, рассказ, выражение мысли от первого лица.

Учитель. А теперь обратимся к изученному ранее литературному направлению – классицизму. (Программа БЭНП, теория литературы, анимация, классицизм).

·        Как видим, здесь отмечен один из основных принципов классицистической комедии,  какой? (Принцип единства места, времени и действия).

·        Вспомните, что это значит?

·        Какие ещё правила классицистической драмы вы знаете?

Дома вы читали комедию Грибоедова, посмотрим, какие из этих законов сохранены в «Горе от ума», а какие нарушены.

·        Сохраняется единство времени? (Да, действие укладывается в рамки одного дня).

·        Сохраняется ли единство места? (Да, события развиваются в доме Фамусова).

·        А единство действия сохранено? (Нет, в пьесе уже не один конфликт).

Учитель. Совершенно верно, автор в комедии касается множества серьёзных вопросов общественного быта, морали, культуры. Он говорит о положении народа, о крепостничестве, о дальнейшей судьбе России, русской культуры, о свободе и независимости человеческой личности, об общественном признании человека и его гражданском долге, о силе человеческого разума, о задачах, путях и средствах просвещения и воспитания и т.д.

·        Соблюдается ли в комедии композиционный принцип?

·        (Да, в пьесе 4 действия: в 3-кульминация, в 4 - развязка).

·        Какие ещё классицистические черты  можно отметить в комедии? (Любовный треугольник (их целых три), присутствие резонёра (выразителей авторской позиции в комедии двое – Чацкий и Лиза ), сохраняет автор и говорящие фамилии).

Учитель. Какие фамилии в комедии являются говорящим, какие ещё правила классицистической драмы сохранил Грибоедов и  в чем новаторство

комедии, мы будем говорить на следующих уроках.

 б) Работа с иллюстрациями к комедии (слайд).

 VII. Домашнее задание.

·        Проанализировать список действующих лиц, выделить говорящие фамилии, определив их значение.

·        Перечитать 1 и 2 действия пьесы;

·        Подумать над вопросом: где начинается завязка действия?

 VIII. Итог урока.

а) Учитель. Итак, сегодня мы начали знакомство с гениальной комедией «Горе от ума», по средствам которой Грибоедов внес неоценимый вклад в историю русской литературы. А чтобы подтвердить эти слова, прочитайте насколько высказываний современников Грибоедова.

б) (Слайд.) «Будущее оценит достойно сию комедию и поставит её среди первых творений народных». (А. Бестужев).

«Комедия произвела неописуемое действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с первыми нашими поэтами». (А.С. Пушкин).

в) «Горе от ума» - феномен, какого не видели мы от времён «Недоросли полна характеров, обрисованных смело и резко; живая картина московских нравов, душа в чувствованиях, ум и остроумие в речах, невиданная доселе беглость и природа разговорного языка в стихах. Всё это завлекает, поражает, приковывает внимание». (А. Бестужев).

г) Учитель. Сам Грибоедов говорил о своём детище так: «В моей комедии 25  глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противуречии с обществом его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих».

д) Выставление и комментирование оценок.

Литература:

1.     А.С.Грибоедов. «Горе от ума».

2.     А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Анализ текста. М., «Дрофа»2000г.

3.     И.В. Золотарёва, Н.В. Егорова «универсальные поурочные разработки по литературе».9 класс, М., «ВАКО»2007год.

4.     В.Г.Маранцман. Литература. Учебное пособие для 9 класса общеобразовательной школы.М.,Просвещение, 1994г.

 

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
5 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR