Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта сайта
Главная arrow ЕГЭ arrow Преподавание arrow Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Причастный оборот»

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Причастный оборот»

ЕГЭ - Преподавание

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме  «Причастный оборот»

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок-путешествие с использованием лингвистической сказки Технология: элементы игровой технологии

Цель: познакомить учащихся с понятием «причастный оборот» и с его синтаксическим синонимом — пред ложением с союзным словом «который»

Знать: опознавательные признаки причастного оборота

Уметь: видеть причастный оборот, правильно опреде лять его границы, заменять конструкции со словом «ко торый» причастным оборотом

Попутное повторение орфографии: непроверяемые глас ные

Оборудование: карточки, иллюстрации

Ход урока

1.        Вступительное слово учителя
Цель: объяснить учащимся цель урока

Учитель. Ребята, сегодня вы узнаете уди вительную историю о короле Котором и принцессе из царства Причастий. Мы по смотрим, как образуются причастия и при частные обороты, откроем для себя происхождение некоторых слов и даже попытаемся выступить в роли корректора и обнаружить ошибки в употреблении при частных оборотов.

2.        Актуализация

Цель: в занимательной форме показать взаимосвязь между предложениями с союзным словом «который» и предложе ниями с причастным оборотом

Учитель. В далёкой стране правил в давние времена ко роль Который. Он настолько был горд собою, что всем подданным строго-настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду. Даже придворных его звали весьма не-обычно (каждый ученик получает карточки):

 

Который изучает

 

Который рассказывает

 

Который читает

 

Который думает

 

Который смеётся

 

Который танцует

Но и те, кто оставили службу при дворе, не потеряли своих имен:

 

Который бросил

 

Который ускакал

 

Который убежал

 

Который ушёл

 

Который замолчал

 

Который устал

Невеселой была жизнь в королевстве, где каждый ребёнок был с рождения кото рый..., каждая крошка — которая..., каж дое дитя — которое... 

Солнце, которое всходило, цветы, ко торые расцветали, птицы, которые щебета ли, не радовали горожан, которые устали от капризов короля Которого.

И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий. Он говорил ей:

- Я король, который любит.

- Любящий, - поправляла она.

- Я тот, который восхищается вами.

- Восхищающийся, - вторила она.

- Годы, которые мне остались…

- Оставшиеся…

- Я хочу посвятить вам.

- Хорошо, - ответила принцесса, но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил, или веривший, тот, который знает, или знающий…

Представьте, как обрадовались подданные короля!

3.        Работа по образованию причастий

Цель: показать на примерах процесс образования причас тий

Учитель. Ребята, давайте посмотрим, что произошло с именами подданных короля Которого после вмеша тельства принцессы Причастие.

(Дети вписывают в карточки причастия (который изучает — изучающий, который рассказывает — рассказывающий, ко торый смеётся — смеющийся, который думает — думаю щий, который читает — читающий, который танцует — танцующий, который бросил — бросивший, который уска кал — ускакавший, который убежал — убежавший, который ушёл — ушедший, который замолчал — замолчавший, ко торый устал — уставший))

4.        Выполним упражнение

Цель: научить заменять сложные предложения простыми предложениями, осложнёнными причастными оборотами

Учитель. Конечно, король Который очень известен, но все же не так, как знаменитый Мавсол из Галикарнаса. Давайте познакомимся с этой удивительной ис торией и выполним упражнение.

(Каждый ученик получает карточку, можно предложить одну на парту)

Задание. Образуйте синонимичные конструкции с причастными оборотами

Образец. Галикарнасский мавзо лей, который был причислен к семи чудесам света, очень интересен. — Галикарнасский мавзолей, причис ленный к семи чудесам света, очень интересен.

Это ш…девр архитектуры, который был возведён в IV веке до нашей эры.

По некоторым свидетельствам, он был построен Артемисией, которая являлась родной сестрой и од новременно женой карийского царя Мавсола.

Памятник этот был сделан из чудесного мрамора, который светился в темноте.

На первом этаже, который представлял собой пря моугольное закрытое помещение, находилась по гребальная кам…ра.

На глухие стены второго этажа был поставлен храм, который был окружён колон…адой.

На многоступенчатой пир…миде размещалась мрамор ная кв…дрига, которой уп равляли те, чей прах поко ился внизу.

КВАДРИГА – двухколёсная колесница, запряжённая четырьмя лошадьми

Около двух тысяч лет с шестидеся тиметровой высоты царская чета обозревала город, который постепен но менялся у подножия м…взолея.

Подобные постройки, которые воз водились для знатных особ, стали называться м…взолеями.

Попробуйте обнаружить связь между «квадригой» и одной из геометрических фигур

5. Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонились вправо, влево 

И берёмся вновь за дело.

6.  Выполнение разноуровневых заданий

Цель: в занимательной форме познакомить с эти мологией некоторых слов, встретившихся в упражнении

Учитель. А теперь мы попробуем определить, откуда пришли в наш язык некоторые слова из выполненного упражнения. Каждый из вас может выбрать кар точку определенного уровня сложности, который соответствует оценке.

Уровень «3»

Закончите таблицу

Происхождение

Значение

Пример из текста

Французское

«труд, достойный мастера»

 

Греческое

«помещение со сводооб разным потолком»

 

Латинское

«деньги, пособие, срок выдачи пособия»

 

Греческое

«глыба, блестящий ка мень»

 

Старославянское

его происхождение связано со словом «порох»

 

Слова для справок: камера, эра, мрамор, шедевр, прах

Уровень «4»

Закончите таблицу, используя слова из упражнения

Происхождение

Значение

Пример из текста

Французское

«труд, достойный мастера»

 

Греческое

«помещение со сводооб разным потолком»

 

Латинское

«деньги, пособие, срок выдачи пособия»

 

Греческое

«глыба, блестящий ка мень»

 

Старославянское

его происхождение связано со словом «порох»

 

КЛЮЧ

Происхождение

Значение

Пример из текста

Французское

«труд, достойный мастера»

шедевр

Греческое

«помещение со сводооб разным потолком»

камера

Латинское

«деньги, пособие, срок выдачи пособия»

эра

Греческое

«глыба, блестящий ка мень»

мрамор

Старославянское

его происхождение связано со словом «порох»

прах

Уровень «5»

Соединительными линиями покажите соответствия

Французское

 

«помещение со сводооб разным потолком»

 

шедевр

Старославянское

 

«труд, достойный мастера»

 

эра

Греческое

 

«деньги, пособие, срок выдачи пособия»

 

прах

Греческое

 

его происхождение связано со словом «порох»

 

камера

Латинское

 

«глыба, блестящий ка мень»

 

мрамор

 

Французское

 

«помещение со сводооб разным потолком»

 

шедевр

Старославянское

 

«труд, достойный мастера»

 

эра

Греческое

 

«деньги, пособие, срок выдачи пособия»

 

прах

Греческое

 

его происхождение связано со словом «порох»

 

камера

Латинское

 

«глыба, блестящий ка мень»

 

мрамор

7. Работа по развитию речи

Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошиб ки, связанные с неправильным употреблением причастных оборотов

Учитель. Правильно употреблять причастные оборо ты в своей речи должен уметь каждый, но это не все гда удаётся. Обратимся к тетрадям по развитию речи и попробуем обнаружить и исправить грамматичес кие ошибки.

Исправьте грамматические ошибки

1. Знаменитая гробница Мавсола находилась в Малой Азии, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием.

(Подсказка: причастный оборот занимает неправильное положение по отношению к определяемому слову)

 КЛЮЧ

Знаменитая гробница Мавсола, потрясшая жителей древ него мира своими размерами и великолепием, находилась в Малой Азии.

2.        Мавсол, не доверявшийся персидским архитекто рам, объявил конкурс среди греческих зодчих, в котором победили Пифей и Сатир.

КЛЮЧ

Мавсол, не доверявший персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих, в котором победили Пифей и Сатир. 

3.        Особое внимание привлекала окружённая усыпаль ница 39 колоннами.

(Подсказка: определяемое слово не должно входить в при частный оборот)

КЛЮЧ

Особое внимание привлекала усыпальница, окруженная 39 колоннами.

8. Подведение итогов урока

Учитель. Сегодня мы приступили с вами к изучению одной из самых интересных тем в курсе русского языка. Мы узнали о тесной связи предложений с союз ным словом «который» и предложений с причастным оборотом. Мы попытались конструировать предложе ния с причастными оборотами и исправлять ошибки, связанные с неправильным употреблением этих кон струкций. В течение нашей своеобразной экскурсии во времени нам удалось познакомиться с происхождени ем некоторых слов. Вспомните их (дети называют сло ва).

9. Домашнее задание

Учитель. Человек, знающий возможности родного язы ка, — это волшебник, которому под силу совершать таинственные превращения. Давайте попробуем все вместе сочинить стихотворение по заданному началу.

Шарик, который летит, — летящий.

Снежок, который хрустит, — хрустящий.

Ручей, который журчит, — …

Речь, которая звучит, — …

Дома вы должны попытаться продолжить это сти хотворение.

Итак, урок окончен.

 

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
5 гостей
Проверить тИЦ и PR