Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
Главная arrow ЕГЭ arrow Преподавание arrow План-конспект урока литературы в 6 классе . Тема урока: Уроки доброты

План-конспект урока литературы в 6 классе . Тема урока: Уроки доброты

ЕГЭ - Преподавание

План-конспект урока литературы в 6 классе . Тема урока: Уроки доброты (по рассказу В.Астафьева «Конь с розовой гривой» и «Притче о Блудном сыне»

Цели урока:

*углубить понимание идейно-художественного богатства рассказа, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте

*Способствовать формированию исследовательской культуры личности

*Развивать речевую культуру учащихся

Задачи урока:

· Обучение анализу поступков героев через слова, действия (глаголы).

 · Формирование у школьников таких нравственных качеств как честность, доброта, долг.

 · Воспитание чувства сострадания и любви ко всему живому у учащихся, вызвать интерес к урокам литературы.

Форма: Урок - размышление на основе исследования

Оформление: портрет В.Астафьева, выставка его книг, рисунки учащихся

 Метод(ы): слово учителя, опрос, беседа, словарная работа, словесное рисование, инсценировка эпизода, сравнительный анализ произведений

Эпиграф к уроку: Добро спешите делать друг для друга! Нет ничего прекраснее добра!

Ход урока 1.Вступительное слово учителя. Определение цели урока.

Виктор Петрович Астафьев – известный талантливый писатель, наш современник. Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве, которое было удивительно прекрасной порой. Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер.

Наша с вами задача сегодня: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие уроки он несет.

2. Определение места и времени действия рассказа «Конь с розовой гривой».

- Прочитав рассказ, как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа «Конь с розовой гривой»?

: Действие происходит в одной из сибирских деревень на берегу Енисея в первые годы после Гражданской войны.

- Что это было за время?

 Как жилось людям? :

а) мать Вити утонула б) колхозы еще не создали – дед живет на заимке в) дядя Левонтий работает на батогах г) главной сладостью был обычный пряник д) дети Левонтия питались травой, луком 3.

 Словарная работа. * увал – пологий холм * туесок – берестяная корзина с крышкой * батого – длинные поленья * супротив – напротив * заполошная – суетливая * сенцы – передняя часть строения * наличники – накладная планка на дверном или оконном проеме * шуровать – беспокоить, приводить в действие * зариться – завидовать * заимка – земельный участок вдали от села, освоенный его владельцами * яр- крутой край оврага

1. Исследовательская групповая работа Группа

1 Перечитайте эпизод на странице 176 – 177 со слов «Вскоре братья Левонтьевы…» до слов «Ладно».

Выполните задания.

1.Озаглавьте отрывок. Выбор обоснуйте

2.Найдите слова, которые передают внутреннее состояние мальчика. Дайте оценку чувствам героя.

3.Какие риторические фигуры и с какой целью использовал автор в отрывке?

 4.Сделайте вывод, исходя из темы урока: каким качеством должен обладать человек, оказавшись в ситуации соблазна, провокации?

 Группа II Перечитайте эпизод на странице 178 – 180 со слов «Тихо…» до слов «про всё, про всё»

1.Озаглавьте отрывок. Выбор обоснуйте

2.Найдите слова, которые передают внутреннее состояние мальчика. Дайте оценку чувствам героя.

3.Найдите на стр. 179 и до конца странице просторечные слова. С какой целью употребляет их автор.

4 Сделайте вывод, исходя из темы урока: каким качеством должен обладать человек, чувствующий угрызения совести? Группа III

Перечитайте эпизод на странице 185 – 186 со слов «Я зарылся в половик…» до конца стр. 186

1.Озаглавьте отрывок. Выбор обоснуйте.

 2. Приведите примеры различных способов выражения внутреннего состояния героя - через описание окружающей среды (стр. 185 1 – 6 абзацы) - с помощью олицетворения - с помощью фразеологического оборота

 4. Сделайте вывод, исходя из темы урока: каким качеством должен обладать человек, чувствующий угрызения совести?

 3.Коллективная работа над эпизодом (стр. 182 – 183) Работа ведётся перед ответом 3 группы 1. Прочитайте отрывок, озаглавьте его. 2. Почему герой начинает жалеть себя? Чем опасна эта жалость? III Обобщение выводов ( по мере ответов демонстрация слайдов (файлов) Нравственные устои личности v Духовная стойкость v Своевременное признание ошибок v Требовательность к себе v Искреннее раскаяние, покаяние 4. Инсценировка сцены из рассказа. Беседа. - И вот мы знакомимся с главными героями рассказа. 1) Инсценировка № 1. Действующие лица: бабушка, внук. Бабушка: Наберешь туесок. Я поведу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник. Внук: Конем, баба? Бабушка: Конем, конем. Внук: Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые. Пряник можно засунуть под рубашку, бегаешь и слышишь, как конь лягает копытами, в голый живот. Холодея от ужаса – потерял – хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться, что тут он, конь-огонь! С таким конем сразу почету сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе и так и эдак ластятся и в чижа первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. 2) Обсуждение инсценировки. Пересказ эпизода. - Почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком? - Вот и отправляется наш герой с ребятами дяди Левонтия в лес за земляникой, чтобы трудом своим заработать пряник. Расскажите от лица героя, что произошло в лесу? (эпизод об «интересном и веселом» дне) 3) Инсценировка № 2. Действующие лица: Санька и герой (Витя). Санька: Бабушки Петровны испугался! Эх, ты! Герой: Зато мне бабушка пряник конем купит! Санька: Может кобылой? Скажи уж лучше – боишься ее, и еще жадный! Герой: Я? Санька: Ты! Герой: Жадный? Санька: Жадный! Герой: А хочешь все ягоды съем? Санька: Слабо! Герой: Мне слабо? Мне слабо? Вот! Ешьте вместе со мной! 4) Обсуждение инсценировки. Анализ эпизода. - Правильно ли поступил герой? Как вы думаете? Обратите внимание: «Понял, что попал на уду». - А тут Санька опять со своим советом: «Ты в туес травы натолкай, а сверху ягоды – и готово дело!» Повздыхал, повздыхал он, так и сделал. - Вспомните поведение мальчика, что пришлось пережить ему? - Осуждаете ли вы его за это? - Когда, по-вашему, переживания героя особенно обострились? - С чем это было связано? 5. Сравнение рассказа В.Астафьева и «Притчи о блудном сыне». - Как вы думаете, почему бабушка, несмотря на обман внука, купила ему пряник? Какие качества ее проявились в этом эпизоде? : Да, бабушка сумела понять и простить внука. Любое живое существо на Земле заслуживает того, чтобы окружающие услышали его, каждый заслуживает быть понятым другим. - А что значит «понять»?(Носова) : * «Понять» - значит «услышать» переживания, мысли другого, разделить его чувства, «приоткрыть» свое сердце и обязательно дать почувствовать другому, что он понят, «услышан». - Как вы думаете, просто ли это? Что для этого требуется? : Понять другого не просто. Для этого надо иметь особое душевное свойство, надо приложить усилия, быть милосердным. - Милосердие – это…( Носова) - Как вы оцениваете в другом человеке и в себе качество, как умение понять другого, простить? : Это то, что вызывает уважение окружающих и за что можно уважать себя. - Вспомним «Притчу о Блудном сыне» ( Камнева). В чем сходство этих произведений? :а) родителей (бабушку) обидели б) перед бабушкой (в рассказе) и перед отцом (в притче) стоит выбор: они могут хранить обиду и отвергнуть сына (внука), упрекнуть его. Но оказывается родительская любовь – то, без чего нельзя жить, она выше справедливости, которой придерживается старший сын. Милосердие и родительская любовь оказались выше. 6. Подведение итогов урока. - Прочитайте заключительные строки рассказа: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой». - Почему такими словами заканчивает Астафьев повествование? - Какие выводы, мысли возникли у вас после прочтения рассказа? : 1. Люби ближнего своего как самого себя. 2. Чтобы очистить свою душу – покайся. 3. Как важно понять человека. 4. Надо быть милосердным всегда. 5. Лучше простить, чем наказать. 6. Спешите делать добро. 7. Делая добрые дела, мы приобретаем собственное счастье. 7. Домашнее задание: написать мини-сочинение «Почему бабушка купила пряник конём?» Тест по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой” 1. Как зовут бабушку героя? а) Михайлова; б) Николаевна; в) Петровна. 2. Что просил шантажом у главного героя его лучший друг? а) калач; б) булку; в) шаньга. 3. Как звали брата героя, которого тётка Августа забрала с собой на лесоучасток? а) Алёша; б) Миша; в) Коля. 4. Что произошло с матерью героя? а) Она утонула; б) Её сбила машина. 5. Как звали тётку, которая после побега героя с речки от бабушки накормила его? а) Васеня в) Петровна; в) Феня. 6. Как назывался предмет, который ребята взяли в лес? а) корзинка; б) ведерко; в) туесок.

 

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
5 гостей
Проверить тИЦ и PR