Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow ЕГЭ arrow Преподавание arrow Презентация "Лицей в жизни и творческой биографии А.С.Пушкина"

Презентация "Лицей в жизни и творческой биографии А.С.Пушкина"

ЕГЭ - Преподавание

Презентация "Лицей в жизни и творческой биографии А.С.Пушкина"

3, 4, 5 слайды

- Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве, в семье отставного майора, чиновника Московского комиссариата Сергея Львовича Пушкина и его жены Надежды Осиповны (урожденной Ганнибал). Семья принадлежала к образованной части московского общества. Дядя Пушкина Василий Львович Пушкин был известным поэтом, в доме бывали московские литераторы. Еще ребенком Пушкин слушал разговоры на литературные темы.

Домашнее воспитание Пушкина было обычным для большинства дворянских семей, имевших достаток и живших в Петербурге или в Москве. Родители читали детям французские книги и разговаривали дома только по-французски. И детям они дали французское воспитание, пригласив гувернанток и гувернеров.

В отличие от своих сверстников Пушкин был наделен необыкновенными творческими способностями. Атмосфера родительского дома стала превосходной умственной школой для пытливого ребенка. Она развила поэтическое воображение, обогатила ум и чувства поэта знанием великих достижений мировой культуры.

Воспитание детей, которому родители не придавали большого значения, было беспорядочным. Из домашнего обучения Пушкин вынес прекрасное знание французского языка и любовь к чтению. Гораздо более важным этапом в формировании Пушкина как поэта стал период его обучения в Лицее.

 6 слайд

- В истории культуры России имена Лицея и Пушкина связаны неразрывно. Царскосельский лицей – колыбель славы великого народного поэта. Лицей явился для Пушкина «хранительными сенями», среди которых он «безмятежно расцветал».

Царскосельское уединение среди прекрасных садов и богатейших дворцов, несомненно, имело сильное влияние на Пушкина. Оно развило в нем чувство изящного, любовь к природе. Лицей подействовал и на ум его, сообщив его мыслям определенное направление, и на сердце, дав возможность рано развиться нежным склонностям дружбы, чувствам чести и товарищества, одним словом, он вполне раскрыл все его способности. Пушкин вспоминал о Лицее, как об отеческом крове, как о родимой обители. В 1827 году, посетив Царское Село в первый раз после семилетней отлучки, он обращался к садам его с такими стихами:

Воспоминаньями смущенный,
Исполнен сладкою тоской,

Сады прекрасные, под сумрак ваш священный
Вхожу с поникшею главой.

Так отрок Библии – безумный расточитель –

До капли истощив раскаянья фиал,

Увидев, наконец, родимою обитель,

Главой поник и зарыдал…

 Во многих других стихотворениях видна та же нежная привязанность.

 - Первоначальный проект Лицея принадлежал выдающемуся государственному деятелю М.М.Сперанскому. Лицей должен был готовить деятелей для обновленной России, и в Лицее должны были обучаться не только дворяне, но и «молодые люди разных состояний».

Открытие Лицея состоялось 19 октября 1811г в чрезвычайно торжественной и пышной обстановке, в присутствии самого императора, прочих членов царской семьи, высоких государственных сановников и других знатных гостей. День этот стал незабвенным для Пушкина и его товарищей, который они потом ежегодно праздновали, и памяти которого Пушкин посвятил эти строки:

Вы помните, когда возник Лицей,
Как Царь для нас открыл чертог Царицын,
И мы пришли, и встретил нас Куницын,
Приветствием меж царственных гостей.

19 октября 1811 года в Царском Селе, близ Петербурга, тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Из этих мальчишек выросли поэты, министры, офицеры, сельские домоседы и неугомонные путешественники.

7 слайд

- Воспитанники, поступившие в Лицей, различались и по возрасту (барону Корфу было 11 лет, Малиновскому 16 лет), и по степени общеобразовательной подготовки. Одни перешли в Лицей из Московского Благородного университетского пансиона, другие из Санкт-Петербургской гимназии, третьи из частных пансионов, а четвертые, как Пушкин, приехали прямо из дому.

Распорядок дня в Лицее был твердый, раз и навсегда установленный. Вставали в шесть утра и шли на молитву. С семи до девяти занятия – «класс». В девять – чай. До десяти прогулка. С десяти до двенадцати опять «класс». От двенадцати до часу – прогулка. В час – обед. От двух до трех чистописание или рисование. От трех до пяти – другие уроки. В пять – чай. До шести – прогулка, потом повторение уроков или «вспомогательный класс». В половине десятого – ужин до десяти – отдых (рекреация). В десять – вечерняя молитва и сон. Программа Лицея была обширной и пестрой, включала множество предметов. Изучали языки – русский, латинский, французский, немецкий, риторику (теорию красноречия), словесность (литературу), русскую и мировую историю, в большом количестве «нравственные науки», географию, статистику, науки математические и физические, «изящные искусства и гимнастические упражнения», т.е. чистописание, рисование, пение, танцевание, фехтование, верховую езду и плавание.

Учились в классах по семь часов в день, с большими перерывами. Уроки обычно бывали сдвоенные: один и тот же преподаватель занимался с воспитанниками два часа подряд.

- Немногочисленность учащихся, молодость ряда профессоров, гуманный характер их педагогических идей, ориентированный, – по крайней мере, у лучшей части их – на внимание и уважение к личности учеников, то, что в Лицее в отличие от других учебных заведений не было телесных наказаний и среди лицеистов поощрялся дух чести и товарищества, наконец, то, что это был первый выпуск – предмет любви и внимания, - все это создавало особую атмосферу.

Обучение в Лицее делилось на два курса. Первый назывался начальным, второй – окончательным. На каждом учились в течение трех лет. При переходе с курса на курс проводился публичный экзамен.

Александр Пушкин проходил вместе с товарищами начальный курс с октября 1811года по январь 1815года; окончательный – с января 1815 года до июня 1817года.

Лицей был изолирован от окружающей жизни, воспитанников выпускали за пределы его крайне неохотно и лишь в особых случаях, посещения родственников ограничивались.

Основное, чем был отмечен Лицей в жизни Пушкина, заключалось в том, что здесь он почувствовал себя Поэтом. В 1830г. Пушкин писал: «… Начал я писать с 13-летнего возраста и печатать с того же времени».

В те дни – во мгле дубровных сводов

Близ вод, текущих в тишине,

В углах Лицейских переходов,

Являться Муза стала мне.

Моя студенческая келья,

Доселе чуждая веселья,

Вдруг озарилась –

Муза в ней

Открыла пир своих затей;

Простите, хладные науки!

Простите, игры первых лет!

Я изменился, я поэт.

 - Именно в Лицее Александр Сергеевич приобрел настоящих друзей. (Выходят ученики – друзья А.С.Пушкина – и рассказывают о себе). Друзья А.С.Пушкина

 8 слайд

1. Вольховский Владимир, 13 лет. Прозвище - Суворочка. Я был самым слабым, поэтому много занимался гимнастикой, носил на плечах два тяжёлых словаря. Ребята посмеивались надо мной, иногда в стихах: Суворов наш Ура! Марш, марш Кричит верхом на стуле.

- Это первый ученик, который окончил Лицей с золотой медалью. В будущем - член тайного общества декабристов.

 9 слайд

2. Горчаков Александр, 13 лет. Прозвище – Франт. Мы встретились с Пушкиным впервые летом 1811 года, прожили вместе 6 лет, а потом ежегодно собирались и праздновали день открытия Лицея – 19 октября. Мы решили через 10 лет после окончания Лицея праздновать серебряную дружбу, через 20 лет – золотую. 19 октября 1880, 1881, 1882 годов я отмечал один – я был последним живым лицеистом.

- Александр Горчаков в будущем министр. В своём стихотворении «19 октября» (1825г.). А.С.Пушкин посвятил ему такие строчки:

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,

Хвала тебе – фортуны блеск холодный

Не изменил души твоей свободной:

Всё тот же ты для чести и друзей.

Нам разный путь судьбой назначен строгой;

Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:

Но невзначай просёлочной дорогой

Мы встретились и братски обнялись.

 10 слайд

3. Дельвиг Антон, 13 лет. Прозвище – Тося. Я не любил шумные игры, возню. Меня считали ленивым, любителем поспать. Однажды я не выучил урок, спрятался под кафедрой и там заснул. Мне тогда написали: Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь? Проснись, ленивец сонный! Ты не под кафедрой сидишь, Латынью усыплённый.

- Из всех лицеистов Дельвиг один до конца и без оговорок любил Пушкина и, конечно, больше всех понимал его значительность, понимал силу таинственных голосов, которые звучали вокруг Пушкина не только днем и наяву, но порой и во сне. Дельвиг был способен понять этого Пушкина. Он сам был даровитый поэт, для которого стихи были не забавой, а потребностью.

 11 слайд

4. Корсаков Николай, 11лет. За лето и осень мы уже немало привыкли друг к другу, так что нам было не так страшно. Редактор лицейских журналов, музыкант. Весёлый и милый друг. Умер от чахотки во Флоренции, написав себе эпитафию: Прохожий, поспеши к стране родной своей. Ах! Грустно умирать далёко от друзей.

 12 слайд

5. Кюхельбекер Вильгельм, 14 лет. Прозвище – Кюхля. Мы с Пушкиным были очень дружны. Он писал обо мне много и по-разному:

За ужином объелся я.

А Яков запер дверь оплошно –

И стало мне, друзья мои,

И кюхельбекерно, и тошно.

- Член общества декабристов. Осуждён. Приговорён к вечной ссылке. …Опомнимся - но поздно! и уныло Глядим назад, следов не видя там. Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было, Мой брат родной по музе, по судьбам?

 13 слайд

6. Малиновский Иван, 14 лет. Прозвище – Казак, Санчо-Панса. «Я знал много поговорок и пословиц, за что один из надзирателей называл меня Санчо Панса».

- Сын директора Лицея. Был добрым, достойным человеком. Отказался от блестящей генеральской карьеры и никогда об этом не пожалел. Стал помещиком, предводителем дворянства.

 14 слайд

7. Пущин Иван, 13 лет. Прозвища - Большой Жано, Иван Великий. Запомнил только одного мальчика - живого, курчавого, быстроглазого - Александра Пушкина. По сходству фамилий (он - Пушкин, я - Пущин), потому что наши спальни оказались рядом, мне захотелось с ним особенно сойтись.

- Это самый близкий друг поэта. С хорошими дарованиями. В обращении приятен, вежлив и искренен.14 декабря 1825 года был на Сенатской площади. Осуждён. Приговорён к 31 году тюрьмы и ссылки.

 15 слайд

Память о неразлучной шестилетней дружбе с Пущиным, о годах, проведенных в лицейской среде, была священной для пота, была символом самых чистых чувств и помыслов. Пущин первым посетил своего лицейского друга в Михайловском, куда он был изгнан царем. Вспоминая это событие, Пушкин как в одно целое соединял Пущина и Лицей:

…Поэта дом опальный,

О, Пущин мой, ты первый посетил.

Ты усадил изгнанья день печальный,

Ты в день его Лицея превратил.

 16 слайд

8. Пушкин Александр, 11 лет. Прозвища – Француз, Егоза, Стрекоза, Сверчок, Обезьяна, Мартышка, Смесь обезьяны с мартышкой. В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал, Читал украдкой Апулея, А над Вергилием зевал, Когда ленился и проказил, По кровле и в окошко лазил, И забывал латинский класс…

 17 слайд

- Великий русский поэт. А вот Пушкин на экзамене в конференц-зале читает стихи Державину, который воскликнет: «Я не умер! Вот кто заменит Державина!» На что Александр в ответ позднее напишет:

Старик Державин нас заметил

И, в гроб, сходя, благословил!

- Отношения Пушкина с товарищами складывались непросто. Характер у него был неровный, настроение часто менялось. Неровности его характера всегда навлекали на него неприятности, особенно среди тех, кто тяготился его умственным превосходством. Лицеисты первые почувствовали его исключительность, одни радостно, другие с раздражением.

«Вспыльчивый до бешенства, вечно рассеянный, вечно погруженный в поэтические свои мечтания, с необузданными африканским страстями, избалованный с детства похвалою и льстецами, Пушкин ни на школьной скамье, ни после, в свете, не имел ничего любезного и привлекательного в своем обращении», - так писал лицеист Корф о знаменитом своем товарище юных лет.

 18, 19, 20 слайды

Настоящих друзей у Пушкина в Лицее было трое: И.И.Пущин, А.А.Дельвиг, В.Кюхельбекер. Это была истинная дружба, вечно юная и вечно сильная, дружба на всю жизнь, оставившая глубокий след в душе Пушкина.

 21 слайд

- Ребята, давайте поговорим о дружбе. В толковом словаре С.И.Ожегова написано: «Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

- А что такое «дружба» в вашем понимании? (Дружба - это, когда всё делают вместе, это поддержка в трудную минуту).

- Лицеисты понимали дружбу так:

Дельвиг: Дружба - это наше главное достояние. Её боготворят, ставят на первое место.

Малиновский: Дружба выше карьеры.

Корсаков: Это больше удачи. Кюхельбекер: Дружба выше и больше даже любви.

- А какие вы знаете пословицы и поговорки о дружбе? Давайте их вспомним. Вспомним из устного народного творчества. («Друг познаётся в беде», «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей», «Старый друг лучше новых двух» и др.)

 22 слайд

- Пушкин окончил шестилетний курс наук Лицея 19-м по своим баллам учеником. Но при таких, более, чем скромных, внешних показателях он уходил из Лицея, обладая значительными духовными ценностями, которые выразились не в школьных баллах и официальных характеристиках педагогов, а в его глубоком и разностороннем интеллекте, огромном творческом потенциале, в горячем и отзывчивом ко всему истинно прекрасному сердце. Первые листки с бессмертными строчками новаторской поэмы «Руслан и Людмила», которые Пушкин вместе с выпускным аттестатом уносил из Лицея, были тем высшим из всех возможных баллов, которые поставила самая строгая и объективная наставница – сама Жизнь, История.

Лицей и его порядки, наставники и товарищи, политические события и народные вожди, все, что кружилось и нарастало кругом Пушкина, служило материалом, из которого в глубине его гениальной души строились таинственные здания. Не он один все это видел, все это пережил. Но только он один, восприняв, отразил тогдашнюю жизнь такими единственными, пленительными, незабываемыми стихами.

23 слайд

Лицей помог ему, окружил его могучую юность красотой и простором. До конца жизни любил Пушкин обращаться мыслями к Лицею, к этой радостной свободной поре. Сколько раз в воздушных стихах помянет он Лицей:

Я думал о тебе, приют благословленный,

Воображал сии сады,

Воображаю день счастливый,

Когда средь вас возник Лицей,

И слышу наших игр я снова шум игривый

И вижу вновь семью друзей.

Вновь нежным отроком, то пылким, то ленивым,

Мечтанья смутные в груди моей тая,

Скитаясь по лугам, по рощам молчаливым,

Поэтом забываюсь я.

(«Воспоминания в Царском Селе». 1829).

 

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
12 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR