Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow ЕГЭ arrow Преподавание arrow Урок русского языка на тему: Развитие речи. Комплексный анализ текста. 8-9 класс

Урок русского языка на тему: Развитие речи. Комплексный анализ текста. 8-9 класс

ЕГЭ - Преподавание

Урок русского языка на тему: Развитие речи. Комплексный анализ текста. 8-9 класс

Цель

Совершенствовать речь учащихся, их способность рассуждать по заданной теме, умение конструировать текст и анализировать его, определяя тему, главную мысль, тип и стиль речи, способы связи в тексте; получать представление о широкой теме и микротемах. Следует обратить внимание учащихся на роль эмоциональных слов в тексте, роль рисующих, выделяющих и оценочных прилагательных, роль глаголов в повествовании, роль текстуальных синонимов и другие средства выразительности речи.

Вопросы         

1.Что такое текст? Как доказать, что ряд предложений является тестом? Какими по объему бывают тексты? Что такое главная мысль? В каких частях текста она выражается? Какого роль первого и последнего предложения в тексте? Что такое абзац и какого роль в тексте?

2.Что такое ключевые слова? Какова их роль в тексте?

3. Какие существует типы речи? Какова композиция текстов разных типов речи?

4. Какие средства связи используются в текстах разных типов речи?

5.Какие существуют типы языка? Каковы приметы различных стилей?

6.Как составить партитуру чтения текста?

Практическое задание

Проанализируйте по предложенным вопросам текст из повести В.Г.Короленко ,,Слепой музыкант”

Какова тема и главная мысль текста? Каковы микротемы?

2. Какова роль первого и последнего предложения? Каковы ключевые слова?

Какова роль прилагательных, глаголов, наречий и других частей речи?

Каков стиль повести? Каковы особенности этого стиля?

Каков тип речи данного текста? Какова композиция? Сколько абзацев в тексте и почему?

Какова связь между предложениями? Каковы средства этой связи?

Как следует читать данный текст? (Паузы, логические ударения, повышение и понижение голоса, темп речи, интонация.)

Какими синтаксическими конструкциями пользуется автор? Чем это объясняется? Какие знаки препинания он употребляет?

Каков лексических состав текста? Чем объясняется употребление терминов? Каково их лексического значение?

Какой эпиграф можно подобрать к данному тексту?

Примечание: учащихся выбирают один из вопросов, получают текст для анализа, готовят сообщения по выбранному тексту.

Текст для анализа

В семье Попельских родился слепой ребенок.

,,Сначала никто этого не заметил. Мальчик глядел тем тусклым и неопределенным взглядом, каким глядят до известного возраста все новорожденные дети. Дни уходили за днями, жизнь нового человека считалась неделями. Его глаза прояснялись, с них сошла мутная поволока, зрачок определился. Но дитя не поворачивало головы за светлым лучом. <…>

Мать, успевшая оправиться, первая с беспокойством замеила странное выражение детского лица, оставшегося неподвижным и как-то не по-детски серьезным.

Молодая женщина смотрела на людей, как испуганная горлица, и спрашивали:

-Скажите инее, отчего он такой?

-Какой? – равнодушно переспрашивали посторонние.- Он ничем не отличается от других детей такого возраста.

-Посмотрите, как странно ищет он что-то руками…

-Дитя не может еще координировать движения рук с зрительными впечатлениями, - ответил доктор.

-Отчего же он смотрит все в одном направлении? Он…он слеп? – вырвалась вдруг из груди матери страшная догадка, и никто не мог ее успокоить.

Доктор взял ребенка на руки, быстро повернул к свету и заглянул в глаза. Он слегка смутился и, сказав несколько незначащих фраз, уехал, обещая вернуться через два дня.

Мать плакала и билась, как подстреленная птица, прижимая ребенка к своей груди. <…>

Доктор действительно вернулся дня через два, захватив офтальмоскоп. Он зажег свечку, приближал и удалял ее от детского взгляда, заглядывал в него и наконец сказал с смущенным видом:

-К сожалению, сударыня, вы не ошиблись…Мальчик действительно млеп, и притом безнадежно…

Мать выслушала это известие с спокойной грустью.

Я знала давно, - сказала она тихо”.

Ход урока:

Урок начинается с вопроса учителя: из чего состоит наша речь, устная и письменная?

Учащиеся обычно отвечают: из звуков, из слов или из предложений.

Учитель произносит: ,,А, о, в, у!”Спрашивает: ,,Вы поняли мою мысль? Лес, дом, посадить! Теперь все понятно? В лесу уже растут грибы! Ясно ли, зачем я вам даю об этом информацию?”

Делается вывод, что обычно наша речь состоит из нескольких предложений, связанных темой и основной мыслью, соединенных по смыслу и грамматически.

Задание:

Подберите несколько предложений, связанных темой ,,Грибы”.

Хорошо прогуляться в августе после теплого дождичка по лесу. В лесу растут грибы, и мы наверняка вернемся с полными корзинами. И налюбуемся удивительными картинами. Увидим шляпку сыроежки, полную воды, наткнемся на толстоногого боровичка с семейкой.

Прошли дожди – пора готовить корзины. В лесу уже растут грибы! Завтра часов в 5 отправляемся в лес. Нас ждет великолепная прогулка.

Вопрос:

Что у нас случилось? (Связанный текст.)

Далее учащиеся традиционно для урока знакомят своих товарищей с литературой, к которой они обратились, готовясь к уроку, записывают тему и делают сообщения по предложенным ранее вопросам.

Основными положениями их выступлений должно быть следующее.

Текст ( лат. textum)-ткань, соединение, сплетение( Русский язык. Энциклопедия).

Текст-произведение речи(высказывание), воспроизведенное на письме или в печати ( Этимологический словарь).

Однокоренные слова: текстология – отрасль филологической науки, занимающейся установлением точного текста литературных памятников или исторических документов для их научного издания; текстуальный – дословный, буквально воспроизводящий какой-

либо текст. Текст может состоять из нескольких предложений, а может быть целой книгой.

Отличительные черты текста - это:

смысловая цельность, зависящая от главной, основной мысли;

 тематическое единство;

Грамматическая связь между предложениями.

Тема – это содержание, предмет рассуждения, изложения, высказывания, разговора.

Тематика – это совокупность тем.

Микротема – наименьшая составная часть темы целого текста( пункты или подпункты плана раскрытия всей темы).

Главная(основная) мысль выражается в заглавии или в преложении текста и в общей направленности его.

Велика роль первого и последнего предложений в тексте, которы особенно подчеркивают тему или основную мысль, вступление и заключение.

Слова темы или основной мысли, повторяющейся в тексте в одной и той же или в разных формах или замененные синонимами, являются ключевыми.

В русском языке выделяются три типа речи: повествование, описание, рассуждение.

Тип речи зависит от цели высказывания.

Повествование – это рассказ, сообщение о каком-либо событии во временной последовательности( сначала, потом…наконец).

Главный вопрос повествования – что произошло?

Описание – словесного изображение какого-либо явления действительности( описание предмета, описание человека – портрет, описание природы – пейзаж, описание внутреннего убранства помещения – интерьер). Главный вопрос – какой?

Рассуждение- обоснование, доказательство, объяснение какой-либо мысли. Главный вопрос – почему?

 (Можно поменять                    (Необходимо соблюдение                    (Необходимо соблюдение

 и причинной связи                  логической и временной                      логической и причинной

предложения местами)            последовательности.               связи. Перестановка

Перестановка предложений     предложений разрушит

разрушит текст.)                                  текст.)

Рассказывая о стилях речи, учащиеся называют стили: разговорный, публицистический, научный, официально-деловой, стиль художественной литературы; отмечают зависимость от цели высказывания, сферы употребления; называют языковые приметы.

После обобщения известных учащимся знаний о тексте следует практическая часть, предполагающая проверку умений учащихся анализировать текст. Комплексный анализ текста – эффективное средство развития речи школьников.

Сначала учащиеся фронтально по предложенным в домашнем практическом задании вопросам анализируют стихотворение Людмилы Татьяничевой:

Мне говорят, что слишком много

Любви я детям отдаю,

Что материнская тревога

До срока старит жизнь мою.

Ну, что смогу я им ответить –

Сердцам,

Бесстрастным, как броня?

Любовь, мной отданная детям,

Сильнее делает меня.

Учащиеся доказывают, что это текст: в нем три предложения, объединенных одной темой -  материнской любви. Главная мысль автора заключается в том, что эта любовь делает человека сильнее. В первом предложении мысль о материнской тревоге, во втором – образ тех, с кем как бы спорит женщина-мать, в третьем выражена основная мысль. Ключевые слова – любви, детям, материнская тревога, любовь, отданная детям. Тип речи – повествование: что говорят люди о любви лирического героя; что отвечает женщина – мать. Связь между предложениями цепная: лексические средства связи – текстуальные синонимы ( говорят - ответить); текстуальные антонимы ( старит-делает сильнее; я - они).

Средством связи являются и видовременные формы глаголов и причастия( говорят – отдаю, старит – несовершенного вида, настоящего времени; смогу ответить – совершенного вида, будущего времени; отданная – совершенного вида, прошедшего времени, делает – последний глагол обозначает постоянное действие – несовершенного вида, настоящего времени). Выразительное синтаксическое средство связи – вопрос-ответ: вопросительное-повествовательное предложение. Это очень хороший прием, который можно использовать в сочинениях.

Стиль – художественной литературы, приметами которого являются: ритм, рифма поэтического произведения, образность, эпитеты ( материнская тревога, бесстрастным сердцам, любовь, отданная детям), метафоры ( тревога старит), сравнение (бесстрастным, как броня). Показывая отрицательное отношение к тем, кто осуждает безмерную материнскую любовь, автор употребляет выразительнейшее прилагательное бесстрастным (сердцам), синонимами к которому являются слова: равнодушный, безучастный, бесчувственный. Но в ряду этих синонимов самым эмоционально сильным  оказывается именно тот, что принадлежит Л. Татьяничевой: бесстрастным. Сравнение как броня усиливает значение эпитета, от него веет металлом (Броня – 1) в старину: металлическая одежда, защищающая туловище воина; 2) прочная защитная облицовка из специальных стальных плит на военных судах, танках и т.п.) Эти слова подчеркивают противопоставленное им сильное чувство – любовь, да еще материнская.

После анализа учащиеся читают стихотворение с соблюдением пауз, всех интонационных особенностей, выделяя голосом слова, на которых делаем логическое ударение.

Затем обращаемся к анализу отрывка из повести В. Г. Короленко ,,Слепой музыкант”. Поскольку анализ был домашним заданием, начинаем с выразительного чтения текста. Затем выясняем, какие возможны эпиграфы к нему, пример:

Легче сердце свое казнить,

Легче с разумом быть в раздоре,

С материнским горем

Сравнить

Можно лишь материнское горе…

Л. Татьяничева

Коль рано матери седеют –

Не только возраст виноват.

С. Викулов

Ты одна мне помощь и отрада…

С. Есенин

Далее следует выступление учащихся по вопросам к анализу текста. Темой текста является рождение слепого ребенка, ключевые слова, определяющие тему: глаза – взгляд – зрачок – зрительные впечатление – слеп – офтальмолог – глаза – слеп -. Страшное для матери слово ,,слеп” сначала произносит она сама, силой материнской любви угадав беду, потом как приговор оно звучит из уст офтальмолога.

Микротемы:

Странное выражение детского лица, вызывающее тревогу матери.

Обращение матери по поводу своей тревоги к разным людям.

Первый осмотр мальчика доктором.

Беспредельная боль души матери.

Диагноз доктора.

Спокойная грусть матери.

Главная мысль автора – о безмерности материнского горя и мужества матери, ее готовности и способности выдержать все из любви к сыну. Ее напряженные чувства, материнскую тревогу автор выражает словами: с беспокойством, сравнением как испуганная горлица; страшная догадка, плакала и билась, как подстреленная птица( сравнение), а ее решимость, материнское мужество – последними предложениями данного текста.

Мать выслушала это известие с спокойной грустью.

- Я знала давно, - сказала она тихо.

Здесь очень выразителен эпитет спокойной грустью, психологически  точно передающей чувства матери, понимающей, как сложен будет жизненный путь ее сына и как особенно нужна будет ему ее любовь и поддержка.

Горе ее, безмерная любовь и, видимо, уже продуманное решение быть рядом с сыном, сделать все возможное для него звучит в последнем предложении и подчеркнуто наречие тихо.

Учащиеся предлагают озаглавить текст по главной мысли - ,,Материнское горе”.

Определяя стиль речи как художественный, школьники обращают внимание на указанные выше сравнение, на эпитеты – прилагательные, выполняющие не только рисующие, но и эмоционально-оценивающие функции в тексте. Важную роль играет диалог: равнодушные реплики посторонних и тревожные вопросы матери, которые, напротив, звучат страстно, взволнованно.

Тип речи – повествование: сообщение о том, что в доме Попельских родился слепой ребенок, и о том, как это обнаружилось. Первое предложение является вступлением, констатирующий факт без всяких эмоций. Его же можно считать и развязкой. Кульминация – догадка матери: ,,…он слеп?” Развязка – пригвоор офтальмолога.

Связь между предложениями – цепная. Она осуществляется лексическими средствами: контекстуальная синонимами; грамматическими: местоимениями, однокоренными словами, чередованием глаголов совершенного и несовершенного вида.

В поведении доктора напряжение, тревога и надежда передаются глаголами совершенного вида.

В качестве синтаксических средств связи В. Г. Короленко использует обратный порядок слов уже в первом предложении, где подлежащее с определением поставлено в конец, а во втором предложении логическое ударение на слове этого еще раз подчеркивает это страшное событие: родился слепой ребенок. Конструкция третьего,

сложноподчиненного предложения подчеркивает взгляд новорожденного ребенка. Следующие бессоюзные предложения перечисляют факты, казалось бы обычные для новорожденного. Но следующие за ними предложении начинается с союза но, заставляющего сразу насторожиться. Напряжение ситуации автор передает и с помощью вопросительных предложений, и с помощью многоточия, которое ,,начатую речь прерывает на малое время для выражения жестокой страсти” ( А.А.Барсов).

Конец текста соединяется с началом выражением это известие, с первого предложения мы знаем, какое это известие: новорожденный слеп.

Учащиеся объясняют лексическое значение слова офтальмолог( специалист по глазным болезням) и его роль в тексте, координировать( согласовывать, устанавливать целесообразное соотношение между действиями). Считают, что употребление терминов здесь делает более неопровержимым и страшным диагноз врача.

После анализа текст еще раз читается вслух; возможно, это сделает сам учитель. Затем учащиеся предлагается творческое задание – ответить на вопросы:

Какие мысли и чувства вызвало у меня повествование В. Г. Короленко о матери и ее слепом ребенке?

Что обозначают слова, заключающие эпизод повести?

 Заключение

При таком анализе текст оказывается мощным средством эстетического, а главное, духовного развития учащихся, и одновременно способствуют развитию их речи, что находит выражение в тех работах, которые они пишут по следам урока. Совершенствуются умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме, речевая культура.

Литература

Власенокова А.И., Рубченкова Л.М. Русский язык 10-11 класс.-М.: Просвещение, 1998.

Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика.- М.: Просвещение, 1988.

Гончаров И.Ф. Подвинут я тобою. Слово о матери.- Л.: Детская литература, 1988.

Ломизов А.Ф. Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации.- М.: Просвещение, 1986.

Никитина Е.И. Русская речь. 5-7 класс.- М.: Просвещение, 1992.

Никитина Е.И. Русская речь. 8-9 класс.- М.: Просвещение, 1995.

Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М., 1986.

Пахнова Т.М. Материалы для комплексной работы с художественным текстом на уроке русского языка.- ,,Русский язык в школе”, № 5, 1998.

Служевская Т.Л. Уроки русской словесности.- СПб., 1994.

Федорова М.В. Уроки русского языка в 7 классе.- М.: Просвещение, 2002.

Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Этимологиеский словарь.- М., 1975.

Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста.- Л.: Просвещение, 1984.

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR