Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow Рефераты arrow Психология arrow Формирование личности в онтогенезе

Формирование личности в онтогенезе

Формирование личности в онтогенезе
Содержание 2
Введение 3
1. Кризис трех лет - граница между ранним и дошкольным возрастом. Возрастание самостоятельности и активности 4
2. Основные симптомы кризиса трех лет 6
3. Конструктивное содержание трех лет. Кризис трех лет - перестройка социальных отношений ребенка, смена его позиции по отношению к окружающим взрослым 8
4. Причины детских капризов и способы их разрешения и предупреждения 11
Заключение 13
Список использованных источников 15
Введение
Становление личности - процесс не равномерный. Кроме постепенных изменений, сопровождающихся приобретением навыков и знаний, сущест-вуют этапы, когда развитие носит стремительный, скачкообразный характер. На протяжении относительно короткого времени - от нескольких месяцев до одного года, наблюдается нарастание трудностей общения взрослого с ре-бенком, который становится капризным и трудновоспитуемым. Эти поворот-ные пункты и получили название кризисов детского развития. Они являются неотъемлемым элементом развития.
Критических периодов, которые преодолевает каждый индивид в своем развитии, несколько: это кризис рождения, кризис одного года, трех лет, се-ми лет, кризис подросткового возраста, кризис зрелого возраста и пр. Общим для всех детских кризисов развития являются острый период, трудновоспи-туемость, впечатление регресса. Актуальность исследования кризиса трех лет в онтогенетическом развитии ребенка связана, прежде всего, с важностью кризисов в жизни ребенка.
Цель исследования - изучить особенности кризиса трех лет.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть кризис трех лет как границу между ранним и дошколь-ным возрастом, раскрыть возрастание самостоятельности и активно-сти.
2. Охарактеризовать основные симптомы кризиса трех лет.
3. Проанализировать конструктивное содержание трех лет, изучить перестройку социальных отношений ребенка, смену его позиции по отношению к окружающим взрослым.
4. Провести анализ причин детских капризов и способов их разреше-ния и предупреждения.
Методы исследования - теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
1. Кризис трех лет - граница между ранним и дошкольным возрастом. Возрастание самостоятельности и активности
Критические периоды являются закономерным явлением психического развития. «Критические периоды, - писал Л.С. Выготский, - перемежают стабильные и являются переломными, поворотными пунктами в развитии, лишний раз подтверждая, что развитие ребенка есть диалектический процесс, в котором переход от одной ступени к другой совершается не эволюцион-ным, а революционным путем» [6]. Одним из них является кризис трех лет
Кризис трех лет привлекает внимание многих исследователей и являет-ся предметом многочисленных исследований. И это закономерно, поскольку, представляя собой резкий переход в психическом развитии ребенка, границу между ранним и дошкольным возрастом, он является очень важным и одним из наиболее трудных моментов в жизни ребенка, в результате которого пси-хологические новообразования раннего возраста продвигают ребенка на но-вый уровень развития.
Именно кризис трех лет во многом определяет формирование предпо-сылок психологической готовности детей к обучению в школе, то есть верх-нюю границу дошкольного возраста. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного и нравственного развития малыша.
Центральной функцией, которая определяет все остальные процессы, становится память. Если до 3-х лет ребенок развивался за счет восприятия внешнего мира, т.е. был всецело во власти среды, был ею управляем. На чет-вертом году жизни, благодаря памяти, жизненному опыту, ребенок начинает приобретать свое «Я», становится достаточно независимым от окружения.
Благодаря речи становится произвольной центральная психическая функция этого периода - восприятие, качественно меняется отношение ре-бенка к окружающему миру. Ребенок выделяет себя в качестве субъекта дея-тельности (Д.Б. Эльконин) [23], воспринимает себя как некую систему (Л.И. Божович) [2], приобретает способность к самоутверждению (Э. Эриксон [24]) и чувство гордости за достижения (Т.В. Гуськова [10]).
Познавательная и учебная деятельность детей, то есть те виды деятель-ности, в процессе которых происходит усвоение новых знаний, и управление которыми составляет основную задачу обучения, становятся в этот период ведущей деятельностью. В процессе осуществления ребенком этих видов деятельности происходит интенсивное формирование его интеллектуальных и познавательных сил. Ведущее значение учебной деятельности определяется также и тем, что через нее опосредствуется вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми вплоть до личностного общения в семье.
Вместе с психическим созреванием происходит стремительное физиче-ское развитие личности. Для всех исследователей, изучавших кризис трех лет, очевидно, что главные изменения в этот период сосредоточены вокруг «оси Я». Их суть - в психологической эмансипации Я ребенка от окружаю-щих взрослых, которая сопровождается рядом специфических проявлений - упрямством, негативизмом и др.
Уже на подходе к кризису присутствует четкая когнитивная симптома-тика: острый интерес к своему изображению в зеркале, ребенок озадачивает-ся своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. У девочек появляется интерес к нарядам, мальчики начинают проявлять озабо-ченность своей эффективностью, например, в конструировании. Дети остро реагируют на неудачу.
Ребенок не только осознает себя, но и способен физически обеспечить себе независимость в передвижении, в обслуживании самого себя. Отличи-тельная особенность кризиса трех лет - появление тенденции к самостоя-тельности. Новообразованием кризиса 3 лет называется также возникновение системы Я, появление «личного действия» и чувства «Я сам».
2. Основные симптомы кризиса трех лет
кризис личностный новообразование ребенок
Тенденции к самостоятельности, характеризующие переход от раннего к дошкольному возрасту, во время кризиса трех лет проявляется как бунт против авторитарного воспитания: это как бы протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложи-лись в раннем возрасте. Ребенок очень мал, и ему кажется, что говорить «нет» и быть личностью - это одно и то же. Осваивая именно такие формы поведения, ребенок пытается проявить себя как личность [8, C. 96].
Кризис трех лет выражаются такими поведенческими проявлениями как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие (своенравие), обесцени-вание требований взрослых, ревность и деспотизм, выраженными в той или иной степени у большинства детей этого возраста.
Негативизм - это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших. Ребенок может не сделать что-то лишь потому, что его об этом попросили. Часто такое стремление наносит ущерб и собственным интересам ребенка. При яркой форме негативизма ребенок отрицает все, что говорит ему взрослый. Как только взрослый соглашается с ним, он тут же меняет свое «мнение» на противоположное. Ребенок как бы пробует в обще-нии слово «нет», осваивает более богатый спектр человеческих отношений.
Упрямство - ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого очень хочется в данный момент, а потому, что он это потребовал. Он как бы проверяет, может ли он что-то потребовать и выполнят ли это требование. Упрямство следует отличать от настойчивости. Раньше ребенок был под вла-стью аффектов, сиюминутных желаний и настойчиво этого добивался, он был как бы очарован предметом и его к нему «тянуло», а степень настойчи-вости выражалась в силе, с которой ребенок стремился к предмету, в концен-трации внимания на этом предмете. Мотивом же упрямства является то, что ребенок связан только своим первоначальным решением и ни за что не хочет от него отступать.
Строптивость - это центральный симптом для кризиса трех лет. От не-гативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Негативизм всегда направлен против взрослого, который в данный момент побуждает ребенка к тому или иному действию, а строптивость направлена против норм поведе-ния, установленных для ребенка. Здесь сказывается «строптивая установка» по отношению ко всему образу жизни, который сложился до 3-х лет, к нор-мам, которые предлагаются, к интересовавшим прежде игрушкам.
Своеволие проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам, отка-зывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где ему еще не хватает умений.
Три последующих симптома имеют второстепенное значение.
Протест-бунт проявляется в том, что все поведение ребенка приобрета-ет черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окру-жающими, в постоянном конфликте с ними. Частые детские ссоры с родите-лями становятся обычным явлением.
Обесценивание ребенком личности близких: малыш может начать об-зывать мать или отца бранными словами, которые раньше никогда не упот-реблял. Он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, будто они живые, отказывается играть с ними. В его лексиконе появ-ляются слова и термины, обозначающие только негативное, и все это отно-сится к вещам, которые сами по себе никаких неприятностей не доставляют.
Деспотизм или ревность - этот двойственный симптом проявляется в различных семьях по-разному. В семье с единственным ребенком встречает-ся стремление к деспотизму. У ребенка появляется желание проявить деспо-тическую власть по отношению к окружающим. Так, мать не должна уходить из дому, она должна сидеть в комнате, как он этого требует. Ему должны достать все, что он требует. Ребенок старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания.
3. Конструктивное содержание трех лет. Кризис трех лет - перестройка социальных отношений ребенка, смена его позиции по отношению к окружающим взрослым
Кризис трех лет - это не только резкие перестройки в интрапсихиче-ской сфере ребенка, но и разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними но-вые, более глубокие отношения [15].
У ребенка в три года появляется новое чувство Я, которое является важнейшим новообразованием в период кризиса 3 лет. Ребенок-дошкольник способен переживать результат своих действий как личностно значимый: достигнутым он гордится, а неудача способна уязвить его. Отношение к себе, образ себя начинает все более корректироваться опытом самостоятельной деятельности, а к концу дошкольного возраста самооценка становится само-стоятельным мотивом поведения.
Непосредственное, эмоциональное отношение взрослого к ребенку, ха-рактерное для младенческого периода, начинает усложняться за счет требо-ваний, предъявляемых взрослым к достижениям малыша в предметной сфере на фоне и при сохранении прежних форм отношений. Такая практика, отра-жаясь в детском образе самого себя, в свою очередь изменяет его. У детей складывается, дифференцируясь от общей самооценки, отношение к себе, основанное на своих реальных достижениях, т. е. на основе конкретной са-мооценки. В сознании ребенка 2-2,5 лет отношение взрослых к его достиже-ниям еще не выделилось как самостоятельное, а погружено в контекст общих отношений между ними, которые, будучи окрашены эмоционально положи-тельно, сообщают ту же модальность переживаниям и любой конкретной оценке экспериментатора вне зависимости от ее знака. К 2,5-3 годам реакции детей на оценку взрослого приобретают все более устойчивый характер, по-степенно обособляясь от контекста, в который они были включены. Это об-наруживается в характере влияния оценки взрослого на деятельность детей: если у младших отрицательные оценки снижали ее привлекательность и рас-страивали активность, а положительные, напротив, стимулировали сотруд-ничество, способствовали развитию детской инициативы, то старшие дети в ответ на отрицательную оценку начинали варьировать средства, направлен-ные на поиск выхода из создавшегося затруднения, сохраняя в целом поло-жительное отношение к самой деятельности и общению с взрослым [16].
В период кризиса 3 лет возникает личностное новообразование, прояв-ляющее себя в форме гордости за достижения. Оно интегрирует сложившие-ся у детей на протяжении раннего детства предметное отношение к действи-тельности, отношение к взрослому как к образцу, отношение к себе, опосред-ствованное достижением. Новое видение себя состоит в том, что ребенок впервые открывает материальную проекцию своего Я, которое может быть воплощено вовне, а его мерой могут служить его достижения. Поэтому каж-дый результат деятельности становится для ребенка и утверждением его Я.
Подчиняя свою предметно-практическую активность культурной тра-диции, главным носителем которой в рассматриваемый возрастной период является взрослый, ребенок преобразует свое отношение к нему - взрослый предстает как знаток и ценитель детских достижений. Поэтому малыш начи-нает с особым пристрастием воспринимать оценки, искать и требовать у него признания своих достижений и тем самым утверждать себя. Одобрение и по-хвала взрослого рождают у малыша чувство гордости, собственного досто-инства. Признание окружающих преобразует его чувства, испытываемые при достижении результата: из радости и огорчения эти чувства превращаются в переживания успеха-неуспеха. Предметный мир для ребенка становится не только миром практического действия, миром познания, но и сферой само-реализации, сферой, где он пробует свои силы, возможности и утверждает себя. Становление новой личностной структуры, в которой собственное Я оказывается спроецированным в различные формы деятельности и на окру-жающих в связи с ней, имеет важные последствия для дальнейшего развития ребенка. Сфера достижений, сливаясь со сферой отношения к себе, Я малы-ша, способствует появлению детского самолюбия - мощнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию. Благодаря тому что Я ребенка те-перь может быть спроецировано вовне, отлито в форму достижения, созда-ются объективные предпосылки для эмансипации оценки детей о себе от мнения о них окружающих, для выработки внутренних критериев самооцен-ки, для развития ее адекватности, peaлистичности. Активность же личност-ной структуры рождает ряд специфических возрастных феноменов, описан-ных в психологической литературе. Так, например, феномен чувствительно-сти к собственности обнаруживает особую пристрастность детей к облада-нию вещами. В основе этого лежит своеобразная сращенность предмета и Я.
Система Я, возникающая на рубеже раннего и дошкольного возраста, может быть понята как важнейшая ступень в развитии самосознания. До ее возникновения, в период младенчества Я ребенка существует непосредствен-но, в потоке бытия и осознается малышом в форме переживания своего су-ществования. Главная подготовка к новой форме осознания себя происходит в ходе развития предметной практики ребенка и делового общения с взрос-лыми, содержанием которых является овладение культурным опытом. В кри-тический период складывается система, обобщающая весь опыт раннего дет-ства и позволяющая Я ребенка выйти из состояния непосредственной погло-щенности бытием, предстать как объект, осуществить рефлексию. Своеобра-зие этой возрастной формы самоосознания состоит в том, что она носит опо-средствованный - достижением в деятельности - характер и совершается не во внутреннем, идеальном плане как акт самоанализа, а имеет развернутый вовне характер процесса оценки своего достижения и сопоставления своей оценки с оценкой окружающих, а тем самым себя с другими людьми. Ста-новление такой системы Я, где точкой отсчета является достижение, полу-ченное во взаимодействии с окружающим миром, знаменует собой переход к дошкольному детству, который А.Н. Леонтьев назвал «периодом фактиче-ского складывания личности» [10].
4. Причины детских капризов и способы их разрешения и предупреждения
Л.С. Выготский отмечал, что в моменты критического развития ребе-нок становится относительно трудновоспитуемым вследствие того, что изме-нение педагогической системы, применяемой к ребенку, не поспевает за бы-стрыми изменениями его личности [6, с. 244-268].
В период кризиса трех лет становление новой личностной структуры приводит к изменению поведения и частым капризам у детей. Это своеобраз-ная «болезнь роста», проявление характера, воли, инициативы, - ребенок взрослеет, начинает осмысливать слова взрослого и перестает их безогово-рочно воспринимать. Самые распространенные причины детских капризов - непонимание взрослыми новых возможностей и потребностей малыша, от-сутствие уважения к его личности, требования беспрекословного подчине-ния. Не менее важная причина - невнимание к успехам малыша, побуждаю-щее его к «выманиванию» внимания. Но не всегда плохое поведение - это каприз. Иногда ребенку может быть грустно, тревожно, обидно, и он, как ка-жется родителю, «капризничает». Когда ребенок заболевает, он требует к се-бе больше внимания, чем обычно. Здесь нет столкновения интересов, нет конфликта, и от родителей требуется только внимание и помощь.
Кризисный возраст может протекать вполне благополучно, без нега-тивных проявлений в поведении ребенка, если родители налаживают полно-ценное сотрудничество с малышом, участвуют в его играх, поддерживают в трудных ситуациях, разделяют его радости и огорчения, дают возможность проявлять самостоятельность, хвалят за нее [9]. Но нередко упрямство и своеволие малыша настолько сильны и регулярны, что даже опытные роди-тели пребывают в растерянности, не зная, как же добиться выполнения тре-бований взрослого, не подавив чувства собственного достоинства малыша.
Единых рецептов разрешения и предупреждения детских капризов быть не может, ибо каждый случай индивидуален. Для родителей самое важ-ное понять, почему капризничает именно его ребенок, и что в своем (роди-тельском) поведении ему нужно изменить. Ведь каприз ребенка - это отра-жение того, что творится в его душе, а родительская реакция на каприз - это отражение того, что творится в душе родителя.
Игнорировать капризы или, напротив, грубо подавлять сопротивление ребенка - неправильно. Чем раньше малыш научится справляться с разоча-рованиями («в жизни бывает, что не все получаешь сразу же, как только по-желаешь»), тем лучше для него. Устойчивость к фрустрациям помогает в конце концов добиваться желаемых целей.
Если родитель или воспитатель сталкивается с явлениями негативизма и протеста, то, прежде всего, ему следует понять что в этом возрасте это нор-мальное явление развития самости ребенка. Чтобы появилось что-то свое, нужно отказаться от «чужого» (даже если оно родительское). Если взрослый сталкивается с упрямством, то важно не пытаться переломить ребенка, а ви-деть в этой ситуации его взросление, становление его личности и с уважени-ем относиться к его стремлению действовать по собственному усмотрению, иметь собственное мнение и «держать слово», пусть пока в нелепых прояв-лениях. Если родитель сталкивается со строптивостью, то ему можно посове-товать оставить попытки увлечь и развлечь ребенка. Пусть ребенок побудет один и займется тем, чем хочет. Вскоре ему станет скучно, и он придет к вам. Тогда можно предложить ему все то, от чего он отказывался раньше. Но де-лать это следует ненавязчиво, чтобы не спровоцировать отказ ребенка снова.
В этом возрасте еще прекрасно работает метод отвлечения внимания. Надо только умело им пользоваться. Отвлечения, подобные «посмотри¸ какая красивая машина едет», не срабатывают (или срабатывают единожды). Дет-ского ума вполне достаточно, чтобы сообразить, в чем суть простенького ма-невра. Отвлекать нужно не ребенка, отвлечься должен сам родитель: правдо-подобно, искренне, не обращая внимания на кричащего малыша. Удивиться, например, какой-нибудь интересной вещице, которую якобы только что об-наружили в кармане (позаботиться о стратегическом запасе нужно заранее).
Заключение
В результате проведенного теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования нами установлено, что большинство исследователей отмечают исключительную важность и зна-чимость кризиса трех лет в онтогенетическом развитии ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются пред-посылки нравственно-физического и умственного развития малыша. В ран-нем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вме-сте с взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая деятель-ность - предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры. К трем годам появляются личные действия и сознание «я сам» - центральное новообразование этого периода. Возникает эмоциональ-ная завышенная самооценка. В три года поведение ребенка начинает мотиви-роваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и от-ношениями с другими людьми.
Период кризиса возникает незаметно, и очень трудно определить мо-мент его начала и окончания, характерным для любого такого этапа является то, что он имеет в середине своего рода пиковую точку, резкое обострение. Значительная часть детей в период кризиса трудно поддается воспитанию. У ребенка часто снижается успеваемость, работоспособность, ослабляется ин-терес к бывшим любимым занятиям. Характерны конфликты с окружающи-ми, внутренняя жизнь часто связана с болезненными переживаниями. Наибо-лее острыми проявлениями кризиса трех лет являются негативизм, упрямст-во, строптивость, своеволие, протест, обесценивание личностей близких, деспотизм и ревность.
Однако конкретный характер протекания критических периодов во многом определяется внешними условиями. Таким образом, человеческих проявлений гораздо больше вариаций во время кризисов, чем в стабильные периоды. Негативные внешние характеристики поведения в период кризиса создают впечатление того, что ребенок, развиваясь, не столько приобретает для себя, сколько теряет из приобретенного прежде.
Новообразование кризиса трех лет создает основу для гармоничного психического и личностного развития только в том случае, если оно включе-но в новообразование стабильного дошкольного периода развития. В против-ном случае данное новообразование, будучи самодовлеющим само по себе, может привести к искажению психического развития и потребует целена-правленной коррекционной работы.
Список использованных источнико
1. Авдеева, Н. Н. Становление образа себя у детей первых лет жизни [текст] / Н.Н. Авдеева // Вопросы психологии. - 1996, № 4.
2. Божович, Л. И. Психологические закономерности формирования лично-сти в онтогенезе [текст] / Л.И. Божович // Вопросы психологии. - 1976, № 6.
3. Власова, З. И. Роль кризиса трех лет в познавательном развитии дошко-льника онтогенезе [текст] / З.И. Власова // Психологическая наука и об-разование. - 2007. - №5. - C. 138-151.
4. Выготский, Л. С. Проблема возраста в онтогенезе [текст] // Выготский Л.С. Собрание сочинений : в 6-ти т.; Т.4. - М. : Педагогика, 1984. - с. 244-268.
5. Выготский, Л. С. Кризис трех лет [текст] // Дошкольное образование, 2005. - № 15. - С. 2-4.
6. Выготский, Л. С. Исторический смысл психологического кризиса [текст] // Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. Т. 1. - М. : Педагогика, 1982. - С. 386-389.
7. Выготский, Л. С. Психология [текст] / Л.С. Выготский. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
8. Галанов, А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет : пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и ро-дителей : 3-е изд., испр. и доп. [текст] / А.С. Галанов. - М. : АРКТИ, 2006. - 96 с.
9. Галигузова, Л. Н. Как развивается малыш в раннем возрасте [текст] / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. - М., 2008.
10. Гуськова, Т. В. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет [текст] / Т.В. Гуськова, М.Г. Елагина // Вопросы психологии. - 1987, № 5.
11. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды : в 2 т. [текст] / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М. : Педагогика, 1986. - 372 с.
12. Ефимкина, Р. П. Детская психология: методические указания [текст] / Р.П. Ефимкина. - Новосибирск : НГУ, 1995.
13. Кон, И. С. Постоянство и изменчивость личности [текст] / И.С. Кон // Психологический журнал. - 1997. - № 4. - С. 126-137.
14. Косякова, О. О. Возрастные кризисы [текст] / О.О. Косякова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2007.
15. Кураев, Г. А. Возрастная психология : курс лекций [текст] / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. - Ростов-на-Д. : УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 146 с.
16. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [текст] / М.И. Лисина. - М. : Педагогика, 1980.
17. Марцинковская, Т. Д. Детская практическая психология : учебник [текст] / Т.Д. Марцинковская. - М. : Гардарики, 2000. - 255 с.
18. Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология [текст] / Л.Ф. Обухова. - М. : Роспедагентство, 1996. - 374 с.
19. Павлова, Л. Н. Третий год жизни : особенности возраста // Дошкольное воспитание. - 2005. - №2. - С. 113-117.
20. Поливанова, К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного разви-тия [текст] / К.Н. Поливанова // Вопросы психологии. - 2006. - № 4.- С. 23-28.
21. Хазиева, Р. К. Детские капризы: практическое руководство для родите-лей [текст] / Р.К. Хазиева. - М. : Литера, 2010. - 64 с.
22. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в дет-ском возрасте [текст] / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 1971. - № 4. - С. 6-20.
23. Эльконин, Д. Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем воз-расте [текст] / Д.Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1978.
24. Эриксон, Э. Г. Детство и общество : изд. 2-е, перераб. и доп. [текст] / Э.Г. Эриксон / Пер. с англ. - СПб. : Ленато, ACT, 1996. - 592 с.
 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

загрузка...
Проверить тИЦ и PR