Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow Рефераты arrow Психология arrow Коррекционно - развивающее обучение и воспитание

Коррекционно - развивающее обучение и воспитание

Коррекционно - развивающее обучение и воспитание
Введение 3
1. Понятие задержки психического развития и проблема оказания помощи детям с особыми образовательными нуждами 4
2. Система коррекционно-педагогической помощи детям с ЗПР 7
3. Специфика организации коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР 12
Заключение 16
Литература 17
Введение
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» совершен-ствование системы образования требует внедрения в практику работы обще-образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевремен-ное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом адекват-ных условий для развития, формирования полноценной личности, получения должного образования. Особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в систему образования специальных организацион-ных форм дифференцированной помощи детям с трудностями обучения и в адаптации к социальным требованиям в условиях школьного учреждений.
Одну из наиболее распространенных форм нарушений психического развития ребенка представляет собой задержка психического развития (ЗПР). В последние десятилетия специалисты в области коррекционной педагогики обращают все большее внимание на проблемы обучения детей с ЗПР. За-держки психического развития формируются под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов. Эти нарушения характе-ризуются незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, что влечет за собой особые образовательные нужды.
Цель исследования - изучение системы коррекционно-педагогической помощи детям с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие задержки психического развития и проблему ока-зания помощи детям с особыми образовательными нуждами.
2. Охарактеризовать систему коррекционно-педагогической помощи детям с ЗПР.
3. Раскрыть специфику организации специальной помощи детям с ЗПР в условиях дошкольных учреждений общего типа.
Методы исследования - теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
1. Понятие задержки психического развития и проблема оказания помощи детям с особыми образовательными нуждами
Системы оказания помощи лицам с различными типами нарушений развития тесно связаны с социально-экономическими условиями существо-вания общества, с политикой государства по отношению к детям с отклоне-ниями в развитии, с нормативно-законодательной базой, определяющей цен-зовый характер образования и уровень требований к выпускникам учрежде-ний специального образования. Первыми получили помощь от государства дети с глубокими нарушениями психического и физического развития еще в середине XVIII в. Конец XIX - начало XX вв. стали началом систематическо-го обучения умственно отсталых детей. А с середины 50-х гг. XX в. внимание ученых стали привлекать дети с задержкой психического развития (ЗПР).
Задержка психического развития - это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов [14]. Б.И. Белый, Т.В. Егорова, В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, С.К. Сиво-лапов, Т.А. Фотекова, П.Б. Шошин и другие ученые отмечают, что у детей с ЗПР наблюдается отставание в формировании восприятия, недостаточно сформированная зрительная аналитико-синтетическая деятельность [9].
Первоначально проблема ЗПР рассматривалась в контексте трудностей в обучении у детей школьного возраста [8]. В эту группу объединяли детей, испытывающих затруднения в обучении, называя их детьми с недостаточны-ми способностями в обучении или детьми с трудностями в обучении. Меди-ки, также изучавшие детей с подобными отклонениями, пришли к заключе-нию, что трудности, которые испытывают дети, связаны, в первую очередь, с последствиями повреждений мозга на ранних этапах развития ребенка. По-этому таких детей они называли детьми с минимальными мозговыми дис-функциями. Возникновение трудностей у детей рассматривалось в педагоги-ке и с социальных позиций. Истоки задержки психического развития ребенка этими учеными виделись в социальных условиях его жизни и воспитания. Дети, требующие специального обучения для преодоления последствий этих неблагоприятных социальных условий, определялись ими как неприспособ-ленные, педагогически запущенные (или социально и культурно депривиро-ванные). В немецкой литературе в эту категорию включали детей с наруше-ниями поведения, на фоне которых возникали затруднения в обучении. [9]
Дискуссия, развернувшаяся между учеными о причинах и последствиях ЗПР у детей, оказалась полезна для практического решения этой проблемы. Во всем мире стали открываться специальные классы для детей с отклоне-нииями в развитии. Таков был первый этап изучения и обучения детей с ЗПР.
Следующий этап - комплексные медико-психолого-педагогические ис-следования неуспевающих учащихся (в Советском Союзе) и детей, обучаю-щихся в специальных классах (в США, Канаде, Англии). В 1963-1964 гг. в США была принята программа «опережающего обучения», предусматри-вающая годичную подготовку детей старшего дошкольного возраста, неспо-собных идти в соответствующий срок в общеобразовательную школу. Для этого при школах создавались специальные классы или группы.
В Советском Союзе в это время активно развивалась система помощи детям с ЗПР школьного возраста. В исследованиях М.С. Певзнер, Г.Е. Суха-ревой, И.А. Юрковой, В.В. Ковалева, К.С. Лебединской, М.Г. Рейдибойма, И.Ф. Марковской и др. был уточнен клинический состав данной нозологии, изучены психологические особенности детей. Изучены особенности форми-рования у них различных представлений, знаний и навыков (Н.А. Никашина, В.И. Лубовский, Н.А. Цыпина, Е.А. Слепович, У.В. Ульенкова). Переход в 70-е гг. к общему обязательному среднему образованию заставил педагогику обратить серьезное внимание на стойко неуспевающих учащихся, и с 1981 г. в структуру специального образования был введен новый тип учреждения - специальное (коррекционное) образовательное учреждение для детей с за-держкой психического развития, а также отдельные классы при общеобразо-вательных школах для детей с ЗПР (коррекционные классы) [13]
Несколько позже началось изучение детей с ЗПР дошкольного возрас-та. В Институте дефектологии (ныне Институт коррекционной педагогики РАО) проводилось изучение детей с ЗПР 5-6-летнего возраста. Результатом его явилась Типовая программа обучения детей с ЗПР в подготовительной группе детского сада (1989), а в 1991 г. был разработан вариант программы коррекционного обучения детей с ЗПР старшего дошкольного возраста. С 1990 г. дошкольные учреждения для детей с ЗПР включены в номенклатуру специальных (коррекционных) дошкольных учреждений нашей страны.
За тридцать лет изучения детей с рассматриваемой патологией в отече-ственной науке и практике сложилась теоретическая база, определились ос-новные методологические подходы к организации воспитания и обучения, накоплен опыт работы по оказанию коррекционно-педагогической помощи детям-дошкольникам с ЗПР в условиях специализированного детского сада. Этот период можно назвать вторым этапом научно-методологического ос-мысления проблемы ЗПР у детей. Его достижениями являются выработка общепринятой этиопатогенетической классификации ЗПР, понимание необ-ходимости вариативной психолого-педагогической поддержки детей данной категории, накопление опыта решения организационно-методических вопро-сов воспитания и обучения детей с ЗПР разного возраста [9].
Третий этап оказания помощи детям с ЗПР связан с началом 90-х гг. XX столетия. В это время в научных кругах возникло целое направление ра-боты, связанное с усиленным вниманием к проблемам ранней диагностики и коррекции отклонений в психофизическом развитии ребенка. Многочислен-ные исследования этих лет позволяют наконец выстроить систему коррекци-онно-развивающей помощи детям с ЗПР не «сверху», как мы это видели на предыдущем этапе, когда исследователи как бы «спускались» к детям-дошкольникам от проблем школьного обучения, а «снизу», когда исследова-тели стремятся понять закономерности гетерохронного онтогенеза ребенка, сопоставить пути развития ребенка в норме и при патологии, выявляя опти-мальную стратегию и тактику запуска компенсаторных механизмов [9].
2. Система коррекционно-педагогической помощи детям с ЗПР
С целью оказания специальной помощи детям с ЗПР в нашей стране создана система коррекционно-развивающего образования и компенсирую-щего обучения. Это качественно новый уровень организации образователь-ного процесса, который позволяет удовлетворить интересы и образователь-ные потребности конкретного ребенка, учесть его индивидуальные способ-ности, обеспечить полноценное образование и сохранить здоровье.
Сложившаяся к настоящему времени система коррекционно-развивающего обучения отражает разработанную в 1993 г. в Институте кор-рекционной педагогики РАО концепцию коррекционно-развивающего обу-чения (КРО) в условиях общеобразовательной школы (В.И. Лубовский, Н.А. Никашина, Т.В. Егорова, С.Г. Шевченко, Р.Д. ригер, Г.М. Капустина и др.).
Система комплексной помощи детям с ЗПР включает в себя:
 создание различных моделей специальных образовательных учреж-дений для детей данной категории: дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида, специальных школ и школ-интернатов для детей с ЗПР, классов коррекционно-развивающего обучения в структуре массовой общеобразовательной школы;
 раннее выявление детей, отстающих в развитии, удовлетворение их образовательных потребностей, обеспечение преемственности форм и методов коррекционной работы в системе дошкольного и школь-ного образования, начального и основного общего образования;
 совершенствование системы медицинского, педагогического и пси-хологического диагностирования с целью определения особенно-стей организации коррекционно-образовательного процесса, сохра-нения и укрепления здоровья детей;
 создание системы лечебно-оздоровительной и профилактической работы в условиях общеобразовательных учреждений;
 нормативное и учебно-методическое обеспечение практики образо-вания детей с ЗПР;
 определение задач и содержания профессиональной ориентации, профессионально-трудовой подготовки и социально-трудовой адап-тации выпускников;
 создание и применение критериев и методик оценки эффективности коррекционно-развивающего образовательного процесса;
 разработку моделей служб консультативной помощи семье;
 подготовку педагогических кадров по коррекционной педагогике для системы дошкольного и школьного образования.
Для детей с ЗПР школьного возраста действуют специальные (коррек-ционные) образовательные учреждения VII вида, осуществляющие образова-тельный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования: I ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения - 3-5 лет); II ступень - основное общее образо-вание (5 лет). Прием детей в коррекционное учреждение осуществляется по заключению психолого-медико-педагогической комиссии с согласия родите-лей или законных представителей ребенка (опекунов): в подготовительный I-II классы, в III класс - в порядке исключения. При этом дети, начавшие обу-чение в общеобразовательном учреждении с 7-летнего возраста, принимают-ся во II класс коррекционного учреждения; начавшие обучение с 6-летнего возраста - в I класс. Дети, ранее не обучавшиеся в общеобразовательном уч-реждении и показавшие недостаточную готовность к освоению общеобразо-вательных программ, принимаются с 7-летнего возраста в I класс коррекци-онного учреждения (нормативный срок освоения - 4 года); с 6-летнего воз-раста - в подготовительный класс (нормативный срок освоения - 5 лет).
Согласно нормативно-правовым положениям, в современной общеоб-разовательной школе для детей с трудностями в обучении создаются два ос-новных вида классов - классы компенсирующего обучения и классы вырав-нивания. В школьной практике имеют место и другие формы дифференциро-ванного обучения: классы педагогической поддержки (первично создаются в среднем звене школы), классы адаптации, здоровья и др.
Коррекционно-развивающее обучение в классах выравнивания и ком-пенсирующих классах определяется нормативно-правовыми положениями Министерства образования РФ и строится на основе организационно-педагогических и научно-методических положений Концепции коррекцион-но-развивающего обучения, разработанной Институтом коррекционной педа-гогики, а также психолого-педагогических принципов развивающего обуче-ния. В соответствии с положениями Министерства образования классы вы-равнивания создаются для обучения детей с ЗПР, у которых при потенциаль-но сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются сла-бость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость.
В соответствии с Законом об образовании и приказом Минобразования России для детей группы педагогического риска в массовых общеобразова-тельных школах открыты классы компенсирующего обучения с целью пре-дупреждения дезадаптации детей в условиях образовательного учреждения. Согласно Положению об организации классов компенсирующего обучения (педагогической поддержки), максимальное число обучающихся 15 человек.
К группе педагогического риска относят детей, которые по совокупно-сти генетических, биологических и социальных факторов приходят в школу психически и физически ослабленными, социально запущенными, с риском школьной и социальной дезадаптации. Это дети с сохранным интеллектом и сниженными в сравнении со сверстниками адаптационными возможностями, что делает их уязвимыми по отношению к несбалансированным воздействи-ям внешней среды и предрасположенными к социально-психологическим срывам и патологическим реакциям на перегрузки. У них нет выраженных отклонений в развитии, т.е. нет ЗПР церебрально-органического генеза, ум-ственной отсталости, выраженных нарушений речи, слуха, зрения, двига-тельной сферы. При соответствующем возрастной норме интеллектуальном развитии они обнаруживают низкую работоспособность, повышенную утом-ляемость и отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность, низкий уро-вень производительности психических функций и деятельности, несформи-рованность учебной мотивации и познавательных интересов.
Согласно Положению об организации классов компенсирующего обу-чения (педагогической поддержки), максимальное число обучающихся 15 человек. Охране и укреплению здоровья учащихся этих классов отводится особая роль, в связи с чем проводится специальная работа. В учебный план классов компенсирующего обучения вводятся специальные лечебно-оздоровительные и коррекционно-развивающие занятия (ритмика, лечебная физкультура, занятия с логопедом, психологическая помощь), увеличивается время занятий музыкой, рисованием, вводятся театральные занятия, дидакти-чески переоснащаются уроки русского языка и чтения, трудового обучения.
Специальные классы, интегрированные в массовые общеобразователь-ные школы, являются одной из наиболее распространенных моделей. В Рос-сии к их числу можно отнести организацию дифференцированного обучения учащихся общеобразовательной школы. Оно предусматривает усиление ин-дивидуального подхода к ребенку и учета его индивидуальных особенностей и возможностей при выборе для него формы организации и методов образо-вания: учитывается состояние здоровья, готовности к школьному обучению, психофизических и адаптационных возможностей. На практике это реализу-ется в развитии системы классов, в которых созданы щадящие условия обра-зования и работает квалифицированный педагог, знающий особенности ра-боты с такими детьми. Традиционная школьная среда корректируется в соот-ветствии с потребностями детей, испытывающих затруднения в обучении.
Создание специальных классов коррекционно-развивающего обучения позволяет обеспечить оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении и проблемами в физическом и нервно-психическом здоровье. С целью уточнения диагноза воспитанник может находиться в кор-рекционном учреждении VII вида в течение одного года. Наполняемость класса и группы продленного дня в коррекционном учреждении - 12 человек. Перевод в общеобразовательное учреждение осуществляется по мере кор-рекции отклонений в развитии после получения начального общего образо-вания. В отличие от обычных школьников и учащихся классов компенси-рующего обучения для обучающихся в коррекционных классах (или школах VII вида) предусмотрено освоение соответствующего стандарта специально-го образования в сроки более продолжительные, чем в обычных классах. При соответствующей организации обучения, создающей оптимальные условия для развития личности и своевременного выявления затруднений, оператив-ной помощи в их преодолении, около половины детей с ЗПР после окончания начальной школы способны продолжить свое обучение в обычных классах, имея удовлетворительную успеваемость. Вторая половина продолжает обра-зование в условиях коррекционного класса, особенно тогда, когда ЗПР имеет более стойкие формы (церебрально-органического происхождения).
Практика показывает, что предупреждение трудностей в обучении и адаптации к школе детей целесообразно начинать в условиях детского сада. Для этого существует специальная модель дошкольного образовательного учреждения - ДОУ компенсирующего вида для детей с ЗПР, в котором кор-рекционная работа ведется в трех направлениях: диагностико-консультативная, лечебно-оздоровительная и коррекционно-развивающая.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками ведется специа-листами-дефектологами (логопедами, олигофренопедагогами), воспитателя-ми при участии семьи ребенка. Программа учитывает состояние и уровень развития ребенка и предполагает обучение по разным направлениям: озна-комление с окружающим миром и развитие речи, формирование правильного звукопроизношения, обучение игровой деятельности и ее развитие, ознаком-ление с художественной литературой, развитие элементарных математиче-ских представлений, подготовка к обучению грамоте, трудовое, физическое и художественно-эстетическое воспитание и развитие.
3. Специфика организации коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР
Как показали многочисленные исследования, при условии своевремен-ной коррекционно-педагогической помощи детям с ЗПР и особой организа-ции их образовательного процесса они способны овладеть программой ос-новной школы и в большинстве случаев продолжить образование. Достиже-ния педагогической реабилитации и возможность положительных результа-тов коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР определили особый подход к обучению детей данной категории.
В школе коррекционная работа строится по адаптированным програм-мам и учебным планам в соответствии со специальным образовательным стандартом. Коррекционная направленность обучения достигается благодаря введению специальных предметов: ознакомление с окружающим миром и развитие речи, ритмика, трудовое обучение. На уроках применяют коррекци-онно-педагогические технологии, помогающие осваивать учебный материал.
Значительное место занимает индивидуально-групповая коррекционная работа (логопедические занятия, работа по восполнению пробелов предшест-вующего обучения или пропедевтика новых и трудных тем). С учетом инте-ресов детей в целях развития индивидуальных склонностей вводятся факуль-тативы (художественные, музыкальные, трудовые, спортивные и т.д.).
Обучение ребенка в классе коррекционно-развивающего обучения строится с учетом его актуальных возможностей, на основе охраны и укреп-ления здоровья, создания благоприятной образовательной среды, обеспечи-вающей не только усвоение знаний, но и развитие личности ребенка.
Успех коррекционной работы с ребенком с ЗПР и в дошкольном обра-зовательном учреждении, и в школе обеспечивается многими компонентами, среди которых важную роль играет педагогическое взаимодействие с семьей.
Специфика организации учебно-воспитательного процесса для детей ЗПР обнаруживается в структурировании материала, методике его препода-вания. Построение содержания учебного материала в системе коррекционно-развивающего обучения осуществляется на основе следующих принципов:
• усиления практической направленности изучаемого материала;
• выделения сущностных признаков изучаемых явлений;
• опоры на жизненный опыт ребенка;
• ориентации на внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;
• необходимости и достаточности объема изучаемого материла;
• введения в содержание учебных программ коррекционных методов активизации познавательной деятельности [20].
Элементом коррекционно-развивающего учебно-воспитательного про-цесса является индивидуально-групповая работа по коррекции индивидуаль-ных недостатков развития. Это специальные занятия, имеющие целью не только повышение общего, интеллектуального уровня развития, но и реше-ние конкретных задач предметной направленности: подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, ликвидация пробелов обучения и др.
Коррекционно-развивающее обучение осуществляется на всех уроках. Важнейшим научным основанием организации и осуществления коррекци-онно-развивающего обучения является теория формирования учебной дея-тельности. Учебная деятельность только тогда благотворна для ребенка, ко-гда он выступает ее субъектом. В основе деятельности лежит мотив. У школьников, обучающихся в компенсирующих классах, доминирует мотива-ция избегания неудач в учении, отрицательных оценок и отметок, наказаний за неуспехи и получением высоких отметок и положительных оценок со сто-роны учителя за успешную деятельность. Подобная мотивация в своей осно-ве содержит тревожность, отрицательные эмоциональные переживания, не-уверенность в себе, боязнь критики. Ребенок не испытывает удовольствия от деятельности, тяготится ею. Формирование положительной мотивации, свя-занной с достижением успехов в учебном труде, овладением новыми знания-ми и способами их получения, установлением и сохранением хороших отно-шений с окружающими, открытие детям личностного смысла деятельности является необходимым условием коррекционно-развивающего обучения. Также коррекционно-развивающее обучение требует формирования у школьников способностей целеполагания в учебной деятельности [8].
Психолого-педагогическая коррекция должна быть систематической, комплексной и индивидуализированной. Задача специальной коррекционной работы состоит в том, чтобы помочь детям с ЗПР овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность, сформи-ровать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими. Коррек-ционно-развивающая деятельность в учебном процессе строится с учетом темпа психического развития и темпа усвоения. Важно учитывать неравно-мерность проявлений познавательной активности школьника и опираться на те виды деятельности, в которых легче всего вызывается эта активность, по-степенно распространяя ее на другие виды деятельности, искать виды зада-ний, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. Важным моментом в организации системы коррекционно-развивающего обучения является динамическое наблюдение за каждым ребенком. Особая роль отводится охране и укреплению здоровья учащихся.
Коррекционная направленность обучения обеспечивается набором ба-зовых учебных предметов, которые составляют инвариантную часть учебно-го плана. Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках и позволяет обеспечивать усвоение учебного мате-риала на уровне требований к знаниям и умениям образовательного стандар-та школы. Проверка и оценка учебной работы учащихся классов коррекци-онно-развивающего обучения проводятся в соответствии с требованиями, указанными в вариативных программах [11]. Коррекция индивидуальных не-достатков развития осуществляется на индивидуально-групповых занятиях. Это могут быть общеразвивающие занятия по коррекции недостатков памя-ти, внимания, развитию мыслительной деятельности, закреплению в речи по-ставленных логопедом звуков. Но могут быть и занятия предметной направ-ленности - подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, лик-видация пробелов. Коррекционные занятия учитель проводит по мере выяв-ления у учащихся индивидуальных проблем в развитии, отставания в обуче-нии. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит основ-ной учитель класса, во время индивидуальных занятий с учениками работает воспитатель группы продленного дня. В соответствии с учебным планом в начальных классах на коррекционные занятия отводятся 3 часа в неделю вне сетки обязательных учебных часов. Продолжительность занятий с одним учеником (или группой) не должна превышать 15-20 минут. В группы воз-можно объединение не более трех учеников, у которых обнаружены сходные затруднения в учебной деятельности. Работа с целым классом на этих заня-тиях не допускается.
Специальная работа на занятиях посвящается коррекции недостаточно сформировавшихся навыков и умений: коррекции каллиграфии (умения ви-деть строку, соблюдать размеры букв, правильно их соединять), техники чте-ния (плавности, беглости, выразительности), скорописи, правильности спи-сывания, умения составлять план и пересказ прочитанного и т.п. В некото-рых случаях индивидуальные занятия необходимы для обучения приемам пользования отдельными дидактическими пособиями, схемами, графиками, географической картой, алгоритмами действия по тем или иным правилам, образцам. Не менее важно индивидуальное обучение приемам запоминания отдельных правил или законов, стихотворений, таблицы умножения и др.
Для коррекционно-развивающего обучения недостаточно создать по-ложительное эмоциональное отношение ребенка к занятиям. Необходимо включить учащихся в деятельность, «соединяющую ум с сердцем», близкую и понятную детям, результативную и успешную. При успешной коррекции и сформированности готовности к школьному обучению дети переводятся в обычные классы традиционной системы обучения.
Заключени
Проведенный анализ специальной психолого-педагогической литера-туры по проблеме исследования свидетельствует о том, что вопросам органи-зации специальной коррекционно-педагогической помощи детям с ЗПР по-священо значительное количество работ. В них затронуты проблемы интег-рированного обучения (В.В. Коркунов, Н.Н. Малофеев, Л.М. Шипицина), моделирования педагогической помощи (Б.Н. Алмазов, О.В. Алмазова, В.В. Коркунов, Н.Н. Малофеев).
С целью оказания специальной помощи детям с ЗПР в нашей стране создана система коррекционно-развивающего образования и компенсирую-щего обучения. Это качественно новый уровень организации образователь-ного процесса, который позволяет удовлетворить интересы и образователь-ные потребности конкретного ребенка, учесть его индивидуальные способ-ности, обеспечить полноценное образование и сохранить здоровье. В струк-туру специального образования введен новый тип учреждения - специальное (коррекционное) образовательное учреждение для детей с задержкой психи-ческого развития, а также отдельные классы при общеобразовательных шко-лах для детей с ЗПР (коррекционные классы). Также существует специальная модель дошкольного образовательного учреждения - ДОУ компенсирующе-го вида для детей с ЗПР, в котором коррекционная работа ведется в трех на-правлениях: диагностико-консультативная, лечебно-оздоровительная и кор-рекционно-развивающая. Важное место в деле помощи детям с ЗПР сейчас занимает постоянно действующая психолого-медико-педагогическая кон-сультация (ПМПК). Она решает проблемы ребенка на межведомственном уровне, объединяя усилия специалистов различных ведомств: здравоохране-ния, образования и социальной защиты населения.
Итак, существующая в настоящее время в России система типов и ви-дов государственных и муниципальных образовательных учреждений, обес-печивает возможность выбора той или иной формы получения образования.
Литература
1. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина. - 2-е изд. - М.: Ака-демия, 2002. - 272 с.
2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. - М., 2003.
3. Интеграция детей с особенностями развития в образовательное про-странство / Под ред. проф. Л.М. Шипицыной. - М., 2006. - 216 с.
4. Карнес Мерл Б., Ли Ричард К. Привлечение родителей к обучению ано-мальных детей / Общ. ред. В.Я. Пилиповского. - М., 1992.
5. Королевская Н.Г. «Особая семья» - «особенный ребенок»: книга для ро-дителей детей с отклонениями в развитии / Под ред. С.П. Евсеева. - М., 2003. - с. 229.
6. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с осо-быми проблемами в развитии. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 304 с.
7. Малофеев Н.Н., Разенкова Ю.А., Урядницкая Н.А. Развитие ранней по-мощи семье с проблемным ребенком в РФ. / Дефектология. - 2002. - №6. - с. 60-68.
8. Методические рекомендации к организации коррекционно-образовательного процесса с детьми с ЗПР / Под. ред. С.Г. Шевченко. - М., 2004.
9. Мишина Г.А., Моргачева Е.Н. Коррекционная и специальная педагогика. - М., 2007. - 144 с.
10. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Учебно-методическое пособие для пед. и гуманит. Вузов / Авт.-сост. В.П. Глу-хов. - М.: МГТУ им. М.А. Шолохова, 2007. - 312 с.
11. Психолого-медико-педагогическая комиссия: Методические рекоменда-ции / Науч. ред: М.М. Шипицина. - СПб., 2002. - 345 с.
12. Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях дошко-льного образовательного учреждения. Программно-методическое посо-бие / Под. ред. Т.Г. Неретиной. - М., 2004.
13. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М., 2001.
14. Специальная педагогика / Под ред.Н.М. Назаровой. - М., 2000.
15. Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Выродова И.А. и др. Коррекционная по-мощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС в груп-пах кратковременного пребывания / Под ред. Е.А. Стребелевой. М.: По-лиграф сервис, 2003. - 124 с.
16. Ткачева В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии / Дефектология. - 1999. - №3. - с. 30.
17. Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с от-клонениями в развитии / Дефектология. - 1998. - №4. - с. 3.
18. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии / В.В. Ткачева. - М.: АСТ; Астрель, 2007. - 318 с.
19. Уленкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М., 2002. - 175 с.
20. Шевченко С.Г. Организация специальной помощи детям с трудностями в обучении в условиях дошкольных учреждений, комплексов «начальная школа - детский сад» / Дефектология. - 2000. - №6. - с. 36.
 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
4 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR