Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow Рефераты arrow Психология arrow Музыка и личность ребёнка

Музыка и личность ребёнка

Музыка и личность ребёнка
СОДЕРЖАНИЕ
1. Психофизиология звука.
2. Музыкальная деятельность и развитие мозговых структур в онтогенезе.
3. Влияние музыки на личность и психику ребёнка.
Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Музыка представляет собой искусство выражения сокровенных чувств и мыслей человека. Музыка это отражение природной красоты с помощью звуков. В различных обществах, в силу своих географических и исторических различий, музыка является продуктом мировоззрения, а так же эмоциональным отражением людей к окружающему миру.
Очевидно, что в прошлом люди слушали и воспринимали музыку иначе, чем сейчас. Но неизменно на протяжении всей своей многовековой истории человечество стремилось проникнуть в тайны звуков музыки, звуков окружающего мира и использовать их в собственных целях и интересах.
Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги, задумывались над тайнами влияния музыки, пытались определить её роль, как и в восстановлении функций организма, так и в формировании духовного мира организма. Они пытались использовать влияние музыки для лечения души и тела.
Раньше в каждой дворянской семье детей обучали танцам, верховой езде, иностранным языкам, и обязательно игре на музыкальных инструментах и пению. Занятия музыкой, требовали и требуют непрестанного труда, волевых усилий детей, а так же огромного родительского терпения. Так почему же предыдущее поколение родителей, невзирая на сложности обучения игре на музыкальных инструментах, всё таки старалось обязательно дать детям музыкальное образование?
Да просто всегда люди понимали, что восприятие музыки и музыкальная деятельность занимает важнейшее место в психической жизни человека. Музыка делает человека коммуникабельнее, музыка приучает ребёнка к ежедневному труду, воспитывает в нём терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, даёт особое видение окружающего мира, музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть. Игра на музыкальном инструменте формирует у ребёнка чувство ритма, налаживает координацию между слухом и моторикой рук. Таким образом, музыкальные занятия стимулируют развитие ряда структур мозга.
В настоящее время в музыкальной психологии неизученных проблем больше, чем изученных. По этому, данная дипломная работа является актуальной, так как психология влияния музыкальной деятельности, как в прочем и элементарное восприятие музыки, предоставляет широкое поле для исследовательской деятельности.
Можно прямо сказать, что музыкальная психология на сегодняшний день является наукой мало разработанной и исследованной. Не мало важная причина этого сводится к вопросу: кто должен заниматься развитием этой науки Музыканты-педагоги, считают, что музыкальная деятельность имеет свою специфику и её может понять лишь музыкант. Эта точка зрения вполне резонна.
Вторая точка зрения принадлежит психологам, и она тоже является вполне справедливой. Психологи считают, что психологические особенности музыкальной деятельности, подвластны изучению лишь профессионалам-психологам, хорошо владеющим наукой.
Как уже говорилось выше, обе точки зрени я имеют важное место в изучении музыкальной психологии. На сегодняшний день имеются публикации, относящиеся к музыкальной психологии, рассматривающие её с разных позиций - физиологии, искусство ведения. педагогики, психологии. Но, несмотря на достоинства эти работ, ряд публикаций по музыкальной психологии лишь относительно можно отнести к психологии, так как в работах больше рассматривается психология, чем непосредственно сама суть: музыкальная деятельность или музыка вообще. Положения из общей психологии механически адаптируются к музыкальной деятельности и к м3узыке в целом. В качестве иллюстраций и примеров приведены высказывания выдающихся музыкантов. Мало проведено психологических исследований и практически не представлены механизмы явлений, связанных непосредственно с музыкальной деятельностью музыкантов, их психическими особенностями.
Другой ряд публикаций по музыкальной деятельности рассматривается в большей части с позиции педагогики и искусствоведения.
Несомненно, надо отдать должное, фундаментальности работы Б.М. Теплова (Психология музыкальных способностей, 1947г), которая сыграла важную роль в становлении науки "Музыкальная психология".
Было бы не верно сказать, что эта область психологии стоит на месте. В последнее время, в отечественной психологии появилось не малое количество трудов, связанных с музыкальной психологией. Появились такие имена, как: Л.Л. Бочкарёв (1997г), Маляренко Г.Ю., Петрушин В.И. "Музыкальная психология", Шушарджан С.В. и др.
Одно можно сказать точно, что музыкальной психологией должны заниматься специалисты, которые олицетворяют собой одновременно и профессиональных музыкантов и профессиональных психологов в одном лице.
1. Психофизиология звука.
Прежде чем рассматривать непосредственное влияние музыки, а тем более влияние систематических занятий музыкой, считаю важным сначала рассмотреть такое понятия как слуховая система человека или точнее сказать психофизиология восприятия звука.
Все понимают, что ухо человека имеет очень сложное устройство. Ушная раковина, наружный слуховой проход, похожи на трубку, связывающую внешний мир с маленькой внутренней мембраной - барабанной перепонкой, которая при изменении давления воздуха начинает колебаться. Однако, эти наружные части уха имеют наименьшее значение для успешного его функционирования, это всего лишь начало длинной цепи событий, которые в конечном счёте приводят к восприятию звука.
Стимулы, порождающие слуховое восприятие, представляют собой волны. Такие волны, образуются в результате колебания воздуха. Функция уха заключается в переработке таких колебаний. Которые, в дальнейшем, переходят в нервные импульсы. Слуховое восприятие зависит от характеристик звуковой волны. Например, громкость звука обусловливается амплитудой волны, а его высота - частотой колебаний.
Ухо состоит из трех отделов: наружный, средний и внутренний. Наружное ухо состоит из ушной раковины и слухового прохода, упирающегося в мембрану, которая вибрирует под влиянием звуковых волн. В среднем ухе есть 3 слуховые косточки. Они обеспечивают передачу вибраций овальному окну на границе внутреннего уха. Во внутреннем ухе находится лабиринт, в состав которой входит улитка. Эта улитка похожа на трубку длинной 34 мм, которая спирально свёрнута в два с половиной оборота. Улитка внутреннего уха наполнена жидкостью. Эта жидкость приходит в движение под воздействием звуковых волн. Движение жидкости вызывает пригибание мембраны, проходящей вдоль улитки. Эти изменения, интенсивнее выражается при воздействии высоких звуковых волн, меньше при воздействии низких звуковых волн. В том месте, где происходят изменения состояния мембраны, в результате возбуждения чувствительных клеток, вибраций переходит в нервные импульсы. По этому, там где происходит деформация мембраны, различается частота звука, а его громкость - это то количество клеток, которое вовлечено в деформацию, после чего информация передается в головной мозг по слуховому нерву.
По этому как бы не были совершенны механизмы структуры улитки, преобразующие частоту внешнего звукового воздействия в соотношения колебаний амплитуд основной мембраны, ощущение звука было бы невозможно без трансформации механического процесса в электрический. А такой процесс осуществляется на уровне рецепторных клеток с дальнейшей передачей в мозговые центры. Уже на уровне рецепторных клеток внутреннего уха выделяются две системы. Одна - преобразующая поступающие из внешней среды акустические сигналы в формы активности, присущие нервной системе, а именно в медленные электрические потенциалы и в короткие импульсы. Вторая - передающая уже преобразованную информацию о свойствах внешнего звукового источника к разным отделам мозга. Эти две системы составлены из рецепторных и нервных клеток. Функции организации сложных форм акустического поведения, регуляции и компенсации слуха, требует включения в их осуществление сложных механизмов мозга.
Выше уже было сказано, что звуковая картина мира, преобразованная в периодических механических и рецепторных структурах органа слуха, приводит в действие сложнейшие механизмы мозга, деятельность которых завершается трансформацией слухового "изображения" в акт восприятия. Соответственно в основе восприятия любого стимула лежит внутренняя обработка информации. Далее переработанная информация преобразуется в определённый код, носителем которого являются клетки мозга - нейроны, а мозг человека состоит из миллиардов нервных клеток, находящихся в непрерывной активности. Нервные клетки генерируют электрические разряды - импульсы или медленные электрические потенциалы. Весь поток раздражителей, который воспринимается органами чувств от внешней среды, заключён в этих двух типах электрических сигналах. Но какими бы совершенными и разнообразными не были бы представлены периферические структуры, ориентировка в огромном мире звуков была бы невозможна без участия нейронов, а нейроны это маленькие кирпичики в здании слухового восприятия.
Процесс слухового анализа начинается с реакции тысяч чувствительных рецепторных клеток внутреннего уха, около тридцати тысяч нервных волокон, входящих в состав слуховой ветви VIII черепно-мозгового нерва, передают полученную из внешней среды информацию в мозговые центры, где она преобразуется и перерабатывается. Далее идут "прямые" связи попадающей звуковой информации, с проводящими слуховыми путями в мозге человека. Это со слуховым нервом, кохлеарным ядром, верхней оливой, нижним холмом, медиальным коленчатым телом, со слуховой зоной коры больших полушарий мозга, а так же участвуют в связях первый стволовой, второй среднемозговой, третий корковый перекрёсты слуховых волокон.
Помимо описанных выше "прямых" связей, наблюдаются контакты с другими отделами головного мозга. Установлены достаточно чёткие связи кохлеарных ядер и ядер трапециевидного тела с двигательными ядрами слухового и тройничного нерва, здесь следует специально подчеркнуть, что от тел клеток этих черепно-мозговых нервов отходят отростки, иннервирующие мышцы среднего уха. Известны связи кохлеарных ядер, верхней оливы и боковой петли с ретикулярной формацией ствола мозга, а это есть мощная активирующая система. Значительная часть волокон идет от среднего мозга в мозжечок и в спинной мозг, а так же к различным двигательным ядрам. Говоря о двигательных ядрах, особый интерес представляют ядра, связанные с управлением сложной координированной активностью звукопроизводящего аппарата - мышц гортани, языка, жевательных и мимических мышц. Известны связи с так называемыми эмоциогенными зонами мозга, это зоны, электрическое раздражение которых вызывает эмоциональные реакции (весёлость, страх, печаль и т.д.) или обуславливает изменение настроения (подавленность, приподнятость и т.д.). В переднем мозге слуховые связи необыкновенно широки, здесь можно назвать: моторную, лобную, ассоциативную и височно-затылочную кору.
Это далеко не полный перечень связей, по которым слуховая информация поступает к различным отделам мозга, можно сказать без преувеличения - "слышит" весь мозг.
В данной части параграфа, мне хотелось рассказать, на сколько сложен процесс восприятия звуков, не говоря уже о целых музыкальных произведениях, а тем более о систематических занятиях музыкой или даже о просто систематических прослушиваниях музыкальных произведений.
2. Музыкальная деятельность и развитие мозговых структур в онтогенезе
Начиная говорить непосредственно о мозговой организации музыкальной деятельности человека, надо, прежде всего, сказать, что музыкальная деятельность человека представляет собой функциональную систему, состоящую из множества звеньев, обеспечивающих переработку музыкальной информации, каждая из которых выполняет свою специфическую задачу. Например, звуковысотный анализ осуществляется за счёт работы верхней височной извилины правого полушария. За осуществление ритмического анализа отвечает верхняя височная извилина левого полушария. Функцию нижней лобной извилины можно определить, как анализ отношений музыкальных звуков во временной последовательности и т.д. Таким образом, в головном мозге нет специализированного центра переработки музыкальных звуков. В переработке воспринимаемых звуков участвует большое количество областей, рассредоточенных по всему головному мозгу. Так же участвуют в переработке звуков и те области мозга, которые обычно участвуют в других формах деятельности. Размеры активных зон варьируются в зависимости от индивидуального опыта и способностей человека.
Существует значительное разделение правого и левого полушария в осуществлении музыкальной деятельности. По результатам исследований, правое полушарие отвечает за мелодические аспекты: анализ высоты тонов, количества звучащих одновременно звуков, интенсивность, тембр, левое полушарие отвечает за восприятие ритма и "профессиональный" анализ музыки. Музыкальная память обеспечивается совместной работой обеих лобных полушарий, при этом цельное впечатление от музыки даёт только интеграция специализированных когнитивных и эмоциональных процессов, обеспечиваемых совместной работой обеих полушарий.
Как свидетельствуют литературные источники, в большей степени работы и исследования проводились зарубежными психологами. Такими как S. Auerbаch, A. Spitska, G. Beheim - Schwarbach, H. Tuge, H Gaser, и т. д.
Исследованиями зарубежных психологов было установлено, что объем слуховой коры у людей профессионально занимающихся музыкой на 30 процентов больше, чем у людей, не имеющих непосредственного отношения к ней. Ещё надо отметить, что у людей связанных с музыкальной деятельностью, большая площадь мозга вовлечена в работу над координацией и управлением движениями рук, необходимыми для игры музыкальных инструментах. Так же зарубежными психологами было обнаружено, что у людей, начавших заниматься музыкой в детстве, мозолистое тело на 10-15 процентов толще, чем у людей, не занимающихся музыкой или начавших заниматься ей в более зрелом возрасте.
Так же зарубежные психологи, работающие в области музыкотерапии, с помощью метода функционального магнитного резонанса сравнивали активность мозга у музыкантов. При прослушивании «правильных» аккордовых секвенций (с последовательностью «тоника-субдоминанта-доминанта-тоника») и «неправильных» (включающих аккорды из других тональностей), у музыкантов наблюдалась более сильная активация фронтальной коры, особенно в левом полушарии, в передней части верхней височной извилины, в надкраевой извилине теменной доли и в задней височной области. При этом, например, если аккордовая прослушиваемая последовательность не сочеталась с остальными, у музыкантов наблюдалась более сильная активация в нижней лобной извилине билатерально и в передней части верхней височной извилины правого полушария, по сравнению с не музыкантами. После обучения музыке у детей наблюдалась активная работа в нижней лобной передней части верхней височной извилин, так же, как и у взрослых, обучение у детей приводило к активации нижней лобной извилины и задней части верхней височной извилины правого полушария. Из этого можно сделать вывод, что в этой зоне находится нейрофизиологическая основа «музыкального синтаксиса» (представления о музыкальной функциональной последовательности) и музыкально - синтаксические ошибки активируют больше эти зоны у музыкантов, в сравнении с не музыкантами.
Так же проводились исследования влияния музыкальных занятий на когнитивное развитие и на функционально-анатомическое развитие головного мозга. Дети выполняли ряд психологических тестов на выявление развития вербальных, математических способностей и пространственных представлений. Для исследования структурного и функционального развития мозга использовался метод функционального магнитного резонанса (fMRI) головного мозга, проводились сравнительные лонгитюдные исследования. Тесты на когнитивное развитие при первичном обследовании не выявили значимых различий. При этом в сравнении ритмов и мелодий наблюдалась активация верхней височной извилины билатерально, причём в правом полушарии верхняя височная извилина активировалась больше при сравнении мелодий, а в левом - при сравнении ритмов. Через 14 месяцев, с помощью fMRI у детей, занимавшихся музыкой, были выявлены изменения, происшедшие в функциональной активации мозга: и в левом и в правом полушарии активировались слуховые ассоциативные зоны в височной доле и теменно-височной области. У людей, не занимавшихся музыкой и не имеющих к ней ни какого отношения, изменений не наблюдалось.
Попробуем сделать вывод: музыкальная грамота пространственно организованна, а так же большинство музыкальных инструментов могут задавать возможность пространственных координат. Флейта (ближе - дальше) или (верх - низ), фортепиано (право - лево), скрипка -(перпендикулярно - горизонтально), и т.д. Следовательно, музыка развивает пространственное мышление. Так как для понимания записи ритма требуются такие же математические навыки, как и для понимания пропорции и дроби, то развиваются с помощью занятий музыкой и математические способности. Развиваются лингвистические способности, так как и музыкальная и речевая деятельность требуют способности разделять поток звуков на маленькие перцептивные единицы.
Имеются и анатомические изменения: дети, занимающиеся музыкой, имеют значительно больший объем серого вещества в сенсомоторной коре и затылочной доле билатерально, функциональный анализ показал большую активацию верхней височной извилины, особенно в правом полушарии, задней нижней и центральной лобной извилины в обеих гемисферах. А у взрослых профессиональных музыкантов наблюдается активация тех же отделов, но более выраженная.
Занятия музыкой стимулируют развитие речи и навыки чтения у детей, развитие тонкой моторики, даже простое, но систематическое прослушивание музыки, улучшает выполнение пространственных тестов у детей. Таким образом, как говорилось уже выше, исследования многих авторов показывают, что музыкальные занятия стимулируют развитие ряда структур мозга.
. В ходе онтогенеза наблюдается увеличение количества мозговых зон, включённых в деятельность по обработке музыкальной информации, у музыкантов лучше развиты премоторные отделы, мозолистое тело, верхне височная извилина, извилина Гершля, надкраевая извилина теменной доли. При этом больше вовлечены структуры левого полушария. Занятия на музыкальных инструментах стимулируют включение ряда мозговых зон в музыкальный анализ, например: верхняя височная извилина, особенно в правом полушарии, задняя нижняя и центральная лобная извилины в обе их гемисферах, теменно-височные отделы, мозолистое тело.
Закономерно предположить, что развитие этих зон в ходе систематических музыкальных занятий способствует когнитивному развитию детей в таких сферах, как пространственное мышление, лингвистические и математические способности, сукцессивная организация действий и др.
Разберём один пример. Попробую рассказать, на сколько сложено извлечение одного лишь звука из музыкального инструмента, на сколько много отделов головного мозга задействовано в этом действии.
Рассмотрим извлечение звука, из фортепиано определённой заданной длины, определённого заданного характера.
1. Первая задача ребёнка проконтролировать правильную посадку за роялем. Садится надо на полстула, на такой высоте и таком расстоянии, чтобы ребёнку было удобно достать до клавиатуры. В этой посадке есть свои правила: ноги должны прочно упираться в пол, спина прямая, плечи свободные, присутствует тонус тела, но не в коем случае не напряжение. Такая поза уже активизирует, обостряет внимание ребёнка, ребёнок начинает чувствовать всем телом готовность к действию. С медицинской точки зрения, улучшается кровообращение, выравнивается дыхание.
2. Вторая задача ребёнка, приготовить и проверить правильность постановки руки на клавиатуру. И в данной задаче есть масса тонких деталей, которые ребёнок должен проконтролировать. а). локоть отводится от себя, так что бы он оказался естественно чуть выше запястья. б) сама ладонь должна принять форму свода, стать обтекаемой как купол, а запястье должно соединить руку с клавиатурой. Сам процесс постановки рук уже затрагивает большое количество мозговых процессов. Ребёнок должен скоординировать и проанализировать свои движения, тем самым активизируется примоторный отдел мозга. Сейчас была описана постановка и подготовка к игре на рояле одной руки! А в исполнении произведения, как правило, участвуют обе руки.
3. Следующая задача ребёнка, это мысленно представить и просчитать длительность звука, который он сейчас будет воспроизводить. Понятно, что в данном случае активизируется понимание временного пространства в музыке. Мы не будем, в данном случае восприятие ритмической организации музыки членить на три самостоятельные аспекта, связанные с восприятием ритмического рисунка, метра и темпа. Эти занимаются после длительных систематических занятий на музыкальном инструменте, после тщательно закреплённой постановки рук.
4. Следующая задача, так же мысленно окрасить этот звук, представить с каким характером он будет сыгран (резко, мягко, громко, тихо и т.д.) Именно этот процесс обязательно включает в себя эмоциональное отношение к происходящему. А как чувство, эмоция это чувство, которое переживается, мотивируется, организуется и передаётся в подсознание, мышление и как следствие в действие. Теперь ребёнок должен сконцентрировать своё внимание, свой взгляд на определённой ноте, определённой, заданной клавише на клавиатуре.
5. Только теперь ребёнок может приступить к извлечению звука. Приведу пример основного приёма игры на рояле (non legato). Рука опускается сверху, после небольшого замаха (вздоха), с опорой на кончик пальца. Ребёнку важно найти ощущение лёгкой, активной упругости всей руки ( в запястье, локте и плече).Должна возникнуть ассоциация с "пружинкой". Ребёнок должен избегать как вялого, пассивного извлечение звука, так и резкого, грубого, фиксированного в запястье прикосновения к клавише.
Не всегда сыгранный звук получается задуманный. Иногда приходится переигрывать его не один раз, что бы добиться положительного результата. И это мы рассматривали работу одной руки, над одним звуком и сыграли его одним определённым приёмом. А в произведениях, как правило, задействованы обе руки и извлекаемых звуков очень много. Способов и приёмов игры на рояле, так же очень много. И каждый извлекаемый звук должен быть проконтролирован, просчитан, прослушан, проанализирован и т.д. При систематических занятиях на музыкальном инструменте, вырабатывается формула: думаю - вижу - слышу - играю - анализирую. В словах вижу и слышу, участвует внутренней слух, память, предыдущий опыт извлечения звуков, предвосхищение звука в пространстве.
Итак, сделаем выводы:
1. Музыкaльная деятельность человекa предстaвляет собой функциональную систему, состоящую из множества звеньев, обеспечивающих переработку и воспроизведение музыкальной информации, каждая из которых выполнaет свою специфическую задaчу.
2. В головном мозге нет специализированного центра переработки и воспроизведение музыкальных звуков, в её перерaботке участвует большое количествр облaстей, рaсположенных по всему гoловному мозгу, в том числе и тe, которые обычно зaдействованы в других формaх деятельности.
3. Слуховая кора у музыкантoв бoльше, чем у людей, не имеющих отнoшения к музыке. Так как у них бoльшая плoщадь мозга вoвлечена в координацию и управление движениями рук.
4. Музыка развивает пространственное мышление. А так как для понимания записи и прочтения ритма требуются такие же математические навыки, как и для понимания пропорции и дроби, то развиваются с помощью занятий музыкой и математические способности. Развиваются лингвистические способности, так как и музыкальная и речевая деятельность требуют способности разделять поток звуков на маленькие перцептивные единицы.
5. Совершенствуется и укрепляется эмоциональное состояние ребёнка. Занимаясь на любом музыкальном инструменте, ребёнок вынужден психологически отражать переживания к объективным явлениям и отражать своё субъективное отношение к ним.
4. Влияние музыки на личность и психику ребёнка
В этом параграфе разговор пойдёт не о сложных понятиях воздействия занятий музыкой на мозг человека. В этой параграфе целесообразней поговорить и рассмотреть воздействие систематических занятий музыкой на личность и психику ребёнка.
Восприятие музыки, не говоря ещё о конкретных занятиях музыкой, как говорилось уже выше, занимает важное место в психической жизни человека. Ведь уже на последних месяцах внутриутробного развития, эмбрион человека различает громкость, темп, ритм воспринимаемой им музыки. Ребёнок отвечает условными рефлексами на музыкальные звуки, по-разному реагируя движениями на "приятные" и "неприятные" для него произведения. Музыка активизирует жизнедеятельность человека через эмоциональную сферу, тем самым, способствуя обретению совершенства человека.
Как утверждают многочисленные исследования, человеческое существо, развивающееся с момента рождения в условии полного отсутствия сигналов из внешнего мира (сенсорного притока), было бы полностью лишено психических функций. Сенсорный приток оказывает наилучшее воздействие на нервную систему ребёнка. А нервная система ребёнка чрезвычайно пластична, восприимчива и чувствительна к внешним воздействиям. Именно дошкольный и младший школьный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления знаний, представлений и умений в оперировании окружающим миром.
Всего лишь используя музыку в качестве дополнительного сенсорного притока, можно значительно улучшить функции речи у детей, улучшить запоминание ключевых фраз и облегчить усвоение новой информации. Так же происходит с кратковременной вербальной памятью, лучше запоминаются цвета, названия геометрических форм, чисел, картинок. Музыка способствует облегчению зрительного восприятия. Подтверждено исследованиями, что музыка снижает психоэмоциональное напряжение, способствует фокусировке внимания, а так же вовлечению детей в деятельность, что помогает им достичь цели в овладении различными навыками.
К сожалению, в большинстве научных работах речь идет о восприятии музыки. Однако, огромное значение для оптимального развития функций мозга и развития учебных навыков имеет не только процесс восприятия музыки, но и другие виды музыкальной деятельности - пение, сольфеджио, музыкально-теоретическая деятельность, музыкальный анализ, игра на музыкальных инструментах, движения под музыку, музыкальное творчество. Так же, психологические и медицинские исследования подтверждают положительное влияние музыкальной деятельности на функции дыхания и кровообращения, на уровень иммунных процессов, работу мозга и воздействие полушарий, умственную работоспособность, психомоторику, развитие речи, вычислительные навыки. Доказано, что в результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слуховых, но и зрительных анализаторов. Улучшаются психические процессы внимания, восприятия, запоминания, регулируются обменные процессы, снижается уровень тревожности.
В России, по инициативе В.М. Бехтерева, в 1913г., был основан комитет по исследованию музыкально - терапевтических эффектов. В этот комитет вошли ряд видных врачей и представителей музыкального мира: С.С. Корсаков, В.М, Бехтерев, И.М. Догель, И.М. Сеченов, И.Р. Тарханова, Г.П. Шипулина и др. Их работы и исследования выявили и подтвердили положительное влияние музыки на различные системы организма человека.
Музыка делает человека коммуникабельнее. Исполняя произведение, преподаватель всегда просит ученика стараться передавать мысли и чувства композитора, средствами музыкальных динамических приёмов. Такой ребёнок, привыкший чувствовать мысли и настроение композитора, в разговоре более чутко чувствует нюансы интонации и эмоции собеседника.
Музыка приучает ребёнка к ежедневному труду, воспитывает в нём терпение, силу воли, усидчивость, совершенствует эмоции. Музыка даёт особое видение окружающего мира, она учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а видя и слыша, чувствовать. А счастье человека как раз и зависит от того, какими глазами он видит окружающий мир, какие эмоции от увиденного, он испытывает. Что бы мир ребёнка был богаче, эмоционально насыщенней, чтобы ребёнок стал успешным, всесторонне развитым, целеустремлённым, а следовательно и счастливым человеком, не лишайте его возможности регулярно слушать и воспринимать музыку.,,
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Авдеев В.М. Темп, динамика, штрихи как неспецифически-музыкальные выразительные средства и их роль в музыкальном восприятии. М., 1981.
2. Агарков О.М. Об адекватности восприятия музыкального метра. Журн. Исскуство и наука. Вып. 1., 1983.
3. Адрушенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психологического развития детей младшего школьного возраста. - журн. «Вопросы психологии» № 1, 1991.
4. Алвин Джульетта, Уорик Эриел. Музыкальная терапия для детей с аутизмом. 2003.
5. Александрова М.Д. О качественной характеристике пространственных порогов зрительного восприятия. Уч. зап. ЛГУ, №146, 1965
6. Алексеев А.Д. Методика обучения игры на фортепиано. М, 1971
7. Ананьев Б.Г. Пространственное различение. Л. 1955.
8. Арнольдов А.И Введение в культурологию М. 1993
9. Барабанщиков В.А. Системогенез чувственного восприятия. - М., Воронеж, 2000.
10. Беляева-Экземплярская С.Н. Заметки о психологии восприятия времени в музыке. Из книги Проблемы музыкального мышления. М. 1974
11. Большой психологический словарь / под редакцией Б.Г. Мещеряковой и В.П. Зинченко. - СПб., М., 2003.
12. Бочкарёв Л.Л. Актуальные проблемы современной музыкально-педагогической психологии. Труды ГМПИ им. Гнесеных. 1979.
13. Бочкарёв Л.Л. Насущные задачи музыкальной психологии. - Советская музыка 1981.
14. Бочкарёв Л.Л., Тр Трифонов, Ан. Атанасова, Ж. Гологанов, Музыкальная психология. Учебник. Благоевград 1990.
15. Бочкарёв Л.Л. Психологические механизмы музыкального переживания. Докт. Дисс. В 2 т. КГУ, К 1990
16. Брушлинский А.В. Субъект, мышление, учение, воображение. М.,В., 1996
17. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М, Институт психологии РАН, 1994.
18. Восприятие музыки. Сост. В.В. Максимов. М., 1980
19. Восприятие пространства. из Книги А.Н. Гусева. «Общая психология» том 2. М., «Академия» 2007
20. Вортонян И.А. Звук - слух - мозг. -Л. 1981
21. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М. 1958
22. Вудроу Г. Восприятие времени // Экспериментальная психология/ под ред. С.С. Стивенса. М., 1960. т 3
23. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребёнка//Вопросы психологии 1969. № 1
24. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология, 1983
25. Глозман Ж.М. Количественная оценка данных нейропсихологического обследования М. 1999
26. Данилова О.Н. Музыкальный мир личности. М.1993
27. Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. М 1985.
28. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М, 1993
29. Дружинин В.Н.Психология общих способностей // Мастера психологии. Изд. 2-е., 2002
30. Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольников. М., 1996
31. Зелинский А.Б. Экспериментальная диагностика индивидуальных особенностей памяти студента - пианиста. Щ., 1981
32. Изард К.Э. Психология эмоций./перевод с английского яз. - СПб.: Питер , 1999.
33. Кечхуашвили Г.Н. К проблеме психологии восприятия музыки. // Вопросы музыкознания.
34. Кнопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980.
35. Костюк А.Г. Восприятие мелодии. Киев, 1990.
36. Леонтьев Д.А. Осмысленность искусства // Искусство и эмоции. М., межд. Симп. Пермь, 1991.
37. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 2002.
38. Маляренко Г.Ю. Музыка и мозг ребёнка. М., 1998.
39. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. М. 1973.
40. Медушевский В.В. О содержании понятия «адекватное восприятие». - В кн., Восприятие музыки. М., 1980
41. Муцмахер В.И. О развитии музыкальной памяти в процессе фортепианного обучения. - В кн. Фортепианная подготовка учетилей, музыкантов. М., 1975.
42. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: 1998
43. Назайкинский Е.В. Оценочная деятельность при восприятии музыки.- В кн. Восприятие музыки. М., 1980.
44. Науменко С.И. Индивидуальные психологические особенности музыкальности. - Вопрвсы психологии, № 5 1981.
45. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. - М., Высшее образование, МГППУ. 2008
46. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995
47. Петрушин В.А. Музыкальная психология. М., Владос, 1997.
48. Практическое мышление: функционирование и развитие. Отв. ред. Д.Н. Завалишина. ИП РАН, М., 1990.
49. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. Отв. ред. В.А. Бодров. ИП РАН, М., 1991.
50. Семаго Н.Я , Семаго М.М Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и и младшего школьного возраста. М., АРКТИ, 1999.
51. Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы. Дефектология, № 1.2000.
52. Семенович А.В. Умрихин С.О. Пространственные представления при отклоняющем развитии. М., 1998.
53. Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия. - В кн., Проблемы музыкального мышления. М., 1974.
54. Старчеус М.С. Музыкальная психология. - М., МГК, 1993
55. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - В кн. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
56. Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984.
57. Цуканов Б.И. Время в психики человека.- Одесса, 2003
58. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979.
59. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. - М., 1980
 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
9 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR