Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow Рефераты arrow Психология arrow Социальная психологическая помощь

Социальная психологическая помощь

Социальная психологическая помощь
Введение 3
1. Общие положения современной Концепции специальной психологической помощи 4
2. Теоретико-методологические основы современной Концепции специальной психологической помощи 6
3. Цели и задачи службы специальной психологической помощи 11
4. Профессиональное кадровое обеспечение службы 13
Заключение 14
Литература 15
Введение
В последние годы в образовательных учреждениях увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности социально-психологической адаптации и обучения вследствие психических и соматических заболеваний. Так, по современным данным, в дошкольном возрасте от 25 до 45% детей нуждаются в организации специальных условий обучения и воспитания, включающих коррекционно-развивающие занятия у психолога, логопеда. Около 27% детей, поступающих в школу, имеют временные задержки психического развития, низкий уровень школьной зрелости. От 40 до 60% первоклассников испытывают трудности адаптации на фоне выраженных школьных трудностей. Около 8% школьников не усваивают материал начальной школы, а 30% переходят в среднее звено с существенным дефицитом знаний. Среди учащихся средних классов 20-30% детей нуждаются в специальной психолого-педагогической помощи, а свыше 60% - относятся к так называемой группе риска. Ежегодно на 2-10% увеличивается число подростков с нервно-психическими расстройствами. Тенденция к расширению контингента детей, нуждающихся в специальном психологическом сопровождении, отмечается и в мировой практике (С.Б. Гнедова, Д.Н. Исаев, С.Д. Забрамная, Л.В. Кузнецова, И.Ю. Левченко, У.В. Ульенкова и др.). Увеличение числа детей с отклонениями в развитии, а также тех, кто испытывает выраженные трудности в обучении, диктует необходимость совершенствования системы специальной психологической помощи. Это определило тему настоящего исследования: «Современная концепция специальной психологической помощи».
Цель исследования - изучить современную концепцию специальной психологической помощи.
Методом исследования является теоретический анализ научной и методической психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
1. Общие положения современной Концепции специальной психологической помощи
Реально существующая тенденция ухудшения здоровья детей социально обусловлена и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, экономический потенциал общества, наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении. Проблема здоровья особенно актуальна в настоящее время, когда система образования переходит от массового унифицированного образования, направленного на передачу определенного набора знаний, к образованию дифференцированному, ориентированному на максимальные возможности конкретного ребенка вне зависимости от его исходного уровня в развитии.
В последние годы отмечается увеличение числа лиц с отклонениями в развитии. Кроме того, увеличивается количество детей с нарушениями, которые нельзя отнести ни к одному из традиционно выделяемых видов психического дизонтогенеза. При этом такие дети попадают в число инвалидов детства и испытывают выраженные трудности в адекватной самореализации, интеграции в образовательную и социокультурную среду. К такой категории можно отнести, в частности, детей, пострадавших в социальных и экологических катастрофах и имеющих стойкие нарушения в физическом и психическом здоровье, а также детей с делинквентным поведением. То же самое можно сказать и о детях с тяжелыми соматическими заболеваниями, которые, по имеющимся данным, выступают в качестве второй по распространенности группы (после повреждений ЦНС), у которых наблюдается замедленная динамика психосоциального развития. Аналогичная тенденция к расширению контингента детей, нуждающихся в специальном психологическом сопровождении, отмечается и в мировой практике. Появились и широко используются такие термины, как «дети с особыми потребностями», «дети группы риска», «дети, пострадавшие от насилия» и др.
Существующая система психолого-педагогической и медико-социальной помощи этой категории детей, особенно в раннем возрасте, когда такая поддержка является чрезвычайно важной и перспективной с точки зрения преодоления имеющегося отклонения, обусловливает создание службы специальной психологической помощи, которая в отличие от службы практической психологии будет ориентирована на решение проблем детей, имеющих отклонения в развитии. Учитывая имеющиеся отдельные компоненты психологических служб системы образования, службу специальной психологической помощи целесообразно рассматривать в качестве ее органической составляющей, находящейся на стыке практической психологии образования, здравоохранения и социальной защиты.
Необходимость совершенствования службы специальной психологической помощи определяется противоречием между ростом потребности в специальной психологической помощи, с одной стороны, и недостаточным количеством квалифицированных специалистов в этой области, способных оказывать необходимую психологическую помощь, с другой стороны. Отсутствие государственной системы психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, отсутствие правовых и финансовых основ деятельности таких специалистов в рамках психологической службы России и единой политики государства в данной области, а также недостаточное развитие системы подготовки и повышения квалификации указанных специалистов для работы в таких службах значительно снижают эффективность оказания специальной психологической помощи лицам с отклонениями в развитии и не позволяет разрешать многочисленные трудности этой категории лиц. В этом контексте разработка современного концептуального подхода по оказанию специальной психологической помощи обретает приоритетное значение. Под концепцией специальной психологической помощи понимается системный подход, позволяющий оказать этим лицам комплексную всестороннюю психокоррекционную помощь, включающую их психологическое изучение, консультирование и психокоррекцию.
2. Теоретико-методологические основы современной Концепции специальной психологической помощи
Теоретико-методологическим обоснованием современной Концепции специальной психологической помощи являются известные положения отечественной дефектологической науки: культурно-историческая теория Л.С.Выготского; теории деятельности А.Н. Леонтьева, C.Л. Рубинштейна; теория отношений Б.Г. Ананьева, М.М. Кабанова, В.Н. Мясищева; теория личности и концепции неврозов В.Н. Мясищева; учение об акцентуациях характера К. Леонгарда и A.E. Личко. Важнейшим теоретическим положением, определяющим роль социальных условий в психическом развитии ребенка, выступает положение о специфическом пути развития ребенка как особом процессе присвоения социально-культурного опыта во взаимодействии с миром взрослых (Л.С. Выготский, A.B. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Социальная среда (в данном случае внутрисемейная атмосфера) выступает не просто как внешнее условие, а как источник развития ребенка. В процессе взаимодействия ребенка с взрослыми (родителями, лицами, их замещающими) возникают, развиваются и интериоризируются различные формы психической деятельности (A.H. Леонтьев), зарождаются и формируются личностные качества.
Важное значение в построении современной концепции специальной психологической помощи имеют базовые положения ряда теорий:
- психолого-педагогические закономерности развития ребенка с психофизическими нарушениями есть результат сложного процесса его социализации (Т.А. Власова, Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Д.Б. Эльконин);
- развитие в условиях дизонтогенеза требует создания специальной коррекционно-развивающей среды (К.C. Лебединская, В.В. Лебединский, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, М.С. Певзнер, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн, У.В. Ульенкова).
Особое внимание в современной концепции специальной психологической помощи отводится созданию специальной коррекционно-развивающей средой в семье. Под специальной коррекционно-развивающей средой в семье понимаются внутрисемейные условия, которые создаются родителями и обеспечивают оптимальное развитие ребенка с психофизическими недостатками [20, C. 23]. Работа с семьей становится, таким образом, одним из важнейших направлений в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии.
Семья рассматривается как системообразующая детерминанта в социально-культурном статусе ребенка, предопределяющая его дальнейшее психофизическое и социальное развитие. Семья - микросоциум, в котором ребенок не только живет, но в котором формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных связей. Современными авторами выявлена прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка: чем более выражено семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития у ребенка. Эти положения должны учитываться как в диагностической, так и в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушения развития [12, C. 49].
Современный подход к семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, рассматривает ее как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными возможностями для создания максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка (С.Д. Забрамная, И.Ю. Левченко, Э.И. Леонгард, Н.В. Мазурова, Г.А. Мишина, E.М. Мастюкова, Л.И. Солнцева, В.В. Ткачева и др.).
При этом особое внимание уделяется положительному влиянию близких на ребенка с проблемами в развитии, созданию адекватных условий для его обучения не только в специальном учреждении, но и дома. Внутрисемейная атмосфера рассматривается как коррекционная, которая своим гармоничным воздействием развивает ребенка, формирует в нем положительные нравственные качества, доброе отношение к миру [6, C. 71].
Реализация комплексного подхода к оказанию специальной психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии, позволяет через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решать проблемы дифференциальной и адресной помощи проблемному ребенку.
Разнообразные формы обучения, как в государственных, так и в негосударственных образовательных учреждениях, работа с детьми, имеющими выраженные психофизические недостатки, включают такую семью в поле коррекционного воздействия в качестве основного стабилизирующего фактора социальной адаптации ребенка.
Важное значение в построении концепции психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, приобретает положение о психологической травмированности родителей этих детей. Оно строится на положении Л.С. Выготского о единстве «аффекта и интеллекта», на концепции С.Л. Рубинштейна [16, С. 117] о том, что формирование психики и ее изменения происходят на биологической основе под влиянием социального опыта человека, преломляясь через его индивидуально очерченные внутренние условия. Регуляция деятельности эмоциональной системы обеспечивает функционирование человеческого организма в целом. В случае нарушения деятельности регуляторных механизмов эмоциональной системы страдает личность человека. С другой стороны, сензитивность аффективной сферы индивида и ее гибкость позволяют в случае создания адекватных условий развития, мироощущения и жизнедеятельности оптимизировать его характерологические черты, самосознание и познавательные процессы.
Отечественная психология рассматривает структуру личности через систему отношений. Личность с этих позиций является целостной, организованной системой связей с реальной действительностью. Целостность системы отношений личности зависит от многих факторов, и в первую очередь от отношения человека к самому себе [1, С. 37].
Отношение к самому себе преломляется через самосознание личности. Самосознание включает целостную оценку человеком себя и своего места в жизни. Самосознание является наиболее поздним психическим образованием в развитии личности, что и обусловливает в отдельных случаях (при глубоких эмоциональных переживаниях и стрессах) его неустойчивость. Самосознание в процессе развития личности структурируется и целеполагается. Низкодифференцированная структура самосознания предполагает особую ранимость, хрупкость и зависимость от чужих оценок. Высокая дифференциация самосознания свидетельствует о большой осознанности и подконтрольности аффективных переживаний. Самосознание позволяет человеку найти пути соединения с миром, удовлетворяя потребности в общении, самоидентичности, в системе ориентаций [1, С. 39].
С позиций теории отношений психогенное или конфликтогенное нервно-психическое расстройство возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека. В основе нарушения целостности системы отношений личности лежит искажение когнитивного и преобладание эмоционального компонента отношений, что влечет за собой у одной части лиц нарушения адекватной регуляции поведения, у другой - невротические проявления, у третьей - психосоматические. Нервно-психические расстройства обусловливаются не столько широтой и глубиной нарушений с точки зрения объективного наблюдения, сколько их значимостью в субъективно-оценочной системе индивида [1, С. 41].
Учитывается, что личность родителей, испытывающая воздействие сильного длительного психогенного фактора, оказывается на грани проявления своих возможностей и реализации жизненных целей. Интерпретация особенностей личности родителей детей с отклонениями в развитии осуществляется с позиций целостного подхода, в рамках которого личность понимается как единство биологических и социальных факторов [4, С. 19].
Комплексное изучение личностных особенностей родителей детей с отклонениями в развитии и разработка конкретных форм психолого-педагогической и психокоррекционной помощи этим лицам позволяют оказать им существенное содействие в преодолении сложностей социальной адаптации и обретения социальной ниши как для себя, так и для своих детей.
В концепции подтверждается, что психическое развитие ребенка осуществляется в процессе его социализации [4, С. 72]. В качестве важнейшего института социализации ребенка с отклонениями в развитии рассматривается семья, где социализация происходит как в результате целенаправленного воспитания, так и по механизму социального научения.
Нарушения личностного развития детей с психофизическими недостатками возникают как следствие взаимодействия двух факторов: преморбидных особенностей личности ребенка, преломленных через его дефект (биологическая составляющая); неблагоприятных условий воспитания, создаваемых травмированными родителями (социальная составляющая).
Это подтверждает положение о закономерностях нарушения личностного развития у всех детей с психофизическими недостатками, установленное Л.С. Выготским [4, С. 53]. Родительская неадекватность в принятии ребенка с проблемами в развитии, недостаточность в эмоционально-теплых отношениях провоцируют развитие у детей негармоничных форм взаимодействия с социальным окружением и формируют дезадаптивные характерологические черты личности. В качестве доминирующих личностных тенденций у детей выявляются тревожность, агрессивность, отгороженность.
К факторам, определяющим характер внутрисемейной атмосферы, в первую очередь относят особенности межличностных контактов и взаимоотношений с детьми, которые, в свою очередь, обусловлены преморбидными чертами личности родителей, характером и условиями их собственного воспитания, выбором поведенческих стратегий и тактик.
Все это в совокупности обусловливает острую необходимость в оказании семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, специальной психологической помощи.
3. Цели и задачи службы специальной психологической помощи

В центре внимания службы специальной психологической помощи - дети и подростки с отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностном и социальном развитии и лица с особыми образовательными потребностями, обусловленными нарушениями здоровья.
Основной целью службы специальной психологической помощи является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями и их индивидуальными возможностями, создание условий для социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное самоопределение обучающихся и воспитанников [12, C. 52].
Основная цель службы реализуется через решение диагностических, коррекционных, профилактических и организационно-просветительских задач и конкретизируется в следующих видах деятельности специалиста [20]:
- дифференциальная психологическая диагностика, направленная на выявление психологической структуры нарушения, определение сохранных зон развития для подбора адекватного образовательного учреждения;
- разработка индивидуальной психокоррекционной программы, согласованной с учебным процессом, психологической структурой развития ребенка (с учетом зоны ближайшего развития);
- оценка учебной и социальной микросреды для организации оптимальных условий обучения и развития ребенка;
- формирование и реализация индивидуальной коррекционной программы, встроенной в целостный процесс психолого-медико-педагогической коррекции развития ребенка с особыми образовательными потребностями; совместная с педагогом работа по развитию когнитивных функций и эмоционально-волевой сферы, коррекция поведенческих проблем [20, C. 23];
- оказание помощи педагогам в организации адекватных условий обучения и воспитания для ребенка с особыми образовательными потребностями, рекомендации в отношении учебной нагрузки, параметров и формы оценки результатов обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка, предложения по подбору и распределению детей в классе;
- консультирование педагогов в организации и развитии взаимодействия между учениками в учебном процессе и за его пределами;
- обеспечение психологической поддержки родителей и лиц, их заменяющих; психологическое консультирование семей, направленное на формирование адекватного воспитательного подхода к ребенку с проблемами в обучении, улучшение эмоционального контакта с ним, соотнесение возможностей ребенка с требованиями учебного процесса;
- обеспечение социально-психологических предпосылок эффективной интеграции детей и подростков в образовательную социокультурную среду на разных возрастных этапах развития ребенка;
- формирование психологической культуры субъектов образовательного пространства с целью подготовки процессов интеграции детей с отклонениями в развитии в социокультурную среду образовательного учреждения;
- формирование у педагогов, воспитателей, администрации образовательных учреждений, преподавателей, родителей (лиц, их заменяющих), а также детей и подростков потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создавая условия для полноценного личностного развития [20, C. 24].
Научно-методической основой деятельности являются достижения различных отраслей отечественной и зарубежной психологии в области изучения общего и специфического в психическом развитии разных категорий детей с отклонениями в развитии, в разработке психологических методов выявления, устранения и предупреждения отклонений в развитии [12, C. 53].
Новые технологии службы специальной психологической помощи разрабатываются на основе изучения специальной психологии, клинической психологии и смежных с ними областей психологических знаний, на основе анализа существующего опыта деятельности практических психологов.
4. Профессиональное кадровое обеспечение службы
Опорными организационными структурами являются ПМПК (психолого-медико-педагогические консультации), образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и др. Профессиональную деятельность в указанных упорных организационных структурах осуществляют специалисты различного профиля (медики, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, логопеды, социальные педагоги и др.), имеющие высшее профессиональное образование.
На должность педагога-психолога, работающего в области специальной психологической помощи в системе образования, должен назначаться специалист с основными специальностями: «022700 - психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии», «031900 - специальная психология», «032000 - коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная)», а также коррекционные педагоги и специалисты с базовым психологическим образованием, прошедшие подготовку и повышение квалификации в указанной области.
Для повышения квалификации специалистов, работающих в службе специальной психологической помощи в системе образования, необходимо предусмотреть специализацию и разработку дифференцированных учебных планов для второго высшего образования в соответствии с существующими образовательными стандартами.
Нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность специалистов в образовательных учреждениях специального образования и опорных организационных структурах службы специальной психологической помощи в системе образования, утверждается либо на уровне субъектов Федерации, либо на федеральном уровне.
Заключение
Современные авторы отмечают, что увеличивается количество детей с нарушениями в развитии. Такие дети нередко попадают в число инвалидов с детства и испытывают выраженные трудности в адекватной самореализации, интеграции в образовательную и социокультурную среду. При этом большинство из них обделено вниманием специалистов, призванных осуществлять коррекционно-педагогическую работу. Отсутствие своевременной коррекционно-развивающей помощи может привести их к дезадаптации.
Современные тенденции модернизации системы образования диктуют необходимость организации психолого-медико-социального сопровождения детей, чье развитие осложнено действием множественных неблагоприятных факторов. Существующая система психолого-педагогической и медико-социальной помощи этой категории детей обусловливает создание службы специальной психологической помощи, которая в отличие от службы практической психологии будет ориентирована на решение проблем детей, имеющих отклонения в развитии.
Концепция специальной психологической помощи разрабатывается в нашей стране с середины 90-х годов прошлого века. В ее основе лежит опыт работы психолого-медико-педагогических комиссий и специализированных учреждений в системе образования.
Учитывая имеющиеся отдельные компоненты психологических служб системы образования, службу специальной психологической помощи целесообразно рассматривать в качестве ее органической составляющей, находящейся на стыке практической психологии образования, здравоохранения и социальной защиты. Согласно современно концепции, основной целью специальной психологической помощи является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения, развития и воспитания в семье и в образовательном учреждении.
Литература
1. Ананьев, Б. Г. К постановке проблемы развития самосознания [Текст] / Б.Г. Ананьев // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. - СПб. : ЛитРес, 2009. - 464 с.
2. Белановская, О. В. Диагностика и коррекция самосознания дошкольников [Текст] / О.В. Белановская. - Минск : Высшая школа, 2004. - 102 с.
3. Белобрыкина, О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста [Текст] / О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии. - 2001. - № 4. - С. 31-38.
4. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] : в 6 т. / Л.С. Выготский. - М. : Педагогика, 1984. - 460 с.
5. Интеграция детей с особенностями развития в образовательное пространство [Текст] / Под ред. проф. Л.М. Шипицыной. - М. : АСТ; Атрель, 2006. - 216 с.
6. Карнес, М. Б., Ли, Р. К. Привлечение родителей к обучению аномальных детей [Текст] / М.Б. Карнес, Р.К. Ли; под общ. ред. В.Я. Пилиповского. - М. : Владос, 2002. - 412 с.
7. Концепция специальной психологической помощи в системе образования. Постановление Правительства РФ от 22.09.99 № 1067.
8. Королевская Н.Г. Особая семья - особенный ребенок : книга для родителей детей с отклонениями в развитии [Текст] / Под ред. С.П. Евсеева. - М. : Изд. Центр «Академия», 2003. - 229 с.
9. Левченко, И. Ю., Ткачева, В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии : методическое пособие [Текст] / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева. - М. : ИЦ «Академия», 2009. - 356 с.
10. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: 2 т. - Т. I. [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 290 с.
11. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2001. - 220 с.
12. Основы специальной психологии : учебное пособие [Текст] / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М. : Изд. центр «Академия», 2002. - 480 с.
13. Малофеев, Н. Н. Развитие ранней помощи семье с проблемным ребенком в РФ [Текст] / Н.Н. Малофеев, Ю.А. Разенкова, Н.А. Урядницкая // Дефектология. - 2002. - №6. - с. 60-68.
14. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии : учебно-методическое пособие [Текст] / Авт.-сост. В.П. Глухов. - М. : МГТУ им. М.А. Шолохова, 2007. - 312 с.
15. Психолого-медико-педагогическая комиссия : методические рекомендации [Текст] / под ред. М.М. Шипициной. - СПб. : Питер, 2002. - 345 с.
16. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
17. Ткачева, В. В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии [Текст] / В.В. Ткачева // Дефектология. - 1999. - №3. - с. 30.
18. Ткачева, В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии [Текст] / В.В. Ткачева // Дефектология. - 1998. - №4. - с. 3.
19. Ткачева, В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии / В.В. Ткачева. - М.: АСТ; Астрель, 2007. - 318 с.
20. Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии [Текст] / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. - 2-е изд., исправ. - М.: ИЦ «Академия», 2005. - 176 с.
21. Шевченко, С. Г. Организация специальной помощи детям с трудностями в обучении в условиях дошкольных учреждений, комплексов «начальная школа - детский сад» [Текст] / С.Г. Шевченко // Дефектология. - 2000. - №6. - с. 36.

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
3 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR