Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта сайта
загрузка...
Главная arrow Рефераты arrow Психология arrow Стёртая форма дизартрии как особый вид речевого расстройства

Стёртая форма дизартрии как особый вид речевого расстройства

загрузка...
Стёртая форма дизартрии как особый вид речевого расстройства
Содержание
Введение....................................................................................2
1. Эволюция подходов к исследованию проблемы..................4
2. Формирование произносительной стороны речи в онтогенезе.............18
3. Минимальные дизартрические расстройства...................................23
Выводы.................................................................33
Список литературы........................................................................35
Введение
Стёртая дизартрия - одно из наиболее часто встречающихся в детском возрасте речевых расстройств, при которых в структуре дефекта имеется нарушение не только произносительной стороны речи, но и отклонения в формировании высших психических функций (ВПФ).
По мнению отечественных и зарубежных специалистов, как педагогов, так и психологов, развитие речи и высших психических функций дошкольников являются одними из важнейших показателей психологической готовности ребенка к школе и уровня психического развития ребенка в целом (Л.И. Божович, Дж. Брунер, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.А. Люблинская, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.). В отечественной науке и практике речевое развитие и общее интеллектуальное развитие дошкольника в условиях образовательного пространства до недавнего времени преимущественно являлись предметом исследования и обсуждения таких педагогов, как Н.П. Иванова, М.М Конина, Э.П. Короткова, Н.М. Крылова, Л.А. Пеньевской и др., изучающих проблему методического обеспечения процесса обучения, направленного на общее развитие ребенка.
Многие учёные занимались проблемой изучения и коррекции звукопроизносительной и просодической сторон речи при дизартрии (Е.Ф. Архипова, Л.В. Лопатина Р.И. Мартынова, Е.Ф. Соботович и др.).
Психологическая и дефектологические науки находятся в поиске способов решения проблемы развития речи и развития высших психических функций (ВПФ) детей дошкольного возраста как с нормальным так и с аномальным развитием.
В качестве научно-теоретической основы были взяты труды:
1. Исследования по логопедии Е.Ф. Архиповой, А.Н. Гвоздева, В.П. Глухо-ва, Л.В, Лопатиной, С.С. Ляпидевского и др.
2. Нейрофизиологические и нейропсихологические исследования: Л.С. Вы-готского, А.Р. Лурии, Л.В. Щерба.
1. Исторический аспект и современное состояние проблемы.
Как особый вид речевого расстройства стёртая форма дизартрии стала выделяться в логопедии сравнительно недавно - в 50 - 60-х годах XX века.
Сам термин « стёртая форма дизартрии » впервые был употреблён О.В.Токаревой, по мнению которой, дети, страдающие данной патологией, большинство звуков могут произносить правильно, но в спонтанной речи их слабо автоматизируют и дифференцируют.
Очевидно, что первоначально исследователи относили стёртую форму дизартрии к собственно звукопроизносительным расстройствам, но впоследствии эти нарушения многими авторами стали трактоваться как симптокомплекс, включающий в себя речевые и неречевые симптомы. В настоящее время в отечественной литературе стёртая форма дизартрии рассматривается как следствие минимальной мозговой дисфункции, при которой, наряду с нарушениями звукопроизносительной стороны речи, наблюдаются нерезко выраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально - волевой сферы, лёгкие двигательные расстройства и замедленное формирование ряда высших корковых функций.
Существует несколько классификаций дизартрии у взрослых и детей. В основу классификации дизартрии положены принцип локализации, синдромологический подход, степень понятности речи для окружающих.
На основе синдромологического подхода выделяют следующие формы дизартрии, применительно к детям с церебральным параличом: спастико-паретическую, спастико-ригидную, спастико-гиперкинетическую, спастико-атактическую, атактико-гиперкинетическую .
Такой подход частично обусловлен более распространенным поражением мозга у детей с церебральным параличом и в связи с этим преобладанием осложненных ее форм.
Поскольку в основе этой классификации лежит тонкая дифференциация различных неврологических синдромов, то для уточнения структуры дефекта логопед опирается на заключение врача-невролога о неврологическом статусе ребёнка.
Классификация дизартрии по степени понятности речи для окружаю-щих была предложена французским невропатологом G. Tardier (1968) применительно к детям с церебральным параличом. Автор выделяет четыре степени тяжести речевых нарушений у таких детей.
Первая, самая легкая степень, когда нарушения звукопроизношения выявляются только специалистом в процессе обследования ребенка.
Вторая - нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих.
Третья - речь понятна только близким ребенка и частично для окружающих.
Четвертая, самая тяжелая - отсутствие речи или речь почти непонятна даже близким ребенка (анартрия).
Под анартрией понимается полное или частичное отсутствие возможно-сти звукопроизношения в результате паралича речедвигательных
мышц. По тяжести проявлений анартрия может быть различной: тяжелая - полное отсутствие речи и голоса; среднетяжелая - наличие только голосовых реакций; легкая - наличие звукослоговой активности .
Согласно принципу локализации различают следующие формы дизарт-рии: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную (или подкорковую), мозжечковую, корковую .
Наиболее сложной и спорной в плане выделения в особую форму в этой классификации является корковая дизартрия. Существование ее признается не всеми авторами. У взрослых больных в ряде случаев корковую дизартрию иногда смешивают с проявлением моторной афазии. Спорный вопрос о корковой дизартрии в значительной степени связан с терминологической неточностью и отсутствием одной точки зрения на механизмы моторной алалии и афазии.
Е.Н Винарская (1973) считает, что понятие корковой дизартрии является собирательным. Автор допускает существование различных ее форм, обуслов-ленных как спастическим парезом артикуляционных мышц, так и апраксией. Последние формы обозначаются как апраксическая дизартрия.
Однако в ряде случаев при тесной взаимосвязи в работе логопеда и вра-ча-невролога может быть целесообразным сочетание нескольких подходов к выделению различных форм дизартрии. Например: осложненная форма псевдобульбарной дизартрии; спастико-гиперкинетический или спастико-атактический синдром и т. д.
Симптоматика. Основными признаками дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего, артикуляционной, моторики и речевого дыхания. При дизартрии, в отличие от дислалии, может нарушаться произношение как согласных, так и гласных звуков. Нарушения гласных классифицируются по рядам и подъемам, нарушения согласных - по их четырем основным признакам: наличию и отсутствию вибрации голосовых складок, способу и месту артикуляции, наличию или отсутствию дополнительного подъема спинки языка к твердому нёбу .
В зависимости от типа нарушений все дефекты звукопроизношения при дизартрии делятся на: а) антропофонические (искажение звука) и б) фонологические (отсутствие звука, замена, недифференцированное произношение, смешение). При фонологических дефектах наблюдается недостаточность противопоставлений звуков по их акустическим и артикуляторным характеристикам. Поэтому наиболее часто отмечаются нарушения письменной речи.
Следующим признаком дизартрии является нарушение мышечного тонуса. Выделяют следующие его формы:
1.Спастичность артикуляционных мышц - постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, в лицевой и шейной мускулатуре. Повышение мышечного тонуса может быть более локальным и распространяться только на отдельные мышцы языка.
При выраженном повышении мышечного тонуса язык напряжен, оттянут кзади, спинка его изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен. Напряженная спинка языка, приподнятая к твердому нёбу, способствует смягчению согласных звуков. Поэтому особенностью артикуляции при спастичности мышц языка является палатализация, что может способствовать фонематическому недоразвитию. Так, произнося одинаково слова «пыл» и «пыль», «мол» и «моль», ребенок может затрудняться в дифференцировке их значений.
Повышение мышечного тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта. Активные движения при этом ограничены. Невозможность или ограничение объема движения языка вперед может быть связано со спастичностью подбородочно-язычной, челюстно-подъязычной и двубрюшной мышц, а также мышц, прикрепляющихся к подъязычной кости.
Повышение мышечного тонуса в мышцах лица и шеи еще более ограничивает произвольные движения в артикуляционном аппарате.
2. Гипотония - пониженный мышечный тонус. При гипотонии язык тон-кий, распластанный в полости рта, губы вялые, отсутствует возможность их полного смыкания. В силу этого рот обычно полуоткрыт, выражена гиперсаливация.
Особенностью артикуляции при гипотонии является назализация, когда гипотония мышц мягкого нёба препятствует достаточному движению нёбной занавески вверх и прижатию ее к задней стенке зева. Струя воздуха выходит через нос, а струя воздуха, выходящая через рот, чрезвычайно слаба. Нарушается произношение губно-губных смычных согласных [п, п`, б, б`].
Легче произносятся губно-губные смычные носовые сонаты [м, м`, н, н`], а также губно-зубные щелевые шумные согласные, артикуляция которых требует неплотного смыкания нижней губы с верхними зубами и образования плоской щели [ф, ф`, в, в`].
Нарушается произношение и переднеязычных смычных согласных [т, т`, д, д`]; искажается артикуляция переднеязычных щелевых согласных [ш, ж].
Нередко наблюдаются различные виды сигматизма, особенно часто межзубный и боковой.
3. Дистония - нарушения мышечного тонуса меняющегося характера: в покое отмечается низкий мышечный тонус в артикуляционном аппарате, при попытках речи тонус резко возрастает. Характерной особенностью этих нару-шений является их динамичность, непостоянство искажений, замен и пропус-ков звуков.
Дезорганизация артикуляционной моторики при дизартрии является ре-зультатом ограничения подвижности артикуляционных мышц (параличей, парезов), которое усиливается нарушениями мышечного тонуса, наличием непроизвольных насильственных движений (гиперкинезов) и дискоординированных расстройств, что приводит к повреждению звукопроизношения. При поражении мышц губ страдает произношение как гласных, так и согласных звуков. Особенно нарушается произношение лабиализованных звуков [о, у], при их произнесении требуются активные движения губ: округление, вытягивание. Нарушается произношение губно-губных смычных звуков [п, п`, б, б`, м, м`]. Ребенок затрудняется вытянуть губы вперед, округлить их, растянуть углы рта в стороны, поднять вверх верхнюю губу и опустить нижнюю и выполнить целый ряд других движений. Ограничение подвижности губ нередко нарушает артикуляцию в целом, так как эти движения меняют размер и форму преддверия рта, оказывая тем самым влияние на работу всей ротовой полости .
Одним из признаков дизартрии может являться ограниченная подвиж-ность мышц языка, недостаточность подъёма кончика языка вверх в полости рта. Обычно это связано с нарушением иннервации шилоязычной и некоторых других мышц. В этих случаях страдает произношение большинства звуков.
Ограничение движения языка вниз связано с нарушением иннервации ключично-подъязычной, щитовидно-подъязычной, челюстно-подъязычной, подбородочно-язычной и двубрюшной мышц. Это может нарушать произношение шипящих и свистящих звуков, а также гласных переднего ряда [и, э] и некоторых других звуков.
Ограничение движения языка назад может зависеть от нарушений иннервации подъязычно-глоточной, лопаточно-подъязычной, шило-подъязычной, двубрюшной (заднее брюшко) и некоторых других мышц. При этом нарушается артикуляция заднеязычных звуков [г, г`, к, к`, х, х`], а также некоторых гласных, особенно среднего и нижнего подъема [э, о, а].
При парезах мышц языка, нарушениях их мышечного тонуса часто оказывается невозможным изменение конфигурации языка, его удлинение, укорочение, выдвижение, оттягивание назад.
Нарушения звукопроизношения утяжеляются ограниченной подвижно-стью мышц мягкого нёба (натягивающих и поднимающих его: нёбно-глоточных и нёбно-язычных мышц). При парезах этих мышц подъем нёбной занавески в момент речи затруднения, происходит утечка воздуха через нос, голос приобретает носовой оттенок, искажается тембр речи, недостаточно вы-ражены шумовые признаки звуков речи. Иннервация мышц мягкого нёба осуществляется веточками тройничного, лицевого и блуждающего нервов.
Парезы мышц лицевой мускулатуры, часто наблюдаемые при дизартрии, также влияют на звукопроизношение. Парезы височных мышц, жевательной мускулатуры ограничивают движения нижней челюсти, в результате чего нарушается модуляция голоса, его тембр. Эти нарушения становятся особенно выраженными, если имеется неправильное положение языка в полости рта, недостаточная подвижность нёбной занавески, нарушения тонуса мышц дна полости рта, языка, губ, мягкого нёба, задней стенки глотки.
Характерным признаком нарушений артикуляционной моторики при ди-зартрии являются дискоординационные расстройства. Они проявляются в нарушении точности и соразмерности артикуляционных движений. Особенно нарушено выполнение тонких дифференцированных движений. Так, при отсутствии выраженных парезов в артикуляционной мускулатуре произвольные движения выполняются неточно и несоразмерно, часто с гиперметрией (чрезмерной двигательной амплитудой). Например, ребенок может выполнить движение языком вверх, касаясь им почти кончика носа, и одновременно не может поместить язык над верхней губой в место, точно обозначенное логопедом. Эти нарушения обычно сочетаются с трудностями в чередовании движений, например улыбка-трубочка и др., а также с трудностями сохранения определенных артикуляционных поз за счет появления насильственных движений - тремора (мелкого дрожания кончика языка).
Существенным звеном в структуре нарушений артикуляционной моторики при дизартрии является патология реципрокной иннервации.
Роль ее в осуществлении произвольных движений впервые эксперимен-тально была показана Шерингтоном (1923, 1935) на животных. Было установлено, что в произвольном движении наряду с возбуждением нервных центров, приводящих к сокращению мышц, большую роль играет торможение, возникающее в результате индукции и уменьшающее возбудимость центров, контролирующих группу мышц-антагонистов - мышц, выполняющих противоположную функцию .
Во многих мышцах языка наряду с волокнами, выполняющими основное движение, имеются антагонистические группы, совместная работа тех и других обеспечивает точность и дифференцированность движений, необходимых для нормального звукопроизношения. Так, для высовывания языка из полости рта и особенно для поднимания кончика языка вверх должны быть сокращены нижние пучки подбородочно-язычной мышцы, но расслаблены ее же волокна, тянущие язык назад и вниз. Если этой избирательной иннервации не происходит, то нарушается выполнение данного движения и звукопроизношение ряда переднеязычных звуков.
При движении же языка кзади и книзу должны быть расслаблены нижние пучки этой мышцы. Средние пучки подбородочно-язычной мышцы являются антагонистами волокон верхней продольной мышцы, выгибающей спинку языка вверх.
В движении языка вниз подъязычно-язычная мышца является антагони-стом шилоязычной мышцы, но в движении языка назад обе мышцы работают синхронно, как агонисты. Боковые движения языка в одну сторону происходят только при расслаблении парных мышц другой стороны. Для симметричных движений языка по средней линии во всех направлениях (вперед, назад, вверх, вниз) мышцы правой и левой сторон должны работать как агонисты, иначе язык будет отклоняться в сторону.
Изменение конфигурации языка, например, его сужение, требует сокращения волокон поперечных мышц языка при одновременном расслаблении волокон вертикальных мышц и пучков подъязычно-язычных и шилоязычных мышц, участвующих в уплотнении и расширении языка.
Наличие насильственных движений и оральных синкинезий в артикуляционной мускулатуре - частый признак дизартрии. Они искажают звукопроизношение, делая речь малопонятной, а в тяжелых случаях - почти невозможной; обычно усиливаются при волнении, эмоциональном напряжении, поэтому нарушения звукопроизношения различны в зависимости от ситуации речевого общения. При этом отмечаются подергивания языка, губ иногда в сочетании с гримасами лица, мелкое дрожание (тремор) языка, в тяжелых случаях - непроизвольное открывание рта, выбрасывание языка вперед, насильственная улыбка. Насильственные движения наблюдаются и в покое, и в статических артикуляционных позах, например при удержании языка по средней линии, усиливаясь при произвольных движениях или попытках к ним. Этим они отличаются от синкинезий - непроизвольных сопутствующих движений, которые возникают только при произвольных движениях, например при движении языка вверх часто сокращаются мышцы, поднимающие нижнюю челюсть, а иногда напрягается вся шейная мускулатура и ребенок выполняет это движение одновременно с разгибанием головы. Синкинезии могут наблюдаться не только в речевой мускулатуре, но и в скелетной, особенно в тех ее отделах, которые анатомически и функ-ционально наиболее тесно связаны с речевой функцией. При движении языка у детей с дизартрией нередко возникают сопутствующие движения пальцев правой руки (особенно часто большого пальца) .
Характерным признаком дизартрии является нарушение проприоцеп-тивной афферентной импульсации от мышц артикуляционного аппарата. Дети слабо ощущают положение языка, губ, направление их движений, они затрудняются по подражанию воспроизвести и сохранить артикуляционный уклад, что задерживает развитие артикуляционного праксиса.
Частым признаком дизартрии является недостаточность артикуляционного праксиса (диспраксия), которая может быть как вторичной за счет нарушений проприоцептивной афферентной импульсации от мышц артикуляционного аппарата, так и первичной, в связи с локализацией поражения мозга. На основе работ А. Р. Лурии выделяют два типа диспраксических расстройств: кинестетический и кинетический. При кинестетическом расстройстве отмечаются трудности и недостаточность в развитии обобщений артикуляционных укладов, главным образом согласных звуков. Нарушения непостоянны, замены звуков неоднозначны .
При кинестетическом типе диспраксических расстройств отмечается недостаточность временной организации артикуляционных укладов. При этом нарушается произношение как гласных, так и согласных звуков. Гласные нередко удлиняются, их артикуляция приближается к нейтральному звуку [а]. Начальные или конечные согласные произносятся с напряжением или удлинением, отмечаются специфические их замены: щелевых звуков на смычке [ з - д], имеют место вставки звуков или призвуков, упрощения аффрикат и пропуски звуков при стечениях согласных.
Нарушения артикуляционной моторики, сочетаясь между собой, состав-ляют первый важный синдром дизартрии - синдром артикуляционных расстройств, который видоизменяется в зависимости от тяжести и локализации поражения мозга и имеет свои специфические особенности при различных формах дизартрии.
При дизартрии за счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры нарушается речевое дыхание - второй синдром дизартрии. Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к тому, что у ребенка появляется тенденция говорить на вдохе. Это еще больше нарушает произвольный контроль над дыхательными движениями, а также координацию между дыханием, фонацией и артикуляцией.
Следующей характерной особенностью дизартрии является нарушение голоса и мелодико-интонационные расстройства. Нарушения голоса связаны с парезами мышц языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани, нарушениями их мышечного тонуса и ограничением их подвижности.
Спастическое сокращение мышц голосового аппарата может полностью исключить возможность вибрации голосовых складок, что будет резко нару-шать процесс образования звонких согласных.
Вибрация голосовых складок нарушается также при слабости и паретичности мышц голосового аппарата, сила голоса в этих условиях становится минимальной.
При дизартрии нарушения голоса крайне разнообразны, специфичны для разных ее форм. Наиболее часто они характеризуются недостаточной силой голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи), нарушениями тембра голоса (глухой, назализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т. д.), слабой выраженностью или отсутствием голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона) .
Таким образом, основные симптомы дизартрии - нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи - определяются характером и степенью выраженности проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств.
При дизартрии нарушается низший фонологический уровень языка. Поражение фонологического уровня языка в период интенсивного развития речевой функции в некоторых случаях может приводить к сложной дезинтеграции и патологии всего речевого развития ребенка. В связи с этим у отдельных детей с дизартрией имеет место задержка темпов речевого развития, речевая инактивность, вторичные нарушения лексико-грамматического строя речи.
Одной из наиболее встречающихся форм детской дизартрии является псевдобульбарная дизартрия. Псевдобульбарная дизартрия является следствием перенесенного в раннем детстве, во время родов или во внутриутробном периоде органического поражения мозга в результате энцефалита, родовых травм, опухолей, интоксикации и др. У ребенка возникает псевдобульбарный паралич или парез, обусловленный поражением
проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов. По клиническим проявлениям нарушений в области мимической и артикуляционной мускулатуры он близок к бульбарному. Однако возможности коррекции и полноценного овладения звукопроизносительной стороной речи при псевдобульбарной дизартрии значительно выше. В результате псевдобульбарного паралича у ребенка нарушается общая и речевая моторика. Малыш плохо сосет, поперхивается, захлебывается, плохо глотает. Изо рта течет слюна, нарушена мускулатура лица.
Степень нарушения речевой или артикуляционной моторики может быть различной. Условно выделяют три степени псевдобульбарной дизартрии: лёг-кую, среднюю и тяжёлую.
1. Легкая степень псевдобульбарной дизартрии характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата. Трудности артикуляции заключаются в медленных, недостаточно точных движениях языка, губ. Расстройство жевания и глотания выявляется неярко, в редких поперхиваниях. Произношение у таких детей нарушено вследствие недостаточно четкой артикуляционной моторики, речь несколько замедленна, характерна смазанность при произнесении звуков. Чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков: [ж, ш, р, ц, ч]. Звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса. Трудны для произношения мягкие звуки, требующие добавления к основной артикуляции подъема средней части спинки языка к твердому нёбу.
Недостатки произношения оказывают неблагоприятные влияния на фонематическое развитие. Большинство детей с легкой степенью дизартрии испытывают некоторые трудности в звуковом анализе. При письме у них встречаются специфические ошибки замены звуков [т-д, ч-ц и др.]. Нарушение структуры слова почти не наблюдается: то же относится к грамматическому строю и лексике. Некоторое своеобразие можно выявить только при очень тщательном обследовании детей, и оно не является характерным. Итак, основным дефектом у детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией в легкой степени, является нарушение фонетической стороны речи. Дети с подобным нарушением, имеющие нормальный слух и хорошее умственное развитие, посещают логопедические занятия в районной детской поликлинике, а в школьном возрасте - логопедический пункт при общеобразовательной школе. Существенную роль в устранении этого дефекта могут оказать родители.
2. Дети со средней степенью псевдобудьбарной дизартрии составляют наиболее многочисленную группу. Для них характерна амимичность: отсутст-вие движений лицевых мышц. Ребенок не может надуть щеки, вытянуть губы, плотно сомкнуть их. Движения языка ограниченны. Ребенок не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать в данном положении. Значительную трудность представляет переключение от одного движения к другому. Мягкое нёбо бывает часто малоподвижным, голос имеет назальный оттенок. Характерно обильное слюнотечение. Затруднены акты жевания и глотания. Следствием нарушения функции артикуляционного аппарата является тяжелый дефект произношения. Речь таких детей обычно очень невнятная, смазанная, тихая. Характерна нечеткая из-за малоподвижности губ, языка артикуляция гласных, произносимых обычно с сильным носовым выдохом. Звуки [a] и [у] недостаточно четкие, звуки [и] и [ы] обычно смешиваются. Из согласных чаще бывают сохранены [п, т, м, н, к, х]. Звуки [ч, ц, р, л] произносятся приближенно, как носовой выдох с неприятным "хлюпающим" призвуком. Выдыхаемая ротовая струя ощущается очень слабо. Чаще звонкие согласные заменяются глухими. Нередко звуки в конце слова и в сочетаниях согласных опускаются. В результате речь детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией, оказывается настолько непонятной, что они предпочитают отмалчиваться. Наряду с обычно поздним развитием речи (в возрасте 5-6 лет) данное обстоятельство резко ограничивает для ребенка опыт речевого общения.
Дети с подобным нарушением не могут успешно обучаться в общеобразовательной школе. Наиболее благоприятные условия для их обучения и воспитания созданы в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, где к этим учащимся осуществляется индивидуальный подход.
3. Тяжелая степень псевдобульбарной дизартрии - анартрия - характеризуется глубоким поражением мышц и полной бездеятельностью речевого аппарата. Лицо ребенка, страдающего анартрией, маскообразное, нижняя челюсть отвисает, рот постоянно открыт. Язык неподвижно лежит на дне ротовой полости, движения губ резко ограниченны. Затруднены акты жевания и глотания. Речь отсутствует полностью, иногда имеются отдельные нечленораздельные звуки. Дети с анартрией при хорошем умственном развитии также могут обучаться в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, где благодаря специальным логопедическим методам успешно овладевают навыками письма и чтения.
Характерным для всех детей с псевдобульбарной дизартрией является то, что при искаженном произнесении звуков, входящих в состав слова, они обычно сохраняют ритмический контур слова, т. е. число слогов и ударность. Как правило, они владеют произношением двусложных, трехсложных слов; четырехсложные слова нередко воспроизводятся отраженно. Сложным для ребенка является произнесение стечений согласных: в этом случае выпадает один согласный (белка - "бека") или оба (змея - "ия"). Вследствие моторной трудности переключения от одного слога к другому встречаются случаи уподобления слогов (посуда - "посюся", ножницы - "носисы").
1.1 Формирование произносительной стороны речи в онтогенезе.
В онтогенезе развитие и становление фонетической и фонематической сторон речи происходит постепенно.
В овладении речью главная роль принадлежит слуху. Одновременно с развитием слуха у ребенка появляются голосовые реакции: разнообразные звуки, различные звукосочетания и слоги. В 2- 3 мес. у ребенка возникает гуление, в 3 - 4 мес. - лепет. В данном возрасте происходит первичное развитие фонематического слуха: ребенок прислушивается к звукам, отыскивает источник звука, поворачивает голову к говорящему.
К 6 мес. в лепете ребенка появляются четкие звуки, но они еще недоста-точно устойчивы и произносятся в коротких звукосочетаниях. Среди гласных ясно звучит звук [а], среди согласных - [п, б, м, к, т]. В это время ребенок хорошо понимает интонацию взрослого и реагирует на тон голоса.
К году ребенок хорошо произносит простые по артикуляции звуки: гласные - [а, у, и], согласные - [ п, б, м, н, т, д, к, г].
Развитие и становление произношения у всех детей происходит в разные сроки. Одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, а другие - меньшее и менее четко. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать. Об этом не раз писал в своих работах А. И. Максаков. На втором году жизни дети начинают активно произносить звуки [э, ы, и], но твердые согласные у них звучат как мягкие - [т`, д`, с`, з`]. У них возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи других. К этому времени ребенок начинает активно и самостоятельно употреблять в речи простые по структуре слова.
На третьем году жизни подвижность артикуляционного аппарата повышается, но произношение ребенка еще не соответствует норме. В этом возрасте ребенок пытается приблизить свое произношение к общепринятому, трудные по артикуляции звуки он заменяет простыми. Например, звук [ц] заменяется звуком [т`] или [с`], звуки [ч] и [щ] - звуками [т`] и [с`] соответственно, звуки [л] и [р] - звуком [л`] или [, шипящие и твердые свистящие на [т`], [д`]. К трем годам четко оформляется артикуляция губно-зубных: [ф, ф`, в`]. Фонематическое восприятие в это время уже хорошо развито: дети почти не смешивают слова, близкие по звучанию, и пытаются сохранить слоговую структуру слова.
На четвертом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата, движения мышц становятся более координированными. В речи появляются твердые согласные, шипящие звуки, правильно произносятся слова со стечением нескольких согласных. В этот период дети способны услышать ошибку в произношении других детей, легко различают близкие по звучанию звукосочетания и слова, т. е. у них происходит дальнейшее развитие фонематического восприятия.
На пятом году жизни у детей увеличивается подвижность артикуляцион-ного аппарата. Большинство детей правильно произносят шипящие звуки, со-норные - [л, л` р, р`], у некоторых из них остается неустойчивым произноше-ние свистящих и шипящих звуков, они взаимозаменяются. В простых словах дети четко произносят данные группы звуков, а в сложных и малознакомых - заменяют.
Фонематические процессы у детей к пяти годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук,
различают повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.
К шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребенку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы.
Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни максимально приближается к речи взрослых, с учетом норм литературного произношения.
Как правило, ребенок имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа (определяет количество и последовательность звуков в слове), что является предпосылкой к овладению грамотой.
Итак, к моменту поступления в школу у ребенка сформировано звукопроизношение, хорошо развиты все стороны речи, что дает ему возможность успешно овладевать программным материалом в школе.
Грамматическая структура предложения усваивается ребенком поэтапно. Первыми появляются следующие формы слов: именительный падеж единственного и множественного числа, винительный падеж имен существительных; повелительное наклонение, форма 3-го лица единственного числа настоящего времени глаголов. Предложение включает до трех-четырех слов.
К трем годам в словаре ребенка насчитывается более 1000 слов. Формируются слова-обобщения, обозначающие родовые понятия.
Уточняются значения слов. Объем словаря увеличивается за счет обога-щения жизненного опыта ребенка, общения с окружающими взрослыми.
Дети усваивают общие правила формообразования, в их речи появляются простые предлоги: в, на, у, с. Предложение состоит из 5 - 6 слов, лексико-грамматические отношения в нем выражаются с помощью предлогов и флексий. Закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах.
К четырем годам словарный запас возрастает до 1600-1900 слов. Из них, по данным А.Н.Гвоздева, 50,2% составляют существительные, 27,4% - глаголы, 11,8% - прилагательные, 5,8% - наречия .
На данном этапе формируется глагольное управление. Появляются сложные предлоги: из-за, из-под. Закрепляется согласование прилагательного с существительным. Предложение становится более распространенным, появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с союзами «чтобы», «потому что», «который».
К пяти годам дети овладевают набором слов, обозначающих основные геометрические формы, знают измерения некоторых величин, пространствен-ные отношения определяют дифференцированно и точно. Словарь состоит из 2200 слов.
При нормальном речевом развитии дети к пяти годам овладевают всеми типами склонения существительных. Отдельные трудности касаются употребления существительных в родительном и предложном падежах множественного числа. К этому времени дети усваивают основные формы согласования слов.
После пяти лет дети выделяют части предметов, сравнивают их по общим и частным признакам, усваивают свойства предметов, начинают употреблять слова, обозначающие отвлеченные понятия.
Таким образом, к концу дошкольного периода, к моменту поступления в школу, дети имеют довольно разнообразный словарь и в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка.
Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах многими педагогами (А.М. Бородич, А.М. Леушина, Е.И.Тихеева, К.Д.Ушинский, Е.А. Флёрина, и др.), психологами ( Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) и логопедами (В. К. Воробьева, Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичева, А.В. Ястребова, и др.).
Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной ситуацией, и говорящий может полностью не отражать в речи содержания своей мысли. Контекстная речь требует построения высказывания без учета ситуации, с опорой только на языковые средства.
Развитие обеих форм связной речи (диалога и монолога) играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать как цель и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует научению ребенка самостоятельно использовать отдельные слова и синтаксические конструкции.
У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, деятельности и общения.
На первом году жизни, в процессе непосредственного эмоционального общения со взрослым, закладываются основы будущей связной речи. На основе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться активная речь детей.
К началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, позднее они начинают служить обозначениями предметов. Постепенно появляются первые предложения.
На третьем году жизни быстрыми темпами развивается понимание речи, собственная активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются диалогической формой речи.
В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью является возникновение планирующей функции речи. Она приобретает форму монологической, контекстной. Дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него. Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Итак, к моменту поступления в школу связная речь у детей, не имеющих речевых патологий, развита достаточно хорошо.
1.3 Минимальные дизартрические расстройства.
О.А. Токарева характеризует проявления «стёртой дизартрии» как лёгкие (стёртые) проявления псевдобульбарной дизартрии, которые отличаются трудностью преодоления.
Позднее М.П. Давыдовой было предложено несколько изменённое определение стёртой дизартрии: « Нарушение звукопроизношения, вызванное избирательной неполноценностью некоторых моторных функций речедвигательного аппарата, а так же слабостью и вялостью артикуляционной мускулатуры, можно отнести к лёгкой стёртой псевдобульбарной дизартрии ».
Другое определение подобного нарушения речи предложено А.Н. Корне-вым. Он определяет это расстройство как избирательные, негрубые, но довольно стойкие нарушения звукопроизношения, которые сопровождаются лёгкими, своеобразными нарушениями иннервационной недостаточности артикуляционных органов. Для подобного типа нарушений был предложен термин « вербальная диспраксия ».
В зарубежной литературе ( Б.Ж. Монделаерс) для подобных нарушений используется понятие « речевая или артикуляционная диспраксия развития ».
В отечественной логопедии термин « артикуляционная диспраксия » ис-пользуется мало.
И.Б. Карелиной введена новая терминология, где стёртая дизартрия трактуется как минимальные дизартрические расстройства ( МДР).
По О.В. Правдиной стёртая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.
При дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счет органического поражения центральной нервной системы. Структуру дефекта при стёртой дизартрии составляет нарушение всей произносительной стороны речи и внеречевых процессов: общей и мелкой моторики, пространственных представлений и др. Структура дефекта в специальной литературе достаточно изучена. Стёртая дизартрия может быть разной степени выраженности.
Широко представлены в медицинской литературе и вопросы лечения данного контингента детей. Легкие степени дизартрии ( МДР, дизартрический компонент, стёртая дизартрия ) встречаются очень часто у детей с ОНР (50- 80%); у детей с ФФН (30-40%); у некоторых детей с первоначальным диагнозом «сложная дислалия» в результате тщательного обследования выявляется стертая дизартрия (10%).
Анализ анамнестических данных показывает, что у дошкольников со стёртой формой дизартрии имеются осложнения как перинатального, так и натального и постнатального периодов. При этом наибольший процент осложнений отмечается в пренатальном периоде. Чаще всего невролог ставит таким детям следующие диагнозы: перинатальная энцефалопатия, геморрагическая энцефалопатия, гидроцефальный синдром, гипертензионный синдром, минимальная мозговая дисфункция и др.
Раннее психомоторное развитие детей имеет лёгкую дисфункцию, форми-руется с незначительным запаздыванием от возрастных норм и диспропорционально: например, ребёнок начинает стоять раньше, чем сидеть, ходьба опережает ползание. Наблюдается отсутствие или неправильность ползания (назад, вбок ).
Раннее речевое развитие детей также может быть незначительно задержа-но. Достаточно часто « выпадает » этап гуления, появление первых слов задерживается на 1-2 месяца, на 1-5 месяцев отстаёт от нормы появление фразовой речи. Отмечаются трудности введения новых слов в активный словарь, овладение предлогами.
Детей со стёртой формой дизартрии можно условно разделить на три группы.
Первая группа состоит из детей, у которых имеются нарушения просодики и звукопроизношения. Эта группа часто похожа на детей с дислалией. Только в процессе логопедической работы, когда нет положительных результатов, возникает подозрение, что это стёртая дизартрия, что подтверждается при глубоком обследовании и после консультации невролога. Дети этой группы имеют хороший уровень речевого развития, но многие из них испытывают трудности при усвоении, различении и воспроизведении предлогов, путают сложные предлоги, плохо различают и используют приставочные глаголы. Вместе с тем они владеют связной речью, имеют богатый словарный запас, но могут с затруднением произносить слова сложной слоговой структуры ( # сковорода, скатерть, милиционер, сувенир и т.п.). Пространственная ориентация также может вызвать затруднения у многих детей первой группы.
Вторая группа. Это дети, у которых нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи сочетается с незаконченным процессом формирования фонематического слуха. Они допускают ошибки в специальных заданиях при восприятии на слух и повторении слогов и слов с оппозиционными звуками ( # мышка-мишка, удочка-уточка, коза-коса и т.п.). Словарь детей этой группы отстаёт от возрастной нормы. многие испытывают трудности при словообразовании. Дефекты звукопроизношения стойкие и расцениваются как сложные.
Третья группа состоит из детей, у которых стойкое полиморфное наруше-ние звукопроизношение и недостаток просодической стороны речи сочетаются с недоразвитием фонематического слуха. У них отмечается бедный словарный запас, выраженные ошибки в грамматическом строе, невозможность связного высказывания, значительные трудности при усвоении слов различной слоговой структуры. Все дети этой группы показывают несформированность слуховой и произносительной дифференциации , игнорируют в речи предлоги .
Р.И. Мартынова отмечает, что детей со стёртой дизартрией необходимо рассматривать в неврологическом, речевом и психологическом аспектах. Имеют место свои особенности моторных функций.
Состояние общей, тонкой и артикуляционной моторики. В первую очередь необходимо отметить грубые нарушения статической координации движений как в общей, так и в артикуляционной моторике. Наблюдается несоответствие между кинетическими и кинестетическими компонентами двигательного акта. При относительной сохранности двигательных ощущений (кинестезии) обнаруживается явная недостаточность кинетического компонента двигательного акта вплоть до полной невозможности выполнения заданных проб. Грубые дефекты выявляются при выполнении пробы на сложные формы координации движений. Отмечаются следующие нарушения: рассогласованность движений, появление гипертонуса, вычурных поз (непроизвольные сокращения мышц ), синкинезии, невозможность регуляции амплитуды собственных движений, разведение рук в пространстве, соскальзывание на одноимённые движения.
Артикуляционная моторика у детей со стёртой формой дизартрии страдает по тому же типу, что и общая. Преимущественно нарушения выявляются при удержании статической позы: отмечаются дыхательная недостаточность, гиперсаливация, тремор, девиация языка, губ, подбородка; вегетативные дисфункции: потливость, покраснение или побледнение кожных покровов и др.
Состояние просодической стороны речи и звукопроизношения. У детей со стёртой формой дизартрии обнаруживаются стойкие нарушения тех или иных компонентов просодической стороны речи. Так дыхательная недостаточность преимущественно проявляется в неправильном типе дыхания ( чаще грудном и ключичном ), коротком речевом выдохе - до 5 секунд. Речь носит в той или иной степени « смазанный » характер. Отмечается назализованный оттенок речи, нарушения голоса, модулированности и темповой организации речи. Значительно реже встречаются нарушения динамической организации речи.
Звукопроизносительные расстройства, как правило, имеются у детей дан-ной категории. Это прежде всего нарушения двух и более звуков (групп звуков). Наряду с этим отмечаются как нарушение одного звука (группы звуков), так и нормально сформированный звуковой строй речи. В основной массе нарушения касаются свистящих, шипящих и соноров, отмечается обилие искажений по сравнению с малым числом замен.
Состояние фонематического восприятия, анализа и синтеза. Все дошколь-ники со стёртой формой дизартрии допускают большое количество ошибок, характер которых свидетельствует о недостаточности фонематического восприятия. Наиболее ярко это проявляется при обследовании слухомоторных координаций. Трудности отмечаются уже при восприятии и воспроизведении простых ритмов; воспроизведение сложных ритмов им, как правило, недоступно. Недостаточность фонематического восприятия обнаруживается так же ярко и в пробах на повторение пар слов, близких по артикуляторно - акустическим признакам, а так слов сложной слоговой структуры и скороговорок.
Звуковой анализ нарушен в меньшей степени, однако и здесь выявляются отчётливые затруднения. При задании назвать первый или последний соглас-ный звук в слове типа « кошка », « камень » ребёнок, как правило, выделяет слог. Отмечаются реверсы ( перевороты ) слов: в слове «шар » первый звук [р].
Затруднено сравнение слов по звуковому составу: определение количества звуков в слове и нахождение 2-го, 3-го, 4-го звука. Типичные ошибки - пропуск гласных звуков в словах со стечением согласных , реверсы слов при назывании по порядку звуков в слове: # «сон » - [ н, о, с].
Практически невыполнимыми для дошкольников со стёртой формой ди-зартрии оказываются пробы на добавление звука в начале и середине слова, перестановку звуков в слове.
Синтез слов из звуков и слогов осуществляется детьми данной категории достаточно успешно, нарушения выявляются лишь при синтезе слов из 4-5 звуков со стечением согласных, так же отмечаются реверсы слов: # ток-кот.
Частая встречаемость реверсов слов указывает на нарушение не только собственно фонематического звена, но и на пространственные нарушения, влияющие на правильность выполнения проб дошкольниками со стёртой формой дизартрии.
Состояние лексико-грамматического строя речи. В активном словаре детей представлены все части речи. Дошкольники владеют обобщающими понятиями, легко образуют новые слова: # сон - сонный, правильно их согласовывают.
Однако отмечаются специфические трудности называния предметов, действий, признаков. Они проявляются при актуализации нужного слова и использовании вместо него слова, близкого по значению. Например: «кусты» - «деревья», «сеть» - «удочка», «солдаты» - «матросы». При этом в другой ситуации дети активно используют ранее заменяемые слова. Кроме того, трудности называния не связаны с поиском слов и увеличением латентного периода времени при актуализации необходимого слова. Поэтому можно утверждать, что нарушение не является собственно лексической недостаточностью, а носит аномический характер ( ребёнок не может соотнести образ предмета со словом - наименованием ).
Существенные трудности для дошкольников со стёртой формой дизартрии представляет порядок называния времён года, суток, дней недели. Однако, поскольку дети знают признаки, правильно их соотносят, можно утверждать, что эти нарушения обусловлены недостаточностью не лексических, а временных представлений, формирующихся и в норме значительно позже ( ко 2-му, 3-му классам ).
В целом, характеризуя особенности лексики данной категории детей, необходимо отметить обеднённость самостоятельной речи при наличии достаточного словарного запаса и лёгкую задержку в формировании обобщающей и регулирующей функций речи.
Грамматический строй речи у таких детей также имеет свои особенности. Их самостоятельная речь грамотна, но изобилует вербальными штампами. Ярко проявляется несостоятельность пространственных представлений при понимании и использовании предложно-падежных и логико-грамматических конструкций.
У части детей со стёртой формой дизартрии встречается лексико - грамматическое недоразвитие речи, которое обусловливается особенностями социальной среды и воспитания ребёнка. Типичными проявлениями такого недоразвития являются: выраженная бедность словаря, незнание обобщающих понятий, неумение выделять существенные признаки, сравнимость понятия, нарушения словообразовательных процессов, изобилие аграмматизмов. Наряду с этими нарушениями у таких детей отмечаются вышеперечисленные особенности лексико-грамматической стороны речи.
Таким образом, выделяется группа детей со стёртой дизартрией, у которых имеются традиционные нарушения лексико-грамматической стороны речи, характерные для общего речевого недоразвития. В этом случае правомерно говорить о сочетанности речевых нарушений.
Состояние связной речи. Дошкольники со стёртой дизартрией адекватно используют вербальные средства. Рассказ оформляется грамматически пра-вильно, с использованием сложных грамматических конструкций. В речи детей встречаются вербальные штампы, единичные негрубые аграмматизмы.
При составлении самостоятельного рассказа по картинке дети со стёртой формой дизартрии, в отличие от нормы, рассматривают картинку справа налево и/или снизу вверх, т.е. у них отчётливо проявляются оптико-гностические нарушения: тенденция к инверсии вектора восприятия и фрагментарность. Следствием этого является то, что в одних случаях дети заменяют рассказ перечислением деталей, в других случаях они ограничиваются интерпретацией по одному фрагменту или составляют рассказ, отталкиваясь от несущественных деталей картинки.
При составлении рассказа по сюжетной серии ( если последовательность картинок не определена взрослым ) наблюдается аналогичная картина.
Рассказ по серии сюжетных разрезных картинок, когда дети имеют возможность самостоятельно их раскладывать, составляется значительно успешней. Несмотря на то, что многие дети выкладывают картинки справа налево, последовательность изложения правильная, рассказ содержит все основные единицы.
У детей со стёртой формой дизартрии кроме отмеченных особенностей наблюдаются нарушения связной речи, характерные для общего недоразвития речи. Им требуется развёрнутая помощь логопеда в виде наводящих вопросов. Отмечается неточное. буквальное или искажённое понимание ситуации, хаотичное раскладывание картинок, выраженная бедность словаря, неадекватное использование речевых средств. множественные грубые аграмматизмы, трудности ( вплоть до невозможности) составления рассказа по картине, сюжетной серии. Данные нарушения, как ранее было отмечено, характерны для общего недоразвития речи и обусловливаются особенностями социальной среды и воспитания ребёнка.
Состояние оптико-пространственных представлений. Несравненно более грубые нарушения выявляются в оптико-конструктивной деятельности. В нор-ме все компоненты пространственных представлений достигают взрослых нормативных показателей к девяти годам, и у шестилетних детей имеются все предпосылки к нормальной оптико-конструктивной деятельности. Однако у дошкольников со стёртой формой дизартрии # при копировании фигур отмечается пофрагментарная и хаотичная стратегия деятельности. Рисунок воспроизводится либо без ясной последовательности действий, либо по элементам-фрагментам. У детей отмечаются метрические ошибки: изменение пропорций, растяжение или сокращение фигуры; структурно-топологические ошибки: разрушение целостного образа фигуры, смещение фрагментов относительно друг друга, несовпадение линий и точек пересечения. Для всех дошкольников с данным дефектом характерно обилие координатных ошибок. Они проявляются в воспроизведении рисунка справа налево, неправильном расположении фигуры и/или её фрагментов в пространстве, реверсе ( повороте ) целой фигуры и/или её фрагментов на 90, реже на 180 градусов. У значительной части детей отмечается тенденция к левостороннему игнорированию, которая проявляется в «пренебрежении» левой половиной листа при копировании рисунка, воспроизведении только правой части.
Состояние слухоречевой и зрительной памяти. У старших дошкольников со стёртой формой дизартрии объём и прочность запоминания относительно сохранны. В большинстве случаев для воспроизведения необходимого количества слов требуется не более трёх предъявлений стимулов ( слов или фигур ). При относительной сохранности отсроченного воспроизведения отмечается дефицитарность непосредственного воспроизведения. Грубо нарушены процессы и избирательности: не удерживается эталонный порядок слов, фигур.
При выполнении пробы « 2 группы по 3 слова » обнаруживается большое количество замен слов близкими по звучанию # «игла»-«игра», «дом»-«том», ассемантичных замен # «дом»-«дон», «пирог»-«пиро». Отмечается замена слов близкими по смыслу словами # «пирог»-«торт». характерно повышение смыслообразования запоминаемого материала, в основе которого лежат дефекты фонематического восприятия # ребёнок запоминает группу слов « ночь, игла, пирог » как « ночь клала перо », или # « дом, лес, кот » как « в дом влез кот ».
Отмечаются координаторные нарушения в виде реверса фигур на 90 градусов, реже на 180 градусов. При воспроизведении фигур детьми используются смысловые знаковые опоры (тенденция к речевому опосредованию).
Таким образом, дети со стёртой формой дизартрии характеризуются целым рядом особенностей формирования речевых и неречевых функций.
Выводы
Анализ теоретических положений, представленных в логопедической и психолого-педагогической литературе, позволил сделать следующие выводы:
1. Дизартрия - это нарушение звукопроизношения, голосообразования и просодики, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.
2. Стертая дизартрия - сложное речевое расстройство, характеризующееся вариативностью нарушений компонентов речевой деятельности: артикуляции, дикции, голоса, дыхания, мимики, мелодико-интонационной стороны речи.
3. Для стертой дизартрии характерно наличие симптомов микроорганиче-ского поражения центральной нервной системы и ВПФ: недостаточная иннервация органов речи - головного, артикуляционного и дыхательного отделов; нарушение мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры.
4. При стертой дизартрии, как правило, отмечаются разнообразные стой-кие нарушения фонетической и просодической сторон речи, являющиеся ведущими в структуре речевого дефекта, и специфические отклонения в развитии лексико-грамматического строя речи.
4. При стертой дизартрии состояние неречевых функций, высших психических функций (внимания, восприятия, памяти и мышления) имеет ряд отличительных черт, выявлена задержка развития.
5. Среди двигательных функций движения пальцев рук имеют особое зна-чение, так как они оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Функция движения руки всегда тесно связана с функци-ей речи, и развитие моторики будет способствовать развитию произносительной стороны речи.
6. Около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена рядом с проекцией моторной зоны; движения пальцев рук действительно стимулируют созревание центральной нервной системы, что, в частности, проявляется в ускорении развития речи ребенка.
7. У детей со стертой дизартрией выявляется как нарушение общей моторики, так и недостаточность тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
8. Сложность структуры дефекта при дизартрии определяет направления и содержание комплексного коррекционного воздействия, включающего медицинский, психолого-педагогический и логопедический аспекты.
Список литературы
1. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: АСТ, 2006. - 320 с.
2. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей - М.: Высшая школа, 2008 г.
3. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М.: Изд-во АПН РСФСР,1960.-500с.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. - Том 2. - М., 1960.
5. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.
6. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - М.: Аркти, 2004 - 168 с.
7. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников, - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985.- 112с.
8. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стёртых форм дизартрии и сложной дислалии. // Дефектология.- 1996.- № 5.
9. Киселёва В.А. Диагностика и коррекция стёртой формы дизартрии - М.: Школьная пресса, 2007. - 9с.
10. Копытова С. В. Коррекционная работа с детьми с дизартрическими расстройствами речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - № 3. - С. 63-69.
11. Кучма В.Р., Брязгунов И.П. Синдров дефицита внимания с гиперактивностью у детей. - М., 1994.
12. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
13. Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой ди-зартрией и дифференциация их обучения //Дефектология. - 1986. - № 2.
14. Лопатина Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами // Дефектология. - 2003. - № 5.-С.45-51.
15. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. - СПб., 1994.
16. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. 3-е изд.- М.: Акаде-мический проект, 2000.-512 с.
17. Ляпидевский С. С. Расстройства речи у детей и подростков / Под общ. ред. С. С. Ляпидевского.- М.: Медицина, 1969.- С. 5-39
18. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. /Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
19. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. /Под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Академия, 2000.
20. Основы теории и практики логопедии // Под ред. Р. Е. Левиной.- М.: Просвещение, 1968.-368 с.
21. Панченко И.И. Особенности фонетико-фонематического анализа рас-стройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических нарушениях речи. // Расстройства речи и голоса в детском возрасте. Сб. трудов. - М.: Просвещение, 1973
22. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики // Дефектология. М., 1974, №4.
23. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии.-М.:Просвещение, 1989.-223 с.
24. Халецкая О.В., Трошин В.М. Минимальные дисфункции мозга в дет-ском возрасте. - Нижный Новгород, 1997.
25. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
26. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность.- Л.: Наука, Ленингр. отд-е, 1974.- 428с.
 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
8 гостей
Проверить тИЦ и PR