Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow Рефераты arrow Психология arrow Внутриличностный конфликт

Внутриличностный конфликт

Внутриличностный конфликт
Введение 3
1. Понятие внутриличностного конфликта 4
2. Основные виды внутриличностного конфликта 7
3. Переживание как основа внутриличностного конфликта 9
4. Условия предупреждения внутриличностных конфликтов 12
Заключение 16
Список литературы 17
Введение
Внутриличностный конфликт - это один из самых сложных психологи-ческих конфликтов, который разыгрывается во внутреннем мире человека. Внутриличностный конфликт определяют как острое негативное пережива-ние, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения. Трудно представить человека, который бы не подвергался внутриличностным конфликтам. Более того, с такими конфликтами человек сталкивается постоянно.
Внутриличностные конфликты конструктивного характера являются необходимыми моментами развития личности. Но деструктивные внутри-личностные конфликты несут серьезную опасность для личности, от тяжких переживаний, вызывающих стрессы, до крайней формы своего разрешения - суицида. Поэтому для каждого человека важно знать сущность внутрилично-стных конфликтов, их причины и способы разрешения.
В реальной жизни происходит множество внутриличностных конфлик-тов. Несмотря на многочисленные исследования, посвященные этому фено-мену, число внутриличностных конфликтов не уменьшается.
Цель настоящего исследования - изучить особенности внутриличност-ных конфликтов.
Достижение цели исследования требует решение ряда задач:
1. Проанализировать понятие внутриличностного конфликта.
2. Рассмотреть основные виды внутриличностных конфликтов.
3. Рассмотреть переживание как основу внутриличностного конфликта.
4. Проанализировать условия предупреждения внутриличностных кон-фликтов.
Методом исследования является теоретический анализ научной психо-лого-педагогической литературы по проблеме внутриличностных конфлик-тов.
1. Понятие внутриличностного конфликта
Проблема внутриличностного конфликта активно разрабатывается в западной психологии. Особенность зарубежных исследований состоит в том, что внутриличностный конфликт рассматривается исходя из понимания лич-ности, которое сложилось в рамках определенной психологической школы.
В концепции внутриличностного конфликта в рамках психоаналитиче-ского направления акцент делается на его биопсихологической трактовке. У человека в состоянии внутриличностного конфликта происходит столкнове-ние желаний, часть личности отстаивает определенные желания, другая от-клоняет их (3. Фрейд). В теории К. Юнга внутриличностный конфликт - это регресс на более низкий уровень психики, т.е. он происходит в сфере бессоз-нательного. У К. Хорни внутриличностный конфликт анализируется с двух позиций: как столкновение стремлений к удовлетворению желаний и к безо-пасности и как противоречие «невротических потребностей», удовлетворе-ние которых влечет за собой фрустрацию других.
В рамках гуманистической психологии предлагается другая теория внутриличностного конфликта. В основе конфликта, по К. Роджерсу, лежит противоречие, возникающее у личности между осознанными, но ложными самооценками, которые человек приобретает в течение жизни, и самооценкой на неосознаваемом уровне [22, c. 73].
А. Маслоу сущность внутриличностного конфликта рассматривает как нереализованную потребность человека в самоактуализации [16, c. 154].
По К. Левину внутриличностный конфликт - это ситуация, в которой на субъекта одновременно действуют противоположно направленные силы равной силы, и субъект вынужден делать выбор: между положительной и от-рицательной тенденциями; между положительной и положительной тенден-циями; между отрицательной и отрицательной тенденциями [13, с. 126].
Сущностью внутриличностного конфликта, по мнению основателя ло-готерапии В. Франкла, является потеря смысла жизни [24, c. 131].
Когнитивная психология рассматривает внутриличностный конфликт через когнитивный диссонанс (Л. Фестингер). Диссонанс представляет собой негативное состояние, возникающее в ситуации несоответствия знания и по-ведения или несовпадения двух знаний. Субъективно когнитивный диссо-нанс переживается как дискомфорт, который личность стремится устранить.
В рамках бихевиоризма внутриличностный конфликт трактуется как плохая привычка, результат ошибочного воспитания (Д. Скинер). В работах необихевиористов (Н. Миллер, Дж. Доллард) конфликт определяется как фрустрация, т.е. реакция на препятствие.
Интеракционизм при анализе внутриличностного конфликта исходит из понимания его как конфликта ролей (А. Голднер).
Основатель концепции психосинтеза Р. Ассаджиоли видит сущность внутриличностного конфликта в наличии острых противоречий внутри лич-ности, снижающих цельность «Я».
В большинстве зарубежных теорий внутриличностного конфликта, разработанных зарубежными психологами, основу составляет категория про-тиворечия, внутренней борьбы и понятие психологической защиты (преодо-ление конфликта). Протекание внутриличностного конфликта связывается с негативными переживаниями.
Среди отечественных психологов одним из первых внутренние кон-фликты исследовал А.Р. Лурия. Под внутриличностным конфликтом он по-нимал ситуацию, когда в поведении индивида сталкиваются две сильные, но противоположно направленные тенденции.
Значительный вклад в развитие теории внутриличностного конфликта внесли психологи В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, Н.Д. Левитов и др.
В.C. Мерлин рассматривал внутриличностный конфликт как «результат острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и отношений личности» [17, с. 93]. Если в процессе деятельности возникает состояние дли-тельной дезинтеграции личности, выражающееся в обострении противоречий между различными сторонами, свойствами, отношениями и действиями лич-ности, то такое психическое состояние является внутриличностным кон-фликтом.
По Н.Д. Левитову внутренний конфликт представляет борьбу мотивов, которая осознается как переживание душевного разлада.
Ф.В. Василюк рассматривает внутренний конфликт как один из видов критических жизненных ситуаций (наряду со стрессом, фрустрацией и кри-зисом) [4, с. 294-295]. Конфликт возникает в результате столкновения двух внутренних побуждений, отраженных в сознании в виде самостоятельных ценностей. Внутренний конфликт протекает в форме особого «ценностного переживания». Показателем внутриличностного конфликта является сомне-ние в истинной ценности мотивов и принципов, которыми руководствовался в жизни субъект.
Таким образом, внутриличностный конфликт можно определять как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социаль-ной средой и задерживающее принятие решения.
В психологии выделяют показатели внутриличностного конфликта.
Когнитивная сфера: противоречивость «образа Я»; снижение само-оценки; осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения; субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми субъект ра-нее руководствовался.
Эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение; значительные отрицательные переживания.
Поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельно-сти; снижение удовлетворенности деятельностью; негативный эмоциональ-ный фон общения. Интегральные показатели: нарушение нормального меха-низма адаптации; усиление психологического стресса. Как указывал B.C. Мерлин, длительная и устойчивая дезинтеграция приспособительной дея-тельности - характеристика психологического конфликта [23, с. 186].
2. Основные виды внутриличностного конфликта
В большинстве теоретических концепций представлен один или не-сколько видов внутриличностных конфликтов.
В психоанализе центральное место занимают конфликты между по-требностями личности, а также между влечениями и социальными нормами.
В интеракционизме анализу подвергаются ролевые конфликты.
Но в реальной жизни происходит множество других внутриличностных конфликтов. Для того, чтобы построить их единую типологию, необходимо основание, в соответствии с которым можно объединить это разнообразие внутренних конфликтов в систему. Такой основой является ценностно-мотивационная сфера личности. С этой важнейшей сферой психики человека связана его внутренняя конфликтность, так как именно она отражает разно-образные связи и отношения личности с окружающим миром.
Исходя из этого, выделяют следующие основные структуры внутренне-го мира личности, вступающие в конфликт:
 мотивы, отражающие стремления личности различного уровня (по-требности, интересы, желания, влечения и т.п.);
 ценности, воплощающие в себе общественные нормы и выступаю-щие благодаря этому как эталоны должного;
 самооценка, т.е. самоценность себя для себя, оценка личностью сво-их возможностей, качеств и места среди других [11, с. 129].
В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают во внутренний конфликт, выделяются шесть основных видов внут-риличностного конфликта.
1. Мотивационный конфликт. Один из часто изучаемых видов внутри-личностного конфликта, в частности, в психоаналитическом направлении. Выделяют конфликты между бессознательными стремлениями [25], между стремлениями к обладанию и к безопасности [16], между двумя положитель-ными тенденциями - классическая дилемма «буриданова осла» [13], или как столкновение различных мотивов.
2. Нравственный конфликт. Это конфликт между желанием и долгом; между моральными принципами и личными привязанностями; между долгом и сомнением в необходимости следовать ему [4, c. 296; 24, с. 137]
3. Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценно-сти. Это конфликт между желаниями и действительностью, которая блокиру-ет их удовлетворение. Иногда его трактуют как конфликт между «хочу быть таким, как они» (референтная группа) и невозможностью это реализовать.
4. Ролевой конфликт связан с невозможностью одновременно реализо-вать несколько ролей, или с различным пониманием требований, предъяв-ляемых самой личностью к выполнению одной роли.
5. Адаптационный конфликт понимается как в широком смысле, т. е. как возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и ок-ружающей средой, так и в узком смысле - при нарушении процесса социаль-ной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями действительности и возможностями человека - профессиональными, физиче-скими, психологическими. Несоответствие возможностей личности требова-ниям среды или деятельности может рассматриваться как временная него-товность, так и неспособность выполнить предъявляемые требования.
6. Конфликт неадекватной самооценки. Расхождение между притяза-ниями и оценкой своих возможностей ведет к тому, что у человека возника-ют повышенная тревожность, эмоциональные срывы и др. Среди конфликтов неадекватной самооценки выделяют конфликты между завышенной само-оценкой и стремлением реально оценивать свои возможности, между зани-женной самооценкой и осознанием объективных достижений человека, меж-ду стремлением повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех и понизить притязания, чтобы избежать неудачи [11, с. 129-130].
Кроме того, выделяют невротический конфликт. Он является результа-том длительно сохраняющегося «простого» внутриличностного конфликта.
3. Переживание как основа внутриличностного конфликта
Переживание личностью своей неоднозначности, сложности, осознание изменчивости собственных желаний и притязаний, зачастую невозможности их реализации, колебания самооценки, борьба мотивов - все это является по-лем внутриличностных конфликтов. Но внутриличностные конфликты не возникают без влияния на личность окружающей среды. Внутриличностных конфликтов, возникающих только по причине внутренних факторов, нет. Ис-ходя из природы противоречий, лежащих в основе конфликта, внутрилично-стные конфликты можно разделить на две группы:
 возникающие как результат перехода объективных противоречий, внешних по отношению к человеку, во внутренний мир (моральные конфликты, адаптационные и др.);
 возникающие из противоречий внутреннего мира личности (моти-вационные конфликты, конфликт неадекватной самооценки), кото-рые отражают отношение личности к окружающей среде.
Е. Донченко и Т. Титаренко выделяют три уровня развития психологи-ческого противоречия:
 психологическое равновесие внутреннего мира личности;
 нарушение равновесия, осложнение, затруднение основных видов деятельности, проекция психологического дискомфорта на работу, общение с окружающими (внутриличностный конфликт);
 невозможность реализации планов и программ, «разрыв жизни», не-возможность выполнять свои жизненные функции до тех пор, пока не разрешится противоречие (жизненный кризис) [6, с. 69].
На каждом из этих уровней возможно разрешение противоречия. Для того чтобы возник внутриличностный конфликт, необходимо присутствие личностных и ситуативных условий.
Среди личностных условий обычно называют наличие у индивида:
 сложного внутреннего мира и актуализации этой сложности;
 сложной и развитой иерархии потребностей и мотивов;
 высокого уровня развития чувств и ценностей;
 сложно организованной и развитой когнитивной структуры, способ-ности индивида к самоанализу и саморефлексии.
Ситуативные условия, которые актуализируют внутриличностный кон-фликт, исследованы В.С. Мерлиным [17]. Эти условия внешние и внутрен-ние. Внешние условия конфликта сводятся к тому, что удовлетворение ка-ких-либо глубоких и активных мотивов и отношений личности становится вовсе невозможным или находится под угрозой: уже в борьбе с природой возникают трудности и препятствия для удовлетворения мотивов и отноше-ний личности; удовлетворение одних мотивов с неизбежностью порождает возникновение новых, еще не удовлетворенных мотивов; общественная жизнь требует ограничения различных мотивов, иногда очень глубоких.
Внутренний конфликт возникает только тогда, когда внешние обстоя-тельства порождают определенные внутренние условия. Внутренние условия конфликта сводятся к противоречию между различными сторонами лично-сти: эти стороны должны быть значимыми; они должны иметь приблизи-тельно равную значимость для личности; личность осознает субъективную неразрешимость ситуации. Конфликт возникает тогда, когда человеку кажет-ся, что он не в состоянии изменить ситуацию. В результате человек остро пе-реживает ситуацию выбора, эмоционально погружается в нее.
Переживание внутриличностного конфликта отличается от других ти-пов переживаний тем, что обычно представлено как психоэмоциональное на-пряжение; в нем выражается осознание личностью трудности данной ситуа-ции; выражает процесс выбора, сомнения и борьбы; отражает перестройку ценностно-мотивационной системы личности.
Внутриличностный конфликт может иметь положительные и отрица-тельные последствия. Внутриличностные конфликты могут быть конструк-тивными (продуктивными, оптимальными) и деструктивными (разрушаю-щими личностные структуры человека).
Конструктивным является конфликт, который характеризуется макси-мальным развитием конфликтующих структур и минимальными личностны-ми затратами на его разрешение. Конструктивно преодолеваемый внутри-личностный конфликт - это один из механизмов гармонизации личности. Индивид осознает себя личностью на основе разрешения внутриличностных противоречий и конфликтов. Характеристика личности лежит в соотношении разных систем сложившихся жизненных отношений, порождающих борьбу между ними. Иногда эта борьба проходит во внешне неприметных, обыденно драматических, так сказать, формах и не нарушает гармоничности личности, ее развития; ведь гармоническая личность вовсе не есть личность, не знаю-щая никакой внутренней борьбы. Однако иногда эта внутренняя борьба ста-новится главным, что определяет весь облик человека.
Позитивно разрешенные конфликты закаляют характер, формируют решительность, устойчивость поведения, независимость от случайных об-стоятельств, способствуют становлению стабильной направленности лично-сти, играют существенную роль в формировании новых черт характера. Внутриличностный конфликт может способствовать формированию адекват-ной самооценки, помогает самопознанию и самореализации личности.
Деструктивными считаются внутриличностные конфликты, которые усугубляют раздвоение личности, перерастают в жизненные кризисы или ве-дут к развитию невротических реакций. Длительный внутриличностный кон-фликт угрожает эффективности деятельности. Длительные внутренние кон-фликты могут тормозить развитие личности. Человек, постоянно сталкиваю-щийся с внутренними конфликтами, будет отличаться неуверенностью, неус-тойчивостью поведения, неспособностью добиваться сознательно поставлен-ных целей, т.е. у него будут отсутствовать как раз те черты, которые как ос-новополагающие входят в характеристику психологически зрелой личности.
Частые внутриличностные конфликты могут привести к утрате уверен-ности человека в своих силах, формированию устойчивого комплекса непол-ноценности, а иногда - и к потере смысла жизни.
4. Условия предупреждения внутриличностных конфликтов
Жизнь человека так устроена, что вероятность обстоятельств, грозящих нарушением оптимального процесса развития личности, его внутреннего ми-ра, велика, и плохо, если человек к ним не подготовлен. Трудно представить человека, у которого не возникают внутриличностные конфликты. Однако необходимо избегать деструктивных внутренних конфликтов, а если они возникают, то разрешать их с минимальными издержками для здоровья.
Зная причины и факторы, способствующие возникновению внутрилич-ностных конфликтов, особенности их переживания, можно обосновать усло-вия их предупреждения.
Для сохранения внутреннего мира личности важно принимать трудные жизненные ситуации как данность бытия, так как они побуждают к активно-сти, работе над собой, а часто и к творчеству.
Большое значение имеет формирование, каждым человеком жизненных ценностей и следование им в своих делах и поступках. Жизненные принципы помогают избежать многих ситуаций, связанных с сомнениями в истинности того дела, которому человек служит. Однако постоянство, верность себе в определенных условиях проявляются как инертность, консерватизм, сла-бость, неумение приспособиться к изменившимся требованиям. Если человек находит в себе силы поломать привычный способ существования, убедив-шись в его несостоятельности, то выход из внутриличностного противоречия будет продуктивным. Необходимо быть гибким, пластичным, адаптивным, уметь реально оценивать ситуацию и, если необходимо, меняться.
Важно, уступая в мелочах, не превращать это в систему. Постоянная неустойчивость, отрицание стабильных установок и схем поведения приве-дут к внутриличностным конфликтам. Необходимо надеяться на лучшее раз-витие событий, никогда не терять надежды на то, что жизненная ситуация всегда может улучшиться. Оптимистическое отношение к жизни - важный показатель психического здоровья человека.
Не быть рабом своих желаний, трезво оценивать свои возможности по удовлетворению своих желаний и потребностей.
Необходимо учиться управлять собой, своей психикой. Особенно это относится к управлению эмоциональным состоянием.
Развитие волевых, качеств во многом способствует предупреждению внутриличностных конфликтов. Именно воля, представляющая собой дос-тигнутый уровень саморегуляции своей деятельности и поведения, предпола-гающая способность принимать решение со знанием дела, должна сопровож-дать все виды жизнедеятельности человека. Велика роль воли во внутрилич-ностном конфликте, где только с ее помощью человек может преодолеть сложности ситуации.
Постоянно уточнять и корректировать для себя иерархию ролей. Стремление реализовать все функции, вытекающие из той или иной роли, учесть все пожелания окружающих неизбежно приведет к возникновению внутриличностных конфликтов.
Предупреждению ролевых внутриличностных конфликтов способству-ет достаточный уровень личностной зрелости. Он предполагает выход за пре-делы чисто ролевого поведения с его шаблонными реакциями, с жестким сле-дованием принятым стандартам. Подлинная нравственность - это не слепое выполнение общепринятых норм морали, а возможность собственного мо-рального творчества [9, с. 15].
Необходимо стремиться к тому, чтобы оценка человеком своего «Я» была адекватной. Заниженная или завышенная самооценка часто связана с нежеланием или неумением признаться себе в чем-либо. Бывает и так, что человек оценивает себя адекватно действительности, но желает, чтобы дру-гие оценивали его иначе. Подобный оценочный диссонанс рано или поздно приведет к внутриличностному конфликту.
Под разрешением (преодолением) внутриличностного конфликта по-нимается восстановление согласованности внутреннего мира личности, уста-новление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества. Разрешение внутри-личностного конфликта может быть конструктивным и деструктивным. При конструктивном преодолении внутриличностного конфликта достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое цен-ностное сознание. Разрешение внутриличностного конфликта осознается че-рез: отсутствие болезненных состояний, связанных с имевшимся конфлик-том; снижение проявлений негативных психологических и социально-психологических факторов внутриличностного конфликта; повышение каче-ства и эффективности профессиональной деятельности.
Факторы конструктивного разрешения внутриличностных конфликтов. В зависимости от индивидуальных характеристик люди относятся к внутрен-ним противоречиям по-разному, избирают свои стратегии выхода из кон-фликтных ситуаций. Одни погружаются в размышления, другие тотчас начи-нают действовать, третьи окунаются в захлестывающие их эмоции. Единого рецепта правильного отношения к внутриличностным конфликтам1 нет. Важно, чтобы человек, отдавая себе отчет в собственных индивидуальных особенностях, вырабатывал свой стиль разрешения внутренних противоре-чий, конструктивное отношение к ним.
1. Преодоление внутриличностного конфликта зависит от глубинных мировоззренческих установок личности, от опыта преодоления себя.
2. Развитость волевых качеств способствует успешному преодолению человеком внутренних конфликтов. Воля составляет основу всей системы саморегуляции человека. В трудных ситуациях воля, как правило, приводит в соответствие внешние требования и внутренние желания. Если же воля раз-вита недостаточно, побеждает то, что требует наименьшего сопротивления, а это не всегда приводит к успеху.
3. Способы разрешения конфликта, время, затрачиваемое на это у лю-дей с разными типами темперамента, различны. Холерик решает все быстро, предпочитая поражение неопределенности. Меланхолик долго размышляет, взвешивает, прикидывает, не решаясь приступить к каким-либо действиям. Однако такой мучительный рефлексивный процесс не исключает возмож-ность в корне изменить сложившуюся ситуацию. Свойства темперамента влияют на динамическую сторону решения внутриличностных противоре-чий: на скорость переживаний, их устойчивость, индивидуальный ритм про-текания, интенсивность, направленность вовне или вовнутрь.
4. На процесс разрешения внутриличностных противоречий оказывают влияние половозрастные особенности личности. С увеличением возраста Внутриличностные противоречия обретают типичные для данного индивида формы разрешения. Периодически вспоминая прожитое, мы возвращаемся к критическим точкам, когда-то нарушившим размеренное течение бытия, по-новому их переосмысливаем, все более глубоко и обобщенно анализируем способы разрешения конфликтов, преодоления того, что казалось непреодо-лимым. Работа над своим прошлым, анализ собственной биографии - один из путей развития внутренней стабильности, гармоничности [11, с. 140].
Различны способы выхода из конфликтов у мужчин и женщин. Муж-чины более рациональны, они с каждым новым внутриличностным пережи-ванием обогащают свой набор средств разрешения ситуации. Женщины вся-кий раз по-новому радуются и страдают. Они разнообразнее в личностных характеристиках, а мужчины - в ролевых.
Преодоление внутриличностного конфликта обеспечивается действием механизмов психологической защиты. Психологическая защита является продуктом онтогенетического развития и научения. Развиваясь как средство социально-психологической адаптации, механизмы психологической защиты предназначены для контроля эмоций в тех случаях, когда опыт сигнализиру-ет человеку о негативных последствиях их переживания и выражения.
Некоторые исследователи считают психологическую защиту непродук-тивным средством решения внутреннего конфликта. Они полагают, что за-щитные механизмы ограничивают развитие личности, ее «собственную ак-тивность».
Заключение
В зарубежной и отечественной науке сложилось различное понимание внутриличностного конфликта. Он рассматривается исходя из того понима-ния личности, которое сложилось в рамках определенной научной парадиг-мы. Внутри-личностный конфликт представляет собой острое негативное пе-реживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира, от-ражающей противоречивые связи с социальной средой, и задерживающее принятие решения. Выделяются показатели внутриличностного конфликта в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах личности. Интеграль-ными показателями внутреннего конфликта являются нарушение нормально-го механизма адаптации и усиление психологического стресса.
Основные виды внутриличностного конфликта: мотивационный, нрав-ственный, конфликт нереализованного желания, ролевой, адаптационный и конфликт неадекватной самооценки.
Среди условий возникновения внутриличностного конфликта выделя-ют личностные (наличие сложного внутреннего мира, развитой иерархии мо-тивов, системы чувств, склонности к самоанализу и рефлексии) и ситуатив-ные (внешние: объективные препятствия, требования общества, окружаю-щих; внутренние: противоречие между значимыми, приблизительно равной силы отношениями, которое воспринимается как неразрешимое).
Переживание внутриличностного конфликта - особая форма активно-сти личности, в которой осознается противоречие и происходит его разреше-ние на субъективном уровне. Основой переживания является психоэмоцио-нальное напряжение, имеющее субъективное качество и предметное содер-жание.
Внутренние конфликты могут приводить как к конструктивным, так и к деструктивным последствиям. К последним относится возникновение невро-тического конфликта.
Список литературы
1. Андреева, Г. М. Социальная психология [текст] : Учебник для вузов / Г.М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2008. - 363 с.
2. Анцупов, А. Я. Конфликтология [текст] : учебник для вузов / А.Я. Анцу-пов, А.И. Шипилов. - М. : ЭКСМО, 2009. - 512 с.
3. Божович, Л. И. Психологические закономерности формирования лично-сти в онтогенезе [текст] / Л.И. Божович. - М. : МПСИ, 2009. - 436 с.
4. Василюк, Ф. Е. Психология переживания [текст] / Ф.Е. Василюк. - М. : Издательство Московского университета, 1984. - 200 с.
5. Громова, О. Н. Конфликтология [текст] / О.Н. Грмова. - М. : ЭКМОС, 2000. - 320 с.
6. Дмитриев, А. В. Конфликтология [текст] : учебное пособие / А.В. Дмит-риев. - М. : Гардарики, 2000. - 320 с.
7. Емельянов, Ю. Н. Конфликтология [текст] / Ю.Н. Емельянов. - СПб. : Питер, 2000. - 368 с.
8. Зеркин, Д. П. Основы конфликтологии [текст] : курс лекций / Д.П. Зеркин. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. - 455 с.
9. Ковешников, Ю. В. Урегулирование конфликтов : творческий подход [текст] / Ю.В. Ковешников // Учительская газета. - 1996. - № 31. - с. 15.
10. Козер, Л. Функции социального конфликта [текст] : пер с англ. / Л. Ко-зер. - М. : Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. - 205 с.
11. Конфликтология [текст] / Под ред. А.С. Кармина. - СПб. : Лань, 2001. - 448 с.
12. Конфликты : теория и практика разрешения [текст] / Под общ. ред. Е.Ю. Садовской, И.Ю. Чупрыниной : в 3-х т., Т.3. - Алматы, 2002. - 244 с.
13. Левин, К. Разрешение социальных конфликтов [текст] : пер с англ. - СПб. : Речь, 2000. - 408 с.
14. Лидерс, А. Г. Психологический тренинг с подростками [текст] : учебное пособие / А.Г. Лидерс. - 2-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 256 с.
15. Мариновская, И. Д. Конфликтология [текст] : учебное пособие / И.Д. Мариновская, В.Л. Цветков, А.А. Гришин. - М. : Щит-М, 2003. - 157 с.
16. Маслоу, А. Психология бытия [текст] / А. Маслоу. - М. : МедПресс, 1997. - 296 с.
17. Мерлин, В. С. Очерк теории темперамента [текст] // Мерлин В.С. Из-бранные психологические произведения. - М. : Сова, 2007. - 412 с.
18. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога [текст] / Р. В. Овчарова. - М. : ТЦ «Сфера», 2001. - 480 с.
19. Панфилова, А. П. Теория и практика общения [текст] : учебное пособие. - М. : Академия, 2009. - 288 с.
20. Почебут, Л. Г. Организационная социальная психология [текст] / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. - СПб. : Речь, 2002. - 408 с.
21. Практическая психология [текст] / Под ред. М.К. Тутушкиной. - СПб. : Дидактика Плюс, 1998. - 336 с.
22. Роджерс, К. Р. Консультирование и психотерапия: новейшие подходы в области практической работы [текст] / К. Роджерс. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2006. - 412 с.
23. Социальная конфликтология [текст] : учебное пособие / Под ред. А.В. Морозова. - М. : Академия, 2002. - 336 с.
24. Франкл, В. Человек в поисках смысла [текст] / В. Франкл. - СПб. : Ювента, 2006. - 400 с.
25. Фрейд, З. Введение в психоанализ: лекции [Текст] / З. Фрейд. - М. : АСТ, 2008. - 608 с.
26. Хьелл Л. Теории личности : основные положения, исследования и при-менение [текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб. : Питер, 2006. - 148 с.
 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
9 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR