Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
Главная arrow Рефераты arrow Русский язык и литература arrow Критика Толкиена и толкинизма. Аспекты критики, доводы и контрдоводы

Критика Толкиена и толкинизма. Аспекты критики, доводы и контрдоводы

Рефераты - Русский язык и литература
Реферат по зарубежной литературе "Критика Толкиена и толкинизма. Аспекты критики, доводы и контрдоводы"
-Для надежды у тебя нет никакого основания, сынок, что бы ты ни задумал. Очутившись в человеческом мире, ты уже не будешь тем, кем являешься здесь.
М. Энде, "Бесконечная книга"
Существует множество противоречивых мнений о фантазии вообще и отдельных ее проявлениях - в частности. Также никем не определено - что считать сказкой, а что - реальностью.
Джон Рональд Руэл Толкиен (Толкин) - один из самых известных сказочников в мировой литературе, и фактически единственный из них, чей мир воспринимается гораздо больше, чем просто книга. Широко известен толкинизм - движение людей во всем мире, которые переносят написанное Толкиеном в той или иной степени в реальность.
Понимание Толкиена и его мира также разнообразно у разных людей, насколько непохожи друг на друга и сами люди. "Сколько людей - столько и мнений".
Сказка ли Толкиен, миф или рассказ о действительности, украшенный литературным стилем и невероятными (на первый взгляд) существами и событиями? Этот вопрос остается открытым.
Основное творчество Толкиена - известные повести "Хоббит, или туда и обратно", "Властелин Колец", "Сильмариллион", малоизвестная "История Средиземья" в 12 книгах, "незаконченные сказания", его письма, а также сказки, напрямую с его главным творением - Средиземьем - не связанные.
Следует разделять эти произведения и оценивать их по-разному. Если "Хоббит" - детская сказка, то "Властелин Колец" - это уже повесть определенно не только для детей, а "Сильмариллион" - почти миф, нечто, подобное "Эдде" древних викингов.
Толкиен писал свои первые книги еще в 30-х годах XX-го века, но известность ему пришла после издания "Властелина Колец", в 50-х. Зарождение толкинизма на Западе совпало с движением хиппи. В России толкинизм развился после снятия "железного занавеса", и был осужден, как и многое другое, что пришло вместе с ним.
...-Вы становитесь, как заразная болезнь, так что люди больше не могут отличить истинное от мнимого. Знаешь, как вас там называют?
-Как? - прошептал Атрей.
Враки! - рявкнул Гморк. - Кошмары и обманы!
М. Энде, "Бесконечная книга"
Одна из позиций критиков Толкиена - то, что это лишь красивая выдумка.
Часть произведений Толкиена - самые настоящие сказки, которые заключают в себе какую-то кроху истины.
Другая часть - в особенности "Властелин Колец" и "Сильмариллион" - назвать сказкой достаточно трудно.
Толкиен, как и почти любая другая фантастика, рассматривается часто как эскапизм, стремление с помощью творчества уйти от реальности. Немало толкинистов так и делают: интересуясь всем, что касается Средиземья, начинают забывать о реальной жизни. Но это далеко не самый лучший подход: теряя опору в этой жизни, они когда-нибудь потеряют всякую возможность обращаться к той.
Человек, с головой окунувшийся в мир Средиземья, иногда действительно не может вернуться в реальность. Но на самом деле совсем нетрудно совместить эти две части жизни, чтобы одна другой не мешала.
-...Им больше не приходит в голову мысль всерьез посетить ваш мир. Но зато вы получаете власть над людьми.
- Что же мы можем с ними сделать?
- Обман дает неслыханную власть, сынок, потому что люди живут воображением. А воображением можно управлять.
М. Энде, "Бесконечная книга"
Толкинизм. Явление, пугающее для одних, заманчивое для других, и родной дом - для третьих - которые собственно и называются толкинистами. Но и они весьма разнообразны. Одни видят в произведениях Профессора (именно так толкинисты называют Толкиена) главным образом повод собраться, побеседовать, попить пива... Для других наиболее важно материальное проявления Средиземья, все, что касается средневекового оружия. Третьим важнее история Средиземья как наука, его языки, философия Толкиена.
Использование названий из Толкиена для торговых марок, лозунгов характерно для людей первого типа: Им важно не столько то, что он пишет, сколько то, что этим интересуются, что таким образом можно привлечь множество сторонников.
Можно разживаться и на самом интересе к Толкиену. Когда толкинистами называют себя люди, Толкиена не читавшие (на тех основаниях, что интересуются ролевыми играми и тусовками) - это осуждается толкинистами, потому что это неправильно с их позиции, и осуждается обществом, поскольку среди таких людей нередки люди очень сомнительных качеств.
Второй разряд толкинистов - ролевики. Они знают и любят Толкиена, хотя редко знают что-либо, кроме самых известных произведений Профессора. Ролевики-толкинисты наиболее ценят эти сказки именно как сюжет, по которому можно представить себя каким-нибудь средневековым воином, как "светлым", так и "темным", чтобы выразить свои скрытые способности... Одно из любимых занятий - "маньячание" - фехтование всем, что похоже на оружие. Отличие от исторического фехтования - в материале. Чаще всего используются деревянные, текстолитовые или алюминиевые "мечи" - т.н. "дрыны".
Кроме дрынов используются: кистени, топоры и молоты (здесь вместо железа обычно используется резина); луки и арбалеты - стрелы при использовании должны быть смягчены; посохи, палицы, копья. Вообще это ограничено только фантазией и здравым смыслом самого толкиниста.
Ролевая часть толкинизма интересна как хобби. Известно, например, что раньше дети играли в "войну" при помощи игрушечных пистолетов, автоматов и пр., еще раньше любили играть в благородного разбойника Робина Гуда. Просто у каждого времени свои кумиры.
Интересна возможность ощутить себя воином (а поединки на "игрушечном" оружии при хорошем качестве оного отличаются от настоящих только весом и опасностью ранения), магом (ее ролевики воспроизводят условно), менестрелем (поэты и певцы среди толкинистов настоящие), лидером, королем, даже богом для своего народа. Это ощущение некоторым людям дает возможность расслабиться от далеко не столь приятной действительности.
Третий разряд занимается произведениями Толкиена серьезно: исследует произведения, анализирует историю, лингвистику и философию его книг; пишут вариации, пересказы, подражания и "продолжения " истории Средиземья.
Далеко не всякий такой толкинист занимается ролевыми играми, хотя многие через это проходят.
Наиболее известные русские авторы на эту тему - Кирилл Еськов (повесть "Последний кольценосец"), Ник (Николай Даниилович) Перумов (Трилогия "Кольцо тьмы" и связанная с Средиземьем трилогия "Хроники Хьерварда"), Васильева (самый серьезный вызов книгам Профессора - "Черная Книга Арды").
Следует сказать, что некоторые из таких авторов (например, Еськов), совершенно определенно не читали даже Сильмариллион, а то, что читали - читали очень невнимательно. Другие подходят со знанием дела, но с желанием перевернуть этот мир с ног на голову (это желает сделать Ниенна (Васильева) в своей "ЧКА").
Именно этот "третий класс" наиболее точно называть толкинистами.
В чем же обвиняют толкинистов и самого Толкиена?
- произведения Толкиена слишком сильно увлекают людей;
- произведения Толкиена пропагандируют насилие, язычество, сатанизм;
- произведения Толкиена пропагандируют христианство;
- И вообще это все ерунда.
Стоит разобрать все это подробнее.
... ты станешь невольным слугой этой власти. И кто знает, как ты ее употребишь. Может, с твоей помощью людей принудят покупать какую-нибудь ерунду. Или заставят ненавидеть то, что им неизвестно вовсе. Или верить во что-нибудь, что сделает их ручными и послушными. Или сомневаться в том, что, наоборот, могло бы их спасти. С твоей помощью, маленький фантазиец, можно будет затевать в человеческом мире большие дела...
М. Энде, "Бесконечная книга"
1. Произведения Толкиена слишком сильно увлекают людей
Это, несомненно, так. Почему это вредно? Излишне увлекаясь, человек может уйти в мир фантазии и не вернуться, погибнув в мире человеческом. Скрывая истинные интересы, под символами Толкиена ловкие дельцы могут подсунуть человеку любую гадость - от пищевых продуктов и туалетной бумаги до каких-то "новых" философско-эзотерических концепций, якобы на основе Толкиена. И если такие вещи широко распространяются и декларируются, их качество, скорее всего, невысоко.
Средиземье - бесконечный источник образов для плагиата в литературе, и словами "круче Толкиена" , "сравнимо с Толкиеном", "по мотивам Толкиена" нетрудно "раскрутить" какую-нибудь книжонку, ничего особенного не имеющую, а по сравнению с самим Профессором препоганейшую. Не только плагиат, но и многочисленные "переделки" также очень хорошее средство наживы. К примеру, сам по себе Перумов как писатель хорош именно тогда, когда он не использует образы и мир Толкиена. Не нравится что-то в теории Профессора - пожалуйста! Берем Сильмариллион, пишем обо всем это немного по-другому, и вот вам "Черная Книга"! За каждую книгу, хорошо раскупаемую, автор может получить очень кругленькую сумму. Есть еще совершенно лубочный Еськов. Его "Последний Кольценосец" скорее шпионский роман, чем фэнтэзи.
Между тем редкие люди ценят классику фэнтэзи, действительно равную по качеству с повестями Профессора: это и "Бесконечная история" Михаэля Энде, и "Хроники Нарнии" Клайва Льюиса, и почти не читается уже столь известная когда-то "Алиса в стране чудес". Забываются настоящие сказки настоящих сказочников - Андерсена, Шварца и многих других.
Мне сложно что-то противопоставить этим доводам - все это так. Действительно, использующие его имя, его идеи, и те, которые его именем крушат старые ценности, порядки, опасны.
Но и словами святой для многих людей Библии нетрудно творить великое зло - убивать, грабить, совращать, приучать ко всему этому; с произведениями Толкиена происходит то же самое. Просто одно и то же слово можно, выдрав из контекста, повернуть в любую сторону.
С помощью красивых слов из Толкиена можно убедить людей в чем угодно: хоть в необходимости приобрести что-либо, хоть в том, что надо покончить жизнь самоубийством и перейти в следующей жизни в Средиземье... Но этот вопрос разбирается уже в следующем разделе.
2. Произведения Толкиена пропагандируют насилие, язычество, сатанизм
Нередко Толкиена обвиняют в том, что его произведения пагубно сказываются на сознании читателя, обосновывая это тем, что в его книгах нередки сцены насилия, в том, что его книги "отвращают молодежь от истинных ценностей", и прочее, и прочее. Что же есть на самом деле?
Сцены насилия почти всегда используются чуть ли не в любой книге, будь это приключенческая литература, детективы или фантастика. Другой момент, что именно по мотивам Толкиена организуются клубы, игры и прочее. Но они чаще остаются именно играми, иногда это - средство выместить свою злость виртуально, не по-настоящему убив ненастоящего противника ненастоящим оружием. Таким образом, это может сыграть для человека именно успокаивающую роль, как компьютерные игры.
Те же, кто относится к Средиземью совершенно серьезно, тоже вызывают недовольство. Толкиена часто обвиняют в язычестве или сатанизме - чем же это вызвано?
Действительно, концепция Арды, выраженная в "Сильмариллионе", напоминает язычество: пятнадцать старших богов, один бог - темный и множество духов, им подчиненных. Но нельзя забывать и о персонаже, появляющимся первым: "Эру, что в Арде зовется Илюватар". Эру аналогичен христианскому Саваофу - он творит всех остальных, и именно по его замыслу создается мир. Библейский миф Толкиен рассказывает несколько иначе - он описывает грандиозную Музыку Айнур, в которой была задумана вся вселенная, созданная потом Айнур.
Почему это не сатанизм? Здесь Свет признается Добром, а в Властелине Колец преподносятся некоторые простые христианские истины, подтверждается заповедь "Не убий". Однажды проявленная жалость спасла мир от победы Зла.
Обвинения основываются и на том, что среди толкинистов немало сатанистов различной степени серьезности, а среди "темных" толкинистов идеи христианства, мягко говоря, популярностью не пользуются. Но такие "Сильмариллиону" предпочитают "Черную Книгу", в которой все светлые идеалы, преподносимые Толкиеном, подвергаются жесткой критике. Но эта теория так же далека от изначальных идей Толкиена, как далеки труды сатанистов от Священного Писания.
Например, среди толкинистов распространены мнения наподобие "Я думаю, что раньше на земле жили гномы и эльфы, а потом пришло христианство и всех их уничтожило". Но, по версии Толкиена, события Арды прошли в нашем мире еще до появления современных цивилизаций. Также, Король Артур был христианином, а в современном ему эпосе те же эльфы занимали свое место. Версия такого толкиниста фактически не соответствует замыслу Толкиена.
Цитата из статьи: "Толки вокруг Толкиена": "К чему легче перейти после волшебных колец и магических мечей - к Библии или к Практической магии?... Интересно, что собрат Толкиена по перу К. Льюис достаточно плохо отзывался о Властелине колец. Говорят, что, дочитав книгу до середины, богослов отбросил ее со словами: Hельзя же так долго писать о зле!"
В "Властелине Колец" нет ни одного действующего описания магии. Напротив, известны случаи, когда Толкиен приводил людей к христианской позиции.
Что касается второго, то все было не так и не про "Властелин Колец". Известен случай, когда в Интернете открылся форум на тему: "сатанист ли Толкиен?", в котором основными участники были общества Estel и Kitowras (первое - на стороне толкинистов, второе - критики, по их словам, православные). Фактически все обвинения китоврасистов в адрес Толкиена были совершенно логично, на основании настоящих источников, опровергнуты. Под конец же они отказываются от дальнейшего обсуждения со словами: "угодно праздновать победу - празднуйте, мы себя побежденными не считаем, ибо прекратили диспут исключительно по предписанию".
Критики опускаются до любых средств: подлога фактов, голословных утверждений, прямого давления на оппозицию. Вопрос: зачем они это делают?
Когда методы ведения дискуссии исчерпываются, т.н. "православные" иногда желают принять более радикальные меры: "Hадо собрать ребят, притвориться гоблинами, и деревянными мечами накостылять толкиенистам в Hескучном Саду, то есть "вызвать на честный поединок их эльфов". Но эти угрозы не имеют реальных обоснований.
3. Произведения Толкиена пропагандируют христианство
Это мнение - противоположно предыдущему, хотя и сходно по причине самого недовольства. Излишне христианским его могут назвать, естественно, лишь те, кто этим самым христианством недовольны. В советское время говорили: "Произведения Толкиена отвращают молодежь от истинных идеалов". Это неверно, если действительно понимать Толкиена: красота, преподносимая им как идеал, соответствует запросу.
Есть люди, недовольные христианством Толкиена из-за того, что сами принадлежат к другой конфессии. Они говорят, что в детской литературе не должно быть религиозной пропаганды. Но и это неприменимо к Толкиену: он не рассуждает в своих книгах о религии, он просто показывает мир с христианской позиции, говоря о том, что добро все же побеждает зло, что жалость лучше ненависти, что и сильные подчас побеждаются слабейшими, но верующими в свое дело.
4. И вообще это все ерунда
Это мнение характерно для тех, которые не разбираются в философии Толкиена. Они недовольны серьезностью отношения к Толкиену у своих знакомых, сверстников, детей...
Эта точка зрения подтверждается, в основном, здравым логическим мышлением и неподтвержденностью описанных данных. Тем более странно то, что, несмотря на такую "здравую логику", существуют миллионы толкинистов во всем мире. В Москве каждую неделю собираются сотни людей на каждую из таких тусовок (их как минимум три: Эгладор, Мандос и Фангорн).
В таком вопросе невозможно разделить правду, ложь и выдумку: есть свидетельства и того, что написанное имеет не только смысл, но и актуальность в нашей жизни. В обществе можно выделить людей, моральным обликом действительно схожих с персонажами произведений Толкиена: эльфами, гномами, хоббитами, орками, майар (ангелами), духами стихий. Это не значит, что людей нет совсем; даже тогда можно называть их всех людьми.
Толкинизм полезен и для приобретения друзей, знакомых, даже супруга; на Эгладоре существует даже обряд "свадьбы", к сожалению, опускающий действительно серьезное значение этого обряда в реальной жизни до простой шутки.
Что можно напрямую противопоставить такой позиции - капитальность построения Средиземья (Толкиеном составлено не менее 15 языков и наречий - от латиноподобной, звеняще-певучей Quenya (староэльфийский язык), до пугающего, резкого Черного Наречия, подобного самой Тьме. События, описанные Толкиеном, последовательны и логичны, если не говорить о магии (впрочем, если принимать существование магии за реальность - то и магия достаточно логична).
Языки в этих произведениях контрастируют лишний раз разницу между Светом и Тьмой, подчеркивая основную идею.
Самая главная проблема в таких спорах - здесь невозможно окончательно доказать любую точку зрения. Исходя из здравого смысла, отрицают существование Арды, но доказать это нельзя, так же, как нельзя точно доказать что-либо, не вписывающееся в рамки стандартной логики.
Заключение
Данная работа не имела целью доказать что-либо. Некоторые из этих вещей - лишь мое мнение, хотя думаю, что его могут разделять многие и многие люди.
Толкиен стал знаменитым потому, что он написал хорошие сказки. Он был принят серьезно, так как сказки оказались гораздо глубже и полнее, чем видно было на первый взгляд ("Хоббит" был детской книгой, а читали его не только дети!).
Не зная произведений Толкиена, осуждать их глупо. Зная их, мне кажется, их можно уважать. Главное - анализировать эту тему с полной серьезностью - только так можно будет придти к определенному результату.

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей
Проверить тИЦ и PR