Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
Главная arrow Рефераты arrow Русский язык и литература arrow Семья Курагиных в романе "Война и мир"

Семья Курагиных в романе "Война и мир"

Рефераты - Русский язык и литература

Реферат по литературе на тему: Семья Курагиных в романе "Война и мир" 

1.  Высший свет в изображении Л.Н.Толстого

В романе "Война и мир" Толстой " со строгостью судьи и гражданина" вершит нравственный суд над высшим светом и бюрократической верхушкой самодержавной России. Ценность человека, по мнению Толстого, определяется тремя понятиями: простота, доброта и правда. Нравственность, как считает писатель, - это умение почувствовать свое "я" как часть общечеловеческого "мы". И любимые герои Толстого просты и естественны, добры и сердечны, честны перед людьми и своею совестью.  Иные отношения Толстого к высшему свету; "завистливому и душному для сердца вольного и пламенных страстей". С первых страниц романа  мы, читатели, попадаем в Петербургские гостиные большого света и знакомимся со "сливками" этого общества: вельможами, сановниками, дипломатами, фрейлинами. Толстой срывает покровы внешнего блеска, утонченных манер с этих людей, и перед читателем предстает их духовное убожество, нравственная низость. В их поведении, в их взаимоотношениях нет ни простоты, ни добра, ни правды.

В этом свете, как рисует Толстой, "кипит вечная бесчеловечная вражда, борьба за блага бренные". Вспомним искаженные лица "скорбной" Друбецкой и "благостного" князя Василия, когда они вдвоем вцепились в портфель с завещанием у постели умирающего графа Безухова. А охота на Пьера, ставшего богачом?! Ведь это целая "военная операция", тщательно продуманная Шерер и князем Василием. Так и не дождавшись объяснения Пьера с Элен, сватовства, князь Василий врывается в комнату с иконой в руках и благословляет молодых - мышеловка захлопнулась. Начинается осада Марии Болконской, богатой невесты для шалопая Анатолия, и только случай помешал успешно завершить эту операцию. О какой любви может идти речь, когда браки совершаются по откровенному расчету? С иронией, даже с сарказмом рисует Толстой  "объяснение в любви" Бориса Друбецкого и Жюли Карагиной. Жюли знает, что этот  блестящий, но нищий красавец, не любит ее, но требует за свое богатство объяснения в любви по всей форме. А Борис, произнося нужные слова, думает, что всегда можно устроить так, что он жену будет видеть редко. Все приемы хороши, чтобы добиться "славы, денег и чинов". Можно вступить в масонскую ложу, делая вид, что тебе близки идеи любви, равенства, братства. А на самом деле такие, как Борис Друбецкой, вступали в это общество с одной целью - завести выгодные знакомства. А Пьер, искренний и доверчивый человек, вскоре увидел, что этих людей интересовали не вопросы истины, блага человечества, а мундиры и кресты, которых они добивались в жизни.

Ложь и фальшь в отношениях между  людьми особенно ненавистны Толстому. С какой иронией он рассказывает о князе Василии, когда тот просто обворовывает Пьера, присвоив доходы с его имений и оставив у себя несколько тысяч оброка с рязанского имения. И все это под маской добра и заботы о юноше, которого он не может бросить на произвол судьбы.  Лжива и развратна и Элен Курагина, ставшая графиней Безуховой. Однажды открыто изменив мужу, цинично заявляет Пьеру, что не желает иметь от него детей. Даже красота и молодость у людей высшего света принимают отталкивающий характер, ибо эта красота не согрета душой. Лгут, играя в патриотизм Жюли Карагина, ставшая, наконец - то Друбецкой, и ей подобные. Их патриотизм проявился в отказе от французской кухни, французского театра и не установления штрафа.

Вспомним, с каким энтузиазмом двуличный князь Василий восхищается, говоря с гордостью пророка: "Что я говорил про Кутузова? Я говорил всегда, что он один способен победить Наполеона".  А когда до придворных дошло известие об оставлении Москвы французам, то князь Василий непререкаемо говорил, что нельзя было ожидать ничего другого от слепого развратного старика". Толстому особенно ненавистна императорская "игра в войну", для Александра I действительное поле сражения и парад на Царицынском Лугу - это одно и то же (вспомним его спор с Кутузовым перед Аустерлицким сражением). В военной среде, которую Толстой знал хорошо, процветает карьеризм, служба "лицам, а не делу", боязнь личной  ответственности за принятое решение. Вот почему так невзлюбили многие офицеры честного и принципиального Андрея Болконского. Даже накануне Бородинского сражения офицеры штаба были обеспокоены не столько его будущим результатом, сколько заботами о своих будущих наградах. Они внимательно следили за флюгером царской милости. С суровой беспощадностью Толстой "срывал все и всяческие маски" с представителей высшего света, обличая антинародную сущность их идеологии - идеологии людского разъединения, эгоизма, тщеславия и презрения к людям.           

2. Семья князя Василия Курагина.

В романе-эпопее Л.Толстого "Война и мир" изображено множество человеческих судеб. В стремлении установить единые критерии в оценке характеров и поступков персонажей писатель определяет нравственные законы, которые, по его мнению, существуют объективно. Эти законы являются для Толстого мерилом духовных  качеств той или иной личности.

Для Толстого мир семьи - основа человеческого общества. Семья Курагиных в романе предстает воплощением безнравственности. Корыстолюбие, лицемерие, способность на преступление, бесчестие ради богатства, безответственность за свои поступки в личной жизни - вот основные отличительные черты этого семейства.

Толстой писал свой роман, когда Россия вступила на порог буржуазного развития. В романе действует Наполеон, в котором буржуазное отношение к жизни закончено выразилось. Отношение это в том как раз и состоит, что личным интересом и целью исчерпываются для человека все жизненные проблемы. Нет ничего, кроме человеческих единиц и их единичных целей. Жизнь идет, как получится, анархично, без внутренней необходимости, и нет другого закона, кроме стихийного совпадения обстоятельств, определяющего в беспорядочно столкновении воль какую-то равнодействующую. И нет другого мировоззрения у человека, кроме культа личной активности.

Среди персонажей "Войны и мира" Курагины живут по этим законам, зная во всем мире только личный свой интерес и энергично добиваясь его интригой. И сколько разрушений Курагины внесли - князь Василий, Элен, Анатоль - в жизнь Пьера, Ростовых, Наташи, Андрея Болконского!

Курагины - третье в романе семейное объединение - лишены родовой поэзии. Их семейная близость и связь непоэтична, хотя она, несомненно, есть - инстинктивная взаимоподдержка и солидарность, своего рода круговая порука эгоизма почти животного. Такая семейная связь не положительная, настоящая семейная связь, но, в сущности, ее отрицание. Настоящие семьи - Ростовы, Болконские - имеют, конечно, против Курагиных на своей стороне безмерное нравственное превосходство;но все же вторжение низменного курагинского эгоизма вызывает кризис в мире этих семей. Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не признающие моральных норм, живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных желаний.

2.1. Князь Василий Курагин

 Главой всего этого семейства является князь Василий Курагин. Впервые мы встречаем князя Василия в салоне Анны Павловны Шерер. Он был "в придворном, шитом, мундире, в чулках, в башмаках и звездах, со светлым выражением плоского лица." Говорил князь "на том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали наши деды, и с теми тихими, покровительственными интонациями, которые свойственны состарившемуся в высшем свете и при дворе значительному человеку", "говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пиесы".

В глазах светского общества князь Курагин - уважаемый человек, "приближенный к императору, окруженный толпой восторженных женщин, рассыпающий светские любезности и благодушно посмеивающийся". На словах он был порядочным, отзывчивым человеком, но на деле в нем постоянно происходила внутренняя борьба между желанием казаться порядочным человеком и действительной порочностью его побуждений. Князь Василий " знал, что влияние в свете - капитал, который надо беречь, чтобы он не исчез, и, раз сообразив, что если он станет просить за всех, кто его просит, то скоро ему нельзя будет просить за себя, он редко употреблял это влияние". Но, вместе с тем, он иногда испытывал угрызения совести. Так, в деле княгини Друбецкой, он почувствовал "что-то вроде укора совести", так как она напомнила ему, что "первыми шагами своими в службе он был обязан ее отцу".

Излюбленный прием Толстого - противопоставление внутреннего и внешнего характеров героев. Образ князя Василия очень четко отражает это противопоставление.

Эпизод борьбы за наследство старого графа Безухова наиболее точно раскрывает двуличную сущность Василия Курагина.

Поскольку кончина графа была неминуема, в первую очередь родственников волновало завещание. Князь Василий убедил старшую из трех княжон, племянниц графа, живших у него в доме, обратиться к умирающему с просьбой о пересмотре завещания. Князь предполагал, что граф написал письмо государю с просьбой признать Пьера законным сыном. Это обстоятельство дало бы право Пьеру владеть всем огромным состоянием единолично, что было крайне невыгодно для князя.

Показательна сцена борьбы за "мозаиковый портфель".

"…В приемной никого уже не было, кроме князя Василия и старшей княжны, которые, сидя под портретом Екатерины, о чем-то оживленно говорили. Как только они увидали Пьера с его руководительницей, они замолчали. Княжна что-то спрятала, как показалось Пьеру, и прошептала:

— Не могу видеть эту женщину.

— Catiche a fait donner du the dans le petit salon,— сказал князь Василий Анне Михайловне.— Allez, ma pauvre Анна Михайловна, prenez quelque chose, autrement vous ne suffirez pas.

Пьеру он ничего не сказал, только пожал с чувством его руку пониже плеча. Пьер с Анной Михайловной прошли в petit salon…"

 "…Пьер оглянулся вопро­сительно на свою руководительницу и увидел, что она на цы­почках выходила опять в приемную, где остался князь Ва­силий с старшею княжной. Пьер полагал, что и это было так нужно, и, помедлив немного, пошел за ней…"

       "…Князь Василий сидел на кресле, в своей фамильярной позе, высоко заложив ногу на ногу. Щеки его сильно перепры­гивали и, опустившись, казались толще внизу; но он имел вид человека, мало занятого разговором двух дам.

— Я и не знаю, что в этой бумаге,— говорила княж­на, обращаясь к князю Василию и указывая на мозаиковый портфель, который она держала в руках.— Я знаю только, что настоящее завещание у него в бюро, а это забытая бумага...

Она хотела обойти Анну Михайловну, но Анна Михайлов­на, подпрыгнув, опять загородила ей дорогу…"

"…Княжна молчала. Слышны были только звуки усилий борьбы за портфель…"

"…Интриганка! — прошептала она злобно и дернула портфель изо всей силы, но Анна Михайловна сделаланесколько шагов, чтобы не отстать от портфеля, и перехватила руку.

—   Oh! — сказал князь Василий укоризненно и удивлен­но. Он встал.— Chest ridicule. Voyons , пустите. Я вам говорю…"

"…— Помните, что вы будете отвечать за все последствия,— строго сказал князь Василий,— вы не знаете, что вы делаете.

— Мерзкая женщина! — вскрикнула княжна, неожидан­но бросаясь на Анну Михайловну и вырывая портфель. Князь Василий опустил голову и развел руками…"

"…Старшая княжна выронила портфель. Анна Михайловна быстро нагнулась и, подхватив спорную вещь, побежала в спальню. Старшая княжна и князь Василий, опомнившись, пошли за ней. Через несколько минут первая вышла оттуда старшая княжна, с бледным и сухим лицом и прикушенною нижнею губой. При виде Пьера лицо ее выразило неудержи­мую злобу.

— Да, радуйтесь теперь,— сказала она,— вы этого ждали. И, зарыдав, она закрыла лицо платком и выбежала из комнаты.

За княжной вышел князь Василий. Он, шатаясь, дошел до дивана, на котором сидел Пьер, и упал на него, закрыв глаза рукой. Пьер заметил, что он был бледен и что нижняя челюсть его прыгала и тряслась, как в лихорадочной дрожи.

 - Ах, мой друг! — сказал он, взяв Пьера за локоть; и в голосе его была искренность и слабость, которых Пьерникогда прежде не замечал в нем.— Сколькомы грешим, сколько мы обманываем, и все для чего? Мне шестой десяток, мой друг... Ведь мне... Все кончится смертью, все. Смерть ужасна.— Он заплакал…"

Графская родня осталась ни с чем. Наследником стал

"незаконный", не имевший не малейшего понятия о закулисной 

возне и чьих-то меркантильных интересах Пьер. Но Курагин и здесь не отступает.

 «Князь Василий не обдумывал своих планов», но как светский человек никогда не упускал возможно­сти использовать влиятельное лицо. Именно поэтому он «делал все, что было нужно для того, чтобы же­нить Пьера на своей дочери». «Более всех других... как делами Пьера, так и им самим овладел князь Ва­силий. Со смерти графа Безухова он не выпускал из рук Пьера». Из прежнего холостого общества Пьера многих не было в Петербурге. «Все время его прохо­дило на обедах, балах и преимущественно у князя Ва­силия — в обществе старой толстой княгини, его же­ны, и красавицы Элен.

Анна Павловна Шерер, так же как и другие, выка­зала Пьеру перемену, происшедшую в общественном взгляде на него». На одном из вечеров у Анны Павлов­ны Пьер почувствовал к Элен нечто иное, нежели дру­жеское расположение как к человеку, знакомому с детства. Он пытался бороться с возникшим желанием. «Он говорил себе, что это невозможно, что что-то гад­кое, противуестественное, как ему казалось, нечестное было бы в этом браке». Однако участь его была предре­шена. «Пьер знал, что все ждут только того, чтобы он, наконец, сказал одно слово, переступил через извест­ную черту, и он знал, что он рано или поздно пересту­пит через нее». В день именин Элен не без давления со стороны князя Василия Пьер произнес заветные сло­ва. «Через полтора месяца он был обвенчан». Так завершилась борьба В.Курагина за наследство князя Безухова.

Князю Василию не чужды отцовские чувства, хотя выражаются они скорее в стремлении "пристроить" своих детей, нежели дать им отцовскую любовь и теплоту. По словам Анны Павловны Шерер, такие люди как князь, не должны иметь детей. "…И зачем родятся дети у таких людей, как вы? Ежели бы вы не были отец, я бы не в чем не могла упрекнуть вас". На что князь ответил: "Что же мне делать? Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что может отец".   

  Князь вынудил Пьера жениться на Элен, преследуя при этом  свои корыстные цели. На предложение Анны Павловны Шерер "женить блудного сына Анатоля" на княжне Марии Болконской, узнав, что княжна богатая наследница, он говорит: "она хорошей фамилии и богата. Все, что мне нужно". При этом князь Василий совершенно не задумывается о том, что княжна Марья может быть несчастна в браке с беспутным шалопаем Анатолем, который на всю свою жизнь смотрел как на одно непрерывное увеселение.

Впитали в себя все низменные, порочные черты князя Василия и его дети.

2.2.  Элен Курагина

Элен - воплощение внешней красоты и внутренней пустоты, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее "однообразную", "неизменяющуюся" улыбку и "античную красоту тела", она напоминает прекрасную, бездушную статую. В салон Шерер Элен входит "шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, прошла, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотой своего стана, полных плеч, очень открытой по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собой блеск бала. Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить действия этой красоты". 

Элен олицетворяет безнравственность и порочность. Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не признающие никаких моральных норм, живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных желаний. Элен вступает в брак только ради своего собственного обогащения.

Она изменяет мужу, поскольку в ее натуре преобладает животное начало. Не случайно Толстой оставляет Элен бездетной. "Я не такая дура, чтобы иметь детей" - признается она. Еще, будучи супругой Пьера, Элен на глазах всего общества занимается устройством своей личной жизни.

Вот что говорит по этому поводу Толстой.

"…Пьер сидел против Долохова и Николая Ростова... Лицо его было уныло и мрачно. Он, казалось, не ви­дел и не слышал ничего, происходящего вокруг него, и думал о чем-то одном, тяжелом и неразрешенном.

Этот неразрешенный, мучивший его вопрос были намеки княжны в Москве на близость Долохова к его жене, и в нынешнее утро полученное им анонимное письмо, в котором было сказано с той подлой шут­ливостью, которая была свойственна всем аноним­ным письмам, что он плохо видит сквозь свои очки ичто связь его жены с Долоховым есть тайна только для одного него..."  

"… — Ну теперь за здоровье красивых женщин, — сказал Долохов и с серьезным выражением, но с улыбающимся в углах ртом, с бокалом обратился к Пьеру. — За здоровье кра­сивых женщин, Петруша, и их любовников, — сказал он...

— Вы... вы... негодяй!.. я вас вызываю, — прогово­рил он и, двинув стул, встал из-за стола..."

Несмотря на уговоры друзей, дуэль состоялась

"…После дуэли Пьер пытался понять, что же произошло и кто тому виной. Он пришел к выводу: «Кто прав, кто виноват? Никто. А жив — и живи: завтра умрешь, как мог я умереть час тому назад».

Пьер решил уехать, оставив Элен письмо, однако на следующее утро жена пришла к нему и потребовала объяснений.

— Что вы доказали этой дуэлью? То, что вы дурак... так это все знали. К чему это приведет? К тому, чтобы я сделалась посмешищем всей Москвы...

— Нам лучше расстаться, — проговорил он прерывисто.

— Расстаться, извольте, только ежели вы дадите мне состояние, — сказала Элен... — Расстаться, вот чем испугали!

Пьер вскочил с дивана и. шатаясь, бросился к ней.

— Я тебя убью! — закричал он и, схватив со стола мраморную доску с неизвестной еще ему силой, сде­лал шаг к ней и замахнулся на нее.

Лицо Элен сделалось страшно; она взвизгнула и от­скочила от него... Он бросил доску, разбил ее и, с рас­крытыми руками подступая к Элен, закричал: «Вон!» — таким страшным голосом, что во всем доме с ужасом ус­лыхали этот крик. Бог знает, что бы сделал Пьер в эту минуту, ежели бы Элен не выбежала из комнаты.

Через неделю Пьер выдал жене доверенность на управление всеми великорусскими имениями, что со­ставляло большую половину его состояния, и один уехал в Петербург…" Элен Безухова - не женщина, она скорее, животное. Ни у одного романиста не встречался еще этот тип развратницы большого света, которая ничего не любит в жизни, кроме своего тела, дает брату целовать свои плечи, а не дает денег. Она хладнокровно выбирает себе любовников, как блюда из меню, умеет сохранить уважение света и даже приобрести репутацию умной женщины благодаря своему виду холодного достоинства и светскому такту. Такой тип может выработаться только в том кругу, где жила Элен. Это обожание собственного тела может развиться только там, где праздность и роскошь дают полный простор всем чувственным побуждениям. Это бесстыдное спокойствие - там, где высокое положение, обеспечивая безнаказанность, учит пренебрегать уважением общества, где богатство и связи дают все средства скрывать интригу и заткнуть болтливые рты.

Кроме роскошного бюста, богатого и красивого тела, эта представительница большого света обладала необыкновенным умением скрывать свое умственное и нравственное убожество, и все это благодаря только изяществу ее манер и заученности некоторых фраз и приемов. Бесстыдство проявлялось в ней под такими грандиозными великосветскими формами, что возбуждало в других чуть ли не уважение.

Как и говорила Элен, в свете после дуэли и отъезда все считали Пьера наивным дураком. Элен вновь стала жить с мужем и создала свой салон. "Быть принятым в салоне графини Безуховой считалось дипломом ума; молодые люди прочитывали книги перед вечером Элен, чтобы было о чем говорить в ее салоне, и секретари посольства, и даже посланники поверяли ей дипломатические тайны, так что Элен была сила в некотором роде". Все это несказанно удивляло Пьера, который знал, что Элен была очень глупа. Но она так умела преподать себя, что никто об этом не задумывался.

Негативную роль сыграла она и в судьбе Наташи Ростовой. "Анатоль просил ее свести его с Наташей… Мысль свести брата с Наташей забавляла ее". Ради забавы, пустой прихоти Элен испортила жизнь молодой девушке, подтолкнув ее к измене, и даже не задумалась об этом.

Элен совершенно лишена патриотических чувств. В то время как вся страна поднялась на борьбу с Наполеоном, и даже высший свет по-своему принимал участие в этой борьбе ("не говорили по-французски и ели простую еду"), в кружке Элен, румянцевском, французском, опровергались слухи о жестокости врага и войны и обсуживались все попытки Наполеона к примирению".

Когда угроза захвата наполеоновскими войсками Москвы стала явной, Элен уехала за границу. И там она блистала при императорском дворе. Но вот двор возвращается в Петербург. "Элен, возвратившись вместе с двором из Вильны в Петербург, находилась в затруднительном положении. В Петербурге Элен пользовалась особым покровительством вельможи, занимавшего одну из высших должностей в государстве. В Вильне же она сблизилась с молодым иностранным принцем". Ради собственного блага она предает самое святое - веру, принимает католичество. Этим, как ей казалось, она освобождает себя от нравственных обязательств, данных Пьеру, став его супругой. Элен решает связать свою судьбу с одним из двух ее поклонников. При этом ей удалось сделать так, что "по Петербургу… распространился слух не о том, что Элен хочет развестись с своим мужем", а о том, что "несчастная, интересная Элен находится в недоумении… за кого из двух ей выйти замуж…В начале августа все совершенно определилось, и она написала мужу (который ее очень любил, как она думала) письмо, в котором извещала его о своем намерении выйти замуж за NN и о том, что она просит исполнить все необходимые для развода формальности". Пьер не получил письма, он был на войне.

В ожидании ответа от Пьера, Элен праздно проводила время. Она по-прежнему блистала в свете, принимала ухаживания молодых людей, не смотря на то, что уже собиралась выйти замуж за одного из влиятельнейших вельмож, но, к несчастью, старика.

В конце концов, Элен умирает. Эта смерть - прямое следствие ее собственных интриг. "Графиня Елена Безухова скоропостижно умерла от…страшной болезни, которую принято называть грудной ангиной, но в интимных кружках рассказывали о том, как лейб - медик королевы испанской предписал Элен небольшие дозы какого-то лекарства для произведения известного действия; но как Элен, мучимая тем, что старый граф подозревал ее, и тем, что муж, которому она писала (этот несчастный развратный Пьер), не отвечал ей, вдруг приняла огромную дозу выписанного ей лекарства и умерла в мучениях, прежде чем могли подать помощь".

2.3.  Ипполит Курагин.

 "…Князь Ипполит поражал своим необыкновенным сходством с сестрой-красавицей и еще более тем, что несмотря на сходство, он был поразительно дурен собой. Черты его лица были те же, как и у сестры, но у той все освещалось жизнерадостною, самодовольною, молодою, неизменною улыбкой и необычайною, античною красотой тела. У брата, напротив, тоже лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брезгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот - все сжималось как будто в одну неопределенную скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение".

Ипполит был необычайно глуп. Из-за самоуверенности, с которой он говорил, никто не мог понять, очень умно или очень глупо то, что он сказал.

На приеме у Шерер он предстает нам "в темно-зеленом фраке, в панталонах цвета испуганной нимфы, как он сам говорил, в чулках и башмаках". И такая нелепость наряда нисколько его не смущала.

Глупость его проявлялась, в том, что он иногда говорил, а потом уж понимал, что сказал. Ипполит часто говорил и поступал невпопад, высказывал свои суждения тогда, когда они были никому не надобны. Он любил вставлять в разговор фразы, совершенно не относящиеся, к сути обсуждаемой темы.

Приведем пример из романа. "Князь Ипполит, долго смотревший в лорнет на виконта, вдруг повернулся всем телом к маленькой княгине и, попросив у нее иголку, стал показывать ей, рисую иголкой на столе герб Канде. Он растолковывал ей этот герб с таким, значительным видом, как будто княгиня просила его об этом".

Благодаря отцу Ипполит делает карьеру и во время войны с Наполеоном становится секретарем посольства. В обществе офицеров находящихся на службе в посольстве, он считается шутом.

" - Нет, я должен угостить вас Курагиным, - сказал Билибин тихо Болконскому. - Он прелестен, когда рассуждает о политике, надо видеть эту важность.

Он подсел к Ипполиту и, собрав на лбу свои складки, завел с ним разговор о политике.

-Берлинский кабинет не может выразить свое мнение о союзе, - начал Ипполит, значительно оглядывая всех, - не выражая… как в своей последней ноте… вы понимает… вы понимает…впрочем, если его величество император не изменит сущности нашего союза… - сказал он князю Андрею, хватая его за руку.

Все засмеялись. Ипполит смеялся громче всех. Он, видимо страдал, задыхался, но не мог удержаться от дикого смеха, растягивающего его всегда неподвижное лицо". Он совершенно не понимал, что смеются над его манерой говорить.

Несмотря на странности характера, князь Ипполит имел успех у женщин и был дамским угодником. Так в конце вечера в гостиной Шерер, Ипполит, как бы невинно ухаживая за маленькой княгиней, женой Болконского, вызывает ревность князя. Виконт, сидя в карете с Ипполитом, замечает:" А знаете ли, вы ужасны со своим невинным видом. Я жалею бедного мужа, этого офицерика, который корчит из себя владетельную особу". На что Ипполит, фыркнув, сквозь смех отвечает: "А вы говорили, что русские дамы не стоят французских. Надо только взяться".

Характер Ипполита может служить живым примером того, что даже положительный идиотизм выдается иногда в свете за нечто имеющее значение благодаря лоску, придаваемому знанием французского языка, и тому необыкновенному свойству этого языка поддерживать и в то же время маскировать душевную пустоту.

Князь Василий называет Ипполита "покойным дураком". Толстой в романе - "вялым и ломающимся". Это главенствующие черты характера Ипполита. Ипполит глуп, но он своей глупостью хотя бы не приносит никому вреда, в отличие от младшего брата Анатоля.

2.4. Анатоль Курагин.

 Анатоль Курагин, по мнению Толстого, "простой и с плотскими наклонностями". Это главенствующие черты характера Анатоля. Он на всю свою жизнь смотрел, как на непрерывное увеселение, которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него.  

 Характеристика Анатоля у автора такова: "Он не был в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни того, что может выйти из такого или такого его поступка".

Анатоль целиком свободен от соображения ответственности и последствий того, что он делает. Его эгоизм непосредственный, животно-наивный и добродушный, эгоизм абсолютный, ибо он ничем не стеснен у Анатоля внутри, в сознании, чувстве. Просто Курагин лишен способности знать, что будет дальше той минуты его удовольствия, и как оно скажется на жизни других людей, как посмотрят другие. Всего этого для него не существует совсем. Он искренне убежден, инстинктивно, всем своим существом, что все вокруг имеет единственной целью его развлечение и существует для этого. Никакой оглядки на людей, на их мнение, на последствия, никакой дальней цели, которая заставляла бы сосредоточиться на ее достижении, никаких угрызений совести, размышлений, колебаний, сомнений - Анатоль, что бы ни совершил, естественно и искренне считает себя безукоризненным человеком и высоко несет свою красивую голову: свобода поистине безграничная, свобода в поступках и самоощущении.

Такая полная свобода дана Анатолю его бессмысленностью. Человек, сознательно относящийся к жизни, уже подчинен, как Пьер, необходимости понять и решить, он не свободен от жизненных сложностей, от вопроса: зачем? В то время как Пьер замучен этим сложным вопросом, Анатоль живет, довольствуясь каждой минутой, глупо, животно, зато легко и весело.

Женитьба на "богатой уродливой наследнице" - Марии Болконской ему представляется очередным увеселением. "А отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает" - думал Анатоль. Он вместе с отцом приезжает в Лысые Горы, чтобы посвататься. Перед старым князем Болконским Анатоль показывает себя в полном блеске как дурак Анатоль; такая кажется разница между ним и высоким, умным, достойным миром Болконских, на таком они разном уровне, что не может быть и речи о каком-то влиянии Курагина на состояние "болконского " мира. Однако выходит не так: вторжением дурака Анатоля этот мир растревожен, его затаенные противоречия вскрыты и заострены. И княжна Марья, и отец ее чувствуют себя оскорбленными тем волнением, которое вызвал в них приезд предполагаемого жениха, и которое они не могут в себе победить. "Прекрасные большие глаза дурака Анатоля" притягивают к себе, и княжна Марья, и маленькая княгиня, и m-lle Bourienne не остаются равнодушными к красоте Курагина. Все желают предстать перед ним в лучшем свете. Но для княжны Марьи кажется оскорбительным то, что она вынуждена наряжаться и вести себя не сообразно со своими привычками. "Княжна Марья чувствовала себя оскорбленной в чувстве собственного достоинства тем, что приезд обещанного ей жениха волновал ее, и еще более она была оскорблена тем, что обе ее подруги и не предполагали, чтобы это могло быть иначе. Сказать им, как ей совестно было за себя и за них, это значило выдать свое волнение; кроме того, отказаться от наряжения, которое предлагали ей, повело бы к продолжительным шуткам и настаиваниям… Обе женщины заботились совершенно искренне о том, чтобы сделать ее красивою. Она была так дурна, что ни одной из них не могла прийти мысль о соперничании с ней; поэтому они совершенно искренно, с тем наивным и твердым убеждением женщин, что наряд может сделать лицо красивым, принялись за ее одевание". Чем дольше подруги подбирали наряды, тем меньше княжне хотелось встречи с Анатолем. Она понимала, что сейчас ее выставляют на показ, что своей внешностью она не сможет никого заинтересовать, и тем неуместнее казались ей хлопоты подруг. Так ничего и не добившись, подруги оставили княжну одну. Она ни только не переменила наряда, но даже не взглянула на себя в зеркало.

"Когда княжна Марья вошла в комнату. Князь Василий с сыном уже были в гостиной, разговаривая с княгиней Лизой и m-lle Bourienne. Княжна видела всех, и подробно видела. Она увидела лицо князя Василия, … и лицо маленькой княгини… Она видела и лицо  m-lle Bourienn с ее лентой и красивым лицом и оживленным, как никогда взглядом, устремленным на него;но она не могла видеть его, она видела только что то большое, яркое и прекрасное, подвинувшееся к ней, когда она вошла в комнату…Когда она взглянула на него, красота его поразила ее. Анатоль заложил большой палец правой руки за застегнутую пуговицу мундира, с выгнутой вперед грудью, а назад - спиною, покачивая одной отставленной ногой и слегка склонив голову молча, весело глядел на княжну, видимо совершенно о ней не думая"

Одной из черт характера Анатоля была медлительность и отсутствие красноречия в разговорах, но зато у него была драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность. "Анатоль молчал, покачивал ногой, весело наблюдая прическу княжны. Видно было, что он так спокойно мог молчать очень долго. Кроме того, в обращении с женщинами у Анотоля была та манера, которая более всего внушает в женщинах любопытство, страх и даже любовь, - манера презрительного сознания собственного превосходства".

Обратив внимание на хорошенькую m-lle Bourienne, Анатоль решил, что и  в Лысых горах будет не скучно "Очень не дурна! - думал он оглядывая ее. - Очень не дурна эта компаньонка. Надеюсь, что она возьмет ее с собой, когда выйдет за меня, - подумал он, очень, очень не дурна".

В разговоре с отцом княжны Марьи Анатоль снова проявляет себя полным дураком, бесшабашным повесой. Так, на вопрос князя Николая Андреевича, где он теперь служит, Анатоль отвечает:"полк наш выступил. А я числюсь. При чем я числюсь, папа?"

Анатоль казался княжне Марье добрым, храбрым, решительным, мужественным и великодушным. Она была убеждена в этом. Тысячи мечтаний о будущей семейной жизни, возникали в ее воображении. Анатоль же думал:"Бедняга! Чертовски дурна".

M-lle Bourienne думала о том, что этот русский князь увезет ее и женится на ней.

"Маленькая княгиня, как старая полковая лошадь, услыхав звук трубы, бессознательно и забывая свое положение, готовилась к привычному голопу кокетства, без всякой задней мысли или борьбы, а с наивным, легкомысленным весельем.

Несмотря на то, что Анатоль в женском обществе ставил себя обыкновенно в положение человека, которому надоела беготня за ним женщин, он чувствовал тщеславное удовольствие, видя свое влияние на этих трех женщин. Кроме того, он начинал испытывать к хорошенькой и вызывающей Bourienne то страстное, зверское чувство, которое на него находило с чрезвычайной быстротой и побуждало его к самым грубым и смелым поступкам".

Анатоля вовсе не интересовала княжна как человек, ему было нужно ее богатое приданное. Старый князь Болконский сказал по этому поводу княжне: Этот болван о тебе и не думает, а только смотрит на Bourienne. Нет у тебя гордости!"

В то время как княжна Марья пошла в обычный час к отцу, m-lle Bourienne и Анатоль встретились в зимнем саду.

После разговора с отцом  "…она шла прямо перед собой через зимний сад, ничего не видя и не слыша, как вдруг знакомый шепот m-lle Bourienne разбудил ее. Она подняла глаза и в двух шагах от себя увидала Анатоля, который обнимал француженку и что-то шептал ей. Анатоль с страшным выражением на краси­вом лице оглянулся на княжну Марью и не выпустил в первую секунду талии m-lle Bourienne, которая но видала ее.

«Кто тут? Зачем? Подождите!» — как будто говорило лицо Анатоля. Княжна Марья молча глядела на них. Она не могла понять этого. Наконец m-lle Bourienne вскрикнула и убежала. Анатоль с веселой улыбкой поклонился княжне Марье, как будто приглашая ее посмеяться над этим странным случаем, и, пожав плечами, прошел в дверь, ведшую на его половину…".  Когда отец с князем Василием пригласили княжну Марью дать ответ, она сказала: "Я благодарю за честь, но никогда не буду женой вашего сына".

Князь Василий благодаря опрометчивому поведению Анатоля остался ни с чем.

В Петербурге Анатоль вел жизнь разгульного повесы. В его доме собиралось игорное общество, после которого обыкновенно шла попойка. Он сбивает с пути добродушного, доверчивого Пьера своей наигранной простотой. Пьер думает о нем с завистью: вот настоящиймудрец, ему, Пьеру, далеко до такой свободы.

   "…Подъехав к крыльцу большого дома у конногвардейских казарм, в котором жил Анатоль, он поднялся на освещенное крыльцо, на лестницу, и вошел в отворенную дверь. В перед­ней никого не было; валялись пустые бутылки, плащи, ка­лоши; пахло вином, слышался дальний говор и крик.

Игра и ужин уже кончились, но гости еще не разъезжались. Пьер скинул плащ и вошел в первую комнату, где стояли остатки ужина и один лакей, думая, что его никто не видит, допивал тайком недопитые стаканы. Из третьей комнаты слышалась возня, хохот, крики знакомых голосов и рев медведя. Человек восемь молодых людей толпилисьозабоченно около открытого окна. Трое возились с молодым медведем, которого один таскал на цепи, пугая им другого…"

      "…Пьер улыбнулся, весело глядя вокруг себя.

— Ничего не понимаю. В чем дело? — спросил он.

— Стойте, он не пьян. Дай бутылку,— сказал Анатоль и, взяв со стола стакан, подошел к Пьеру.

— Прежде всего, пей.

Пьер стал пить стакан за стаканом, исподлобья огля­дывая пьяных гостей, которые опять столпились у окна, и, прислушиваясь ких говору, Анатоль наливал ему вино и рассказывал, что Долохов держит пари с англичанином Стивенсом, моряком, бывшим тут, в том, что он, Долохов, выпьет бутылку рома, сидя на окне третьего этажа с опущен­ными наружу ногами…"

Несмотря на уговоры товарищей,Долоховпринял пари и выиграл его. 

"…Он кинул бутылку англичанину, который ловко поймал ее, Долохов спрыгнул с окна. От него сильно пахло ромом.

— Отлично! Молодцом! Вот так пари! Черт вас возьми совсем! — кричали с разных сторон.

Англичанин, достав кошелек, отсчитывал деньги. Доло­хов хмурился и молчал. Пьер вскочил на окно.

— Господа! Кто хочет со мною пари? Я то же сделаю,— вдруг крикнул он.— И пари не нужно, вот что. Вели дать бутылку. Я сделаю... вели дать.

— Пускай, пускай! — сказал Долохов улыбаясь.

— Что ты, с ума сошел? Кто тебя пустит? У тебя и на лестнице голова кружится,— заговорили с разных сторон.

— Я выпью, давай бутылку рома! — закричал Пьер, решительным и пьяным жестом ударяя по столу, и полез в окно.

Его схватили за руки; но он был так силен, что далеко оттолкнул того, кто приблизился к нему.

— Нет, его так не уломаешь ни за что,— говорил Анатоль,— постойте, я его обману. Послушай, я с тобой держу пари, но завтра, а теперь мы все едем к***.

— Едем,— закричал Пьер,— едем!.. И Мишку с собой берем...И он ухватил медведя и, обняв и подняв его, стал кру­житься с ним по комнате…" Князь Василий отослал Анатоля из Петербурга в Москву, потому что он "проживал более двадцати тысяч в год деньгами и столько же долгами, которых кредиторы требовали у отца. Отец объявил сыну, что он в последний раз платит половину его долгов; но только с тем, чтоб он ехал в Москву в должность адъютанта главнокомандующего, и постарался бы там наконец сделать хорошую партию". Никто не знал, кроме самых близких друзей, что Курагин был два года назад женат. Во время стоянки его полка в Польше один небогатый помещик заставил Анатоля жениться на своей дочери. "Анатоль весьма скоро бросил свою жену и за деньги, которые он условился высылать тестю, выговорил себе право слыть за холостого человека". 

  Негативную роль сыграл Анатоль и в судьбе Наташи Ростовой. Его низменное, порочное желание сиюминутно иметь то, что хочется, не считаясь с интересами других, привело к разрыву Наташи с князем Андреем, принесло душевные страдания семьям Ростовых и Болконских.

Впервые Наташа увидела Курагина в опере.

"Она оглянулась и встретилась с ним глазами. Он, почти улыбаясь, смотрел ей прямо в глаза таким восхищенным, ласковым взглядом, что казалось, странно быть от него так близко, так смотреть на него, быть так уверенной что нравишься ему, и не быть с ним знакомой".

По просьбе брата Элен познакомила Наташу с Анатолем. Через пять минут разговора с ним Наташа "чувствовала себя страшно близкой к этому человеку". Наташа обманывается ложной красотой Анатоля. Ей в присутствии Анатоля "приятно, но почему-то тесно и тяжело", она испытывает удовольствие и волнение, и вместе с тем, страх от отсутствия преграды стыдливости между нею и этим человеком. Зная, что Наташа обручена с князем Андреем, Анатоль все же признается ей в любви. Что могло выйти из этого ухаживания, Анатоль не мог знать, так как он никогда не знал того, что выйдет из каждого его поступка. В письме к Наташе он говорит, что-либо она полюбит его,  либо он умрет. И, если Наташа скажет "да", он похитит и увезет ее на край света. Под впечатлением этого письма, Наташа отказывает князю Андрею и соглашается на побег с Курагиным. Но побег не удался, записка Наташи попала в чужие руки, и план похищения провалился. На следующий день после неудачного похищения Анатоль на улице попадается Пьеру, ничего не знающему и едущему в этот момент к Ахросимовой, где ему будет рассказана вся история. Анатоль в санях сидит " прямо, в классической позе военных щеголей", лицо его на морозе свежо и румяно, на завитые волосы падает снег. Ясно, что от него уже далеко все то, что было вчера; он доволен собой и жизнью сейчас и красив, по-своему даже прекрасен в этом своем уверенном и покойном довольстве.

В разговоре с Наташей Пьер открыл ей, что Анатоль женат, поэтому все его обещания - обман. Затем Безухов поехал к Анатолю и потребовал от него вернуть Наташины письма и ухать из Москвы.

"…- вы негодяй и мерзавец, и не знаю, что меня воздерживает от удовольствия размозжить вам голову…

- Обещали вы ей жениться?

- Я, я, я не думал; впрочем, я никогда не обещался…

- Есть у вас письма ее? Есть у вас письма? - Повторил Пьер, подвигаясь к Анатолю.

Анатоль взглянул на него и полез в карман за бумажником…

- …вы завтра должны уехать из Москвы.

-…вы никогда ни слова не должны говорить о том, что было между вами и графиней.

На другой день Анатоль уехал в Петербург. Узнав об измене Наташи и о роле Анатоля в этом князь Андрей собирался  вызвать его на дуэль и долго разыскивал его по всей армии. Но когда он встретил Анатоля, которому только что отняли ногу князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость к этому человеку наполнила его сердце. Он все ему простил.

 3. Заключение.

Отличительной особенностью творчества Толстого является изучение нравственных сторон человеческого существования. Как писателя-реалиста проблемы общества интересовали и волновали его, преждевсего, с точки зрения морали. Источник зла писатель видел в духовном несовершенстве личности, и потому важнейшее место отводил нравственному самосознанию человека. Герои Толстого проходят нелегкий путь поиска до­бра и справедливости, ведущий к постижению общечеловеческих проблем бытия. Автор наделяет своих героев богатым и противоречивым внутренним ми­ром, который открывается читателю постепенно, на протяжении всего произведения. Нелегок путь героев Толстого к искренним чувст­вам, стремлениям, не подверженным ложным зако­нам общества. Такова «дорога чести» Андрея Болкон­ского. Не сразу он открывает для себя истинную лю­бовь к Наташе, скрываемую за маской лживых пред­ставлений о чувстве собственного достоинства; трудно дается ему прощение Курагина, «любовь к этому че­ловеку», которая все же наполнит «его счастливое сердце». На фоне масштабного, эпического повествования Толстому удается проникнуть в глубины человече­ской души, показать читателю развитие внутреннего мира героев, путь их нравственного совершенс­твования или процесс морального опустошения, как в случае с семьей Курагиных. Все это позволяет писате­лю раскрыть свои этические принципы, увлечь за со­бой читателя на путь собственного самосовершенство­вания. «Настоящее произведение искусства делает то, что в сознании воспринимающего уничтожается раз­деление между ним и художником, и не только меж­ду ним и художником, но и между ним и всеми людьми.

Список литературы:

1. "Война и мир" Л.Н.Толсто, Москва "Советская Россия" 1991г.

2. "Роман Толстого "Война и мир" С.Бочаров, Москва, "Художественная литература" 1978г.

3. "Живые герои" Л.Б.Либединская, Москва, "Детская литература" 1982г.

4. Роман Л.Н.Толстого "Война и мир" в русской критике" издательство Ленинградского университета 1989г.

5. "Поэтический мир эпоса о романе Л.Толстого "Война и мир" Москва, "Советский писатель" 1978г.

Содержание:

1. Высший свет в изображении Л.Н.Толстого…………….……1

2. Семья князя Василия Курагина……………………………….3

2.1. Князь Василий Курагин……….. ……………………. 4

2.2. Элен Курагина…………………………………………6

2.3. Ипполит Курагин……………………………………. .10

2.4. Анатоль Курагин………………………………………11

3. Заключение…………………………………………………...17

4. Список литературы…………………………………………..18

 

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
10 гостей
Проверить тИЦ и PR