Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow Рефераты arrow Русский язык и литература arrow Стефан Цвейг: жизнь, творчество и новеллы Цвейга

Стефан Цвейг: жизнь, творчество и новеллы Цвейга

Рефераты - Русский язык и литература
Стефан Цвейг: жизнь, творчество и новеллы Цвейга
Имя австрийского писателя и новеллиста Стефана Цвейга известно во всем мире, а словосочетание "новеллы Цвейга" давно уже стало нарицательным. В чем секрет популярности Цвейга? Вероятно в том, что он был безупречнейшим, самобытным и ярким мастером изящной психологической прозы.
Многочисленные новеллы Цвейга отличаются драматичностью и неожиданной кульминацией. А наиболее полно его талант проявился в цикле новелл, раскрывающих перед читателем жизнь человека, полную глубоких переживаний и невероятных эмоциональных порывов. Новеллы Цвейга впечатляют своей динамикой и психологизмом, откровенностью в демонстрации движения человеческой души.
СТЕФАН ЦВЕЙГ родился и вырос в Вене, в состоятельной буржуазной семье, получил прекрасное образование, рано стал известен как писатель. В тридцать лет его слава перешагнула границы стран немецкого языка и довольно быстро сделала его заметной фигурой европейской и мировой литературы. Вдумчивый и честный художник, Цвейг всем своим творчеством отстаивал гуманистические идеалы. Но его мировоззрение, отмеченное либерализмом, было ненадежным и хрупким оружием, не способным защитить взгляды писателя от жестокости мира.
В самом начале литературной деятельности Стефан Цвейг пробовал силы в поэзии, драме и романе. Ранние произведения несли на себе отпечаток различных влияний: символизма, импрессионизма. Но уже и в это время вполне явным становится тяготение Цвейга к реалистической манере письма, наиболее ярко проявившейся в новеллистике раннего периода. В 1914 г. Цвейг сблизился с Роменом Ролланом, с которым его объединяла антимилитаристская позиция. В 1919 г. Цвейг присоединился к литературной группе «Кларте», поддерживавшей молодую Советскую республику. Выступая в защиту мировой культуры от зарождавшегося фашизма, Цвейг в 20-х гг. начал писать биографические очерки, в основном о великих людях прошлого. Эти работы в 1920-1928 гг. он объединил под общим названием «Строители мира». После того как фашистская Германия оккупировала Австрию, Цвейг в 1938 г. эмигрировал сначала в Англию, потом в Южную Америку, где покончил жизнь самоубийством.
Подвиг Магеллана (Magellan. Der Mann und seine Tat. 1938)
- книга, описывающая эпоху великих географических открытий, принадлежит к числу лучших произведений Стефана Цвейга. Действие ее развертывается в то время, когда Португалия становится морской державой и выдвигает на мировую арену великих людей. В центре повествования - Магеллан, человек огромной воли, дерзновения и мужества, совершивший невероятное по трудности плавание. Цельный и яркий образ Магеллана - одна из самых больших творческих удач Цвейга.
Нетерпение сердца (Ungeduld des Herzens. 1939)
- роман, действие которого относится к кануну войны 1914 г. Лейтенант Гофмиллер стоит со своим полком в гарнизонном городке в Венгрии. Томясь от скуки, он с радостью принимает приглашение помещика Кекескалва пожаловать к нему на сельский бал. Здесь он знакомится с дочерью хозяина дома. Эта богатая девушка страдает жестоким недугом: она парализована. Неожиданное внимание молодого офицера производит необыкновенное впечатление на больную. Она страстно влюбляется в него и открывает ему свое чувство. У Гофмиллера не хватает мужества отвергнуть ее любовь, и в замке празднуют помолвку. Однако Гофмиллер не может преодолеть ужаса от мысли, что ему придется жениться на калеке, стать посмешищем в глазах сослуживцев. Он потихоньку переводится в другой полк и внезапно исчезает из дома невесты. Обманутая девушка кончает жизнь самоубийством. Во время войны мучимый раскаянием Гофмиллер выказывает особую храбрость и ищет смерти в бою.
Новеллы
- один из любимых жанров писателя. Внешние события служат в новеллах лишь поводом или толчком для развития или поворота психологической интриги. Творческий почерк Цвейга-новеллиста оформился в начале 20-х гг. Сюжетное напряжение новелл определяется не динамикой действия, а умелой передачей душевных движений героев, тонким и точным анализом их внутреннего состояния. Многие новеллы построены на изображении психологического конфликта, нагнетаемого постепенно и с большим мастерством. Так, в новелле «Незримая коллекция» Цвейг рассказывает об инвалиде, потерявшем зрение на войне. В течение нескольких десятилетий слепой занимается коллекционированием старинных рисунков и гравюр и составляет поистине бесценное собрание. Однажды к нему заходит крупный антиквар, и слепой с гордостью показывает ему свою коллекцию, не подозревая, что он демонстрирует потрясенному посетителю совершенно чистые листы. Он и не знает, что его дочь и жена давным-давно, еще в годы инфляции, продали все его роскошные оригиналы и что только таким образом им удалось не умереть с голоду.
В новелле «Амок» Стефан Цвейг показал гибель женщины, запутавшейся в сети лжи, предрассудков и обмана. Из-за боязни скандала и «позора» женщина эта вверяется невеждам и шарлатанам и погибает. В «Письме незнакомки» Цвейг рассказывает о чистой и прекрасной женщине, всю жизнь преданно и самоотверженно любившей черствого себялюбца, который так и не понял, что он прошел, как слепой, мимо великого чувства. Одна из лучших новелл Цвейга - «Эпизод на Женевском озере» - раскрывает трагедию русского военнопленного, который, убедившись, что ему не дадут вернуться на родину, покончил с собой.
Звездные часы человечества (Sternstunden der Menschheit. 1928)
- сборник рассказов. В двенадцати исторических миниатюрах Цвейг использует наиболее значительные эпизоды из новейшей истории, названные им «звездными часами» человечества. Первая новелла сборника - «Миг Ватерлоо» - раскрывает трагедию маршала Груши. Согласно распоряжению Наполеона он должен был преследовать по пятам разбитую прусскую армию, но, потеряв из виду врага и разыскивая его, опоздал на поле битвы. Между тем именно его участие в бою должно было решить исход сражения. Не получив вовремя помощи, армия Наполеона была разбита. Звездный час Наполеона миновал. В новелле «Мариенбадская элегия» рассказывается о звездном часе Гете, о рождении удивительного стихотворения, в котором гениальный поэт выразил скорбь и величие своей последней любви. В «Открытии Эльдорадо» изображена трагическая судьба генерала Зуттера, первым из европейцев вступившего на землю Калифорнии и ставшего жертвой золотой лихорадки. Из сильного и смелого человека Зуттер превратился в жалкого безумного нищего. В миниатюре «Героическое мгновение» Цвейг запечатлел образ Достоевского в те минуты, когда тот ждал казни. Заключительная новелла посвящена покорению Южного полюса.
Преодолев путем нечеловеческих усилий стоявшие на пути препятствия, капитан Скотт и его спутники достигают 18 января 1912 г. Южного полюса. Здесь они убеждаются в том, что их опередил Амундсен. Они погибают на обратном пути, уже не в состоянии бороться со стихией. Это тоже звездный час человечества, час, который послужит великим примером для грядущих поколений. Исторические миниатюры Цвейга совершенны по композиции, стилю и языку. Одни из этих миниатюр он облекает в форму эпического рассказа, написанного прозрачной прозой, другие строит как драматические сцены или излагает в стихах.
Наиболее знаменитые новеллы Цвейга
Среди новелл Цвейга, благодаря которым он прославился на весь мир, можно назвать следующие: "Шахматная новелла", законченная мастером в 1941 году, новелла раннего периода "Амок" (была создана в 1922 году), новелла "Мендель-букинист" (год написания – 1929), "Смятение чувств" (новелла 1927 года), "Письмо незнакомки" (написанная в 1922 году), "24 часа из жизни женщины" (1927 год). По мотивам последних трех новелл Цвейга были сняты одноименные фильмы, которые, собственно, и познакомили широкую публику с таким явлением, как "новеллы Цвейга". Не все из этих фильмов были удачны и точны в передаче того, что хотел изобразить в новеллах Цвейг, однако их роль для
распространения творчества Цвейга по всему миру очень велика, ведь они, по сути, стали ценнейшим видеоматериалом к книгам писателя. И, как и сборники новелл Цвейга, фильмы по его произведениям впечатляют своей драматичностью, нетривиальными сюжетами, переплетениями человеческих судеб.
Утверждая слабость и беззащитность человека перед миром и его роком, в своих новеллах, Цвейг, тем не менее, до последнего верит в Человека с большой буквы и в то, что он способен если не на чудеса, то, как минимум, на подвиги, ради высоких целей и благих устремлений.
Особенности новелл Цвейга
Особенность новелл Цвейга, его новаторство в этом виде искусства, заключается в том, что он создал уникальную модель произведения малого жанра. Новеллы Цвейга качественно отличались от того, что создавали мастера-новеллисты до него. Каждое цвейговское произведение – это путешествие, это бесконечная дорога, по которой движутся его герои. И в новеллах Цвейга, как раз, описывается то, что переживают герои на своем пути, в ходе своего путешествия. При этом, ключевое событие, основной момент каждой из новелл Цвейга происходит молниеносно быстро, ярко и отчетливо, так, что герои не всегда могут сообразить, что именно произошло и как следует поступить в сложившейся ситуации. Этот момент и есть для них тот самый пресловутый момент истины – час, когда происходит испытание личности, проверяются ее качества, ценности и моральные принципы. В итоге – каждая новелла Цвейга содержит своеобразную кульминацию, выраженную в виде монолога главного героя произведения. В этом монологе, зачастую сбивчивом, аффективном и нестройном, герой раскрывается полностью, демонстрируя истинного себя, без масок и притворств.
Новеллы Цвейга представляют собой своего рода конспекты романов. Когда писатель пытался развернуть отдельное событие в пространственное повествование, то его романы превращались в длинные и многословные новеллы. Поэтому романы на основе событий современной жизни Цвейгу в принципе не удавались. К счастью, писатель это прекрасно понимал и к жанру романа обращался редко. Тем более, что именно новеллы Цвейга всегда вызывали бурный интерес со стороны читателей. Зато Цвейга весьма интересовали исторические документы и автобиографические произведения, на основе которых он писал работы на стыке документа и искусства, создавая увлекательные жизнеописания таких выдающихся личностей, как Магеллан, Мария Стюарт, Эразм Роттердамский, Бальзак и т.д. Но, тем не менее, из всех видов литературы, в которых работал писатель, именно новеллы Цвейга считаются не только классикой мировой литературы, но и "лучшим из лучшего", созданного в рамках данного жанра.
Герои новелл Цвейга
Люди в новеллах Цвейга существуют, подобно замкнутым, сталкивающимся лишь по воле случая монадам; разобщенные, они почти не знают душевной близости. Каждый из них скрывает свои внутренние переживания, словно тайну, и только эгоистическая сторона их душ раскрывается с легкостью, внося в отношения людей обман и расчет. Но, рисуемая в новеллах Цвейга, печальная картина современного мира, все же не отвергается писателем: он верит, что страдание может быть преодолено милосердием человека к человеку и добро в конце концов восторжествует. Мысль о благе милосердия и всепрощения проходила и через трагедию "Терсит" и через наиболее известную из новелл Цвейга под названием "Страх", в которой данная идея является главным внутренним мотивом, побудившим писателя смягчить остроту конфликта между неверной супругой и ее благородным мужем, великодушно прощающим жене ее измену. Новеллы Цвейга глубоко гуманистичны, психологичны и философичны. В них писатель провозглашает нерушимую веру в истинную человеческую природу – природу Божественную и Прекрасную.
 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
4 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR