Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта сайта
Главная arrow Сочинения arrow Сочинение на тему arrow Эссе «Я русский бы выучила…»

Эссе «Я русский бы выучила…»

Сочинения - Сочинение на тему
Эссе «Я русский бы выучила…»
В 7 классе я впервые услышала стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Русский язык». Совсем коротенькое, состоящее всего из трёх предложений, но сколько чувства вложено в эти строчки, какая тоска по России видна в них: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! …»
Сейчас, будучи выпускницей университета, я не перестаю удивляться, восторгаться русским языком и понимаю, насколько он велик и могуч. Меня покорили услышанные когда-то слова А.И.Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
В чём же красота, богатство, сила, выразительность русского языка?
Моё размышление о богатстве языка всегда начинается с вопроса о том, сколько же в нём слов? Возьмём самый известный однотомный «Толковый словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова и Наталии Юльевны Шведовой (М.: Азбуковник. – 2000. – 4-е изд.). Здесь объяснено 80000 слов и фразеологических выражений. Но ведь есть ещё 17-томный академический «Словарь русского литературного языка». А в Х1Х веке писатель, лексикограф, этнограф Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре живого великорусского языка» собрал 200 000 слов. Есть ещё и словарь иностранных слов. Но разве только потому богат русский язык, что создано много словарей, а в них — неисчислимое количество слов? Конечно, нет. Возьму какое-нибудь самое простое слово. Например, глагол «идти». Что значит это слово? Я скажу: «Двигаться в каком-нибудь направлении». Подтверждаю свою мысль: «Я иду в школу», «Мама идёт в магазин» и т.д. А ещё: «По сторонам дороги идут столбы», «Как быстро идёт время», «На улице идёт сильный дождь», «Тебе идёт новое платье». Оказывается, сколько разных понятий можно выразить одним словом! И глагол «идти» можно употребить в 26 различных смыслах (только вдумаемся в это!). Думаю, что такая многозначность слова очень важна для всего языка, она во много раз увеличивает богатство, выразительность нашей речи.
Я хочу отметить, что языку свойственна образность. А что такое образность? Это такое сочетание и употребление слов, при котором они выражают больше, чем непосредственно обозначают. Об этом очень хорошо отметил Владимир Галактионович Короленко на примере пушкинского стихотворения «Анчар& raquo;.
«В пустыне чахлой и скупой
На почве, зноем раскалённой…-
посмотрите, — писал Короленко, — как тут тремя, четырьмя штрихами нарисована целая картина. Воображение читателя тронуто, возбуждено этими меткими штрихами, и оно уже само рисует остальное. Вы как будто видите и цвет песка, и безоблачное горячее небо, и мрачный профиль дерева, хотя об этом прямо не упоминается…
В данной комбинации слов каждое слово, кроме прямого представления, влечёт за собой ещё целый ряд представлений, невольно возникающих в уме».
А грамматическое богатство русского языка?! Разнообразные формы слов и видов предложений помогают выразить нам свою мысль. «В самом деле, — писал Виссарион Григорьевич Белинский, — какое богатство для изображения явлений естественной действительности заключается только в глаголах…
Степь раздольная
Далеко вокруг,
Широко лежит,
Ковылём-травой
Расстилается!
Ах, ты степь моя,
Степь привольная,
Широко ты, степь,
Пораскинулась,
К морю Чёрному
Понадвинулась!
На каком другом языке передали бы вы поэтическую прелесть этих выражений … Кольцова о степи: «расстилается, пораскинулась, понадвинулась»?
С этим высказыванием Белинского нельзя не согласиться.
В понятие богатства языка входит также и его произносительная система, звукопись, интонация. Различные типы предложений в живой речи произносятся с разной интонацией, которая помогает понять сказанное. Особенно мне нравится наблюдать за музыкой языка, которая создаётся особыми «сцеплениями» звуков нашей речи. Недавно увидела книгу Николая Николаевича Асеева «Жизнь слова», открыла наугад страницу и начала читать. Поэт и публицист Николай Асеев пишет: «Припомним любую из басен Крылова – и раскроется необычайное звуковое изящество речи, совершенно незаметное внешне, но совмещающее прелесть звучания с его целесообразностью. Вот «Ворона и лисица». Какие звуки подобраны для неуклюжей, глупой, тщеславной вороны?
«Взгромоздясь», «позавтракать», «призадумалась» — тяжёлые сочетания звуков «взгр», «зд», «з», «звтр». И какие для лисицы? «Лиса близохонько», «Лисицу сыр пленил». А вкрадчивость, льстивость Лисицыной речи, почти придыхание, почти шёпоток:
…Голубушка, как хороша!..
Какие перушки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!..
Свистящие, в уши влипающие слова, причмокивания от фальшивой восторженности: «светик», «сестрица», «пёрушки», «хороша», «голубушка» — шуршание и присвист, шелест и ханжество – вот речь лисицы. Что же, возразят мне, Крылов сидел и подбирал слова именно с таким звучанием для того или иного зверя? Нет, Крылов знал язык в таком совершенстве, что слова сами приходили к нему в нужном случае, руководимые поэтической мыслью, но и выражающие эту мысль самым звучным, то есть самым впечатляющим образом». Как просто и доступно, и понятно. Оказывается, по словам, по звукам можно определить характер литературного персонажа, увидеть его мысленно. Разве за это можно не любить русский язык?
С того момента я стала внимательней относиться к слову. Читая художественную литературу, я обращаю внимание на язык, какие слова, выражения, звуки употребляет автор для описания того или иного явления, или характеристики героя.
Русские писатели, поэты кропотливо собирали народные слова и обогащали ими литературный язык.
«Язык есть исповедь народа,
В нём слышится его природа,
Его душа и быт родной…» — написал известный русский критик и поэт Х1Х века Пётр Андреевич Вяземский. Поэт хотел подчеркнуть, что язык открывает нам все свои тайники, отражает всё, что было в жизни народа.
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин признавал народный, разговорный язык основой и источником литературного языка, но в то же время строго разграничивал их употребление:
«Может ли письменный язык быть совершенно подобным разговорному? – спрашивал поэт и отвечал: — Нет, так же, как разговорный язык никогда не может быть совершенно подобным письменному. Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя».
Писатели всегда в поиске. Оказывается, между писателем и словом складываются непростые отношения. Пожалуй, лучше всего эту мысль представил поэт-символист Валерий Брюсов в своём стихотворении «Родной язык»:
Мой верный друг! мой враг коварный!
Мой царь! мой раб! родной язык!
Мои стихи как дым алтарный!
Как вызов яростный – мой крик!…
Удивительное стихотворение, очень глубокое и искреннее; оно показывает, как трудно поэту выразить в словесную форму свои мысли, свои образы.
Мне очень нравятся стихи из сожженной тетради Анны Андреевны Ахматовой, она писала:
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней — царственное слово.
Посмотрите, с каким уважением говорит поэт о слове — царственное! И оно долговечней золота, мрамора, стали. Все проходит. Остаётся Слово. И вправду, сколько бы ни разрушалось городов, чего бы ни творилось на земле, Слово всегда остаётся. Языку, русскому языку доступно всё! Для него нет ограничений. Он покоряет весь мир. Меня радует, что Год русского языка отмечается в семидесяти шести странах мира.
Действительно, русский язык велик и могуч, красив и певуч, ловок и послушен, гибок и выразителен. Поэтому я стараюсь его изучать, овладеть всеми его богатствами, по мере возможности.

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
30 гостей
Проверить тИЦ и PR