Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...

Обзор философской мысли

Обзор философской мысли
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ
1.1 МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО УРОВНИ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ
Мировоззрение является системой взглядов на мир в целом и на отно-шение человека к этому миру.
Говоря о природе мировоззрения, необходимо указать на потребность людей в понимании сущности и
характера своих взаимоотношений с мирозданием. Результатом духовного освоения многогранной ре-
альности является создание определенной системы взглядов на мир (т.е. мировоззрения). Субъектом
мировоззрения, т.е. ее носителем, может быть как отдельный индивид, так и целые социальные группы,
классы и общество в целом. Следовательно, мировоззрение - это вме-сте с тем и жизненные позиции,
программы поведения, действий людей. В нем в обобщенном виде представлены познавательные, цен-
ностные, поведенческие ориентиры и их взаимосвязи. Познавательные и ценностные нормы находятся
в сложном единстве и формируются благодаря напряженной духовно-практической работе, которая по-
могает получить целостность человеческого опыта.
Раскрывая зависимость мировоззрения при его формировании от определенных факторов, необхо-
димо учитывать естественно-природные и социально-культурные фак-торы.
В структуре мировоззрения можно выделить разные уровни, которые определяются различной
глубиной отражения мира. Первый элементарный вид отражения про-исходит на уровне ощущений.
Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением и миросозерцанием. Здесь фиксируются
лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Само мироощущение может
быть оптимистическим или пессимистическим, стимулирующим людей к труду и творчеству, либо на-
оборот, направляющим их на замыкание в своем личном мире, на отделение от внешнего мира и актив-
ной предметной деятельности в нем.
Следующие по глубине уровня отражения - мировосприятие и миро-представление. Здесь создается
цельная картина, обозначающая взаимосвязь процессов и явлений. На этом уровне мировоззрение огра-
ничено чувственным опытом и слабо определяется рациональным мышлением. Только тогда, когда
происходит отражение окружающего мира посредством понятий, формируется мировоззрение, способ-
ное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Поня-тийное отражение - самый глу-
бинный уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием.
Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия.
Философия - это высший уровень и вид мировоззрения, теоретически оформленное, системно-
рациональное мировоззрение. Важно помнить, что разделение мировоззрения на части весьма условно,
так как все его компоненты находятся в тесной взаимной связи.
Философия является самым поздним в историческом плане видом ми-ровоззрения, возникшим после
мифологии, религии и, конечно, обыден ного мировоззрения. Формиро-вание обыденного сознания требо-
вало выхода за его рамки и дополнения более широкими картинами и схемами природных явлений. Ве-
роятно, таким образом складывалась мифологическая форма мировоз-зрения, для которой характерны:
• антропоморфность (гр. аnthropos - человек + morphe - форма) - рассмотрение явлений приро-
ды по аналогии с человеком; им приписывались все те свойства, кото-рые были у человека, например,
ощущения, желания, ненависть, любовь и т.п.;
• дескриптивность (англ. descriptive - описательный) - стремление к объяснению событий, явле-
ний в форме описательного рассказа, сказания, легенды; среди дей-ствующих фигур - герои и боги в ви-
де особых людей (например, мифы о Зевсе, Гере, Меркурии и др.);
• синкретизм (гр. synkretismos - соединение, объединение) - слитность, нерасчлененность объек-
тивного и субъективного миров, что объясняется антропоморфностью, пронизывающей все стороны
этой формы мировоззрения;
• связь с магией, что свойственно более зрелому первобытнообщинному сознанию и выражается в
действиях колдунов, шаманов и других людей, вооруженных начатка-ми научных знаний о теле челове-
ка, о животных, растениях.
Религиозная форма мировоззрения основана на мифологическом мировоззрении с его развитым
представлением о комплексе богов. В отличие от мифологии, религия акцентирует воображение и фан-
тазию на сверхприродном, духовном. На первый план выдвигается психологическая установка - вера в
Бога, в возможность человека установить связь с Абсолютом, достичь подлинных нравственных (боже-
ственных) ценностей и обеспечить свое бессмертие. Одной из суще-ственных предпосылок становления
религии было постепенное развитие мышления человека, когда общие понятия («человек», «мир» и др.)
обретают в сознании самостоятельное бытие, способность к отрыву от своих реальных истоков и к на-
делению их самостоятельным существованием. Наиболее распростра-ненными или, как принято их на-
зывать, «мировыми» религиями явились буддизм (IV - V вв. до н.э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.).
Главная черта всех религий - вера в сверхъестественное, сверхприродное.
И, наконец, самый поздний тип мировоззрения - философия. Она воз-никает на более высоком
уровне общественно-экономического и культурного развития обще-ства. Ее зарождение как специфиче-
ской формы духовной деятельности было связано с такой предпосыл-кой, как великий культурный пере-
ворот в Древней Греции в VII - V вв. до н.э. Появляется новое - теоретико-познавательное - отношение
между человеком и миром, которое оформляется в рамках предмета мировоззрения.
Существует и так называемая натуралистическая форма мировоззре-ния, главной особенностью ко-
торой является решение общемировоззренческих вопросов с позиции понятий, принципов и законов от-
дельных конкретных наук (например, концепция тепловой смерти Все-ленной Клаузиуса и Томсона).
В отличие от натуралистической формы, философия в решении миро-воззренческих проблем опира-
лась на обобщение данных всей науки, всего человеческого опыта по-знания мира, включая и обыден-
ный.
В заключение можно указать на то, что все содержание философии пронизано любовью к мудрости,
бескорыстному к ней (греч. Phileo - люблю и sofia - мудрость). Муд-рость - ее начало и конец, если во-
обще можно говорить о «конце» мудрости. И хотя стержень филосо-фии - мудрость, ведущим началом в
философии выступает рационалистически-умозрительная ее сторона.
1 . 2 О с н о в н ы е ф и л о с о ф с к и е п р о б л е м ы
Реальность философских проблем определяется их спецификой. Во-первых, это предельно
общий характер проблем. Предельная широта философских проблем и понятий связана с их фун-
даментальностью для общего понимания мира, жизни, отношения человека к миру («что такое
субстанция?», «что такое причинность?» и т.п.). Во-вторых, это вечность проблем, их инвари-
антность (вопросы: «что такое смысл жизни?», «в чем заключается счастье?» и т.п. поставле-
ны в древнейшие времена, но остаются актуальными и сегодня).
Основной вопрос философии - это вопрос об отношении материи и сознания. Он является основ-
ным потому, что без него не может быть никакого философствования, никакой подлинной философии.
В зависимости от его решения формулируются две главные, принципиально разные всеобщие ориента-
ции в мире: материализм и идеализм. От центрального вопроса расходятся несколько групп проблем,
соответствующих структуре философского знания: антропологические (экзистенциальные, касающиеся
проблемы подлинного существования человека), гносеологические (теоретико-познавательные), аксио-
логические (ценностные), праксиологические (духовно-практические) и онтологические (природно-
космические, в которых рассматриваются различные аспекты бытия). Эти группы проблем нередко пе-
ресекаются и взаимодополняют друг друга, например, в проблеме со-знания. Все философские пробле-
мы, сколь бы «удалены» они ни были от центральной проблемы философии, конкретизируют ее и со-
действуют осуществлению интеграции всех проблем философии в единую целостность.
Экзистенциальные проблемы неразрывно связаны с существованием человека, с его духовной по-
требностью в осмыслении мира и своего отношения к нему. Для индивида весь мир оказывается раско-
лотым на две части: на мое «я» и остальное «не-я», включая природу, общество и других людей. Чело-
века волнуют проблемы смысла жизни, счастья, возможности личного бессмертия и т.д., поэтому фило-
софия антропоцентрична.
Развитие общественных, гуманитарных наук также рождает большое количество философско-
мировоззренческих проблем. Они связаны с социальным бытием человека, с осмыслением этого бытия
и человеческой деятельности. Таковы проблемы соотношения духовного и материального в жизни об-
щества, наличия или отсутствия нравственного прогресса, проблемы добра и зла, социальной справед-
ливости. Потребности эстетического, художественного освоения мира также порождают много про-
блем; центральной из них выступает проблема прекрасного, которая является предметом исследования
эстетики.
Широким источником философских проблем является естествознание и научно-технический про-
гресс. В науках о природе коренятся, в конечном счете, проблемы первоосновы мира, бесконечности
(или конечности) пространства и времени, проблемы субъектно-объектных отношений при познании
микромира и т.п.
1.3 ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕ-НИЙ
Специфика каждой философской системы заключается в том, что она строится на определенных
принципах, представляет собой тот или иной способ философствова-ния. Принцип (лат. рrincipium) есть
исходное положение любой теории, учения; философские принципы являются не только способом по-
стижения реальности в рамках философии, но общей методологией для частных наук.
По основным базовым принципам философские учения разделяются на материализм и идеализм.
Решая основной вопрос философии, материализм придерживается принципа первичности материи по
отношению к духовному. Идеализм за первооснову бытия принимает духовный компонент.
Становление философских знаний должно рассматриваться и в сочетании с другими принципами и
способами, например, диалектикой. Диалектика рассматривается как принцип развития, которое
осуществляется благодаря противоречиям в самой сущности предме-та и во многих философских кон-
цепциях считается основным методом познания.
В рамках материалистических и идеалистических воззрений использу-ются разные принципы и спо-
собы исследований, благодаря чему формируются разновидности материализма и идеализма: идеализм
объективный и субъективный, материализм метафизический, механистический, диалектический и др.
Можно отметить также принципы сенсуализма и эмпиризма, которые имеют большое значение в фор-
мировании материалистических концепций. В рамках идеалистических систем, как правило, формиро-
вались такие принципы, как рационализм, иррационализм, панлогизм. Согласно идеалистическому
рационализму, основу всего сущего составляет разум. Одним из его важнейших направлений является
панлогизм (от греч. Pan - все и logos - разум), по которому все дей-ствительное есть воплощение разума,
а законы бытия определяются законами логики (Гегель). Иррациона-лизм (от лат. irrationalis - неразум-
ный, бессознательный) состоит в отрицании возможности разумного и логического познания дейст-
вительности. Основной вид познания есть вера, инстинкт, откровение, а само бытие рассматривается
как иррациональное (А. Бергсон, М. Хайдеггер и др.).
С вопросом о первоначалах бытия связанно разделение на монизм, дуализм и плюрализм. Монизм
(от греч. Monos - один, единственный) - философский принцип, согласно которому мир имеет одно на-
чало. Понятно, что монизм может быть двух видов: материалистиче-ский и идеалистический. Дуа-
лизм (от лат. dualis - двойственный) - философское учение, утвер-ждающее равноправие двух начал:
материального и духовного (напр. в философии Декарта). Плюрализм (от лат. рluralis - множественный)
- предполагает несколько или множество оснований (например земля, воздух, вода и огонь у древних
мыслителей).
К вопросу о первоначалах всего сущего примыкает вопрос о познаваемости мира или о тождестве
мышления и бытия. При его решении возникли такие позиции, как агностицизм, скептицизм и гносео-
логический оптимизм (позиция, придерживающаяся принципа познаваемости мира).
Согласно агностицизму (от греч. аgnostos - непознаваемый), мир принципиально непознаваем (Про-
тагор, Кант). Отрицательный ответ на этот вопрос давали представители скептицизма, которые отри-
цали возможность достоверного знания (М. Монтень, П. Бейль и др.).
Метафизика выступает как методологический принцип, противопо-ложный принципу развития,
принципу диалектики, игнорирующий всеобщую связь вещей и отрицающий идею самопознания мате-
рии.
Можно привести такие принципы, как гуманизм, расцветший в эпоху Возрождения и ставившийся в
центр мировоззрения человека, достижение достойных условий его существования и развития, а также
свободомыслие, как принцип мышления, признание права разума на свободное критическое исследование
окружающего мира, выдвинутый в ХVII в., и др.
1.4 СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
Структура философского знания определяется проблемным полем фи-лософии. Она представ-
ляет собой круг специфических разделов, которые были и создаются в ходе развития самой фило-
софской мысли.
1.4.1 Онтология
Термин «онтология» означает учение о бытии (от греч. ontos - сущее и logos - учение). Понятие
«бытие» в философии (при любой его трактовке) является централь-ным, исходным в осмыслении мира.
При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Здесь затрагиваются проблемы
бытия и небытия, бытия материального и идеального, бытия приро-ды, общества и человека.
Можно выделить следующие формы бытия:
• базирующиеся __________на предметном бытии: материальные предметы, относящиеся к природе, и мате-
риальные ценности, созданные человеком;
• идеальное бытие (мир психического, мир духовно-социо-культурного);
• по атрибутам материи (пространство и время, напр., это «пространственное бытие» и «вре-
менное бытие»);
• по формам движения материи (механическое, физическое, химиче-ское, биологическое и соци-
альное бытие);
• по структурным уровням организации материи (молекулярное, по-пуляционное бытие);
• общественное бытие, под которым чаще всего понимают способ производства, взаимодейст-
вующий с общественным сознанием (моралью, искусством, наукой, религией, философией).
1.4.2 Гносеология
Термин «гносеология» происходит от греческих слов gnosis-знание и logos - учение, понятие и оз-
начает «учение о знании». И хотя сам термин «теория познания» вве-ден в философию сравнительно не-
давно шотландским философом Дж. Феррером (в 1854 г.), учение о познании стало разрабатываться со
времен Гераклита, Платона, Аристотеля. Гносеология разрабатывалась и в средние века, и в Новое вре-
мя (И. Кант, Гегель), особенно остро встала эта проблема в ХХ-ом столетии (С.Л. Франк, Н. Гартман, Л.
Витгенштейн и др.).
Исторически сложились два направления в гносеологии: агностицизм и гносеологический опти-
мизм. Первое направление утверждает, что сущность объектов (мате-риальных и духовных) непозна-
ваема (Протагор,
Д. Юм, И. Кант, А. Пуанкаре и др.). Для гносеологического оптимизма характерна вера в познавае-
мость не только явлений, но и сущности объектов (Демокрит, Платон, Аристотель, Н. Кузанский, Р.
Декарт,
Г.В.Ф. Гегель, Ж.-П. Сартр и др.).
Основные вопросы, разбираемые в гносеологии: взаимосвязь субъектно-объектных отношений в по-
знании; чувственное и рациональное в познании; проблема истины; уровни познания (эмпирический и
теоретический); специфика философского знания по сравнению с научным; проблема метода познания
и др.
1.4.3 Философская антропология
Проблема человека является одной из самых важных для всей филосо-фии. Она приобретает
особую актуальность в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает во-
прос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества.
Принцип историзма позволит проследить путь возникновения проблем, связанных с человеком. Это
воззрения античных философов о человеке, где он рассматривался как микрокосм, подчиненный выс-
шему нача-
лу - судьбе. В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в ко-
тором изначально неразрывно и противоречиво связаны два начала: душа и тело, а также человек и Бог.
В философии Нового времени отмечена прежде всего духовная сущ-ность человека, его способность к
познанию. В XIX - начале XX столетия произошло гипертрофирование духовного начала посредством
сведения его в одних случаях к рациональному началу, в других - к иррациональному. Со временем че-
ловек становится в центр философского знания, от которого идут нити, связывающие его через общест-
во со всей необъятной Вселенной.
Философский подход к человеку предполагает выявление его сущно-сти, анализ конкретно-
исторических форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бы-
тия.
Основные проблемы, рассматриваемые в философии человека: при-родное, социальное и духовное
как факторы развития человека; проблема сущности и существования; смысл жизни как интегральная
характеристика человеческого бытия; человек и Вселенная; сознатель-ное и бессознательное в человеке;
индивид и личность и др.
1.4.4 Аксиология
Аксиология - это философское учение о ценностях и их природе (от греч. аxios - ценность и logos -
учение). Она непосредственно связана с проблемами общества и лич-ности. В античной, а затем и сред-
невековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики вклю-
чались в его понятие. Основными вопросами теории ценностей были: что есть благо? что есть справед-
ливость? (Сократ, Платон). Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Но-
вое время развитие науки и новых общественных отношений во мно-гом определяют и основной подход
к рассмотрению предметов и явлений как ценностей. Для Канта «цен-ности» - цели, стоящие перед че-
ловеком. Гегель особое внимание уделяет различению ценностей эко-номических и духовных. В наше
время появилось множество аксиологических концепций, отражающих ценностные установки совре-
менного мира (для В. Виндельбанда и Г. Риккерта ценности являются не реальностью, а идеалом; М.
Вебер особо подчеркивал роль этических и религиозных ценностей в развитии общества).
Можно выделить следующие группы ценностей:
• по содержанию - экономические, политические, социальные и ду-ховные;
• по субъекту - субъективно-личностные, формирующиеся в процессе воспитания, образования и
накопления жизненного опыта индивида, и надындивидуальные - групповые, национальные, классо-
вые, общечеловеческие, являющиеся результатом развития общества и культуры;
• по их роли в жизни человека и человечества - утилитарные (жилище, питание и т.д.) и духов-
ные. Утилитарные ценности определяют цели деятельности, духовные - ее смысл.
Необходимо отметить, что ценности не возникают неизвестно откуда и не вкладываются в человека
извне. Весь жизненный опыт человека и система его знаний непосред-ственно влияют на характер его
ценностей.
1.4.5 Социальная философия
В узком смысле «социальное» обозначает существование особой обла-сти общественных явле-
ний, составляющих содержание так называемой социальной сферы жизни общества. В социальной
философии решается круг проблем, затрагивающий соответствую-щие интересы людей: проблемы
их социального положения, жизненного уровня, образования и т.д.
В широком смысле понятие «социальное» употребляется в значении «общественное» и обозначает
все происходящее в обществе в отличие от происходящего в природе.
В социальной философии понятие «социальное» употребляется как в широком, так и в узком смыс-
ле. Она изучает общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, а также законы его функциони-
рования и развития. Социальная философия рассматривает и объясняет различные общественные явле-
ния и процессы на макроуровне, т.е. на уровне всего общества как са-моразвивающейся и самовоспроиз-
водящейся системы.
Основные проблемы социальной философии: взаимодействия между собой различных обществ;
практическая деятельность людей и их общественные отношения; вза-имодействие объективных и субъ-
ективных сторон деятельности и общественных отношений людей; объективные потребности и интере-
сы общества и отдельной личности; мотивы и цели деятельности, при-сущие человеческому сознанию в
данном обществе и др.
Все вышеназванные явления находятся в диалектическом взаимодей-ствии.
Заслуживают внимания социально-философские воззрения представи-телей немецкой классической
философии (Кант, Гегель), французских философов Конта и Дюркгей-ма, других представителей идеа-
листической социальной философии, в том числе неокантианства, со-временного позитивизма, экзи-
стенциализма и др. Фундаментальное значение имеют высказанные Кантом и Гегелем идеи об объек-
тивной основе развития общества. Кант видел такую основу в объек-тивно существующем мире умопо-
стигаемых сущностей - «вещей в себе», Гегель - в саморазвитии Абсолютной идеи.
Материализм представляет развитие общества как противоречивый естественно-исторический про-
цесс, развивающийся по своим объективным законам.
1.4.6 История философии
Несмотря на то, что каждый раздел философии имеет свои истоки в истории философии, сама исто-
рия философии оформляется в отдельную область философского зна-ния. История философии - это
особая развивающаяся система, в качестве элементов которой вы-ступают самые разнообразные кон-
кретные философские концепции. Они возникают и диалектично (т.е. включая и отрицание друг друга)
связываются спецификой ее проблемного поля: постановкой и решением наиболее общих, фундамен-
тальных проблем и выявлением предельных взаимоотношений, суще-ствующих между миром и челове-
ком.
Конечно, следует обратить внимание и на то, что это деление в известной мере носит условный характер. Философия всегда реализуется как единство двух сторон - истории и теории. Разрыв этих сторон или их абсолютизация приводят к искажению самого предмета философии. Подчинение реального
историко-философского процесса этим абсолютизированным схемам ведет к искажению изложения ис-
тории философии.
Историко-философский процесс: исходные понятия и движущие силы
Историко-философский процесс характеризуется существованием множества философских учений,
школ, течений и направлений. Первичной исходной единицей истори-ко-философского процесса являет-
ся философское учение того или иного мыслителя. Философское учение - это система определенных,
логически связанных друг с другом воззрений. Философские школы - это совокупность философских
учений, объединенных какими-либо идейными базовыми принципами. Совокупность модификаций од-
них и тех же принципов, развиваемых различными, нередко конкури-рующими школами, принято назы-
вать течениями. Наиболее крупные и значительные образования в ис-торико-философском процессе
именуются философскими направлениями. Философское направление представляет собой совокупность
философских течений (а следовательно, учений и школ), которые при всем расхождении друг с другом
отстаивают некоторые общие, имеющие принципиальное значение, положения (материализм и идеа-
лизм, эмпиризм и рационализм и др.).
Движущей силой историко-философского процесса является столкно-вение философских подходов,
борьба идей, принципов и личностей. При этом, с развитием историко-философского процесса меняется
предмет философского размышления и способ разрешения философ-ских проблем.
2 И С Т О Р И Я Ф И Л О С О Ф С К И Х У Ч Е Н И Й
2.1 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Развитие философии на Востоке и Западе при всей их самобытности и специфичности имеет
ряд общих закономерностей:
• зарождение в лоне мифологии (путь становления философии от мифа к Логосу);
• философия формируется как форма общественного сознания с воз-никновением классового об-
щества и государства (Древняя Индия -
1 тыс. до н.э. - формирование рабовладельческого общества; Китай -
V - IV вв. до н.э. - процесс классового расслоения общества; Греция - VII - VI вв. до н.э. - развитие ра-
бовладельческого государства);
• она обращена к общечеловеческим ценностям (проблемы добра и зла, прекрасного и безобраз-
ного, любви и ненависти и др.);
• ей присущ мировоззренческий характер философского знания;
• она стремится к научному поиску истинного знания, имеющего методологическую значимость
(стихийно применяемые философами древности два основных метода - диалектика и метафизика, на-
пример, диалектические моменты философии Гераклита, Сократа, Аристотеля, философии «Упанишад»,
даосизма и др.; метафизический метод исследований Парменида, Ме-лисса, последователей Конфуция -
Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др.)
Необходимо отметить и отличия философских учений Востока и Запада:
• Восток концентрирует свое внимание в основном на проблемах человека, а философия Запада
является скорее многопроблемной: это натурфилософские, онтологические, гносеологические, методо-
логические, эстетические, этические и другие вопросы;
• специфика в разработке категориального аппарата: в философии Во-стока органически воспри-
нимаются категории, предложенные мифологией (инь - женское нача-ло, ян - мужское начало, нирвана
- высшее состояние души и др.), хотя есть и традиционно-философские категории, которыми в основ-
ном пользуется западная философия (сущность, количество, качество, время и др.);
• в западной философии в основном разработаны проблемы логики (Сократ, Платон, Аристотель),
на Востоке этим занималась школа ньяя (санскр. буквально - правило, рассуждения, логика);
• при решении социальных проблем восточная философия занимается проблемой Вселенского
человека (у Конфуция - иерархия социальной структуры через обра-щение к Небу), западная же - про-
блемами государства, закона, управления, власти и т.п.
2.2 СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
Гибель античной философии следует понимать как исторически неиз-бежный результат в развитии
философской мысли, связанный с вхождением человечества в новую цивилизацию, часто называемую
европейской традицией в философии.
Узловые пункты ее развития:
• переход от языческой религии к монотеистической;
• перенесение центра философской проблематики от чувственно-материального Космоса к иссле-
дованию проблем бытия Бога (Филон Александрийский, Ориген, Климент, Августин и др.); христиан-
ская мораль становится неотделимой от веры и религии;
• одной из центральных проблем средневековья становится спор об универсалиях в разных вари-
антах его решений (Боэций: универсалии бестелесны и существуют только в общем, но не в индивидах;
П. Абеляр: каждому имени соответствует реальная сущность; Бонавен-тура: универсалии есть лишь сло-
ва);
• схоластическая философия (Ф. Аквинский) выдвигает проблему со-отношения философии и
теологии (философия способна предоставить полезное знание о боже-ственной сущности, использование
которого поможет праведному человеку в достижении непосредствен-ного созерцания Бога).
2.3 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (XV - XVI вв.)
В эпоху Возрождения философское мышление получает сильные им-пульсы из сферы искусства, в
частности, через новое прочтение античной литературы и погружение в мир образов античной культу-
ры; эстетический подход играет здесь доминирующую роль, особенно, у гуманистов
(Э. Роттердамский, М. Монтень, Т. Мор, Л. Валла и др.).
Основные черты философии Ренессанса (Возрождения):
• гуманизм (лат. humanus - человечный), основанный на принципах ра-венства, справедливости,
человечности отношений между людьми; это мировоззрение проник-нуто любовью, уважением к чело-
веческому достоинству;
• осмысление проблем государства и права (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк), социальные
проекты переустройства общества
(Т. Мор, Т. Кампанелла);
• натурфилософия (Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно и др.); формируются
основы современного естествознания, современный образ науки.
2.4 ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
В философии Нового периода можно выделить две основные про-блемы, занимавшие умы фи-
лософов:
• проблема метода в познании (эмпиризм - Ф. Бэкон, Т. Гоббс, рационализм - Р. Декарт, Б. Спи-
ноза);
• проблема субстанции (substantia (лат.) - первооснова, сущность); она разрешалась в рамках ра-
ционализма (Г. Лейбниц: учение о множественности субстанций; Р. Декарт: учение о существовании
двух субстан-
ций - материальной и духовной).
Для философии Нового времени характерна ориентация на науку -
с одной стороны, и юридически-правовую сферу - с другой.
2.5 ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ И
ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ XVIII в.
В философии Просвещения необходимо сделать акцент на просвети-тельскую тенденцию, в которой
провозглашается культ Разума и придается большое значение знаниям в социальном развитии (Ш. Мон-
тескье,
Ж-Ж. Руссо, Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Д. Дидро). Основная проблема философии решается, в основ-
ном, материалистически.
Еще одна важная черта - «просветительский атеизм», критика рели-гиозного мировоззрения в це-
лом, и религиозных социальных институтов, священников как «выра-зителей и проводников данного
ложного мировоззрения».
В теории познания французские материалисты выступали с метафизических и сенсуалистических
позиций__________, основанных на абсолютизации роли созерцания и ощущений.
2.6 НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
С конца XVIII в. начинается критический пересмотр принципов Про-свещения. Одним из наиболее
глубоких критиков просветительского понимания науки и разума вы-ступил родоначальник немецкого
идеализма
И. Кант, чье мировоззрение сформировалось в русле просветительских идей. Он создает гносеологиче-
ское направление в философии, именуемое агностицизмом (непознаваемость «вещей в себе»), развива-
ет этику, базирующуюся на понимании человека как высшей ценности.
Классическая немецкая философия получила свое наиболее полное выражение в идеалистических
философских системах. Основными ее заслугами можно считать:
• развитие и применение диалектического метода в познании (Г.В.Ф. Гегель конструирует диа-
лектику как систему, формируя основные законы и категории диалек-тики применительно к развитию
Абсолютной Идеи; И.Г. Фихте развивает учение о диалектическом способе мышления);
• использование принципа историзма в идеалистических системах (практическая философия Ф.
Шеллинга исследует проблему человеческой свободы и приходит к выводу о необходимом характере
исторических законов; Гегель создает грандиозную философскую си-стему всей духовной культуры че-
ловечества, рассмотрев отдельные ее этапы как процесс становления духа).
Несмотря на то, что немецкая классическая философия в основном развивалась в русле идеалисти-
ческих систем, в ее недрах и на ее фундаменте возникла одна из мощ-нейших материалистических кон-
цепций. Это материализм Л. Фейербаха, который за начало бытия бе-рет природу как конечное, опреде-
ленное, реальное; в центре построения его философской системы находится человек, как высшее творе-
ние природы.
2.7 ПАНОРАМА ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XIX в.
МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Философские предпосылки философии марксизма:
• французский материализм второй половины XVIII в.;
• немецкая классическая философия, в особенности диалектика Гегеля, переработанная К. Мар-
ксом и Ф. Энгельсом на основе материалистических принципов;
• антропологический материализм Фейербаха.
Особенности философии марксизма:
• основной вопрос философии решается материалистически;
• истина понимается как результат совпадения представлений человека и действительности; кри-
терием истины является практика, взятая в историческом развитии; предпочтение отдается предметно-
чувствительной деятельности человека;
• диалектика трактуется как теория и всеобщий метод познания;
• провозглашается требование тесного союза философии и естество-знания.
Марксизм как философскую теорию после К. Маркса и Ф. Энгельса развивали их последователи -
П. Лафарг, А. Лабриола, А. Грамши и др. Наиболее видными маркси-стами в России были Г.В. Плеханов
и В.И. Ленин.
2.8 ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ
Основные этапы развития:
1 фИЛОСОФИЯ ХI - ХVII ВВ. ДОПЕТРОВСКОГО ПЕРИОДА, ИЛИ ДРЕВНЕРУССКАЯ
ФИЛОСОФИЯ; ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ВПЛЕТЕННОСТЬЮ В ТКАНЬ РЕЛИГИОЗНОГО МИ-
РОВОЗЗРЕНИЯ, СВЯЗЬЮ С МИРОВОЙ ФИЛОСОФИЕЙ И С ПРОЦЕССОМ ХРИСТИАНИЗА-
ЦИИ (МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН, КНЯЗЬ ВЛ. МОНОМАХ, МАКСИМ ГРЕК, НИЛ СОРСКИЙ
И ДР.). В XVI В. ФОРМИРУЕТСЯ РУССКОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ МЕССИАНСТВО; ЮРИЙ КРИ-
ЖАНИЧ ПОЛОЖИЛ НАЧАЛО ПРОЦЕССУ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ ФИЛОСОФИИ, ОСВОБОЖ-
ДЕНИЮ ЕЕ ОТ ЦЕРКОВНОГО ВЛИЯНИЯ, РАССМАТРИВАЯ ФИЛОСОФИЮ КАК «МИР-
СКОЕ ЗНАНИЕ».
2 Второй крупный период развития русской философии начинается с XVIII в. и связан с рефор-
мами Петра Великого. Первыми пропагандистами научного знания и философии Нового времени на Ру-
си были Феофан Прокопович, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов (заложил основы материалистической
традиции), А.Н. Радищев (провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а в каче-
стве основного стержня светской общественной мысли).
3 Русская философия XIX в. (до возникновения философских систем 70-х годов); в этот период
начинается самостоятельное философское творчество, представленное П.Я. Чаадаевым (центральное
место в его философии занимает проблема человека и философия истории), славянофилами - А.С. Хо-
мяковым (утверждение православия как вечного начала), И.В. Киреев-ским, Ю.Ф. Самариным, И.С. Ак-
саковым и др.; западниками, ориентировавшимися на западноевропейскую цивилизацию (А.И. Герцен,
Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин и др.).
4 Русская философия конца XIX - начала ХХ вв.; этот этап связан с возникновением философских
систем (Н.Ф. Федоров, Вл.С. Соловьев,
Н.О. Лосский, Б.Н. Чичерин и др.). Характерными особенностями пе-риода являются антропоцентризм и
гуманизм, религиозный характер философии, а также космизм (теоло-гический в лице Н.Ф. Федорова,
Вл.С. Соловьева, П.А. Флоренского и естественнонаучный, представ-ленный К.Э. Циолковским, В.И.
Вернадским).
5 Большое значение в развитии русской философии имел период, который часто называют духов-
ным ренессансом начала ХХ в. Из многочисленных представителей можно отметить В.В. Розанова, С.Н.
Булгакова, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, П.А. Флоанского, С.Н. Трубецкого, А.Ф. Лосева и других. Этих
философов волновали проблемы экзистенциального порядка, проблемы творчества, бытие Бога, «рус-
ская идея», проблемы социального устройства и другие.
В заключение следует отметить, что русская философия сравнительно молода, она впитала в себя
лучшие философские традиции и школы европейской и мировой философии. Вместе с тем она, несо-
мненно, самобытна и обладает неповторимым обаянием.
2.9 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
Существуют различные точки зрения по поводу развития современной философской мысли. Со-
гласно первой, основными моделями современного философского мышления являются позитивизм,
марксизм, неотомизм, экзистенциализм и другие. Возникнув на рубе-же XIX - XX вв., они до сих пор
имеют единое проблемное поле и общечеловеческую ценность, так как исследуют проблемы человече-
ского бытия и его смысла. Позитивизм рассматривает традиционную проблему соотношения чувствен-
ного и рационального в познании, и новые проблемы - проблему фак-та, веры, познания и творчества,
логики познания и др. Позитивизм сегодня представлен «критическим рационализмом» К. Поппера,
теорией «научных революций» Т. Куна, концепцией «эпистемологиче-ского анархизма» П. Фейерабенда,
теориями структурализма, концепциями герменевтики и др. Неото-мизм продолжил христианскую тра-
дицию в русле католицизма. Современный неотомизм претерпел существенные изменения: в нем поя-
вились концепции аналитической философии религии, эпистемология религии, философско-
антропологические концепции и др. Экзистенциализм возник как уче-ние о поиске человеком подлинно-
го существования и обратил к изучению современных проблем человеческого бытия, культуры, иссле-
дованию переживаний субъекта, его внутреннего мира (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Ка-
мю). Марксизм выступает в разных концепциях - от догматического до творческого, вбирающего в себя
синтез различных мировоззренческих ориентаций.
Существует другая точка зрения, согласно которой в современной философии, в отличие от класси-
ческой, на первый план выходят различия, общефилософский стержень разрушается, происходит выде-
ление и локализация отдельных философских проблем. Они-то и оформляются в отдельные философ-
ские направления.
Все это создает определенную сложность в понимании и изложении историко-философского мате-
риала, так как резко увеличивается само количество философских концепций и даже простое их пере-
числение довольно затруднительно. Авторы последней точки зрения предлагают рассматривать основ-
ные направления современной философии сквозь призму сциентизма и антисциентизма.
Сциентизм проявляется как мировоззренческая установка на то, что научное знание есть наивыс-
шая культурная ценность, с которой должны соизмерять свое содер-жание все иные формы духовного бы-
тия (неокантианство в лице Г. Когена, феноменология Э. Гуссерля, неопозитивизм Л. Витгенштейна, Р.
Карнапа и др., прагматизм, представленный Ч. Пирсом).
Антисциентизм - социокультурная ориентация, основанная на широ-кой критике науки как соци-
ального института и как формы постижения мира. В нем наука рас-сматривается как «демон, выпущен-
ный из бутылки», угрожающий существованию самой человеческой цивилизации. В качестве альтерна-
тивы науке, научному познанию, а в некоторых случаях вообще рациональному взгляду на мир выдви-
гаются различного рода вненаучные или внерациональные (иррацио-нальные) способы постижения бы-
тия. Классическим выражением антисциентизма в философии выступает экзистенциализм (М. Хайдег-
гер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр и др.), а также творчество таких мыслите-лей XIX в., как А. Шопенгауэр, Ф.
Ницше,
А. Бергсон и др. Их взгляды были направлены против принципа антропологического рационализма, а
теоретические исследования подвергли анализу роль и значение пси-хических процессов, не осознаю-
щихся человеком.
Серьезный вклад в развитие вышеупомянутой проблемы был внесен психоанализом, представлен-
ным:
• теорией бессознательного З. Фрейда, утвердившего бессознательное как важнейший фактор че-
ловеческого измерения и существования;
• теорией «коллективного бессознательного» К.-Г. Юнга, где коллек-тивное бессознательное яв-
ляется отражением опыта предшествующих поколений;
• социологизированием бессознательного в концепции А. Адлера;
• «экзистенциальной дихотомией» Э. Фромма.
Современный микропсихоанализ вышел на уровень рассмотрения та-ких философских категорий,
как «пустота» и «попытка», связывая психическое бессознательное человека с космической пустотой
(С. Фанти).
В «философии жизни» (Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон) жизнь представлена как поток интуи-
тивно постигаемой реальности, слияние человека со стихией жизни. В философии Ф. Ницше, направ-
ленной на критику христианской морали и создание новой морали «сверхчеловека», проповедуется ин-
дивидуализм, волюнтаризм и иррационализм. Воззрения
А. Бергсона можно определить как генеральное возражение против материалистически-
механистического и позитивистского направления философской мыс-ли. В качестве субстанции Бергсон
утверждает жизнь как некую целостность, отличную от материи и ду-ха.
Существует еще одна тенденция в развитии философии - коммуноло-гическая (от «коммуникация»
- общение). К. Ясперс пишет о «философской коммуникации», Г. Га-дамер говорит о необходимости
вести философский диалог, Ю.М. Лотман и Д.С. Лихачев развивают идею «диалога культур». В этом же
направлении развиваются концепции Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейера-бенда и др.
Плюралистичность различных концепций современной философии достигает наивысшего подъема
и на едином проблемном поле возникают самые разнообразные вари-анты решения конкретных фило-
софских проблем. Это побуждает философов вступать в диалог, а не отворачиваться друг от друга в си-
лу разности принципов, методов и подходов.
Основными моделями современного философского мышления являются позитивизм, марксизм, не-
отомизм, экзистенциализм и другие. Эти философские модели возникли на рубеже XIX - XX вв., но и
сегодня, благодаря тому, что рассматриваемые ими проблемы имеют общечеловеческую ценность, ока-
зались востребованными.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 АЛЕКСЕЕВ П.В., ПАНИН А.В. ФИЛОСОФИЯ: УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ. М., 1996.
2 Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник: 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998.
3 Введение в философию / Под ред. И.Т. Фролова. В 2 ч. (Любое издание).
4 История философии в кратком изложении / Пер. с чешск. (Любое издание).
5 История философии: Запад-Россия-Восток / Под ред. Н.В. Мотро-шиловой. Кн. 1: Философия
древности и средневековья. М., 1985. Кн. 2: Философия XV - XIX вв. М., 1996.
6 Ермакова Е.Е. Философия: Учебник для вузов. М., 1999.
7 Ильин В.В. Философия: Учебник для вузов. М., 1999.
8 КАНКЕ В.А. ФИЛОСОФИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ И СИСТЕМА-ТИЧЕСКИЙ КУРС:
УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ. 3-Е ИЗД., ПЕРЕРАБ. И ДОП. М., 2000.
9 КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ / пОД РЕД. М.Т. ИОВЧУКА,
Т.И. ОЙЗЕРМАНА, И.Я. ЩИПАНОВА. (ЛЮБОЕ ИЗДАНИЕ)
10 МИР ФИЛОСОФИИ: КНИГА ДЛЯ ЧТЕНИЯ. В 2 Ч. М., 1991.
11 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ / РЕД. Е.В. ПОПОВ. М.,
1997.
12 РАССЕЛ Б. ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ. РОСТОВ Н/Д, 1998.
13 РЕАЛЕ Д., АНТИСЕРИ Д. ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ ОТ ИС-ТОКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ.
Т. 1: АНТИЧНОСТЬ. СПБ., 1994. Т. 2: СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. СПБ., 1994. Т. 3: НОВОЕ ВРЕМЯ (ОТ
ЛЕОНАРДО ДО КАНТА). СПБ., 1996.
14 ТАРАНОВ П.С. МУДРОСТЬ ТРЕХ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ. М., 1998.
15 ФИЛОСОФИЯ: 100 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ: ЭКСПРЕСС-СПРАВОЧНИК
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ / ОТВ. РЕД. В.П. КОХАНОВСКИЙ. РОСТОВ Н/Д, 2001.
16 ФИЛОСОФИЯ: УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ / ОТВ. РЕД. В.П. КО-ХАНОВСКИЙ РОСТОВ Н/Д,
2000.
17 ФИЛОСОФИЯ: УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ / ПОД РЕД. В.Н. ЛАВРИНЕНКО,
В.П. РАТНИКОВА. М., 2002.
18 ФИЛОСОФИЯ: УЧЕБНИК _________ДЛЯ ВУЗОВ / ПОД РЕД. Л.А. НИКИТИЧ М., 2000.
19 ФИЛОСОФИЯ: УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ / ПОД РЕД. В.Д. ГУ-БИНА. М., 1996.
20 ФИЛОСОФИЯ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ / ПОД РЕД. В.И. КИРИЛЛОВА. М,
1996 - 1997 (Ч. I - ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ; Ч. II - ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ).
21 ФИЛОСОФИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ: УЧЕБНОЕ ПОСО-БИЕ / ПОД РЕД. Е.В. НЕ-
СМЕЯНОВА. М., 1999.
22 ШАПОВАЛОВ В.Ф. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ: ОТ КЛАССИКИ К СОВРЕМЕННОСТИ:
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ. М., 1999.
Оглавление
1 Введение в философию
1.1 МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО УРОВНИ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИ-ПЫ
1.2 ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
1.3 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ
1.4 СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
2 История философских учений
2.1 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
2.2 СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
2.3 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ вОЗРОЖДЕНИЯ
(XV - XVI ВВ.)
2.4 ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
2.5 ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕ-РИАЛИЗМ XVIII В.
2.6 НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
2.7 ПАНОРАМА ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XIX В.
2.8 ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ
2.9 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
1 гость
загрузка...
Проверить тИЦ и PR