Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
Главная arrow Рефераты arrow Философия, Политология, Социология arrow PR технологии в системе формирования имиджа политической партии

PR технологии в системе формирования имиджа политической партии

Рефераты - Философия, Политология, Социология
PR технологии в системе формирования имиджа политической партии
Оглавление
1. PR технологии в системе формирования имиджа политической партии 3
1.1. Политический имидж: структура, сущность 3
1.2. Pr-технологии в формировании имиджа 21
Список литературы: 36
1. PR технологии в системе формирования имиджа политической партии
1.1. Политический имидж: структура, сущность
В современном понимании, имидж (англ. image от лат. imago - образ, вид ) - это стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании. Как правило, понятие имиджа относится к конкретному человеку, но может также распространяться на определенную группу лиц, организацию, товар и т.д. В основе имиджа лежит формальная система ролей, которые человек играет в своей жизни, дополняющаяся особенностями, чертами характера, внешними данными, одеждой и проч. Имидж формируется как на основе реального поведения индивида, так и под влиянием оценок и мнений других людей. Как можно заметить, имидж представляет собой образ, основанный на стереотипах, то есть образ обобщенный, упрощенный и ригидный (ригидность - затрудненность, вплоть до полной невозможности, в изменении). Следует также отметить, что для проникновения имиджа в массовое сознание надо его туда внедрить и для поддержания - актуализировать . Для политического успеха необходимо, чтобы имидж формировался на основе реальных особенностей и присущих личностных черт. Предпочтение во внедрении следует отдавать внешностным характеристикам и личным качествам, но не политической позиции. При этом из имеющегося набора характеристик выбираются те, которые необходимым образом будут влиять на общественное мнение.
В целом, можно определить политический имидж как легкоузнаваемый образ какого-либо конкретного субъекта или явления политической жизни, спроецированный на массовое сознание так, что ракурс его восприятия умышленно смещается, то есть восприятие намеренно акцентируется лишь на отдельных чертах.
Н.Макиавелли писал об имидже, называя его «личиной»: «Личина для государей необходима, так как большинство судит о них по тому, чем они кажутся. .... Толпа обыкновенно увлекается влиятельностью и успехом. Презирают только тех государей, которые выглядят нерешительными, непоследовательными, малодушными и легкомысленными. Всех таких качеств должен избегать государь, придавая своим действиям отпечаток величия, важности, твердости и отваги». Позднее такая точка зрения нашла отражение в работах Г.Лебона. В 1895 году он писал: «Массы уважают только силу, и доброта их мало трогает, так как они смотрят на нее как на одну из форм слабости».
Оригинальной была идея «сверхчеловека», выдвинутая Ф.Ницше. Среди главных черт «сверхчеловека», призванного возвыситься над остальными людьми, немецкий философ видит злость: «Человек из лучшего должен становиться злейшим, - учу я, - злейшее необходимо для большего блага сверхчеловека&ra quo;. Г.Тард пытался доказать, что основным законом общественной жизни является приверженность масс стереотипам поведения лидера.
А.Адлер взглянул на проблему образа человека с точки зрения компенсации реальных или воображаемых дефектов. Эта идея получила свое более полное развитие в работах Г.Лассуэлла. Согласно его концепции, человек для компенсации личностного дефицита и, в частности, низкой самооценки стремится к власти как средству такой компенсации.
Однако к проблеме имиджа в современном его понимании в открытых исследованиях и литературе начали активно обращаться сравнительно недавно: на Западе - с 1960-х годов, в странах бывшего социалистического содружества (применительно к собственной политической практике) - с конца 1980-х - начала 1990-х. Его значимость особенно возрастает в наше время. Это объясняется также и резким ростом объемов информации. Ведь в современном мире большая часть информации имеет возраст не более пятнадцати лет. В некоторых областях науки объем знаний удваивается каждые восемь лет. Вероятно, что такое быстрое увеличение количества информации будет происходить и в будущем.
Поскольку технологии развиваются гораздо быстрее, чем человеческое сознание, нашей действительной способности обрабатывать информацию становится недостаточно, чтобы ориентироваться в потоке перемен и возможностей, характерных для современного мира. Имидж же является естественным продуктом обработки больших массивов информации. Поскольку люди не в состоянии хранить весь этот объем, они начинают пользоваться ярлычками, отсылающими на стоящие за ними ситуации , далее действуют согласно находящемуся у них в мозгу сценарию, предназначенному для данного конкретного случая. Таким образом, экономится энергия и время, которые при отсутствии этого механизма, неизбежно были бы затрачены на размышления по поводу дальнейшего поведения .
Принимая во внимание описанные эпизоды истории влияния фактора имиджа на политические действия, а также воззрения мыслителей древности и нового времени, можно дать следующие условные классификации групп его типов.
Во-первых, исходя из того, с целью побуждения какого рода эмоций имидж создается, внедряется и актуализируется:
1. Позитивный. Он призван побудить положительные эмоции, как-то уважение, почитание, любовь и др. по отношению к носителю имиджа;
2. Негативный. Цель его создания - формирование отрицательных эмоций: неприязнь, ненависть, презрение и т.д., - по отношению к носителю имиджа.
Во-вторых, по механизму формирования и распространения:
1. Возникший в массовом сознании стихийно. Его формирование и внедрение растягиваются на длительный период. Однако он является достаточно устойчивым, так как не только опирается на ассоциации вновь созданного образа с существующими традициями, но и сам начинает входить в число традиций. В массовом же сознании всегда действуют «консервативные инстинкты, столь же несокрушимые, как и у первобытных людей». Массы являются «самым стойким хранителем традиционных идей и всего упорнее противятся их изменению».
2. Сформированный искусственно, целенаправленно внедряемый в массовое сознание при помощи различного инструментария и приемов. Внедрение может проводиться в максимально кроткие (до нескольких месяцев) сроки. Однако он "выветривается" из общественного сознания почти также быстро, как и внедряется в него. Поэтому после внедрения он нуждается в постоянной актуализации до тех пор, пока это необходимо носителю имиджа, или пока он не превратится в своего рода традицию.
В результате различают четыре основных группы типов имиджа:
1. Стихийный позитивный;
2. Стихийный негативный;
3. Искусственный позитивный;
4. Искусственный негативный.
В любом случае имидж строится в основном на эмоциональных апелляциях.
Личный имидж - это сложнейший набор внутренних и внешних факторов, которые представляют самоимидж, воспринимаемый имидж и требуемый имидж. Самоимидж является отражением уровня сегодняшней самооценки, основанной на прежнем опыте. Воспринимаемый имидж - то, как видят нас другие. Требуемый имидж: каждому роду занятий присущ свой собственный имидж . В целом имидж является комплексным понятием. Индивиду необходимо чувствовать себя в его "оболочке" комфортно. Иначе чувство дискомфорта и нервозности, которое будет испытывать носитель имиджа, может передаться окружающим. В результате это станет барьером на путь восприятия имиджа.
Поэтому при его формировании рекомендуется опираться на реальные личностные характеристики. В их числе, - темперамент, характер, внешность, семья, дети, животные, хобби, прошлое и т.д.
Из существующего набора отбирают характеристики, необходимые для достижения целей поставленных перед имиджем, а также те, которые будут лучше воздействовать на население в целом и на отдельные социальные группы в частности. Образ политика может быть сознательно обогащен и теми характеристиками, которые необходимы, но представлены в зачаточном состоянии. Учитывая то, что доверие - основная цель политика, ради которой он общается с людьми, нельзя игнорировать жесткую закономерность: личные характеристики важны, поскольку люди могут верить не абстрактному объекту, а живому человеку .
Однако подчас бывает очень важно оставить видимость некой недосказанности с тем, чтобы поддержать интерес избирателей к обладателю имиджа. Потому что «ценность чего-либо позитивного в наших глазах существенно увеличивается, если оно становится недоступным». Люди особенно настойчиво стремятся получить труднодоступную информацию. Но они начинают более позитивно относится к ней, даже если не получат доступа к этой информации.
В целом, приступая к проектированию имиджа необходимо принимать во внимание, что он должен спроецировать ту цель, ту задачу, которая поставлена на данный момент. В дальнейшем задачи будут меняться, а, следовательно - модифицироваться имидж. Четко сформулировав задачу, можно увидеть те характеристики, которые должны быть выстроены, чтобы добиться нужного для достижения положительного результата имиджа. При этом необходимо учитывать, что задачи ставятся исходя из требований аудитории. Представитель британского истеблишмента Э.Пауэл по этому поводу говорил: «Политик лишь формулирует то, что думают его избиратели, даже если они еще не догадываются об этом». То есть имидж должен соответствовать массовым ожиданиям. Например, Е.Пугачев объявил себя императором Петром III, опираясь на ожидания доброго царя. Формируя имидж, следует всесторонне учитывать требования населения в первую очередь потому, что для политика опора на массы в любом обществе и государстве является исключительно важной. Знание требований, ожиданий, а также языка (жаргона) людей позволит наиболее успешно адоптировать имиджевые характеристики в их сознании. Нужно также учитывать фактор времени и конкретной ситуации, потому что «имидж является как бы ответом на требования, выдвигаемые конкретным историческим периодом».
Таким образом, можно придти к пониманию необходимости проведения тщательных изучений "спроса" избирателей. Ведь «любая операция начинается с изучения объекта воздействия. Это справедливо и для борьбы за власть», коей, по своей сути, является работа, направленная на создание и внедрение привлекательного для избирателя политического имиджа. Однако необходимо учесть, что изучению подлежат не только тот спрос, те интересы, которые на настоящий момент существуют. Следует выявить также и возможные (потенциальные) интересы. Под ними понимаются такие, которых в сущности нет, но для возникновения которых (во взаимодействии со средой) имеются все необходимые условия. Такой интерес проявляется, то есть переходит из возможного в действительный как только появляется соответствующий объект. До этого интерес остается лишь потенциальным, поскольку отсутствует само знание о существовании объекта . Прогнозирование и учет возможного спроса тем более важно, что создание имиджа - это первый шаг пропагандистской кампании, направленной на его внедрение в массовое сознание для достижения поставленной перед ним цели. В политике - это, как правило, приход к власти. Пропаганда же должна далеко обгонять развитие политических событий.
Качество, которым непременно должен обладать кандидат на выборах, является личное обаяние, прежде всего, приятная внешность. Реакция на привлекательных людей, как правило, бывает положительной и носит автоматический характер. Данную реакцию социологи относят к категории так называемых гало-эффектов. Гало-эффект имеет место тогда, когда одна положительная характерная черта какого-либо человека бросается в глаза окружающим и как бы оттесняет на задний план все его другие качества. Психологические исследования засвидетельствовали, что физическая привлекательность часто выступает в качестве такой черты.
Психологами также получены данные о том, что людям, имеющим приятную внешность, автоматически приписываются такие положительные качества как ум, талант, доброта, честность. 73 % избирателей, чьи позиции являлись предметом изучения психологов, решительно отрицали, что на их выбор повлияла физическая привлекательность кандидатов; только 14 % допускали возможность такого влияния .
Предназначенная первоначально для стимулирования торговли и выросшая в мощное орудие конкурентной борьбы в коммерции, реклама во второй половине ХХ века стала активно использоваться и в конкурентной борьбе субъектов политической системы, по существу, навязывая тех или иных кандидатов. Известный американский специалист по рекламе Джордж Луис однажды заметил: «Хорошо это или плохо, но факт в том, что реклама - единственный способ, при помощи которого кандидат может поведать о своих добродетелях. Без рекламы любой кандидат, невзирая на все свои благородные качества, будет просто уничтожен, на него просто никто не обратит внимания».
Действительно, политическая реклама (в данной работе понимается как пропаганда, пропагандистская деятельность) представляет собой целенаправленную деятельность по распространению какой-либо информации и идей политического характера с целью их воздействия на сознание масс. Деятельность по внушению имиджевых характеристик, по корректировке отношения избирателей к политику и, в сущности, представляет собой воздействие на общественное сознание. То есть основная задача политической рекламы заключается в том, чтобы предопределить мотивацию поведения людей и соответствующим образом воздействовать на нее. Причем воздействие следует осуществлять таким образом, чтобы оно не было замечено. Для эффективного решения этой задачи необходимо (по аналогии с коммерческой рекламой):
1) привлечь внимание избирателей;
2) заинтересовать их;
3) изменить их отношение к политическому деятелю;
4) принудить их к голосованию.
Основы решения этих задач закладываются уже при формировании имиджа. Однако непосредственно решение осуществляется при использовании средств массовой коммуникации. Причем использование каждого из этих средств имеет свои особенности, учет которых оказывает существенное влияние на эффективность пропагандистского воздействия.
Вместе с тем исследователями, специализирующимися в изучении пропаганды, выделяются и универсальные методы и техники, которые в одинаковой мере эффективны при проведении политической рекламной кампании в любых формах и любыми средствами массовой коммуникации. Более того, эти методы могут применятся как при проведении собственно пропаганды, так и контрпропаганды. Под последней следует понимать деятельность, направленную на нейтрализацию мероприятий противника по созданию и внедрению собственного позитивного имиджа либо - на подрыв его позитивного имиджа, либо - на борьбу с его аналогичной деятельностью.
Называются, как правило, до нескольких десятков общих методов пропаганды . Механизм воздействия каждого из них основывается на одном из психологических принципов осуществления политической рекламной деятельности.
Внушению как средству убеждения в политической (и коммерческой) рекламе придается огромное значение, не смотря на возражения этического характера. Под внушением следует понимать такое психологическое воздействие, при котором человек действует без собственной мотивации, не контролируя направленного на него воздействия . Наиболее полно охарактеризовал внушение В.М. Бехтерев в своей книге «Внушение и его роль в общественной жизни»: (1908): «В понятии внушение, прежде всего, содержится элемент непосредственности воздействия. Везде оно влияет не путем логического убеждения, а, непосредственно воздействуя на психическую сферу без соответствующей переработки, благодаря чему происходит настоящее прививание идеи, чувства, эмоции или того или иного психофизического состояния» .
Принцип внушения в пропаганде основывается на присущих человеческой природе естественных конформистских стремлениях и тенденциях. Ведь сущность конформизма заключается в уступчивости, соответствующей давлению группы. Причем уступчивость проявляется даже при возникающем личном несогласии. Несогласие присутствует (но практически не проявляется) лишь на первых этапах осуществления группового давления.
Так называемый «метод авторитетов» (групп влияния) является одним из общих пропагандистских методов, в основе которых лежит принцип внушения. Его сущность заключается в использовании в рекламных целях авторитетных для аудитории людей или групп. В их качестве могут выступать известные политические деятели, актеры, спортсмены, телеведущие и прочие. Главное, чтобы авторитет был способен заставить индивида пойти на публичные уступки.
Однако эффективность воздействия авторитетов находится в прямой зависимости от наличия следующих факторов: доверие к представителю группы влияния; его известность; высокие профессиональные качества; личные достоинства; его близость к аудитории. Данные факторы могут отсутствовать объективно, и это никак не отразится на эффективности воздействия авторитета. Непременное условие - их субъективное восприятие объектом воздействия.
Так называемый метод «утвердительных аксиоматических заявлений» также основан на принципе внушения. Он состоит в распространении различных утверждений, которые представлены в качестве фактов. Эти утверждения, не подкрепленные никакими логически обоснованными рассуждениями, могут быть как достоверными, так и нет. Они обычно отражают четкую позицию. Необходимо также, чтобы каждое утверждение следовало за другими, которые оно подтверждает и на которые опирается . Выполнение этого условия возможно лишь тогда, когда человек получает информацию из одного или нескольких однородных (по своей политической ориентации) источников. В противном случае становится актуальной потребность в логических аргументах, что выходит за рамки метода аксиоматических заявлений и принципа внушения.
В качестве отдельного метода можно выделить последовательное обращение к аудитории с различными вопросами. Вопросы подбираются таким образом, чтобы, во-первых, из них выстраивалась определенная логическая цепочка, а, во-вторых, чтобы ответ на каждый из них звучал одинаково и однозначно. Это делается для того, чтобы были получены требуемые ответы на те из вопросов, которые имеют принципиальное значение, и ради которых выстраивается логическая цепь из вопросов с предсказуемыми ответами. Без такой своеобразной подготовки на них мог быть получен ответ, отличающийся от требуемого в данной конкретной ситуации. Причина этого в том, что люди стремятся быть последовательными в своих поступках и словах. В дальнейшем навязываемый ответ мотивируется и принимается как собственный в силу стремления преодолеть когнитивный диссонанс, то есть противоречие между старыми и новыми знаниями. Данный метод имеет ограниченное время действия. Успешность его применения в большей мере, чем других, зависит от сопутствующих обстоятельств.
Метод использования ценностных слов (относящихся к основным ценностям общества) состоит в использовании эмоционально интенсивных слов, которые тесно связаны с основными ценностями общества. Именно поэтому они принимаются как убедительные без дополнительной информации и связывания их с необходимыми идеями или людьми. Данный метод стоится на апелляциях к таким чувствам, как любовь к родине, дому, семье, желание мира, стремление к единению, страх перед разрушениями и т.д. В зависимости от целей используется один из двух наборов слов: положительно или отрицательно окрашенных.
«Победившая сторона» (социальное доказательство). Применение данного метода направлено на эксплуатацию стремления людей быть на стороне победителя. Аудитория убеждается действовать так, а не иначе, чтобы оказаться «на выигравшей стороне», быть "как все". Потому что «существование индивидов в группе подстрекает ее членов к взаимному подражанию и взаимной зависимости, и, чем больше эта группа, тем сильнее этот позыв». Следовательно, данный метод наиболее эффективен тогда, когда применяется в комплексе с другими методами пропаганды, направленными на формирование у аудитории представления будущей победы определенного политического деятеля.
В избирательных кампаниях метод часто используется в виде таких тем, как: "Кандидат N - кандидат номер один", "Кандидат N - кандидат-победитель", "Все равно победит кандидат N".
Для подтверждения заявлений о том, что некий кандидат имеет наиболее предпочтительные шансы на победу, служат рейтинги. По своей сути, рейтинги, составленные на основе результатов профессионально проведенных социологических исследований, являются объективной оценкой симпатий избирателей. Но как реальные, так и сфабрикованные рейтинги представляют собой инструмент продвижения политического товара на электоральный рынок. Рейтинги - это особая форма агитации.
Мы склонны относить их к методу "победившая сторона", потому что они призваны на фактах (или «фактах») продемонстрировать избирателям, что определенный кандидат действительно является кандидатом номер один. Впрочем, учитывая, что рейтинги подпадают под тип рекламы - «Использование данных научного характера и свидетельствующих в пользу товара», возможно также отнесение их к числу приемов применения метода авторитетов. В данном случае авторитетом выступают какая-либо организация или группа ученых, заявленные в качестве авторов исследования .
Те или иные факты можно интерпретировать по-разному и извлекать из них различные выводы. В этом смысле задача кампании по внедрению имиджевых характеристик выглядит следующим образом: с выгодой интерпретировать любые факты прошлого, настоящего и будущего. Необходимо также, чтобы информация, предназначенная для внедрения в массовое сознание, не выходила за рамки возможностей аудитории к ее восприятию и, в определенной мере, пониманию. В связи с этим важно, чтобы как содержание, так и способ передачи пропагандистского сообщения соответствовал среднему уровню социальной группы, к которой обращена пропаганда.
Выборочный подбор информации выделяется среди методов и техник, основывающихся на описываемом принципе, поскольку главная операция интерпретации осуществляется именно на этапе отбора фактов. Оставшиеся неосвещенными темы как бы признаются малозначительными и даже несуществующими. Такими они становятся для аудитории, которая не получает подтверждения обратного. Иногда, в целях пропагандистской кампании выгоднее срыть от избирателей не всю тему, а отдельные ее фрагменты. Многоаспектные идеи или действия другой стороны сводятся таким образом к тому или иному уязвимому месту.
«Псевдологические выводы». Метод состоит в использовании неправильных алогичных выводов. Наибольший эффект дает использование данного метода в сочетании с методом выборочного подбора информации. Аудитория намеренно ограничивается в получении сведений, необходимых для составления объективной картины действительности. Избиратель лишается возможности проверить достоверность представляемых ему выводов. Однако обычный человек в большинстве случаев даже не предпринимает попыток самостоятельно осмыслить происходящее, принимая чужое мнение в качестве собственного. При использовании решающее значение имеет приоритет в контроле над каналами внедрения информации в массовое сознание .
Метод «приписываемых цитат» тесно связан с двумя предыдущими. Его сущность заключается в отвлечении внимания аудитории от реальности путем приписывания противнику массы забавных, острых, но глупых цитат (либо передёргивание реальных высказываний, с тем, чтобы довести их до абсурда). Слушатели настолько увлекаются глумлением над тем, что якобы сказал тот или иной тот или иной политический деятель, что у них не остается времени выяснить: действительно ли этот политик является автором данного высказывания.
В более общем виде этот метод выглядит как смещение приоритетов, путем выдвижения на первый план малозначительных, но ярких событий. Таким образом внимание перципиентов отвлекается от действительно значимых явлений. Таким образом нивелируется пропагандистское и контрпропагандистское воздействие оппонентов.
Метод использования пугающих тем и сообщений является одним из самых эффективных средств воздействия на аудиторию. Страх обеспечивает сплоченность членов группы и стимулирование тех или иных ее поступков. Эффективное использование метода возможно лишь тогда, когда до аудитории доходят три основных элемента устрашающей темы:
1) угроза, которая кажется избирателю реальной;
2) указание на действенный и простой способ избежать угрозы;
3) доказательность того, что предложенный способ действительно поможет избежать угрозы.
Наиболее действенной является угроза жизни, безопасности, благосостоянию и т.д., а также угроза перемен. Люди обычно опасаются перемен, особенно неожиданных.
«Наименьшее зло». Суть метода заключается в «мягком» признании того, что определенный политик и его курс не являются оптимальным вариантом. Но выбор любой из существующих альтернатив приведет к много худшим результатам.
Современная политическая действительность характеризуется возрастающей динамичностью событий, которые следует соответствующим образом отображать в пропаганде. Поэтому сама пропаганда должна быть оперативной, действовать быстро и своевременно, как можно шире использовать актуальные события. Следование этому принципу позволяет более эффективно и в максимально короткие сроки находить пути к сознанию людей, удовлетворяя их реальные потребности в информации. Под последними понимается ощущение нехватки сведений об определенных политических событиях, которое вызывает особое беспокойство и другие неприятные психологические состояния, отрицательно сказывающиеся на поведении людей . Существенное влияние на сознание человека можно оказывать, оперируя историческим материалом, тем, который дает современность или же - в соответствующей пропорции - тем и другим . Причина этого заключается в том, что интерес реципиента информации по отношению к ней «становится живее, если читатель знает или думает, что этот интерес разделяет более многочисленная или более избранная публика». Всеобщий интерес же могут вызывать как факты из прошлого, как и современные. Главным фактором, влияющим на злободневность информации, является не столько ее новизна, сколько мода на обладание ею . Однако в большинстве случаев в качестве злободневной информации все же выступают сведения о событиях, которые только что произошли или должны произойти в ближайшее время .
Если принимать за критерий классификации пропаганды быстроту ее осуществления относительно того или иного события, можно выделить опережающую (превентивную), сопутствующую и последующую пропаганду.
Техника превентивного рекламного воздействия
Опережающая пропаганда осуществляется в период, предшествующий ожидаемому событию для того, чтобы подготовить к нему людей. Используется тема пропаганды, которая может быть использована другой стороной. Конкурентом эта тема корректируется и со смягчающими компонентами или элементами, введенными для уменьшения доверия к ней, внедряется ранее сроков, запланированных ее авторами.
Естественно, что применение такого метода возможно лишь в ситуации, когда имеются ясные и точные сведения о том, что определенное событие произойдет, и о том, в какие сроки это случится. Зачастую метод превентивного воздействия используется в целях контрпропаганды во всех ее смыслах. Но наиболее часто - для нейтрализации пропагандистских усилий оппонента.
В случае если поступает информация о том, что противник намерен предпринять шаги, направленные на усиление собственного имиджа, наносится упреждающий удар путем искажения темы при помощи элементов как снижающих доверие к ней, так и формирующих негативный образ того, кто первоначально планировал ее внедрить.
Сопутствующая пропаганда, проводимая одновременно с какими-то событиями, применяется наиболее часто. Распространяя информацию о текущих событиях следует в ее контексте так подать носителя имиджевых черт, чтобы усилить его положительное (или отрицательное - зависимо от целей) восприятие аудиторией.
При использовании современных событий максимальную актуальность приобретает проблема опережения противника в воздействии на общественное мнение. Первая интерпретация события немедленно привлекает к себе внимание, чаще воспринимается как подлинная, легче и прочнее запечатлевается в памяти. Это явление известно в социальной психологии как «эффект первичности». В политическом рекламировании воздействие эффекта первичности более сильно, потому что опаздывающая сторона зачастую вынуждается занимать менее выгодную, с точки зрения воздействия на массы, оборонительную позицию.
Когда факт, действительно имевший место, объективно не выгоден, его необходимо подать вместе с заведомо ложной информацией. Это снизит доверие к нему. Как вариант, информация о нежелательном событии "забивается" непрерывным потоком правдивых сообщений, которые не позволяют сосредоточиться на каком-либо единичном факте. Данный прием позволяет снизить пропагандистский эффект, так как дезориентирует аудиторию.
Для нивелировки негатива, заложенного в конкретном событии, используется также смещение акцентов на менее отрицательные элементы темы. Если политический деятель обладает достаточными ресурсами и влиянием, то для него лучше вообще замолчать компрометирующее происшествие, либо событие, которое способствует усилению позиций оппонентов. Это практически не возможно осуществить в демократических государствах, основанных на противоборстве примерно равносильных политических субъектов.
Последующая пропаганда проводится тогда, когда уже известные факты не получили по каким-либо причинам соответствующего освещения и интерпретации, и при этом возник определенный пробел в пропагандистской работе. Из-за отсутствия интерпретации заинтересованных сторон, люди сами интерпретируют события . Причем делают это не всегда так, как этого требуют цели рекламной кампании.
Кроме того, последующую пропаганду целесообразно применить, если событие в прошлом было интерпретировано оппонентом невыгодным для данного субъекта образом. В этом случае задействуется эффект вторичности. Он встречается реже эффекта первичности, и его сущность заключается в том, что последняя по времени поступления информация иногда оказывает наибольшее влияние. Как выявили эксперименты психологов, эффект вторичности может возникать лишь при соблюдении двух условий. Во-первых, необходимо, чтобы два сообщения разделял достаточно длительный период времени. Во-вторых, эффект вторичности имеет место, когда аудитория принимает решение вскоре после второго сообщения.
Таким образом, подводя итог сказанному в данном параграфе, следует отметить, что описанные принципы, а также методы и техники политического рекламирования, наряду с деятельностью по формированию имиджевой целостности, носят стратегический характер, так как являются общими для каждого из каналов, по средствам которых имиджевые характеристики внедряются в массовое сознание. В большинстве случаев они в одинаковой степени эффективны для проведения кампании по внедрению имиджевых характеристик как при помощи технических, так и с использованием нетехнических средств массовой коммуникации.
Важность этих методов и принципов обуславливается возрастающей ролью учета психологических особенностей, общего уровня развития и благосостояния аудитории, в достижении пропагандой положительного конечного результата.
Вместе с этим, необходимо акцентировать внимание на том, что учет в планировании и проведении рекламной кампании всех описанных принципов является непременным условием ее эффективности.
Однако к выбору методов и техник нужно подходить критически, тщательно анализируя возможные последствия их применения. Противоречивость общих методов, а значит и всей кампании в целом, приводит к результатам, подчас, обратным желаемым или к дезориентации перципиентов. Это в значительной мере снижает эффективность пропагандистского воздействия, является причиной значительного перерасхода всех ресурсов.
1.2. Pr-тхнологии в формировании имиджа
В настоящее время технологии связей с общественностью (Public Relations) активно используются в политике, в особенности в практике проведения избирательных кампаний.
Правовое регулирование PR-деятельности в политике осуществляется, главным образом, в сфере регулирования деятельности средств массовой информации и в избирательном законодательстве. Наиболее значимым аспектом в рамках данного направления является регулирование поведения СМИ в ходе выборов.
Средства массовой информации, и массовые коммуникации в целом, являются неотъемлемой составной частью политики в силу специфики данной сферы общественной жизни. Политика - это «особая сфера социальных отношений, в которой группы конкурируют между собой за влияние и контроль над публичной властью» . Политика предполагает групповое взаимодействие с целью реализации интересов, значимых для всего общества. Это делает необходимым организацию контактов власти и общества, населения и правящих элит, вовлеченных в политику групп интересов. Эффективность подобных информационно-коммуникационных потоков практически недостижима без использования СМИ как специального средства передачи информации. Так, именно использование СМИ - как одного из основных орудий государственной пропаганды - позволило коммунистической партии в советский период истории России долгое время достаточно эффективно легитимизировать политическую систему. Однако в современном обществе монополия на СМИ крайне редко является реальной. Свобода информации и свобода слова определяются сегодня как значимые либеральные ценности.
Взаимоотношения специалистов PR и СМИ носят неоднозначный характер. С одной стороны, СМИ могут реагировать на события непредсказуемо, а иногда даже неадекватно. В то же время именно через СМИ осуществляется наиболее оперативная обратная связь с общественностью, которую не могут обеспечить даже самые оперативные социологические опросы. Таким образом, специалисты по связям с общественностью понимают необходимость разработки программы сотрудничества со СМИ. Особенно актуальным данная стратегия становиться в период проведения избирательных кампаний, поскольку именно СМИ обычно становятся основным каналом общения кандидата, партии с населением.
В современных условиях возникает проблема обеспечения реальной конкурентной борьбы политических субъектов путем эффективного регулирования политических процессов, предполагающих использование ресурса СМИ. Достижение этой цели предполагает, в частности, обеспечение условий для того, чтобы PR-мероприятия в СМИ не ущемляли права и интересы как отдельных граждан, так и общества в целом. Кроме того, PR-специалистам необходимы четкие представления об объеме и пределах своей профессиональной компетенции. Следовательно, основная задача - создание соответствующего нормативного поля.
Тем не менее, сегодня большинство исследователей сходятся во мнении, что политический PR в России слабо урегулирован законодательством, несмотря на признаваемое исследователями наличие такой необходимости.
В целом правовое регулирование PR-деятельности в политической сфере осуществляется в рамках законодательства о выборах. Однако, анализируя российские реалии, достаточно легко обнаружить, что законодатели в текстах различных нормативных актах о выборах не используют термина «связи с общественностью». Более того, в законодательстве можно найти только косвенное упоминание политического PR как одного из видов осуществления информационной деятельности в ходе избирательных кампаний, а именно, в связи с определением и регулированием предвыборной агитации.
Статья 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 определяет предвыборную агитацию как «деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании и имеющую целью побудить или побуждающую избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них)» .
Обратимся к более детальному определению предвыборной агитации, представленному в том же законе.
«Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:
а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения ...);
в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов» .
На основе столь широкого легального определения понятия «предвыборная агитация» многие эксперты делают вывод о том, что законодатели таким образом включили понятие политического PR в содержание понятия «предвыборная агитация». Ведь, по сути, политический PR - это специализированная деятельность субъектов политики, направленная на эффективное управление их публичной коммуникацией и повышение политической конкурентоспособности за счет привлечения общественной поддержки.
Ещё одно научное определение выглядит следующим образом. Политический PR - «разновидность маркетинговой информационной деятельности, направленной на создание положительного имиджа и соответствующих коммуникаций актора, реализующего конкретную цель, а также на поддержание устойчивой долговременной атмосферы, сохраняющей доверительное отношение партнеров и контрагентов к его активности в политической сфере» .
PR-деятельность в рамках избирательных кампаний является по сути одним из средств достижения основной цели предвыборной борьбы, а именно привлечение на свою сторону как можно большего числа избирателей. Субъектами политического PR могут выступать любые субъекты политики - политические партии, властные структуры, политические деятели, лидеры и т.п.
PR-деятельность в политической жизни российского общества во время выборов осуществляется, главным образом, в рамках информационного обеспечения выборов, которое в свою очередь состоит из предвыборной агитации и информирования избирателей. При этом освещение деятельности субъектов избирательного процесса в СМИ чаще всего оказывает значительно более существенное воздействие на конечное волеизъявление избирателей, чем предвыборные дебаты и иные формы предвыборной агитации, регламентируемой законом. По вопросу законодательного установления в данной сфере определенных нормативов и правил до сих пор идут дискуссии.
Тем не менее избирательное законодательство РФ, главным образом Федеральный закон №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральные законы №175-ФЗ и №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», а также закон «О средствах массовой информации» достаточно жестко регламентируют деятельность СМИ на выборах.
Федеральный закон «О выборах депутатов...» содержит десятки предписаний и запретов, прямо или косвенно относящихся к деятельности и ответственности СМИ в избирательной кампании. Рассмотрим наиболее актуальные и проблемные положения законодательства, которые касаются ограничения возможностей применения в ходе избирательных кампаний PR-технологий, основанных на использовании ресурса СМИ.
В странах развитой демократии существуют противоположные точки зрения по вопросу опубликования опросов общественного мнения, как было показано выше в анализе национальных особенностей правового регулирования работы СМИ на выборах. В США представление СМИ информации о результатах опросов общественного мнения считается неотъемлемой частью свободы слова. В Германии наложен запрет на обнародование после голосования результатов опросов избирателей о том, за кого они проголосовали, до истечения времени голосования. Великобритания в данном аспекте придерживается практики саморегулирования.
Российское законодательство, по сути, признает публикацию различных социологических исследований, связанных с выборами, одной из форм предвыборной агитации.
Действительно, подобная технология достаточно часто используется PR-специалистами как прием, направленный на повышение доверия к информации. Научно доказано, что результаты изучения общественного мнения, опросов населения и экспертов, рейтинги популярности, прогнозы итогов голосования - все это, будучи обнародовано, способно влиять на сознание и поведение людей, особенно на нейтральную часть электората, которая еще не определилась со своим выбором. Люди склонны доверять большинству, и PR-специалисты могут использовать этот феномен социального конформизма.
Совершенно очевидно, что манипулирование, т. е. скрытое управление, присутствует при всяком взаимодействии между людьми. Что касается политического манипулирования, то это понятие включает в себя рекламу, PR, вообще все средства, вырабатывающие у человека устойчивые социально-политические представления и побуждающие его к той или иной политической деятельности.
Л. Богомолова считает, что «успешная стратегия предполагает видение различных аспектов взаимоотношений с избирателями. Выбор средств ведения агитации в данном случае должен определятся, с одной стороны, максимально точными социологическими данными о состоянии внешней среды во время выборов, а с другой - трезвой оценкой характеристик продвигаемого кандидата. Если эти характеристики входят в противоречие со стилем жизни и устремлениями избирателей, то никакие технологии не убедят их проголосовать» .
Избирательная кампания обычно разбивается на несколько этапов, так как в предвыборный период эмоциональное состояние общества нестабильно. Первый этап характеризуется растущим в обществе напряжением, и кандидату важно вовремя заявить о себе. Следующий этап - формирование электоральных групп предпочтений, а также образование так называемого «болота» - значительной части населения, которая не участвует в выборах. При искусном ведении предвыборной кампании можно почерпнуть немало голосов и из «болота». На данном этапе формируются, перераспределяются и закрепляются предпочтения населения. На заключительном этапе нередко наблюдается снижение социальной активности, подавленное состояние людей, уставших от массированного давления со стороны СМИ.
Кандидатам в начале кампании надо изучать настроения избирателей и методы агитации, наиболее пригодные для рекламной коммуникации. Для этого можно использовать качественные методы - фокус-группы. В процессе предвыборной кампании нужно постоянно следить и за конкурентами, анализировать их поведение, тактику, слова, жесты.
Главные задачи кандидата в предвыборной кампании - построение собственного имиджа, т. е. образа, который мог бы быть благосклонно воспринят населением, разрушение чужого, защита от атак конкурентов. Политический консультант должен чётко знать вопросы, стоящие перед ним: что побуждает людей принимать участие в политической жизни страны? Какие психологические факторы и механизмы влияют на формирование у масс образа политического лидера? Какова структура этого образа? Какой из его компонентов является наиболее важным и требующим самого пристального внимания при конструировании имиджа политика? «Имидж - стереоскопический шарик, и в нём существует много-много-много разных фрагментов, - считает член совета директоров центра политического консалтинга «Никколо М» Е. Егорова. - Доля этих фрагментов в имидже каждого конкретного политика разная в общественном сознании» . В числе таких фрагментов - политическая идеология, исповедываемая политиком, его личные качества, обаяние, образование, опыт работы и т. д. Интересно, что идеологически голосует довольно малая часть общества. Большинство видит в политике не идеологию, а личность . Поэтому нужно, проанализировав общественные предпочтения, установить, какой тип личности наиболее востребован на данном этапе развития российского общества. Игорь Минтусов (центр политического консалтинга «Никколо М») говорит: «Мы проводим исследования, затем на их основе разрабатываем стратегию кампании, в которой главным для нас является имиджевое позиционирование кандидата. Что это значит? Это значит, что мы выявляем реальный имидж реального кандидата, а также имидж несуществующего кандидата, за которого люди готовы голосовать. Суть стратегии заключается в том, чтобы из первого кандидата сделать второго» .
В процессе выстраивания имиджа выделяют следующие этапы:
- узнавание кандидата населением,
- устранение препятствий между ним и воспринимающим сознанием,
- склонность «объекта» воздействия поддержать данного кандидата.
Эти фазы нельзя игнорировать, так как прямая агитация, т. е. переход от первого этапа сразу к третьему, не может быть настолько эффективной, насколько это было бы возможно при последовательном выстраивании имиджа. Сначала образ кандидата должен обозначиться, потом выделиться, отстраниться от конкурентов и только потом открыто призвать население к поддержке.
Итак, допустимые виды предвыборной агитации определяет закон «О выборах депутатов Государственной Думы...» . Это публичные дебаты, дискуссии, круглые столы, пресс-конференции, интервью, выступления, политическая реклама, показ телеочерков, показ видеофильмов и «иные не запрещённые законом формы», например, известные «летучие пикеты» - мобильные группы агитаторов, способные охватить значительные площади.
Далее в законе указывается, кто имеет право проводить предвыборную агитацию, каким образом она оплачивается, регламентируются сроки её проведения и т. д. Основными каналами социальной коммуникации, при помощи которых манипулятор воздействует на манипулируемого, являются СМИ, собственные издания кандидата, агитационные материалы, встречи с избирателями. Каждый из этих каналов необходимо использовать с учётом расслоения населения по социальным, интеллектуальным и другим признакам, с учётом местности и всех уровней восприятия. Кроме того, нужно учитывать эмоциональное состояние общества.
При встречах с населением необходимо учитывать особенности индивидуальной и социальной психологии потенциального электората. Одна интонация и одна тематика уместна на встрече со студенчеством, другая - в разговоре с военнослужащими и т. д. Стремление политика завоевать поддержку как можно большего количества общественных кругов приводит к тому, что подчас невозможно различить «программы» заведомых противников - либералы говорят о патриотизме и государственных интересах, а коммунисты - о «национально ориентированном» капитале.
В целом, о «белых технологиях» трудно говорить, поскольку чистые избирательные технологии относятся к области утопий и манипуляция без скрытых элементов воздействия невозможна. Например, в период президентских выборов 2000 года избирательный штаб В. Путина, возглавляемый Г. Павловским, подготовил интервью с представителями сексуальных меньшинств г. Москвы, в котором речь шла о Г. Явлинском. В свою очередь избирательный штаб Г. Явлинского ответил сюжетом, в котором имя В. Путина связывалось с фашистами. Это - «чистая» или «грязная» реклама? Так как грань между «белым» и «чёрным» PR-ом очень часто трудно провести, о некоторых эффективных приёмах политического манипулирования мы будем говорить в следующем разделе - «Внеправовое политическое манипулирование». Речь пойдёт не только о противозаконных формах политического манипулирования, но и о тех, которые не входят в противоречие с действующим законодательством и, тем не менее, считаться «чистыми» не могут - хотя бы с этической точки зрения.
Между неправовым (противозаконным) и внеправовым существует принципиальное различие. Неправовое действие вступает в противоречие с действующим законодательством, внеправовое же формально закон не нарушает. Но, если юридически некоторые формы внеправового политического манипулирования и допустимы, то с этической точки зрения назвать их безупречными никак нельзя. Поэтому в этом разделе речь пойдёт не только о противозаконных приёмах политического манипулирования, но и о других приемах, законом никак не регламентируемых. М. Литвинович, сотрудница Фонда эффективной политики, называет такие технологии «не «грязными», а тонкими», «интеллектуальным творением», которое «от непонимания называют «чёрным PR-ом» .
«Административный ресурс» может выражаться в прямом принуждении избирателей голосовать за того или иного кандидата (использование зависимости от начальников таких групп избирателей, как военнослужащие, работники колхозов и т. п.). Распространены также случаи совмещения занятости журналистов ведущих региональных изданий с деятельностью в качестве сотрудников местной администрации. Часты распоряжения местных администраций по снятию или запрету на размещение агитационной продукции (рекламные щиты, плакаты и т.д.). К давлению на конкурентов привлекаются органы милиции, пожарного и санитарно-эпидемиологического надзора. Региональные органы власти используют такие технологии, как перенос выборов, неоднократный перенос судебных заседаний, срыв явки избирателей. В силах действующей власти создать перед выборами иллюзию улучшения социально-экономической ситуации, что побуждает население поддержать власть.
В арсенале у власти есть такие методы, как мобилизация организационных и финансовых ресурсов, избирательное применение законов, манипуляции с избирательным законодательством, перераспределение бюджетных средств, силовое давление, кадровые перестановки, доминирование в информационном пространстве, возможность фальсификации итогов выборов и т. п.
Когда избиратели независимы от кандидата, возможен подкуп в различных формах. Избирателям, прежде всего пенсионерам, предлагаются бесплатно, со скидкой или по льготным ценам продукты или услуги врача, юриста со стороны предприятия кандидата или его сторонников. Кандидатами проводится организация чаепитий, обедов для пенсионеров, раздача подарков, лекарств, продуктовых наборов, благотворительные акции для льготников и малоимущих. Широко распространена практика организации бесплатных юридических консультаций, «горячих» телефонных линий. Как правило, все они имеют целью привлечение симпатий пожилых людей - самой активной группы электората. Используется прямой подкуп избирателей (оказание «гуманитарной помощи», «подарки»); голоса скупаются за деньги или продукты. Подкуп избирателей может принимать форму найма агитаторов и т. д.
Люди, как правило, «голосуют сердцем», особенно это относится к женщинам. Поэтому одной из главных мишеней манипуляторов является сфера человеческих эмоций. Один из авторов доктрины избирательной кампании Р. Никсона в 1968 году У. Гэвин писал: «Разум требует высшей степени дисциплины, концентрации внимания. Много легче обыкновенное впечатление. Разум отталкивает зрителя, логика досаждает ему. Эмоции возбуждают, они ближе к поверхности, мягче куются» . Управление сознанием человека базируется на тех эмоциональных предпосылках, которые в этом сознании уже имеются - страх, любовь, жажда чего-либо. Для того чтобы «сыграть» на эмоциях, не нужны стройные логические выкладки. Иногда бывает достаточно убедительного тона и честного лица манипулятора, чтобы поверить в заявляемую им «очевидность» и «безальтернативность» его суждений.
Распространён приём «информационной перегрузки», когда в потоке второстепенных сообщений теряются действительно важные. Часты «бутерброды», когда выигрышное для кандидата сообщение помещается в контекст, полярно меняющий его суть. Некоторые высказывания манипуляторов не содержат прямой лжи, но искажают ситуацию совершенно неприемлемым образом. Достаточно из множества фактов выбрать нужные, а остальные представить тенденциозно, односторонне, умолчать об их истинной природе.
Перечисленные формы воздействия на сознание населения (использование языка, обращение к эмоциям, интерпретационный потенциал СМИ) характерны, пожалуй, для всех методов политического манипулирования. Обратимся теперь к более конкретным приёмам «чёрного» PR.
Рейтинги политиков, составленные на основе социологических опросов, вообще не считаются средством политического манипулирования. Но при том, что достоверность рейтингов достаточно условна, сама их публикация, как пишет «Коммерсантъ-Власть», представляет собой эффективный инструмент предвыборной борьбы . Неважно, какое место занимает политик, важно само присутствие его в списке и то, что отношение к нему общества, действительное или мнимое, постоянно преподносится избирателю.
Здесь следует отметить, что закон о выборах депутатов Госдумы жестко регламентирует правила публикации социологических опросов по электоральной тематике: при «опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности». Не нужно напоминать, что эти правила сегодня не соблюдаются. Между тем некоторые специалисты говорят, что характер собранных данных на 90% зависит от методики проведения опроса. Авторы опросов создают искусственную ситуацию, которой в действительности не будет.
Л. Богомолова считает: «Не имея перед собой полного комплекта материалов с распределениями ответов, где указано фактическое количество респондентов в каждой опрошенной группе, очень сложно сделать выводы о статистической значимости результатов и возможности их экстраполяции на значительные массивы населения» . Поэтому обоснованным представляется утверждение, что «рейтинги» являются не столько отражением общественного мнения, сколько инструментом манипулирования.
Распространение компромата осуществляется, как правило, посредством «партизанской атаки», т.е. анонимно, от имени самого конкурента или через подставное лицо. В последнем случае может использоваться другой кандидат или же реально существующая организация. Наибольшие возможности для такого рода действий предоставляет последний день перед выборами или непосредственно день голосования. Это время наиболее часто используется для распространения откровенно «чёрных» материалов, что лишает конкурента возможности оправдаться перед избирателями.
Нередко конкурент дискредитируется от его же имени. Для этого выпускаются плакаты, листовки, газеты, в том числе газеты-«двойники», с точностью копирующие дизайн издания конкурента, с содержанием, вызывающим раздражение избирателя, причём последний уверен, что эти агитационные материалы выпущены самим кандидатом-конкурентом. Если конкурент - действующее должностное лицо, такие листовки могут содержать заявления о выплате всех задолженностей населению на определенное число. Можно пригласить население на встречу с конкурентом, о которой тот и не думал. В арсенале у «чёрных PR-щиков» такие приёмы, как раздача недоброкачественных продуктовых наборов от имени конкурента, ночные звонки с предложением ознакомиться с программой кандидата, агитация от двери к двери пьяных лже-кандидатов, звонки с требованием внести крупную сумму в избирательный фонд кандидата, которую один из членов семьи якобы задолжал, личные письма от кандидата на имя давно умерших людей, расклеивание листовок в неподходящих местах (лобовые стекла автомашин, дверные глазки квартир и т.п.), расписывание лозунгами конкурента домов, заборов, выцарапывание имени конкурента на личных автомобилях, обзвон избирателей с сообщением, что кандидат якобы снял свою кандидатуру и т. д.
Список литературы:
1. Аверченко Л.К. Имидж и личностный рост. Учебное пособие. - Новосибирск, 2008. - 146с.
2. Апресян Г.З. Ораторское искусство. М., 1969
3. Байхем У., Смит О.Б., Пизи М.Дж. Воспитай своего лидера. Как находить, развивать и удерживать в организации талантливых руководителей. - М.: Вильямс, 2002. - 416с.
4. Блэк К. Конкретный и конкурентный PR: Прямое и эффективное руководство для специалистов по PR, имиджу и рекламе. - М.: ЭКСМО, 2004. - 272с.
5. Бодуан Ж-П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство. - М.: ИНФРА-М, ИМИДЖ-Контакт, 2008. - 223с.
6. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М.,1990
7. Влияние политической рекламы на формирование ценностных ориентации молодежи.// Проблемы предупреждения и пресечения правонарушений, совершаемых несовершеннолетними: Материалы научно-практической конференции. - Уфа: Изд-во Уфимск. юридич. института МВД РФ, 1999
8. Гаймакова Б.Д. Основы риторики. М., 1991
9. Гармонова А.В. Имидж политических партий и объединений в электоральном процессе: Автореф. дис. ... канд. полит. наук / Вонеж. гос. ун-т. - Воронеж, 2008. - 25с.
10. Джи Б. Имидж фирмы: Планирование, формирование, продвижение (теория и практика менеджмента) /пер. с англ. - СПб.: Питер, 2008. - 221с.
11. Ивлева Э.К. Имидж и управление: (Рабочая книга руководителя). - Новосибирск, 2009. - 115с.
12. Информационные технологии в избирательных кампаниях.// «Социальная политика на рубеже XXI века: тенденции и перспективы. Взгляд из настоящего в будущее»: Материалы 11-го Всероссийского научно-практического студенческого форума социальных работников. - Москва-Уфа: Изд-во. Башгосуниверситета, 1999
13. Котлер Ф. Маркетинг. - М., 2004.
14. Крылов И. В. Теория и практика рекламы в России. М., 1996.
15. Мицкевич Э. Файерстоун Ч. Телевидение и выборы М., 1993
16. Огилви Д. Откровения рекламного агента М 1994
17. Ольшанский Д. Политический PR. - М., 2003.
18. Особенности и закономерности имиджевой политической рекламы в России на рубеже XXI века.// Общество, государство и право России на пороге XXI века: теория, история: Межвузовский сборник научных трудов. - Уфа: Уфимский юридический институт, 2000
19. Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер?: Или о том, как создавать свой имидж. - М.: Дело, 1998. - 239с.
20. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. - М.: Омега-Л, 2007. - 266с.
21. Политическая реклама в структуре современного политического маркетинга / Трансформация российского общества и молодежь: Материалы 11 республиканской научно-практической конференции молодых ученых, студентов и курсантов. - Уфа: Изд-во Уфимск. юридич. института МВД РФ, 2000
22. Почепцов Г.Г. Имидж и выборы. Имидж политика, партии, президента. - Киев: АДЕФ-Украина, 1997. - 328с.
23. Сметанин М. Борис Немцов - первый политик в российском интернете // Русский Журнал. 2002. 20 марта.
24. СметанинМ.Интернет-проекты "Союза правых сил" на выборах в Государственную Думу // Русский Журнал. 2002. 12 апр.
25. Собчак А. А Хождение во власть. Рассказ о рождении парламента Л ,1991
26. Сопер П.Л. Основы искусства речи. М., 1992 и др.
27. Ушакова Т.Н. Ведение политических дискуссий. Психологический анализ конфликтных выступлений. М., 1995.
28. Функции политической рекламы и ее место среди средств идейно-политического воздействия на массовое сознание / Трансформация российского общества и молодежь: Материалы 11 республиканской научно-практической конференции молодых ученых, студентов и курсантов. - Уфа: Изд-во Уфимск. юридич. института МВД РФ, 2000.
29. Чесноков А.А. Ресурсы INTERNET и российские политические технологии: состояние и перспективы развития // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 1999. N 4.
30. Чугунов А.В. Политика и интернет: политическая коммуникация в условиях развития современных информационных технологий // Автореф. дис. ... канд. полит. наук. СПб., 2000.

 


 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Проверить тИЦ и PR