Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта сайта
загрузка...
Главная arrow ЕГЭ arrow Контрольная arrow Контрольная работа по русскому языку за 3 четверть 4 класс традиционная школа

Контрольная работа по русскому языку за 3 четверть 4 класс традиционная школа

ЕГЭ - Контрольная
загрузка...

Контрольная работа по русскому языку за 3 четверть 4 класс традиционная школа

4-й класс ДИКТАНТЫ

Цель работы: проверить сформированность умения писать текст под диктовку, включающий изученные орфограммы за курс начальной школы.
Объем диктанта: 75–80 слов.

Путешественники

В весенние каникулы ребята отправились путешествовать по окрестности. Удивительно красива ранняя весна в тундре. Мелькнул зверек. На мягком снегу он оставил следы острых коготков. Перелетела с ветки на ветку стайка куропаток. Кругом тишь. Ребята добрались до уютного местечка. Это замерзшее озеро.
Неожиданно появились облака. Закружила снежная мгла. Вьюга обрушила на ребят колючие снежные осколки. Вот крутой подъем. Замелькали огоньки родного поселка. Все тревоги закончились. Ребята надолго запомнили поход по зимней тундре.

Слова для справок: путешественники, неожиданно, надолго.

Упорство

Ранней весной четверо мальчиков плыли вниз по Днепру. Неожиданно загремел гром, налетел ветер, хлынул дождь. Ребята испугались грозы, быстро бросили лодки и поплыли к берегу. Только один не покинул лодку. Он налег на весла и поплыл. Дождь хлестал по лицу, ладони вспухли, сильно болели руки. Темные круги плыли перед глазами. Мальчику казалось, что он не доберется до пристани. Он напряг все силы. Добравшись до цели, он поставил лодку на место и крепко привязал ее веревкой.

Слова для справок: вниз, неожиданно, доберется.

Летний день

Был ясный летний день. Палило солнце. На длинных хрупких стеблях качались из стороны в сторону синие колокольчики. К земле наклонились рябенькие кукушкины слезы. Возле муравейника лежали цветы. Вокруг них жужжали пчелы. Блестели березовые листья. Молодой осинник притих от жары. Над Енисеем чуть мерцало. Темные леса на скалах стояли неподвижно. Тонким кружевом висела паутина. Вода в реке была еще холодная. Ребята выбежали из воды и грелись на солнце.

(По В.Астафьеву)

Добрый великан

Пойдем со мной на опушку леса, нагнемся и раздвинем руками траву. Вот тонкий стебелек с двумя листочками. Это березка. Она очень маленькая, ей всего один год. А вот из травы выглядывают крохотные иголочки. Это сосна. Рядом с этими деревьями ты стал великаном. Ты можешь сломать сосенку или березку одним пальцем. Но ты встанешь и осторожно перешагнешь через дерево.
Быстро пролетят годы. На этом месте будет шуметь лес. Ты станешь взрослым. Но никогда не забывай быть добрым великаном.

(По Э.Шиму)

Слова для справок: никогда не забывай.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы: проверить, насколько прочно сформирован навык самоконтроля.

Знаешь ли ты?

Знаешь ли ты, что некоторые птицы получили свое название по цвету оперения или крику? Например, кукушку назвали так, потому что она кричит "ку-ку, ку-ку".
Название птицы "ворон" родственное слову "вороной" – черный. Ворону назвали так потому, что у нее черное оперение. В слове "соловей" выделяют корень "солов", что значит "соловый" – серый, желтоватый. Соловья назвали так по цвету оперения.
У рябчика пестрые, рябые перышки, а вот снегиря назвали так потому, что эта птица прилетает к нам с первым снегом и заморозками.

У колодца

До колодца надо было идти по скользкой тропинке. Дуняша любила ходить за водой. Она бежала легко и напевала песенку о березке. Ведра позванивали в такт ее шагов. На бревнах колодца висели белые сосульки льда. Они напоминали длинную бороду Деда Мороза. Инеем были покрыты кусты и деревья. В колодце сверкала вода. Дуняша набрала полные ведра и пошла. На снежной скатерти были видны следы. Стайка птиц полетела к деревне. Там всегда есть пища. Около домов развешаны кормушки.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы: проверить умение излагать текст по самостоятельно составленному плану, умение писать тексты-рассуждения.

1. Изложение.

Радость

Жил на свете чудесный певец. Он пел задушевно, искренне, от всего сердца. Его песни были так хороши, что вскоре он стал самым любимым певцом.
Между тем певец не был счастлив. Одни его песни радовали только молодежь, другие – только стариков. Веселые весенние песни нравились детям. Певец хотел спеть одну песню, которая радовала бы всех. Такой песни не было. Он загрустил, даже петь перестал.
Однажды заглянуло к нему солнце. Оно сказало, что у каждого человека должна быть своя любимая песня, иначе все станет тусклым и однообразным.
Певцу понравились слова солнца. Он стал петь самые разные песни. Люди слушали его и радовались. Всем было хорошо.

(По Е.Пермяку)

Слова для справок:

I часть – искренне, вскоре.
II часть – между тем, радовала бы, даже.
III часть – оно сказало, иначе, однообразным.
IV часть – понравились.

Составь план и напиши изложение по плану.

2. Запиши текст-рассуждение.

Почему плачут березы

Все в лесу веселятся, а березы плачут. Под горячими лучами солнца сок быстро течет по всему белому стволу. Через поры коры он выступает наружу.
Люди считают березовый сок полезным и вкусным напитком. Они подрезают кору и собирают сок в бутылку.
Деревья, у которых выпустили много сока, засыхают и гибнут, потому что сок у них – все равно что у нас кровь.

3. Запиши текст-рассуждение.

Умная книга

Почему хорошую книгу называют верным, добрым другом и советчиком? Она раскрывает перед тобой дверь и впускает тебя в новый мир.

4-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить умение писать безударные падежные окончания имен прилагательных, предлоги с местоимениями, безударные гласные в корне слова.
Объем диктанта: 70–80 слов.

Пора домой

Отцвела черемуха. Она разбросала свои белые лепестки по всей земле. Под большим лопухом лежала кучка этих лепестков. Они образовали мягкую постель для жука. В болоте поднялась осока. Ярким блеском она светилась на солнце. Утка решила вывести своих утят из болота. Она повела малышей к ближнему озеру. Надо было переходить дорогу. Мать внимательно осмотрела местность. Она очень волновалась и шла с широко раскрытым клювом. Утята цепочкой бежали за ней. Вот и озеро. Над ним кружили стрекозы.

(По М.Пришвину)

Слова для справок: лопух, внимательно.

Олененок

Охотник долго бродил по еловому лесу. День был знойный. Солнце палило нещадно. Он сел на старый пень. И вдруг около куста охотник увидел маленького хорошенького олененка с желтым пушком и тонкими ножками. Красивая головка была откинута назад. Он вытянул тонкую шейку и схватил губами тонкую веточку.
Охотник прицелился в маленькое животное. Но в этот момент старик вспомнил о матери олененка. Он опустил ружье и тихо свистнул. Маленькое животное скрылось с быстротой молнии. Старик облегченно вздохнул.

Слова для справок: нещадно, увидел.

Ночь

Быстро падала мгла на теплую землю. На старом дереве еще дрожал последний золотой луч. Дерево в этом месте светилось. Луч погас. На высоком небе находился тонкий серп луны. Он плыл, как быстрый корабль. За ним бежала маленькая отважная звездочка. Иногда они ныряли в белые косматые облака. Под развесистым дубом приютилась на ночлег мышь. Под его корнями была ее нора. Над притихшим лесом громко прокричала птица. Подуло свежим ветром. Огромный лес засыпал. Воцарилась тишина.

(По А.Куприну)

Слово для справки: развесистый.

На болоте

Ранним утром над притихшим болотом висит густой туман. Большой клен на самом краю болота стоит словно в молоке. Но вот восходит солнце. Туман отступает. Лучи солнца быстро съедают его остатки. Днем печет солнце. По синему небу плывут одинокие тучки. Тихо шуршат тростник да осока. К вечеру с болота тянет теплым ветерком. Он приносит ароматные запахи трав, сонные голоса птиц и целую тучу злых кусачих комаров. Мы идем к костру. Комары чуть отступают. Пахнет вкусной ухой.

Слова для справок: притихший, ароматные.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить, как сформирован у учащихся навык орфографической зоркости и самоконтроля.
Объем работы: 70–80 слов.

После болезни

После болезни я медленно поправлялся и целыми днями лежал в кровати. Ко мне часто прибегала сестренка. Я играл с ней. Игрушки у нас были самые простые. Из гладких шариков и кусочков дерева я мастерил дома, крепости. Сестренка разрушала мои постройки.
Вскоре я стал вставать. Я любил бродить по старому парку. Я любовался могучей сосной, трогал своими худыми длинными пальцами смолистые шишки.
Мое выздоровление врач считал чудом. Я приписываю мое спасение моей матери.

(По С.Аксакову)

Месяц май

Май месяц. Весна всерьез начала одевать лес. Наступила полная победа солнца над стужей и мраком зимы. Зорька вечерняя утренней зорьке руку подает. У нас на Севере начинаются белые ночи. Сияющей зеленью одеваются высокие деревья.
Легкокрылые насекомые поднимаются в воздух. В сумерках на охоту за ними вылетают летучие мыши. Днем реют в воздухе ласточки и стрижи. Парят над полянами, над лесом орлы, коршуны. Как на ниточке подвешены к облакам жаворонки. Все поет, играет, пляшет. Наступила пора света и тепла.

(По В.Бианки)

Примечание. Обратить внимание детей на написание слов: поднимаются, подвешены.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы – проверить умение делать письменную речь яркой, живой, выразительной, писать обучающее изложение с включением элементов описания; составлять и записывать текст с предложенными словосочетаниями.

1. Прочитай текст. Сделай текст ярким, выразительным, включи в него имена прилагательные. Озаглавь текст.

* * *

Лес просыпается после сна. В эту пору оживает дерево. Почки надуваются, разбухают, вот-вот готовые лопнуть, развернуть зелень листвы.
Мы идем по лесу. Ухо ловит звуки весны. Вот послышалась трель. Это стучал дятел. Он выбрал дерево и барабанит. Музыкант радовался солнцу и теплу.

2. Запиши изложение по самостоятельно составленному плану, включив в текст изложения описание лисы.

Дружба

Дед Степан ловил рыбу возле маленького островка. По дороге домой он сделал короткую остановку на песчаном берегу. Здесь дед сложил рыбу в корзину и прикрыл ее травой.
Вдруг кусты зашевелились. Из кустов осторожно вышла лиса. Она наблюдала за каждым движением рыбака, ждала его отъезда. Дед столкнул лодку. Лиса подбежала к корзине и начала проворно хватать мелкую рыбешку.
С этого времени между рыбаком и лисою установилась дружба. Дед оставлял ей всю рыбную мелочь. Лиса перестала его бояться. Иногда она ела рыбу около его ног.

Слова для справок: на песчаном берегу, сложил, начала, с этого времени, его бояться, иногда.

3. Используя данные словосочетания, составь текст. Озаглавь его.

Последний луч, над гладким озером, после душного дня, гремучий ручей, на свежем воздухе, в синем сумраке, громким криком.

4-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить умение писать безударные падежные окончания имен прилагательных, предлоги с местоимениями, безударные гласные в корне слова.

Летний зной

Я всегда любил жару. Наступал знойный полдень. Природа засыпала. Засыпал и широкий пруд. Водяные растения глубоко корнями ушли в илистое дно.
Рыбе жарко. Она лениво выплывала на чистое пространство. Вот она быстро схватила добычу и поспешила под зеленые навесы из трав.
Я с другом сидел под широким развесистым дубом. Но и он в летний зной опустил свои могучие ветки. Липы, осины, березы росли рядышком. Они составляли одну зеленую массу. С нами был пес Джек. От зноя он спрятался в кусты.

Слово для справки: развесистый.

Любопытные

Сижу я на длинном бревнышке и ем хлеб. А пингвины подошли ко мне и в рот заглядывают. Они очень любопытны.
Утром я вышел, умылся. А там целая толпа пингвинов собралась. Что их заинтересовало? Вода из умывальника капала. Капли стучали по твердому камню. Звон капели притягивал их. Они слушали громкий звон.
Раз я в палатке разжег примус. Примус громко шипел. Я согрел себе чай и вышел из теплой палатки. Пингвины закричали, загалдели. Они хотели слушать таинственные звуки. Я включил примус.

Слова для справок: разжег, примус, вышел.

На лугу

Наступило раннее утро. Зеленый луг блестит под ярким солнцем. По всей окрестности разливался душистый запах цветов и трав. Вот подняли головки голубые колокольчики. Вился цепкий горошек. Сладким медком пах розовый клевер. Белели крупные ромашки с золотой серединкой. Ползали по былинкам жучки с пестрыми спинками. Порхали над цветами легкие бабочки с красивыми крылышками. А в густой траве сидел большой зеленый кузнечик. Над широким лугом лился звонкий голос птиц. У меня было хорошее настроение.

Снежные узоры на окнах

За ночь сильно похолодало. Наступило морозное утро. На стеклах появились узоры. Лучи солнечного света играли на стекле всеми цветами радуги.
Вот длинная ветвь пальмы. Красив снежный узор и в блеске солнца, и в синеве зимнего вечера.
Откуда появились снежные узоры? Кто и чем их рисует? Они нарисованы прозрачным паром. Он всегда есть в воздухе.
На холодном стекле окна оседают теплые пары воды. Они застывают. К ним прилипают другие капельки. Постепенно вырастает на окне сад изо льда. Сверкает сад на зимнем солнце.

(По М.Гумилевской)

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить сформированность орфографической зоркости и навык самопроверки у учащихся.

Неизвестный цветок

Однажды упало из ветра одно семечко. Оно приютилось в ямке между камнем и глиной. Семечко напиталось росой и выпустило из себя тонкие волоски-корешки.
Так начал жить на свете маленький цветок. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал. Цветок всю ночь сторожил росу и собирал по каплям на свои листья.
Днем цветок сторожил ветер, а ночью – росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Лишь один раз цветок радовался, когда первый луч утреннего солнца касался его листьев.

(По А. Платонову)

* * *

Целый день бродила Эльза по полям и болотам. К вечеру она добралась до темного леса. Эльза легла на мягкий мох и уснула. Она проснулась ранним утром. Поблизости журчал ручей. Она умылась.
В глубь темного леса шла девочка. Сюда не проникал солнечный луч. Высокие стволы деревьев стояли близко друг к другу.
К концу дня Эльза подошла к морю. На берегу она заметила одиннадцать белых лебединых перьев. Она подобрала их. На каждом блестела капелька – может быть, росы, а может быть, слезы. Кто знает?

(По Х.К. Андерсену)

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы – проверить умение писать логически последовательно текст, составлять текст из словосочетаний, продолжить начало текста.

1. Изложение.

По узенькой тропке шли два путника. Они искали красоту. Один человек был с горячим сердцем, а другой – с холодным.
Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза. Он увидел в сером камне чудный цветок. Другой заметил только трещину.
Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал камень. Его сосед сидел на берегу и смотрел на море.
Вот из камня показался цветок изумительной красоты. Человек освободил из камня красоту! Горы поднялись выше, волны морские затихли. Человек с холодным сердцем не увидел красоты.

(По В.Сухомлинскому)

ПЛАН

1. Путники ищут красоту.
2. Путники и серый камень.
3. Красота покорила горы и морскую стихию.

Слова для справок: увидел, освободил, поднялись.

2. Составь рассказ по данному началу.

Весна идет!
Голубой снег, весеннее солнце, звонкие ручьи, теплые лучи, черные проталины, первые цветы.

3. Используй отдельные слова и выражения. Составь текст на эту тему.

Первые листочки

Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса,
А рядом с новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистная,
И белая березонька
С зеленою косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен.

(Н. Некрасов)

 

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
21 гостей
Проверить тИЦ и PR