Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow ЕГЭ arrow Преподавание arrow Открытый урок по литературе на тему: Александр Александрович Блок

Открытый урок по литературе на тему: Александр Александрович Блок

ЕГЭ - Преподавание

Открытый урок по литературе на тему: Александр Александрович Блок - краткий биографический очерк

Романтический мир раннего Блока.

Цель: познакомить учащихся с атмосферой, в которой вырос А.Блок, показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока; показать особенности поэтики первой книги - "Стихи о Прекрасной Даме".

Оборудование урока: портрет А.Блока; фотографии разных лет; художественная литература.

Методические приемы: презентация; лекция с элементами беседы; выразительное чтение стихотворений, разбор стихотворений. 

Ход урока.

I. Организационный момент. Проверить по журналу наличие учащихся и готовность группы к работе на уроке.

II. Проверка домашнего задания.

Тест по теме «Творчество М.Горького»

1.Основоположником, какого направления в литературе явился А.М. Горький?

а) критический реализм

б) социалистический реализм

1. Героем, какого рассказа Горького является Лойко Зобар?

а) «Макар Чудра»

б) «Старуха Изергиль»

в) «Челкаш»

2. Что является главным предметом изображения в пьесе Горького «На дне»:

а) Социальные противоречия действительности

б) Проблемы обитателей ночлежки

в) Сознание и психология обитателей «дна» во всей их противоречивости.

3. Кому автор бросает своим произведением обвинение:

а) Обитателям ночлежки

б) Социальному устройству общества

в) Хозяевам ночлежки

4. В чем проявляется драматический конфликт в пьесе «На дне».

а) В столкновении социальных противоречий

б) В столкновении лжи и правды

III. Работа над новым материалом. Сообщение новой темы и цели урока. Запись хронологической таблицы жизни и творчества поэта.

5. А.А.Блок – краткий биографический очерк.

*** Портрет А.А.Блока Александр Александрович Блок - одно из ключевых имен русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего XIX века, и открыл новую поэзию XX века.

*** фото Родился и воспитывался А.Блок в доме, который принадлежал Петербургскому университету, в дворянской профессорской семье.

*** фото Родители поэта – мать: Александра Андреевна Бекетова и отец: Александр Львовича Блок. Они разошлись, когда ему не было и двух лет, мать вернулась в дом своего отца Андрея Николаевича Бекетова.

*** фото А.Н.Бекетова Дед Андрей Николаевич Бекетов известный ученый – ботаник, ректор Петербургского университета. Запись в тетрадях: 1880 г. – родился в Петербурге, в дворянской профессорской семье.

*** фото Детство будущего поэта в основном проходило в подмосковном имении деда Шахматова. В семье Бекетовых многие занимались литературным трудом, писали книги и занимались переводами. Поэтому, неудивительно, что Блок начал сочинять стихи в раннем возрасте, лет с пяти.

*** фото Позже, будучи гимназистом, он издавал рукописные журналы, а с шестнадцати лет начал писать всерьез. ***фото В 1898 году он окончил Петербургскую Введенскую гимназию И поступил в университет на юридический факультет. Запись в тетрадях: 1898 г. – окончил Введенскую гимназию и поступил в Петербургский университет, на юридический факультет. В это же время он увлекся театром и устраивал любительские спектакли, в которых принимала участие старшая дочь великого ученого – химика Д.И.Менделеева – Любовь Дмитриевна. В 1901 году он переводится на историко-филологический факультет и окончательно осознает себя поэтом. Запись в тетрадях: 1901 г. - становление поэта

*** фото В 1903 году происходит два знаменательных события в жизни поэта. Он женится на Любови Дмитриевне Менделеевой и увлекается философскими трудами философа и поэта В.Н.Соловьева. Запись в тетрадях: 1903 г. – женитьба на Л.Д. Менделеевой и знакомство с философом В.Н.Соловьевым В 1905 году выходит в свет первая книга А.Блока «Стихи о Прекрасной Даме»

*** фото Запись в тетрадях: 1905 г. – первая книга «Стихи о Прекрасной Даме» В 1906 – 1908 году А.Блок становится профессиональным литератором. Имя его приобретает известность. Выходят в свет новые сборники его стихов «Нечаянная радость», «Снежная Маска», «Земля в снегу» Запись в тетрадях: 1906 – 1908 г. - сборники стихов, которые принесли ему широкую известность, «Нечаянная радость»; «Снежная Маска»; «Земля в снегу» С 1910 – 1917 год путь поэта был противоречивым и драматичным. Отношения с женой были на грани развода, смерть единственного ребенка и увлечение Блока актрисой Н.Н.Волоховой не могли не сказаться на его душевном состоянии, все больше он уходил в себя, им овладевает чувство одиночества. Происходит спад в творческой активности.

*** фото В июле 1916 года поэт был призван в действующую армию и служил в инженерно-строительной дружине. Мировую войну воспринял как тягчайшее народное испытание и горе. Запись в тетрадях: 1910 -1917 гг. – разлад в семье, спад в творческой активности, первая мировая война, призван в действующую армию. Установившийся в России буржуазно-демократический режим не нравился Блоку и в октябре 1917 года он окончательно переходит на сторону большевиков и приветствует пролетарскую революцию. В 1918 году он пишет поэму «Двенадцать». В литературных кругах отношение к поэме было разное. Одни ругали и обвиняли Блока в клевете, другие оценили ее по достоинству. Запись в тетрадях: 1918 год – поэма «Двенадцать» После октября 1917 года особенно широко развернулась публицистическая и литературно-критическая деятельность Блока. В 1920 – 1921 он выступал на литературных вечерах в Петербурге и Москве. Тысячи людей увидели Блока с эстрады. Запись в тетрадях: 1920-1921 гг.- занимался литературной критикой и выступал перед широкой публикой Но весной 1921 года он почувствовал себя плохо и в августе скончался. Сначала был похоронен на Смоленском кладбище, а в 1944 году прах был перенесен на литераторские мостки Волкова кладбища в Петербурге.

*** фото Запись в тетрадях: 1921 год – скончался, похоронен на кладбище в Санкт-Петербурге Прочитать составленную хронологическую таблицу жизни и творчества поэта А.А. Блока.

2. Романтический мир раннего Блока. Александр Блок говорил: «Только влюбленный имеет право на звание человека» Блок всегда считался достойнейшим продолжателем, обновителем традиций русской лирики. Ведь русская поэзия всегда умела творить неземной, идеальный, почти святой образ. Сюжет «Стихов о Прекрасной Даме» - это сюжет страстного ожидания и волнующей встречи с возлюбленной, синтез вечной женственности, красоты, связь земного и Божественного. Поэт не только был талантливым символистом, но и сам являлся символом. Это была «его эпоха», с буйными страстями, переменчивая, неуловимая. Стихи этого цикла – своеобразный лирический дневник интимных любовных переживаний.

Любовь рисуется как обряд служения чему-то высшему.

Смутные предчувствия, тревожные ожидания, мистические озарения и предзнаменования переполняют стихи.

Идеальный мир противопоставлен событиям реальной действительности, которую поэт воссоздает в отвлеченных или предельно обобщенных символистских образах.

Сумерки, сумерки вешние,

Хладные волны у ног,

В сердце – надежды нездешние,

Волны бегут на песок.

Отзвуки, песня далекая,

Но различить - не могу.

Плачет душа одинокая

Там, на другом берегу.

Тайна ль моя совершается,

Ты ли зовешь вдалеке?

Лодка ныряет, качается,

Что-то бежит по реке.

В сердце – надежды нездешние,

Кто-то навстречу – бегу…

Отблески, сумерки вешние,

Клики на том берегу.

В «Прекрасной Даме» Блок видит вполне реальную земную женщину, которую наделяет теми чертами, которые считает признаками века: это необычайная пластика образа, чистота линий и обязательное присутствие красоты. Поэт как бы ходит около любви, передавая ее волшебство и чарующую прелесть.

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцанье красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный.

Только образ, лишь сон о Ней.

О. я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая – Ты.

Зададимся простым вопросом:

Почему Блок не создал в «Стихах о Прекрасной Даме» героя, дождавшегося, добившегося счастья? Его лирический герой убежден, что великое счастье может быть где-то вдали. А может вообще не на земле. И если внимательно всмотреться в то состояние, которое переживает герой, поклонник Прекрасной Дамы, трудно увидеть в нем радость обретения счастья.

Предчувствую Тебя.

Года проходят мимо –

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, - тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне,

и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик ТЫ,

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

О, как поду – и горестно, и низко.

Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт!

И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Большинство стихотворений Блока написаны от первого лица. Это подкупает, начинаешь безгранично верить человеку, так беззаветно любящему и желающему помочь, если это возможно. Поэт не отделяет себя от окружающего мира, он активный участник событий, ничего не упускающий, все видящий и переживающий. Его взор, открытый и светлый, обращен в будущее! Его стихи внесли огромный вклад в жизнь мировой литературы.

IV. Итог урока Сегодня на уроке мы познакомились с творчеством великого русского поэта А.А.Блока. Составили хронологическую таблицу его жизни и творчества. Прочитали и проанализировали его произведения из первого сборника стихов «Стихи о Прекрасной Даме».

V. Задание на дом Перечитать «Стихи о Прекрасной Даме» Выучить наизусть одно из стихотворений (на выбор).

 

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
10 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR