Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow ЕГЭ arrow Преподавание arrow Открытый урок по письму "Слова, Обозначающие названия предметов"

Открытый урок по письму "Слова, Обозначающие названия предметов"

ЕГЭ - Преподавание

ОТКРЫТЫЙ  УРОК  ПО  ПИСЬМУ  4  КЛАССЕ

ТЕМА  УРОКА: «Слова, обозначающие названия предметов.  Различение их по вопросам кто? что?

ЦЕЛИ УРОКА:

формировать первоначальные представления о словах, обозначающих названия предметов, знакомить с обобщенным лексическим значением этой группы слов в языке;

 учить выделять слова, обозначающие предметы, в речи; развивать умение распознавать слова, отвечающие на вопрос «кто?» и слова, отвечающие на вопрос «что?»;

воспитывать трудовые и положительные личностные качества, познавательную активность, умение работать в коллективе.

ХОД    УРОКА:

I.ОРГМОМЕНТ.

-Станьте ровно. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.

-Сегодня на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем наших гостей.

-Тихо и правильно сядьте.

II. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  НАСТРОЙКА:

       Прозвенел звонок и смолк – начинается урок.

       И пускай грамматика – наука очень строгая,

       Но мы с тобой грамматику осилим понемногу.

       Она трудна, но без неё плохое было бы житьё!

       На уроке не зевай : слушай, думай, отвечай.

       И тогда ты в свой дневник «пять» получишь, ученик!

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА:

- Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в гости в удивительный сказочный город Грамотеевск, все жители которого очень любят русский язык и гордятся своими знаниями. Жители сказочного города познакомят нас со словами,  обозначающими предметы, научат правильно задавать вопросы к этим словам. Нам предстоит узнать много интересного и полезного, того, что пригодится нам в жизни.

Но стражники у ворот  пропустят вас в город лишь тогда, когда проверят, как вы научились писать и проверять безударные гласные и парные согласные. Готовы  ли вы побывать в сказочном городе Грамотеевске?

-Тогда  не будем терять времени и отправляемся в путь.              

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО:

Индивидуальная работа по карточкам:

КАРТОЧКА №1 (по программе инд.обучения 3 кл.)

Списать словарные слова в алфавитном порядке, поставить ударение.

Класс, ученик, медведь, учитель, картофель, мебель, тетрадь, дневник, грамота, портфель, Москва.

КАРТОЧКА №2 (по программе инд.обучения 3 кл.)

Прочитай пары твёрдых и мягких согласных. Закончи ими слова:

           С-СЬ                     Л-ЛЬ                    Р-РЬ

кара…                            пена…                  врата…

ло…                                 кисе…                  ковё…

автобу…                         апре…                  суха…

голо…                             мете…                   нояб…

КАРТОЧКА №3 (по программе 4 класса)

Буквы спорят в словах, разреши их спор. Подбери к словам проверочные слова:

         

Кру--- - ______, гара--- - ________ , медве---ь - __________, вра--- - _______, арбу--- - __________, зу--- - ___________,  похо--- - __________, сугро--- - ________, моро--- - _________, огоро--- - __________ .

Каким правилом правописания ты пользовался?

КАРТОЧКА №4 (по программе 4 класса)

Вставь в словах пропущенные буквы. Подбери к словам проверочные слова:

С…ва - ______ , г…ра - ______, стр…на - ________, св…ча - ________, сл…ды -_______, гл…за -_______, ст…кло - _______, в…дро -________, зв…зда - _________, сл…за - ___________ .

Каким правилом правописания ты воспользовался?

 Проверка домашнего задания - повторение изученных орфограмм:

(на доске записано стихотворение)

 

Ой, ты, зимушка-з…ма, все доро…ки зам…ла,

Все п…ля сне…ком покрыла, все овра…ки зав…лила,

льдом одела оз…ро, речку зам…розила.

- Внимательно прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы в словах, подберите к словам проверочные слова.

-На правописание каких правил эти слова?

-Как проверить безударные гласные в словах?

(Если буква гласная вызвала сомнения, ты немедленно её ставь под ударение)

-Как проверить парные глухие и звонкие согласные в словах?

(Звук согласный проверяй – рядом гласный подставляй)

Подведение итогов по проверке домашнего задания и индивидуальной работе по карточкам.

-Молодцы, вы хорошо справились с заданием, и жители городка рады приветствовать вас. Каждый из них хочет, чтобы вы обязательно побывали у него в гостях, где вас ожидают интересные задания.

РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА.

Введение в тему:

-Но сначала мы заглянем к  Всезнайке.

 Усаживайтесь поудобнее, слушайте повнимательнее и запоминайте.

(сопровождение рассказа учителя демонстрацией на мультимедиа)

-Давным-давно ещё в глубокой древности человек, познавая природу, мир вокруг себя, дал названия предметам и явлениям, которые его окружали. Он видел небо, солнце, реку и называл их. Он ощущал холод, жару и давал им названия. Человек изобретал  и использовал вещи и придумывал, как их назвать : это топор, миска, дом… Дал он названия и своим чувствам, так родились слова любовь, красота, доброта… Когда появились разные профессии, они тоже получили названия : охотник, рыболов… И страшные события нашли отражение в речи, они стали называться голод, война, болезнь…

 Весь мир людей, животных, растений, явлений природы, города, реки, горы, страны, события, качества, действия – всё названо, всё имеет своё имя.

 Одни слова отвечают на вопрос КТО? Это живые предметы. Остальные слова отвечают на вопрос ЧТО?

а) Дидактическая игра «Угадай слово»:

-Назовите, что нарисовано на картинках. Из начальных букв этих слов составьте новое слово.

-Что обозначает это слово? Какой вопрос можно задать к этому слову?

Почему?

( составляется опорная схема-таблица)

растения

явления природы                                                                                              

события                                                                                                      

предметы  

города, реки, горы, страны

-Рассмотрите иллюстрации. Из начальных букв этих слов составьте новое слово.

-Что обозначает это слово? На какой вопрос оно отвечает? Почему?

(дети формулируют вывод, составляется схема)

люди

рыбы

животные                                          

птицы

профессии людей

- Слов, обозначающих предметы, в русском языке очень много, и без них было бы трудно людям понимать друг друга.

- Спасибо Всезнайке. Полученные знания пригодятся нам сегодня на уроке. А теперь мы отправляемся к  Чистописалкину.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:

Вот помощники мои: правая и левая,

Их как хочешь поверни, и они всё сделают.

Минутка  чистописания:

а) прописывание по образцу учителя букв и буквенных соединений,

б) составление и запись с проговариванием слогов и слов,

в) комментированное письмо предложения:

Знания для ума, что теплый дождик для всходов.

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-Найдите в предложении слова, обозначающие предметы. Задайте к словам вопросы.

3) Словарная работа:

-Посмотрите, нас уже ждет Словарик, он приготовил для нас свои загадки.

а) Работа с загадками:

-К словам-отгадкам поставить вопрос кто?  или   что? Объяснить, почему.

 В огороде вырастаю, а когда я созреваю,

Варят из меня томат, в щи кладут и так едят.(помидор)

Летом бродит без дороги между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (медведь)

Не артист, а голосист, не ездок, а шпоры у ног.

Утром рано встает, детей в школу зовет.(петух)

Что копали из земли, жарили, варили?

Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (картофель)

Его весной и летом мы видели одетым,

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево)

С хозяином дружит, дом сторожит.

Живет под крылечком, а хвостик колечком.(собака)

б) Звуко-буквенный анализ слова:

-Ну а теперь мы идем к соседу Словарика – Почемучке. У него тоже найдётся для нас интересное задание.

-Соберите слово, правильно расставив в нем буквы

 Р   И    Н    О    А    Д  (Родина)

-На какой вопрос отвечает слово?

-Что мы называем Родиной?

-Что является нашей общей Родиной?

-Чем известна всему миру наша родная Кубань?

в) Составление предложения из слов, данных в нужной форме:

   РОССИЮ, ХЛЕБ, КОРМИТ, ВСЮ, КУБАНИ.

-Запишите предложение. Вспомните правила правописания предложения.

(разбор предложения, составление схемы).

-Найдите в предложении слова, обозначающие название предметов. На какие вопросы отвечают эти слова?

Ф И З М И Н У Т К А

  Мы живем в родном краю,

Я вас всех приветствую:

     - Здравствуй, солнце золотое!

- Здравствуй, небо голубое!

   - Здравствуй, легкий ветерок!

  - Здравствуй, хлебный колосок!

Наблюдение за словами, которые отвечают на вопрос кто? что?

  художника Кисточкина тоже есть для нас задание.

(работа по иллюстрации)

-Рассмотрите картинку.

-Запишите, кто живет в лесу, потом, что растет в лесу.

Кто? :_________________________________________________.

- Объясните, почему к этим словам мы задаем вопрос КТО?

Что?: _________________________________________________.

-Почему к этим словам  надо ставить вопрос ЧТО?

(формулирование вывода с опорой на схему-таблицу)

                ГИМНАСТИКА  ДЛЯ  ГЛАЗ С ПАЛЬМИНГОМ

Проведём, друзья, сейчас мы гимнастику для глаз.

Упражнение в различении слов, обозначающих названия предметов по вопросам

- У малыша Любознайки нас ждёт еще одно интересное упражнение.

(самостоятельная работа – Упражнение 1 стр. 88)

-Прочитайте стихотворение.

-Выпишите выделенные слова в два столбика.

               КТО?                                              ЧТО?

-Объясните, почему для одних животных ещё ночь, для других – уже утро.

Обобщение изученного по теме урока

-Молодцы, ребята. Все  жители сказочного города Грамотеевска очень довольны вами. Вы очень старались, и поэтому они приглашают вас немного поиграть в свою любимую игру «Четвёртый лишний».

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

-Из каждой группы слов исключите одно лишнее. Объясните свой выбор:

*тетрадь, ученик, пенал, ручка

* врач, бинт, вата, зелёнка

*телёнок, лошадь, овца, коровник

*марка, почтальон, газета, конверт

*сестра, брат, дом, родители

-Какие слова отвечают на вопрос КТО?

-Какие слова отвечают на  вопрос ЧТО?

ИТОГ  УРОКА

-К сожалению, урок подходит к концу, и нам пора возвращаться к себе в школу. Но мы ещё не раз побываем в городе, где все жители любят и знают русский язык.

     -С какой темой познакомились на уроке?

-Что нового узнали сегодня на уроке?

-Чему учились на уроке?

ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ

Упражнение 4, стр.90.

 

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
4 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR