Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
Главная arrow ЕГЭ arrow Преподавание arrow Открытый урок по русскому языку в 5 классе «Состав слова и словообразование»

Открытый урок по русскому языку в 5 классе «Состав слова и словообразование»

ЕГЭ - Преподавание

Открытый урок по русскому языку в 5 классе «Состав слова и словообразование»

Задачи урока:

Образовательные:

уточнить понятия “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окончание”, ” основа “;

составить совместно с учащимися алгоритм разбора слов по составу;

научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

Развивающие:

развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;

развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

развивать умение работать с текстом;

развивать сообразительность, мышление, память.

Воспитательные:

создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

воспитывать потребность оценивать свою деятельность.

воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;

воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

 Оборудование:

Компьютер.

Диск «Виртуальная школа Кирилла и Мифодия. Уроки русского языка. 5 класс».

Листы с рабочими материалами для учащихся.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2.  Ребята, начать наш сегодняшний урок я хотела бы со стихотворения С. Острового "Первородство".

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны...

И когда я слышу:

- Извини меня! -

Это значит:

- Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня.

Свое пространство. Свои рубежи.

И когда я слышу:

- Береги меня!

Это значит:

- Берегами меня окружи!

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

- Защити меня! -

Это значит:

- Спрячь меня под своим  щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть -

Слово тебе сотворит добро.

3.      Слайд №1.

Тема урока, план урока, цели и задачи.

4.    Слайд №2.

       Словообразование. Морфемы.

        Иллюстрация: виды морфем.

5.     Слайд №3.

        Основа слова и окончание.

        Иллюстрация: спряжение глагола пишу и склонение существительного река.

6.     Слайд №4.

        Нулевое окончание.

        Иллюстрация: склонение слова дом.

        Неизменяемые слова.

7.     Задание №1.

      Записать слова, распределяя их в два столбика в зависимости от наличия окончания.

      (имеет окончание – оканчивается на…)

 

           Весело, правда, красива, аллея, вчера, читать, бесшумно, урок, никогда, написала.

      Какой частью речи будут слова из 2 столбика?

8.    Слайд №5.

       Окончание слов на -ия .   

       Иллюстрация:  склонение слова станция.

       Тренажер №1. Выделить в словах основу и окончание.

9.     Слайд №6.

        Однокоренные слова.

        Иллюстрация: однокоренные слова с корнем  –мор-

10.    Слайд №7.

         Приставка и суффикс. Однокоренные слова имеют одинаковый корень, но               отличаются приставками и суффиксами.

         Тренажер №2.  Распределить однокоренные слова и формы одного и того же слова      по столбикам.

11.    Задание №2.

  В стихворении найти слова с корнем –вод- . Можно ли эти слова считать однокоренными? (Устно)

             Дождик льет – кругом вода,                                          

             Мокнут столб и провода,                                               

             Мокнут кони и подвода,                                               

             Дым над крышами завода.        

             От бегущих быстрых вод          

             Задрожал водопровод,               

             Протекает небосвод –     

             А по лужам у ворот        

             Дети водят хоровод.  

                       А. Яшин

12.    Задание №3.

 Прочитать стихотворения. Найти однокоренные слова, записать их в тетрадь, обозначить корень. В другой столбик записать формы одного и того же слова, обозначить в них окончания.

Вечер зимний в небе синем     Проплясали по снегам      

Звезды синие зажег.    Снежные метели.    

Ветки сыплют синий иней         Снегири снеговикам    

На подсиненный снежок.         Песню просвистели.

За ветвями дом синеет,                   У заснеженной реки,

Крытый синей пеленой.                                                     В снежном переулке

Тени ходят по стене                                                            Звонко носятся снежки,

Сеткой синеватой.                Режут снег снегурки.      

                   В. Фетисов                                                                            С. Погорельский

Обратите внимание: в стихотворении С. Погорельского много слов с корнем –снег- , это стилистический прием, который использует автор , чтобы создать яркий образ зимы.

Вывод: однокоренные слова имеют разное лексическое значение и общий корень. Формы одного и того же слова различаются окончаниями, но имеют одно и тоже лексическое значение.

 13.   Слайд №8.

          Разбор слова по составу.

Тренажер №3. Разбор слов по составу.    

14.   Задание №4.

Прочитать текст, озаглавить его. Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы. Найти в тексте прилагательные и разобрать их по составу. Выпишите однокоренные слова.

Под жарк..м июльским сол..цем я уплываю по руч..ю к неб..льшому (                    ) л..сному (               ) озеру. Оно почти зар..сло тр..вой (                  ). Лес д..леко (               ) отступил от в..ды (                 ), и озеро кажется тихим и уютным прудом. Я останавливаю лодку и слушаю спокойную л..сную (                 ) т..шину (                   ).

15.  Слайд №9.

Итоговое тестирование.

16.  «Соберите» слово

Корень мой находится в цене, -

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

  Вся же – в дневнике я и в журнале.

 (оценка)

Выставление оценок.

17.    Домашнее задание.   

Написать мини-сказку о приключениях в стране Морфемии.

Дополнительные задания.

1.Определите, какие слова в каждой четверке «родственники», а не «родственников» выбросьте из «гнезда».

а). Маленький, малявка, маляр, малыш.

б). Гроза, грозный, гроздь, грозовой.

в).Конница, конник, подоконник, конюшня.

г). Лень, лентяй, лента, ленивец.

д)  Летчик, летная, полет, лето, вылетать.

2. Составить слова по данным схемам.

 ………..чик

………...ист

…………лив-ый

…………ист-ая

…………ов-ый

Фамилия ученика:

1. Записать слова, распределяя их в два столбика в зависимости от наличия окончания.

Весело, правда, красива, аллея, вчера, читать, бесшумно, урок, никогда, написала.

………………………………………………………………………………………………….

2. В стихотворении найти слова с корнем –вод- . Можно ли эти слова считать однокоренными? (Устно)

             Дождик льет – кругом вода,                                          

             Мокнут столб и провода,                                               

             Мокнут кони и подвода,                                               

             Дым над крышами завода.        

             От бегущих быстрых вод          

             Задрожал водопровод,               

             Протекает небосвод –     

             А по лужам у ворот        

             Дети водят хоровод.  

                       А. Яшин

……………………………………………………………………………………………………

3.  Прочитать стихотворения. Найти в стихотворениях однокоренные слова, записать их в тетрадь, обозначить корень. В другой столбик записать формы одного и того же слова, обозначить в них окончания.

 

Вечер зимний в небе синем     Проплясали по снегам      

Звезды синие зажег.    Снежные метели.    

Ветки сыплют синий иней         Снегири снеговикам    

На подсиненный снежок.         Песню просвистели.

За ветвями дом синеет,                   У заснеженной реки,

Крытый синей пеленой.                                                     В снежном переулке

Тени ходят по стене                                                            Звонко носятся снежки,

Сеткой синеватой.                Режут снег снегурки.      

                   В. Фетисов                                                                            С. Погорельский   

……………………………………………………………………………………………………...

4.  Прочитать текст, озаглавить его. Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы. Найти в тексте прилагательные и разобрать их по составу.

Под жарк..м июльским сол..цем я уплываю по руч..ю к неб..льшому (                    ) л..сному (               ) озеру. Оно почти зар..сло тр..вой (                  ). Лес д..леко (               ) отступил от в..ды (                 ), и озеро кажется тихим и уютным прудом. Я останавливаю лодку и слушаю спокойную л..сную (                 ) т..шину (                   ).

Выпишите однокоренные слова.

…………………………………………………………………………………………………….

Итоговое тестирование.


 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Проверить тИЦ и PR