Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow ЕГЭ arrow Преподавание arrow Открытый урок русского языка "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки"

Открытый урок русского языка "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки"

ЕГЭ - Преподавание

Открытый урок русского языка "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки"

Лозунг «Словари – наше богатство» существует многие годы, но реализуется, надо признать, только в УМК «Перспективная начальная школа». Работа со словарями – это возможность формирования всех ключевых компетенций. Словари являются полезным пособием для развития речи. С помощью словаря учащиеся обогащают свой словарный запас, уточняют и активизируют его. Они знакомятся с лексическим значением слов, усваивают грамматические формы, учатся правильному орфографическому произношению и соблюдению в словах нормативного ударения. Своей задачей считаю – научить детей правильно пользоваться словарями и использовать их в своей работе. Использование толковых словарей способствует знакомству со всеми сторонами слова: лексической, грамматической, этимологической, орфографической.

Использование словарей способствует прочному усвоению знаний. Они вносят оживление в работу над словом и положительно влияют на развитие познавательной активности и самостоятельности  учащихся. Словари использую при изучении нового материала, во время самостоятельной работы, при самоконтроле. Приведу пример работы со словарями на уроке русского языка.

Русский язык, 2 класс, УМК «Перспективная начальная школа»

Тема урока: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки.

Цели урока: формирование умений делать словообразовательный анализ слов; учить образовывать слова с помощью приставки; развивать коммуникативные качества личности школьников с использованием словарей различного типа.

Оборудование: учебники русского языка ч.2, ч.3, тетради для самостоятельных работ, ч.2, карточки словарных слов, книга «Большой толковый словарь русского языка», DVD запись.

Ход урока.

Организация класса.

- Сегодня у нас необычный урок. А чем он необычен?

- У нас сегодня праздничный урок.

- А на праздник принято приглашать гостей. Вот и мы с вами сегодня пригласили на наш урок гостей. Вы рады нашим гостям? Поприветствуем наших гостей улыбкой. Улыбнитесь друг другу. Я желаю вам сегодня успешного урока. Садитесь. Запишем дату сегодняшней работы.

2. Сообщение темы урока. Мы продолжим работу по разделу «Как делаются слова», сегодня вы познакомитесь еще с одним способом образования слов.

3. Чистописание: ааа

- Вы будете сегодня красиво писать? Давайте поучимся это делать.

Вспомним Кошкину азбуку. (DVD запись)

А – глазастая Артистка

Звать Артистку эту – киска.

Даже в лютые морозы

Дарят ей за пенье розы.

- Какие соединения букв напишем в данном стихотворении?

Аза, ая, ка, ва, да

4.Словарная работа. Знакомство с новым словарным словом алфавит.

а) Прочитайте стихотворение про букву А в ваших тетрадях для самостоятельных работ ч.2, с.31.

Вот буква вроде шалаша,

Не правда ль, буква хороша!

И хоть она проста на вид,

А начинает – алфавит.

) Работа над лексическим значением слова алфавит. Что обозначает слово алфавит? Где мы можем об этом прочитать? В толковом словаре этого слова нет. Значит, нам следует обратиться в большой толковый словарь русского языка. В нем очень много слов. Только на букву а – 382 слова. Я вам помогла записать словарную статью, а вы ее прочитайте сами.

1.Совокупность графических знаков системы буквенного письма какого-либо языка, расположенных в определенном порядке.

2.Порядок расположения чего-либо, соответствующий принятому порядку следования букв в какой-либо системе письма.

в) Знакомство с правилом произношения словарного слова в словаре «Говори правильно», постановка ударения.

г) Знакомство с правилом написания нового словарного слова по словарю «Пиши правильно», определение безударных гласных.

д) Как образовалось это слово? Посмотрим в словарь происхождения слов. Такого слова нет, значит мы должны сами попробовать объяснить как получилось это слово. Я надеюсь на помощь членов клуба «Ключ и заря».

Рассказ детей о создании русской азбуки Кириллом и Мефодием. Греческая азбука называлась первыми буквами альфа и вита. Определения способа образования слова алфавит (сложением двух основ)

5. Актуализация опорных знаний.

а) Повторение способа образования слов с помощью суффикса.

Фронтальная работа на доске и в тетрадях: лампочка, сынишка.

б) Самостоятельная работа по индивидуальным заданиям

Карточка 1

Показать способ образования слов

Канавка, дворник, хлебница.

Карточка 2

Показать способ образования слов

Сахарница, орешник, ежиха.

Карточка 3

Показать способ образования слов

Волчица, лисичка, грибок.

в) Повторение о суффиксе как части слова.

6. Физкультминутка.

Как солдаты на параде,

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой – раз, левой – раз,

Посмотрите все на нас.

Все захлопали в ладоши –

Дружно, дружно, веселей!

Застучали наши ножки –

Громче, громче и быстрей!

По коленочкам ударим –

Тише, тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем –

Выше, выше, выше, выше.

Завертели наши ручки,

Снова опустились.

Мы на месте покружились.

И остановились.

Мы ножками топ – топ,

Мы ручками хлоп – хлоп!

Мы глазами миг – миг,

Мы плечами чик-чик!

Раз – сюда, два – сюда,

Повернись вокруг себя.

Раз присели – два – привстали.

Руки к верху все подняли.

Сели – встали, сели – встали.

Ванькой – встанькой дети стали.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч,

Снова выстроились в ряд,

Раз – два, раз- два,

Заниматься всем пора!

7.Знакомство с новым способом образования слов на основе слов из обратного словаря.

- Прочитайте новую тему нашего урока. (На доске запись «Образование слов с помощью приставки»)

а) Работа по учебнику ч.3, стр.59., упр.64.

Выделение корня в словах бежать, забежать, добежать, пробежать, убежать, выбежать.

На доске слова в помощь: бежать, бежит, пробежка, бег.

б) Запись слов, выделение приставки.

в) Чтение правила по учебнику стр.60.

г) Дополнение словосочетаний подходящими по смыслу приставками с опорой на обратный словарь.

8. Обобщение знаний о способах образования новых слов.

9. Подведение итога урока, рефлексия, оценка учебной деятельности учащихся.

10. Задание на дом: тетрадь для самостоятельных работ стр.31. упр. 42., правило по учебнику стр.60.

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

загрузка...
Проверить тИЦ и PR