Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow ЕГЭ arrow Преподавание arrow Открытый урок русского языка в 6 классе "Употребление имен прилагательных в речи"

Открытый урок русского языка в 6 классе "Употребление имен прилагательных в речи"

ЕГЭ - Преподавание

Открытый урок русского языка в 6 классе "Употребление имен прилагательных в речи"

Тема: «Употребление имён прилагательных в речи».

Тип урока: развитие речи.

Форма урока: творческая мастерская.

Цели и задачи урока:

обучающая – раскрыть роль прилагательных в речи, научить постигать тайны слова при описании природы, помочь ученикам понять общее настроение зимнего пейзажа, активизировать употребление лексики, характерной для художественного стиля;

 развивающая - развивать речь и ассоциативное мышление, способность к   рефлексированию и речевому прогнозированию;

воспитательная - воспитание художественной речетворческой личности, воспитание любви к природе.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2.Индукция.

- Прослушайте стихотворение В. Вырина «Ищу слова» и подумайте, какие слова ищет автор?

Выразительное чтение стихотворения В. Вырина «Ищу слова».

- Какие слова ищет автор?

(Хорошие, точные, выразительные, меткие, певучие. Слова, которые помогали бы жить.)

- А для чего он их ищет?

(Чтобы можно было их использовать в своей жизни. Чтобы точнее выражать свои мысли.)

- Слова какой части речи вы употребили при ответе?

(Имена прилагательные)

- Почему, по вашему мнению, в этом стихотворении много имён прилагательных?

(Чтобы отразить признаки тех слов, которые ищет автор)

- Попробуйте убрать из текста имена прилагательные. Прочтите.

- Изменился текст? Каким он стал?

(Да. Он стал непонятным и невыразительным).

- Предположите, какую роль играют имена прилагательные в тексте?

(Они делают текст более понятными и выразительным).

- Это  нам и предстоит сегодня выяснить и убедиться в своём предположении или же это предположение отвергнуть.

- О чём мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.

 («Употребление имён прилагательных в речи»).

- А вы хотели бы сегодня побыть писателями или поэтами?

(Да).

- Тогда я приглашаю вас в творческую мастерскую, в которой мы будем учиться

«Священному уменью говорить, произносить слова и строить фразу».   Е. Винокур. (Цель урока)

- Тетради сегодня мы назовём копилками, которые должны будем сегодня наполнить словами, мыслями для создания своих творческих работ.

3. Индивидуальная работа с литературой.

- Давайте разобьёмся на две группы и пополним  знания о прилагательных, исследовав материал §24.

Работа в группах. 1 группа выделяет главное в п. 1,2; 2 группа – в п. 3, 4.

4. Социализация.

Представители 1 и 2 групп  рассказывают об основных свойствах имени прилагательного.

- Найдите и выпишите из стихотворения прилагательные, относящиеся к  существительному «слова», «помыслы», «дела».

- Что вызвало у вас затруднения?

- Объясните правописание н и нн в суффиксах имён прилагательных.

- Среди записанных прилагательных найдите сложное имя прилагательное, объясните слитное правописание (сто звонов).

(Самопроверка через интерактивную доску).

- Как по-другому называются прилагательные, которые помогают придать описанию образность, яркость и выразительность, а автору - передать своё настроение?

(Эпитеты)

-Можно ли те прилагательные, которые вы выписали, назвать эпитетами?

(Да)

- Итак, как вы уже сказали, прилагательные очень часто используются в художественном описании природы. Попробуйте отобрать материал для  описания зимней природы.

5. Проверка домашнего задания.

- Рассмотрите рисунки, которые вы нарисовали дома, и придумайте к ним заголовки.

(«Снегопад», «Зимний лес», « Всё в белоснежном уборе», «Зимняя дорога», «Зима»)

- Почему в некоторых ваших названиях присутствуют имена прилагательные?

(Чтобы название было красивым)

- Ребята, как вы думаете, какое слово будет, так скажем, зимним?

(Снег)

- Почему?

(Без снега зимы не бывает)

- Я предлагаю найти и выписать из «Зимней странички» такие прилагательные, которые бы со словом снег употреблялись в переносном значении. Как называется такое выразительное средство языка, при котором признаки одного предмета переносятся на другой?

 (Метафора)

- Найдите и выпишите метафоры, в которых есть прилагательные.

(«…Он успел платок  пуховый расстелить на мостовой», «зима… легла волнистыми коврами»)

6. Социоконструкция.

- Ходит зимушка-зима, дарит свои наряды, украшает природу. А сама всё посматривает по сторонам, то тут, то там свою картину поправляет.

- Часто писатели и поэты очеловечивают природу, изображают неживые предметы в виде живых существ.

-Как называется это изобразительное средство?

(Олицетворение)

-Найдите в текстах примеры олицетворений.

(«Снег пушистый ложится», «Тёмный лес что шапкой принакрылся чудной и заснул под нею…»)

- Чтобы описание получилось более ярким и живым, писатели и поэты используют такое изобразительное средство, как сравнение. Что такое сравнение?

(Изображение предмета путём сравнения его с другим)

- Давайте посмотрим, с чем сравнивается снег. Найдите на «Зимних страничках» строки, в которых автор для описания снега  использует сравнение.

(«Словно белою косынкой подвязалася сосна», «…великолепными коврами…»)

7.Редактирование текста.

Задание: вставить прилагательные и объяснить правописание их окончаний.

«Зима спешила…»

- Зачитайте получившиеся тексты, сделайте вывод об употреблении имён прилагательных.

8. Разрыв.

- Подтвердилось ли ваше предположение о том, что прилагательные делают текст более понятным и выразительным?

(Да, подтвердилось. Если не было бы прилагательных…. неинтересно было бы читать книги, общаться друг с другом, потому что не всё было бы понятным)

8. Физминутка.

9. Творческая работа. Прослушивание вальса Свиридова «Метель».

Мы накопили достаточно материала для создания своего собственного текста. Напишите небольшое сочинение-описание зимней природы.

-В каком стиле вы будете создавать свой текст?

-Какой тип речи будете использовать?

- Что будем делать в тексте?

(Передавать то, что увидели.)

- Зачем?

(Поделиться своими впечатлениями, чувствами)

- В каком жанре?

( В жанре рассказа, стихотворения)

- Озаглавьте свои сочинения.

9. Афиширование.

Представление работ учащихся. Сначала они зачитывают их, затем вывешивают на доску.

10. Рефлексия. Отражение чувств учащихся.

- Расскажите о своём состоянии во время урока:

- Как я себя чувствовал?

- Какое состояние пережил?

- Что для меня оказалось неожиданным, важным?

- Что я открыл сегодня в себе и других?

11. Домашнее задание: §24; №238.

 

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR