Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта сайта
загрузка...
Главная arrow ЕГЭ arrow Преподавание arrow Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры

Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры

ЕГЭ - Преподавание

 Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека»

Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид урока: практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.

Цели урока:

Познавательный аспект:  повторить и обобщить изученный за  курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство  учащихся с типами речевых  и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление (В ЕГЭ задания А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, А 26, А 28

А12-17(орфография), В 1, В 2, В3, элементы части С.

Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;

Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.

Методические цели:

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

-осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;

-осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.

Цели обучения русскому языку определяются через формирование коммуникативной компетенции:

- понимать читаемый текст,

- определять тему и основную мысль текста, - формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль,

- аргументировать свою точку зрения,

- строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения,

- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи,

 - соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные. Большую роль в создании речевой среды на уроке играет подбор дидактического материала.

Комплексная работа с текстом использована для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся.

-лингвистическая компетенция, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

- языковая компетенция, т. е. практическое владение родным языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;

 - коммуникативная компетенция, т.е. умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;

- интеллектуальная компетентность, т.е. умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.

 Анализ текста предполагает опору не только на знания, но и на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования культуры речи. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная. Наконец, в тексте отражаются факты и особенности национальной культуры. Через текст ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции.

Информационная компетенция учащихся проявляется при создании слайдовой презентации по теме урока или при подготовке одного из его этапов.

Задачи урока:

Актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: Орфографии, Орфоэпии, Лексике, Синтаксису и т.д.;

Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ;

Обобщить представления об экспрессивных возможностях данных синтаксических конструкций и показать необходимость их использования;

Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ; умение грамотно проводить комплексный анализ текста;

Совершенствовать навыки правописания.

Для реализации задач урока использованы следующие виды работ:

Орфоэпическая разминка

Лексико-орфографическая работа

Тренинг

Творческая работа

Тест

Задание «Оратор», «Корректор»

Слайд-диктант

Контроль / Работа в парах/ группах/индивидуальная

Комплексный анализ текста

Подведение итогов урока

Домашнее задание

Методы работы: по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;

по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;

по источнику знаний: словесные, практические;

стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;

интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;

контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль;

по организации деятельности: индивидуальные, групповые, парные, фронтальные.

Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять, продуктивная подготовка к ЕГЭ.

Оборудование:

Рабочий лист урока (Приложение 1), слайдовая презентация, медиапроектор или интерактивная доска для демонстрации, оценочный лист, карточки, эпиграф к уроку, задания по типу ЕГЭ, слайд – диктант, раздаточный материал.

  Л.И. СКВОРЦОВ. ЭКОЛОГИЯ СЛОВА.- М.: 1996

  РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ / карточки с заданиями/

  СХЕМА «Секреты хорошей речи»: ЯСНОСТЬ,

                                                              ТОЧНОСТЬ,

                                                               КРАТКОСТЬ,

                                                               ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ.

ХОД УРОКА.

Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык.

А. Н. Толстой
1.Организационный момент. Введение в тему.

1)Работа с эпиграфом в виде беседы. Постановка учебной задачи.

-Здравствуйте. Садитесь. Откройте тетради и запишите тему нашего урока: Грамотная речь как показатель культуры человека. Давайте начнем нашу работу с чтения эпиграфа. «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык, »- писал А.Н.Толстой.

- Как вы понимаете  слова известного русского писателя?

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости-директора школ района. Ключевые слова темы их семинара «…формирование позитивного имиджа ОУ».

- Как вы считаете,  какие виды культуры нужно формировать, чтобы о школе сложилось  приятное впечатление, а имидж был позитивным? (Культуру поведения, речи, одежды и.п.).

-Отрадно, что в первую очередь вы назвали культуру речи.  Как вы считаете, для чего нужно говорить правильно?

-  Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку? Свой ответ аргументируйте. 

Да, исправлю

Нет

Не знаю

- Не нравится, когда говорят неправильно

- Чтобы не смущать человека

- В зависимости от собеседника

- Не надо портить русский язык

- Не обидеть

- В зависимости от настроения

- Чтобы человек больше не допускал ошибок

- Не оказаться бестактным

 

2) Отчет выпускника о результатах социологического опроса среди 10-11 классов о культуре речи.

- Роман Никитин провёл собственное расследование, социологический опрос среди 10-11 классов.  Он искал ответ на вопрос: «Как вы поступите, услышав ошибку в речи другого человека?»  Что же получилось?  (Ученик называет результаты исследования.)

3)Слово учителя. Называние типа урока, формулирование цели учащимися.

- Ребята, радует, что вы осознаете роль грамотной речи в жизни современного человека. Именно за вами наше будущее, вы наш народ, наш язык, наша культура. Вы уже одной ногой на пороге школы и сдачи ЕГЭ. Вы осознаёте, что задания ЕГЭ по русскому языку отличаются  от  стандартных тестов, в них охвачен весь курс  русского языка средней школы. Кроме проверки орфографической и  пунктуационной грамотности, проверяется владение нормами литературного языка, теоретические знания и умение  применять их на практике, умение  анализировать текст.  Исходя из этого, я предлагаю Вам провести урок – практикум по подготовке к ЕГЭ.

-Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Цель: продолжить работу по культуре речи, формировать коммуникативную компетенцию, умение анализировать текст, и,   конечно же, самое главное – разобрать задания тестов, повторить сложные вопросы различных разделов языкознания).

-Молодцы. Продолжим работу. Пожалуйста, Полина.

2. Работа по теме урока.

1)Орфоэпическая разминка (заранее подготовлена сильным учащимся, который проводит  ее.) Полина: Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В ЕГЭ это задание А 1. На слайде слова, которые я выбирала из вариантов ЕГЭ. На столах листы  с этими же словами. Ваша задача: в течение 2-3 минут расставить ударение в предложенных словах. Начинайте работу (учащиеся в теч.2-3 мин. расставляют ударение).

Добыча, прибывший, асимметрия, закупорить, премировать, вероисповедание, водопровод, избаловать, обеспечение, договор,  завсегдатай, облегчить, приткнутый, озвучение, ивовый (правильно:добЫча,прибЫвший,асимметрИя,закУпорить,премировАть,вероисповЕдание,водопровОд,избаловАть,обеспЕчение,договОр,завсегдАтай,облегчИть,прИткнутый,озвУчение,Ивовый).

Проверьте себя (На проекторе слайд с правильными ответами). Посчитайте количество ошибок. Оцените себя. ( На проекторе слайд с критериями оценки). Спасибо за работу.

Слово учителя:

- Ребята, вы сейчас уже должны хорошо ориентироваться в терминах и понятиях,  которыми вам предстоит пользоваться, когда будете студентами учебных заведений. Таких слов множество. Значение их знать необходимо, так же, как и правописание, ведь они встречаются и в заданиях А11,13,14,15 ЕГЭ и на уроках. Маша составила слайд-диктант из таких слов, который она проведет с вами.

2) Слайд-диктант (заранее подготовлен  и проводится учащимся ).

Учащийся объясняет условия проведения слайд-диктанта.

Маша: Я напоминаю Вам условия работы. На экране слайд со словом и рисунком. Вы должны записать слово в тетрадь орфографически верно, и, если рисунок правильно объясняет лексическое значение данного слова, то рядом со словом ставим «+».

В случае несовпадения значения слова с изображением на рисунке,  вы записываете слово орфографически верно, но рядом с ним ставим «-».

(Показывает по 1 слайду, учащиеся записывают.)

Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу друг друга.

(Выводит на экран слайд «Проверь соседа по парте».)

Оцените друг друга.

(Выводит на экран слайд «Критерии оценки».) Спасибо за работу.

3) Слово учителя.

- Ребята, а как вы отнесётесь к мнению А.С.Пушкина? (слова выведены на слайде)

                                          Как уст румяных без улыбки,

                                          Без грамматической ошибки

                                          Я русской речи не люблю.

-А к мнению Гоголя?

Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как  Пушкин, так и смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего.

- Трудно?

- Приглашаю вас к размышлению.  Попытаемся разрешить это противоречие  и найти  ответ на вопрос, что же имел в виду Пушкин.

4)Решение учебной задачи.  Учащиеся работают в группах в течение 5-7 минут

Для решения этой задачи предлагаю разделиться на 2 группы и почувствовать себя: 1 группа  -  в роли учителя русского языка, (зад. А 3,А 30  ЕГЭ)

2 группа – в роли лингвиста.

Желаю удачи. Пусть вам помогут наблюдательность, чувство слова, лингвистический  микроскоп.

РЕДАКТИРОВАНИЕ  ТЕКСТОВ.

1 группа.   Задание:

Вы учитель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе, которого вы не знаете.  Проверьте тетрадь, исправьте ошибки. Определите вид ошибки. Каким вы представили себе нового ученика?  Воспользуйтесь примерной схемой ответа.

КАРТОЧКА – ТЕТРАДЬ (на проекторе для всех)

Впереди лидирует команда наших спортсменов.(употребление лишнего слова). На примере конкретных примеров  покажите своеобразие чеховского пейзажа  (употребление рядом однокоренных слов). Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать ( употребление слова в несвойственном ему значении). Провожая меня, лицо его выражало сожаление.  (неправильное употребление  Д.О.). Родители хотели устроить праздник более пышнее.(неправильное образование форм прилагательных).

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОТВЕТА.

Новый ученик (Ф.И.) допустил следующие виды речевых ошибок / формулировка вида ошибки, чтение предложения/.  В исправленном варианте предложения должны звучать так: / чтение исправленных вариантов/.

Обрати внимание на задания ЕГЭ и  повтори алгоритм работы с ними.

II  группа.  Задание:

Прочитайте выразительно  предложения. Определите вид ошибки. Намеренно ли допускает эти ошибки писатель? С какой целью использует этот приём писатель?

Карточка – текст / на проекторе для всех/

1) Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью  и  братом… на дачу.      (А.П.Чехов)    / Отсутствие логики/

2)  Взять жену без состояния я в состоянии,  но входить в долги из-за тряпок я не в состоянии.  (А.С.Пушкин).  / Каламбур, словесная шутка/

3) Вдруг какой – нибудь  эдакой, можете себе представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая – нибудь  Гороховая,  чёрт возьми, или там эдакая какая – нибудь Литейная;  там шпиц эдакой какой – нибудь  в  воздухе; мосты там висят эдаким чёртом…   ( Н.В. Гоголь ).   / Повтор слов, ругательные слова/.

ВЫВОД:  Подобные нарушения логики высказывания используются как  стилистический приём создания комического эффекта.   / В ЕГЭ А 30/.

5)Группы представляют результаты своей работы (3-5 мин). Комментарии учителя.

  -Так что же имел в  виду  Пушкин, сказав: «… без грамматической ошибки я русской речи не люблю»?

Вспомним слова Н.В.Гоголя:  «Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно  за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего»

Пушкин прекрасно знал нормы литературного языка, тщательно редактировал свои рукописи, внимательно относился к тем критикам, которые отмечали  немногочисленные неправильности его стихов.

-   В языке художественной литературы нарушения нормы вполне возможны. Лев Владимирович Щерба (1880-1944), русский языковед, утверждал: «…Авторов, вовсе не  отступающих  от нормы, конечно, не существует – они были бы невыносимо скучны.  Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда – то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от  неё у разных хороших писателей».

-   Итак, к какому же выводу мы пришли?  Нужно ли говорить правильно? Кто имеет право на ошибку?

6) Слово учителя.  Знакомство с текстом. Стихотворение В.Шефнера «Устная речь»

-  Любовь к родному языку связана с умением вслушиваться, вдумываться в слово. Умение надо развивать, чтобы научиться хорошо говорить, писать и понимать текст.

Слово «Текст» заимствовано в XVIII веке из немецкого языка. Text - словесное единство. Сегодня на уроке мы не только будем объяснять синтаксические понятия, но и продолжать учиться искусству чтения и понимания текста в его словесном единстве.

  (1 уч-ся выразительно читает стихотворение наизусть)

Это так, а не иначе.

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь - людское чудо -

Не скудела в наши дни.

7)Групповая, парная, индивидуальная  работа по интересам (5 мин.).

На уроке работают три группы:

«литературоведы» (объясняют тему и идею текста);

«языковеды» (исследуют языковые средства, изобразительно-выразительные средства, раскрывающие тему и идею стихотворения);

«лингвисты» (исследуют синтаксические конструкции, помогающие понять мысль автора).

А) Планирование учебной деятельности. Собственно учебная деятельность-комплексный анализ текста.

Ученики знакомятся с заданиями к тексту, алгоритмом работы, формируют пары, группы, кто-то решает работать индивидуально, отбирают справочную литературу.

Основной алгоритм

1.     Выпишите ключевые слова текста.

2.     Найдите в словаре объяснение слов в переносном значении.

3.     Исследуйте синтаксические конструкции текста.

Индивидуальные задания:

1.     Подберите синонимы из текста к слову речь (отметьте текстовые синонимы).

2.     Укажите и объясните тропы, используемые автором: метафоры, эпитеты, сравнения.

Творческое задание:

1.  Составьте связное устное высказывание на основе практического исследования.

Задание “Оратор”.

Подготовьте устное выступление на 1 минуту, с помощью которого убедите своего одноклассника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

Б) Работа учителя с учащимися базового уровня.

В то время, как работают три группы с  комплексным  анализом текста, учитель проводит тест с учащимися базового уровня («3»).

Тест по заданию А 2 ЕГЭ.

Паронимы - однокоренные слова, близкие по значению или частично совпадающие в своем значении.

Чем отличаются данные пары слов? Устно объясните  лексические значения паронимов. Выполните тестовые задания (на 3 слайдах).

1. НАДЕТЬ - ОДЕТЬ

В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово НАДЕТЬ?

1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся одеть охотничьи сапоги.

2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.

4) Танцоров одели в национальные костюмы.

2. ОБСУЖДЕНИЕ - ОСУЖДЕНИЕ

В каком предложении вместо слова ОБСУЖДЕНИЕ нужно употребить ОСУЖДЕНИЕ?

 1) ОБСУЖДЕНИЕ проблемы загрязнения окружающей среды стало важней темой.

2) Никогда нельзя предугадать результаты ОБСУЖДЕНИЯ сути научного открытия.

3) Урок был посвящен ОБСУЖДЕНИЮ новой книги В. Распутина.

4) ОБСУЖДЕНИЕ преступника судом на 3 года исправительных работ вызвало недовольство горожан.

3. ОСВОИТЬ - УСВОИТЬ

В каком предложении вместо слова ОСВОИТЬ нужно употребить УСВОИТЬ?

1) Завод ОСВОИЛ выпуск новой продукции.

2) Ученик сумел быстро ОСВОИТЬ новый материал.

3) Жители деревни решили ОСВОИТЬ новые земли для посева зерновых культур.

 4) Пришлось ОСВОИТЬ новую технику.

Обсуждение - процесс действия по знач. глаг.: обсуждать, обсудить. Осуждение - неодобрение, порицание.

Надеть что-либо - Одеть кого-либо.

Освоить – овладеть, довести до состояния годности. Усваивать – 1) делать своим, свойственным, присущим себе. 2)Запоминать, выучивать, осваивать

Проверка. Код ответов: 1, 4, 2

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ  «Кубики».  Постройте   из данных  «кубиков»  текст, прочитайте его  ( задание А 6, А 27  ЕГЭ ).

Внимание!  У текста нет заключительной части.  Придумайте концовку.

Задумались  ли  вы над тем,  в чём  проявляется богатство  нашего языка?

Красота и благозвучие русского языка связаны, например,  с чередованием  звонких и глухих согласных, с тем, что есть ещё и мягкие, которые для слуха очень приятны.

Однако не забудем и о звуковой стороне речи.

Русский язык хорошо справляется с обязанностями быть средством общения:  он неисчерпаемо богат.

Если вы ответите, что оно заключается в богатстве словаря,  в  отточенности синонимических конструкций, то будете  правы.

Очень активны и гласные в нашей речи:  хотя их всего шесть, они постоянно сопутствуют согласным, не допуская обычно их  большого стечения.  ( по И.И. Постниковой и И.М.Подгаецкой).

 КОД ответов:       IV,   I,  V,  III,   II,   VI

В)  Устные высказывания учащихся: «литературоведов», «языковедов», «лингвистов».

1 ученик называет ключевые слова текста.

Существительные: «словесность», «краса», «чудеса», «родные слова» - эти слова подсказывают тему - в стихотворении говорится о русской словесности, о ее красе, о чуде речи.

2 ученик

Деепричастия: «Сникнув, голос потеряв» при основном глаголе  гаснет

подсказывают авторскую мысль: «Гаснет русская словесность».  Глаголы повелительного наклонения «выпусти», «верни»  звучат призывом к активным действиям.

3 ученик подводит итог.

Тема текста совпадает с названием «Устная речь».

Идея выражена в последней строке:

«Чтобы речь - людское чудо -

  Не скудела в наши дни».

2.     Индивидуальное сообщение.

В стихотворении поставлен вопрос-проблема: Какова же судьба русской словесности? Слово «гаснет» доминирует, оно настораживает читателя на грустный лад. Автору больно, что речь гаснет, значит,  умирает, исчезает.

 Умирает красота слова - устная словесность, чудо русской речи, краса русской речи.

- Как же эта проблема выражается автором с помощью языковых средств?

3.     Группа «языковеды» (исследование художественных средств)

Идею текста: «Чтобы речь - людское чудо - не скудела в наши дни» автор выражает с помощью слов в переносном значении, тем самым создают образ устной словесности, ее судьбу (гибель «гибнет русская словесность») с помощью метафоры - гаснет русская словесность. Гаснуть может свеча, а у автора - «гаснет слово», значит будет тьма, исчезнет красота слова. Образ русской словесности рисуется с помощью метафоры «разговорная краса» (краса девицы сравнивается с красотой слова), метафора чудеса речи дорисовывает образ речи как чуда, чуда слова. Олицетворения «сникнув», «голос потеряв», «взаперти дремлют» передают драму человека, изображают физические и душевные муки, так поэт передает судьбу русской словесности как драму.

4. Группа «лингвисты» (исследование на синтаксическом уровне)

1 ученик.

Синтаксические конструкции: простые предложения в составе сложноподчиненного. Простые предложения осложнены однородными сказуемыми, выраженными глаголами повелительного наклонения.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни..

глаголы повелительного наклонения: «выпусти», «верни» - побуждают к активным действиям, к  воскрешению русской словесности.

2 ученик

Приложение в составе придаточного «чтобы речь - /людское чудо/, - не скудела в наши дни» по-новому характеризует предмет, дает ему другое название, приложение обособлено с помощью тире, обособление - это выделение членов предложения для того, чтобы передать особую значимость в высказывании.

3 ученик

Таким образом,  выбор автором данной синтаксической конструкции тоже подчинен главной мысли, выраженной в тексте.

«Чтобы речь - людское чудо - не скудела в наши дни».

Вывод учителя. Итак, вы показали, что с помощью лексических и синтаксических языковых средств доказана мысль автора - надежда на возрождение родной речи.

Задание “Оратор” реализует сильный уч-ся (1 мин.)

Молодцы, ребята.  Сегодня мы весь урок говорим о понятии  «КУЛЬТУРА».  Можем ли мы нашу речь соотнести с этим понятием?  Каковы для вас составляющие слова  «культура»?  / Ответы учащихся/. ИЛИ  /  фотография  Солженицына, текст  его речи через проектор, у каждого уч-ся на парте ксерокопия  листа с выступлением А.И.Солженицына/

-   А если бы вам предложили выступить и откликнуться на то, о чём сказал писатель?  О чём бы вы говорили? 

3.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.   ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Слово учителя. (Слова Д.С.Лихачева выведены через проектор на слайде, схема «Секреты хорошей речи») Наш современник  Дмитрий Сергеевич Лихачёв, учёный – филолог, истинный российский интеллигент, блестяще владеющий русским словом,  в книге  « Письма о добром и прекрасном»  писал:  « Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли.  Поэтому, учёному, инженеру,  экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь,  прежде всего о точности  мысли.  Строгое соответствие мысли языку и даёт лёгкость  стиля». Я желаю вам лёгкости стиля. 

Дай бог нам прадедов наследие сберечь,

Не притупить свой слух там, где ему всё  ново,

И, выплавив строку,  дождаться светлых встреч

С  прозреньем  Пушкина и красками  Рублёва.

 (В.Рождественский)

Ребята,  так в чём же секрет хорошей речи?    (Ответы учащихся).

Затем  учитель  выводит на проекторе схему  «Секреты хорошей речи»:

ясность

точность

краткость

выразительность

Спасибо за урок.  Оценку получит каждый, общую за урок,  исходя из критериев оценки каждого этапа урока.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:  по группам

базовый уровень  продвинутый уровень те учащиеся, которые занимаются на «3»

Комплексный анализ текста

Презентация

1 слайд. Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека».

Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид урока: практикум.

2 слайд.    Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык.

А. Н. Толстой

3.Орфоэпическая разминка. Слова, в которых нужно поставить ударение.

4.Те же слова, но уже ударные буквы выделены крупным шрифтом.

5.Критерии оценки.

«5» -

«4» -

«3» -

«2» -

6. Презентация «Слайд-диктант»

7. Как уст румяных без улыбки,

    Без грамматической ошибки

   Я русской речи не люблю.

А.С.Пушкин.

Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как  Пушкин, так и смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего.

Н.В.Гоголь

8. КАРТОЧКА – ТЕТРАДЬ

1.Впереди лидирует команда наших спортсменов.

2.На примере конкретных примеров  покажите своеобразие чеховского пейзажа. 

3.Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать

4.Провожая меня, лицо его выражало сожаление.

5.Родители хотели устроить праздник более пышнее.

9. Карточка – текст

1) Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью  и  братом… на дачу.      (А.П.Чехов) 

 2).  Взять жену без состояния я в состоянии,  но входить в долги из-за тряпок я не в состоянии.  (А.С.Пушкин).       

3). Вдруг какой – нибудь  эдакой, можете себе представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая – нибудь  Гороховая,  чёрт возьми, или там эдакая какая – нибудь Литейная;  там шпиц эдакой какой – нибудь  в  воздухе; мосты там висят эдаким чёртом…   ( Н.В. Гоголь ).  

10.Тест по заданию А 2 ЕГЭ.

1. НАДЕТЬ - ОДЕТЬ

В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово НАДЕТЬ?

1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся одеть охотничьи сапоги.

2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.

4) Танцоров одели в национальные костюмы.

11.

2. ОБСУЖДЕНИЕ - ОСУЖДЕНИЕ

В каком предложении вместо слова ОБСУЖДЕНИЕ нужно употребить ОСУЖДЕНИЕ?

 1) ОБСУЖДЕНИЕ проблемы загрязнения окружающей среды стало важней темой.

2) Никогда нельзя предугадать результаты ОБСУЖДЕНИЯ сути научного открытия.

3) Урок был посвящен ОБСУЖДЕНИЮ новой книги В. Распутина.

4) ОБСУЖДЕНИЕ преступника судом на 3 года исправительных работ вызвало недовольство горожан.

12.

3. ОСВОИТЬ - УСВОИТЬ

В каком предложении вместо слова ОСВОИТЬ нужно употребить УСВОИТЬ?

1) Завод ОСВОИЛ выпуск новой продукции.

2) Ученик сумел быстро ОСВОИТЬ новый материал.

3) Жители деревни решили ОСВОИТЬ новые земли для посева зерновых культур.

 4) Пришлось ОСВОИТЬ новую технику.

13.Проверь себя!

Обсуждение - процесс действия по знач. глаг.: обсуждать, обсудить. Осуждение - неодобрение, порицание.

Надеть что-либо - Одеть кого-либо.

Освоить – овладеть, довести до состояния годности. Усваивать – 1) делать своим, свойственным, присущим себе. 2)Запоминать, выучивать, осваивать

Код ответов: 1, 4, 2

14.ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ  «Кубики». 

Постройте   из данных  «кубиков»  текст, прочитайте его  (задание А 6, А 27  ЕГЭ ).

Внимание!  У текста нет заключительной части.  Придумайте концовку.

1.Задумались  ли  вы над тем,  в чём  проявляется богатство  нашего языка?

2.Красота и благозвучие русского языка связаны, например,  с чередованием    звонких и глухих согласных, с тем, что есть ещё и мягкие, которые для слуха очень приятны.

3.Однако не забудем и о звуковой стороне речи.

4.Русский язык хорошо справляется с обязанностями быть средством общения:  он неисчерпаемо богат.

5.Если вы ответите, что оно заключается в богатстве словаря,  в  отточенности синонимических конструкций, то будете  правы.

6.Очень активны и гласные в нашей речи:  хотя их всего шесть, они постоянно сопутствуют согласным, не допуская обычно их  большого стечения.

 ( По И.И. Постниковой и И.М.Подгаецкой).

15. КОД ответов:       4,   1,  5,  3,   2,   6.

16.Текст А.И.Солженицына

17.  Наш современник  Дмитрий Сергеевич Лихачёв, учёный – филолог, истинный российский интеллигент, блестяще владеющий русским словом,  в книге  « Письма о добром и прекрасном»  писал:  « Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли.  Поэтому, учёному, инженеру,  экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь,  прежде всего о точности  мысли.  Строгое соответствие мысли языку и даёт лёгкость  стиля».

18.Схема  «Секреты хорошей речи»:

ясность

точность

краткость

выразительность

Приложение №1

Грамматические ошибки

1 Ошибочное словообразование         

Например, заместо, надсмехаться, бессмертность

2 Ошибочное образование формы существительного 

Многие чуда техники, не хватает время

 3 Ошибочное образование формы прилагательного   

Более интереснее, красивше

4Ошибочное образование формы числительного        

С пятистами рублями

5Ошибочное образование формы  местоимения         

Ихнего пафоса, ихи дети

6 Ошибочное образование формы глагола      

Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы, ложат, я победю

7 Нарушение согласования     

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

8 Нарушение управления        

Нужно сделать свою природу более красивую.

9 Нарушение связи между подлежащим и сказуемым           

Большинство возражали против такой оценки его творчества.

10 Нарушение  видовременной соотнесенности глагольных форм      

Замерло на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

11 Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях     

Она написала книгу, которая эпопея.

Все были рады, счастливы и веселые.

12Ошибки в построении предложения с однородными членами         

Страна любила и гордилась поэтом.

В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему его люблю.

13Ошибки в построении предложения с деепричастным  оборотом    

Читая текст, возникает такое чувство…

14Ошибки в построении предложения с причастным  оборотом          

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

15Ошибки в построении сложного предложения         

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

16Смешение прямой и косвенной речи           

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

17Нарушение границ предложения     

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

Приложение №2 Памятка

Типы речевых ошибок

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

 

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

 

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

  Мое отношение к этой проблеме не поменялось.

  Были приняты эффектные меры.

 

Неразличение синонимичных слов

  В конечном предложении автор применяет градацию.

 

Употребление слов иной стилевой окраски

  Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

 

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

   В.Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

 

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других.

 

Нарушение лексической сочетаемости

Автор увеличивает впечатление.

У девочки были коричневые глаза. (Глаза карие)

 

Употребление лишних слов (плеоназм)

Это был молодой юноша, очень прекрасный. (Если юноша, то он и так молод. Прекрасный -высшая степень красоты, очень красивый, поэтому неуместно употребление слова очень со словом прекрасный)

 

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

 

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

 

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

 

Неудачное употребление личных и указательных местоимений

Данный текст написал В.Белов. Он относится к художественному стилю.

У меня сразу возникла картина в своем воображении.

Приложение №3

Орфоэпическая разминка. Расставьте ударение в словах.

Добыча, прибывший, асимметрия,       закупорить,      премировать, вероисповедание, водопровод, избаловать, обеспечение, договор, завсегдатай, облегчить, приткнутый, озвучение, ивовый.

(правильный вариант: добЫча, прибЫвший, асимметрИя, закУпорить,премировАть,вероисповЕдание,водопровОд,избаловАть,обеспЕчение,договОр,завсегдАтай,облегчИть,прИткнутый,озвУчение,Ивовый)

Тест по заданию А 2.

 Паронимы - однокоренные слова, близкие по значению или частично совпадающие в своем значении.

Чем отличаются данные пары слов? Устно объясните  лексические значения паронимов. Выполните тестовые задания.

1. НАДЕТЬ - ОДЕТЬ

В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово НАДЕТЬ?

1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся одеть охотничьи сапоги.

2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.

4) Танцоров одели в национальные костюмы.

2. ОБСУЖДЕНИЕ - ОСУЖДЕНИЕ

В каком предложении вместо слова ОБСУЖДЕНИЕ нужно употребить ОСУЖДЕНИЕ?

 1) ОБСУЖДЕНИЕ проблемы загрязнения окружающей среды стало важней темой.

2) Никогда нельзя предугадать результаты ОБСУЖДЕНИЯ сути научного открытия.

3) Урок был посвящен ОБСУЖДЕНИЮ новой книги В. Распутина.

4) ОБСУЖДЕНИЕ преступника судом на 3 года исправительных работ вызвало недовольство горожан.

3. ОСВОИТЬ - УСВОИТЬ

В каком предложении вместо слова ОСВОИТЬ нужно употребить УСВОИТЬ?

1) Завод ОСВОИЛ выпуск новой продукции.

2) Ученик сумел быстро ОСВОИТЬ новый материал.

3) Жители деревни решили ОСВОИТЬ новые земли для посева зерновых культур.

 4) Пришлось ОСВОИТЬ новую технику.

Обсуждение - процесс действия по знач. глаг.: обсуждать, обсудить. Осуждение - неодобрение, порицание.

Надеть что-либо - Одеть кого-либо.

Освоить – овладеть, довести до состояния годности. Усваивать – 1) делать своим, свойственным, присущим себе. 2)Запоминать, выучивать, осваивать

Проверка. Код ответов: 1, 4, 2

Приложение №4

Составьте пары слов, близких или в чём-то совпадающих по лексическому значению:

1. прецедент   

2. курьер         

3. привилегия  

4. приспособленец      

5. преграда     

6. приставка    

7. привратник  

Слова для справки: фельдъегерь, прерогатива, курьёз, препона, конъюнктурщик, консьерж, префикс. Объясните свой выбор по порядку 1-7. Проверь себя. Слайд 34 (пары слов поочередно высвечиваются на экране).

Задание “Оратор”.

 Подготовьте устное выступление на 1 минуту, с помощью которого убедите своего одноклассника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

Работа «Корректор»

Задание: найдите ошибки в рассуждениях.

В слове стриженые под машинку волосы пишется одна буква н, т.к. оно образовано от глагола несов. вида стричь.

Фасованые продукты пишется с одной буквой  н, т.к. отглагольное прилагательное образовано от  глагола фасовать несов. вида.

В словах деревянный и серебрянный пишутся  две буквы нн, т.к. это исключения.

Непрошенный посетитель пишется с нн, т.к. суффикс -енн-.

Полированные фигурки пишется с нн, т.к. есть суффикс -ованн-.

Приложение №5

Комплексный анализ текста.

Прочитайте отрывок из выступления Александра Исаевича Солженицына на круглом столе Российской академии наук. А если бы вам предложили выступить и откликнуться на то, о  чем сказал писатель? Что бы вы сказали?

(1)Упомянув слово культура, я должен пояснить, какого определения я придерживаюсь. (2)Двух. (3)Одно – различающее цивилизацию как возделывание среды, условий обитания и культуру как возделывание внутренней жизни человека, его души. (4) Второе: культура есть совокупность интеллектуальных, мировоззренческих, этических и эстетических достижений. (5) Как видим, определения эти сходятся в одно: главное в культуре – развитие, обогащение, совершенствование нематериальной жизни.

(6) Уже не первое столетие в цивилизованном мире идет далеко не сразу замеченный процесс потери духовной сосредоточенности и высоты, процесс рассеяния, быть может, невосполнимой растраты духовных ценностей.

(7) В 19 веке еще редко кто различал его. (8) Но уже весь 20 век, столь технически успешный, а психологически поспешный, разными путями действовал, снижая уровень культуры. (9) Этот крушительный мировой процесс, неуклонный от десятилетия к десятилетию, застал нас, однако, как бы врасплох. (10) И широко – однако необоснованно – создалась иллюзия культурного пресыщения, культурной усталости: будто уже вся возможная культура исчерпана и уже не питает нас.

1.Озаглавьте текст.

2.Выпишите ключевые слова.

3.Определите тему текста, основную(ые) мысль (и) текста.

4.Объясните лексическое значение слов ИЛЛЮЗИЯ, ПРЕСЫЩЕНИЕ.

5.Какое  утверждение не соответствует содержанию текста?

А) Культура и цивилизация – это не одно и то же.

Б) Культура – это то, что связано с развитием в области духовной жизни человека.

В) Процесс потери духовной высоты начался недавно и всеми был замечен.

Г) 20 век, несмотря на успехи в области техники, неуклонно разрушал духовные ценности.

6.Выпишите из текста (предложения 5-8) страдательное причастие              прошедшего  времени. Как оно образовано?

7.Сравните: чем различаются слова ОДНАКО в предложениях 9 и 10? Какой частью речи является каждое из слов?

8.Определите способ образования слова  РАСТРАТЫ в  6 предложении.

9.Укажите тип связи слов в словосочетании  УРОВЕНЬ КУЛЬТУРЫ.

Приложение № 6

Комплексный анализ текста.

А если бы вам предложили выступить и откликнуться на то, о  чем сказал писатель? Что бы вы сказали?

 (1) Язык – это мерило бытия нации, ее веры, нравственности и даже физического благополучия, здоровья людей. (2) Через язык человек познает добро и зло, испытывает на себе их воздействие и постигает, что может сам творить словом добро и зло. (3) И выбор между добром и злом люди впервые делают, именно выбирая между благим и гибельным словом.

(4) Доказано сегодня не только богословами, но и наукой, что словесное давление на человека  - это не только метафора, а физическая реальность… Каждое слово, услышанное или увиденное нами, слышат не только наши уши, видят не только наши глаза, но вся личность человека несет в себе отпечатки увиденного и услышанного. (6) Вот почему, интуитивно познав и опытно постигнув силу слова,  человечество искони очень осторожно обращалось с ним, вводя запреты на всуе обращенное слово к Богу, на клятву и проклятие, на сквернословие и брань.

М. Миронова

Озаглавьте текст. Укажите ключевые слова.

Определите тему и основную(ые) мысль (и) текста.

Объясните значение слов МЕРИЛО, ВСУЕ, БОГОСЛОВ.

Подберите синонимы к слову ИНТУИТИВНО.

Из предложений 2-3 выпишите антонимы.

Из предложений 5-6 выпишите причастия и деепричастия.

Выберите грамматически правильный вариант предложения: Постигнув силу слова,

А) были созданы замечательные произведения русской классики;

 Б)  добро сможет победить зло;

В)  происходит выбор между добром и злом;

Г)  человечество всегда очень осторожно обращалось с ним.

8.Определите способ образования слова НРАВСТВЕННОСТИ в 1 предложении.

9.Укажите тип связи слов в словосочетании  ОПЫТНО ПОСТИГНУВ.

Приложение №6.

Стихотворение В.Шефнера «Устная речь»

Это так, а не иначе.

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь - людское чудо -

Не скудела в наши дни.

Запомните!

Образование множественного числа:

Бухгалтеры, инженеры, конструкторы, офицеры, почерки, торты, порты, договоры, склады, трюфели, простыни, свитеры, джемперы, возрасты, выборы, авторы, аптекари, лекторы, гербы, ректоры, прожекторы, редакторы, секторы.

Директора, купола, ордера, повара, профессора, штабеля, шулера, доктора, мастера, паспорта, сорта.

Родительный падеж:

Пара ботинок, валенок, туфель, сапог, чулок (но носков),

 купить 1 кг . мандаринов, помидоров, апельсинов (но яблок, макарон), 5 консервов;

нет мест, болот, войск, плеч, дел, блюдец, полотенец, грузин, армян, гусар, партизан, солдат, ножниц, серёг, кочерёг, свадеб, нянь, басен, рельсов, граблей (и грабель), лохмотьев, простыней;

 много оладий, вафель, брызг, гектаров, килограммов, мечтаний, будней, свечей, распрей, цаплей, доньев, поленьев;

удаление гланд.

Исправьте речевую ошибку:

1.Это самый добрейший человек из всех, кого я знаю.

2.Мать велела дочери налить себе воды.

3.Боясь грозы, старушка спрятала голову под подушку и держала её там до тех пор, пока она не кончилась.

4.Памятник поражает нас своими причудливыми габаритами.

5.Этот необыкновенный случай случился со мной в молодости.

6.Павел упорно работает над задуманной книгой. Наконец, три главы книги написаны. Он посылает эти главы книги своим друзьям.

7.После своего убийства им овладевает страх.

Дидактический материал

1. Выберите необходимое по смыслу слово:

1. (Этикетные, этические) нормы не позволяли ему брать котлету руками. 2. (Референт, рефери) подбежал к месту предполагаемого падения мяча. 3. Этот (абонент, абонемент) дает вам право на посещение бассейна в течение трех месяцев. 4. Он сел в (медресе, "Мерседес") и уехал. 5. Обогнав своих соперников, бегун до самого финиша оставался (аутсайдером, лидером). 6. Недовольные своими оценками за сочинение абитуриенты могут подать (эпиляцию, апелляцию). 7. Он не слишком разговорчив, предпочитает больше читать, чем общаться с людьми. В общем, типичный (интроверт, экстраверт). 8. Мы решили купить квартиру и обратились за помощью к (дилеру, риэлтеру). 9. (Резюме, реноме) этого достойного политика никак не пострадало от лживых обвинений в его адрес. 10. Программа (сейшена, саммита) была на редкость разнообразной: концерт, дискотека, игры. 11. В наших отношениях сохранился необходимый для дальнейшего сотрудничества (паритет, раритет). 12. (Де-юре, де-факто) эта республика является субъектом Федерации, но (де-факто, де-юре) она давно уже не подчиняется федеративным законам. 13. Предвыборная (компания, кампания) в самом разгаре. 14. Он был специалистом высокого класса - настоящий (профан, профи). 15. Во вчерашнем фильме ничего не было кроме перестрелок, он типичный (триллер, боевик). 16. Религиозные лидеры призвали к священной войне (газават, шариат). 17. Мультфильмы Диснея сделаны в стиле (кантри, экшн). 18. Этот (мюзикл, триллер) со множеством кошмарных убийств не давал мне заснуть полночи. 19. Он блестяще полемизировал, по всем правилам (эвристики, эристики). 20. (Эпатаж, апология) сопровождал(а) каждое его появление. 21.Пришлось подниматься на второй этаж, чтобы найти наши места в (бельэтаже, бенуаре). 22. (Визажист, крупье) объявил: «Ставки сделаны! Ставок больше нет!» 23. Мы всем классом совершили (экскурс, экскурсию) по пушкинским местам. 24. Он был одет совсем не для этого случая, слишком пестро и необычно. Присутствующие сразу же это отметили: «Слишком (экспансивен, экстравагантен)!». 25. Данные (монитора, мониторинга) дают представление о мнении столичной общественности по этому вопросу. 26. Большой страной правит маленькая группа известных всем людей - (олигархия, охлократия). 27. Эта акция осуществляется под (патронажем, патронатом) правительства Москвы. 28. Дума вынесла (вотум, вето) недоверия правительству. 29. В настоящее время в связи с усиливающимся вниманием к устной публичной речи у каждого занятого в политике человека есть свой (гастарбайтер, спичрайтер). 30. Мусульмане объявили (дефолт, джихад) «неверным». Индекс (Доу-Джонса, Ди-джея) резко понизился вчера.31. Он очень (креативный, корректный) человек, поскольку всегда ведет себя предельно вежливо и тактично. 32. В отеле они поселились в одним из лучших (пентхаусов, пандусов). 33. На второе мы заказали (равиоли, рефери). 34. Стиль(фаст-фуд,хайтек) в отделке помещений постепенно выходит из моды.

2. Укажите предложения, в которых допущены смысловые ошибки. Объясните, в чем они заключаются.

1. Позвольте вам вручить этот сувенир на память! 2. Ностальгия по родине не давала им покоя. 3. Пора поменять окружающий антураж. Каждый год в нашем городе проходят художественные бьеннале. В течение пяти дней все имели возможность посещать вернисаж. 6. Мы попали на самое открытие амфитеатра. 7. Инаугурация президента назначена на пятое ноября. 8. Корпоративные интересы толкали его на нарушения государственных законов. 9. В обществе он всегда навязывал свой моветон. 10. Это можно объяснить лишь особенностями национального менталитета. 11. Теперь мы будем сотрудничать на основе равного паритета. 12. Это случилось уже после постфактум. 13. Обратите внимание на постскриптум! 14. Выдуманная вами фикция не поможет вам! 15. Парень выиграл на банкомате кое-какую мелочь. 16. Адвокат апеллировал к человеколюбию присутствующих в зале суда. 17. Перед ним встали две альтернативы: идти или не идти на урок. 18. За такие деньги бижутерию с бриллиантами не купишь. 19. Протяженность блицурока по литературе составила 45 минут. 20. Этот человек был изменчивым апологетом этого учения. 21. Почти десять километров мы пробежали с ним визави. 22. Он неплохой артист и за последний год получил несколько ангажементов. 23. Он, не покладая рук, зарабатывал свой статус. 24. После обильного ужина был подан аперитив. 25. Брифинг прошел весьма бурно и завершился через три дня. 26. После парафирования договор вступит в силу. 27. Он очень склонен к саморефлексии. 28. Депутаты проголосовали за начало процедуры импичмента. 29. Мы ехали по узкому проселочному автобану. 30. Эта книга стала блокбастером. 31. В ходе проходившего брифинга представители различных партий и объединений оживленно обменивались мнениями по самым разным вопросам.

3. Составьте словосочетания, используя выделенное слово. Почему некоторые словосочетания невозможны?

Амбиция - обоснованная, политическая, нравственная, поступать ради..., выйти из..., выпячивать

Альянс - политический, вялый, фрагментарный, кавалерии и пехоты, выгодный, тройственный

Карт-бланш - получить, предоставить, неограниченный

Диаспора - создать, армянская, цыганская, возвращаться из

Коллизия - надуманная, напряженная, запутанная, жалкая, забавная

Лексикон - богатый, бранный, включающий 10 тысяч слов, вашего урока, собрать

Лимитировать - права, проживание, количество мест, экспорт, последовательно

Фронтальный - опрос, атака, направление, тылы, сторона, выпад, противостояние

Одиозный - поступок, пейзаж, слова, речь, план, смех

Обструкция - организовать, объявить, парламентская, отказаться от...

Утрировать - события, трудности, проблему, сказанное, споры

Плагиат - беззастенчивый, бессовестный, самый настоящий, выдающийся

Эскорт - отстать от..., отослать, ехать без..., проблема, приставить, скакать среди...

Эпатировать - общество, приятелей, постоянно, в общественных местах

Менторский - голос, поведение, тон, право, отношение, перст, занудливость, серьезность

Коррупция - обсудить, бороться с..., открыть дорогу, предприятий, экономическая, охватившая все, тотальная, обвинить в...

Визуальный - осмотр, рассматривание, исследование, информация, приближение, ряд

Деградация - медленная, постепенная, скатиться в..., утомительная, нравов, духовная, переживать, испытывать

Дебаты - парламентские, бурные, безрезультатные, провести, снять

Дефиниция - развернутая, рассмотреть, данная, составить, предложения, анализируемая

Тариф - таможенный, дорожный, оплата без..., завышенный

Эмансипация - женщин, борьба за..., рассуждения об..., приверженцы, споры вокруг, национальных меньшинств

Сакраментальный - вопрос, реликвии, трон, правитель, ложь, фраза

Урбанизация - культуры, общества, в искусстве, проблемы, стили (чего), рост, последствия, быть против (чего), страдать от..., ругать (что), привыкнуть к...

Эксклюзивный - торт, модель одежды, гость, случай

Фискальный - интерес, органы, привычки, усмешка

Электорат - выборы в..., присутствие, право, внимание, должность

Баллотироваться - на должность директора, от этого округа, в парламент, в учителя

Бизнес - нелегкий, откровенный, - план, -проект, заняться, прекратить, отказаться, вялый, книжный

Экспансия - военная, вражеская, вооруженная, активная, вялая

Кворум - собрать, частичный, полный, многочисленный, назначить, установить

Коммуникация - языковая, речевая, идей, не состоявшаяся, ремонт (чего)

Констатация - явления, болезни, факта смерти, наличия знаний, существа предмета, отсутствия интереса

Конфиденциальный - разговор, тон, беседа, сообщение, собеседник, лицо, информация, жест, язык, наклон головы, перемигивание, мимика, переговоры, прием

Кредо - объявить свое, чужое, отступиться от..., надежное, полное, абсолютное, идейное, позитивное

Лапидарный - стиль, слог, надпись, памятник, шрифт, опыт, сюжет, буквы

Виртуальная - действительность, реальность, замысел, возможность

Индифферентный - отношение, поведение, ко всему, амбиции, результат, к результату

4. Соедините выделенные слова и те, что написаны в строчку, по смыслу. Объясните значения полученных слов.

вершина, мнимый, заместитель (вместо), бывший, топ-, квази-, вице-, экс-

Президент, модель, мэр, научный, ученый, министр, жена, чемпион, мнение.

5. Составьте предложения со следующими словами.

Факс, фаворит, хит, шейпинг, шлягер, шоп, шоу, вояж, ди-джей, интернет, кич, принтер, скоч, афера, бодибилдинг, хиромантия, подиум.

6.Объясните, в чем заключаются ошибки в следующих предложениях?

1. На птичьем дворе петух доминирует над курами. 2. Вчера мы стали свидетелями крайне неприятного инцидента: на наших глазах были разбиты две бутылки пива. 3. Бабушка инкриминировала внуку исчезновение банки варенья. На что внук ответил, что на подобные инсинуации он не собирается обращать внимание. 4. Мама наложила вето на решение отца купить сыну компьютер. 5. Учитель ратифицировал решение класса пойти всем вместе в театр.6. Только с санкции директора школы можно провести праздничную дискотеку. 7. По тротуару прохаживаются тинейджеры. 8. На перемене подрались два первоклассника, на что директор заметил: «Подобные эксцессы возникают в последнее время слишком часто», 9. Эти проблемы обсуждались лишь в школьных кулуарах. 10. Сегодня в нашем классе состоялась презентация нового ученика. 11.Теперь ему надо натурализоваться в нашем классе. 12. На уроках физкультуры мы выстраиваемся в строго определенную иерархию.

7. Являются ли синонимами следующие слова? Если есть различия в их значениях, то объясните, какие

Бомонд - элита - истеблишмент; вердикт - вотум; демагогический -декларативный - популистский; интеграция - консолидация; конфессия - вероисповедание; коммивояжер - дистрибьютор - менеджер - брокер; клиринг - клирос; ликвидный - легитимный; мажорный -мажоритарный; масс-медиа - средства массовой информации; меценат- спонсор; геноцид - шовинизм; холдинг - хоспис; суицид - самоубийство; тост - гренок; вестерн - триллер; ортодокс - апологет; локальный - лояльный; фикция - фантом - мистификация; катаклизмы перипетии - пертурбации; коллапс - стагнация; компиляция - плагиат; корректив - поправка; корректный - вежливый; маркетинг -менеджмент; муниципалитет - префектура; субсидия - заработная плата; промоушен - консалтинг, референдум - плебесцит; ликвидный -конвертируемый.

3. Устные тренировочные упражнения по исправлению речевых ошибок.

(Ученикам материал предлагается в виде компьютерной презентации, ошибки исправляются устно с коллективным обсуждением вариантов исправления. Можно 1-2 примера обсудить устно, а остальные предложить учащимся выполнить письменно самостоятельно с последующей проверкой)

I. Употребление слова в несвойственном ему значении.

1. Он упал навзничь (ничком) и уткнулся лицом в землю.

2. Он пристально (внимательно) слушал мой рассказ.

3. Памятник поражает нас своими причудливыми габаритами (размерами).

II. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом.

В таких случаях я взглядываю (заглядываю) в “Орфографический словарь”.

Соперники ревностно (ревниво) относились к успехам друг друга.

Люди начали радостно и хлопотно (хлопотливо) выполнять приказание.

Сначала о Манилове складывается двойное (двойственное) впечатление.

III. Неразличение синонимичных слов.

Имя этого поэта знакомо (известно) во многих странах.

Теперь в нашей печати отводится значительное пространство (место) рекламе, и это нам не импонирует (нравится).

IV. Употребление слов иной стилевой окраски.

1. В нашем городе скверы и парки дислоцированы (расположены) очень удачно.

2. А.С.Грибоедов был еще и автором шикарного (прекрасного) вальса.

3. В преддверии собрания нам нужно приготовить все необходимые бумажки (документы, бумаги).

4. Ввиду отсутствия красной розы сердце принца будет разбито.

ПРИМЕЧАНИЕ. Известный писатель В.Солоухин не принимал названия Дворец бракосочетания; это “…все равно, - считал он, - что к нитке жемчуга на женской шее прицепить канцелярскую булавку”.

V. Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов.

Этому, безусловно, талантливому писателю М.Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

Сизифовым трудом (напрасным трудом) было начать постройку дома в этом месте: через два года здесь будет водохранилище.

Солнце светило во всю Ивановскую.

ПРИМЕЧАНИЕ. А.П.Чехов намеренно заменил компонент устойчивого словосочетания кричать во всю Ивановскую, обновив фразеологизм и сделав речь более выразительной.

VI. Неоправданное употребление просторечных и диалектных слов.

На пришкольном участке мы посадили капусту, морковь, бураки (свеклу).

Не могла и не схотела (захотела) Катерина жить в “темном царстве”.

Неожиданно на подмогу (помощь) Чичикову пришел капитан-исправник.

VII. Нарушение лексической сочетаемости.

Родилась (Сохраняется) традиция широко праздновать День города. (Традиция - это обычай, установившийся порядок, унаследованный от предшествующих поколений; традиция родиться не может: она может сохраняться, быть унаследованной.)

Уже будучи преклонным человеком (человеком преклонного возраста), писатель создал один из лучших своих романов.

Помещики присваивали львиную часть (львиную долю) доходов крестьян.

VIII. Употребление лишних слов (плеоназм - от греческого “излишество”).

Он рассказал автобиографию своей жизни (автобиографию, свою биографию).

Поэт испытывал сильную ностальгию по родине (ностальгию). Ностальгия в переводе с греческого – это тоска по родине.

Расставаясь с гостями из Белоруссии, мы подарили им памятные сувениры (сувениры). Сувенир – это подарок, сделанный на память.

Мы дорожим каждой минутой времени (минутой). Минута – единица времени.

IX. Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология – от греческого “то же самое слово”).

1. Этот необыкновенный случай случился (произошел) со мной в молодости.

2. В поэме “Мертвые души” Н.В.Гоголь запечатлел (отразил) свои впечатления о русской деревне.

3. Поэтически описывает поэт (А.С.Пушкин) наш город.

X. Неоправданное повторение слов.

1. Павел упорно работает над задуманной книгой. Наконец, три главы книги написаны. Он посылает эти главы книги своим друзьям.

2. Недавно я прочитала одну книгу. Эта книга называется “Молодая гвардия”. В этой книге рассказывается…

XI. Бедность и однообразие синтаксических конструкций.

1. Мужчина был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки были изъедены молью. (Мужчина был одет в прожженный ватник, грубо заштопанный. Сапоги на нем были почти новые, а носки изъедены молью.)

2. Павел упорно работает над задуманной книгой. Наконец, три главы книги написаны.Он посылает эти главы книги своим друзьям. (Павел упорно работает над задуманной книгой и, когда он заканчивает три главы ее, посылает их своим друзьям.)

XII. Неудачное употребление местоимений.

1. Я вынула книгу из сумки и положила ее (книгу или сумку?) на стол.

2  После своего (совершенного) убийства им овладевает страх.

4. Письменные упражнения на закрепление полученных знаний.

(Упражнения в распечатанном виде лежат на парте у каждого ученика. Первое упражнение выполняют на доске 2 ученика по 5 предложений. Остальные упражнения выполняются всеми самостоятельно с последующей проверкой)

Упражнение № 1

Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова.

1. Смеяться … смехом. Перенести … болезнь (заразный, заразительный). 2. Иметь … намерения. Обладать … характером (скрытый, скрытный). 3. … мастер. … шелк (искусственный, искусный). 4. … женщина. … слово (обидный, обидчивый). 5. Стоять в … позе. Принять … меры против нарушителей дисциплины (эффектный, эффективный). 6. Наблюдать за … развития растений. Идти впереди … (процесс, процессия). 7. Оказаться человеком невоспитанным, … . Мало читать, быть … (невежа, невежда). 8. Писатель И.С.Тургенев рассказал о трагической судьбе … Герасима. Троекуров был жестоким … (крепостник, крепостной). 9. В больнице работает опытный … . В пьесе выведен отрицательный … (персонаж, персонал). 10. … ребенка. … куртку и сапоги (одеть, надеть).

Упражнение № 2

Прочитайте и найдите речевые ошибки. Перепишите, внося необходимые исправления.

Друзья, попробуем оглянуться в будущее. 2. Через весь роман проходит фабула патриотизма. 3. Очень рано я понял, что биология – завлекательная наука. 4. С первого момента он может показаться даже очень прекрасным человеком. 5. Скоропостижный отъезд Хлестакова и известие о приезде настоящего ревизора приводят чиновников в оцепенение. 6. Нельзя без гневного возмущения относиться к разным Чичиковым, Ноздревым, Плюшкиным. 7. Автор по-новому решает вопрос о месте поэта в жизни, о гражданстве поэзии.

Упражнение № 3

Прочитайте. Укажите, какие речевые ошибки допущены, исправьте и перепишите.

Повесть написана калорийным языком. 2. Среди соучастников соревнований было много молодых спортсменов. 3. При выплавке стали была применена новая, более эффектная технология. 4. Большое значение в романе играют женские образы. 5. Критики оказали высокую оценку новым стихам поэта. 6. Учащиеся нашей группы нанесли визит заболевшему преподавателю. 7. Чичиков не скоро сообразил, из чего состоит одежка Плюшкина.

Упражнение № 4

Перепишите, исправляя речевые ошибки и распределяя предложения по трем типам: употребление слов иной стилевой окраски, тавтология, плеоназм.

1. По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры. 2. Гринев сочинил песенку и понес ее Швабрину для рассмотрения. 3. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости. 4. Случилось так, что именно как раз в эти дни открылась выставка. 5. К пристани подъехала карета, из нее вылезла прекрасная девушка. 6. В Краснодоне молодые патриоты организовали подпольную организацию “Молодая гвардия”. 7. Девушка, задрав голову, с тоской смотрела на любимого. 8. Им овладела ностальгия по родине.

 

 
« Пред.   След. »

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
8 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR