Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта сайта
загрузка...
Главная arrow ЕГЭ arrow Преподавание arrow Урок русского языка в 4 классе по теме «Слово. Словосочетание. Предложение. Текст»

Урок русского языка в 4 классе по теме «Слово. Словосочетание. Предложение. Текст»

ЕГЭ - Преподавание
загрузка...

Урок русского языка в 4 классе по теме «Слово. Словосочетание. Предложение. Текст»

Тема. Слово. Словосочетание. Предложение.  Текст.

Класс. 4

Тип урока. Обобщение и систематизация изученного материала.

Методы: практический, словесный, наглядный с применением интерактивной доски, работа с раздаточным материалом.

Формы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная, взаимопроверка и самопроверка.

Оборудование: компьютер; слайды; индивидуальные карты для самостоятельной работы; карточки с текстами; сигнальные карточки; «Толковый словарь», Ожегов; оценочные таблицы.

Цель: обобщить знания детей о слове, словосочетании, предложении, как единицах речи.

Учащиеся должны знать:

- слово, как единицу языка;

- словосочетания, типы словосочетаний;

- предложения, как единицу языка.

Учащиеся должны уметь:

- подбирать однокоренные слова;

- свободно составлять словосочетания;

- использовать словосочетания в предложении;

- восстанавливать текст из отдельных предложений.

п/п

Этапы урока

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность детей

1

Организационный

момент

Создание эмоционального фона

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз.

- Добрый день, сейчас у нас урок русского языка. Работа предстоит серьёзная и непростая. Мы с вами окунемся в удивительный мир красоты и волшебных звуков.

 

А также:

- будем грамотно писать слова и сочетания слов;

- поработаем с предложениями и с текстами;

- узнаем новое об окружающем мире.

- С планом урока ознакомились?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают хором план урока.

 

 

 

 

Отвечают «да».

2

Постановка темы и целей урока.

Актуализация знаний, создание проблемной ситуации, при решении которой дети самостоятельно ставят цель.

- Отгадайте загадку:

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нём.

- По каким признакам вы узнали, что это лес?

- Прочитайте тему нашего урока.

 

 

- Как вы думаете, если мы возьмём слово лес, что вы должны будете знать к концу урока по этой теме?

- Посмотрите на схему. Верно ли она выполнена?

 

предложение

слова

текст

словосочетания

 

 

- Какое у вас настроение?

- Значит можно идти в гости?

 

Отгадывают загадку.

- Лес.

 

Дети отвечают.

 

Читают со слайда тему урока.

 

Отвечают на вопросы.

 

 

Отвечают на вопрос и исправляют ошибки.

3

Чистописание.

Отработка  навыков каллиграфии.

В царство зимы мы тихо входим.

Вот зимний лес….

( слайд 1)

В него заходим….

Идти вперёд нам чтобы,

Преодолеем-ка сугробы.

- А сугробы у нас непростые, а из букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прописывают образцы.

 

 

 

4

Словарная работа.

Развитие словарного запаса учащихся.

- Молодцы, сугробы преодолели. Мы с вами в гостях у леса. Как вы думаете, что необходимо растению, чтобы оно жило, росло, радовало глаза людям в любое время года?

- Правильно. Вот и слов что есть?

Корни и однокоренные слова.

- Запишите слово: лес. Подберите родственные слова к нему.

- Выделите в словах корень.

 

 

 

 

 

 

- Кто же объяснит, что означает слово «лес»?

- Давайте посмотрим в словаре, какое там дается объяснение.

Лес – это множество деревьев, растущих на большом пространстве друг от друга с сомкнутыми кронами.

- Почти 1/3 часть всей поверхности суши на Земле покрыта лесами. Лес растет не везде, а только в тех местах, где много влаги для роста деревьев. Главные обитатели Лесов – это, конечно, деревья. О них и загадки.

- Отгадки напишите в столбик с маленькой буквы.

 

Стоит Алёна – платок зелёный,

Тонкий стан, белый сарафан.

 

 (слайд2)

По округе славится зелёная красавица:

Сарафан – как колокол,

По земле да волоком,

Шапочка с опушечкой, с острою макушечкой.

 

 (слайд 3)

 

У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

(слайд 4)

 

Не берёза, не сосна –

В тишине стоит она.

Но лишь ветер пробежит,

Вся листва на ней дрожит.

(слайд 5)

 

 

Стоит над кручей богатырь могучий:

Голова – до тучи, плечи пораздвинул,

Руки пораскинул, пальцы узловаты,

Силы непочаты…

(слайд 6)

 

 

- Теперь рядом с этими словами запишите родственное слово, которое обозначает лес с этим видом дерева.

(слайд 7)

 

Берёза – березовая роща, березняк.

Ель – еловый, ельник.

Сосна – сосновый, сосняк.

Осина – осиновый, осинник.

Дуб – дубовый, дубрава.

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

- Корень.

 

Записывают слово и однокоренные слова. В это время один ученик работает на доске.

 

Затем самопроверка.

 

Отвечают на вопрос.

Смотрят в словаре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывают загадки:

 

 

 

- берёза;

 

 

 

 

- ель;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- сосна;

 

 

 

 

- осина;

 

 

 

 

 

 

 

- дуб.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети записывают.

 

 

 

 

Взаимопроверка по слайду.

 

5

Работа по теме урока.

Развивать умение составлять словосочетания и определять тип связи в них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Что можно составлять из слов?

- Запишите слово «лес» рядом в скобках вопрос «какой?», подберите одно прилагательное к нему и запишите его.

 

 

- Какой тип связи слов в ваших словосочетаниях?

- Лес ( что делает?)….

- Является ли данная пара словосочетанием?

 

- Лес живёт. Почему я так говорю «живет»? Докажите, что я права.

- У вас на столах листы с заданием, надо оживить лес.

Приложение 1.

 

- Куда вы вставляли слова?

- Что такое предложение?

 

 

- Словосочетания.

Дети записывают и составляют словосочетания с этим словом, определяют тип связи.

 

 

- Согласование.

 

 

- Нет, так как это подлежащее и сказуемое.

Дети отвечают и доказывают.

Работают на листах, проверка проходит по интерактивной доске, дети по очереди выходят и вставляют имена существительные.

6

Физминутка.

Коррекция осанки, эмоциональная разгрузка.

Мы к лесной опушке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки.

Кто высоко так шагал –

Не споткнулся, не упал?

 

 

 

7

Работа в парах.

Закрепление умений и навыков составления предложения

- Чтобы справиться со следующим заданием, понадобится дружба и согласие. Поработаем в парах. Вам предстоит не восстанавливать предложения, а, пользуясь теми словами, которые мы вспоминали сегодня, повторяли, узнавали, составить предложение о зимнем лесе.

- У какой пары есть желание прочитать своё предложение?

Ребята составляют и записывают предложение.

 

 

 

 

Выслушать ответы детей.

8

Работа в группе.

Закрепление знаний о предложении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом.

- Что одному не под силу, то легко коллективу.

- Вы сейчас будете работать в группах. Работая вместе, вы должны решить, какие из записей являются предложением, тогда рядом поставите «+», а если вы считаете, что запись не является предложением – «-». Прежде чем вы приступите к выполнению задания, давайте вспомним, что такое предложение?

Приложение 2.

- Посмотрите на доску и проверьте, так ли вы выполнили задание.

 

- Слова мы с вами вспоминали?

- Словосочетания составляли?

- Предложения восстанавливали?

- Осталось с чем поработать?

- Правильно с текстом. Вы снова будете работать в группах. Подберите вместо пропусков подходящие имена прилагательные.

Приложение 3.

 

 

 

 

Проверка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопрос.

Одна группа детей работает на интерактивной доске.

Дети отвечают на вопросы.

 

 

 

Работают в группах, прямо на листочках вставляют подходящие слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Затем зачитывают получившийся текст перед классом.

9

Закрепление

(дифференцированная работа по разноуровневым заданиям)

Обобщать  и систематизировать знания детей о тексте.

- Следующее задание вы будете выполнять по своему выбору. Вам предлагаются на выбор 3 различных задания, прочитайте их и выберите для выполнения только одно из заданий. Покажите на карточках свой выбор.

 

Приложение 4.

 

Проверка 2-3 человек.

Дети читают и выбирают задание по своему усмотрению, работают на листах.

10

Домашнее задание.

 

- Домашнее задание тоже вам по выбору:

1. Найти пословицы и поговорки, в которых упоминается лес или деревья.

2. Написать мини – сочинение «Люди не могут жить без леса, потому что….».

Дети выбирают и записывают то задание, которое они выбрали.

11

Итог урока.

Рефлексия.

Развивать умение давать самооценку своей деятельности на уроке.

- Вот и подошел к концу наш урок. Давайте прочитаем тему нашего урока. Что же вы вспомнили и  узнали нового на этом уроке?

- Лес – это целый мир. Днем и ночью в лесу слышатся шорохи. Только надо суметь услышать. Не откроет лес свои тайны равнодушному и безразличному человеку. Зато терпеливому и любознательному расскажет о себе все.

Посмотрите на эти книги, авторы которых оказались очень наблюдательными и лес начал открывать им свои тайны.

 

Приложение 1

     Здесь промчался трусливый….(заяц). Сверкнула на солнце яркая шубка хитрой….(лисицы). Белочка грызёт приготовленные летом….(орехи). Стучит по стволу дерева ….(дятел). Только лежит в своей берлоге…(медведь) и сосет лапу.

Приложение 2

Заколдован невидимкой.

Могучий и крепкий.

Береза распустила свои косы.

Словно белою косынкой.

Хорош лес в зимнем уборе!

Приложение 3

1 группа

Немногие деревья издавна пользуются любовью и почётом у всех народов, как дуб. Издавна…………….ветка была эмблемой силы, могущества.

Нет в наших лесах другого столь…………………дерева. Дубы-патриархи живут до тысячи-двух тысяч лет. В …………………….лесах встречаются две формы дуба:…………и ………………….Лучше приспособлена к нашему климату……………..форма: зимняк не тороплив.

Древесина дуба………………необыкновенно прочная на воздухе, в земле и в воде.

2 группа

Черешки листьев осины длинные, сплюснутые, поэтому листья очень неустойчивы и дрожат. «Боится» осина и ………………солнца, и безводья.

Но у нее есть достоинства. Весной осина дает……………..мёд для пчёл. Зайчишки, олени и лоси любят……………..ветки и …………..кору. А бобры из ……………….осинок строят свои «дворцы». В осинниках любят гнездиться дятлы.

Осины отсасывают избыток влаги и спасают почву от заболачивания.

3 группа

Сосна - …………..дерево, все в нем полезно. Хвою клюют…………..птички. Для лосей лучшая зимняя пища - ……………побеги и их кора. Белки, бурундуки лакомятся…………….семенами. Очень богата витамином С……………хвоя.

Сегодня без сосны не могут обойтись более семидесяти отраслей промышленности, в том числе……………., ……………….., ……………….

4 группа

Стройная, с …………..ветвями, …………………листвой берёза всегда вызывает восхищение и с давних времен служит символом всего самого светлого.

Берёза…………………….осваивает открытые пространства, вырубки, гари. Её………….сеянцы не боятся…………..солнца и ……………заморозков. Под её…………кроной поселяются………………..елочки. Когда ель подрастает, она вытеснит…………….березу, которой из-за ели не хватит солнца.

Разноуровневые задания

1 уровень

Прочитайте предложения. Переставьте их так, чтобы у вас получился связный текст.

По ночам трещат лютые морозы.

Ребята надели меховые шубки, теплые сапожки и вышли кататься на санках и коньках.

Всюду лежит глубокий снег.

Стоит холодная зима.

Крепкий лед сковал реку.

Деревья стоят в серебристом инее.

2 уровень

Прочитайте текст. Подумайте, какими словами можно заменить выделенные слова, чтобы не изменился смысл предложения и осталось описание зимнего леса. Запишите сверху подходящие слова.

А как красив зимой русский лес! На хрупких ветвях берез серебрится волнистый иней. С мохнатых хвойных ресниц ели летят пушистые снежинки. Лесные богатыри-дубы стоят друг возле друга чинно и спокойно. А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца приютились. Их, словно ребятишек, зима одела в белые шубки. И на рябину, что у самой опушки раскинулась, белое покрывало накинула. 

3 уровень.

Прочитайте начало текста. Продолжите его 2-3 предложениями.

Волшебно преобразился лес. Стоит завороженный чарами зимы молчаливый витязь в хвойной кольчуге.

Представление открытого урока по русскому языку

Что такое современный урок? В литературе существует множество различных определений, например: «Современный урок – это тот урок, который отвечает требованиям существующей образовательной парадигмы, заказу общества, личностным интересам участников образовательного процесса» (С.Г.Машелов). Но так или иначе, главное заложено в названии: «современный» - идущий в ногу со временем.

Урок современен, если современно его содержание, эффективны формы организации деятельности учащихся, если учитель использует элементы различных образовательных технологий, позволяющих оптимизировать образовательный процесс, то есть все то, что делает каждого ученика успешным вне зависимости от того, где учится ребёнок, в сильном или слабом классе, городской или сельской школе, технически оснащенной или не имеющей современной материальной базы.

Вашему вниманию будет представлен урок  русского языка в 4 классе: «Слово. Словосочетание. Предложение. Текст», тема урока соответствует программному материалу по русскому языку.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

На уроке будут применены следующие формы работы: фронтальная, групповая, парная,  индивидуальная,  взаимо- и самопроверка.

Будут использованы и методы: практический, словесный, наглядный с применением интерактивной доски, работа с раздаточным материалом, где даются  разноуровневые задания. Все методы обучения обеспечивают мотивацию деятельности учащихся по достижению цели урока.

Цель урока: обобщить знания детей о слове, словосочетании и предложении, как единицах речи.

Учащиеся должны знать:

- слово, как единицу языка;

- словосочетание, типы словосочетаний;

- предложение, как единицу языка.

Учащиеся должны уметь:

- подбирать однокоренные слова;

- свободно составлять словосочетания;

- использовать словосочетания в предложении;

- восстанавливать и составлять текст.

Размышляя над проблемой учебных успехов и неудач наших детей, всё чаще приходишь к выводу, что, перефразируя знаменитое «счастье – это когда тебя понимают», ученическое счастье – это когда он, ученик, понимает. Можно долго спорить о том, чему и как учить, но без решения проблемы понимания, о которой так много говорят в последнее время, сложно продвигаться в решении других проблем обучения.

В учебной работе актуальность проблемы понимания особенно велика. О ней свидетельствуют факты снижения качества образования российских школьников.

К обучению понимания текста можно идти разными путями, так как этой проблемой занимаются многие специалисты. Сама система обучения пониманию текста предполагает работу на всех уроках: русского языка, литературного чтения, развития речи, риторики, да и на всех других уроках.

Как организовано обучение пониманию на данном уроке? Урок начинается с  постановки проблемы, которая соответствует содержанию учебного материала и применяется для развития самостоятельности мышления учащихся.

Работа над словом – это первый уровень понимания текста учеником. Не секрет, что многие трудности в обучении начинаются с невнимания к словам. Это может быть незнакомое слово, непонимание которого тормозит работу, но может быть и ключевое слово, от которого зависит понимание предложения и даже целого текста.

Для объяснения значения слова  на уроке будет использоваться  «Толковый словарь», который всегда должен быть под рукой, так как с раннего возраста необходимо приучать детей к пользованию словарями.

Словарная работа традиционно является важным элементом урока русского языка. На данном уроке эта работа представлена в подборе однокоренных слов и в решении лингвистической задачи. Словарная работа проводится для того, чтобы подготовить детей к осмыслению текста, к пробуждению речевой чуткости, формированию дара слова.

Далее учащиеся составляют словосочетания и предложения – это установление связи между образами, стоящими за словами, обобщают эти связи и обозначают их стержневой мыслью. При такой работе дети через языковые средства учатся понять воздействие слов и выражений на чувства и мысли.

На этом этапе задача учителя состоит в том, чтобы не только научить представлять образ предметов или явлений, но и сформировать у них смысловое, сознательное чтение и письмо.

Для работы над пониманием текста используются такие виды заданий:

- дополни текст именами существительными;

- дополни текст именами прилагательными;

- работа с деформированным текстом;

- замени данные слова в тексте другими словами, близкими по значению;

- продолжи текст по его началу.

Для этих видов заданий будут использоваться тексты-описания, так как они требуют активности воображения.

При заполнении пропусков в тексте происходит развитие творческого воображения в соответствии с жизненным опытом детей. Им интересно не только представлять окружающий мир, но и задуматься над смыслом прочитанного.

Урок завершается дифференцированной работой, где 3 уровень представлен  в самостоятельном творчестве детей - продолжи текст по его началу, который является одним из важных критериев эффективности работы над пониманием текста.

При зачитывании своих работ в продолжение текста следует позитивная оценка творчества учеников.

Учащимся в ходе урока  предоставляется возможность сделать проверку своей работы над пониманием,  чтобы увереннее двигаться вперед. В связи с этим на уроке создаются условия для взаимопроверки и самоконтроля, которые влияют на успешность обучения, так как в основе контроля лежит операция сравнения, сопоставления своих действий с образцом.

На уроке используется работа в группах, так работая вместе, дети расширяют свои знания, анализируют, сопоставляют записи с определением предложения, совещаются, приходят к выводу.

Чтобы урок не способствовал утомлению школьников, виды деятельности чередуются, устанавливаются межпредметные связи, связи с ранее полученными знаниями и умениями, так как предыдущий опыт человека очень сильно влияет на понимание.

Для эффективного восприятия на уроке используется слайдовая презентация, что позволяет:

- усилить познавательный интерес;

- овладеть конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

- лучше представлять образ.

Урок строится, не выходя за рамки требований современной программы  начальной школы, однако усиливается мотивационная сторона обучения.

Считаю, что цели данного урока выполнены, материал усвоен, на это указывает работоспособность учащихся и результативность выполнения заданий.

К.Д.Ушинский неоднократно напоминал педагогам о том, что «хороший учитель как будто только и делает, что повторяет, а между тем он быстро движется вперёд».

Вот и материал, представленный на уроке, совпадает с этим утверждением: он позволяет организовать работу с учащимися по повторению, закреплению пройденного, а также помогает обобщить, систематизировать изученное, стимулирует углубление знаний, умений, навыков.     

Показали на уроке конкретные, понятные и доступные любому учителю пути решения проблемы понимания текста. Каждый ребёнок интересен на этом уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. Овладение приемами понимания текста слабым ученикам позволяет почувствовать своё «могущество» над знаниями (Я могу!), а сильным открывает дорогу к новым вершинам.

Но всего дороже тот огонёк сотворчества, который появляется в глазах ребят и удовлетворение от работы, которое бывает тогда, когда ты понимаешь и тебя понимают.

Инструкционная карта урока

блоки

Алгоритмы блока

Задания

Определи настроение

 

отличное

хорошее

не очень хорошее

зелёный

жёлтый

красный

З- 3

1. Подбери однокоренные слова и запиши их.

2. Выдели корень.

3. Проверь по эталону на доске.

4. Оцени свою работу в оценочном листе знаком «+» или «- ».

 

З - 4

1.Отгадай загадки. Напиши отгадки в тетрадь столбиком.

2. Подбери и запиши родственно слово.

3. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте по эталону на доске.

4. Оцени свою работу в оценочном листе знаком «+» или «- ».

 

З - 6

1. Прочитай текст.

2. Вставь подходящие по смыслу слова.

3. Проверь себя по эталону на доске.

4. Оцени свою работу в оценочном листе и поставь знак «+» или « - ».

 

З - 7

Работа в парах

1. Вспомни слова и словосочетания, о которых мы говорили на уроке.

2. Обсуди с соседом по парте задание.

3. Запишите предложение в тетрадь.

З – 8

Разноуровневые упражнения

1. Обсуди свой выбор с товарищами.

2. Выберите правильный ответ.

3. Проверьте с эталоном на доске.

4. Оцени свою работу в оценочном листе и поставь знак «+» или « - ».

З - 9

Работа в группах

1. Прочитайте внимательно текст.

2. Обсуди свой выбор с товарищами. Запишите подходящие слова.

3. Прочитайте получившейся текст одноклассникам.

4. Выслушайте выступление других групп.

 

итог

Поставь в оценочном листе общую оценку кружком: зелёным, жёлтым или красным.

 

Я работал на уроке с желанием, был уверен в себе. Мне было интересно.

Я работал на уроке с желанием, но не очень уверенно, чувствовал какое-то неудобство, волновался.

Я работал на уроке без желания, боялся отвечать и выполнять работу.

зелёный

жёлтый

красный

Работа на уроке

Оценочная таблица: Ф.И. ученика…………………………………………………………

блоки

настроение

З - 3

З - 4

З - 6

З -8

итог

оценивание

 

 

 

 

 

 

Задания по выбору учащихся

1 уровень

 

Прочитайте предложения. Переставьте их так, чтобы у вас получился связный текст.

 

По ночам трещат лютые морозы.

Ребята надели меховые шубки, теплые сапожки и вышли кататься на санках и коньках.

Всюду лежит глубокий снег.

Стоит холодная зима.

Крепкий лед сковал реку.

Деревья стоят в серебристом инее.

2 уровень

Прочитайте текст. Подумайте, какими словами можно заменить выделенные слова, чтобы не изменился смысл предложения и осталось описание зимнего леса. Запишите сверху подходящие слова.

А как красив зимой русский лес! На хрупких ветвях берез серебрится волнистый иней. С мохнатых хвойных ресниц ели летят пушистые снежинки. Лесные богатыри-дубы стоят друг возле друга чинно и спокойно. А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца приютились. Их, словно ребятишек, зима одела в белые шубки. И на рябину, что у самой опушки раскинулась, белое покрывало накинула. 

3 уровень

Прочитайте начало текста. Продолжите его 2-3 предложениями.

Волшебно преобразился лес. Стоит завороженный чарами зимы молчаливый витязь в хвойной кольчуге.

Приложение 3.

1 группа.

Немногие деревья издавна пользуются любовью и почётом у всех народов, как дуб. Издавна…………….ветка была эмблемой силы, могущества.

Нет в наших лесах другого столь…………………дерева. Дубы-патриархи живут до тысячи-двух тысяч лет. В …………………….лесах встречаются две формы дуба:…………и ………………….Лучше приспособлена к нашему климату……………..форма: зимняк не тороплив.

Древесина дуба………………необыкновенно прочная на воздухе, в земле и в воде.

2 группа.

Черешки листьев осины длинные, сплюснутые, поэтому листья очень неустойчивы и дрожат. «Боится» осина и ………………солнца, и безводья.

Но у нее есть достоинства. Весной осина дает……………..мёд для пчёл. Зайчишки, олени и лоси любят……………..ветки и …………..кору. А бобры из ……………….осинок строят свои «дворцы». В осинниках любят гнездиться дятлы.

Осины отсасывают избыток влаги и спасают почву от заболачивания.

3 группа.

Сосна - …………..дерево, все в нем полезно. Хвою клюют…………..птички. Для лосей лучшая зимняя пища - ……………побеги и их кора. Белки, бурундуки лакомятся…………….семенами. Очень богата витамином С……………хвоя.

Сегодня без сосны не могут обойтись более семидесяти отраслей промышленности, в том числе……………., ……………….., ……………….

4 группа.

Стройная, с …………..ветвями, …………………листвой берёза всегда вызывает восхищение и с давних времен служит символом всего самого светлого.

Берёза…………………….осваивает открытые пространства, вырубки, гари. Её………….сеянцы не боятся…………..солнца и ……………заморозков. Под её…………кроной поселяются………………..елочки. Когда ель подрастает, она вытеснит…………….березу, которой из-за ели не хватит солнца.

 

 

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
11 гостей
Проверить тИЦ и PR