Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
Главная arrow Рефераты arrow Психология arrow Ощущение как психический процесс

Ощущение как психический процесс

Ощущение как психический процесс
Введение 3
Введение 3
Теоретическая часть 4
1. Понятие и концепции ощущения как психического процесса 4
2. Свойства ощущений. Изменение и измерение чувствительности 7
3. Виды ощущений и их характеристика 10
Практическая часть 14
Заключение 16
Список используемой литературы 17
Введение
Всю информацию, которой оперирует человек в процессе познания, он получает посредством сенсорных процессов, которые возникают при непо-средственном взаимодействии органов чувств с объектами окружающей сре-ды. Информация о свойствах и качествах предметов и явлений, поступающая от органов чувств, отражается в нашем сознании в форме ощущений - свето-вых, слуховых, обонятельных, вкусовых и осязательных и пр. Ощущение представляет собой процесс превращения поступающей на органы чувств информации в факты сознания. Ощущения широко распространены в обыч-ной жизни человека, и в непрерывном процессе познавательной деятельности для людей является обыденной первичной формой психологической связи организма со средой. Ощущение является простейшим познавательным про-цессом, обеспечивающим функционирование всех более сложных процессов. Но вместе с тем, не все явления окружающего нас мира можно познать непо-средственно с помощью органов зрения или слуха. Законы существования в социальной среде требуют также способности к распознаванию эмоциональ-ного состояния другого человека, или эмпатии
Цель исследования - теоретически изучить проблему ощущений как психического процесса, практически исследовать развитие собственной спо-собности к эмпатии с помощью психодиагностических методик.
Задачи:
1. Дать общее понятие ощущений в психологии.
2. Рассмотреть свойства ощущений, раскрыть проблему изменения и измерения ощущений.
3. Рассмотреть виды ощущений и охарактеризовать их.
4. Практически исследовать собственную способность к эмпатии.
Методами исследования являются теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и эмпирические ме-тоды: психодиагностические методики на определение уровня эмпатии.
Теоретическая часть
1. Понятие и концепции ощущения как психического процесса
Ощущение - это психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, которые воздействуют на мозг, через соответствующие органы чувств. Ощущения по-зволяют человеку воспринимать сигналы и отражать свойства и признаки вещей внешнего мира и состояний организма, и, тем самым, они связывают человека с внешним миром и являются как основным источником познания, так и основным условием его психического развития [9, с. 96]. Таким обра-зом, это один из простейших познавательных психических процессов, кото-рый обеспечивает первую связь человека с окружающей действительностью.
Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладаю-щих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга.
Информация из внешнего мира поступает в мозг через каналы, которые называют анализаторами. Анализатор - сложный нервный аппарат, осущест-вляющий анализ информации, поступающей из окружающей среды.
Каждый анализатор состоит из трех отделов:
1) периферический отдел, или рецептор, - воспринимающая часть ана-лизатора, специализированное нервное окончание, его основная функция - трансформация внешней энергии в нервный процесс;
2) проводящие нервные пути, передающие возбуждение в центральный отдел анализатора в коре головного мозга;
3) центральные отделы анализатора в коре головного мозга, где проис-ходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических от-делов [16, с. 9].
Ощущения человека - это продукт исторического развития, и поэтому они качественно отличаются от ощущений животных. У животных развитие ощущений целиком ограничено их биологическими, инстинктивными по-требностями. У человека способность ощущать не ограничена биологиче-скими потребностями. Труд создал у него несравненно более широкий, чем у животных, круг потребностей, а в деятельности, направленной на удовлетво-рение этих потребностей, постоянно развивались способности человека, в том числе и способность ощущать. Поэтому человек может ощущать гораздо большее количество свойств окружающих его предметов, чем животное.
Ощущения являются не только источником наших знаний о мире, но и наших чувств и эмоций. Простейшая форма эмоционального переживания - это так называемый чувственный, или эмоциональный, тон ощущения, т.е. чувство, непосредственно связанное с ощущением. Так, некоторые цвета, звуки, запахи могут сами по себе, независимо от их значения, от воспомина-ний и мыслей, связанных с ними, вызвать у нас приятное или неприятное чувство. Звук красивого голоса, вкус апельсина, запах розы - приятны, име-ют положительный эмоциональный тон. Скрип ножа по стеклу, запах серо-водорода, вкус хины - неприятны, имеют отрицательный эмоциональный тон. Такого рода простейшие эмоциональные переживания играют сравни-тельно незначительную роль в жизни взрослого человека, но с точки зрения происхождения и развития эмоций значение их очень велико [4, с. 91-93].
Выделяют следующие функции ощущений:
1. Сигнальная - уведомление организма о жизненно важных объектах или свойствах окружающего мира.
2. Отражательная (образная) - построение субъективного образа свой-ства, необходимого для ориентировки в мире.
3. Регулятивная - адаптация в окружающем мире, регулирование по-ведения и деятельности [2, с. 48].
Существует несколько теорий ощущений.
Диалектико-материалистическая концепция ощущений исходит из представления о том, что ощущение есть действительная непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раз-дражения в факт сознания [15, c. 72].
Рецепторная теория ощущений исходит из представления о том, что орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раздражите-ли, и этим пассивным ответом являются соответствующие ощущения. В этой концепции ощущение как пассивный процесс противопоставляется движе-нию, которое рассматривается как активный процесс. В настоящее время та-кая рецепторная теория ощущений признана несостоятельной. Ей противо-поставляют представление об ощущении как об активном процессе, которое лежит в основе другой концепции - рефлекторной теории ощущений.
В рамках рефлекторной концепции И.М. Сеченова и И.П. Павлова бы-ли проведены исследования, показавшие, что по своим физиологическим ме-ханизмам ощущение является целостным рефлексом, который объединяет прямыми и обратными связями периферические и центральные отделы ана-лизатора [2, с. 49-50]. Ощущения не являются пассивными процессами, носят активный характер и участие двигательных компонентов в ощущении может осуществляться на разном уровне, протекая иногда как элементарный реф-лекторный процесс (например, при сокращении сосудов или мышечных на-пряжениях, возникающих в ответ на каждое ощущаемое раздражение), а ино-гда как сложный процесс активной рецепторной деятельности (например, при активном ощупывании предмета или разглядывании сложного изобра-жения). В указании на активный характер всех этих процессов и состоит рефлекторная теория ощущений.
Гештальтпсихологическая концепция ощущений исходит из представ-ления о том, что единицей чувственного познания, как и познания вообще, выступает восприятие, а ощущение лишь абстракция, результат препариро-вания образа восприятия в процессе анализа.
Таким образом, ощущение - это психическое явление, которое является результатом взаимодействия источника энергии с соответствующим анализа-тором человека (при этом имеется в виду элементарный единичный источ-ник, создающий однородное ощущение света, звука и т.д.).

2. Свойства ощущений. Изменение и измерение чувствительности

Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. Причем свойства могут быть не только специфическими, но и об-щими для всех видов ощущений. К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность и пространственную локализа-цию, абсолютный и относительный пороги ощущений [4, с. 96].
Качество - это свойство ощущения, которое отличает его от других. Качественно отличаются ощущения одного вида от другого, а также различ-ные ощущения в пределах одного и того же вида. Примерами качеств, ощу-щений есть разные цветовые тона и оттенки, звуки различной высоты, раз-личные запахи, вкусы и т.д. Качество каждого ощущения определяется свой-ством того объекта, который его вызывает. Каждый анализатор отражает большой диапазон качеств. Образ восприятия отражает предметную опреде-ленность мира. Качества, данные в ощущениях, входят как составная часть в предметную характеристику восприятий.
Интенсивность ощущений - это их количественная характеристика. Ощущение одного и того же качества всегда бывают сильнее или слабее. Ин-тенсивность определяется силой раздражителя. Количественная и качествен-ная характеристика раздражителя тесно связаны между собой.
Для каждого ощущения характерна также продолжительность, что представляет собой его временную характеристику. Продолжительность ощущения зависит от продолжительности действия раздражителя [4, с. 96]. Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия (явление последей-ствия). След от раздражителя остается в виде последовательного образа.
Различают положительные и отрицательные последовательные образы. Положительный последовательный образ соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель. Отрицательный последовательный образ за-ключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействовавшего раздражителя (свет-темнота, тяжесть-легкость и др.). Воз-никновение отрицательных последовательных образов объясняется умень-шением чувствительности данного рецептора к определенному воздействию.
Для ощущений характерна пространственная локализация раздражите-ля. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т.е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель [10, с. 173-174].
Все вышеописанные свойства в той или иной степени отражают каче-ственные характеристики ощущений. Однако не меньшее значение имеют количественные параметры основных характеристик ощущений - степень (пороги) чувствительности. В связи с этим различают:
- нижний порог чувствительности - это минимальная величина интен-сивности воздействия, необходимая для возникновения ощущений;
- верхний порог чувствительности - максимальная величина доболевой интенсивности воздействия;
- разностный порог - минимальное различение в интенсивности двух однотипных воздействий, необходимое для его ощущения.
Следует помнить, что один и тот же раздражитель для одного человека может оказаться ниже, а для другого - выше порога ощущения. Чем слабее раздражители, которые способен ощущать человек, тем выше его чувстви-тельность. Иными словами, чем ниже абсолютный порог ощущений, тем вы-ше абсолютная чувствительность, и наоборот [4, с. 96-97].
Ощущения начинают развиваться сразу после рождения. Однако не все виды чувствительности развиваются одинаково. Сразу после рождения у ре-бенка развивается осязательная, вкусовая и обонятельная чувствительность (ребенок реагирует на температуру среды, прикосновение, боль; определяет мать по запаху материнского молока; отличает молоко матери от коровьего молока или воды). Однако развитие этих ощущений продолжается достаточ-но долго. Менее зрелыми к моменту рождения являются зрительные и слухо-вые ощущения. Быстрее начинают развиваться слуховые ощущения (реаги-рует на звук - в первые недели жизни, на направление - через 2-3 месяца, а на пение и музыку - на 3-4-ом месяце). Речевой слух развивается постепенно. Сначала ребенок реагирует на интонацию речи (на втором месяце), затем - на ритм, а способность различать звуки (сначала гласные, а потом согласные) появляется к концу первого года жизни. Абсолютная чувствительность к све-ту у младенца низка, но заметно возрастает в первые дни жизни. Различение цветов наступает лишь на пятом месяце. В целом абсолютная чувствитель-ность всех видов достигает высокого уровня развития в первый год жизни. Медленнее развивается относительная чувствительность (бурное развитие происходит в школьном возрасте).
Ощущения в известных пределах можно развивать методом постоян-ных тренировок. Благодаря возможности развития ощущений происходит, например, обучение детей (музыке, рисованию).
Патологические изменения ощущений разделяют на количественные и качественные. К количественным нарушениям относятся утрата или сниже-ние способности ощущать различные виды раздражителей и повышение этой способности. Это связано с различными заболеваниями индивида. К качест-венным нарушениям ощущений относят парестезии - различные неприятные ощущения: онемения, покалывания, жжения, ползания мурашек и др.
Индивидуальные различия в ощущениях - мало изученная область психологии. Известно, что чувствительность разных органов чувств зависит от многих факторов. Оказывают влияние особенности центральной нервной системы (у индивидов с сильной нервной системой чувствительность ниже); эмоциональность (у эмоциональных более развито обоняние); возраст (ост-рота слуха наибольшая в 13 лет, зрения - в 20-30 лет, старые люди довольно хорошо слышат звуки низкой частоты, а высокие - хуже); пол (женщины бо-лее чувствительны к высоким звукам, а мужчины - к низким); характер дея-тельности (сталевары различают тончайшие оттенки раскаленного потока металла и пр.) [2, с. 62-63].
3. Виды ощущений и их характеристика
Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основ-ных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта класси-фикация ощущений по основным модальностям является правильной, хотя и не исчерпывающей [16, с. 101]. Существуют и другие подходы к классифи-кации ощущений: по наличию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущения; по месту расположения рецепторов; по времени возникновения в ходе эволюции; по модальности раздражителя.
1. По наличию непосредственного контакта с раздражителем, выделя-ют дистантную и контактную рецепцию. Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной рецепции. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения - контактные.
2. По месту расположения рецепторов различают экстероцепцию, ин-тероцепцию и проприоцепцию. Экстероцептивные ощущения возникают от раздражения рецепторов, расположенных на поверхности тела (зрительные, слуховые, тактильные и др.) Интероцептивные ощущения возникают при раздражении рецепторов находящихся внутри организма (ощущение голода, жажды, тошноты). Проприоцептивные ощущения возникают при раздраже-нии рецепторов, находящихся в мышцах и сухожилиях.
Рассмотрим систематическую классификацию ощущений, которая бы-ла предложена английским физиологом Ч. Шеррингтоном. Он выделил три основных типа ощущений: интероцептивные, проприоцептивные и экстеро-цептивные ощущения. Первые объединяют сигналы из внутренней среды ор-ганизма; вторые передают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений; наконец, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения [10, с. 170].
Рассмотрим основные типы ощущений по отдельности.
Основой восприятия являются экстерорецепторы, поскольку именно они обеспечивают объективное представление о внешнем мире. Как извест-но, человек обладает пятью органами чувств. Видов внешних ощущений на один больше, поскольку моторика не имеет отдельного органа чувств, однако ощущения тоже вызывает. Следовательно, человек может испытывать шесть видов внешних ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные (осязательные), вкусовые и кинестетические ощущения.
Зрительные ощущения оказывают большое влияние на человека. Все теплые цвета положительно влияют на работоспособность человека, возбуж-дают его и вызывают хорошее настроение. Холодные цвета успокаивают че-ловека. Темные цвета угнетающе действуют на психику. Цвета могут нести предупреждающую информацию: красный говорит об опасности, желтый - предостерегает, зеленый - сигнализирует о безопасности и т.п.
Следующим по своей важности в получении информации является слу-ховой анализатор. Источником слуховых ощущений являются разнообразные звуки, действующие на орган слуха. Слуховые ощущения отражают шумо-вые, музыкальные и речевые звуки [16, с. 109].
Обоняние - вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха. Это одно из наиболее древних, простых, но жизненно важных ощущений. Анатомически орган обоняния расположен у большинст-ва живых существ в наиболее выгодном месте - впереди, в выдающейся час-ти тела. Путь о рецепторов обоняния до тех мозговых структур, где прини-маются и перерабатываются получаемые от них импульсы, наиболее корот-кий. Нервные волокна, отходящие от обонятельных рецепторов, непосредст-венно без промежуточных переключений попадают в головной мозг.
Кожная чувствительность, или осязание, - это наиболее широко пред-ставленный и распространенный вид чувствительности. Всем нам знакомое ощущение, возникающее при прикосновении какого-либо предмета к по-верхности кожи, не представляет собой элементарного осязательного ощу-щения. Оно есть результат сложного комбинирования четырех других, более простых видов ощущений: давления, боли, тепла и холода, причем для каж-дого из них существует специфический вид рецепторов, неравномерно рас-положенных в различных участках кожной поверхности.
Кинестетические ощущения обеспечивают управление движениями, оценку направления и скорости движения, величину расстояния. Они форми-руются автоматически, поступают в мозг и регулируют движения на подсоз-нательном уровне. Без ощущений подобного рода мы бы испытывали боль-шие трудности, связанные с одновременным согласованием движений раз-личных частей тела, сохранением позы, равновесия, контролем различных непроизвольных движений (безусловно-рефлекторные реакции, навыки и т.п.), потому что все они включают в себя такие двигательные моменты, ко-торые выполняются автоматически и очень быстро [12, с. 170].
Наряду с этим существуют ощущения, которые не могут быть связаны с какой-либо определенной модальностью. Такие ощущения называют ин-термодальными. К ним относится, например, вибрационная чувствитель-ность, которая связывает тактильно-моторную сферу со слуховой.
Всю группу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения. Контактные ощуще-ния вызывает непосредственное воздействие объекта на органы чувств. При-мер контактных ощущений - вкус и осязание. Дистантные ощущения отра-жают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств. К таким ощущениям относятся слух и зрение.
Итак, ощущения, являясь самым простым видом психических процес-сов, на самом деле весьма сложны и в полной мере не изучены [16, с. 109].
Ощущения интероцептивные - объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма, чувствительность к собственным обменным процессам (голод, жажда, удушье и т.п.). Обычно они замыкаются на субсен-сорном (неосознаваемом) подкорковом уровне и осознаются лишь в случае существенного нарушения нормального состояния организма, нарушения не-обходимого постоянства его внутренней среды (гомеостаз). Возникают бла-годаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Интероцептивные ощу-щения относят к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям.
Следует также отметить, что интероцептивные ощущения весьма часто называют органическими [2, с. 54].
Ощущения проприоцептивные («глубокая чувствительность») - ощу-щения, передающие информацию о положении тела в пространстве и о по-ложении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений. Эти ощущения создают основу движений человека, играя решаю-щую роль в их регуляции. Эта группа ощущений включает ощущение равно-весия, или статическое ощущение, а также двигательное, или кинестетиче-ское, ощущение. Периферические рецепторы этой чувствительности нахо-дятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и называются тельцами Паччини. Периферические рецепторы ощущения равновесия расположены в полукружных каналах внутреннего уха [2, с. 54].
Существуют и другие подходы к классификации ощущений. Попытку создания генетической классификации ощущений предпринял английский невролог X. Хэд, выделивший более древнюю - протопатическую и более молодую - эпикритическую чувствительность. Ощущения протопатические (греч. protos - первый, первичный, pathos - болезнь, страдание) - филогене-тически это более древние ощущения, примитивные и недифференцирован-ные, смешанные с эмоциями и локализованные. Сюда относятся органиче-ские ощущения (голод, жажда и пр.).
Ощущения эпикритические (греч. Epikrisis - суждение, решение) - фи-логенетически новые ощущения. Они характеризуются более низким поро-гом раздражения, способностью ощущать легкие прикосновения, точной ло-кализацией внешнего раздражения, более совершенным распознанием каче-ства внешнего раздражителя. К ним относятся все основные виды ощущений человека [2, с. 55-56].
Практическая часть
Способность к эмпатии - понимается в психологии как эмоциональная отзывчивость, чувствительность и внимание к другим людям, их проблемам, горестям и радостям. Эмпатия проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку. Такое отношение к людям подразумевает развитие гуманисти-ческих ценностей личности, без чего невозможна ее полная самореализация. Поэтому развитие эмпатии сопровождает личностный рост и становится од-ним из его ведущих признаков. Эмпатия помогает человеку соединиться с миром людей и не ощущать в нем своего одиночества. Для диагностики спо-собности к эмпатии нами были применены опросник для диагностики уровня эмпатии А. Мехрабиена и Н. Эпштейна [13, с. 101-103] и методика диагно-стики уровня эмпатических способностей В.В.Бойко [14, с. 486-490].
В ходе самодиагностики способности к эмпатии получены следующие результаты.
По опроснику А. Мехрабиена и Н. Эпштейна получено 26 баллов. Это свидетельствует о среднем уровне способности к эмпатии.
По опроснику В.В. Бойко получен суммарный показатель 26 баллов, что также свидетельствует о среднем уровне способности к эмпатии. Показа-тели по отдельным шкалам опросника были следующие:
- Рациональный канал эмпатии: 4
- Эмоциональный канал эмпатии: 5
- Интуитивный канал эмпатии: 4
- Установки, способствующие эмпатии: 5
- Проникающая способность в эмпатии: 3
- Идентификация в эмпатии: 5
Согласно полученным оценкам, наиболее значимым параметром в структуре моей способности к эмпатии является эмоциональный канал эмпа-тии. По нему мною получено наибольшее среди всех параметров значение (5 баллов). Эмоциональный канал эмпатии отражает способность входить в эмоциональный резонанс с окружающими - сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость позволяет понять внутренний мир другого че-ловека. Соучастие и сопереживание выполняют роль связующего звена, про-водника от эмпатирующего к эмпатируемому и обратно.
Другим наиболее значимым параметром в структуре моей способности к эмпатии являются установки, способствующие эмпатии. По ним также по-лучены наибольшие среди всех параметров значения (5 баллов). Установки, способствующие эмпатии облегчают действие всех эмпатических каналов. Различные каналы эмпатии действуют активнее и надежнее, если нет препят-ствий со стороны установок личности. Эффективность эмпатии повышается, если человек расположен к личным контактам, считает уместным проявлять интерес к другой личности, не может спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умонастроения повышают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия.
Наименее развитым параметром является проникающая способность в эмпатии. По ней получено наименьшее среди всех параметров значение - 3 балла. Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное ком-муникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу откры-тости, доверительности, задушевности. Каждый из нас своим поведением и отношением к партнерам способствует информационно-энергетическому об-мену или препятствует ему. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятству-ет раскрытию и эмпатическому постижению. Эту сторону эмпатической спо-собности следует развивать.
Таким образом, с помощью опросников А.Мехрабиена-Н.Эпштейна и В.В. Бойко мне удалось установить уровень развития собственной способно-сти к эмпатии и определить «мишень» для дальнейшего саморазвития эмпа-тических способностей, а именно - проникающую способность в эмпатии, невысокий уровень развития которой, возможно, препятствует более высо-кому уровню развития моей эмпатической способности.
Заключение
Жизнь каждого человека сложна и многогранна. Она раскрывается че-рез целый ряд важных процессов. Полноценное протекание всех процессов невозможно без задействования всех наших органов чувств и порождаемых ими ощущений, приспособительную роль которых в жизни человека невоз-можно переоценить. Изучение ощущений как психического процесса явилось целью настоящего исследования.
Как показал проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ощущение - это про-цесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира, как внеш-ней среды, так и собственного организма, возникающий при непосредствен-ном воздействии их на рецепторы (органы чувств). Это процесс первичной обработки информации, свойственный и животным, и человеку. С помощью ощущений субъект отражает свет, цвет, звуки, шумы, тепло, холод, запахи, вкусы. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и бы-стро доводить до центральной нервной системы, как главного органа управ-ления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, на-личии в ней биологически значимых факторов. Ощущения являются предпо-сылкой для создания образов и их познания.
Существует несколько классификаций видов ощущений. По модально-сти различают ощущения: зрительные, слуховые, осязательные (тактильные, температурные и болевые), обонятельные и вкусовые. Выделяют также ин-термодальные ощущения. По характеру отражения и месту расположения рецепторов классификация ощущений представлена английским физиологом Ч. Шеррингтоном. На основе анатомического расположения рецепторов ощущения делятся на три класса: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные. К экстероцептивным относят: контактные (вкус, осяза-ние) и дистантные (обоняние, слух, зрение). По происхождению выделяют: протопатические и эпикритические ощущения.
Литература
1. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие. - М.: Ось-89, 2007. - 352 с.
3. Гершуни Г.В., Соколов Е.Н. Объективные изменения чувствительности и субсенсорная ее область // Хрестоматия по ощущению и восприятию. - М. 1975. - с. 227.
4. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. - 368 с.
5. Дмитриева Н.Ю. Общая психология. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2007. - 128 стр.
6. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2004. - 320 с.
7. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл; Изд. Центр «Академия», 2007. - 511 с.
8. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.
9. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2004. - 320 с.
10. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008. - 583 с.
11. Максименко С.Д. Общая психология. - М.: Рефл-бук, 2004 - 528 с.
12. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688.
13. Практическая психология для менеджеров / Под ред. М. К. Тутушкиной. - М. : Филинъ, 1996. - 368 с.
14. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. - Самара, 2001.
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2006. - 713 с.
16. Сорокун П.А. Основы психологии. - Псков: ПГПУ, 2005 - 312 с.

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей
Проверить тИЦ и PR