Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow Рефераты arrow Психология arrow Социальное воспитание

Социальное воспитание

Социальное воспитание
Введение 2
1. Сущность социального воспитания 3
2. Влияние социальной среды на развитие ребенка 6
3. Проблемы социального воспитания в современных условиях 10
Заключение 14
Литература 15
Введение
Согласно положениям Закона РФ «Об образовании», принципами госу-дарственной политики в области образования провозглашены «гуманистиче-ский характер образования, приоритет общече¬ловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития лич¬ности; воспитание гражданст-венности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к ок-ружающей природе, Родине, семье» (ст. 2). Таким образом, на первый план выдвинуты ценности свободного развития личности в противовес прежней установке воспитания на подчинение лич¬ных интересов общественным. Од-нако формирование социально зрелой, духовно развитой личности не проис-ходит автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом исто-рическом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершен-ствования человека. В связи с этим в научный обиход последних лет вошел термин «социальное воспитание», осуществляемое в связи с потребностью общества. Социальное воспитание - одна из важнейших сторон многогранно-го процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценно-стей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам социума, когда убеж-дения и представления о должном воплощаются в поступках и поведении.
Цель исследования - изучить проблему социального воспитания.
Задачи работы:
1. Раскрыть содержание понятия социального воспитания.
2. Рассмотреть влияние социальной среды на развитие ребенка.
3. Проанализировать проблемы социального воспитания в современ-ных условия.
Метод исследования - теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
1. Сущность социального воспитания
Развитие человека - сложный процесс, движущими силами которого являются два важных фактора - наследственность и среда, которые являются и источниками, и условиями развития. Превращение биологического инди-вида в социального субъекта происходит в процессе социализации [1, с. 52].
Социализацию личности определяют и как процесс усвоения и даль-нейшего развития социально-культурного опыта [15, с. 236], и как усвоение индивидом на протяжении всей его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит [11, с. 14]. В психоло-гии социализация личности понимается как процесс приобретения опыта со-циальных отношений и освоение социальных ролей, происходящих в сферах деятельности, общения и самопознания. Это происходит путём освоения, присвоения, обогащения и передачи ребёнком опыта социального взаимо- действия детей и взрослых, где в процессе социализации у ребёнка формиру-ется социальный опыт самоопределения и самоутверждения [3, с. 39].
Отечественные исследователи (Н.В. Андреенкова, С.Т. Вершловский, В.З. Вульфов, Я.И. Гилинский, М.З. Ильчиков, М.С. Комаров, А.В. Мудрик, Б.А. Смирнов, Д.И. Фельдштейн и др.) рассматривают социализацию в двух аспектах: во-первых, они изучают общество как социализирующую среду, выявляют его воспитательные возможности для поиска путей и способов ис-пользования и усиления позитивных влияний на человека невелирования, коррекции и компенсации негативных сторон; во-вторых, исследуют сущ-ность относительно социально контролируемой её части - воспитания, его тенденции и перспективы, принципы, содержание, формы и методы [12, с. 7].
Вопрос о соотношении понятий «социализация» и «воспитание» широ-ко обсуждается» в социальных науках в течение последних десятилетий. Особое внимание приковано к этой проблеме в связи с изменением идеоло-гии государства (отказом от коммунистической идеологии), пересмотром це-лей, содержания и методов воспитания. При этом одни авторы пытаются за-менить воспитание социализацией, другие рассматривают воспитание как часть социализации личности ребенка, третьи под социализацией понимают гражданское и нравственное воспитание. Бесспорным является то, что воспи-тание - один из основополагающих факторов социализации личности.
Воспитание - это целенаправленный процесс, способствующий разви-тию и формированию нравственных качеств личности, тем самым влияющий на социализацию ребенка. Являясь составной частью влияний социальных факторов на человека, оно имеет свои особенности. Этот процесс, в отличие от других, всегда целенаправлен и осуществляется сознательно настроенны-ми на него или специально подготовленными для этого людьми: родителями, учителями, воспитателями, вожатыми, социальными педагогами и др.; через воспитание происходит учет других социальных факторов, влияющих на со-циализацию ребенка - среды, в которой он находится, средств массовой коммуникации, культуры и пр. В процессе воспитания учитывается также индивидуальность каждого ребенка. Однако следует помнить, что воспита-ние занимает вполне определенное место среди других социальных факторов и не может их ни заменить, ни исключить [7, с. 39].
Изучение связи социализации и воспитания позволило выделить в ка-честве отдельной категории понятие социального воспитания.
Социальное воспитание - это одна из важнейших сторон многогранно-го процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценно-стей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам социума, когда убеж-дения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и по-ведении. Это приобщение индивида к миру человеческих ценностей и взаи-моотношений с ними при сознательном самоопределении [9, с. 49].
Социальное воспитание, по мнению А.В. Мудрика, предполагает вклю-чение подростка в социальные связи при активной самостоятельности выбо-ра цели и способов самоутверждения, определения приоритетов. В отличие от понятия «социализация личности», это более узкий и дискретный процесс [9, с. 55], который включается в общий процесс социализации как важнейшее условие развития, саморазвития и формирования личности. Если социализа-ция личности связана с усвоением жизненного опыта, обретением социаль-ных качеств, необходимых для адаптации в общественной среде, то социаль-ное воспитание в этих условиях выступает как процесс активного приспо-собления личности к условиям социальной среды со способностью изменять среду и приводить её в соответствие со своими личностными особенностями.
Другие авторы определяют социальное воспитание как социально-психологическую адаптацию, связанную с вхождением личности в другое условно-смысловое поле (Л.Я. Дорфман, В.Ю. Хотинец). Л.В. Мардахаев считает, что процесс активного приспособления индивида к условиям соци-альной среды происходит путём усвоения целей, ценностей, норм и стиля поведения, принятых в данном социальном сообществе [цит. по 14, с. 109].
В широком смысле слова социальное воспитание включает в себя все виды воспитания (нравственное, трудовое, физическое и др.). Главная цель социального воспитания заключается в формировании и развитии личности, способной полностью выполнять систему социальных ролей [13, с. 23], ос-воении ею базовой культуры и основ социального развития общества.
Наиболее важное значение для социализации и социального воспита-ния ребенка имеет социум. Эту ближайшую социальную среду ребенок ос-ваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается в основном в семье, дальнейшем он осваивает все новые и новые среды - дошкольные уч-реждения, компании друзей, дискотеки и т.д. С возрастом освоенная ребен-ком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется.
При этом ребенок как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где ребенка лучше понимают, от-носятся к нему с уважением и т.д. Для процесса социализации важное значе-ние имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находит-ся ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде - положительный или негативный.
2. Влияние социальной среды на развитие ребенка
В социальной педагогике и психологии социум, социальная среда рас-сматривается прежде всего с точки зрения процесса включения ребенка в нее через ближайшую социальную среду, в общество в целом. С этой точки зре-ния важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни, его жизни в социуме имеют характер взаимодействия. Среда - это не просто улица, дома и вещи, расположение которых достаточно знать человеку, чтобы, войдя в нее, чувствовать себя там комфортно. Среда - это еще и самые разные общности людей, которые характеризуются особой системой отношений и правил, распространяющихся на всех членов данной общности. Поэтому, с одной стороны, человек вносит в нее что-то свое, в оп-ределенной степени влияет на нее, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Она может принимать человека, какие-то его поступки, проявления, а может и отвергать; может от-носиться к нему доброжелательно, а может и неприязненно [1, с. 17].
Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведе-ние соответствует социальному статусу, т.е. той позиции, которую он зани-мает в обществе. Некоторые статусы даны от рождения. Так, врожденный статус может быть обусловлен полом, национальностью, местом рождения, фамилией и пр. Другие (приобретенные) статусы определяются тем, чего че-ловек добился в обществе самостоятельно. Статус определяет поведение че-ловека в обществе, и окружающие люди ожидают от человека в определен-ных ситуациях определенного поведения. Такое ожидаемое поведение, обу-словленное статусом человека, называется социальной ролью. Усвоение раз-личных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса со-циализации личности. В обществе существуют статусы не только одобряе-мые им, но и такие, которые противоречат общественным нормам и ценно-стям. Поэтому в процессе становления и развития ребенок может осваивать как позитивные социальные роли, так и негативные [2, с. 117].
Важная роль, которую осваивает ребенок в процессе своего развития,- это член семьи и член коллектива. В семье, в детском саду, в школе, в спор-тивной секции, в детских организациях, в общении со сверстниками ребенок усваивает роли члена семьи, группы, товарища, друга, ученика, лидера и др. Кроме того, каждый человек выступает в роли потребителя, так как он на протяжении всей своей жизни постоянно нуждается в том, что ему необхо-димо для жизни: пища, одежда, обувь, книги и многое, многое другое. Пони-мание этой роли, умение разумно пользоваться услугами, которые предос-тавляет человеку общество, ребенок должен освоить с раннего детства. Важ-ная социальная роль - быть гражданином своего отечества. Могут быть и другие социальные роли, которые осваивает ребенок, например, роль спе-циалиста, которую может получить учащийся в стенах школы и в учебных заведениях профессионального образования.
Освоение ребенком ролевого поведения обеспечивает ему включен-ность в социальные отношения, поскольку дает ему возможность приспосаб-ливаться, адаптироваться к каждой новой для него ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни. Этот процесс приспособления инди-вида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.
Социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая, как известно, происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и сознания. В сфере деятельности у ребенка происходит расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности. В сфере общения происходит расширение круга общения, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, при-емлемыми в социальном окружении ребенка, и в обществе в целом. В сфере сознания - формирование образа «собственного Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.
Социальное развитие ребенка происходит по двум взаимосвязанным направлениям: социализации и индивидуализации: в процессе социализации, и в частности социальной адаптации ребенка, проявляется объективная по-требность человека быть «как все»; однако параллельно с этим в процессе индивидуального развития личности у ребенка постепенно формируется дру-гая объективная потребность - проявить себя. Если при вхождении ребенка в социум устанавливается равновесие между процессами социализации и ин-дивидуализации, когда, с одной стороны, он усваивает нормы и правила по-ведения, принятые в данном социуме, а с другой - вносит свой значимый «вклад» в него, свою индивидуальность, происходит интеграция ребенка в социум. При этом происходит взаимная трансформация и личности, и среды. Если процесс адаптации ребенка к группе не происходит, то у него может появиться робость, неуверенность в себе, безынициативность [16, с. 27].
Эти процессы могут происходить спонтанно, стихийно в ходе жизне-деятельности ребенка, а могут регулироваться целенаправленным влиянием на развитие ребенка - воспитанием. Влияние воспитания на развитие ребенка динамично меняется с течением времени. Чем меньше ребенок, тем сильнее воспитательное воздействие на становление и развитие личности. По мере взросления ребенка его доля уменьшается, но возрастает степень самостоя-тельности ребенка в выборе и предпочтении тех или иных социальных цен-ностей и ориентиров, его собственного влияния на свое развитие.
В результате воспитания, самовоспитания и влияния других социаль-ных факторов (культурно-исторических и религиозных традиций, средств массовой информации, детских общественных объединений, школьного кол-лектива, друзей и др.) происходит процесс интеграции ребенка в общество, «врастания в человеческую культуру» (Л.С. Выготский), т.е. его социализа-ция. При этом, чем значительнее и многообразнее влияние социальной среды на ребенка, тем свободнее и независимее от нее становится ребенок.
Однако нередко процесс социализации ребенка по каким-либо объек-тивным или субъективным причинам осложняется. Так, вхождение ребенка в общество может быть затруднено вследствие особенностей его физического или психического развития. Или усвоение социальных норм и ценностей ре-бенком, искажается в результате негативного - стихийного либо преднаме-ренного - влияния среды, в которой он живет, и т.д. В результате ребенок «выпадает» из нормальных социальных отношений и поэтому нуждается в специальной помощи для успешной интеграции его в общество.
Процесс социализации таких детей также происходит, прежде всего, через воспитание, посредством которого осуществляется целенаправленное влияние, управление этим процессом. Однако при этом для каждой категории детей должны быть разработаны свои методики и технологии воспитательно-го процесса, позволяющие активизировать позитивные факторы и нейтрали-зовать негативные.
В целом усилия воспитателей и специалистов должны быть направле-ны на социальную адаптацию ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, т. е. на его активное приспособление к принятым в обществе пра-вилам и нормам поведения или на преодоление последствий влияния нега-тивных факторов [2, с. 211].
Если же степень утраты или несформированности социально значимых качеств столь высока, что это препятствует успешному приспособлению ре-бенка к условия социальной среды, т.е. происходит его социальная дезадап-тация, то в этом случае необходима социальная реабилитация ребенка, кото-рая предусматривает применение специальной системы мер, направленных на восстановление утраченных ребенком общественных связей и отношений, восстановление его социального статуса, обеспечивающего социальную адаптацию в обществе.
Таким образом, в процессе развития ребенка в социуме должна осуще-ствляться его социализация, которая включает в себя социальную адаптацию. Если же этого не происходит, наблюдается другое явление - дезадаптация, тогда возникает необходимость в социальной реабилитации ребенка.
3. Проблемы социального воспитания в современных условиях
Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы в каждом растущем человеке воспитать гуманистические ценности и идеалы и активное отношение к его собственной жизни, что требует не только умст-венного развития детей, не только развития их креативности, умений само-стоятельно мыслить и расширять свои знания, но и развития системы отно-шений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социаль-ной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становле-ния, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способ-ность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.
Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивны-ми. И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование сис-темы воспитания, способной организовывать эффективное функционирова-ние новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при этом выступает открыто, делаясь объектом специального об-суждения, анализа и целенаправленной организации [10].
Формирование человека как личности требует от общества постоянно-го и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания не-мыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание зако-номерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, иначе существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы.
Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое ус-ловие воспитательного процесса. Следовательно, важно так строить педаго-гический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, ор-ганизуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь рас-тущему человеку пройти этот уникальный и самостоятельный путь мораль-но-нравственного и социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам соци-ального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате при-своения общественно выработанных форм и способов деятельности происхо-дит дальнейшее формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. «Условие эффективности воспитания - самостоятельный выбор или осознанное приня-тие детьми содержания и целей деятельности» [5, с. 34].
Исследования психологов, педагогов, физиологов, философов, юристов и генетиков свидетельствуют о том, что только в социальной среде в процес-се целенаправленного воспитания происходит действенная выработка про-грамм социального поведения человека, формируется человек как личность. Причем социальная обусловленность развития личности носит конкретно-исторический характер. Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в про-тиворечии с целями воспитания.
Россия в последние десятилетия принадлежит к разряду обществ пере-ходного типа. А в обществе переходного типа воспитание не только сталки-вается с различными социальными проблемами, но и само становится соци-альной проблемой. Так было в нашей истории после отмены крепостного права, так было в нашей истории в 20-е гг. XX в., так было в Америке в 20-30-х гг. ХХ в., и, наконец, в Германии и Японии после II мировой войны.
В силу особенностей исторического развития, традиционное для всех модернизированных обществ, изменение положения учащихся в системе от-ношений со взрослыми в нашей стране приобрело дополнительное измере-ние. Отношения между поколениями сегодня имеют новый характер. Тради-ционные конфликты отцов и детей, которые имели психологические основы, во многом сохранились, хотя по субъективной значимости несколько отошли на второй план. Эти традиционные конфликты отцов и детей психологиче-ского характера дополнились кардинальным расхождением мировоззрения, мировосприятия старших поколений и подрастающих поколений современ-ной России. Причиной служат те кардинальные изменения в социокультур-ной жизни России, которые способствовали созданию принципиально иных условий социализации подрастающего поколения относительно тех, в кото-рых происходила социализация нынешних взрослых поколений.
Поэтому картина мира современного взрослого и картина мира совре-менного ребенка существенно различаются между собой. Это необязательно приводит к конфликтам, потому что современные дети, с одной стороны вы-ставляют счет отцам, с другой стороны относятся к ним достаточно снисхо-дительно. Они просто не хотят жить так, как жили их отцы.
Воспитание как социальная проблема - это значительно шире, чем вос-питание как проблема системы образования. Поэтому сразу возникает во-прос: как может реагировать система образования, воспитание в системе об-разования на такую ситуацию?
Е.Е. Чепурных говорил: «Когда у взрослых и у младших картины мира существенно различаются, то первыми шаг навстречу младшему должны де-лать взрослые. А для этого, пользуясь образным выражением одного италь-янского драматурга, взрослым надо постоянно учить марсианский язык ново-го поколения, чтобы быть в состоянии вести диалог с этим новым поколени-ем» [цит. по 14]. Но тут мы сталкиваемся с серьезным ограничением: можно много говорить о необходимости диалога в воспитании и вообще о единст-венно возможном сегодня воспитании - идеологическом воспитании, но, к сожалению, мы должны при этом иметь в виду, что наши взрослые, если хо-тите, культурно, генетически не готовы изменить стиль взаимодействия и вести идеологическое взаимодействие. Они в этом не виноваты. Мы все вы-росли в другую эпоху, и мы стоим на плечах предыдущих поколений, кото-рые тоже росли в те эпохи, когда диалог отнюдь не поощрялся и не был сущ-ностной характеристикой взаимодействия старших поколений с младшими.
Что же делает воспитание социальной проблемой в нашем обществе? Дело в том, что современное общество не в состоянии формулировать реаль-ные задачи перед системой воспитания. Если говорить о российском общест-ве, то в нем традиционно задачи воспитания формулировало государство. Может быть, это и неплохо. Как говорил А.С. Пушкин, что единственный ев-ропеец в России - правительство. Теперь же и государство в переходный пе-риод оказалось не в состоянии формулировать задачи системы воспитания.
Только последние год-два государство стало лихорадочно искать те за-дачи, которые необходимо поставить перед системой воспитания. Но система воспитания не есть нечто абсолютно изолированное в рамках общественной государственной жизни. И эти задачи должны как-то корреспондировать с теми задачами, которые государство ставит перед собой.
Академик Капица в 1972 г. писал: «Я сделал за «Комсомольской прав-дой» маленький подсчет: если бы 100 млн. взрослых тратили на 40 млн. школьников 5% рабочего времени, то на класс из 40 школьников приходи-лось бы 200 часов педагогической работы взрослых в неделю. Не кажется ли вам, что пропаганду этой идеи о том, что общество должно тратить на школьников значительно больше интеллигентного и творчески индивидуали-зированного труда, следует настойчиво вести, особенно среди начальствую-щих лиц?» [цит. по 14, с. 113].
Заключение
Формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. В процессе воспитания необходимо ориентировать-ся именно на общечеловеческие ценности - определенные нормы нравствен-ности, прогрессивное, культурное наследие человечества.
Формирование человека как личности требует от общества постоянно-го и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Целенаправленное формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не основе общего для всех людей шаблона, а в соответ-ствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности. При этом осо-бое значение приобретает учет внутренних побудительных сил, потребностей человека, его сознательных стремлений.
В научный обиход последних лет вошел термин «социальное воспита-ние», осуществляемое в связи с потребностью общества. Социальное воспи-тание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления лич-ности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравствен-ных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принци-пам, нормам и правилам социума, когда убеждения и представления о долж-ном воплощаются в реальных поступках и поведении.
Социальное воспитание - это одна из важнейших сторон многогранно-го процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценно-стей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам социума, когда убеж-дения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и по-ведении. Это приобщение индивида к миру человеческих ценностей и взаи-моотношений с ними при сознательном самоопределении.
Литература
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: ЛГУ, 1996. - 330 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во МПСИ, 2001.- 460с.
3. Асмолов А.Г. Со-действие ребёнку - развитие личности // Новые ценно-сти образования. - 1996. - Вып. 6. - С. 39-45.
4. Бедерханова В. П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребён-ка // Классный руководитель. - 2000. - № 3. - С. 39-50.
5. Ильин И. А. Душа ребёнка // Очаг. - 1993. - №9. - с. 27-40.
6. Крутецкий В.А. Психология. - М.: Педагогика, 1986. - 430 с.
7. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в двух томах: Т. 1. - М.: Педагогика, 1983. - 296 с.
8. Любицына М.И. В.А. Сухомлинский о воспитании детей. - Л., 1974.
9. Мудрик А.В. Индивидуальная помощь в социальном воспитании // Но-вые ценности образования. - 1996. - Вып. 6. - С. 51-56.
10. Селиванов Б.В. Этика. - Новосибирск: Изд-во НГУ, 1995. - 190 с.
11. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 1994. - 687 с.
12. Социализация личности: исторический опыт советского периода и со-временные тенденции: сбор. науч. тр. / под ред. М. Г. Плаховой, Ф.А. Фрадкина. - М.: ИТПИМИО, 1993. - 147 с.
13. Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику: пособие для педагогов-новаторов. - М.: АПН СССР, 1991. - 183 с.
14. Титова Л.А. Социальное воспитание проблемных подростков как орга-ническая часть образовательного процесса // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов. - Челябинск: Изд-во ГПУ, 2004. - С. 108-111.
15. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1991. - 559 с.
16. Фрадкин Ф., Плохова М. Воспитание в семье и школе: взгляд сквозь де-сятилетия // Воспитание школьников. - 1993. - №6. - С. 27-36.
 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
11 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR