Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...

Аллегория


Аллего́рия — условное изображение абстрактных Идей (Понятий) посредством конкретного художественного Образа или Диалога. Как Троп аллегория используется в Стихах, Притчах, Моралите. Она возникла на почве мифологии, нашла отражение в фольклоре и получила своё развитие в Изобразительном искусстве. Основным способом изображения аллегории является обобщение человеческих понятий; представления раскрываются в образах и поведении животных, растений, мифологических и сказочных персонажей, неживых предметах, что обретают переносное значение.

Самый типичные образчик архитектуры – собор, символ Вселенной, символ мира. («Современные люди подменили собор суммой камней» (с) Экзюпери, то есть подменили то братство, сведя его просто к взаимной терпимости, толерантности)

В живописи – икона, светская живопись также предпочитает библейские сюжеты.

В скульптуре – персонажи библии.

В мышлении ощутим аналогизм и дуализм, выражающийся в построении оппозиций, указывающих на двоемирие (душа – тело, бог – дьявол, святое - духовное). Земная жизнь, для средневекового человека, – приготовление и преддверие жизни вечной. Зрелое средневековье.

Природа понималась, как зеркало, в котором человек может созерцать образ божий. Природа есть бог в вещах. Природа поэтому не играет самостоятельной роли в литературе. Она Является – символом, аналогией, Аллегорией. Об этом свидетельствует эмблематика, геральдика и сохраняется на протяжении всего периода. Средневековый художник не похож на современного. Он часто анонимен или стремиться к этому, он не похож и в главном – он располагет на абсолютных полюсах добро и зло. Во всех сферах средневековой жизни Ничто не мыслится этически нейтральным, это его базовые оппозиции. Средневековый художник предпочитает типизацию индивидуализации. (аллегория как раз предполагает типизацию). Не только мир дуалистичен, но и сам человек: с одной стороны он – венец творения, он же – квинтэссенция праха.

Средневековая литература функционировала, постоянно воспроизводя сравнительно ограниченный набор идеологических, жанровых и прочих структур. Причём эти структуры могли оставаться неизменными на протяжении очень долгого времени. Такие структуры называются топосом. Виды топосов:

- лексического или лексико-семантического характера (постоянные эпитеты, эпические формулы) цветовые решения героического эпоса очень сходны с работами средневековых художников-миниатюристов.

- изобразительные топосы (описания романтических свиданий).

- устойчивые мотивы и темы (гибель героя в результате предательства, суд над злодеем в форме поединка сторон, то есть божий суд, сатирические топосы, которые возникли на основе постоянных мотивов: коварство женщин, скупость ростовщиков).

- образные топосов – набор черт и деталей, которые способствуют возникновению устойчивого канона в изображении какого-нибудь сословия.

- жанровые топосы, которые формировались за счёт всех вышеперечисленных (жанр рыцарского романа и прочее).

Средневековые топосы часто восходят к священному писанию, но не всегда. Топосы обладали большой намекающей силой для слушателя: плавание – перемена судьбы, замок – средоточие злобных сил. Это был готовый культурный код. Тяготение к канону, индивидуальность мастерства.
Итог: многозначность слова и образа неизмеримо возрастает в эту эпоху. Одним из ведущих признаков становится аллегоричность, она вся исполнена иносказаниями.




Конкретные примеры иносказаний:

Старшая Эдда: Носители судьбы в скандинавской мифологии – три девы, норны, которые родились из источника Норн, который находится у истока ясеня.
Устройство мира в скандинавской мифологии двойственно: он строится одновременно и по вертикали и по горизонтали, преобладает вертикальная характеристика. Усадьба Асов наверху, царство смерти Хель – внизу и средняя земля, земля людей. Эта вертикаль скреплена посредством Мирового дерева. Некоторые усадьбы ориентированы по сторонам света (Хель находится на севере).

Образ Бальтора связан с культом плодородием, силы (Озирис, Дионис).

Тристан и Изольда: - жанр чудесного плавания, имрам, преобразуется в ведущий мотив Тристатновского цикла, как перемена судьбы героя: море играет огромную роль в судьбе Тристана, море – второе после имени, главное олицетворение судьбы Тристана.

- жанр похищения, айтхеда, преобразуется в мотив бегства любовников в лес и их жизнь в лесу; характерно – лесное счастье, конец любовного зелья, встреча с отшельником, благородство Марка и перелом в судьбе героев.

- к жанру имрама примыкает жанр эхтра, жанр посещения иных миров; в романе с иным миром соотносятся опустошенная выжженная Бретань, в которой Тристан находит белорукую, вторую, Изольду; иной мир – поэтический образ зачарованного замка, который придумала Изольда, поэтическая блаженная страна живых, в которую, Тристан обещает привести Изольду. Тема небесной жизни, нового Иерусалима.

- из конкретных кельтских мотивов важен мотив гейса, заклятья и мотив оков любви: в романе этот мотив преобразуется в мотив любовного напитка, который выпивают на корабле Тристан и Изольда.

Восходящая линия: он герой – идеальный рыцарь (зодчий, чародей, корабельщик). В этой линии он совершает три подвига в форме поединка. Они имеют символическое значение: он отвоёвывает землю, возвращая долг отцу, побеждает великана Ворхольда, возвращая долг королю Марку, убивает дракона, отдавая долг семье Изольды, у которой убил родича, + добывает красавицу. Как рыцарь, он всецело реализовался к этому моменту, чем большинство судеб фольклорных героев и героев рыцарских романов заканчивается. В житийной традиции в таком состоянии предстают перед всевышним. В нашем сюжете Встреча с Богом замещается встречей с любовью.

Песнь о Нибелунгах:

Клад – символ власти, господства, богатства.
Вместо Гунтера Зигфрид проходит три сказочные испытания. Появляется сказочный элемент: плащ-невидимка, который заменяет мифологический мотив двойничества.


Божественная комедия:

Текст Библии предполагает толкование на 4 уровнях (буквальном и три аллегорических: собственно аллегорический, нравственный и анагогический (духовные, возводящий к идеалу). Высшим и максимальным полным является постижение анагогического смысла слова. Коротко значение 4 уровней осмысления объясняет стишок:

О бывшем учит буква, о вере – аллегория, о действии – мораль, о цели – анагогия.

Данте создает символическое произведение: образы следует понимать при помощи этих всех смыслах. 7 столетий трудятся над растолкованиями его аллегорий.

Ад, с точки зрения Данте, - царство торжества справедливости. В нем царствует равномерное воздаяние. Ад создан Троицей (надпись при входе в ад). Ад – совершенное создание, это механизм соразмерного наказания преступления: «скорбь да соразмерится делам».


Петрарка, Канцоньере. В 1327 году – встреча с доньей Лаурой. Существовала ли в реальности эта женщина?

Сомнения высказывали ещё при жизни Петрарки, что его очень разочаровывали: Лауру считали поэтической аллегорией. Поразительно удачное имя – в нём сосредоточие смыслов и источник метафор Петрарки (заря, время, час, золото и другие значения, которые в том или ином виде будут использованы). Канцоньере – поэтическая исповедь Петрарки, каждодневная исповедь, равно поэтическая и поэтическая исповедь смятённого духа.

 Песнь о Роланде:
Тут – постоянные эпитеты:
Марсилий-нехристь
Карл-император

Роланд - отважный, лихой

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
4 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR