Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow Рефераты arrow Право arrow Гражданское право

Гражданское право

Рефераты - Право
Гражданское право
Введение 3
1. Понятие гражданского права 4
2. Предмет и метод гражданско-правового регулирования 8
3. Функции гражданского права 10
4. Основные направления развития гражданского права в современной России 15
Заключение 21
Список литературы: 23
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о содержании понятий системы права и системы законодательства, а также об их соотношении относится к разряду тем, которые актуальны всегда. Процесс обогащения системы законодательства - системой права и наоборот - длящийся. Система права наполняет содержанием систему законодательства. Она определяет цели, задачи развития системы законодательства в целом, а также ее частей. С помощью системы права система законодательства вбирает в себя общечеловеческие ценности, повышая при этом свою ценность как регулятора общественных отношений. С другой стороны, система законодательства также отражает в системе права современные тенденции изменения общественных отношений, особенности государственной политики и т.д. Этот процесс беспрерывный и, если не поддерживать его на должном уровне, то произойдет снижение качества правовой жизни в обществе. Причем динамика такого процесса может значительно различаться в разные периоды развития государства и общества.
Идея создания четко скорректированной системы законов и иных нормативных правовых актов как условия достижения стабильности и порядка буквально не сходит со страниц газет и журналов; этой проблеме посвящена работа законодательных, представительных органов, органов исполнительной и судебной власти. Ее провозглашают своей важнейшей заботой избранники народа, политические и общественные деятели.
Круг общественных отношений, регулируемых гражданским правом, настолько обширен и разнообразен, что, в принципе, невозможно дать их исчерпывающий перечень. Но в этом нет необходимости, так как в задачу гражданско-правовой науки входит не перечисление с возможно большей точностью и тщательностью всех общественных отношений, регулируемых гражданским правом, а выявление тех общих свойств, которые и позволили объединить их в предмете одной и той же отрасли, именуемой гражданским правом.
Целью данной курсовой работы является исследование предмета, метода и функций гражданского права.
В рамках курсовой работы будут решены следующие задачи:
• Рассмотрены предмет и метод гражданско-правового регулирования;
• Исследованы основные функции гражданского права;
• Рассмотрены оссновные направления развития гражданского права в современной России.
1. ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
Как и любая отрасль, гражданское право состоит из правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения. Предмет гражданского права также составляют общественные отношения. Поэтому понятие предмета тесно связано с вопросом: какие общественные отношения регулируются нормами гражданского права? Без ответа на данный вопрос трудно понять, что же представляет собой гражданское право России. Однако ответить на него не так просто, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что круг общественных отношений, регулируемых гражданским правом, необычайно широк. Граждане и организации, осуществляя предпринимательскую деятельность, постоянно вступают между собой в общественные отношения, регулируемые нормами гражданского права. Граждане в повседневной жизни, пользуясь услугами различных организаций, также вступают в общественные отношения, регулируемые гражданским правом. Так, отправляясь на работу на общественном транспорте, гражданин вступает с соответствующей транспортной организацией в отношение, которое регулируется нормами гражданского права. Сдавая по приезде в соответствующую организацию на хранение верхнюю одежду в гардероб, гражданин становится участником общественного отношения, которое также регулируется нормами гражданского права. Приобретая необходимые ему продукты питания или промышленные товары в магазине, гражданин участвует в общественных отношениях, на которые также распространяются нормы гражданского права.
Нормы гражданского права распространяют свое действие и на отношения, которые периодически возникают между самими гражданами, например, при заключении ими договора займа, имущественного найма, дарения и других не запрещенных законом договоров. Гражданским правом регулируются и отношения, возникающие в результате распространения о гражданине не соответствующих действительности сведений, которые порочат его честь, достоинство или деловую репутацию.
Вместе с тем далеко не все отношения, участниками которых становятся граждане, регулируются гражданским правом. Так, избирая депутатов в соответствующие органы представительной власти, граждане становятся участниками общественных отношений, которые регулируются государственным, а не гражданским правом. С другой стороны, действие гражданского права распространяется и на такие общественные отношения, в которых граждане вообще не принимают участия. Так, нормами гражданского права регулируются отношения между организациями (юридическими лицами), возникающие в процессе реализации произведенной продукции, перевозки ее на железнодорожном, морском, речном или воздушном транспорте, страхования этого груза, осуществления расчетов за поставленную продукцию и т.д. Гражданским правом регулируются отношения с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, например в случае завещания гражданином своего имущества государству.
В условиях развитой денежной системы основную массу имущественно-стоимостных отношений составляют товарно-денежные отношения. Успешное развитие объективно существующих в нашем обществе товарно-денежных отношений возможно лишь в том случае, если к ним будет применяться адекватная правовая форма. Одна из причин имевших место застойных явлений в нашей экономике связана с применением административных методов регулирования товарно-денежных отношений, когда последние облекались в несвойственную, чуждую им административно-правовую форму. Всю систему гражданского права пронизывали публичные начала, выражавшиеся в безграничном вмешательстве государства в любые сферы жизни общества и его членов и обеспечивавшие преимущественную защиту государственных и общественных (публичных) интересов , Между тем многовековая практика правового регулирования показала, что для нормального развития товарно-денежных отношений наиболее предпочтительной является гражданско-правовая форма. Так, производство необходимой обществу продукции можно обеспечить в административном порядке, заставив предприятие вопреки его экономическим интересам выпускать эту продукцию. Однако практика показала, что этот путь не ведет к изобилию и удовлетворению общественных потребностей. Предприятие, будучи не заинтересованным в производстве данного вида продукции, всегда найдет тысячу причин, по которым оно не смогло выполнить возложенное на него в административном порядке задание. Иная ситуация складывается, если производство необходимой обществу продукции осуществляется на основе заключенного с предприятием договора, в котором нашли отражение его экономические интересы и исполнение которого обеспечивает предприятию их Удовлетворение. В таких условиях предприятие предпримет все от него зависящее для выпуска необходимой обществу продукции, так как это соответствует и его экономическим интересам. При этом не требуется применения к предприятию каких-либо мер принудительного характера со стороны государства.
Гражданское право тем и отличается от других отраслей права, что располагает уникальным, веками отработанным юридическим инструментарием, обеспечивающим организованность и порядок в общественном производстве без непосредственного соприкосновения с аппаратом государственного принуждения путем воздействия на экономические интересы участников общественного производства.
Переход нашей страны к рыночной экономике с неизбежностью приводит к расширению сферы гражданско-правового регулирования имущественных отношений, складывающихся в различных сферах деятельности. Так, на смену централизованному распределению материально-технических ресурсов, осуществляемому в административно-правовом порядке, пришли биржевая, оптовая и иные формы торговли, регулируемые нормами гражданского права. Устанавливаемые в административном порядке цены на произведенную продукцию и товары народного потребления были заменены на договорные цены, определение которых осуществляется в гражданско-правовых формах. Распределяемые ранее в административном порядке жилые помещения переходят в собственность граждан. Права на эти помещения реализуются гражданами в рамках гражданско-правовых отношений. Земля, ее недра и другие природные объекты втягиваются в гражданский оборот и становятся объектами гражданско-правовых сделок. Гражданское право - необходимый элемент саморегулирующегося экономического механизма, именуемого рынком. Поэтому по мере становления рыночной экономики и нашей стране роль и значение гражданского права в жизни общества неуклонно будут возрастать.
Другой составляющей частью предмета гражданского права в соответствии со ст. 2 ГК являются личные неимущественные отношения. Из самого определения вытекает, что личные неимущественные отношения обладают, по крайней мере, двумя признаками. Во-первых, указанные отношения возникают по поводу неимущественных (духовных) благ - таких, как честь, достоинство, деловая репутация, имя гражданина, наименование юридического лица, авторское произведение, изобретение, промышленный образец и т.п. Во-вторых, личные неимущественные отношения неразрывно связаны с личностью участвующих в них лиц. В-третьих, в этих отношениях проявляется индивидуальность отдельных граждан или организаций.
Таким образом, под личными неимущественными отношениями следует понимать возникающие по поводу неимущественных благ общественные отношения, в которых проявляются индивидуальные особенности гражданина или организации.
Так, если гражданин написал художественное произведение, то между ним и всеми окружающими его лицами по поводу созданного возникает личное неимущественное отношение, в котором проявляются индивидуальные творческие, нравственные и иные социальные качества писателя, нашедшие отражение в его произведении, и эти свойства получают соответствующую оценку со стороны читателей. Это личное неимущественное отношение регулируется нормами гражданского права, в соответствии с которыми писатель наделяется правом авторства на созданное им произведение; правом использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т. е. анонимно (право на имя); правом обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование); правом на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).
В соответствии с п. 1 ст. 2 ПС гражданским правом регулируются те личные неимущественные отношения, которые связаны с имущественными. Отсюда следует, что личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными, гражданским правом не регулируются. Такое удаление из предмета гражданского права личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными, представляется мало обоснованным. Если личные неимущественные отношения тяготеют к предмету гражданского права, то они должны им регулироваться независимо от того, связаны они с имущественными отношениями или нет. В силу этого цивилистическая наука не должна ограничиваться описанием правил, содержащихся в ГК и других нормативных актах гражданского законодательства. В ее задачу входит обоснование предметного единства гражданского права. Для этого недостаточно констатировать, что гражданским правом регулируются имущественно-стоимостные и личные неимущественные отношения. Необходимо, несмотря на внешнюю противоположность этих двух составных частей предмета гражданского права, выявить то общее свойство, которое и позволяет объединить имущественно-стоимостные и личные неимущественные отношения в предмете одной и той же отрасли - гражданском праве.
Имущественно-стоимостные отношения предполагают взаимную оценку участниками этих отношений количества и качества труда, воплощенного в том материальном благе, по поводу которого эти отношения складываются. Личные неимущественные отношения, в свою очередь, предполагают взаимную оценку их участниками тех нематериальных (духовных) благ, по поводу которых эти отношения складываются. Взаимооценочный характер имущественно-стоимостных и личных неимущественных отношений и составляет то общее свойство, которое позволяет объединить их в предмете гражданского права. Во избежание недоразумения следует отметить, что оценочный характер носят все общественные отношения. Однако взаимооценочный признак характерен только для тех общественных отношений, которые входят в предмет гражданского права. Наличие этого общего признака и обусловливает принципиальное единство всех имущественно-стоимостных и личных неимущественных отношений, в какой бы сфере деятельности человека они ни возникали и каков бы ни был их субъектный состав.
В имущественных отношениях взаимная оценка проявляется в стоимостной форме, а в неимущественных - в нравственной или иной социальной форме. Поскольку стоимостная оценка имеет место только в имущественно-стоимостных отношениях, а нравственная или иная социальная оценка - в личных неимущественных отношениях, то и предмет гражданского права можно определить как взаимооценочные общественные отношения в виде имущественно-стоимостных и личных неимущественных отношений.
2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В систему российского права входят такие отраслевые разделы, как государственное право (включающее конституционное, муниципальное право), материальное право (состоящее из таких отраслей права, как уголовное, семейное, жилищное и др.) и процессуальное право (уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное и административное процессуальное).
Гражданское право - одна из важнейших и самая обширная отрасль российского права, являющаяся основным регулятором товарно-денежных отношений. Очевидно, что в условиях перехода к рыночной экономике и реформирования социально-экономических отношений роль этой отрасли права неуклонно возрастает.
Основные нормы гражданского законодательства изложены в принятом Гражданском кодексе РФ (далее - ГК РФ), содержащем 1224 статьи, части 1, 2 и 3 (третья часть Кодекса регулирует отношения по поводу интеллектуальной собственности, а также наследственные правоотношения). Отсюда видно, насколько широк и многообразен круг вопросов, регулируемых гражданским правом.
Согласно ст. 3 ГК РФ, гражданское законодательство состоит из собственно Гражданского кодекса, а также принятых в соответствии с ним федеральных законов, регламентирующих гражданские правоотношения. При этом надо отметить особое практическое значение ГК. Оно заключается в том, что при противоречии гражданско-правовых норм, содержащихся в любом нормативно-правовом акте, даже федерального значения (включая указы Президента РФ и постановления Правительства РФ), вступают в силу нормы ГК РФ. Кодекс приобрел, таким образом, основополагающее значение в сфере определения правового положения всех участников гражданского оборота в России.
Предметом гражданского права являются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения участников гражданского оборота.
Имущественные отношения характеризуются отношениями по поводу вещи, денег, ценных бумаг, услуг и работ, т. е. именно те отношения, которые можно определить как имущественно-стоимостные, и в первую очередь - товарно-денежные.
Под личными неимущественными отношениями понимаются отношения в сфере интеллектуальной деятельности (авторского, изобретательского права). Так, право авторства на книгу или изобретение считается неимущественным, а право на гонорар, возникающее у автора, - безусловно имущественное право .
В качестве участников гражданского оборота могут выступать как граждане (физические лица), включая иностранных граждан, так и юридические лица (организации, учреждения, предприятия и др.). Также участниками гражданского оборота может быть государство в лице органов власти и управления, уполномоченных на участие в гражданском обороте.
Надо сказать, что знание гражданского права, юридическая культура вообще заключаются не столько в знании формулировок Закона, сколько в безусловно ясном его понимании, толковании и применении. Эта общая установка имеет первостепенное значение в постижении вопросов гражданского законодательства.
Под методом гражданско-правового регулирования понимается совокупность приемов, способов и средств, с помощью которых соответствующая отрасль права воздействует на общественные отношения, составляющие ее предмет. Для того чтобы воздействие на предмет регулирования было эффективным, должны быть использованы средства, соответствующие природе регулируемых отношений. Каждая отрасль права имеет свой метод правового регулирования, с присущими только ему особенностями.
У гражданско-правового метода регулирования имеются следующие специфические особенности.
Первая особенность связана с положением субъектов гражданского права. Экономический оборот предполагает равенство его участников, невозможность для одного из них диктовать свою волю другому; такое равенство служит необходимым условием основного отношения экономического оборота - обмена. Поэтому характерной чертой метода гражданско-правового регулирования является равенство сторон регулируемого гражданским правом отношения. Это не означает, что стороны конкретного отношения наделены равными правами. Напротив, одной стороне могут принадлежать только права, а другая может быть наделена только обязанностями (например, договор займа). Под равенством в данном случае понимается отсутствие организационно-властной зависимости сторон гражданского правоотношения друг от друга.
Вторая особенность метода правового регулирования заключается в автономии воли участников соответствующих отношений, означающей возможность самостоятельно и свободно проявлять и формировать свою волю. Такая возможность обусловлена наличием большого количества диспозитивных норм, дающих возможность изменять правила данных норм. Сторонам предоставлено право определять характер взаимоотношений между ними полностью или в определенной части по своему усмотрению. Они имеют также возможность выбора между несколькими вариантами поведения.
Третья особенность состоит в том, что защита нарушенных гражданских прав, если они добровольно не восстанавливаются другой стороной, осуществляется в основном в судебном порядке путем обращения потерпевшего с иском в суды общей юрисдикции, арбитражные или третейские суды.
Четвертой особенностью является то, что ответственность за нарушение гражданских прав носит имущественный характер и заключается в обязанности возместить причиненные нарушением убытки или компенсировать причиненный вред (например, компенсация морального вреда). При этом воздействие оказывается не столько на личность правонарушителя, сколько на его имущественную сферу.
3. ФУНКЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
Частное и публичное право. Деление права на частное и публичное имеет давние традиции, восходящие еще к римскому праву. Особую актуальность вопрос о разграничении частного и публичного права приобрел в наше время с переходом к рыночной экономике, которая по самой своей природе не приемлет публично-правового регулирования гражданского оборота. Хотя противопоставление частного и публичного права имеет многовековую историю, до настоящего времени не выработан общепризнанный критерий их разграничения.
Впервые критерий разграничения частного и публичного права сформулировал еще римский юрист Ульпиан: «Публичное право - это то, которое имеет в виду пользу (благо, интересы) государства как целого, а частное право - то, которое имеет в виду интересы, пользу отдельных лиц, индивида как такового», В российской науке также предпринимались и предпринимаются многочисленные попытки найти приемлемые критерии разграничения частного и публичного права. Это, однако, привело к тому, что вопрос становился все более запутанным и казался неразрешимым .
Между тем все последующие критерии, предлагаемые различными авторами, в той или иной мере опирались на критерий, сформулированный Ульпианом. Так, по мнению И. А. Покровского, прием юридической централизации, предполагающий регулирование общественных отношений по почину и исключительной воле государства, не допускающей в этой области никакой другой воли, составляет основную сущность публичного права . Однако именно такой тип правового регулирования необходим для защиты публичных интересов. Для защиты же частных интересов необходим совершенно иной тип правового регулирования, при котором государственная власть принципиально воздерживается от непосредственного и властного регулирования отношений. Здесь она не ставит себя мысленно в положение единственного определяющего центра, а, напротив, предоставляет регулирование множеству иных маленьких центров, которые подразумеваются как самостоятельные социальные единицы, как субъекты права .
Конечно, любая норма права, даже если она на первый взгляд призвана всецело обеспечивать интересы частных лиц, в той или иной мере защищает публичные интересы, т. е. интересы государства и всего общества в целом. Так, в соблюдении правил о купле-продаже заинтересованы не только продавец и покупатель, но и все общество в целом, поскольку благополучие последнего зависит во многом от упорядоченности гражданского оборота. Наоборот, нормы, например, уголовного права, предусматривающие наказание за совершение преступления и призванные защищать интересы всего общества в целом, защищают интересы и отдельных (частных) лиц. Так, норма уголовного права, устанавливающая ответственность за кражу, направлена на пользу и отдельных (частных) собственников, заинтересованных в сохранности их имущества.
Однако разграничение частного и публичного права зиждется на том, что положено во главу угла в правовом регулировании общественных отношений: защита публичных интересов или защита интересов частных лиц. Нормы публичного права сформулированы таким образом, что они защищают в первую очередь публичные интересы и посредством этого обеспечивают защиту интересов отдельных лиц, как участвующих, так и не участвующих в общественных отношениях, регулируемых этими нормами права. Нормы же частного права направлены прежде всего на защиту интересов частных лиц, участвующих в регулируемых этими нормами общественных отношениях, и тем самым обеспечивают защиту интересов и всего общества в целом, заинтересованного в нормальном функционировании этих общественных отношений.
Соотношение частно- и публично-правового регулирования общественных отношений. Поскольку любая отрасль права характеризуется однородностью регулируемых ею общественных отношений, она может быть либо частноправовой либо публично-правовой отраслью права. Однако абсолютно «чистых» отраслей частного или публичного права практически не встречается. В любой отрасли публичного права имеются частноправовые элементы. Точно так же в любой отрасли частного права есть публично-правовые нормы, обеспечивающие защиту общественных интересов .
Вместе с тем каждый из этих двух типов правового регулирования эффективен лишь тогда, когда он применяется к тем общественным отношениям, которые по своей природе нуждаются именно в данном типе правового регулирования. Исторический опыт показывает, что наиболее эффективное развитие отношений в сфере производства происходит тогда, когда к ним применяется частноправовой тип правового регулирования. Предпринятые в нашей стране попытки публично-правового регулирования этих отношений потерпели неудачу . Выяснилось, что преобладание публично-правовых элементов в регулировании товарно-денежных отношений губительно сказалось на развитии последних. Так, внедрение в советское гражданское законодательство таких элементов публично-правового регулирования, как планово-административные акты, привело к тому, что почти полностью был парализован такой важнейший элемент частноправового регулирования, как договор.
Таким образом, невозможность эффективного публично-правового регулирования из единого центра всех многочисленных и многообразных отношений в сфере производства была доказана не только теоретически, но и подтверждена практически на опыте нашей страны и других социалистических стран.
Неэффективность публично-правового регулирования товарно-денежных отношений обусловлена в первую очередь тем, что подобное регулирование, передавая все в данной сфере в руки государства, понижает частную заинтересованность и частную инициативу и при известных условиях способно привести к полному подавлению личности . Однако это не означает, что в сфере производства должно иметь место только частно-правовое регулирование, исключающее какое-либо вмешательство государства и применение публично-правовых элементов в регулировании общественных отношений. Еще в 1917 г. И, А. Покровский отмечал, что попытка полного осуществления лозунга частноправового регулирования, исключающего государственное вмешательство, наряду с освобождением огромной индивидуальной энергии, приводит к внесению в соответствующую область общественной жизни известного элемента случайности и неопределенности, расширению пропасти между богатыми и бедными, капиталистами и рабочими. Последние оказываются в жесткой зависимости от первых и в результате, будучи юридически свободными и равными, становятся экономически несвободными и неравными .
Природа рыночных отношений не предполагает сама по себе социальную защищенность человека. Чтобы обеспечить социальную защищенность, ее необходимо ввести извне. В этом заключается одно из важнейших направлений деятельности государства и права как средства сохранения стабильности общества. Вот почему публично-правовое вмешательство в экономику необходимо, ибо оно несет в себе социальную защищенность человека .
Именно это и не было учтено в нашей стране в ходе осуществления экономических реформ, направленных на внедрение почти исключительно частноправовых начал в регулирование рыночных отношений. Это и стало одной из причин кризисных явлений как в экономической, так и в социальной сферах .
Таким образом, речь идет не о том, чтобы отдать предпочтение частноправовому или публично-правовому типу регулирования общественных отношений, входящих в предмет гражданского права, а о том, чтобы частноправовое регулирование оптимально ограничивалось в необходимых случаях публично-правовыми элементами. В настоящее время в некоторых областях гражданско-правового регулирования удачно используются публично-правовые элементы. В качестве примера можно привести публичный договор, договор присоединения, государственную регистрацию сделок с недвижимостью, лицензирование некоторых видов предпринимательской деятельности. Однако в отдельных сферах гражданского права отсутствует необходимое публично-правовое регулирование соответствующих общественных отношений. Так, публично-правового регулирования недостает сферам банковской, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности, что привело к разворовыванию колоссальных по объему средств вкладчиков, других инвесторов и утечке валюты за рубеж.
На каждом конкретном историческом этапе развития общества частноправовое регулирование общественных отношений, входящих в предмет гражданского права, в той или иной мере должно корректироваться публично-правовым и элементами. При этом граница необходимого и допустимого публично-правового вмешательства объективно предопределена конкретно-историческими условиями существования общества. Вопрос состоит в том, чтобы распознать эти оптимальные границы публично-правового вмешательства в частноправовое регулирование общественных отношений, составляющих предмет гражданского права. «Возьмем любую страну и побеседуем с юристом, занимающимся вопросами правового регулирования экономических отношений, и он скажет, что главная проблема - это проблема соотношения частного и публичного в сфере экономики» .
Гражданское право - основа частного права. Гражданское право традиционно относится к отрасли частного права. Более того, гражданское право в любом обществе составляет основу частного права. Исторически сложилось так, что именно гражданское право было направлено на защиту интересов частных лиц - граждан, которые первоначально были единственными носителями частных интересов. Юридические лица как носители частных интересов появились значительно позднее на более высокой ступени развития гражданского оборота. К тому времени термин «гражданское право» настолько укоренился, что появление других субъектов - юридических лиц - никак не отразилось на исторически сложившемся названии «гражданское право». Наиболее яркое воплощение и выражение это получило в Древнем Риме, где частные интересы исконных римских граждан (elves) нашли отражение и закрепление в римском «цивильном праве» (Jus civile).
Вступая в отношения друг с другом, граждане, как и созданные ими юридические лица, руководствуются своими индивидуальными интересами, отличными от других частных интересов. Эти частные интересы отдельных граждан и юридических лиц в процессе их взаимодействия должны быть каким-то образом согласованы. На защиту этих интересов и их согласование и направлены в первую очередь нормы гражданского права.
Гражданский оборот развивается успешно только в том случае, если его участники самостоятельны, независимы и в своем поведении руководствуются прежде всего своими собственными, частными интересами. Для защиты частного интереса требуется децентрализация правового регулирования, при которой регулирование общественных отношений осуществляется множеством самостоятельных субъектов, обладающих автономией собственной воли и инициативой. Вступая в отношения между собой, носители автономной воли сами определяют содержание тех отношений, в которые они вступают по собственной воле. Государство не определяет этих отношений от себя и принудительно, а лишь занимает позицию органа, охраняющего то, что будет определено другими . Поэтому в сфере частноправового регулирования субъекты должны обладать автономией воли, которая предполагает формирование содержания общественных отношений, в которые эти субъекты вступают, независимо от чьей-либо иной воли. В соответствии с этим в п. 1 ст. 2 ГК закреплено, что регулируемые гражданским законодательством отношения основываются на автономии воли их участников
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Система прва и система законодательства развиваются в современном обществе очень быстро, что чаще всего выражается в их усложнении и здесь уже не обойтись без использования системного подхода в формировании совершенствовании и изучении обеих систем. Это важно иметь ввиду как представителям теории, так и представителям законодательных органов власти.
В построении системы российского права ключевое положение занимает понятие самого права. В настоящее время, как отмечает проф. М.И. Байтин в монографии «Сущность права», обозначились два различных направления правопонимания: нормативное (нормативно-материалистическое) и широкое .
Нормативно-материалистическое определение права в обобщенном виде сформулировано М.И. Байтиным следующим образом. «Право - это система общеобязательных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер, издаются или санкционируются государством и сохраняются от нарушений возможностью государственного принуждения, являются властно-официальным регулятором общественных отношений».
В.С. Нерсесянц исходит из того, что «право - это формальное равенство, право - это всеобщая и необходимая форма свободы в общественных отношениях людей, право - это всеобщая справедливость и т.д.» .
В.П. Мозолин дает следующее определение системы права, существующей в России:
«Под системой российского права необходимо понимать внутреннее соединение взаимосвязанных и взаимодействующих между собой правовых областей , основу которых составляет Конституция РФ, функционально направленных на регулирование общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности общества и государства».
Как совершенно справедливо отмечает В.О.Лучин, "низкий КПД права связан с тем, что мы еще недостаточно занимаемся изучением специфики права как системы норм, не раскрываем всех возможностей права в регулировании общественных отношений, мало внимания уделяем вопросам совершенствования системы норм как средства управления обществом".
Однако, несмотря на существенный вклад советской теории права в общее представление о системе права, данная позиция, по мнению диссертанта, имеет ряд теоретических недостатков. Во-первых, так и не выработано общего критерия различения методов разных отраслей права (выделения императивного и диспозитивного методов явно недостаточно, чтобы определить весь спектр отраслевого состава системы права); во-вторых, разработанная конструкция "предмет-метод" правового регулирования не позволяет придти к единому мнению об отраслевом составе системы права.
Решение данной проблемы ряд авторов видит в органическом сочетании наработок дореволюционной и советской теории права. Нельзя при этом повторять ошибку дореволюционной науки и отождествлять частное и публичной право со структурно-обособленными подразделениями в системе права. Целесообразнее всего было бы вести речь о сочетании частноправовых и публично-правовых начал в структуризации системы права. Этот принцип является системообразующим фактором права и определяет единство всей системы. Данную позицию, по мнению диссертанта, необходимо синтезировать с формальным пониманием метода правового регулирования, элементами которого будут являться:
• специфический способ взаимосвязи прав и обязанностей между участниками урегулированных отраслью правоотношений;
• особые способы формирования содержания прав и обязанностей субъектов права;
• санкции, способы и процедуры их применения;
• удельный вес дозволений и запретов.
Причем каждый из этих элементов может характеризовать частноправовое или публично-правовое начало. Анализируя подобным образом все элементы можно судить о частноправовой или публично-правовой природе отрасли, основных тенденциях развития правового регулирования данной области общественных отношений и о необходимости его совершенствования.
Предмет и метод правового регулирования являются основными критериями дифференциации системы права. Любой элемент системы прав (отрасль, подотрасль и институт) характеризуются и совокупностью специфических общественных отношений, являющихся предметом регулирования соответствующего структурного элемента, и совокупностью определенных правовых средств регулирования данных общественных отношений. Иными словами, не только отрасль права, но и подотрасль, и институт имеют предмет и метод правового регулирования. Такая позиция, с одной стороны, позволит заполнить имеющийся на сегодняшний день в теории права пробел, касающийся отсутствия критериев обособления подотраслей и институтов права, с другой стороны, объяснит неправомерное разрастание отраслевой структуры права, когда институты права объявляются отраслями (например, конкурентное, уголовно-розысконое, водное право и т.д.). Таким образом, предмет, метод, а также принципы права являются универсальными критериями построения системы права, свойственными всем ее структурным элементам. По самостоятельности и независимости предмета и метода правового регулирования мы можем судить о структурном уровне соответствующего элемента (отраслевом или внутриотраслевом).
Большинство определений, наличествующих в юридической литературе, в основном характеризуют структуру права. При формулировании определения системы законодательства, в диссертации по-новому раскрываются критерии единства и дифференциации системы законодательства. Основой дифференциации системы законодательства признается деление законодательства по предмету правового регулирования, при этом единство системы законодательства в данном случае определяется единством государственной воли, так как именно законодатель является основным субъектом такой классификации.
Система законодательства связана с системой общественных отношений не только опосредованно (через систему права), но и непосредственно. Непосредственная связь имеет место, в основном, в процессе законотворчества. Именно поэтому нужно отойти, наконец, от трактовки законодательства как субъективного явления, когда субъективность понимается как аналог предвзятости. Безусловно, система законодательства никогда не сможет избежать определенной доли субъективности (в философском смысле, так как законодательство - продукт сознания человека) и предвзятости в частности. Однако эта ее черта не является основополагающей. По своей природе система законодательства объективна. Объективна настолько, насколько объективна "воля народа", а также система общественных отношений.
Основными недостатками построения системы российского законодательства в соответствии с юридической силой правовых актов является несовершенство соотношения закона и подзаконного акта; отсутствие отлаженного механизма применения положения о прямом действии Конституции РФ; проблема "указного права" в России; несоответствие национального законодательства международным актам и др.
Чаще всего нормативно-правовой акт включает в себя нормы сразу нескольких отраслей права. Основные варианты разбивки системы законодательства якобы "по отраслям", которые существуют на сегодняшний день, осуществляется классификаторами или на основе классификаторов правовых актов. Однако те группы актов, которые создаются в результате такой разбивки вовсе нельзя назвать отраслями, так как любой классификатор имеет чисто информативное значение, а не отражает систему в полном смысле этого слова. Таким образом, группы актов, объединенных в классификаторах, создают систему суммативного вида, в то время как система законодательства является органичной. Основным критерием объединения нормативных актов в соответствующих классификаторах является "предметный" критерий.
Главной проблемой построения системы законодательства в соответствии с федеративным устройством России является проблема несоответствия законодательства субъектов РФ - федеральному законодательству. При анализе ряда нормативных актов (среди которых Указ Президента РФ от 10 августа 2000 года "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации" , где закрепляется обязательность ведения регистра нормативных правовых актов субъектов РФ; Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2000 года, утвердившее Положение о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ ) можно сделать вывод об отсутствии отлаженного механизма ответственности должностных лиц субъектов РФ за невыполнение обязанности устранить официально выявленные несоответствия между федеральным законодательством и законодательством субъекта по вопросам ведения Российской Федерации и совместного ведения РФ и ее субъектов.
Можно привести конкретные примеры опережения системой законодательства - системы права (например, избирательное, парламентское, банковское, налоговое право и т.д. - эти структурные образования еще не нашли отражения в системе права в виде четко сформировавшихся отраслей) и опережения системой права - системы законодательства (например, коллизионное, уголовно-розыскное право - эти структурные образования уже обособились в системе права, но еще не нашли свое отражение в системе законодательства). Однако общая тенденция состоит в том, что система законодательства намного «убежала» вперед, все более и более разветвляя сеть нормативных актов, регулирующих все новые и новые общественные отношения, а "отставание" системы права приобрело уже хронический характер.
Для большинства постсоциалистических государств характерен так называемый "парадокс" Э. Геллнера, а именно - стремление демократического государства "сверху" осуществить проект нового социального строя, "сверху" и в спешке ввести в действие гражданское общество и рыночную экономику . Подобная стратегия и соответствующая ей тактика вряд ли способны привести к желаемым результатам. Проведение крупных реформ "сверху", по инициативе государственной власти, составляет историческую особенность России. Таким образом, в Российской Федерации сложилась ситуация, когда система законодательства ведет за собой систему права, меняя при этом естественный порядок вещей, при котором ведущей должна быть система права. Низкий уровень развитости демократических институтов не позволяет развитым слоям общества, заинтересованным в преобразованиях, прийти к власти или добиваться реализации в законодательстве своих интересов иным легальным путем. В итоге систему законодательства формируют зачастую люди, далекие от реальных потребностей общества, подрывая авторитет государственной власти в целом.
Можно сделать вывод, что формирование системы законодательства не всегда объективно обусловлено, ей присущ элемент случайности, что, впрочем, допускается в любой органической системе. Система права в этом плане более стабильна и обусловлена. Формирование отраслей права происходит длительный период времени, путем долгих обсуждений и дискуссий. Однако это не делает систему права эталоном системного построения. Многие факторы политического, идеологического и даже личностного характера могут существенно исказить систему права. Таким образом, ни система права, ни система законодательства не являются самодостаточными. Их функционирование и развитие не может происходить обособленно друг от друга. Выражаться это должно в двух аспектах. С одной стороны, любые теоретические разработки в области дифференциации системы права должны, прежде всего, иметь своей целью совершенствование системы законодательства. Теория не может и не должна существовать сама для себя. С другой стороны, формирование системы законодательства должно опираться на теорию, в особенности это важно для систематизации законодательства. Очередной этап кодификации законодательства, чаще всего, предвосхищается большим интересом теории к данному вопросу.
Система законодательства, опираясь на систему права, должна вбирать в себя идеи наиболее органичного сочетания частноправовых и публично-правовых начал, а также основные разработки по отраслевым режимам, что позволит избежать противоречий в системе законодательства. Система права, со своей стороны, основывая свои исследования на системе законодательства, должна отражать в себе современные тенденции изменения общественных отношений, особенности государственной политики и т.д. Наиболее яркий этому пример - активное развитие социальной функции государства. Это столь существенно повлияло на систему права и систему законодательства, что в научной литературе к традиционному делению системы права на частное и публичное стали добавлять так называемого "третьего партнера" - своего рода социальное право. Развитие вышеуказанной социальной функции государства привело к формированию больших законодательных массивов и повлияло на обособление в системе права таких отраслей как право социального обеспечения, экологическое право, образовательное право и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система права - это органическое единство норм права, обусловленное сочетанием частноправовых и публично-правовых начал, а также их дифференциация по отраслям и институтам в соответствии с предметом и методом правового регулирования.
Критерии структурной дифференциации системы законодательства на сегодняшний день четко не определены. В отличие от системы права система законодательства имеет не доктринальный, а реальный уровень. Основным субъектом ее дифференциации является законодатель. Однако применить к формируемой законодателем классификации нормативных правовых актов принципы отраслевой дифференциации системы права невозможно, даже при введении понятий "комплексная отрасль", "межотраслевой институт" и т.д. Чаще всего нормативно-правовой акт включает в себя нормы сразу нескольких отраслей права.
Система законодательства - это органическое единство нормативно-правовых актов, обусловленное единством государственной воли и сочетанием частноправовых и публично-правовых начал, а также их дифференциация как по предметному признаку (основное деление), так и по комплексному критерию, в котором сочетаются предмет и метод правового регулирования.
В настоящее время российское гражданское право является отраслью частного права, в которой оправданно используются публично-правовые элементы, направленные на ограничение монополизма и недобросовестной конкуренции, защиту интересов экономически более слабой стороны в договоре, исключение злоупотреблений на рынке недвижимости и ценных бумаг и т.п. Вместе с тем кризисная ситуация, в которой оказалась Россия в 90-х годах XX в., неизбежно требует усиления публично-правовых начал в гражданско-правовом регулировании общественных отношений. В связи с этим вполне объяснима борьба, которая шла в Государственной Думе по поводу Земельного кодекса и Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
В итоге в основу правового регулирования отношений, возникающих по поводу земли и других природных ресурсов, были положены частноправовые начала. Вместе с тем эти частноправовые начала существенно ограничены публично-правовыми элементами, особенно в области правового регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения.
Исключение составляет экологическое или природоохранное право, которое образует структурное подразделение публичного права. Обусловлено это тем, что приоритет в регулировании экологических отношений отдан защите общественных, публичных интересов, а не интересов частных лиц.
С принятием Трудового кодекса РФ в сфере трудового законодательства значительно усилены частноправовые начала, В ранее же действовавшем КЗоТ РСФСР преобладали публично-правовые начала. Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время трудовое законодательство в равной мере опирается как на частноправовые, так и на публично-правовые начала, а следовательно, имеет комплексный характер. Обусловлено это компромиссом, который был достигнут в Государственной Думе при обсуждении и принятии Трудового кодекса РФ.
Однако при любых условиях выделившееся из трудового права право социального обеспечения будет существовать как структурное подразделение публичного права. Подтверждением тому служит принятый 24 июля 1998 г. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» , в основе которого лежат публично-правовые начала.
К числу отраслей частного права относится международное частное право, что вытекает из самого его названия, в отличие от международного права, принадлежащего к числу отраслей публичного права.
Таким образом, гражданское право - это основополагающая отрасль частного права, которая по самой своей природе может быть только отраслью частного права. Вместе с тем некоторые структурные подразделения гражданского права могут в различные исторические периоды развития нашего общества выделяться из гражданского права и образовывать самостоятельные отрасли, если в них начинают преобладать публично-правовые начала. Однако с изменением социально-экономических условий такие структурные подразделения могут поглощаться «материнской» отраслью права, если в них вновь заняло лидирующее положение частноправовое регулирование соответствующих общественных отношений.
Так было, например, с семейным правом, в котором в советский период преобладали публично-правовые начала. В настоящее же время правовое регулирование семейных отношений строится на частно-правовых началах, что дает основание утверждать о возвращении семейного права в лоно гражданского права в качестве одной из его подотрасей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999.
2. Байтин М.И. Сущность права. - Саратов, 2001.
3. Брагинский М. И. О месте гражданского права в системе «право публичное - право частное» // Проблемы современного гражданского права. / Отв. ред. В. Н. Литовкин, В. А. Рахмилович. М, 2006. С. 68-69.
4. Гражданское право. 2-е изд. / Отв. ред, Е. А. Суханов, М., 2007. Т. 1.
5. Гражданское право. Общая и Особенная части. / отв. ред. А.П. Фоков. - М., 2008.
6. Дозорцев А. В. О предмете советского гражданского права // Советское государство и право. 1954. N° 7.
7. Красавчиков О. А. Гражданские организационно-правовые отношения // Советское государство и право. 1966. № 6.
8. Красавчикова Л. О. Понятие и система личных, не связанных с имущественными прав граждан (физических лиц) в гражданском праве Российской Федерации. Автореф. докт. дисс. Екатеринбург, 1994.
9. Лившиц Р. 3. Теория права. М., 2007.
10. Мозолин В.П. Система российского права. Доклад на Всероссийской конференции 14 ноября 2001 года.
11. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. - М., 1999.
12. Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998 (по изданию 1917 г.).
13. Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 2007.
14. Толстой Ю. К. Понятие права собственности // Проблемы гражданского и административного права / Под ред. Б. Б. Черепахина, О. С. Иоффе, Ю. К. Толстого. Л., 1962.
15. Толстой Ю.К. Кодификация гражданского законодательства в СССР (1961 - 1965 гг.). Автореф. докт. дисс. Л., 1970.
16. Яковлев Б. Ф. О некоторых вопросах применения части первой Гражданского кодекса арбитражными судами // Вестник ВАС. 2007. № 5.
 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
7 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR