Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта сайта
загрузка...
Главная arrow Рефераты arrow Право arrow Понятие и принципы российского гражданства.

Понятие и принципы российского гражданства.

Рефераты - Право
Понятие и принципы российского гражданства.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Гражданство РФ: понятие, принципы, регулирование 5
1.1. Понятие и принципы гражданства 5
1.2. Государственные органы РФ, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации 11
Глава 2. Приобретение и прекращение гражданства РФ 13
2.1. Приобретение гражданства Российской Федерации 13
2.2. Прекращение гражданства Российской Федерации 24
Заключение 27
Список литературы: 30
Введение
Гражданство является одним из основных правовых институтов. Тема отказа в приеме в гражданство как никогда актуальна в наше время, так как происходит образование новых государств, объединение государств в союзы (союз России и Белоруссии). В данной работе я преследовал цель раскрыть сущность института гражданства, его актуальность, рассмотреть все злободневные вопросы, особенности и тонкости данного правового института.
Без лишнего преувеличения можно сказать, что для жителей России, а равно и для миллионов людей, проживающих в соседних независимых государствах и за пределами бывшего Союза Советских Социалистических Республик, принятый закон "О Гражданстве Российской Федерации имеет огромное значение, так как этот документ является основным регулятором норм гражданства.
Гражданство - один из основных элементов правового статуса лица, определяет принципиальные начала взаимоотношений государства и личности, то общее, главное условие, которое необходимо для распределения на него всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также защита его государством, где бы он ни находился.
Такое понимание гражданства получает все большее распространение в доктрине, законодательстве и практике применения прав и свобод во многих странах мира. Гражданство все более утверждается как одно из основных прав человека.
Все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и Законом "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 года, с изменениями, внесенными Законом от 17 июня 1993 года.
Сейчас на основе Закона "О гражданстве Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 года, в редакции Указа от 27 декабря 1993 года утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Действует Положение об Управлении по вопросам гражданства Администрации Президента Российской Федерации.
Действующая Конституция Российской Федерации расширила число норм, регулирующих гражданство, а наиболее важные нормы в этой области отнесены к основам конституционного строя.
Закон о гражданстве внес определенный вклад в Российское законодательство, провозгласив ряд новых демократических принципов, которые до этого не были освещены в союзных законах.
В ходе работы я в большей степени опиралась на Конституцию Российской Федерации, Законы Российской Федерации, Постановл
ения Государственной Думы, Распоряжения Правительства и комментарии к ним, учебники и монографии, а также газетные и журнальные публикации.
Глава 1. Гражданство РФ: понятие, принципы, регулирование
1.1. Понятие и принципы гражданства
Отношения, связанные с гражданством, регулируются Конституцией РФ, международными договорами РФ, Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствие с ними другими нормативными правовыми актами РФ.
Понятие гражданства определяется как устойчивая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей.
Правовой характер связи лица с государством, о6разующий отношение гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи. Гражданство - правовое, а не просто фактическое состояние.
Отношения гражданства не зависят напрямую от факта проживания человека в стране. Немало граждан России постоянно проживают за границей, а ее население включает не только российских граждан, но и постоянно проживающих на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое
Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства.
Государство в законе устанавливает основания, в соответствии с которыми определяется принадлежность к гражданству государства, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.
Гражданство каждого человека юридически удостоверяется документами. Ими являются паспорт гражданина или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица.
В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г., паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на ее территории. Паспорт обязаны иметь все граждане России, достигшие 14-летнегс возраста и проживающие на ее территории. Паспорта изготавливаются и оформляются по единому для всей Российской Федерации образцу на русском языке (республики, входящие в состав Российской Федерации, могут изготавливать вкладыши к паспорту с текстом на государственных языках этих республик). В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения. Делаются также отметки: о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его регистрационного учета; об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста; о регистрации и расторжении брака; о детях, не достигших 14-летнего возраста; о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за ее пределами. Срок действия паспорта гражданина: от 14 лет - до достижения 20-летнего возраста; от 20 лет - до достижения 45-летнего возраста; от 45 лет - бессрочно.
Государство регистрирует такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть своего гражданина.
Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты (ч. 3 ст. 6 Конституции РФ).
Статья 5 Федерального закона о гражданстве Российской Федерации определяет, что гражданами РФ являются:
а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего федерального закона (на 1 июля 2002 г.);
б) лица, которые приобрели российское гражданство в соответствии с Федеральным законом о гражданстве.
Положение, содержащееся в п. «а», часто называют «нулевым вариантом основания приобретения гражданства». Прежде чем перейти к его характеристике, следует рассмотреть принципы гражданства, т.е. те общие основы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Среди них надо выделить следующие
1. Гражданство Российской Федерации является единым в силу федеративного устройства России этот принцип - один из важнейших и закрепляется в Конституции РФ (ч. 1 ст. 6).
Конституция РФ, в отличие от прежних, не предусматривает наличия института гражданства республик. Существует одно единое гражданство Российской Федерации.
Единое гражданство в федеративном государстве - необходимое условие его суверенного статуса, сохранения целостности.
2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких особенностей в правовом статусе гражданами РФ по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.
3. Проживание гражданина РФ за ее пределами не прекращает его гражданства РФ. Такого рода принцип вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы Российской Федераций и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию, что закреплено в ч. 2 ст. 27 Конституции РФ.
За гражданами РФ, проживающими за ее пределами сохраняются права и обязанности гражданина РФ. Они, в частности, участвуют в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, выборах Президента РФ. Так, во время выборов депутатов Государственной Думы в декабре 2003 г. в 70 странах были образованы избирательные участки и зарегистрировано 1200 избирателей.
4. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Этот принцип закреплен в Конституции РФ.
Все законодательные акты о гражданстве в советском государстве предусматривали возможность государства лишить гражданина гражданства СССР. Лишение гражданства в СССР практиковалось достаточно широко в отношении граждан РФ, обвиняемых в деяниях, признаваемых враждебными советской власти, - «диссидентов», «инакомыслящих», «невозвращенцев», переселяющихся на постоянное жительство в Израиль и проч. Лишение гражданства - это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина.
Запрет лишения гражданства вытекает из права человека на гражданство, двустороннего устойчивого характера связи между человеком и государством, что предполагает расторжение этой связи как той, так и другой стороной только по взаимному согласию.
Конституция закрепляет право гражданина РФ изменить гражданство. Присущая гражданству устойчивость связей лица и государства не означает насильственного, принудительного удержания человека в гражданстве. Это ущемляло бы его свободу.
Однако право гражданина РФ изменить гражданство не является односторонним действием гражданина. Выход из российского гражданства осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным загоном, и оформляется соответствующим правовым актом.
5. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.
Граждане РФ, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству (ст. 13 УК РФ). Эти граждане подлежат уголовной ответственности по российскому закону, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, или если эти лица не были осуждены в иностранном государстве (ст. 12 УК РФ).
6. В соответствии с международными документами о правах человека, призывающими государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства, Российская Федерация проводит в этом отношении активную политику. Статья 4 Федерального закона о гражданстве устанавливает, что Россия поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.
Гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Такая возможность предоставляется в Соответствии с федеральным законом или международным договором РФ (ч. 1 ст. 62 Конституции РФ).
Приобретение иного гражданства не влечет за собой прекращения гражданства Российской Федерации и гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом.
Граждане РФ, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из российского гражданства.
Российская Федерация гарантирует своим гражданам покровительство за ее пределами. Этот принцип закреплен в ч. 2 ст. 61 Конституции РФ и в Федеральном законе (ст. 7). В последнем предусмотрено, что государственные органы, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы ее гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными Конституцией РФ, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан РФ. Названные органы должны принимать меры о восстановлению нарушенных прав граждан РФ.
Гражданство Российской Федерации основано на отрицании автоматического его изменения при заключении при заключении или расторжении брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом. Этот принцип отражает сущность гражданства как ной, персональной связи лица с государством, недопустимость автоматического прекращения гражданства без волеизъявления лица и соблюдения установленного порядка. Кроме того, норма исходит из признания брака равноправным союзом, не допускающим, чтобы жена (муж) безусловно следовала гражданству мужа (жены). В равной мере брак, заключенный гражданином РФ с иностранным гражданином, не предоставляет последнему российского гражданства без надлежащей процедуры.
1.2. Государственные органы РФ, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации
К органам, едающим делами о гражданстве Российской Федерации относятся: Президент РФ; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел и его территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами Российской Федерации.
Полномочия Президента РФ решать вопросы гражданства закреплены Конституцией РФ (п. «а» ст. 89). Федеральный закон о гражданстве конкретизирует полномочия Президента в данной сфере. Президент решает вопросы приема в гражданство; восстановления в гражданстве; выхода из гражданства; отмены решений по вопросам гражданства, при условии, что все перечисленные вопросы подлежат решению в общем порядке.
Президент вправе рассмотреть вопрос о приеме в гражданство или о восстановлении в российском гражданстве, допустив определенные исключения из общих правил. Рамки таких полномочий Президента четко установлены Федеральным законом о гражданстве.
По всем названным выше вопросам - о приме, выходе и восстановлении - Президент издает указы.
Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами по гражданству, утверждает Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства (такое Положение было утверждено Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. и действует с изменениями, внесенными в него Указом от 31 декабря 2003 г.).
В Администрации Президента имеется Управление по вопросам гражданства. Имеется также комиссия по вопроса гражданства при Президенте РФ. Она действует на общественных началах.
Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел и его территориальных органов, а также федеральных органов, ведающих вопросами иностранных дел и дипломатическими и консульскими учреждения ми РФ, находящихся за пределами России, многообразны: названные органы принимают участие в решении вопросов гражданства, рассматриваемых в общем порядке, и решают вопросы гражданства, для которых предусмотрен упрощенный порядок.
Полномочия, возложенные на эти. органы по вопросам гражданства, аналогичны, с тем лишь различием, что первые - осуществляют их в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации, а вторые - за ее пределами. В число таких полномочий входят: определение наличия гражданства Российской Федерации, прием заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации; проверка фактов и представленных документов; направление Президенту РФ заявлений вместе с документами по вопросам гражданства, решаемым Президентом РФ; осуществление регистрации приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных законом случаях и др.
Заявление по вопросам гражданства подается в письменном виде по установленной форме в орган внутренних дел по месту жительства лица (за пределами Российской Федерации - в соответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение).
Глава 2. Приобретение и прекращение гражданства РФ
2.1. Приобретение гражданства Российской Федерации
Гражданство Российской Федерации приобретается по следующим основаниям:
а) по рождению;
б) в результате приема в гражданство РФ;
в) в результате восстановления в российском гражданстве;
г) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом о гражданстве или международным договором РФ.
Приобретение гражданства по рождению. Главным постоянно действующим основанием пополнения корпуса граждан является приобретение гражданства по рождению. Это основание исходит из сочетания двух принципов приобретения гражданства: права крови, т.е. с учетом гражданства родителей, и «права почвы», т.е. в зависимости от места рождения.
Ребенок, родители или единственный родитель которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, является ее гражданином независимо от места рождения.
Если один из родителей ребенка на момент его рождения состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, ребенок является гражданином РФ независимо от места рождения. Если один из родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, ребенок является гражданином РФ, если он родился на территории России либо если в ином случае он станет лицом без гражданства, Аналогичным образом решается вопрос и в случаях, если оба родителя (или единственный родитель), проживающие на тёрритории Российской Федерации, не имеют российского гражданства.
Принцип права почвы применяется в отношении гражданства детей, родители которых неизвестны. Согласно ст. 12 Закона о гражданстве находящийся на территории Российской Федерации ребенок, родители которого неизвестны, становится ее гражданином в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня го обнаружения.
Прием в гражданство Российской Федерации. Федеральным законом установлены два порядка приобретения гражданства РФ по такому основанию, как прием в гражданство: общий порядок (ст. 13) и упрощенный порядок (ст. 14).
С заявлениями о приеме в российское гражданство, как в общем, так и в упрощенном порядке вправе обратиться иностранные граждане или лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью.
Для решения вопросов о приеме в российское гражданство в общем порядке, что отнесено к полномочиями Президента РФ, Закон устанавливает определенные условия, которым должны отвечать лица, ходатайствующие о приеме. Такими условиями являются:
1) проживание на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в течение пяти лет непрерывно (срок не прерывается в случаях выезда лица за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение года); срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в страну 2002 г. и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства.
В установленных Законом случаях сроки проживания могут быть сокращены до одного года;
2) обязательство соблюдать Конституцию и законодательство РФ
3) наличие законного источника средств к существованию;
4) подача лицом заявления в полномочный орган иностранного государства заявления об отказе от имеющегося у них гражданства (в указанных законом случаях такой отказ не требуется);
5) владение русским языком, уровень знания которого устанавливается Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерации может быть принято в российское гражданство без соблюдения всех вышеуказанных условий. Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках, формированиях или в органах, вправе обратиться с заявлением о приеме в российское гражданство без соблюдения условий, предусмотренных в отношении срока проживания и без предоставления вида на жительство.
Упрощенный порядок приема в гражданство распространяется на лиц, для которых предусмотрены льготные условия приема. Льготы могут касаться снятия условия о сроках прожив всех условий, предусмотренных в ст. 13 Закона, кроме обязательства соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы (это исключение не распространяется на детей и недееспособных лиц). Лицами, на которых в основном распространяется упрощенный порядок приема в российское гражданство, являются граждане бывшего СССР; не приобретшие гражданства государств, входивших в состав СССР; прибывшие в Российскую Федерацию; зарегистрированные по месту жительства в России по состоянию на 1 июля 2002 г. либо до этого срока получившие разрешение на временное проживание. Указанные лица могут заявить о своем желании приобрести гражданство РФ до 1 января 2006 г.
Упрощенный порядок приема распространяется также на ветеранов Великой Отечественной войны, имевших гражданство бывшего СССР и проживающих на территории Российской Федерации; на лиц, состоящих в браке с российским гражданином не менее трех лет; детей или недееспособных лиц, над которыми установлена опека или попечительство гражданином РФ, и на других указанных в Законе лиц.
Восстановление в гражданстве Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в российском гражданстве при соблюдении тех же условий, которые предусмотрены для принятия в гражданство РФ ст. 13 Закона, При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается с пяти до трех лет.
Определяя порядок приема в гражданство РФ и восстановления в гражданстве РФ, Федеральный закон устанавливает те основания, по которым заявления ходатайствующих лиц могут быть отклонены. Отклонению подлежат заявления, поданные лицами, которые выступают за насильственное изменение основ конституционного строя РФ или иными действиями создают угрозу ее безопасности, а также лицами, совершившими разного рода антиобщественные действия (выдворялись ранее из России, использовали подложные документы, имеют неснятую или непогашенную судимость, осуждены или отбывают наказание и проч.).
Иные основания приобретения гражданства Российской Федерации, предусмотренные Федеральным законом о гражданстве или международными договорами РФ. К такого рода иным основаниям относится выбор гражданства при изменении Государственной границы РФ в соответствии с международными договором РФ.
Лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором РФ.
К иным основаниям приобретения гражданства РФ относятся усыновление (удочерение) ребенка, недееспособного лица гражданином РФ; следование ребенка гражданству родителей, принятых в российское гражданство, и др.
Статья 10 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" определяет перечень документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина в Российской Федерации. Таковым является паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина .
Законодательное урегулирование основных вопросов въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан определено в Федеральном законе "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Федеральный закон N 7-ФЗ от 10 января 2003 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" направлен на ужесточение отдельных положений, касающихся порядка пересечения государственной границы при выезде из Российской Федерации и въезде в Российскую Федерацию.
Так как правовой статус лиц без гражданства в Российской Федерации в целом аналогичен положению иностранных граждан, то предусматривается, что нормы Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации распространяются и на лиц без гражданства, если иное не вытекает из законодательства Российской Федерации, и включают конституционный, гражданско-правовой, административно-правовой и уголовно-правовой аспекты.
По действующей Конституции Российской Федерации гарантируется соблюдение прав и свобод личности. Как гласит ст. 17 Конституции, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией .
Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства определяется объемами их правоспособности и дееспособности, важнейшими составляющими которых являются гражданская и гражданско-процессуальная правоспособность и дееспособность.
По нашему мнению, к иностранным гражданам применяются национальный и специальный режимы пребывания, и применение одного режима не исключает применения другого. Эти режимы действуют одновременно и в совокупности составляют правовой режим пребывания в стране иностранных граждан, который определяет действие их правового статуса.
Как было отмечено, действующее законодательство целиком опирается на основополагающий принцип национального режима, в связи с чем дифференциация между гражданами России и иностранными гражданами имеет важное значение ввиду допускаемых законодательством отдельных исключений. Так, ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяет действие правил, установленных гражданским законодательством, на отношения с участием граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными правовыми актами . Статья 62 Конституции Российской Федерации не только формулирует этот принцип, но и устанавливает механизм его действия в случае необходимых изъятий, которые могут вводиться либо федеральным законом, либо международным договором.
Правовыми актами, содержащими основы регулирования защиты гражданских прав иностранных граждан и лиц без гражданства, выступают международно-правовые соглашения, заключенные еще СССР, а теперь Российской Федерацией в порядке правопреемства.
Статья 3 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации определяет, что правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации может определяться также на основании международных договоров Российской Федерации . Эта статья служит подтверждением того, что законодательная норма, содержащаяся в ней, означает, что при наличии международного договора, определяющего правовой статус иностранных граждан, правовое положение иностранцев в нашей стране определяется положениями этого международного договора путем издания специального правового акта. Так, в ст. 19 Закона о порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров на территории СССР подчеркивается, что международные договоры СССР подлежат неукоснительному соблюдению в соответствии с нормами международного права.
Таким образом, в формуле нормы, содержащейся в ст. 3 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, практически содержится двойная общая (не привязанная к конкретному договору или закону) отсылка к международному договору и российскому законодательству, отсылка к международному договору через соответствующий российский законодательный или иной правовой акт. Статья 3 Закона прямо указывает, что международные договоры регламентируют правоохранительную деятельность, правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а иногда и являются источниками права.
Правовой статус иностранных граждан и принципы его формирования определяются внутренним законодательством каждого государства. Однако компетенция государств в установлении режима иностранных граждан ограничена действием общих принципов международного права, в соответствии с которыми, например, запрещается дискриминация иностранных граждан по признакам расы, пола, вероисповедания и т.п.
Наиболее важные аспекты влияния международного права на правовое положение иностранцев проявляются в тех случаях, когда это касается:
• политических прав иностранцев;
• военной службы иностранцев;
• регулирования въезда и выезда иностранцев;
• установления пределов уголовной юрисдикции государств в отношении иностранцев;
• дипломатической защиты.
Однако непосредственно в нормах международного права никакие права и обязанности иностранных граждан не закреплены. Их правовой статус определяется внутренним законодательством конкретного государства с учетом его международных обязательств. Выход за рамки этих обязательств будет означать нарушение общепризнанных принципов международного права. Так, государство не может предоставлять иностранным гражданам какие-либо права или возложить на них какие-либо обязанности, которые бы представляли собой вторжение в сферу суверенных прав иного государства и его гражданства.
Тем не менее, независимо от степени устойчивости правовой связи иностранца с государством пребывания, международная практика выработала несколько видов правовых режимов пребывания иностранцев в данной стране. Так, в литературе по международному и конституционному праву, как правило, выделяют в различных сочетаниях три вида правовых режимов: 1) национальный; 2) специальный; и 3) наибольшего благоприятствования. По сути, эти правовые режимы представляют собой юридическое решение вопроса об объеме прав, которые представляются иностранцам.
1) Национальный режим предполагает, что правовой статус иностранных граждан соотнесен со статусом собственных граждан государства. Практическая значимость данного режима состоит в том, что при предоставлении национального режима иностранцы пользуются теми же правами и обязанностями, что и граждане страны пребывания. Это обстоятельство имеет важное значение для правильного уяснения сущности национального режима, однако, оно не исчерпывает его содержания, т.к. действие национального режима в отношении иностранцев не безгранично, или, иначе говоря, национальный режим применим лишь в отношении определенных прав и обязанностей за изъятиями, установленными Конституцией, законами и международными договорами РФ. В подтверждение сказанного можно привести положение ст. 4 Закона о правовом положении иностранцев, согласно которому «Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом».
Данное уточнение не противоречит общепризнанным нормам международного права, т.к. современное международное право предусматривает возможность ограничения прав личности в определенных случаях. Так, в Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.) в отношении ряда прав и свобод личности допускается возможность таких ограничений, которые предусматриваются законом и необходимы в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. В силу сказанного иностранцы практически никогда полностью не уравниваются с собственными гражданами в правах и обязанностях, т.е. объем их правового статуса в любом случае несколько меньше.
Так, в силу ограничений, установленных российским законодательством, иностранные граждане и лица без гражданства не имеют доступа к государственной службе, отправлению правосудия, не могут участвовать в общественных объединениях политического характера, они не подлежат призыву на военную службу.
Национальный режим не нарушает связи иностранца и с государством его гражданства - в отношении своего государства он несет обязанности при сохранении всех прав.
При применении к иностранцам национального режима вовсе не обязательно действие принципа взаимности. Это означает, что права и свободы предоставляются иностранным гражданам независимо от того, имеют ли такие же права и свободы граждане данного государства в государстве, гражданином которого является иностранец.
В настоящее время применение в России национального режима имеет безусловный характер, т.е. он предоставляется иностранным гражданам, независимо от того, имеют ли российские граждане аналогичные права в их странах.
Вместе с тем следует признать, что действующее российское законодательство все же предусматривает возможность использования ответных ограничительных мер, так называемых реторсий, однако, их применение возможно только в тех случаях, когда в иностранных государствах осуществляется явная дискриминация по отношению к российским гражданам, либо не в целом - не в отношении всего комплекса прав и свобод, а применительно к отдельным правам. В последнем случае в том или ином национальном законе специально оговаривается принцип взаимности. Например, принцип взаимности может быть оговорен в законе о товарных знаках, предполагающем взаимность относительно регистрации товарных знаков на имя иностранца. Подробный же подход к принципу взаимности может содержаться в международных договорах, в которые включаются нормы о национальном режиме иностранцев только применительно к предмету регулирования этого договора. Примером многостороннего договора такого рода является Соглашение государств -участников СНГ от 12 марта 1993 г. о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а так же лиц, приравненных к ним. Примером двухстороннего договора в данной области является Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Украины о трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины, работающих за пределами границ своих государств, от 14 января 1993 г.
Впрочем, как отмечают исследователи, в современных условиях реторсионные меры имеют редкий и исключительный характер.
2) Специальный режим, как уже следует из его названия, предусматривает особые правила обращения с иностранцами. Действие специального режима распространяется в отношении как прав, так и обязанностей. При этом следует учесть, что сущность специального режима сводится к установлению не только ограничений, но и определенных льгот, предоставленных государством иностранцам. Но говоря об обязанностях, необходимо отметить два момента. Во-первых, иностранцы, в соответствии с общепринятой практикой, освобождаются от несения обязанностей, вытекающих из правовой принадлежности к своему государству; и) во-вторых, иностранцы наделяются такими обязанностями, которые не свойственны собственным гражданам.
3) Что же касается режима наибольшего благоприятствования, то он означает предоставление иностранцам прав, которыми уже пользуются или будут пользоваться граждане любого третьего государства.
Интересно, что, характеризуя режим наибольшего благоприятствования, авторы, как правило, указывают, что в правовом регулировании статуса иностранцев он занимает подчиненный характер по отношению к двум названным выше видам режимов. Объясняется это тем, что наибольшее благоприятствование устанавливается только в договорном порядке в виде исключительного условия, дополняющего международные договоры и соглашения. В этом случае каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставить другой стороне в той или иной области их взаимоотношений права, преимущества, привилегии и льготы, столь же благоприятные, как и те, что она предоставляет или предоставит в будущем любой третьей стране. Все это говорит о том, что режим наибольшего благоприятствования имеет ограниченную область применения и реально затрагивает только отдельные права иностранцев, не влияя на их правовой статус в целом.
Таким образом, основные права и обязанности иностранных граждан обусловлены действием только двух видов правового режима: национального и специального. Причем, в абсолютном большинстве случаев названные правовые режимы обеспечиваются внутренним законодательством Российской Федерации и поэтому имеют, как правило, всеобщий (неперсонифицированный) характер, т.е. распространяются в принципе на всех иностранных граждан.
2.2. Прекращение гражданства Российской Федерации
В соответствии со ст. 6 Конституции РФ граждан не может быть лишен права изменить гражданство Российской Федерации. Федеральный закон о гражданстве конкретизирует основания прекращения гражданства РФ. Ими являются: 1) выход из гражданства РФ и 2) иные основания, предусмотренные Законом и международными договорами РФ (ст. 18). Выход из российского гражданства лица, проживающего на территории России, осуществляется в общем порядке, а лица, проживающего на территории иностранного государства, в упрощенном порядке. Во всех этих случаях выход осуществляется на основании добровольного волеизъявления лица, заявляющего о выходе из гражданства Российской Федерации. Выход из гражданства ребенка, один из родителей которого имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.
Отказ в приеме в гражданство возможен в случаях, когда лицо:
а) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ или иными действиями создает угрозу безопасности РФ
б) в течение 5 лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ или о восстановлении в гражданстве РФ, выдворялось за пределы РФ в соответствии с федеральным законом;
в) использовал подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;
г) состоит на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
д) имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории РФ или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;
е) преследуется в уголовном порядке компетентными органами РФ или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);
ж) осужден и отбывает наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).
Федеральный закон устанавливает основания, по которым может быть отказано в выходе из российского гражданства. Выход не допускается, если гражданин РФ:
1) имеет невыполненные перед Российской Федерацией обязательства, установленные федеральным законом;
2) привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеются вступивший в силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;
3) не имеет другого гражданства и приобретения.
К иным основаниям прекращения гражданства относится выбор иного гражданства при изменении Государственной РФ (оптация). Граждане РФ, проживающие на территории, отнесенной к иному государству в соответствии с международным договором РФ, могут сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора. Характеризуя основания приобретения и прекращения граждан дует отметить, что Федеральным законом о гражданстве предусмотрена возможность отмены решений по вопросам гражданства. Поводом для этого является установленный в судебном порядке факт принятия решения о гражданстве на основе представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений.
Отмена решений осуществляется Президентом РФ (если они приняты в общем порядке) или органами, принявшими решение в упрощенном порядке. В случае отмены решения оно считается недействительным со дня его принятия.
Заключение
Рассотрев основные положения гражданства Российской Федерации, основания для приобретения, изменения или прекращения гражданства, органы, регулирующие решение вопросов, связанных с гражданством, можно сделать вывод, что наиболее важной составной частью института, составляющего основы правового статуса личности, которые утверждены в действующей Конституции Российской Федерации, является совокупность норм, регулирующих именно гражданство.
Конституционно-правовой институт основ статуса личности отражает существенные исходные начала, определяющие положения человека в обществе и гражданстве, принципы их взаимоотношения. Отсюда мы и выводим гражданство как один из элементов правового статуса личности.
В нашей стране вопросы гражданства встают наиболее остро. В процессе движения за обретение суверенитета, в ходе которого достичь его иногда пытаются любой ценой, нарушаются, прежде всего, права и свободы некоренного населения, проживающего на территории бывших союзных республик.
Наиболее важный принцип, который до этого не утверждался ни в одном советском законе - права двойного гражданства. Ранее это право отвергалось.
Действующая Конституция Российской Федерации и Закон о гражданстве Российской Федерации - являются основными демократическими источниками, в которых заключены нормы, регулирующие устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Помимо этого государство также защищает гражданские права человека: личные, экономические, социальные и другие. Такие права закреплены в Конституции Российской Федерации как основополагающие принципы правового демократического государства.
Развитие института гражданства, норм, которые регулируют вопросы, связанные с этим, повлечет за собой немало проблем. Особенно остро это будет осуществляться в России, в связи с ее исторически - политическим прошлым и не менее кризисным в политическом плане настоящем.
Таким образом, государство не в праве допускать нарушения закрепленных в Конституции Российской Федерации демократических принципов, а в частности, связанных с гражданством, так как нарушают свою демократическую основу. Во избежание этого, государство должно вести политику, направленную на поддержание не только общедемократических принципов, но и вопросов, касающихся гражданства, путем создания нормативно-правовых актов, федеральных законов и международных договоров.
Итак, гражданство является одним из основных показателей здоровья всего государства. Из этого следует, что защита и развитие этого института есть обязанность не только государства, но и человека.
Таким образом, в «законодательство об иностранных гражданах, пребывающих (проживающих) на территории Российской Федерации» входят перечисленные выше международные нормативные документы, Конституция Российской Федерации (прежде всего - глава 2), Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных министерств. В данный законодательный массив включаются нормативные правовые акты, которые: а) определяют правовой статус иностранного гражданина, фиксируют его элементы: права, свободы, обязанности и гарантии; б) регулируют порядок пребывания (проживания) иностранных граждан на территории России.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, учитывая многообразие общественных отношений, в которых участвуют иностранные граждане и лица без гражданства, их правовой статус включает конституционный, гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и иные аспекты, которые находятся в системном единстве и, следовательно, могут быть выделены условно-теоретически. С учетом этого и изложенного выше можно сделать вывод о том, что правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определяется внутренним законодательством Российской Федерации, международными договорами бывшего СССР с зарубежными государствами, а ныне Российской Федерации, а также иными актами международного права.
Иммиграционный статус иностранных граждан в России характеризуется предоставлением им права участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, согласно части 1 статьи 32 Конституции Российской Федерации. Этим правом они пользуются в ограниченных пределах. Так, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает предоставление иностранцам избирательных прав на муниципальных выборах при соблюдении ряда условий.
Список литературы:
1. Европейская конвенция о гражданстве Страсбург, 6 октября 1997г.
2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. - М.: Центральная избирательная комиссия РФ, 1993
3. Гражданский кодекс Российской Федерации.
4. Семейный кодекс РФ
5. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // СЗ РФ. N 30. С. 3032.
6. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" // СЗ РФ. N 22 от 3 июня 2002 г. С. 2031.
7. Федеральный закон «О внесении изменений в закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 26 февраля 1995 г. // Российская газета. - 1995, 9 февраля.
8. Положение о порядке рассмотрения вопроса о гражданстве РФ // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1994, № 4, ст. 302.
9. Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности пункта «2» ст. 18 Закона РФ «О гражданстве РФ» в связи с жалобой А.Б. Смирнова от 16.05.1996 г. // Вестник Конституционного Суда РФ, 1996. № 3, с. 32-34.
10. Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. - м.: Юрист, 2005.
11. Баймуратов М.А. Международное публичное право. - М., 2007.
12. Богуславский М.М., Гридин С.С. Статус иностранцев в СССР. М., 1984.
13. Глобалистика: Энциклопедия. М., 2003.
14. Кириллова Т.Н. Общее положение гражданской правосубъективности иностранцев в СССР // Правоведение. 1966. N 1.
15. Куплеваский Н.О.. Русское государственное право. Т. 1. Харьков, 1902.
16. Кутафин О.Е. Российское гражданство. М.: Юрист, 2007.
17. Маликов М.К. Гражданство Российской Федерации и гражданство ее субъектов // Государство и право, 2003, № 8. - с. 21-24.
18. Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. М.: Междунар. отношения, 2008.
19. Резник М.Ю. Гражданское общество как феномен цивилизации. - Москва, «Норма», 2003.
20. Романенко Л.М. "О методике исследования гражданского общества" СоцИс №1 2005г.

 


 
« Пред.   След. »
загрузка...

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
3 гостей
Проверить тИЦ и PR