Финансовая система России |
Введение 3 1. Сферы и звенья финансовой системы страны 4 2. Небанковские кредитно-финансовые организации. 4 Заключение 4 Список используемой литературы 4 Введение Финансы - это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения. Темы, изучаемые в контрольной работе, являются актуальными на сегодняшний день. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Финансовая система представляет собой сгруппированные по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как таковые присутствуют практически повсеместно в нашей жизни. Так, они складываются между государством, с одной стороны, физическими и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими лицами. Отсюда следует, что наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, т.е. входят в одно из звеньев финансовой системы. Именно поэтому, сегодня как никогда важно иметь представление о финансовой системе Российской Федерации, знать её структуру и следить за её изменениями, чтобы быть компетентным в данном вопросе. Небанковские финансово-кредитные организации являются субъектами финансово-кредитной системы государства, работают на денежном рынке и специализируются на выполнении одной или нескольких банковских операций. Поэтому вопрос развития таких компаний является весьма актуальным для современного общества. Объект исследования- теоретические основы финансовой системы РФ. Цель написания контрольной работы- изучить сферы звенья финансовой системы РФ, а так же небанковские финансово-кредитные организации. Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи: - дать определение финансовой системы страны, раскрыть содержание ее основных сфер и звеньев, показать их взаимосвязь и взаимозависимость. - охарактеризовать небанкоские финансово-кредитные организации, показать их роль и задачи в кредитовании отдельных сфер и отраслей экономики. При написании данной контрольной работы были использованы труды ведущих российских авторов в финансовой и коммерческой области. 1. Сферы и звенья финансовой системы страны Финансовая система представляет собой совокупность разных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве. Финансовая система по формам формирования финансовых ресурсов, методам их использования, способам управления и контроля подразделяется на две сферы. В Российской Федерации это централизованные (публичные) финансы и децентрализованные финансы. Состав финансовой системы РФ представлен на рисунке 1 [3, c.208]. Рисунок 1. Состав финансовой системы РФ Финансовая система РФ претерпела кардинальные изменения с распадом Советского Союза. До 1991 г. она включала финансы материального производства, финансы непроизводственной сферы и общегосударственные финансы (государственный бюджет СССР, имущественное, личное и иностранное страхование, государственный кредит). Государственный бюджет СССР объединял союзный бюджет, государственные бюджеты союзных республик и государственный бюджет социального страхования. В союзном бюджете в 1970-1990 гг, концентрировалось 52-50% общего объема ресурсов государственного бюджета. На бюджеты союзных республик приходилось 48- 50%, из которых 35% находилось в распоряжении республиканских бюджетов республик и 15% - в местных бюджетах [1, c.107]. Централизованные публичные финансы - это важная часть финансовой системы. Они находятся в собственности государства и в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, функционирующим с I января 2000 г., объединяются в бюджетную систему (федеральный, региональные, местные бюджеты) и внебюджетные специальные фонды. Действующая бюджетная система РФ, как и любого федеративного государства, - трехуровневая. В соответствии с Конституцией РФ это бюджеты: федеральный, субъектов РФ (республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), местные (но Бюджетному кодексу РФ - муниципальных районов и свод бюджетов городских и сельских поселений). Бюджеты - финансовая основа управления государственных органов власти и органов местного самоуправления. Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий [5, c.89]. В составе бюджетов могут создаваться целевые бюджетные фонды за счет целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений. Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет - статистический сводный бюджет, объединяющий финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы. За счет финансовых ресурсов бюджетной системы обеспечивается структурная перестройка экономики, развитие науки и техники, повышение эффективности производства, военная реформа и реформа жилищно-коммунального хозяйства. В целом это должно способствовать стабильному росту жизненного уровня населения страны. Федеральному бюджету РФ принадлежит ведущая роль: он обеспечивают финансовыми ресурсами решение общенациональных задач. На его долю приходится 62% всех доходов консолидированного бюджета РФ (2009 г.) [3, c.107]. В качестве самостоятельного звена в системе централизованных финансов выделяются специальные внебюджетные фонды. Они начали функционировать с 1 января 1992 г.. и в 90-х годах насчитывалось свыше двух десятков внебюджетных фондов, которые подразделялись па экономические (дорожные, НИОКР и др.) и социальные. Однако с 1999 г. они были консолидированы с федеральным бюджетом (а региональные внебюджетные фонды консолидированы с региональными бюджетами), и в настоящее время на центральном уровне сохранились лишь три социальных внебюджетных фонда. Эти фонды имеют строго целевое назначение: они предназначены для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей социальной инфраструктуры. Среди внебюджетных социальных фондов важнейший - Пенсионный фонд. Он формируется за счет единого социального налога, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, полученных от собственных инвестиций. Средства Фонда используются па выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, а также па выплачу пособий па детей, пособий пострадавшим от аварии па Чернобыльской ЛЭС. Децентрализованные финансы. Они составляют основу финансовой системы, поскольку именно здесь, в сфере материального производства, формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Децентрализованные финансы объединяют финансы коммерческих и некоммерческих предприятий (организаций) финансы домашнего хозяйства. Решающую роль среди децентрализованных финансов играют финансы коммерческих предприятий, организаций, участвующие в создании всех денежных фондов страны. От их состояния зависит общее финансовое положение Российской Федерации и, следовательно, выполнение всех намеченных экономических и социальных программ [5, c.57]. Сводный финансовый баланс, Финансовая система, ее финансовые ресурсы находят свое отражение в доходной части сводного финансового баланса. Однако этот баланс охватывает не все финансовые ресурсы страны. Полностью включены лишь централизованные фонды - бюджеты и внебюджетные фонды. Финансовые ресурсы децентрализованных фондов представлены лишь прибылью и амортизационными отчислениями. Заемные средства, привлеченные инвестиции, поступления страховых возмещений, средства от штрафных санкций, денежные доходы и сбережения (финансовые ресурсы) домохозяйств не входят в сводный финансовый баланс. По ориентировочным данным сводного финансового баланса, в настоящее время па долю централизованных финансовых ресурсов приходится около 60%. а на долю децентрализованных финансовых ресурсов - около 40%. Однако, если учесть доходы домохозяйств и более точные суммы финансовых средств предприятий, положение должно измениться в пользу децентрализованной сферы [4, c.57]. Финансовые звенья - это группировка отдельных финансовых категорий с общими признаками. К ним, к примеру, относятся бюджет, финансы домашнего хозяйства. Бюджет как финансовое звено объединяет такие финансовые категории, как налоги, государственный кредит, государственные расходы. Развитие производства, торговли, товарно-денежных отношений, банковского дела, международного денежного оборота сопровождается адекватными изменениями в финансовых отношениях. Это обусловило формирование более высокой ступени развития финансовых отношений - финансовых сфер (децентрализованных и централизованных), отличающихся особыми формами формировании, использования, управления, но тесно связанных друг с другом. Управление финансовыми звеньями и сферами осуществляется специальными институтами [1, c.98]. На общегосударственном уровне к ним относятся комитеты и комиссии при Государственной Думе и Совете Федерации, финансово-контрольный аппарат Администрации Президента РФ, Министерство финансов РФ и подведомственные ему федеральные службы (Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу). В процессе развития и усложнения финансовые отношения проходят путь от финансовых категорий к финансовым звеньям, сферам и, наконец, к финансовой системе (рисунок 2). Рисунок 2. Сферы и звенья финансовой системы В условиях рыночных отношений финансовая система отражает общественно-политическую и социально-экономическую стороны жизни общества. Выступая как многоуровневая структура, она охватывает финансовые ресурсы страны в форме различных по назначению денежных фондов. Денежные фонды находятся в собственности либо государства в лице его законодательных и исполнительных органов (централизованная сфера), либо у юридических и физических лиц (децентрализованная сфера). 2. Небанковские кредитно-финансовые организации. Небанковские кредитные организации - это кредитные организации, которые имеют право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законодательством. Сочетание этих операций устанавливает Банк России. К специализированным банковским институтам, действующим по лицензии, относятся: брокерские и дилерские фирмы; инвестиционные и финансовые компании; пенсионные фонды; кредитные союзы; кассы взаимопомощи, ломбарды; благотворительные фонды; лизинговые и страховые компании. Основные формы деятельности этих учреждений сводятся к аккумуляции сбережений населения, предоставлению кредитов через облигационные займы корпорациям и государству, мобилизации капитала через различные акции, предоставлению ипотечных и потребительских кредитов, а также кредитной взаимопомощи [7, c.207]. При наличии в стране многих финансовых посредников граждане с относительно небольшими сбережениями могут направить свои средства на денежный рынок, предоставив их в распоряжение заслуживающего доверия посредника, не обязательно банка. Тем самым они снижают потери, связанные с ложным выбором. Финансовые посредники могут выплачивать вкладчикам процент и предоставлять другие значительные услуги, получая при этом высокие доходы. Финансовые посредники, в том числе и банки, играют ключевую роль в обеспечении экономической эффективности, поскольку облегчают переход средств от кредиторов к заемщикам с производительными инвестиционными возможностями. В отсутствие хорошо функционирующих финансовых посредников, экономика не сможет должным образом реализовать свой потенциал [6, c.189]. Специализированные кредитно-финансовые организации, обслуживают главным образом ту часть рынка, которая не обслуживается (недостаточно обслуживается) банковской системой. Это: лизинговые фирмы; ссудосберегательные общества; кредитные союзы; инвестиционные компании (фонды); факторинговые компании; фин. компании; страховые общества; пенсионные фонды; инкассаторские фирмы; ломбарды; организации фин. рынков; трастовые компании; расчетные, клиринговые центры; пункты проката; дилинговые предприятия. Функционирование множества специализированных кредитно-финансовых организаций обосновывается рядом аргументов: расширение их сети должно обеспечить наиболее полную мобилизацию денежных средств, неохваченных банками, в том числе и мелких инвесторов; эти организации развивают нестандартные услуги для клиентов по сравнению с банками; создается конкуренция между фин. посредниками; новые СКФО содействуют развитию экономики. СКФО ориентируются либо на обслуживание определенных типов клиентуры, либо на осуществление конкретных видов кредитно-расчетных и фин. услуг. СКФО имеют двойную подчиненность: 1)осуществляя близкие к банковским операции, они руководствуются банковским законодательством и требованиями ЦБ; 2)специализируясь на каких-либо финансовых, страховых, инвестиционных, залоговых операциях, они подпадают под регулирование других законов и соответствующих ведомств [5, c.208]. Функционирование множества небанковских кредитно-финансовых организаций обосновывается рядом аргументов: - расширение их сети должно обеспечить наиболее полную мобилизацию средств государственных, акционерных, частных предприятий и организаций, населения в целях удовлетворения требований субъектов экономики в кредите; - развитием не стандартных услуг клиентуре; - расширением услуг финансовых посредников на фондовом рынке, развитие этого рынка; - необходимостью развития кредитных отношений соответствующих рыночным отношениям. Заключение В данной контрольной работе освещены теоретические аспекты финансовой системы РФ, изучены ее сферы и звенья, а так же были рассмотрены небанковские финансово-кредитные организации. Финансовая система представляет собой совокупность разных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве. На современном этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы: государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специальные правительственные фонды. Функционирование разнообразных небанковских финансово-кредитных организаций играет важную роль в обеспечении эффективности экономики и реализации её потенциала. Деятельность небанковских финансово-кредитных организаций оказывает положительное воздействие на экономику страны в целом. С учетом вышесказанного можно отметить, что в РФ наблюдается положительная тенденция развития небанковских финансово-кредитных организаций. Однако актуальной для РФ является не только проблема привлечения средств населения, малых предпринимателей и других юридических лиц в небанковские финансово-кредитные организации, но и дальнейшее инвестирование этих средств. Низкая прозрачность рынка, на мой взгляд, является на сегодняшний день одним из основных барьеров на пути дальнейшего развития финансовых посредников в РФ. Список используемой литературы 1. Баринов Э.А., Хмыз О.В. Рынки: валютные и ценных бумаг. М.: Экзамен, 2009- 509с. 2. Вахрин П.И.; Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение. Кредит: Учебник - М.: Издательство торговая корпорация «Дашков и К0»,2008. - 656 с. 3. Деньги. Кредит. Банки: учебник / Г.Е. Алпатов, Ю.В. Базулин; под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. - 624 с. 4. Кидуэлл Д.С., Петерсон Р.Л., Блэкуэлл Д.У. Финансовые институты, рынки и деньги. Спб.: Питер, 2007- 591с. 5. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2007- 510с. 6. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков: Учеб. Пособие для вузов / Пер. с англ. Д.В. Виноградова / Под ред. М.Е Дорошенко. М.: Аспект Пресс, 2009- 509с. 7. Савицкий К.Л., перцев А.П., Капитан М.Е. Инструментарий инвестора. М.: ИНФРА-М, 2010- 378с. 8. Самиев П.А. Структура и эффективность инвестиций российских страховщиков М.: Финансы и статистика, - 2006. - №3 9. Финансы: Учебник/ под ред. Проф. В.В. Ковалева. М.: Финансы и статистика, 2009- 309с. |
« Пред. | След. » |
---|