Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow Рефераты arrow Экономика arrow Инвестиции в РФ

Инвестиции в РФ

Инвестиции в РФ
1. Сущность инвестиций
2. Правовое регулирование инвестиций
Выводы
1. Сущность инвестиций 
Мировой экономический кризис, который все сильнее влияет на российскую экономику, делает в настоящее время наиболее актуальным смещение акцента социально-экономического развития страны в сферу отечественного производства и его основы - промышленных предприятий. А значит, сегодня в период социально-экономических преобразований в стране, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста, стоит предположить, что все большее значение будет отдаваться именно инвестиционной деятельности.
Инвестиции всегда занимали ведущее место в поддержании и наращивании экономического потенциала страны, способствовали развитию ее регионов, а также увеличению валового национального продукта и повышению активности страны на внешнем рынке в целом. Поэтому сегодня на наш взгляд инвестиции это не только неотъемлемый элемент системы ресурсообеспечения деятельности многих компаний или своего рода целевая установка инвестора в получении более высокого дохода, но и эффективный рычаг, двигатель развития хозяйствующих субъектов, предоставляющий возможность занять свою нишу на рынке. В широком же значении, как нам кажется, инвестиции представляют собой важнейшую составляющую рыночного хозяйствования, способствующую обеспечению национальных стратегических интересов государства и повышению эффективности хозяйственных связей на внутреннем и внешнем рынке. Но прежде чем говорить о сущности инвестиций, стоит изучить ряд определений, раскрывающих понятие «инвестиции», которые встречаются в современных исследованиях. И здесь нельзя не согласиться с известнейшим философом - Гоббсом Т., который еще в XVII столетии совершенно справедливо отметил, что любое исследование, которое ученый хочет сделать полезным для науки и общества, необходимо начинать с определения дефиниций.
Перед тем как перейти к анализу дефиниций нельзя не отметить то, что по большему счету в определениях, встречающихся сегодня в экономико-правовой среде, в частности в нашем исследовании, понятие «инвестиции» учеными прямо отождествляется с понятием «капиталовложения». И этот факт мы не считаем случайным, так как в переводе с английского «investments» означает «капиталовложения» , да и в современном законодательстве «инвестиции» и «капиталовложения» уже давно трактуются как синонимы , ведь понятие «капиталовложения» прямо отражают специфику понятия «инвестиции». Так, если понятие «капитал», согласно словарю Ожигова С.И., представляет собой «деньги, большие деньги» , следовательно, отсюда делаем вывод, что «капиталовложения» представляют собой процесс по использованию тех самых денег, что собственно и заключено в понятии «инвестиции». Поэтому как нам кажется, это являе тся весьма справедливым.
К примеру, по мнению Кейнса Дж., инвестиции можно определить как приращение материальной значимости (ценности) капитального имущества. При этом автор под капитальным имуществом велел подразумевать основной, оборотный или другой ликвидный капитал. Определяя источники инвестиций, он писал, что они складываются из сбережений, накапливаемых субъектом инвестиционного процесса в процессе определенного времени. Уже тогда автор указал на важность фактора времени в инвестиционном процессе.
На этот же фактор сделал акцент и Шарп У., который определяет инвестиции как «отказ от определенной ценности в настоящий момент за возможно, неопределенную ценность в будущем». При этом автор указывает на четкие временные рамки инвестиционного периода, ссылаясь на то, что ценности необходимо отдать сразу и в оговоренном сторонами количестве, а вот вознаграждение за вложение придет гораздо позднее, если придет вообще, и его величина заранее известна далеко не всем.
Аналогичный смысл инвестициям придают и такие ученые как Долан Э.Дж. и Линдсей Д.Е., определяя инвестиции как «увеличение объема капитала, функционирующего в экономической системе, а именно увеличение предложения производительных ресурсов, осуществляемое людьми». В этом определении, как нам кажется, авторы, говоря о роли инвестиций в экономической системе страны, как о полноправной частице «всеобщей главной артерии живого организма», тут же сужают их значимость, устанавливая непосредственно «производственные рамки». Что на наш взгляд недопустимо.
Несколько в ином контексте трактуют данное понятие американские экономисты Макконнелл К.Р. и Брю С.Л., указывая, что к «инвестициям в макроэкономическом смысле могут быть отнесены только те вложения, которые ведут к увеличению валового национального продукта - созданию новых капитальных активов» , что по нашему мнению существенно сужает сущность данного понятия, лишая его прочих, но не менее важных, экономических и социальных функций.
Ближе к сути понимания «инвестиций» на наш взгляд оказался Лоббес Х.Г., согласно которому под инвестициями следует понимать трудозатраты, с помощью которых в течение производственного процесса «живой труд» создает большую ценность, чем способен потребить за весь процесс. Именно этот ученый, как нам кажется, впервые указал на ценность инвестиций, как результат «живого труда». Также и Кокин В.Н. в рамках своего исследования, лишь косвенно коснувшись понятия инвестиций, справедливо указал, что «под инвестициями понимают действия, заключающиеся в распоряжении имущественными благами с целью получения выгоды».
Итак, все эти определения указывают на тесную связь инвестиций с первыми двумя стадиями оборота промышленного капитала - с формированием и использованием производительного капитала. Но если говорить по существу, то макроэкономическое понятие инвестиций, верное для всей совокупности стадий инвестиционного процесса, скорее не является единственно верным применительно к каждой из составляющих его частей, взятых отдельно (при участии в нем на разных стадиях собственников различных капиталов). Об этом же в своих трудах пишет Горягин А.А., который определяет под инвестициями «некий капитал, участвующий в коммерческой деятельности инвестиционных учреждений, направленной на получение прибыли путем систематического совершения инвестиционных операций, осуществляющихся в соответствии с лицензией Банка России, полученной после прохождения кредитной организации обязательной государственной регистрации». Так, в данном определении автор существенно сужает деятельность, в которой могут участвовать инвестиции, только до инвестиционных учреждений - банков, имеющие в свою очередь лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций.
Не менее узкое определение, но при этом еще и обремененное на наш взгляд излишней конкретикой, дает Чеченов А.А.: «денежные вложения в объекты, выделяемые на основании инвестиционных решений, направленных на расширение и обновление фирмы». В нем автор сводит инвестиции только к четырем классическим формам: на расширение, новое строительство или техническое перевооружение фирмы. Поэтому и это определение мы также не считаем приемлемым для экономической практики, так как в настоящее время для многих предприятий экономически целесообразными становятся денежные вложения в человеческие ресурсы, которые являются неотъемлемым потенциалом развития и процветания многих из них, о чем и указывал ранее Лоббес Х.Г.
Совсем иначе трактует понятие «инвестиций» Бублик В.А., определяющий инвестиции как «долгосрочное вложение любых видов имущественных и интеллектуальных ценностей в предпринимательскую деятельность с целью извлечения прибыли либо достижения экономического, либо иного положительного социального эффекта». В данном определении легко заметить, что автор смог уместить главные черты такой емкой категории как «инвестиции», указав в нем на фактор времени и объект вложения, а также на экономическую и социальную значимость инвестиций.
Схожее определение дают Потапова Ю.В. и Волкодав Ю.П. Так, Потапова Ю.В. полагает, что «инвестиции - это капитальное вложение в объекты предпринимательской или иной не запрещенной законом деятельности, сопровождающееся практическими действиями, направленными на получение прибыли или достижения иного полезного эффекта». По мнению же Волкодава Ю.П., «инвестиции представляют собой капитал, который образуется гражданином, юридическим лицом или государством с целью его дальнейшей реализации для получения, в конечном счете, социального или экономического эффекта». Именно в данных определениях прослеживаются первые попытки придания инвестициям значимости не только в объектах предпринимательской, но и иной не запрещенной законом деятельности.
Интересным представляется и мнение Майфата А.В., который лишь в скользь затрагивая вопрос об экономической сущности инвестиций, совершенно справедливо отмечает, что они понимаются в экономике как «некоторые затраты, осуществляемые с целью получения возможного дохода», а «затраты на производство и накопление средств производства» именуются инвестированием. Несмотря на то, что, к сожалению, автор не использовал данные положения для сопоставления легальной дефиниции инвестиций с экономическим содержанием таких отношений, он очень искусно доводит до читателя необходимость придания терминам «инвестиции» и «инвестиционная деятельность (инвестирование)» различных значений, что, как нам кажется, является весьма верным.
Другой исследователь инвестиций - Жилинский С.С. - полагает, что «инвестиции - это имеющие денежную оценку объекты гражданских прав, предназначенные (выделенные) для внесения в любой не имеющий противоправного характера объект деятельности с целью социально-экономической эффективности». Так, автор придает понятию «инвестиции» строгий юридический смысл.
Таким образом, в своих исследованиях Бублик В.А., Потапова Ю.В., Волкодав Ю.П., Майфат А.В. и Жилинский С.С. понятие «инвестиции» в первую очередь относят к вложениям, которые в каком-либо неопределенном (возможно, определенном) времени должны принести социальный и (или) экономический эффект. Но на наш взгляд, ни одно из предложенных авторами пониманий «инвестиций» не только не обобщает в полном объеме все аспекты уже имеющихся доктринальных и легальных определений инвестиций и не вносит коррективы в сложившиеся представления об инвестициях, но и еще более запутывает понимание существа предмета. Так, например, представляется сомнительным возможность определять инвестиции в «любой, не имеющий противоправного характера объект деятельности», поскольку, во-первых, противоправным (не противоправным) может быть поведение, деятельность лица, но не объект этой деятельности, а, во-вторых, инвестиционный объект может и не являться объектом какой-либо деятельности человека. Поэтому мы смеем полагать, что такая формулировка применима только к такого роду затратам инвестора, как создание нового объекта гражданских прав, но, например, к такому способу инвестирования, как приобретение ценных бумаг или исключительных прав, данную трактовку уже относить нельзя.
Не менее важно по нашему мнению затронуть и такую формулировку, встречающуюся в данных определениях, как «получение положительного эффекта». На наш взгляд получение какого-либо положительного эффекта для инвестора может выступать самоцелью или представлять иное значение, но в качестве основной определяющей черты для раскрытия сущности понятия «инвестиции» данная формулировка употребляться не должна, так как современная практика уже давно подтверждает, что не всякое вложение приносит именно положительный эффект. Поэтому данный признак, скорее всего, не является квалифицирующей чертой инвестиций и может лишь характеризовать его направленность, указывая на результаты, ожидаемые инвестором, от совершенных им капитальных вложений в один из инвестиционных объектов. Так, например, подтверждение нашим суждениям мы находим в трудах Антиповой О.М., где автор указывает, что возможность использования объекта вложений для получения именно «потенциального дохода» выступает важнейшей характеристикой, определяющей инвестиционный характер определения «инвестициям».
Итак, исследовав все определения для понятия «инвестиции», представленные в работе и изученные за ее рамками, и учтя все их недостатки, наиболее приемлемым с точки зрения сложившейся современной экономико-правовой практики в России в сфере инвестиционной деятельности мы считаем под «инвестициями» понимать трактовку, предложенную Потаповой Ю.В., которая под инвестициями понимает «совокупность имущественных и (или) интеллектуальных ценностей, или иначе капитал, который вкладывается в объекты инвестиционной сферы разных отраслей страны, в результате чего ожидается формирование прибыли (дохода) или достижение прочего положительного эффекта». Данное определение на наш взгляд наиболее полно отражает всю сущность такой экономической категории как «инвестиции», неся в себе определенную смысловую нагрузку и не ограничивая сферу инвестиционных ресурсов рамками предпринимательской деятельности и только отраслью производства.
Однако окончательно сформулировать определение для такой емкой экономической категории как «инвестиции» без анализа современной правовой базы - нельзя.
На сегодняшний день основными правовыми актами в России, так или иначе раскрывающими понятие «инвестиции», являются Закон об Инвестиционной деятельности в РСФСР («Основа инвестиционного законодательства» ); Закон Об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений от 1999г. и Закон Об иностранных инвестициях в Российской Федерации от 1999г.
Изначально в Российской Федерации определение инвестиций появилось в законодательных аспектах с принятием Основ законодательства об инвестиционной деятельности в 1991г., которые и определили общие социально-экономические и экономико-правовые условия инвестиционно-правовых отношений. Так, в статье 1 Основ «инвестиции» трактуются как «все виды интеллектуальных ценностей, а также имущественных прав и ценностей», участвующих в предпринимательской или иной деятельности, в результате чего образуется социально-экономический эффект. При этом в качестве инвестиций в Законе понимаются «технологии, машины, денежные средства, оборудование, акции и другие ценные бумаги (в том числе и паи), лицензии, в том числе и на товарные знаки, целевые банковские вклады, интеллектуальные ценности, кредиты, имущественные права, прочее имущество». Также стоит отметить, что именно в Законе об инвестиционной деятельности 1991г. были впервые освещены отношения, складывающиеся по поводу осуществления инвестиционной деятельности как российскими гражданами и юридическими лицами, так и инвестирование, осуществляемое физическими или юридическими лицами, имеющих иностранное гражданство, международными организациями или государствами в целом на территории Российской федерации, а также участие граждан и юридических лиц Российской Федерации в осуществлении инвестиционной деятельности за рубежом.
Итак, инвестициями согласно первому закону, регулирующему инвестиционную деятельность в нашей стране, признаются капитальные затраты, направленные на одновременное получение дохода с достижением какого-либо социального эффекта. Тогда, смело можно заключить, что в качестве основного из признаков инвестиций законодателем была выделена основная черта данной категории, экономическое содержание которой заключается в получении дохода и наличии условия социально-экономической эффективности. Не смотря на то, что, как мы уже упоминали это ранее, данное указание целей весьма узко и неконкретно, так как не отражает всех задач, стоящих перед инвестором и целей, преследуемых государством; именно данное определение инвестиций для целей правового регулирования инвестиционной деятельности на первоочередном этапе формирования правового поля было принято за основное.
Однако на сегодняшний день стало очевидным, что данное определение все чаще подвергается критике со стороны специалистов современной правовой сферы, оголяя тем самым ряд отрицательных моментов, в частности то, что в самом определении «инвестиции» нет прямого отнесения капитала к денежным средствам как к объекту инвестиционных отношений. Закон также не устанавливает, что именно законодатель подразумевает под объектами предпринимательской (или иначе коммерческой) и (или) иных видов деятельности, в которые вкладывается капитал. Так, нам представляется, что под обозначенными объектами следует понимать «материальные и иные ценности нематериального происхождения, формирование и применение которых, в обязательном порядке должно осуществляться в соответствии с современным законодательством, и должно приносить прибыль, а также приводить к достижению ожидаемого социально-экономического эффекта».
Таким образом, попытка дать определение категории «инвестиции» и урегулировать отношения, складывающиеся в сфере инвестирования, в конечном счете, можно считать, что не увенчались успехом. Законодатель не смог четко обозначить предмет регулирования и интерпретировать понятие «инвестиции» в общем смысле, прежде всего, как экономическую категорию, а именно как нам кажется, ошибочным стал перенос правоотношений из договора подряда (капитальное строительство) на инвестиционные отношения как таковые. Но, тем не менее, данный закон по-прежнему продолжает составлять Основы законодательства, регулирующего инвестиционную деятельность в России.
В российскую практику правового регулирования инвестиционной деятельности попадают и отношения, регулируемые Законом о капитальных инвестициях. Учитывая предметный характер правового регулирования данного правового акта, под инвестициями следует понимать «денежные вложения в основной капитал». Следовательно, в данном Законе под инвестициями подразумеваются объекты гражданских прав, с исключением из них информации, прочих работ и услуг, вложение которых производится в те самые основные средства». При этом объектами предпринимательской или другой отличной от предпринимательской деятельности при осуществлении капиталовложений, как это определено в изучаемом законе, следует считать инвестиционные объекты, находящиеся в частной, муниципальной, государственной, и иных формах собственности, в их числе различные виды модернизируемого или только вновь создаваемого имущества.
В целом данный закон, сохраняя подход к пониманию категории «инвестиции», выраженный в ранее предшествующем ему Законе об инвестиционной деятельности, в отличие от вышеупомянутого «в числе инвестиций, вкладываемых в основной капитал, не упоминает технологии и интеллектуальные ценности, а также лицензии» . Также стоит отметить, что в данном Законе сфера инвестирования в виде капитальных вложений, как и сам предмет правового регулирования, ограничена только основными фондами, а в перечень объектов инвестирования не входят как продукция НИОКР, которая не относится к основным фондам, так и ценные бумаги, права на имущество и на любую интеллектуальную собственность, а также оборотные средства и целевые денежные вклады.
Сравнительно новым этапом развития российского законодательства стало принятие Закона Об иностранных инвестициях в Российской Федерации. На наш взгляд это можно объяснить тем, что прежние законы разрабатывались в условиях, когда основы рыночной экономики в России еще только начинали формироваться, а наступивший в XX веке промышленный бум спровоцировал привлечение в большем количестве иностранного капитала в экономику страны, что казалось тогда обществу весьма новым и перспективным.
Стараясь уйти от ошибок, допущенных в прошлых законах, законодатель в новом законе дифференцирует понятие правового регулирования различных видов инвестиционной деятельности (социально-значимая, энергоемкая, ресурсозатратная, долгосрочная деятельность), и впервые вводит в экономико-правовую практику понятие «иностранные инвестиции». Так, согласно новому Закону под иностранной инвестицией понимается вложение в виде объектов гражданского права в объекты предпринимательской (коммерческой) деятельности капитала «иностранного происхождения», принадлежащих иностранному гражданину, при условии, что данные объекты не изъяты из оборота или в соответствии с действующем законодательством не ограничены в обороте Российской Федерации, а также с условием соблюдения территориальности при совершении практического действия в отношении объектов Российской Федерации.
Принципиальное отличие данного определения от определений, изложенных в предыдущих двух законах, сводится к тому, что, во-первых, законодатель, введя в обиход правовой сферы понятие «иностранные инвестиции» впервые придал понятию «инвестиции» признак «чуждости»; во-вторых, «иностранные инвестиции» в данном законе определяются через процесс, тогда как в предыдущих законах, раскрывающих сущность инвестиционного процесса, под вложением капитала понимается инвестирование или инвестиционная деятельность, а, непосредственно, под инвестицией - объекты прав, принимающие непосредственное участие в предпринимательской или иной деятельности. Это однозначно на наш взгляд свидетельствует о попытке законодателя приблизить правовую формулировку к экономической составляющей этого явления. В итоге, хоть такой механический подход и не дал должного результата, так как по Закону под правовую защиту инвестиций попадают все формы предпринимательских сделок, в том числе и те, которые носят спекулятивный характер и не дают инвестиционной нагрузки в целях экономического прогресса, зато законодатель смог грамотно отразить суть экономического развития страны через инвестиционный процесс, определив его, как неотъемлемый элемент развития экономики, а получение предпринимательской прибыли, отнеся к результату этого экономического развития.
Кроме того, можно выделить и еще несколько особенностей данного определения. Во-первых, иностранные инвестиции определены через «вложение капитала в виде объектов гражданских прав». Во-вторых, в качестве объекта инвестирования понимается только объекты предпринимательской деятельности, обязательно связанной с получением дохода или социального эффекта, в то время как в предыдущих законах включались еще и объекты любой иной деятельности, не приносящей доход. В-третьих, в определении отсутствует указание на цель инвестирования. В-четвертых, согласно определению обычная купля-продажа практически любого не исключенного из оборота имущества, представляющего собой субъект предпринимательской деятельности, осуществленная лицом, попадающим по категорию иностранного инвестора, влечет предоставление государственных гарантий и льгот. В итоге все эти моменты несколько искажают сущность инвестиций, что на наш взгляд является недопустимым в целях формирования эффективного отечественного инвестиционного законодательства.
Таким образом, в результате изучения трех основных основополагающих актов законодательства, регулирующих инвестиционную деятельность Российской Федерации на современном этапе, и признанных формировать единую инвестиционную политику страны, стоит сделать вывод о том, что на федеральном уровне единый подход к пониманию категории «инвестиции» отсутствует. При этом, несмотря на все достоинства последнего закона, в частности, предпринятой попытки абстрагироваться от ненужного перечисления в законе регулируемых гражданским правом видов имущества и имущественных прав, законодатель допустил ошибку прежнего законодательства, указывая на обязательность участия в инвестировании объектов гражданских прав и не сдержавшись, перейдя к перечислению более конкретных инвестиционных объектов.
В целом недостатки, допущенные при попытке дать определение понятию «инвестиции», во всех трех законах носят общий характер, что связано с тем, что на их формирование, во-первых, оказал огромное влияние прошлый опыт государства, где инвестирование капитала предполагало, прежде всего, учреждение совместных предприятий или совместных хозяйственных обществ, а во-вторых, сами определения имеют специфичный характер, поскольку очень долгое время в законах они связывались исключительно с понятием договора подряда, особенностью которого в свою очередь являлось осуществление финансирования строительных работ, что далеко не в полной мере отражает сущность современного понимания категории «инвестиции». Этому можно найти подтверждение в работе Доронина Н.Г и Семилютина Н.Г., которые указывали, что «первоначальные проекты законов, регулирующих инвестиционную деятельность, разрабатывались в рамках соответствующих комитетов по вопросам архитектуры и строительства». Эти же авторы сумели обличить «освобождение» российского законодательства от понимания категории «инвестиций» во взаимосвязи с отношениями, возникающими в связи с договором подряда, связанное в первую очередь с принятием нового закона об иностранных инвестициях в Российской Федерации.
В виду этого, на наш взгляд нельзя не согласиться с Силкиным В., который отмечал в свое время, что «по сравнению с ранее действовавшим законодательством дефиниция последнего закона выигрывает от того, что довольно емко определяет объекты инвестирования (любые объекты гражданских прав, не изъятые из оборота и не ограниченные в нем)». При этом автор отмечает и недостаток определения, изложенного в новом законе, так как оно по сравнению с предыдущими законами «не указывает на задачи, которые преследуются инвестором при осуществлении предпринимательской или иной деятельности» , а также цели, которые на наш взгляд в процессе инвестирования стремится достичь государство.
В целом, исходя из анализа правового определения инвестиций, целесообразно выделить следующие присущие им признаки, предложенные Потаповой Ю.В.: инициативность и самостоятельность при принятии решения о вложении капитала с целью извлечения прибыли в будущем; наличие или потенциальная возможность денежной оценки инвестируемых ценностей; наличие коммерческой или инвестиционной ценности, иначе говоря, наличие возможности использования объектов инвестирования в процессе предпринимательской или иной деятельности, а также возможности получать какой-либо доход (прибыль); возможность осуществлять инвестиционную деятельность, установленную в рамках законодательства; наличие периодических рамок внесения инвестиций, предусмотренных нормативными актами и инвестиционными соглашениями; придание вложенным ценностям статуса инвестиций; обладание материальными и прочими ценностями нематериального характера, но на определенном правовом основании, дающими право принимать решение в отношении распоряжения ими.
Олейник О.М. также предлагает внести в приведенный перечень некоторые корректировки, дополнив его такими признаками, как «системность, легитимность, риск и имущественная ответственность». Это связано с тем, что в современном законодательстве, регулирующем инвестиционную деятельность, происходит соотношение и отождествление понятий предпринимательской и инвестиционной деятельности. Это утверждение довольно смело, но, как нам кажется, вполне аргументировано.
Но помимо этого, в качестве характерных признаков такой экономической категории как инвестиции на наш взгляд стоит выделить и «недопущение расходов (потерь) будущих периодов», о чем впервые упомянула в своем исследовании Целовальникова И.Ю. Это объясняется тем, что сегодня Россия развивается в условиях рыночной экономики, а это значит, что происходит постоянное экономическое состязание функционирующих на отечественном рынке хозяйствующих субъектов. В виду этого, стоит предположить, что главным конкурирующим признаком любой организации станет заинтересованность потребителя именно в его продукции, а значит, снижение ее стоимости станет одной из целей предпринимателя. Следовательно, целью осуществления постоянного инвестирования должно являться не только получение сверхприбыли, но и недопущение производственных потерь в будущем. В подтверждении вышесказанному можно привести тот факт, что в последнее время в научной литературе многими авторами (например, Маренков Н.Л., Касьянов В.В., Коротков Э.М.), занимающимися исследованиями в сфере антикризисного управления предприятиями, все чаще «инвестиционная деятельность рассматривается в качестве одного из методов эффективного планирования и организации производственной деятельности».
Таким образом, учитывая все выше изложенное, представляется возможным привести понятие «инвестиций» как правового явления, которое на наш взгляд более четко отражает правовую сущность данной категории и подчеркивает основные черты, присущие рассматриваемому понятию с правовой точки зрения: «любое имущество, имеющее денежную оценку и принадлежащее инвестору на законном основании, вложенное в объект предпринимательской или иной деятельности в целях извлечения дохода, достижения какого-либо социально-экономического эффекта» , а также недопущения будущих расходов (потерь).
В заключение в качестве общих экономико-правовых черт категории «инвестиции» помимо черт, выделенных Олейником О.М. и Потаповой Ю.В., на наш взгляд можно выделить следующие признаки:
- участие в процессе затрат живого и овеществленного труда;
- обладание социально-экономической закономерностью;
- функционирование в предпринимательской (коммерческой) форме;
- интегрирование полно и комплексно всех факторов воспроизводства;
- функциональность в содержании категории, выраженная в недопущении расходов (потерь) будущих периодов;
- категория, целью которой в первую очередь является прирост капитала, и лишь затем любой другой положительный эффект.
2. Правовое регулирование инвестиций
В современной правовой практике уже давно известно, что существующая система законодательства является одним из основных факторов, влияющих на формирование инвестиционного климата любого государства, она на наш взгляд и определяет в первую очередь национальный правовой режим инвестиционной деятельности.
Современное отечественное законодательство в вопросах регулирования инвестиционной деятельности объединило в себе такие понятия как «инвестиции», «инвестиционный процесс», «инвестиционная политика» и «инвестиционный климат». Все эти термины нашли свое отражение в правовых актах и на наш взгляд законодатель хотел значимость каждого из них выделить отдельно.
В инвестиционной деятельности государство выступает в нескольких ипостасях: как организатор инвестиционно-финансового рынка; как участник инвестиционно-финансового рынка; как менеджер инвестиционных процессов.
Государство как организатор инвестиционно-финансового рынка, как правило, проводит политику, направленную на снижение системного и специфического риска инвестиций, развитие внутренних инвестиционных возможностей, повышение экспортного потенциала, изменение структуры экономики, рекапитализацию банковского сектора, увеличение кредитования реального сектора, повышение эффективности фондового рынка, создание новых инструментов фондового рынка, развитие инвестиционных институтов, привлечение прямых иностранных инвестиций. Государство как участник инвестиционно-финансового рынка стремится повышать доходы от государственного имущества и инвестиций, снижать стоимости заимствования. Кроме того, государство может выступать самостоятельным субъектом инвестирования, реализуя те или иные инвестиционные проекты. На этом направлении инвестиционная политика, как нам кажется, проводится в соответствии с приоритетами экономической и промышленной политики.
В России, несмотря на периодическое оживление инвестиционного процесса, еще начиная с начала девяностых годов ХХ века, продолжается «инвестиционный голод». Это связано как нам кажется в первую очередь с тем, что основным источником инвестиций в российской экономике оставались и продолжают оставаться собственные средства предприятий, а по поводу других категорий ресурсов, таких как кредиты коммерческих банков, бюджетные средства, портфельные инвестиции, средства населения, период реформ показал, что они не являются надежными. Именно поэтому на наш взгляд при фактически огромном дефиците внутренних средств, стремительном старении промышленно-производственного потенциала страны, необходимости обеспечения технологического перевооружения промышленных отраслей национальная экономика продолжает испытывать значительные потребности в инвестициях.
В виду этого, смеем предположить, что для решения проблемы в привлечении инвестиций в экономику страны вот уже на протяжении нескольких десятков лет создается и совершенствуется серьезная государственная инвестиционная политика, представляющая собой «комплекс народнохозяйственных подходов и решений, определяющих объем, структуру и направления использования инвестиций в сферах и отраслях экономики». При этом главной задачей государственной инвестиционной политики на наш взгляд является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды, а значит, ее ориентация должна соответствовать определенным критериям:
- определение целесообразных для каждого периода времени объемов инвестиций и их структуры: отраслевой, воспроизводственной, технологической, территориальной и по формам собственности;
- выбор приоритетов;
- повышение эффективности инвестиций.
Данное определение обрисовывает все составляющие эффективной инвестиционной политики, но на наш взгляд можно дать и более широкую трактовку. К примеру, определение, предложенное Фархутдиновым И.З.: «инвестиционная политика государства - это комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капиталовложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей и государства». Проще говоря, «инвестиционная политика - это деятельность государства, направленная на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования».
В соответствии с данными определениями, как нам кажется, можем выделить ключевую роль инвестиционной политики государства в целом, которая заключается в «обеспечении структурной перестройки экономики; стимулировании предпринимательства и частных инвестиций; создании дополнительных рабочих мест; привлечении инвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции; стимулировании создания негосударственных структур, для аккумулирования денежных сбережений населения на инвестиционные цели; создании правовых условий и гарантий для развития ипотечного кредитования; развитии лизинга в инвестиционной деятельности; поддержке малого и среднего предпринимательства; совершенствовании системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса; создании условий для становления и развития венчурного инвестирования».
При этом следует отметить, что государственное регулирование инвестиций и инвестиционная политика - не однозначные термины. Во-первых, инвестиционная политика может иметь направленность невмешательства, тогда как понятие «государственное регулирование инвестиционной деятельности» говорит само за себя. Во-вторых, государственное регулирование инвестиционной деятельности содержит инструменты, не относящиеся непосредственно к инвестиционной политике.
Так, государство регулирует инвестиционную активность посредством законодательства, а именно через государственное планирование, программирование, через государственные инвестиции, субсидии, льготы, кредитование, осуществление социальных и экономических программ. Для государственного регулирования на наш взгляд особенно важно найти «оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования».
До недавнего времени политика в области инвестиций была прерогативой федерального центра, принимающего решения о «горизонтальном» и «вертикальном» перераспределении инвестиций. Но обострившийся в последние годы экономический кризис как нам кажется лишний раз доказал неэффективность такой системы, поэтому регулирование инвестиционной деятельности должно постепенно смещаться на региональный уровень, на котором лучше на наш взгляд будут видны текущие задачи развития, возможные к применению методы стимулирования.
Согласно экономической практике в области инвестирования к основным принципам инвестиционной политики государства на современном этапе можно отнести:
- снижение реальных процентных ставок до уровня, соответствующего эффективности инвестиций в реальный сектор экономики на основе обеспечения сбалансированного бюджета и дальнейшего снижения инфляции;
- проведение налоговой реформы, предполагающей рассмотрение инвестиционных возможностей субъектов рынка на основе упорядочения, упрощения и структурной перестройки существующей налоговой системы, а также совершенствования амортизационной политики;
- осуществления процесса реформирования предприятий с целью повышения их инвестиционной привлекательности;
- формирование организационно-правовых предпосылок снижения инвестиционных рисков с целью стимулирования сбережений населения, прямых инвестиций внутренних и внешних инвесторов;
- повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов на основе их конкурсного размещения, представления государственных гарантий по частным инвестициям и усиления государственного контроля за целевым использованием бюджетных средств.
В условиях глобализации экономики и интернационализации инвестиций еще одним важным принципом инвестиционной политики государства на наш взгляд является «создание условий для совершенствования корпоративных отношений, приведения уровня корпоративного управления в отечественных компаниях к международным стандартам». В связи с этим стоит отметить, что в последние три года в российской экономике наблюдается достаточно высокий темп роста и активизации инвестиционного процесса. Многие экономисты отмечают отсутствие стратегии развития страны, четкой промышленной и инвестиционной политики и подчеркивают необходимость усиления государственного регулирования. По мнению сторонников либеральной экономической модели, инвестиции - дело исключительно корпораций, напрямую не относящееся к предмету ведения властей различных уровней.
Правовая основа макроэкономической политики, в том числе и инвестиционной, заложена в законах и иных нормативных актах, различающихся между собой по ряду признаков: по видам федеральных государственных органов и учреждений правового регулирования инвестиционной деятельности, уполномоченных на издание правовых актов (акты Федерального собрания Российской Федерации; акты Президента Российской Федерации; акты Правительства Российской Федерации; акты Центрального банка Российской Федерации; акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти); по форме и юридической силе (законодательные правовые акты: кодексы, федеральные законы, федеральные конституционные законы; акты ратификации международных соглашений и договоров Российской Федерации; правовые акты Президента России; правовые акты управления: постановления, распоряжения, инструкции органов исполнительной власти; правовые акты иных федеральных органов и учреждений); по характеру правового регулирования (вертикальные или горизонтальные отношения между государством и инвесторами): административно - правовые и финансово - правовые, реализующие в рамках делегированных им властью организационных и властно-имущественных полномочий, волю государства по регулированию на территории России функционирования субъектов инвестиционной деятельности; гражданско - правовые акты, в которых государство в лице уполномоченных федеральных органов и инвесторы выступают преимущественно в качестве равноправных сторон отношений в рамках таких договоров или соглашений.
В соответствии с данными критериями нам удалось сформировать достаточно обширную общую правовую базу, регулирующую инвестиционную деятельность на современном этапе, выделив преимущественно федеральные законы и постановления Правительства Российской федерации:
- федеральные законы: от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»; от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»; от 5 марта 1999 года N 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;
- постановления Правительства Российской Федерации: от 20 ноября 1999 года N 1272 «Об осуществлении иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации с использованием средств, находящихся на специальных счетах нерезидентов типа «С»»; от 12 ноября 1999 года N 1249 «Об утверждении Положения о предоставлении государственных гарантий под инвестиционные проекты социальной и народно-хозяйственной значимости»; от 5 сентября 1998 года N 1041 «Об организации Российской выставки инвестиционных проектов»; от 31 марта 1998 года N 374 «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу»; постановления Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг: от 31 августа 1999 года N 5 «Об утверждении Положения о составе и структуре активов паевых инвестиционных фондов»; от 30 сентября 1998 года N 39 «О мерах по защите прав владельцев инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов в связи с нестабильной ситуацией на финансовом рынке Российской Федерации»; от 28 мая 1998 года N 17 «Об утверждении Положения о порядке ведения реестра инвестиционных фондов»; от 20 мая 1998 года N 10 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности инвестиционных фондов».
Так, например, Законом от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ определяются правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Российской Федерации, а также устанавливаются гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности. Этот Закон предусматривает, что все инвестиционные проекты независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат экспертизе. Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предотвращения создания объектов, нарушающих права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечающих требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений. Можно согласиться с необходимостью государственного контроля инвестиционной деятельности, однако на практике это часто приводит к сложным бюрократическим процедурам согласования и коррупции. Необходимо избегать нечетких положений, конкретизировать слишком общие нормы закона.
Основные гарантии прав иностранных инвесторов на территории Российской Федерации определяются Законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». В качестве наиболее важных норм данного Закона как нам кажется стоит выделить:
- равенство правовых режимов деятельности иностранных и отечественных инвесторов (исключения устанавливаются только федеральными законами);
- право на возмещение убытков иностранному инвестору, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
- гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;
- гарантия от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями (в течение срока окупаемости проекта, но не более 7 лет).
Субъекты Российской Федерации также вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. И многие субъекты используют это право, принимая соответствующие региональные законы.
Другой провой акт - Закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» на наш взгляд обеспечивает государственную защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, способствует формированию инфраструктуры фондового рынка, снижает инвестиционные риски, устанавливает требования к эмитентам и профессиональным участникам фондового рынка, в том числе и по раскрытию информации.
Одним из наиболее интересных определений, введенных Законом об иностранных инвестициях, на наш взгляд является «приоритетный инвестиционный проект». В соответствии со ст. 2 Закона под ним понимается «инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций, в который составляет не менее 1 млрд. рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка РФ на день вступления в силу настоящего Федерального закона) (примерно 41 млн. долларов), или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка РФ на день вступления в силу настоящего Федерального закона) (примерно 4 млн. долларов), включенный в перечень, утверждаемый Правительством РФ».
Анализируя новое определение приоритетного инвестиционного проекта, хотелось бы остановиться на некоторых моментах. Так, в первую очередь стоит отметить, что поскольку инвестиционный проект в соответствии со ст. 2 Закона понимается как «обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления прямой иностранной инвестиции» , приоритетным инвестиционным проектом является реализация только прямых инвестиций. Сомнительно, что разработчики Закона намеревались таким образом ограничить рамки приоритетного инвестиционного проекта, так как на практике возможно большое количество проектов, которые также могут быть важны для государства и нуждаться в привлечении дополнительных финансовых средств иностранных инвесторов, а соответственно в предоставлении им гарантий на уровне приоритетного инвестиционного проекта, включая «дедушкину оговорку» (например, строительство крупных объектов, продажа предприятий и др.). На данный момент инвестиции в такие проекты не будут считаться участием в реализации приоритетных инвестиционных проектов. Формулировка определения приоритетного проекта в таком виде (обязательно включающего прямые инвестиции) появилась впервые в проекте, подготовленном Специальной комиссией после наложения на Закон вето Президента. В результате сфера применения планируемой прогрессивной в отношении защиты прав инвесторов статьи о «дедушкиной оговорке» была значительно сужена.
Во-вторых, перечень приоритетных инвестиционных проектов в соответствии со ст. 2 Закона утверждается Правительством РФ, т.е. приоритетный проект, для того чтобы быть признанным таковым, должен не только соответствовать требованиям объема инвестиций, но и оказаться включенным в перечень проектов, считаемых приоритетными Правительством РФ. Принимая во внимание три исключительно возможные формы осуществления прямых инвестиций, довольно сложно предположить, что Правительство признает приоритетным, например, лизинговую сделку, или инвестиции в основные фонды филиала какого-либо иностранного юридического лица (тем более, что в основные фонды необходимо вложить порядка 41 млн. долларов, чтобы соответствовать критериям приоритетного проекта по объему инвестиций), или покупку долей иностранным инвестором в какой-либо российской компании. Тогда наиболее вероятно на наш взгляд, что Правительство будет исходить из критериев объема инвестиций и приоритетности проекта для российской экономики. Однако приоритетными в понимании настоящего Закона могут быть только прямые инвестиции.
В-третьих, приоритетные инвестиционные проекты подлежат регистрации уполномоченным органом. И тут, у нас возникает вопрос, а не означает ли это, что проект, в котором могут участвовать иностранные инвесторы, должен быть сначала назван Правительством приоритетным, а затем, когда он начнет претворяться в жизнь (например, определенные инвесторы заявят желание участвовать в проекте или какое-либо соглашение будет подписано), будет подлежать регистрации, после чего его участников наделят дополнительными правами и обязанностями? Каким образом согласовать между собой две процедуры - включение проекта в перечень Правительством и регистрацию проекта специальным органом, - и с какого момента проект подлежит регистрации, в Законе не разъяснено. В связи с этим, как нам кажется, остается ожидать принятия актов Правительства РФ по данным вопросам.
В-четвертых, и в последних, стоит отметить, что объем инвестиций в приоритетный проект подсчитывается в рублях или в долларах. Главная проблема, вытекающая из включения в Закон жестких сумм в обоих измерениях, состоит в следующем. Эквивалент в иностранной валюте в соответствии со ст. 2 определяется на дату вступления Закона в силу. Это равнозначно закреплению определенного, а не определимого объема инвестиций в проект. Ведь инфляция в очень короткий срок приведет к разрыву между рублевыми и валютными показателями. Это, в свою очередь, повлечет приоритет рублевых инвестиций, так как их необходимо будет меньше для участия в проекте. Из Закона вытекает, что в принципе иностранные инвестиции можно оценивать в любой иностранной валюте, в том числе и в менее стабильной, чем российский рубль. Можно допустить, что иностранный инвестор вправе выбирать, в какой валюте ему оценивать инвестиции, в зависимости от курсовой разницы валют на рынке. Любопытно, что такое определение объемов инвестиций было дано в самый последний момент работы над Законом специальной комиссией.
В соответствии с этим заметим, что статья 6 Закона об иностранных инвестициях гласит, что оценка вложения капитала осуществляется в рублях, независимо от того, в какой валюте произведено инвестирование. Следовательно, если инвестор оценивает свои инвестиции в рублях, а осуществляет их в долларах, он должен применять две разные ставки. Допустим, фактически инвестиции стоят 1 млрд. руб. на дату внесения. К моменту вступления Закона в силу их стоимость падает, и они не будут подпадать под определение приоритетного инвестиционного проекта. Тогда, некоторые инвестиции могут быть произведены как в рублях, так и в иностранной валюте. Однако ряд инвестиций возможен в соответствии с валютным законодательством только в рублях, например, приобретение долей и акций в российских компаниях (за исключением кредитных организаций, но на них действие Закона не распространяется).
Интересным представляется и то, что пункт 2 ст. 4 Закона определяет, что «льготы для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития РФ. Виды и порядок их предоставления устанавливаются законодательством РФ». Это означает, что льготы должны предоставляться по определенной процедуре, которая должна регулироваться на законодательном уровне. Имеется ли в виду специально принятый для этого закон или же различные законы (например, налоговые), пока нам неясно.
Что же касается ограничений на осуществление иностранных инвестиций, то, как нам кажется, Закон предусматривает, что они «могут устанавливаться федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Таким образом, ограничения могут вводиться исключительно федеральными законами.
Также стоит заметить и то, что действующий Закон, в отличие от предыдущего, не содержит специальной нормы об обязательной экспертизе иностранных инвестиционных проектов. Однако это не означает, что она уже не требуется, так как иные нормативные акты РФ продолжают предписывать обязательное ее проведение (например, Закон «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (ст. 13), ФЗ «О капитальных инвестициях» (ст. 14), ФЗ «Об экологической экспертизе» и др.).
Как уже отмечалось нами ранее «дедушкина оговорка» - это центральная норма Закона. Она представляет собой основную гарантию стабильности для инвестора, предусматривая, что на протяжении определенного промежутка времени на него не распространяются неблагоприятные изменения в законодательстве и по отношению к нему продолжают применяться нормы законодательства, при которых началось инвестирование.
По своей природе данная норма, как нам кажется, предназначена для иностранного инвестора. В проектах Закона гарантии по «дедушкиной оговорке» предоставлялись российским компаниям с минимальными иностранными инвестициями, что приводило к необоснованному льготному режиму их деятельности по сравнению с другими российскими компаниями, или же, наоборот, предусматривались только для иностранных инвесторов, или устанавливались для тех и других. Окончательный вариант ст. 9 был дан в последнюю минуту перед утверждением Закона и, по-видимому, не до конца проработан, что привело к появлению ряда неточностей. Так, пункт 1 ст. 9 гласит, что «дедушкина оговорка» применяется к российским компаниям с иностранными инвестициями независимо от объема инвестиций в случае, если они реализуют приоритетный инвестиционный проект. Это, как нам кажется, означает, что если иностранный инвестор имеет даже менее 1% долей в компании, а она участвует в приоритетном проекте, то к ней, в отличие от всех иных российских компаний, также участвующих в приоритетном проекте, будет применяться льгота по оговорке. Существует и такая точка зрения, что стабилизационную оговорку необходимо предоставлять как иностранному инвестору, так и его контрагентам, в том числе всем российским лицам, участвующим в реализации инвестиционного проекта, так как «если инвестор пользуется стабилизационной оговоркой, а его контрагент - нет, то, естественно, их договорные связи между собой ломаются. А ведь у контрагентов инвестора есть свои подрядчики, поставщики, перевозчики, а у тех - свои и т.д. Должны ли они все подпадать под стабилизационную оговорку, так как работают под соглашение?». Речь в данном случае идет о специфической форме инвестиций - участии в соглашениях о разделе продукции. Однако такие же вопросы возникают и в отношении иных инвестиций. Если исходить из предложенного понимания оговорки, то стабилизационную льготу на наш взгляд необходимо предоставлять всем участникам предпринимательской деятельности. Кроме того, сложно будет отследить по длинной цепочке, кто из них, в конечном счете, работает «под соглашение», и установление такой «всеобщей оговорки» приведет просто к отсрочке вступления в силу законодательства, ухудшающего условия инвестиционной деятельности. Необходимо обратить внимание на то, что «дедушкина оговорка» в любой ее форме касается действия нормативных актов, регулирующих отношения между предприятиями с иностранными инвестициями и государством, т.е. административно-правовых норм. Речь ни в коем случае не идет о регулировании гражданско-правовых отношений. Учитывая этот факт, нам удастся отойти от «дурной бесконечности», когда льготу придется предоставлять всем предпринимателям, так как у них обязательно есть свои контрагенты. Таким образом, законодателю и нам на наш взгляд стоит лучше определиться, какому кругу участников инвестиционного процесса стоит предоставлять льготы по стабилизационной оговорке. В связи с этим вопрос целесообразно поставить несколько в иной плоскости, предоставлять льготу не российским организациям с иностранными инвестициями, а любым лицам, участвующим в реализации приоритетного инвестиционного проекта, или только иностранному инвестору.
Кроме того, пункт 1 ст. 9 также устанавливает, что «дедушкина оговорка» применяется к российским компаниям с долей иностранного участия более 25%. При этом данное положение распространяется только на компании, участвующие в приоритетных проектах. Эта норма через защиту российской компании предполагает и защиту иностранного инвестора, приобретшего в российской компании более 25% долей. Однако 25% участия может приобрести не один инвестор, а больше, и им в таком случае косвенно будет предоставлена большая защита, чем одному иностранному инвестору, приобретшему в другой российской компании, допустим, 24%, а все остальные доли принадлежат российским лицам.
В целом в соответствии с Законом «дедушкина оговорка» применяется к очень небольшому числу инвестиционных проектов, так как: распространяется только на приоритетные проекты; Правительство наделено полномочиями определять дифференциацию сроков окупаемости проектов и критерии оценки неблагоприятности изменений условий осуществления инвестиций; оговорка действует в течение срока окупаемости и только если условия проекта предусматривают такой срок - не более семи лет. Это положение можно считать плюсом «дедушкиной оговорки», так как оно позволяет дифференцированно относиться к иностранным инвесторам при предоставлении им стабилизационной льготы. Оно заставляет учитывать, получает ли инвестор прибыль от реализуемого проекта или работает на перспективу, инвестируя в проект, который еще не окупился; оговорка применяется только в случае неблагоприятного изменения федерального законодательства. При этом, не учитывая, что субъектам Федерации также даны широкие полномочия по регулированию инвестиционной деятельности.
Стоит также отметить и то, что предыдущий Закон 1991г. не устанавливал гарантий стабильности иностранных инвестиций, что было одним из наиболее серьезных его недостатков. Фактически «дедушкина оговорка» была предусмотрена в некоторых нормативных актах и везде звучала по-разному. Вопрос тем более представлялся серьезным, что на регулирование инвестиций могло распространяться несколько нормативных актов, закреплявших совершенно различные «дедушкины оговорки» (например, Закон «О капитальных инвестициях» и Закон «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»).
Нормы Закона в этой части применяются на наш взгляд только к филиалам коммерческих иностранных организаций. Так, филиал иностранного юридического лица получает право осуществлять свою деятельность только с момента его аккредитации в специальном органе (ст. 22). До принятия Закона филиалы регистрировались Министерством юстиции, которое также вело реестр всех аккредитованных на территории РФ представительств иностранных компаний. В соответствии с предыдущим Законом филиалы иностранных организаций подлежали регистрации по процедуре, не отличающейся от регистрации юридических лиц. В соответствии с новым Законом Правительство должно принять положение, устанавливающее правила аккредитации филиалов. По всей вероятности, процедура будет похожа на существующий механизм аккредитации представительств иностранных компаний.
Закон, как нам кажется, не содержит и норм, регулирующих деятельность и аккредитацию в РФ представительств иностранных компаний. Этот факт породил ряд сомнений в кругах иностранных инвесторов относительно возможности создания таковых в РФ. Однако в соответствии с ГК (ст. 55) и иными нормативными актами аккредитация и деятельность представительств будет продолжаться в ранее установленном порядке. Министерство юстиции продолжает вести сводный перечень аккредитованных в РФ представительств, а все документы и реестры филиалов иностранных компаний передает в специальный орган. Логично было бы передать этому органу и полномочия по аккредитации представительств, чего пока предпринято не было.
Согласно ГК РФ представительство юридического лица уполномочено только представлять интересы этого лица и осуществлять их защиту, а филиал, в свою очередь, осуществляет все функции головной организации или их часть (в том числе коммерческую деятельность) (ст. 55 ГК РФ). Но на практике часто представительства осуществляют все функции головной организации, в том числе ведут коммерческую деятельность. Это нарушение государственные органы до сих пор игнорировали. Однако существует вероятность, что в соответствии с установившейся с принятием Закона тенденцией на деятельность представительств и филиалов будет обращаться более пристальное внимание. Следовательно, существует риск, что все иностранные компании, ведущие коммерческую деятельность через представительства, вынуждены будут в соответствии с ГК и новым Законом переаккредитовать созданные ими представительства в филиалы.
Имеет смысл обозначить и тот момент, что иностранные компании, ранее уже зарегистрировавшие свои филиалы в РФ, обязаны в течение шести месяцев привести положения о филиалах в соответствие с Законом и в течение года провести аккредитацию. До аккредитации филиалы будут продолжать осуществлять свою деятельность в РФ.
Подводя итог сказанному, хотелось бы отметить, что Закон содержит определенные гарантии и льготы иностранным инвесторам, которые не предусматривались в предыдущем законодательстве. Так, была введена «дедушкина оговорка», предоставлена дополнительная поддержка прямым инвестициям, что позволит привлечь капитал, реально работающий на российскую экономику. Тем не менее, несмотря на довольно прогрессивные идеи, которые законодатель попытался вложить в Закон, вряд ли возможно однозначно говорить о том, что его принятие существенно улучшит инвестиционный климат в стране. Многие его положения нуждаются в разъяснении, и только по истечении определенного времени станет ясно, каким путем пойдет правоприменительная практика и какие нормы воплотятся в жизнь, а какие останутся пустыми декларациями.
В целом проведенный анализ инвестиционного законодательства указывает на дублирование отдельных норм, которые и так следуют из общегражданского законодательства. Отдельные положения устарели и не соответствуют рыночно-ориентированной экономике. Бесспорна значимость привлечения иностранных инвестиций, однако все субъекты хозяйствования должны находиться в равных условиях. В то же время принципы государственной поддержки социально-значимых проектов, направленных на формирование современных высокотехнологических отраслей, реализованы в федеральном законодательстве в недостаточной мере.
Россия на данный момент, как нам кажется, еще не готова к регулированию иностранных инвестиций по образцу развитых держав, и действующий Закон, все же ориентируясь на их практику, регламентирует лишь узкий круг отношений, возникающих в процессе осуществления иностранных инвестиций. Но одновременно он предоставляет иностранному инвестору и российским компаниям с иностранными инвестициями повышенные льготы при реализации инвестиционных проектов. Кроме того, он также наделяет государственные органы широкими полномочиями по установлению специальных правил иностранного инвестирования. Можно утверждать, что все наиболее значимые положения Закона (приоритетные проекты, «дедушкина оговорка», аккредитация филиалов и др.) не являются нормами прямого действия, так как применимы только после издания соответствующих актов федеральных органов исполнительной власти. Но при этом Закон наделяет Правительство РФ широкими полномочиями в сфере регулирования иностранных инвестиций в России, следовательно, в скором времени должны появиться постановления Правительства, регламентирующие те или иные стороны инвестиционного процесса. Так, Правительство обязано: разработать и одобрить правила аккредитации филиалов иностранных юридических лиц в РФ; одобрить перечень приоритетных инвестиционных проектов и процедуру их регистрации; определять критерии неблагоприятных изменений в законодательном регулировании инвестиций в целях применения «дедушкиной оговорки»; определять критерии целесообразности введения запретов и ограничений на осуществление иностранных инвестиций.
В соответствии с этим, считаем целесообразным отметить, что Правительство наделено правом:
- осуществлять контроль за подготовкой и подписанием инвестиционных соглашений о реализации крупномасштабных инвестиционных проектов (критерии крупномасштабности и механизм контроля в Законе не прописаны);
- контролировать исполнение иностранным инвестором и российскими коммерческими организациями с иностранными инвестициями обязательств по инвестиционным соглашениям;
- лишать иностранного инвестора и российскую организацию с иностранными инвестициями в случае нарушения ими законодательства РФ льгот по применению «дедушкиной оговорки».
Закон предусматривает наличие специального государственного органа в сфере регулирования иностранных инвестиций. Такой орган назван еще не был, в связи с чем, остается неясным, будет ли это специально созданное ведомство или какое-либо уже существующее, которое наделят соответствующими полномочиями. На необходимость создания соответствующего специального вневедомственного органа неоднократно указывали иностранные инвесторы, аргументируя это тем, что таким образом будет обеспечена определенность во взаимоотношениях государства и иностранных инвесторов. Подобный орган в международной практике - типичный институт, однако в различных странах он наделяется разными функциями. Обычно, как нам кажется, это зависит от жесткого или либерального отношения государства к допуску иностранных инвестиций. В РФ федеральному органу исполнительной власти по регулированию иностранных инвестиций предоставляются довольно широкие полномочия (осуществление аккредитации филиалов иностранных юридических лиц, регистрации приоритетных инвестиционных проектов).
На наш взгляд уместным будет отметить и то, что некоторые эксперты выступают за разработку Инвестиционного кодекса РФ, содержащего разделы об инвестиционной деятельности, осуществляемой в РФ в форме прямых капиталовложений, о привлечении капиталовложений в форме портфельных инвестиций, об осуществлении государственных инвестиций, законы о наиболее эффективных формах привлечения инвестиций (СРП, концессии, лизинг и др.), закон о защите инвестиций российских инвесторов за рубежом, закон о заключении двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций и договоров об избежании двойного налогообложения, закон об инвестиционной деятельности на территории стран СНГ, а также (в случае присоединения России к ВТО) раздела, закрепляющего положения документов ГАТТ/ВТО относительно инвестиционных режимов, обязательных для членов Организации. По нашему мнению, рациональнее пересмотреть действующее законодательство, а не разрабатывать всеобъемлющий инвестиционный кодекс. Если такой подход оправдан в налоговой и бюджетной политике, проводимой государством, то инвестиционная деятельность - это действия субъектов хозяйственной деятельности. Нет сомнений в необходимости некоторой регламентации и закреплении принципов инвестиционной деятельности. Эти принципы должны учитываться в стратегии инвестиционной политики и в конкретных инвестиционных программах, скажем, на трехлетнюю перспективу. Также следует разработать на федеральном уровне модельный закон о регулировании государственных инвестиций, который станет основой законотворческого процесса в регионах.
В то же время стоит отметить, что для законодателя представляет интерес Кодекс корпоративного поведения. В распоряжении Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 4 апреля 2002 года N 421-р указывается, что в целях совершенствования управления акционерными обществами, обеспечения прав и законных интересов акционеров, а также обеспечения раскрытия информации инвесторам рекомендовать акционерным обществам, созданным на территории Российской Федерации, следовать положениям прилагаемого Кодекса (Свода правил) корпоративного поведения, одобренного на заседании Правительства Российской Федерации. Подобная схема, сочетающая некий правовой акт и свободу его применения, позволяет создать благоприятную инвестиционную среду.
По мнению Орловой Е.Р. устранение противоречий в законодательстве и потенциальных конфликтов интересов в государственном администрировании на перспективу предусматривается, к примеру, в Стратегии реализации государственной инвестиционной политики до 2010 года, разработанной Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. В данной стратегии установлено, что все инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности и самостоятельное определение объемов, направлений, размеров и эффективности инвестиций, привлечение на договорной основе подрядчиков и заказчиков. Также согласно данному документу цель государственной инвестиционной политики состоит в создании и поддержании эффективных условий для такого предложения на рынке капитала, которое полностью может удовлетворить потребности экономики в инвестициях заданного объема и структуры.
В соответствии с этим Андреев В.К. выделил систему критериев эффективности инвестиционной политики, которые позволяют ставить конкретные задачи и определить параметры эффективности: прирост инвестиций, рост валового национального продукта, рост физического национального потребления и дохода на душу населения; повышение эффективности хозяйственных связей на рынке товаров, услуг, капитала, снижение финансового риска; повышение эффективности структуры производства и потребления национального продукта, рост товарного выпуска и рыночной капитализации предприятий в приоритетных отраслях; обеспечение национальных стратегических интересов.
Наряду с инвестиционным законодательством существенное влияние на инвестиционный климат оказывает вся правовая система, регулирующая хозяйственную деятельность - налоговое и таможенное законодательство, законодательство о реструктуризации и банкротстве предприятий, земельное законодательство, регулирование финансового сектора, валютное регулирование, законодательство о реструктуризации естественных монополий. В соответствии со ст.11 Закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» государственное регулирование инвестиционной деятельности на наш взгляд предусматривает:
- создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем: совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений; установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера; защиты интересов инвесторов; предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами; расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения; создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности; принятия антимонопольных мер; расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования; развития финансового лизинга в Российской Федерации; проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции; создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;
- прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем: разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации; формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета; предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития), а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (Бюджета развития) и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных проектов; проведения экспертизы инвестиционных проектов; разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением; выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов и др.
Итак, именно приведенные принципы инвестиционного законодательства на наш взгляд должны в первую очередь закладываться на федеральном уровне, что непосредственно влияет на инвестиционный климат в стране.
Выводы
Таким образом, подводя итог, стоит заключить, что в системе российского законодательства понятие «инвестиции» неоднократно трансформировалось, характеризуя уровень развития законодательства и, отражая объективные экономические условия, сложившиеся в обществе, в которых осуществляются инвестиции. Но, несмотря на это все изученные нами определения по большему счету не существенно отличаются друг от друга и выражают в качестве основного признака, присущего инвестициям, их определенную «целевую направленность», которая выражается в извлечении дохода и ожидании положительного социального эффекта. Также на наш взгляд было выявлено, что приведенные определения выработаны, прежде всего, для целей экономической науки, а для целей правового регулирования данные понятия еще необходимо как бы адаптировать к современной правой отрасли. Подтверждение сказанному мы также получим, если обратимся к международному опыту определения инвестиций. Как показывает практика в странах с рыночной экономикой (США, Германия, Франция и т.д.), под категорией «инвестиции» принято понимать «использование имущества для получения денег». Такое толкование явно, как было отмечено выше, является выражением больше экономического, нежели правового понятия.
Не менее важно отметить и то, что выявление характерных черт инвестиций на современном этапе также весьма затруднено. Это связано с тем, что содержание, которое вкладывается в это понятие, в экономической науке понимается неоднозначно. Здесь наблюдается часто встречающаяся ситуация: когда один и этот же термин несет разную смысловую нагрузку в зависимости от ряда факторов, например особенностей авторского подхода к проблеме и т.п. Такое же положение дел наблюдается и в правовой практике.
Проведенный анализ исследований современных ученых-экономистов по нашему мнению позволяет сделать следующие выводы:
- понятие инвестиций отражает действие - вложение;
- в момент осуществления вложений грань между потребительскими расходами и инвестициями нельзя провести по субъектам и не всегда возможно по объектам. Поэтому инвестициями с точки зрения микроэкономики нужно признать любые вложения физических и юридических лиц, государства и муниципальных образований, направленные на производство новой стоимости, на приобретение активов, обладающих свойством возможности их использования в процессе создания новой стоимости (как предметов или средств труда) либо предоставляющих возможность получения части новой стоимости, которая будет произведена контрагентом субъекта, осуществляющего вложения, или третьим лицом;
- извлечение прибыли является конечной экономической целью оборота капитала в целом, а инвестиции представляют собой только часть этого оборота, в ходе которой формируется лишь потенциальная возможность ее извлечения, выражающаяся в приобретении соответствующих активов. Будет ли получена прибыль от инвестиций, можно определить только при наличии уже осуществленных вложений. Кроме того, современная экономическая теория признает возможность отнесения к инвестициям затрат, которые имеют конечной экономической целью не только возрастание стоимости капитала, но и простое ее сохранение, а также затрат, прибыль от которых в принципе не может быть оценена.
Именно эти положения, на наш взгляд, имеют ключевое значение для установления точного содержания понятия инвестиций и формирования его правовой дефиниции.
Итак, несмотря на преимущественно экономическое содержание категории «инвестиции», на наш взгляд именно от правового понимания такого общественного явления напрямую зависит эффективность правового регулирования инвестиционного процесса в целом в Российской Федерации.
Правовое регулирование инвестиционного процесса осуществляется в рамках следующих правовых актов:
- инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме капитальных вложений, регулируется федеральным законом №39-ФЗ и частью норм Закона 1991г. №1448-1, не противоречащих Федеральному закону №39-ФЗ;
- инвестиционная деятельность, осуществляемая в любой иной форме, кроме капитальных вложений, регулируется Законом 1991г. № 1448-1;
- иностранные инвестиции регулируются Федеральным законом №160-ФЗ и Законом 1991г. №1448-1.
Последним и самым «совершенным» законом в регулировании инвестиционной деятельности в России стал Закон об иностранных инвестициях. Именно через данный Закон законодатель постарался уйти от прошлых ошибок, «обогнуть острые углы», но, тем не менее, и этот провой акт не лишен недостатков. Что говорит о «не достаточной зрелости российского правового поля» в сфере инвестирования. О несовершенстве федерального инвестиционного законодательства свидетельствует и тот факт, что подход к основополагающему понятию «инвестиций» в указанных актах различается.
Весьма важным является и тот момент, что лишь в новом Законе основной целью инвестирования стала определяться социально-экономическая ценность, а также прогресс в экономическом развитии. Это лишний раз подтверждает то, что законодатель стремится создать «гармоничный» закон, учтя в нем интересы и инвестора и государства.
Важность правового подхода к категории «инвестиции» можно обусловить еще и тем, что, прежде всего, в перспективе необходимо более четко урегулировать вопрос о возможности предоставления льготных условий и дополнительных государственных гарантий лицам, вкладывающим объекты гражданских прав, в объекты предпринимательской или иной, не запрещенной законом деятельности, с целью получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного положительного эффекта.
Таким образом, гражданско-правовое регулирование инвестиционной деятельности в России на современном этапе своего развития призвано объективно закреплять, уже сложившиеся общественные отношения (под влиянием законов экономики), способствуя тем самым дальнейшему развитию инвестиционно-правовой отрасли в целом.
 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?


На сайте партнёров aurus-diploms.com вам помогут купить аттестат за 11 класс

Сейчас на сайте находятся:
14 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR