Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта сайта
Главная arrow Рефераты arrow Экономика arrow Регулирование рынка занятости в сша

Регулирование рынка занятости в сша

Регулирование рынка занятости в сша
Введение 3
1. Государственное регулирование рынка занятости 4
2. Регулирование занятости в США 8
3. Характеристика модели политики занятости США 12
Заключение 19
Список используемой литературы 21
Введение
Актуальность работы обуславливается тем, что США в процессе своего исторического становления прошли через множества системных кризисов в обрасти занятости, что закалило и укрепило государственную систему и стало одним из ключевых факторов успеха США на мировой экономической араене. Потому изучение опыта США в области регулирования занятости спобно дать знания другим государствам о том как обходить схожи опасности и решать системные кризисы на рынке занятости.
Цель работы - изучить модель политики занятости в США
Задачи работы:
1. Рассмотреть основы государственного регулирования рынка занятости.
2. Изучить регулирование занятости в США.
3. Охарактеризовать американскую модель политики занятости.
Структура работы включает в себя введение, главу «Государственное регулирование рынка занятости», главу «Регулирование занятости в США» и главу «Характеристика модели политики занятости США», заключение и список литературы.
1. Государственное регулирование рынка занятости
Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании.
Большую роль в обеспечении занятости играет государство. Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда:
1. программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе.
2. программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.
3. программы содействия найму рабочей силы.
4. правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице.
Цели государственного регулирования рынка труда:
 обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;
 создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость», по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:
 активной - создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;
 пассивной - поддержка безработных путем выплаты пособий.
Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:
 стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;
 организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;
 развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах с целью снижения фрикционной и структурной безработицы;
 содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важнейшим методом обеспечения занятости населения;
 государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения - молодежи, инвалидам;
 содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;
 международное сотрудничество в решении проблем занятости; решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;
 создание рабочих мест в государственном секторе - в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;
 организация общественных работ.
Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относятся к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:
 обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;
 бесплатное медицинское обслуживание.
В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат - обеспечение текущих жизненных расходов безработных. Продолжительность - от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей.
Зависимость между безработицей и заработной платой. Важной основой регулирования рынка труда в стране с рыночной экономикой является зависимость между безработицей изаработной платой. Речь идет о так называемой кривой Филлипса, графически отражающей нелинейную зависимость между этими двумя явлениями. Проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.
Таким образом, регулирование рынка труда представляет собой особую форму и сферу регулирующего воздействия государства на социально-экономические процессы, в связи с чем его рассмотрение выделено в специальный раздел. Одновременно детальное изучение этой сферы государственного регулирования позволяет полнее представить многогранность его средств и подходов. Государственное регулирование рынка труда направлено на достижение рационального в конкретных социально-экономических условиях уровня занятости, наибольшего соответствия профессиональной структуры занятых профессиональной структуре занимаемых рабочих мест, смягчения последствий безработицы. Государственные меры, воздействующие на величину и структуру спроса на рабочую силу, - это создание новых рабочих мест за счет сокращения рабочего дня на уже существующих рабочих местах.
2. Регулирование занятости в США
Система государственно-монополистического регулирования рынка рабочей силы в США формировалась под воздействием исторических, политических и экономических особенностей американского общества на разных этапах его развития. Начиная с времен «великой депрессии» 30-х годов, деятельность государства в этой области неоднократно изменялась. Так, на протяжении всего послевоенного периода система государственно-монополистического регулирования экономики основывалась на кейнсианских принципах активного государственного вмешательства в целях стимулирования экономического роста, увеличения социальных расходов в государственном бюджете. В 80-е годы администрация взяла курс на поощрение частнособственнической инициативы, укрепление рыночного начала в хозяйственном механизме, сведение до минимума регулирующего влияния государства на производство, занятость, цены.
Модель регулирование занятости в США зиждется на законодательной базе регулирующей рынок труда.
Одним из основных источников права США, действующих на всей территории США, является Свод законов США. Каждый из разделов данного Свода посвящен регулированию обособленной группы правоотношений.
Так, правовому регулированию трудовых отношений посвящен разд. 29 Свода законов США. Необходимо отметить, что положения Свода законов США содержат перекрестные ссылки на нормы отдельных законов, когда-либо принимавшихся в целях регулирования соответствующих правоотношений, также нормы отдельных законов частично включаются в положения Свода законов США, поэтому при характеристике содержания каждой из частей разд. 29 Свода законов США будут упоминаться и отдельные нормативно-правовые акты, в целях исполнения и соблюдения которых и принимаются поправки к Своду законов США. Также помимо разд. 29 Свода законов США в США принимались и отдельные нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые отношения.
Такими декларативными нормативными актами становятся программы, учитывающие текущие ситуации на рынке труда.
Так программа под названием «Новое начало для Америки, Программа экономического возрождения» предусматривала общее снижение налога на 23%, предоставление крупных налоговых льгот корпорациям, ограничение и в перспективе минимизация роли бюджета в национальной экономика в первую очередь за счет сокращения социальных фондов, свертывание государственного регламентирования хозяйственной деятельности («дерегулирование») и приватизацию отдельных сегментов экономики. Существенный поворот в экономической стратегии господствующего класса объяснялся прежде всего невозможностью одновременно бороться на двух фронтах - против инфляции и против безработицы. Применявшиеся различными американскими администрациями методы регулирования экономики на время смягчали одни про творения ценой обострения других, деформировали процесс накопления капитала. Результатом государственного вмешательства в экономику стало сочетание низких темпов, экономического роста и высокого уровня инфляции. Администрация Рейгана выдвинула другую стратегию; регулирования, основой которой являлась «высвобождение частнокапиталистической инициативы от сковывающих ее государственных услуг». Видный американский экономист Л. Лаффер считал, что «инфляция вызывается повышением налогов». В результате расширились производственные мощности, оживлялось производство, увеличивалась занятость, а вместе с этим и росли доходы государства («кривая Лаффера»). Вместе с тем уже в середине 80-х годов стало вполне очевидным, что никакого демонтажа государственного вмешательства в экономику не произошло. Хотя доля налоговых поступлений в ВНП несколько снизилась, общие размеры федерального бюджета и его доля в ВНП продолжали расти. Направление денежно-кредитного регулирования изменилось, но проводилось оно так же активно. Бурная деятельность государства наблюдалась в области налогово-бюджетной политики. Считая необходимым ослабить влияние государства на экономику и на рынок рабочей силы, рассматривая по-прежнему борьбу с инфляцией в качестве главной задачи, администрация США стала вместе с тем уделять большое внимание проблеме борьбы с безработицей.
Новая политика федерального правительства в сфере занятости была отмечена отходом от централизованного долгосрочного регулирования и перенесением акцента решения этой проблемы на местные органы власти. Речь, таким образом, шла не столько об уменьшении, сколько об изменении форм государственного вмешательстве в экономику. На передний план теперь выдвигались косвенные методы регулирования.
На современном этапе в системе регулирования занятости, функционирующей в США, выделяется такое направление как формирование спроса на рабочую силу. При этом государство использует следующие регулирующие меры:
1. Меры по увеличению предложения рабочих мест: дотации, направляемые правительством предпринимателям при найме рабочей силы, использующей особые затруднения с трудоустройством; увеличение предложения рабочих мест в сфере услуг, и стимулирование предприятий малого бизнеса; создание рабочих мест ведомствами по делам труда в рамках «программы общественных работ».
2. Меры по распределению трудовых нагрузок: увеличение возраста вступления в трудовую жизнь, прекращение найма иностранной рабочей силы, расширение возможностей раннего выхода на пенсию; сокращение рабочего времени: развитие частичной занятости как неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, гибкий график работы, разделение рабочих мест и т.д.
3. Меры по сохранению рабочих мест. Правительство применяет систему льготного налогообложения, выплачивает дотации предпринимателям за сохранение рабочих мест.
Таким образом, система регулирования рынка рабочей силы в США неоднократно изменялась. На современном этапе в системе регулирования занятости, функционирующей в США, выделяется такое направление как формирование спроса на рабочую силу. При этом государство использует следующие регулирующие меры: меры по увеличению предложения рабочих мест, меры по распределению трудовых нагрузок, меры по сохранению рабочих мест.
3. Характеристика модели политики занятости США
Американская модель ориентируется на создание рабочих мест, не требующих высокой производительности, для значитель¬ной части экономически активного населения. При этом безработица формально уменьшается, но увеличивается количество людей с низкими доходами.
Американская модель рынка труда основывается на поддержании конкурентного состояния экономики, недопущении ее высокой централизации, поощряется активная роль предпринимателей, жизненная установка работников на индивидуальный успех, на зарабатывания денег. Для американской политики занятости характерна ориентация на высокую территориальную мобильность работников между предприятиями, на законченную профессиональную подготовку в учебных заведениях, на признание профессионально-квалификационного уровня работников при перемене фирмы, на стремление свести издержки предприятия на производственное обучение к минимуму. Заработная плата на таких предприятиях устанавливается контрактами, коллективными договорами с учетом спроса и предложения рабочей силы, классификации работ по сложности. Организация профсоюзов строится по профессиональному признаку. Страхование по безработице осуществляется на федерально-штатной основе. Предприятия и работники выплачивают взносы отдельно в фонды страхования по безработице штатов и в Федеральный фонд.
Рассмотрим аммериканскую модель политики занятости более подробно.
Для модели США характерна децентрализация рынка труда: в каждом штате есть свое законодательство о занятости и помощи безработным, свои фонды страхования по безработице; взносы предпринимателей и самих работников выплачиваются раздельно в Фонды штатов и федеральный фонд.
Государственная политика США в сфере трудовых отношений осуществляет концепцию гибкого рынка труда (эта концепция имеет распространение также и в Швеции). В политике США наиболее последовательно держится курс на поощрение частнособственнической инициативы, укрепление рыночного начала в хозяйственном механизме, сведение до минимума регулирующего влияния государства на производство, занятость и цены.
В 1981 г. в США была принята программа под названием «Новое начало для Америки. Программа экологического возрождения». Она предусматривала общее снижение налогов на 25 %, предоставление крупных налоговых льгот корпорациям, ограничение и в перспективе минимизация роли бюджета в национальной экономике, в первую очередь, за счет сокращения социальных фондов, дерегулирование и приватизацию отдельных сегментов экономики.
На рынке рабочей силы новая политика проявилась в ориентации на «естественный уровень безработицы», на необходимость существования текучей безработицы, отражающей движение рабочей силы на рынке труда и имеющей свой естественный минимальный предел. «Естественный» уровень безработицы предполагается на Уровне 6-7 % от общего числа трудоспособного населения страны.
Государственная политика США в сфере подготовки трудовых курсов, начиная с 70-х гг., характеризовалась отходом от централизованного долгосрочного регулирования. С принятием в 1973 г. Закона о занятости и подготовки трудовых ресурсов (СЕТА) тенденция к свертыванию централизованных федеральных программ подготовки и переподготовки кадров получила официальное утверждение В преамбулах СЕТА говорится, что «в отличие от действовавших 12 лет федеральных программ вводится гибкая централизованная система всесторонней подготовки и трудоустройства».
Закон 1973 г предусматривал в основном два направления в действиях местных органов власти при финансовой поддержке федерального правительства: непосредственное трудоустройство лиц, не имеющих работы, и профессиональное обучение лиц, не выдержавших конкуренции на рынке рабочей силы ввиду нехватки опыта, образования, профессиональных навыков и т. д. СЕТА был ориентирован на изменение структурных характеристик рынка рабочей силы с помощью профессиональной подготовки лиц, вытесняемых из приходящих в упадок отраслей, молодежи, представителей национальных меньшинств, людей пожилого возраста. Решение проблем занятости и подготовки кадров было перенесено на местные органы власти, предприятия, семью, индивида. В 1983 г. был принят закон «О партнерстве в профессиональном обучении», акцентирующий внимание на обучении и росте занятости в частном секторе. Профтехобразование США широко доступно учащимся средних школ, а также лицам с незаконченным средним образованием. Из 15 млн старшеклассников в возрасте 16-18 лет 10,5 млн охвачены соответствующими программами. Кроме того, такую подготовку i проходят еще 6,5 млн человек моложе и старше этого возраста. ] В целом по стране система профессионального образования, i субсидируемая из государственного бюджета, обеспечивает подготовку 36 % специалистов в сельском хозяйстве, 24 % - в здравоохранении, 53 % - в конторских операциях, 20 % - в торговле, 41 % - в промышленности.
Другой вид финансового стимулирования предприятий - это полное или частичное освежение их от уплаты взносов в фонд социального страхования за 1вдц, проходящих профподготовку и впоследствии трудоустраивающихся на предприятии. В начале 80-х гг. в США эти меры применялись, в частности, к навсегда утратившим свои рабочие места вследствие технологических и структурных сдвигов в экономике. Среди экономических мер следует упомянуть также предоставление предпринимателям выгодных государственных контрактов (заказов) при условии соблюдения обязательств по трудоустройству. В последнее время появилось и такое направление в политике занятости, как стимулирование мелких и средних предприятий к созданию новых рабочих мест. Малый бизнес служит существенным резервуаром для поглощения избыточной рабочей силы, когда люди видят выход в создании собственного дела.
В США стимулирование мелкого бизнеса осуществляется посредством льготной кредитной политики. Во второй половине 70-х гг. начался процесс ослабления некоторых наиболее жестких форм государственного регулирования частного сектора. В частности, был снижен налог на наследство, губивший изрядную долю семейных предприятий, освобождены от регулярных проверок со стороны федеральных органов и составления трудоемких форм отчетности фирмы, имеющие до 10 работников. Важным направлением государственной помощи малому бизнесу стали и федеральные закупки товаров и услуг у «независимых» предпринимателей.
Таким образом, в 70-80-е г. в США все большее развитие получали гибкие формы использования рабочего времени. Они предоставляют трудоспособному населению возможности наиболее приемлемых форм занятости и режимов труда с учетом индивидуальных потребностей работников; помогают предпринимателям манипулировать количеством и качеством рабочей силы, применяемой на предприятиях, исходя из потребностей развития производства и сложившейся экономической ситуации. Гибкие формы занятости дают возможность, во-первых, сократить общую численность незанятого населения, предоставляя работу на условиях, приемлемых для определенных категорий населения - женщин, молодежи, пожилых людей во-вторых, увеличить (или сохранить при сокращении объемов производства) число занятых, не увеличивая при этом число рабочих мест - за счет деления рабочих мест между работниками и сокращения рабочего времени; в-третьих, расширить возможности трудоустройства для лиц, высвобожденных из производства.
Работнику гибкие формы занятости дают возможность удовлетворять потребности в гибкой организации груда, в совмещении работы с выполнением других социальных обязанностей или подержанием здоровья. Предприятиям гибкие формы занятости позволяют манипулировать количеством применяемой рабочей силы, не создавая социальную напряженность, как при увольнении работника. Обществу гибкие формы занятости дают возможность снизить остроту проблемы трудоустройства, дать наиболее уязвимым категориям населения возможность получить доход и поддержать уровень квалификации. Я Развитие гибких форм занятости осуществляется в двух направлениях: количественном и функциональном. Количественное развитие гибкости означает варьирование численности работников или продолжительности рабочего времени. К данной форме относятся частичная, временная занятость, использование гибких графиков рабочего времени в течение рабочего дня, недели, месяца. Функциональная гибкость означает способность к изменению содержания трудовой деятельности в соответствии с меняющимися условиями производства. Это достигается путем расширения объема функций работника, смены специальности, овладения многопрофильными профессиями.
Процесс создания гибкого рынка труда подкрепляется государственными мерами по сокращению сферы стандартных условий найма и режимов рабочего времени за счет стимулирования более гибких форм. К таким мерам относятся законодательное уменьшение объема разрешаемых сверхурочных работ, сокращение продолжительности рабочей недели, увеличение оплачиваемого отпуска, снижение возраста выхода на пенсию, а также субсидии предприятиям, использующим новые формы занятости.
Важное значение для совмещения спроса и предложения рабочей силы информационная служба по трудоустройству. Эту функцию в осуществляет система трудоустройства, состоящая из 2200 бирж груда, расположенных во всех штатах Они изучают спрос и предложение рабочей силы.
На Министерство труда США возложена обязанность определять потребность экономики в квалифицированных кадрах, прогнозировать спрос, ежегодно публиковать информацию о спросе и предложении рабочей силы в стране.
Наряду с государственными организациями помощь в найме рабочей силы оказывают частные фирмы. Они выполняют посреднические функции и готовят кадры для предложения рабочих по временному контракту различным компаниям.
Практика регулирования рынка труда в США свидетельствует, что при определенном единстве подходов к решению проблем занятости, существуют различия - прежде всего в степени допустимого уровня вмешательства государства, а также в конкретных формах реализации концепции гибкого рынка труда. Эта практика свидетельствует о том, что не может быть общих для всех стран рецептов решения проблем рынка труда.
Одним из показателей эффективности регулирования занятости в стране является движение нормы безработицы. Рынок труда в США характеризуется меньшей опекой государства, но высокой мобильностью рабочей силы.
Американская модель рынка труда предполагает свободный вход и выход рабочей силы и гибкость затрат на нее. Управление осуществляется посредством свободного найма и гибкостью заработной платы. Наемный работник чаще самостоятельно заботится о своем образовании. Часто происходит смена работодателя при предложении более выгодных условия труда и заработной платы. На одних и тех же должностях в различных организациях могут быть разные уровни заработной платы. При установлении ставок заработной платы обычно не учитываются анкетные данные (пол, возраст, стаж, образование). При выполнении одинаковых трудовых функций оплата труда не различается. Для американской политики занятости характерна ориентация на высокую территориальную мобильность рабочей силы.
Таким образом, формируясь в историческом процессе, в США сложилась такая модель политики занятости, которая строиться на системе всемерного поощрения предпринимательской активности населения. Образующей частью этой политики является система информационного и инфраструктурного обеспечения рынка труда, которая является основой для оперативного информационного обеспечения и работников, и работодателей об имеющейся конъюнктуре в отдельных сегментах рынка. Так, эффективность системы информационного обеспечения выражается в сокращении сроков на поиск работы: более 30% безработных находят новую работу в течение месяца. При этом делается ставка на конкурентность и мобильность рабочей силы, как в профессиональном, так и в территориальном аспекте.
Заключение
В данной работе была достигнута поставленная цель и решены следующие задачи:
1. Рассмотрены основы государственного регулирования рынка занятости.
2. Изучено регулирование занятости в США.
3. Охарактеризована американская модель политики занятости.
В ходе выполнения работы сделаны следующие выводы, соответствующие поставленным задачам:
1. Регулирование рынка труда представляет собой особую форму и сферу регулирующего воздействия государства на социально-экономические процессы, в связи с чем его рассмотрение выделено в специальный раздел. Одновременно детальное изучение этой сферы государственного регулирования позволяет полнее представить многогранность его средств и подходов. Государственное регулирование рынка труда направлено на достижение рационального в конкретных социально-экономических условиях уровня занятости, наибольшего соответствия профессиональной структуры занятых профессиональной структуре занимаемых рабочих мест, смягчения последствий безработицы. Государственные меры, воздействующие на величину и структуру спроса на рабочую силу, - это создание новых рабочих мест за счет сокращения рабочего дня на уже существующих рабочих местах.
2. Система регулирования рынка рабочей силы в США неоднократно изменялась. На современном этапе в системе регулирования занятости, функционирующей в США, выделяется такое направление как формирование спроса на рабочую силу. При этом государство использует следующие регулирующие меры: меры по увеличению предложения рабочих мест, меры по распределению трудовых нагрузок, меры по сохранению рабочих мест.
3. Американская модель ориентируется на создание рабочих мест, не требующих высокой производительности, для значитель¬ной части экономически активного населения. При этом безработица формально уменьшается, но увеличивается количество людей с низкими доходами. Для модели США характерна децентрализация рынка труда: в каждом штате есть свое законодательство о занятости и помощи безработным, свои фонды страхования по безработице; взносы предпринимателей и самих работников выплачиваются раздельно в Фонды штатов и федеральный фонд. Формируясь в историческом процессе, в США сложилась такая модель политики занятости, которая строиться на системе всемерного поощрения предпринимательской активности населения. Образующей частью этой политики является система информационного и инфраструктурного обеспечения рынка труда, которая является основой для оперативного информационного обеспечения и работников, и работодателей об имеющейся конъюнктуре в отдельных сегментах рынка.
Список используемой литературы
1. Жигарь О.В. Управление рынком труда в регионе [Текст] : учеб. Пособие / О.В. Жигарь. Челябинск: Челяб. Гос. Ун-т, 2006. - 257с.
2. Алонкина Л.. Роль государства в регулировании рынка труда. http://jurnal.amvd.ru
3. Гефтер Ю. Правовое регулирование труда в Соединенных Штатах Америки. http://www.hr-portal.ru
4. Михалков Н.Т. Государственная политика в области занятости населения. http://www.grandars.ru
5. Нельштейн К.А. Роль государства в регулировании процессов, происходящих на рынке труда. http://www.bibliotekar.ru
6. Полозов Н.В. Особенности регулирования занятости населения в странах с развитыми социально-рыночными отношениями. http://www.smileplanet.ru
7. Зарубежный опыт регулирования процессов занятости.. http://edu.dvgups.ru
8. Модели государственной политики занятости. http://www.ecopos.ru
9. Регулирование занятости в США. http://www.bestrecrut.ru
 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
5 гостей
Проверить тИЦ и PR