Нормы и правила дипломатического этикета |
Рефераты - Этика | |
Оглавление: Введение 3 1. Понятие дипломатическом этикете 5 2. Дипломатический протокол 9 3. Протокольная служба Министерства иностранных дел РФ и ее деятельность 16 Заключение 25 Список литературы: 27 Введение В развитом сообществе существуют неписанные правила поведения, которые определяют рамки дозволенных действий со стороны тех или иных личностей, данные рамки определены степенью социализации общества. Более высоким уровнем требований к личности отличается такая разновидность социализации как этикет. Особую роль в жизни общества, а сказать точнее во внешнеэкономической деятельности государства, играет дипломатический этикет или протокол. Согласно дипломатическому словарю «этикет» определяется как строго определённые нормы поведения, которые используются в основном при дворе монархов, в дипломатических отношениях или установленные меры морального повседневного поведения. «Этикет» происходит от франц. «etiquette» и определяется как совокупность норм морального поведения; нормы поведения в дипломатических отношениях; нормы вежливости; правила этикета . Межгосударственные отношения - это в первую очередь межличностные отношения и успех в этих отношениях зависит от личностных характеристик индивидов, от их умения убеждать и располагать к себе собеседника. Следует особо отметить насколько важно для работников дипломатической службы знать и правильно применять в своей деятельности предписания дипломатического протокола. Объясняется это тем, что игнорирование или незнание некоторых норм поведения, порой приводит к нежелательным результатам не сколько для самой личности, сколько даже для государства, от имени которого действует данное лицо, что в конечном счёте выливается в усложнение ситуации в двусторонних отношениях между странами. Взаимность - один из основополагающих принципов двусторонних отношений между странами, нашедший отражение в нормах дипломатического протокола и этикета. Законодательствами многих стран непосредственно фиксируется то, что многие дипломатические привилегии и иммунитеты предоставляются дипломатическим и консульским представителям других стран на основе принципа взаимности. Отход от взаимности в соблюдении дипломатического протокола и этикета может рассматриваться как недружественное действие и повлечь ответные шаги. На основе взаимности в двусторонних отношениях страны могут предприниматься и ограничительные меры - известны случаи взаимных действий по обвинению сотрудников дипломатических миссий персонами нон грата с последующим им предложением покинуть страну пребывания. Обычно, такие шаги ведут к кризису и напряжению двусторонних отношений. 1. Понятие дипломатическом этикете Этикет - слово французского происхождения. К этикету относят правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. В основе этикета лежат правила поведения, которые являются всеобщими, поскольку они соблюдаются не только представителями какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих а современном мире. В каждой стране в этикет вносятся свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями. Различают несколько видов этикета, основными из которых являются: придворный этикет - строго регламентируемый Порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов; дипломатический этикет - правила поведения Дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах; воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, корм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности; общегражданский этикет - совокупность правил, Традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом. Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере идентичны Отличие состоит лишь в том, что в дипломатическом этикете от точности соблюдения правил этикета дипломатами зависит престиж страны, которую они представляют. Несоблюдение правил этикета может привести к осложнениям по взаимоотношениях государств. По мере изменений условий жизни человечества, роста образования и культуры одни правила поведения устаревают, другие корректируются или сменяются новыми, То, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах. Нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными и носят характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Умение правильно вести себя в обществе облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает устойчивые взаимоотношения. Тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствия с нормами этикета не только на работе и на официальных церемониях, но и дома. Встречаются и такие люди, которые на работе, со знакомыми и друзьями вежливы, предупредительны, а дома же с близкими не церемонятся, грубы и нетактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается чувством меры и такта, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе;, в общественных местах и на улице, в гостях и па различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах. Итак, этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанных на протяжении многих веков жизни всеми народами. Деловой этикет включает правила проведения деловых встреч, презентаций, приемов, правила пользоваться визитными карточками, правила деловой переписки, правила обмена подарками и сувенирами, правила телефонных переговоров и т.д. Деловые встречи стали реалиями российской жизни, где решают принципиальные вопросы и принимают согласованные решения. Деловые встречи могут проводиться в форме бесед и переговоров. Если беседа - это обмен взглядами, точками зрения, информацией, то цель переговоров - найти решение проблемы, привести к разумному соглашению, достичь взаимопонимания. Дипломаты при выполнении своих функций, организации официальных мероприятий, участии в церемониях и процедурах действуют в соответствии с дипломатическим протоколом, под которым понимают совокупность общепринятых правил, традиций, условностей, соблюдаемых правительствами, государственными представительствами за рубежом (посольствами, консульствами и др.) и их сотрудниками при общении друг с другом. Дипломатический протокол и общегражданский этикет - разные вещи . К официальным мероприятиям относятся различные приемы и церемонии, устраиваемые по случаю национальных праздников, исторических юбилейных дат, прибытия иностранных делегаций, глав государств и правительств и т.д. Сложившиеся к нашему времени правила и нормы протокола регулируют практически все внешние формы дипломатической практики. В зависимости от отношений с той или иной стороной при применении правил протокола им придаётся большая или меньшая торжественность, расширяется или уменьшается количество и уровень участия официальных лиц и т. п. Одной из важных форм международных контактов между государствами являются встречи и беседы руководителей государственных служб с дипломатическими представительствами. Подобные встречи и беседы имеют целью поддержание и развитие политических, экономических, торговых, культурных и научноvтехнических связей, стремление развить двусторонние дружественные отношения. О дне, часе, месте проведения встречи или беседы стороны договариваются заранее, уславливаются также и о темах переговоров и их участниках. Инициатором беседы может быть любая сторона. Приемы, а также официальные завтраки, обеды и ужины проводятся главами государств, правительств, министрами, а также посольствами, консульствами, торговыми представительствами страны за границей. Приемы проводят военные атташе, командиры кораблей, находящихся с визитом дружбы в иностранных базах, а также представители местного военного командования и гражданских властей в порядке оказания почестей прибывшим военным гостям. Дипломатические приемы проводятся также независимо от каких-либо событий, в порядке повседневной дипломатической работы. В практике дипломатических представительств эти приемы являются наиболее распространенными. Немногочисленные по количеству приглашенных лиц такие приемы представляют собой удобную возможность для завязывания контактов, укрепления и расширения связей, получения нужной информации, оказания влияния на местные круги в нужном направлении, разъяснения внешней политики своей страны . За многие годы в дипломатической практике сложился своего рода язык дипломатического этикета со своими терминами и понятиями. Недопустимо игнорировать эти правила. "Пропущенные" жесты вежливости или комплименты равнозначны умышленному проявлению неуважения. Многие из норм и правил дипломатических протоколов п остепенно перешли в практику делового этикета. Так, строгие нормы дипломатического этикета предписывают соблюдение правил обязательности ответа (на письмо, ноту, присланную визитную карточку, на визит вежливости или поздравление), необходимость присутствия в официальной переписке (ноты, письма) вступительного (в начале письма или ноты) и заключительного (в конце) комплимента. И, наконец, в основе норм дипломатического этикета лежит строгое и безусловное соблюдение обычаев и правил страны пребывания, ее законодательства и установленных порядков. По сути дела дипломатический этикет лишь дополняет правила общегражданского этикета, которые в полной мере распространяются и на всех дипломатов. 2. Дипломатический протокол Правила дипломатического протокола основываются на так называемом принципе «международной вежливости» - совокупности общепринятых в международной практике правил этикета, почтительности и уважения, соблюдаемых в межгосударственных отношениях. Нарушение международной вежливости, особенно преднамеренное, рассматривается как нанесение ущерба престижу и авторитету государства. Основные принципы дипломатического протокола. Дипломатический протокол был официально утвержден в 19 веке на Венском конгрессе (1814-1815). Это совокупность общепринятых правил, традиций и условностей, которые должны соблюдаться руководителями государств и правительств, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, официальными лицами в международном общении. Дипломатический протокол имеет богатую историю, свои особенности и традиции. Но его основой стабильно и неизменно остается выражение глубокого уважения к высокому иностранному гостю, к стране и народу, которые он представляет. Сложившиеся к настоящему времени правила и нормы дипломатического протокола регулируют практически все формы внешнеполитического и международно-экономического сотрудничества. Одной из органических составных частей дипломатического протокола является дипломатический этикет. Если дипломатический протокол является «выражением хороших манер в отношениях между государствами», то дипломатический этикет - это проявление хороших манер в отношениях между должностными лицами, политическими и общественными деятелями, представляющими свое государство. Общение дипломатов со своими коллегами в правительственных, общественных и деловых кругах производится с соблюдением издавна установленных правил, отступление от которых может вызвать нежелательные осложнения во взаимоотношениях. Правила дипломатического этикета содержат определенные формы обращения, переписки, а так же строгий порядок нанесения визитов, проведения встреч и бесед, дипломатических приемов и т. д. Они предъявляют довольно строгие требования к внешнему виду дипломата, государственного служащего, бизнесмена, их одежде, манерам, поведению и так далее. В основе норм дипломатического этикета и протокола лежит принцип, по которому за каждым дипломатом стоит представляемое им государство. Все государства суверенны и пользуются в практике международного общения равными правами и привилегиями. Большое значение в дипломатической практике имеет принцип взаимности. Строгие нормы дипломатического этикета предписывают соблюдение правил обязательности ответа (на письмо, ноту, присланную визитную карточку, на визит вежливости или поздравление), необходимость присутствия в официальной переписке (ноты, письма) вступительного (в начале письма или ноты) и заключительного (в конце) комплимента. Пропущенные, казалось бы, формальные комплименты могут быть расценены как неуважение или враждебность и повлечь за собой международный конфликт. Большое значение в дипломатической практике имеет соблюдение принципа старшинства, который зависит не от значимости представляемой страны, а от ранга представителя и его даты аккредитации. В основе норм дипломатического этикета лежит строгое и безусловное соблюдение обычаев и правил страны пребывания, ее законодательства и установленных порядков. По сути дела дипломатический этикет лишь дополняет правила общегражданского этикета, которые в полной мере распространяются и на всех дипломатов. Приемы и церемонии. К официальным мероприятиям относятся различные приемы и церемонии, устраиваемые по случаю национальных праздников, исторических юбилейных дат, прибытия иностранных делегаций, глав государств и правительств. Сложившиеся к нашему времени правила и нормы протокола регулируют практически все внешние формы дипломатической практики. В зависимости от отношений с той или иной стороной, при применении правил протокола им придаётся большая или меньшая торжественность, расширяется или уменьшается количество и уровень участия официальных лиц . Одной из важных форм международных контактов между государствами являются встречи и беседы руководителей государственных служб с дипломатическими представительствами. О дне, часе, месте проведения встречи или беседы стороны договариваются заранее, уславливаются также и о темах переговоров и их участниках. Инициатором беседы может быть любая сторона. Приемы, а также официальные завтраки, обеды и ужины проводятся главами государств, правительств, министрами, а также посольствами, консульствами, торговыми представительствами страны за границей. Приемы проводят военные атташе, командиры кораблей, находящихся с визитом дружбы в иностранных базах, а также представители местного военного командования и гражданских властей в порядке оказания почестей прибывшим военным гостям. Дипломатические приемы проводятся также независимо от каких-либо событий, в порядке повседневной дипломатической работы. В практике дипломатических представительств эти приемы являются наиболее распространенными. Немногочисленные по количеству приглашенных лиц такие приемы представляют собой удобную возможность для завязывания контактов, укрепления и расширения связей, получения нужной информации, оказания влияния на местные круги в нужном направлении, разъяснения внешней политики своей страны. Виды дипломатических приемов достаточно разнообразны, в основу их подготовки и проведения положены общепринятые правила и нормы протокола, основанные на принципах международной вежливости. В зависимости от времени и способа проведения, приемы подразделяют на дневные и вечерние, и на приемы с рассадкой и без рассадки за столом. Вид приема избирается в зависимости от повода, по которому он устраивается. Наиболее торжественными (и наиболее почетными) принято считать вечерние приемы. При выборе соответствующего вида приема следует учитывать протокольные правила, национальные обычаи и традиции соответствующей страны. Выбор вида того или иного приема сопряжен также с необходимостью соблюдения ряда протокольных формальностей, связанных с его подготовкой и проведением (приглашение и ответ на него, форма одежды, порядок прихода и ухода, встречу и проводы гостей, составление меню, сервировка стола, тосты). К дневным приемам принято относить «бокал шампанского» (или «бокал вина») и «завтрак». К вечерним - «чай», «коктейль», «фуршет», «обед» (или «обед-буфет» и «ужин»). Завтрак, обед и ужин проводятся со строгой рассадкой, когда каждому гостю с учетом протокольного старшинства отводится специальное место за столом. При организации обеда-буфета или чая рассадка достаточно свободна. «Бокал шампанского» начинается, как правило, в 12 часов и продолжается около часа. Во время приема гостям помимо шампанского могут быть предложены и другие напитки (вино, соки, минеральная вода). Прием проходит стоя. Форма одежды - повседневный костюм (платье). С точки зрения организации это - наиболее простая форма приема, не требующая сложной и длительной подготовки. «Завтрак» устраивается между 12 и 15 часами. Обычно начало завтрака планируется в 12.30-13.00. Продолжительность, как правило, час-полтора, из них около часа - за столом и примерно 15-30 минут - за кофе (чаем). Меню завтрака составляется с учетом национальных традиций. В меню могут быть включены одна - две холодные закуски, одно рыбное или мясное блюдо и десерт. Не исключается подача за завтраком первого блюда или горячей закуски. Во время сбора гостей им предлагается аперитив. В ходе завтрака возможна подача сухих виноградных вин, а в заключение - шампанского, кофе, чая. Минеральная вода, соки подаются во время всего завтрака. Инициатива ухода - за главным гостем. Гости, как правило, приходят на завтрак в повседневной одежде, если иная форма одежды специально не указана в приглашении. «Коктейль» начинается между 17 и 18 часами и длится около двух часов. Прием проходит стоя. На приглашении обозначается время начала и окончания приема (17.00-19.00, 18.00-20.00). Нормальным считается пребывание на приеме около одного часа. Приход на прием в начале и уход с него в конце принято считать выражением особого уважения к хозяевам. Прием типа «Фуршет» проводится в те же часы, что и «Коктейль». Формальное отличие этого вида приема в том, что на приеме «Коктейль» обычно напитки и закуски разносятся, а на фуршетных приемах ассортимент, закусок представлен значительно шире. На фуршетном приеме могут накрываться столы с закусками, включая горячие блюда. Форма одежды на коктейле и фуршете - повседневный костюм. Иногда, в зависимости от конкретного случая, в приглашении может быть указан другой вид одежды. «Обед» обычно начинается от 20 до 21 часа. Меню обеда включает одну - две холодные закуски, суп, горячие рыбное или мясное блюда, десерт. Во время обеда гостям подается аперитив. Продолжительность обеда - от 2,5 до 3 часов. При этом за столом гости проводят чуть более часа, а остальное время - в гостиных. В приглашении на обед протокольная практика рекомендует указывать форму одежды. Для мужчин это, как правило, вечерний костюм, а в торжественных случаях - смокинг или даже фрак. Для женщин - вечернее платье. «Ужин» отличается от обеда только временем начала - не позднее 21 часа. В российской протокольной практике такой вид дипломатического приема как «Ужин» в настоящее время используется достаточно редко. Не столь строго, как прежде, выдерживается протокольное время начала официального обеда. Он может быть проведен, начиная с 19 часов. В последние годы при организации протокольных мероприятий часто используется такая разновидность приема, как «обед-буфет», при котором гости сами выбирают блюда с общего стола, а затем свободно рассаживаются по своему выбору. Такого рода прием организуется после концерта, музыкального вечера или какого-либо торжественного акта. Хорошее знание протокола необходимо не только дипломатам, но и каждому государственному служащему, занимающемуся вопросами международно-экономического сотрудничества, более того - каждому бизнесмену, который хочет успешно сотрудничать со своими зарубежными партнерами. Грамотное владение правилами и нормами современного дипломатического и делового протокола создает благоприятный климат общения, повышает престиж не только дипломатического или экономического ведомства, но и государства в целом . 3. Протокольная служба Министерства иностранных дел РФ и ее деятельность История Протокольной службы Министерства иностранных дел в XX столетии ведет свое начало с 1922 года, когда была создана отдельная Протокольная часть, которая вскоре была преобразована в Протокольный отдел НКИД СССР. До этого протокольными делами занимался один из сотрудников Секретариата нового внешнеполитического ведомства. К концу 1921 года в Москве, куда в 1918 году перенесли столицу, было аккредитовано 15 официальных дипломатических миссий, большая часть которых, правда, представляла новые государственные образования, возникшие на территории бывшей Российской империи. В первом Положении о Народном комиссариате по иностранным делам указывалось, что "ведение учетом дипломатического корпуса иностранных представительств" входит в обязанности Секретариата НКИД. Курировал вопросы протокола заместитель наркома М. М. Литвинов. После распада СССР и образования Содружества Независимых Государств на Управление Государственного протокола выпал большой объем работы по ознакомлению дипломатического корпуса в Москве с новыми реалиями и подготовке соответствующей информации о преобразованных государственных структурах и остающихся в силе прежних законодательных актах. Протокольная служба Министерства рядом вербальных нот официально довела до сведения глав диппредставительств, официально аккредитованных в Москве, что все советские законодательные акты, касающиеся их пребывания, продолжают действовать на территории Российской Федерации. Наряду с этим была высказана просьба довести до сведения своих правительств, что Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства по международным договорам, заключенным Советским Союзом. Дипломатические и консульские представительства СССР, аккредитованные в зарубежных странах, предлагалось рассматривать как дипломатические и консульские представительства Российской Федерации и соответственно признать прежний статус за их главами. 18 декабря 1991 г. появился Указ Президента "О внешнеполитической службе РСФСР", в котором в связи с ратификацией Верховным Советом Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. МИД РСФСР было предложено "принять в ведение и оперативное управление упраздняемое Министерство внешних сношений СССР". Начался весьма болезненный процесс, когда с ломкой старых стереотипов порой ставился под удар и весь внешнеполитический механизм. В президентском Указе от 18 декабря 1991 г. наряду с требованием представить в месячный срок новую организационно-штатную структуру МИД РСФСР и предложения по рациональному использованию работников упраздняемого министерства была одновременно поставлена задача, затрагивающая непосредственно протокольное подразделение: "Создать службу Государственного протокола, обеспечивающую единую протокольную практику" в Российской Федерации. Отдельные "горячие головы" в руководстве, невольно повторяя опыт 1917 года, пытались истолковать это положение Указа как требование перечеркнуть, перекроить все, что было сделано, и начать с чистого листа. Однако существовавшая конструкция российской протокольной практики оказалась достаточно устойчивой, и в фундамент работы по созданию Государственного протокола новой России были заложены уже сложившиеся и проверенные временем основы. Требование поставить наше государство в ряд демократических цивилизованных стран, изгнать из межгосударственных отношений двойную мораль и двойные подходы неизбежно затрагивало и протокол. В свою очередь протокольная практика, несмотря на все идеологические наслоения, прочно основывалась на незыблемых устоях норм международной вежливости и общечеловеческих моральных ценностях, нашедших свое адекватное выражение в правилах дипломатического протокола и -этикета. С другой стороны, на высших этажах государственной власти с самого начала проявлялось подчеркнутое внимание к вопросам протокола не только на словах, но и на деле. Подтверждение этому - создание соответствующих протокольных структур в Администрации Президента и Правительстве. Была сохранена и кадровая преемственность: возглавивший президентский протокол В. Н. Шевченко сумел полностью сохранить свою прежнюю команду, работавшую под его началом при М. С. Горбачеве с момента его избрания Президентом СССР. Что касается Министерства иностранных дел, то здесь в сохранении преемственности следует выделить роль Б. Л. Колоколова. Как заместитель министра, он курировал протокольную службу. На собственном опыте хорошо понимая, насколько это важный, но в то же время деликатный механизм, он сделал все, чтобы не нанести ему ущерба, сохранить кадровый состав, не позволить сломать сложившуюся протокольную структуру, которая доказала свою жизнестойкость и эффективность. Управление Государственного протокола МИД СССР было успешно преобразовано в Службу Государственного протокола Министерства иностранных дел Российской Федерации. Потребовался дипломатический опыт и талант В. И. Чернышева, чтобы умело провести протокольный корабль сквозь рифы и подводные камни бурного политического моря начала 90-х годов. Его преемником на посту руководителя протокольной службы стал Александр Филиппович Борисов (1995-1998 гг.). После окончания Института международных отношений он пришел на дипломатическую службу в 1969 году и сразу отправился в Африку, в Республику Конго (Браззавиль), где проработал четыре года. Затем была еще одна длительная командировка - в Того (1979-1983 гг.). После работы в Швейцарии, в Генеральном консульстве в Женеве с 1987 по 1992 год, он был назначен заместителем начальника Службы Государственного протокола МИД. 16 лет, больше половины своей тридцатилетней дипломатической жизни, А. Ф. Борисов отдал протокольному подразделению Министерства, куда всегда возвращался после очередной загранкомандировки. Здесь он рос по службе и набирался опыта протокольной работы, пройдя путь от атташе Протокольного отдела до директора Департамента Государственного протокола. В 1992 году, в соответствии с поручением Президента, был готов первый вариант основных положений протокольной практики. На следующий год, 23 февраля 1993 г., были утверждены "Основные положения протокольной практики Совета Министров - Правительства Российской Федерации". Оба документа имели единую основу и в последующем неоднократно дорабатывались. 6 мая 1994 г. "Основные положения государственной протокольной практики Российской Федерации" (Государственного протокола Российской Федерации) в новой редакции были утверждены Указом Президента. Департамент Государственного протокола 12 мая информировал посольства в Москве о введении в действие основных положений Государственного протокола, касающихся приема делегаций на высшем и высоком уровнях, а также о порядке приема в Российской Федерации глав государств, глав правительств и министров иностранных дел государств - участников СНГ. В феврале 1997 года в Основные положения Государственного протокола были внесены изменения, касающиеся приема глав иностранных государств (в протокольную практику была введена категория государственного визита). В эти годы был разработан и ряд других протокольных норм, касающихся положения иностранных дипломатических представительств, порядка их сношений с российскими официальными лицами, правил передвижения по стране и т. д. А. Ф. Борисов был настоящим интеллигентом - спокойным, выдержанным, доброжелательным, все бури и невзгоды протокольной жизни переживал в себе. Если даже иногда эмоции выплескивались наружу, когда при очередном аврале не хватало сил сдержать их, он тотчас брал себя в руки. Человек высокой культуры, заядлый книголюб и страстный книгочей, он, на первый взгляд, мог произвести впечатление человека не столько сдержанного, сколько замкнутого, погруженного в себя. Однако это была лишь внешняя оболочка. В работе его отличала коллегиальность, стремление к коллективному творчеству. Все симпатии и антипатии он всегда держал при себе, но равнодушным к людям не был. Жизнь А. Ф. Борисова оборвалась в самом расцвете сил, на пике дипломатической карьеры. Получив в 1998 году назначение на пост посла России в Габоне, он так и не успел приступить к новой работе. Ему было всего 53 года, когда коварная болезнь неожиданно подстерегла его и в течение нескольких месяцев вырвала из наших рядов. Но память об этом прекрасном человеке, замечательном дипломате останется навсегда в истории российской протокольной службы. В начале 1995 года Служба Государственного протокола была преобразована в Департамент Государственного протокола Министерства иностранных дел Российской Федерации (ДГП). 27 июня 1995 г. приказом министра было утверждено положение о ДГП, задачи и функции департамента, сфера его компетенции. Департамент Государственного протокола (ДГП) является структурным политическим подразделением Министерства иностранных дел Российской Федерации. Департамент Государственного протокола создан в целях обеспечения средствами и нормами дипломатического протокола внешнеполитических мероприятий Российской Федерации, применения единой протокольной практики при приеме в Российской Федерации официальных представителей и осуществлении визитов руководителей России в зарубежные страны. Департамент в своей деятельности руководствуется федеральным законодательством, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, другими нормативными актами, Положением о МИД России, приказами и указаниями руководства Министерства, а также утвержденным министром Положением о ДГП. Работу с иностранными партнерами Департамент строит с учетом общепринятых в международной практике протокольных норм, положений Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, характера двусторонних отношений между государствами. Департамент возглавляется директором, назначаемым приказом Министра в соответствии с решением Коллегии, и состоит из трех отделов: Отдела по пребыванию дипломатического корпуса, Отдела визитов и делегаций, Отдела информационной работы, регистрации дипломатического корпуса и правительственных телеграмм. Одной из основных задач Департамента является осуществление средствами и методами дипломатического протокола внешней политики Российской Федерации, координация деятельности министерств и ведомств в соответствии с их функциями, определенными Основными положениями государственной протокольной практики Российской Федерации. В задачу департамента входит защита государственных интересов Российской Федерации и ее граждан при выполнении задач, связанных с пребыванием дипломатического корпуса, контроль за соблюдением Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года и соответствующих положений российского законодательства. Департамент Государственного протокола участвует в разработке предложений и осуществлении мероприятий протокольного и организационного характера при визитах за границу Президента Российской Федерации, Председателя Правительства, министра иностранных дел, а также визитов в Россию государственных и правительственных делегаций, глав государств, глав правительств, министров иностранных дел зарубежных стран. В круг ведения Департамента Государственного протокола входит контроль за составлением и направлением телеграмм от имени главы государства, главы правительства и министра иностранных дел в связи с национальными праздниками и другими памятными датами зарубежных государств, подготовка верительных и отзывных грамот послов Российской Федерации, аккредитация глав иностранных дипломатических представительств, регистрация их персонала и выдача соответствующих документов; подготовка и проведение мероприятий по разъяснению внешней и внутренней политики страны среди аккредитованных в России дипломатических представителей. ДГП взаимодействует с министерствами, ведомствами и субъектами Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию департамента, координирует деятельность загранучреждений и подразделений МИД по протокольным вопросам, ведет досье государственных флагов, гимнов и гербов иностранных государств. По всем вопросам, касающимся обеспечения единой протокольной практики в Российской Федерации, Департамент Государственного протокола Министерства иностранных дел работает в тесном и постоянном контакте с протокольными службами Президента Российской Федерации и Правительства России. Как видно из структуры Департамента Государственного протокола и краткого перечня тем, которые входят в его ведение, дипломатическим сотрудникам приходится повседневно заниматься широким кругом самых разнообразных вопросов, в основном оперативного характера. В течение только одного года в Российской Федерации принимаются более ста высоких зарубежных делегаций на уровне глав государств, глав правительств и министров иностранных дел. Именно этой категорией иностранных гостей занимается Отдел визитов и делегаций ДГП, включая весь комплекс вопросов, связанных с подготовкой и проведением таких визитов. Помимо подготовки один или иногда два дипломата работают с каждой делегацией непосредственно в течение всего срока ее пребывания в нашей стране, отвечая за решение всех практических вопросов, возникающих в ходе визита. Из 155 глав дипломатических представительств иностранных государств, аккредитованных в Москве, за год в среднем сменяется до одной трети. -В этой связи четыре-пять раз в год проводится церемония вручения верительных грамот. Многочисленные члены дипломатического корпуса, к сожалению, не всегда соблюдают правила дорожного движения и совершают в год более сотни различного рода нарушений. Повседневная жизнь всех иностранных дипломатов в Москве является предметом заботы дипломатических сотрудников Отдела по пребыванию дипкорпуса. Поэтому круг задач, которые приходится им решать, весьма широк: встреча и проводы приезжающих послов в аэропорту, подготовка и проведение церемонии вручения верительных грамот, таможенные, бытовые вопросы, дорожно-транспортные происшествия, нарушение правил, предусмотренных Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года и т. п. Прохождением и оформлением всех телеграмм и писем на уровне глав государств, глав правительств и министров иностранных дел зарубежных государств, а также писем российских руководителей в их адрес занимаются сотрудники Отдела информационной работы, регистрации дипкорпуса и правительственных телеграмм. Это поздравительные телеграммы по случаю национальных праздников, телеграммы соболезнования в связи с теми или иными трагическими событиями, обмен посланиями по случаю очередной юбилейной даты установления дипломатических отношений и другая переписка протокольного характера на правительственном уровне. Главы дипломатических представительств, ак-кредитованные в Москве, ежегодно приглашаются на различные мероприятия в Кремле, проводимые руководством Российской Федерации (ежегодное послание Президента, торжественные приемы по случаю национальных праздников и других памятных дат общегосударственного характера и т. п.). Всеми организационными вопросами, связанными с приглашением дипкорпуса на эти мероприятия, занимаются сотрудники этого подразделения ДГП. В ведение отдела входит также регистрация всех сотрудников (дипломатических и административно-технических) диппредставительств и выдача им дипломатических и служебных карточек, информационная работа и организация коллективных поездок по стране глав диппредставительств по приглашению Министерства иностранных дел. В рамках Департамента нередко осуществляется ротация отдельных дипломатов, работающих в различных отделах. Такой подход требует от каждого сотрудника, специализирующегося на том или ином направлении, достаточно полного представления обо всем круге вопросов, входящих в ведение ДГП. Отсюда - высокие требования, предъявляемые ко всем дипломатическим сотрудникам протокольной службы. Нужно хорошо ориентироваться в основных вопросах международной жизни и приоритетах внешней политики Российской Федерации, владеть соответствующим страноведческим потенциалом, обладать высокой эрудицией, знать не менее двух иностранных языков. Вместе с тем необходима постоянная собранность, аккуратность, пунктуальность и обязательность, а также хорошая психологическая устойчивость, умение владеть собой в самых сложных ситуациях, поскольку уровень общения дипломатов в процессе работы весьма высок. Заключение Деловое общение с представителями других государств требует особого внимания к вопросам протокола и этикета, неукоснительного соблюдения общепринятых правил и норм. Соблюдение правил протокола повышает эффективность контактов и при общении с деловыми партнерами внутри страны. Деловой протокол, как и протокол дипломатический, регламентирует порядок проведения деловых встреч, переговоров и бесед, приема делегаций, подписания договоров и соглашений, ведения деловой переписки, организации представительских мероприятий и т.д. Он включает в себя и необходимость соблюдения требований деловой этики, определяющей и регламентирующей внешнюю сторону деловых контактов. Систематизация отдельных норм дипломатического протокола в историческом аспекте представляет интерес с точки зрения формирования единой государственной протокольной практики Российской Федерации и дипломатического церемониала, сложившихся к началу XXI столетия. Вместе с тем, анализируя историю формирования протокольных правил и норм, нельзя недооценивать человеческий фактор и рассматривать этот вопрос в отрыве от работы дипломатов, которые эти нормы и правила претворяли в жизнь, адаптируя общепризнанные каноны к условиям, складывающимся в тот или иной период. С этой точки зрения важно проследить историю протокольной службы российского внешнеполитического ведомства. Таким образом, история становления российской протокольной практики в ХХ столетии полностью подтверждает, что, несмотря на всю идеологическую фразеологию, "велосипеда" здесь нам изобретать все-таки не пришлось. Все основополагающие нормы протокола стали и нормами нашей протокольной практики как в советский период, так и в годы становления новой демократической России. Вместе с тем, можно констатировать, что в советский период нашей истории протокольная служба, вынужденная реальностями международного общения не только признавать, но и практически использовать общепринятые протокольные правила, одновременно была наполнена классовым содержанием и подчинена требованиям господствующей идеологии. В результате шел процесс определенной демократизации норм протокола. Думаю, здесь с некоторыми оговорками можно согласиться с мыслью, высказанной В. В. Карягиным о том, что, будучи отражением наших ограниченных материальных возможностей, советский протокол "оказал демократизирующее влияние на формирование современного международного протокола, так как стал притягательным своей относительной скромностью для новых государств, родившихся, как и мы, в пуританской простоте" По этой ли причине или еще по какой-либо другой, но как бы там ни было, тенденция демократизации протокольных норм в мировой дипломатии на протяжении всего XX столетия явно пробивала себе дорогу. Каким станет протокол в наступившем новом тысячелетии, покажет будущее, но это будет предмет уже другого исследования. Список литературы: 1. Борунков А.Ф. Дипломатический протокол в России. М., 2000. 2. Карягин В. В. Дипломатическая жизнь за кулисами и на сцене. - М.: 1994. 3. Молочков Ф.Ф. Дипломатический протокол и церемониал в России. М., 1979. 4. Муратов Э.Н. Дипломатические документы и дипломатическая переписка на английском языке. М., 2001. (Mouratov E.N. Diplomatic Documents and Diplomatic Correspondence in English) 5. Семенов В.Л. Практика дипломатического протокола и этикета. М., 2003.
|