Обзор философской мысли |
загрузка...
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ 1.1 МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО УРОВНИ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ Мировоззрение является системой взглядов на мир в целом и на отно-шение человека к этому миру. Говоря о природе мировоззрения, необходимо указать на потребность людей в понимании сущности и характера своих взаимоотношений с мирозданием. Результатом духовного освоения многогранной ре- альности является создание определенной системы взглядов на мир (т.е. мировоззрения). Субъектом мировоззрения, т.е. ее носителем, может быть как отдельный индивид, так и целые социальные группы, классы и общество в целом. Следовательно, мировоззрение - это вме-сте с тем и жизненные позиции, программы поведения, действий людей. В нем в обобщенном виде представлены познавательные, цен- ностные, поведенческие ориентиры и их взаимосвязи. Познавательные и ценностные нормы находятся в сложном единстве и формируются благодаря напряженной духовно-практической работе, которая по- могает получить целостность человеческого опыта. Раскрывая зависимость мировоззрения при его формировании от определенных факторов, необхо- димо учитывать естественно-природные и социально-культурные фак-торы. В структуре мировоззрения можно выделить разные уровни, которые определяются различной глубиной отражения мира. Первый элементарный вид отражения про-исходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением и миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Само мироощущение может быть оптимистическим или пессимистическим, стимулирующим людей к труду и творчеству, либо на- оборот, направляющим их на замыкание в своем личном мире, на отделение от внешнего мира и актив- ной предметной деятельности в нем. Следующие по глубине уровня отражения - мировосприятие и миро-представление. Здесь создается цельная картина, обозначающая взаимосвязь процессов и явлений. На этом уровне мировоззрение огра- ничено чувственным опытом и слабо определяется рациональным мышлением. Только тогда, когда происходит отражение окружающего мира посредством понятий, формируется мировоззрение, способ- ное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Поня-тийное отражение - самый глу- бинный уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия. Философия - это высший уровень и вид мировоззрения, теоретически оформленное, системно- рациональное мировоззрение. Важно помнить, что разделение мировоззрения на части весьма условно, так как все его компоненты находятся в тесной взаимной связи. Философия является самым поздним в историческом плане видом ми-ровоззрения, возникшим после мифологии, религии и, конечно, обыден ного мировоззрения. Формиро-вание обыденного сознания требо- вало выхода за его рамки и дополнения более широкими картинами и схемами природных явлений. Ве- роятно, таким образом складывалась мифологическая форма мировоз-зрения, для которой характерны: • антропоморфность (гр. аnthropos - человек + morphe - форма) - рассмотрение явлений приро- ды по аналогии с человеком; им приписывались все те свойства, кото-рые были у человека, например, ощущения, желания, ненависть, любовь и т.п.; • дескриптивность (англ. descriptive - описательный) - стремление к объяснению событий, явле- ний в форме описательного рассказа, сказания, легенды; среди дей-ствующих фигур - герои и боги в ви- де особых людей (например, мифы о Зевсе, Гере, Меркурии и др.); • синкретизм (гр. synkretismos - соединение, объединение) - слитность, нерасчлененность объек- тивного и субъективного миров, что объясняется антропоморфностью, пронизывающей все стороны этой формы мировоззрения; • связь с магией, что свойственно более зрелому первобытнообщинному сознанию и выражается в действиях колдунов, шаманов и других людей, вооруженных начатка-ми научных знаний о теле челове- ка, о животных, растениях. Религиозная форма мировоззрения основана на мифологическом мировоззрении с его развитым представлением о комплексе богов. В отличие от мифологии, религия акцентирует воображение и фан- тазию на сверхприродном, духовном. На первый план выдвигается психологическая установка - вера в Бога, в возможность человека установить связь с Абсолютом, достичь подлинных нравственных (боже- ственных) ценностей и обеспечить свое бессмертие. Одной из суще-ственных предпосылок становления религии было постепенное развитие мышления человека, когда общие понятия («человек», «мир» и др.) обретают в сознании самостоятельное бытие, способность к отрыву от своих реальных истоков и к на- делению их самостоятельным существованием. Наиболее распростра-ненными или, как принято их на- зывать, «мировыми» религиями явились буддизм (IV - V вв. до н.э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.). Главная черта всех религий - вера в сверхъестественное, сверхприродное. И, наконец, самый поздний тип мировоззрения - философия. Она воз-никает на более высоком уровне общественно-экономического и культурного развития обще-ства. Ее зарождение как специфиче- ской формы духовной деятельности было связано с такой предпосыл-кой, как великий культурный пере- ворот в Древней Греции в VII - V вв. до н.э. Появляется новое - теоретико-познавательное - отношение между человеком и миром, которое оформляется в рамках предмета мировоззрения. Существует и так называемая натуралистическая форма мировоззре-ния, главной особенностью ко- торой является решение общемировоззренческих вопросов с позиции понятий, принципов и законов от- дельных конкретных наук (например, концепция тепловой смерти Все-ленной Клаузиуса и Томсона). В отличие от натуралистической формы, философия в решении миро-воззренческих проблем опира- лась на обобщение данных всей науки, всего человеческого опыта по-знания мира, включая и обыден- ный. В заключение можно указать на то, что все содержание философии пронизано любовью к мудрости, бескорыстному к ней (греч. Phileo - люблю и sofia - мудрость). Муд-рость - ее начало и конец, если во- обще можно говорить о «конце» мудрости. И хотя стержень филосо-фии - мудрость, ведущим началом в философии выступает рационалистически-умозрительная ее сторона. 1 . 2 О с н о в н ы е ф и л о с о ф с к и е п р о б л е м ы Реальность философских проблем определяется их спецификой. Во-первых, это предельно общий характер проблем. Предельная широта философских проблем и понятий связана с их фун- даментальностью для общего понимания мира, жизни, отношения человека к миру («что такое субстанция?», «что такое причинность?» и т.п.). Во-вторых, это вечность проблем, их инвари- антность (вопросы: «что такое смысл жизни?», «в чем заключается счастье?» и т.п. поставле- ны в древнейшие времена, но остаются актуальными и сегодня). Основной вопрос философии - это вопрос об отношении материи и сознания. Он является основ- ным потому, что без него не может быть никакого философствования, никакой подлинной философии. В зависимости от его решения формулируются две главные, принципиально разные всеобщие ориента- ции в мире: материализм и идеализм. От центрального вопроса расходятся несколько групп проблем, соответствующих структуре философского знания: антропологические (экзистенциальные, касающиеся проблемы подлинного существования человека), гносеологические (теоретико-познавательные), аксио- логические (ценностные), праксиологические (духовно-практические) и онтологические (природно- космические, в которых рассматриваются различные аспекты бытия). Эти группы проблем нередко пе- ресекаются и взаимодополняют друг друга, например, в проблеме со-знания. Все философские пробле- мы, сколь бы «удалены» они ни были от центральной проблемы философии, конкретизируют ее и со- действуют осуществлению интеграции всех проблем философии в единую целостность. Экзистенциальные проблемы неразрывно связаны с существованием человека, с его духовной по- требностью в осмыслении мира и своего отношения к нему. Для индивида весь мир оказывается раско- лотым на две части: на мое «я» и остальное «не-я», включая природу, общество и других людей. Чело- века волнуют проблемы смысла жизни, счастья, возможности личного бессмертия и т.д., поэтому фило- софия антропоцентрична. Развитие общественных, гуманитарных наук также рождает большое количество философско- мировоззренческих проблем. Они связаны с социальным бытием человека, с осмыслением этого бытия и человеческой деятельности. Таковы проблемы соотношения духовного и материального в жизни об- щества, наличия или отсутствия нравственного прогресса, проблемы добра и зла, социальной справед- ливости. Потребности эстетического, художественного освоения мира также порождают много про- блем; центральной из них выступает проблема прекрасного, которая является предметом исследования эстетики. Широким источником философских проблем является естествознание и научно-технический про- гресс. В науках о природе коренятся, в конечном счете, проблемы первоосновы мира, бесконечности (или конечности) пространства и времени, проблемы субъектно-объектных отношений при познании микромира и т.п. 1.3 ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕ-НИЙ Специфика каждой философской системы заключается в том, что она строится на определенных принципах, представляет собой тот или иной способ философствова-ния. Принцип (лат. рrincipium) есть исходное положение любой теории, учения; философские принципы являются не только способом по- стижения реальности в рамках философии, но общей методологией для частных наук. По основным базовым принципам философские учения разделяются на материализм и идеализм. Решая основной вопрос философии, материализм придерживается принципа первичности материи по отношению к духовному. Идеализм за первооснову бытия принимает духовный компонент. Становление философских знаний должно рассматриваться и в сочетании с другими принципами и способами, например, диалектикой. Диалектика рассматривается как принцип развития, которое осуществляется благодаря противоречиям в самой сущности предме-та и во многих философских кон- цепциях считается основным методом познания. В рамках материалистических и идеалистических воззрений использу-ются разные принципы и спо- собы исследований, благодаря чему формируются разновидности материализма и идеализма: идеализм объективный и субъективный, материализм метафизический, механистический, диалектический и др. Можно отметить также принципы сенсуализма и эмпиризма, которые имеют большое значение в фор- мировании материалистических концепций. В рамках идеалистических систем, как правило, формиро- вались такие принципы, как рационализм, иррационализм, панлогизм. Согласно идеалистическому рационализму, основу всего сущего составляет разум. Одним из его важнейших направлений является панлогизм (от греч. Pan - все и logos - разум), по которому все дей-ствительное есть воплощение разума, а законы бытия определяются законами логики (Гегель). Иррациона-лизм (от лат. irrationalis - неразум- ный, бессознательный) состоит в отрицании возможности разумного и логического познания дейст- вительности. Основной вид познания есть вера, инстинкт, откровение, а само бытие рассматривается как иррациональное (А. Бергсон, М. Хайдеггер и др.). С вопросом о первоначалах бытия связанно разделение на монизм, дуализм и плюрализм. Монизм (от греч. Monos - один, единственный) - философский принцип, согласно которому мир имеет одно на- чало. Понятно, что монизм может быть двух видов: материалистиче-ский и идеалистический. Дуа- лизм (от лат. dualis - двойственный) - философское учение, утвер-ждающее равноправие двух начал: материального и духовного (напр. в философии Декарта). Плюрализм (от лат. рluralis - множественный) - предполагает несколько или множество оснований (например земля, воздух, вода и огонь у древних мыслителей). К вопросу о первоначалах всего сущего примыкает вопрос о познаваемости мира или о тождестве мышления и бытия. При его решении возникли такие позиции, как агностицизм, скептицизм и гносео- логический оптимизм (позиция, придерживающаяся принципа познаваемости мира). Согласно агностицизму (от греч. аgnostos - непознаваемый), мир принципиально непознаваем (Про- тагор, Кант). Отрицательный ответ на этот вопрос давали представители скептицизма, которые отри- цали возможность достоверного знания (М. Монтень, П. Бейль и др.). Метафизика выступает как методологический принцип, противопо-ложный принципу развития, принципу диалектики, игнорирующий всеобщую связь вещей и отрицающий идею самопознания мате- рии. Можно привести такие принципы, как гуманизм, расцветший в эпоху Возрождения и ставившийся в центр мировоззрения человека, достижение достойных условий его существования и развития, а также свободомыслие, как принцип мышления, признание права разума на свободное критическое исследование окружающего мира, выдвинутый в ХVII в., и др. 1.4 СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ Структура философского знания определяется проблемным полем фи-лософии. Она представ- ляет собой круг специфических разделов, которые были и создаются в ходе развития самой фило- софской мысли. 1.4.1 Онтология Термин «онтология» означает учение о бытии (от греч. ontos - сущее и logos - учение). Понятие «бытие» в философии (при любой его трактовке) является централь-ным, исходным в осмыслении мира. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Здесь затрагиваются проблемы бытия и небытия, бытия материального и идеального, бытия приро-ды, общества и человека. Можно выделить следующие формы бытия: • базирующиеся __________на предметном бытии: материальные предметы, относящиеся к природе, и мате- риальные ценности, созданные человеком; • идеальное бытие (мир психического, мир духовно-социо-культурного); • по атрибутам материи (пространство и время, напр., это «пространственное бытие» и «вре- менное бытие»); • по формам движения материи (механическое, физическое, химиче-ское, биологическое и соци- альное бытие); • по структурным уровням организации материи (молекулярное, по-пуляционное бытие); • общественное бытие, под которым чаще всего понимают способ производства, взаимодейст- вующий с общественным сознанием (моралью, искусством, наукой, религией, философией). 1.4.2 Гносеология Термин «гносеология» происходит от греческих слов gnosis-знание и logos - учение, понятие и оз- начает «учение о знании». И хотя сам термин «теория познания» вве-ден в философию сравнительно не- давно шотландским философом Дж. Феррером (в 1854 г.), учение о познании стало разрабатываться со времен Гераклита, Платона, Аристотеля. Гносеология разрабатывалась и в средние века, и в Новое вре- мя (И. Кант, Гегель), особенно остро встала эта проблема в ХХ-ом столетии (С.Л. Франк, Н. Гартман, Л. Витгенштейн и др.). Исторически сложились два направления в гносеологии: агностицизм и гносеологический опти- мизм. Первое направление утверждает, что сущность объектов (мате-риальных и духовных) непозна- ваема (Протагор, Д. Юм, И. Кант, А. Пуанкаре и др.). Для гносеологического оптимизма характерна вера в познавае- мость не только явлений, но и сущности объектов (Демокрит, Платон, Аристотель, Н. Кузанский, Р. Декарт, Г.В.Ф. Гегель, Ж.-П. Сартр и др.). Основные вопросы, разбираемые в гносеологии: взаимосвязь субъектно-объектных отношений в по- знании; чувственное и рациональное в познании; проблема истины; уровни познания (эмпирический и теоретический); специфика философского знания по сравнению с научным; проблема метода познания и др. 1.4.3 Философская антропология Проблема человека является одной из самых важных для всей филосо-фии. Она приобретает особую актуальность в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает во- прос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества. Принцип историзма позволит проследить путь возникновения проблем, связанных с человеком. Это воззрения античных философов о человеке, где он рассматривался как микрокосм, подчиненный выс- шему нача- лу - судьбе. В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в ко- тором изначально неразрывно и противоречиво связаны два начала: душа и тело, а также человек и Бог. В философии Нового времени отмечена прежде всего духовная сущ-ность человека, его способность к познанию. В XIX - начале XX столетия произошло гипертрофирование духовного начала посредством сведения его в одних случаях к рациональному началу, в других - к иррациональному. Со временем че- ловек становится в центр философского знания, от которого идут нити, связывающие его через общест- во со всей необъятной Вселенной. Философский подход к человеку предполагает выявление его сущно-сти, анализ конкретно- исторических форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бы- тия. Основные проблемы, рассматриваемые в философии человека: при-родное, социальное и духовное как факторы развития человека; проблема сущности и существования; смысл жизни как интегральная характеристика человеческого бытия; человек и Вселенная; сознатель-ное и бессознательное в человеке; индивид и личность и др. 1.4.4 Аксиология Аксиология - это философское учение о ценностях и их природе (от греч. аxios - ценность и logos - учение). Она непосредственно связана с проблемами общества и лич-ности. В античной, а затем и сред- невековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики вклю- чались в его понятие. Основными вопросами теории ценностей были: что есть благо? что есть справед- ливость? (Сократ, Платон). Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Но- вое время развитие науки и новых общественных отношений во мно-гом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей. Для Канта «цен-ности» - цели, стоящие перед че- ловеком. Гегель особое внимание уделяет различению ценностей эко-номических и духовных. В наше время появилось множество аксиологических концепций, отражающих ценностные установки совре- менного мира (для В. Виндельбанда и Г. Риккерта ценности являются не реальностью, а идеалом; М. Вебер особо подчеркивал роль этических и религиозных ценностей в развитии общества). Можно выделить следующие группы ценностей: • по содержанию - экономические, политические, социальные и ду-ховные; • по субъекту - субъективно-личностные, формирующиеся в процессе воспитания, образования и накопления жизненного опыта индивида, и надындивидуальные - групповые, национальные, классо- вые, общечеловеческие, являющиеся результатом развития общества и культуры; • по их роли в жизни человека и человечества - утилитарные (жилище, питание и т.д.) и духов- ные. Утилитарные ценности определяют цели деятельности, духовные - ее смысл. Необходимо отметить, что ценности не возникают неизвестно откуда и не вкладываются в человека извне. Весь жизненный опыт человека и система его знаний непосред-ственно влияют на характер его ценностей. 1.4.5 Социальная философия В узком смысле «социальное» обозначает существование особой обла-сти общественных явле- ний, составляющих содержание так называемой социальной сферы жизни общества. В социальной философии решается круг проблем, затрагивающий соответствую-щие интересы людей: проблемы их социального положения, жизненного уровня, образования и т.д. В широком смысле понятие «социальное» употребляется в значении «общественное» и обозначает все происходящее в обществе в отличие от происходящего в природе. В социальной философии понятие «социальное» употребляется как в широком, так и в узком смыс- ле. Она изучает общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, а также законы его функциони- рования и развития. Социальная философия рассматривает и объясняет различные общественные явле- ния и процессы на макроуровне, т.е. на уровне всего общества как са-моразвивающейся и самовоспроиз- водящейся системы. Основные проблемы социальной философии: взаимодействия между собой различных обществ; практическая деятельность людей и их общественные отношения; вза-имодействие объективных и субъ- ективных сторон деятельности и общественных отношений людей; объективные потребности и интере- сы общества и отдельной личности; мотивы и цели деятельности, при-сущие человеческому сознанию в данном обществе и др. Все вышеназванные явления находятся в диалектическом взаимодей-ствии. Заслуживают внимания социально-философские воззрения представи-телей немецкой классической философии (Кант, Гегель), французских философов Конта и Дюркгей-ма, других представителей идеа- листической социальной философии, в том числе неокантианства, со-временного позитивизма, экзи- стенциализма и др. Фундаментальное значение имеют высказанные Кантом и Гегелем идеи об объек- тивной основе развития общества. Кант видел такую основу в объек-тивно существующем мире умопо- стигаемых сущностей - «вещей в себе», Гегель - в саморазвитии Абсолютной идеи. Материализм представляет развитие общества как противоречивый естественно-исторический про- цесс, развивающийся по своим объективным законам. 1.4.6 История философии Несмотря на то, что каждый раздел философии имеет свои истоки в истории философии, сама исто- рия философии оформляется в отдельную область философского зна-ния. История философии - это особая развивающаяся система, в качестве элементов которой вы-ступают самые разнообразные кон- кретные философские концепции. Они возникают и диалектично (т.е. включая и отрицание друг друга) связываются спецификой ее проблемного поля: постановкой и решением наиболее общих, фундамен- тальных проблем и выявлением предельных взаимоотношений, суще-ствующих между миром и челове- ком. Конечно, следует обратить внимание и на то, что это деление в известной мере носит условный характер. Философия всегда реализуется как единство двух сторон - истории и теории. Разрыв этих сторон или их абсолютизация приводят к искажению самого предмета философии. Подчинение реального историко-философского процесса этим абсолютизированным схемам ведет к искажению изложения ис- тории философии. Историко-философский процесс: исходные понятия и движущие силы Историко-философский процесс характеризуется существованием множества философских учений, школ, течений и направлений. Первичной исходной единицей истори-ко-философского процесса являет- ся философское учение того или иного мыслителя. Философское учение - это система определенных, логически связанных друг с другом воззрений. Философские школы - это совокупность философских учений, объединенных какими-либо идейными базовыми принципами. Совокупность модификаций од- них и тех же принципов, развиваемых различными, нередко конкури-рующими школами, принято назы- вать течениями. Наиболее крупные и значительные образования в ис-торико-философском процессе именуются философскими направлениями. Философское направление представляет собой совокупность философских течений (а следовательно, учений и школ), которые при всем расхождении друг с другом отстаивают некоторые общие, имеющие принципиальное значение, положения (материализм и идеа- лизм, эмпиризм и рационализм и др.). Движущей силой историко-философского процесса является столкно-вение философских подходов, борьба идей, принципов и личностей. При этом, с развитием историко-философского процесса меняется предмет философского размышления и способ разрешения философ-ских проблем. 2 И С Т О Р И Я Ф И Л О С О Ф С К И Х У Ч Е Н И Й 2.1 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Развитие философии на Востоке и Западе при всей их самобытности и специфичности имеет ряд общих закономерностей: • зарождение в лоне мифологии (путь становления философии от мифа к Логосу); • философия формируется как форма общественного сознания с воз-никновением классового об- щества и государства (Древняя Индия - 1 тыс. до н.э. - формирование рабовладельческого общества; Китай - V - IV вв. до н.э. - процесс классового расслоения общества; Греция - VII - VI вв. до н.э. - развитие ра- бовладельческого государства); • она обращена к общечеловеческим ценностям (проблемы добра и зла, прекрасного и безобраз- ного, любви и ненависти и др.); • ей присущ мировоззренческий характер философского знания; • она стремится к научному поиску истинного знания, имеющего методологическую значимость (стихийно применяемые философами древности два основных метода - диалектика и метафизика, на- пример, диалектические моменты философии Гераклита, Сократа, Аристотеля, философии «Упанишад», даосизма и др.; метафизический метод исследований Парменида, Ме-лисса, последователей Конфуция - Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др.) Необходимо отметить и отличия философских учений Востока и Запада: • Восток концентрирует свое внимание в основном на проблемах человека, а философия Запада является скорее многопроблемной: это натурфилософские, онтологические, гносеологические, методо- логические, эстетические, этические и другие вопросы; • специфика в разработке категориального аппарата: в философии Во-стока органически воспри- нимаются категории, предложенные мифологией (инь - женское нача-ло, ян - мужское начало, нирвана - высшее состояние души и др.), хотя есть и традиционно-философские категории, которыми в основ- ном пользуется западная философия (сущность, количество, качество, время и др.); • в западной философии в основном разработаны проблемы логики (Сократ, Платон, Аристотель), на Востоке этим занималась школа ньяя (санскр. буквально - правило, рассуждения, логика); • при решении социальных проблем восточная философия занимается проблемой Вселенского человека (у Конфуция - иерархия социальной структуры через обра-щение к Небу), западная же - про- блемами государства, закона, управления, власти и т.п. 2.2 СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ Гибель античной философии следует понимать как исторически неиз-бежный результат в развитии философской мысли, связанный с вхождением человечества в новую цивилизацию, часто называемую европейской традицией в философии. Узловые пункты ее развития: • переход от языческой религии к монотеистической; • перенесение центра философской проблематики от чувственно-материального Космоса к иссле- дованию проблем бытия Бога (Филон Александрийский, Ориген, Климент, Августин и др.); христиан- ская мораль становится неотделимой от веры и религии; • одной из центральных проблем средневековья становится спор об универсалиях в разных вари- антах его решений (Боэций: универсалии бестелесны и существуют только в общем, но не в индивидах; П. Абеляр: каждому имени соответствует реальная сущность; Бонавен-тура: универсалии есть лишь сло- ва); • схоластическая философия (Ф. Аквинский) выдвигает проблему со-отношения философии и теологии (философия способна предоставить полезное знание о боже-ственной сущности, использование которого поможет праведному человеку в достижении непосредствен-ного созерцания Бога). 2.3 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (XV - XVI вв.) В эпоху Возрождения философское мышление получает сильные им-пульсы из сферы искусства, в частности, через новое прочтение античной литературы и погружение в мир образов античной культу- ры; эстетический подход играет здесь доминирующую роль, особенно, у гуманистов (Э. Роттердамский, М. Монтень, Т. Мор, Л. Валла и др.). Основные черты философии Ренессанса (Возрождения): • гуманизм (лат. humanus - человечный), основанный на принципах ра-венства, справедливости, человечности отношений между людьми; это мировоззрение проник-нуто любовью, уважением к чело- веческому достоинству; • осмысление проблем государства и права (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк), социальные проекты переустройства общества (Т. Мор, Т. Кампанелла); • натурфилософия (Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно и др.); формируются основы современного естествознания, современный образ науки. 2.4 ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ В философии Нового периода можно выделить две основные про-блемы, занимавшие умы фи- лософов: • проблема метода в познании (эмпиризм - Ф. Бэкон, Т. Гоббс, рационализм - Р. Декарт, Б. Спи- ноза); • проблема субстанции (substantia (лат.) - первооснова, сущность); она разрешалась в рамках ра- ционализма (Г. Лейбниц: учение о множественности субстанций; Р. Декарт: учение о существовании двух субстан- ций - материальной и духовной). Для философии Нового времени характерна ориентация на науку - с одной стороны, и юридически-правовую сферу - с другой. 2.5 ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ XVIII в. В философии Просвещения необходимо сделать акцент на просвети-тельскую тенденцию, в которой провозглашается культ Разума и придается большое значение знаниям в социальном развитии (Ш. Мон- тескье, Ж-Ж. Руссо, Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Д. Дидро). Основная проблема философии решается, в основ- ном, материалистически. Еще одна важная черта - «просветительский атеизм», критика рели-гиозного мировоззрения в це- лом, и религиозных социальных институтов, священников как «выра-зителей и проводников данного ложного мировоззрения». В теории познания французские материалисты выступали с метафизических и сенсуалистических позиций__________, основанных на абсолютизации роли созерцания и ощущений. 2.6 НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ С конца XVIII в. начинается критический пересмотр принципов Про-свещения. Одним из наиболее глубоких критиков просветительского понимания науки и разума вы-ступил родоначальник немецкого идеализма И. Кант, чье мировоззрение сформировалось в русле просветительских идей. Он создает гносеологиче- ское направление в философии, именуемое агностицизмом (непознаваемость «вещей в себе»), развива- ет этику, базирующуюся на понимании человека как высшей ценности. Классическая немецкая философия получила свое наиболее полное выражение в идеалистических философских системах. Основными ее заслугами можно считать: • развитие и применение диалектического метода в познании (Г.В.Ф. Гегель конструирует диа- лектику как систему, формируя основные законы и категории диалек-тики применительно к развитию Абсолютной Идеи; И.Г. Фихте развивает учение о диалектическом способе мышления); • использование принципа историзма в идеалистических системах (практическая философия Ф. Шеллинга исследует проблему человеческой свободы и приходит к выводу о необходимом характере исторических законов; Гегель создает грандиозную философскую си-стему всей духовной культуры че- ловечества, рассмотрев отдельные ее этапы как процесс становления духа). Несмотря на то, что немецкая классическая философия в основном развивалась в русле идеалисти- ческих систем, в ее недрах и на ее фундаменте возникла одна из мощ-нейших материалистических кон- цепций. Это материализм Л. Фейербаха, который за начало бытия бе-рет природу как конечное, опреде- ленное, реальное; в центре построения его философской системы находится человек, как высшее творе- ние природы. 2.7 ПАНОРАМА ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XIX в. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Философские предпосылки философии марксизма: • французский материализм второй половины XVIII в.; • немецкая классическая философия, в особенности диалектика Гегеля, переработанная К. Мар- ксом и Ф. Энгельсом на основе материалистических принципов; • антропологический материализм Фейербаха. Особенности философии марксизма: • основной вопрос философии решается материалистически; • истина понимается как результат совпадения представлений человека и действительности; кри- терием истины является практика, взятая в историческом развитии; предпочтение отдается предметно- чувствительной деятельности человека; • диалектика трактуется как теория и всеобщий метод познания; • провозглашается требование тесного союза философии и естество-знания. Марксизм как философскую теорию после К. Маркса и Ф. Энгельса развивали их последователи - П. Лафарг, А. Лабриола, А. Грамши и др. Наиболее видными маркси-стами в России были Г.В. Плеханов и В.И. Ленин. 2.8 ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ Основные этапы развития: 1 фИЛОСОФИЯ ХI - ХVII ВВ. ДОПЕТРОВСКОГО ПЕРИОДА, ИЛИ ДРЕВНЕРУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ; ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ВПЛЕТЕННОСТЬЮ В ТКАНЬ РЕЛИГИОЗНОГО МИ- РОВОЗЗРЕНИЯ, СВЯЗЬЮ С МИРОВОЙ ФИЛОСОФИЕЙ И С ПРОЦЕССОМ ХРИСТИАНИЗА- ЦИИ (МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН, КНЯЗЬ ВЛ. МОНОМАХ, МАКСИМ ГРЕК, НИЛ СОРСКИЙ И ДР.). В XVI В. ФОРМИРУЕТСЯ РУССКОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ МЕССИАНСТВО; ЮРИЙ КРИ- ЖАНИЧ ПОЛОЖИЛ НАЧАЛО ПРОЦЕССУ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ ФИЛОСОФИИ, ОСВОБОЖ- ДЕНИЮ ЕЕ ОТ ЦЕРКОВНОГО ВЛИЯНИЯ, РАССМАТРИВАЯ ФИЛОСОФИЮ КАК «МИР- СКОЕ ЗНАНИЕ». 2 Второй крупный период развития русской философии начинается с XVIII в. и связан с рефор- мами Петра Великого. Первыми пропагандистами научного знания и философии Нового времени на Ру- си были Феофан Прокопович, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов (заложил основы материалистической традиции), А.Н. Радищев (провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а в каче- стве основного стержня светской общественной мысли). 3 Русская философия XIX в. (до возникновения философских систем 70-х годов); в этот период начинается самостоятельное философское творчество, представленное П.Я. Чаадаевым (центральное место в его философии занимает проблема человека и философия истории), славянофилами - А.С. Хо- мяковым (утверждение православия как вечного начала), И.В. Киреев-ским, Ю.Ф. Самариным, И.С. Ак- саковым и др.; западниками, ориентировавшимися на западноевропейскую цивилизацию (А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин и др.). 4 Русская философия конца XIX - начала ХХ вв.; этот этап связан с возникновением философских систем (Н.Ф. Федоров, Вл.С. Соловьев, Н.О. Лосский, Б.Н. Чичерин и др.). Характерными особенностями пе-риода являются антропоцентризм и гуманизм, религиозный характер философии, а также космизм (теоло-гический в лице Н.Ф. Федорова, Вл.С. Соловьева, П.А. Флоренского и естественнонаучный, представ-ленный К.Э. Циолковским, В.И. Вернадским). 5 Большое значение в развитии русской философии имел период, который часто называют духов- ным ренессансом начала ХХ в. Из многочисленных представителей можно отметить В.В. Розанова, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, П.А. Флоанского, С.Н. Трубецкого, А.Ф. Лосева и других. Этих философов волновали проблемы экзистенциального порядка, проблемы творчества, бытие Бога, «рус- ская идея», проблемы социального устройства и другие. В заключение следует отметить, что русская философия сравнительно молода, она впитала в себя лучшие философские традиции и школы европейской и мировой философии. Вместе с тем она, несо- мненно, самобытна и обладает неповторимым обаянием. 2.9 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ Существуют различные точки зрения по поводу развития современной философской мысли. Со- гласно первой, основными моделями современного философского мышления являются позитивизм, марксизм, неотомизм, экзистенциализм и другие. Возникнув на рубе-же XIX - XX вв., они до сих пор имеют единое проблемное поле и общечеловеческую ценность, так как исследуют проблемы человече- ского бытия и его смысла. Позитивизм рассматривает традиционную проблему соотношения чувствен- ного и рационального в познании, и новые проблемы - проблему фак-та, веры, познания и творчества, логики познания и др. Позитивизм сегодня представлен «критическим рационализмом» К. Поппера, теорией «научных революций» Т. Куна, концепцией «эпистемологиче-ского анархизма» П. Фейерабенда, теориями структурализма, концепциями герменевтики и др. Неото-мизм продолжил христианскую тра- дицию в русле католицизма. Современный неотомизм претерпел существенные изменения: в нем поя- вились концепции аналитической философии религии, эпистемология религии, философско- антропологические концепции и др. Экзистенциализм возник как уче-ние о поиске человеком подлинно- го существования и обратил к изучению современных проблем человеческого бытия, культуры, иссле- дованию переживаний субъекта, его внутреннего мира (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Ка- мю). Марксизм выступает в разных концепциях - от догматического до творческого, вбирающего в себя синтез различных мировоззренческих ориентаций. Существует другая точка зрения, согласно которой в современной философии, в отличие от класси- ческой, на первый план выходят различия, общефилософский стержень разрушается, происходит выде- ление и локализация отдельных философских проблем. Они-то и оформляются в отдельные философ- ские направления. Все это создает определенную сложность в понимании и изложении историко-философского мате- риала, так как резко увеличивается само количество философских концепций и даже простое их пере- числение довольно затруднительно. Авторы последней точки зрения предлагают рассматривать основ- ные направления современной философии сквозь призму сциентизма и антисциентизма. Сциентизм проявляется как мировоззренческая установка на то, что научное знание есть наивыс- шая культурная ценность, с которой должны соизмерять свое содер-жание все иные формы духовного бы- тия (неокантианство в лице Г. Когена, феноменология Э. Гуссерля, неопозитивизм Л. Витгенштейна, Р. Карнапа и др., прагматизм, представленный Ч. Пирсом). Антисциентизм - социокультурная ориентация, основанная на широ-кой критике науки как соци- ального института и как формы постижения мира. В нем наука рас-сматривается как «демон, выпущен- ный из бутылки», угрожающий существованию самой человеческой цивилизации. В качестве альтерна- тивы науке, научному познанию, а в некоторых случаях вообще рациональному взгляду на мир выдви- гаются различного рода вненаучные или внерациональные (иррацио-нальные) способы постижения бы- тия. Классическим выражением антисциентизма в философии выступает экзистенциализм (М. Хайдег- гер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр и др.), а также творчество таких мыслите-лей XIX в., как А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон и др. Их взгляды были направлены против принципа антропологического рационализма, а теоретические исследования подвергли анализу роль и значение пси-хических процессов, не осознаю- щихся человеком. Серьезный вклад в развитие вышеупомянутой проблемы был внесен психоанализом, представлен- ным: • теорией бессознательного З. Фрейда, утвердившего бессознательное как важнейший фактор че- ловеческого измерения и существования; • теорией «коллективного бессознательного» К.-Г. Юнга, где коллек-тивное бессознательное яв- ляется отражением опыта предшествующих поколений; • социологизированием бессознательного в концепции А. Адлера; • «экзистенциальной дихотомией» Э. Фромма. Современный микропсихоанализ вышел на уровень рассмотрения та-ких философских категорий, как «пустота» и «попытка», связывая психическое бессознательное человека с космической пустотой (С. Фанти). В «философии жизни» (Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон) жизнь представлена как поток интуи- тивно постигаемой реальности, слияние человека со стихией жизни. В философии Ф. Ницше, направ- ленной на критику христианской морали и создание новой морали «сверхчеловека», проповедуется ин- дивидуализм, волюнтаризм и иррационализм. Воззрения А. Бергсона можно определить как генеральное возражение против материалистически- механистического и позитивистского направления философской мыс-ли. В качестве субстанции Бергсон утверждает жизнь как некую целостность, отличную от материи и ду-ха. Существует еще одна тенденция в развитии философии - коммуноло-гическая (от «коммуникация» - общение). К. Ясперс пишет о «философской коммуникации», Г. Га-дамер говорит о необходимости вести философский диалог, Ю.М. Лотман и Д.С. Лихачев развивают идею «диалога культур». В этом же направлении развиваются концепции Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейера-бенда и др. Плюралистичность различных концепций современной философии достигает наивысшего подъема и на едином проблемном поле возникают самые разнообразные вари-анты решения конкретных фило- софских проблем. Это побуждает философов вступать в диалог, а не отворачиваться друг от друга в си- лу разности принципов, методов и подходов. Основными моделями современного философского мышления являются позитивизм, марксизм, не- отомизм, экзистенциализм и другие. Эти философские модели возникли на рубеже XIX - XX вв., но и сегодня, благодаря тому, что рассматриваемые ими проблемы имеют общечеловеческую ценность, ока- зались востребованными. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1 АЛЕКСЕЕВ П.В., ПАНИН А.В. ФИЛОСОФИЯ: УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ. М., 1996. 2 Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник: 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998. 3 Введение в философию / Под ред. И.Т. Фролова. В 2 ч. (Любое издание). 4 История философии в кратком изложении / Пер. с чешск. (Любое издание). 5 История философии: Запад-Россия-Восток / Под ред. Н.В. Мотро-шиловой. Кн. 1: Философия древности и средневековья. М., 1985. Кн. 2: Философия XV - XIX вв. М., 1996. 6 Ермакова Е.Е. Философия: Учебник для вузов. М., 1999. 7 Ильин В.В. Философия: Учебник для вузов. М., 1999. 8 КАНКЕ В.А. ФИЛОСОФИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ И СИСТЕМА-ТИЧЕСКИЙ КУРС: УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ. 3-Е ИЗД., ПЕРЕРАБ. И ДОП. М., 2000. 9 КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ / пОД РЕД. М.Т. ИОВЧУКА, Т.И. ОЙЗЕРМАНА, И.Я. ЩИПАНОВА. (ЛЮБОЕ ИЗДАНИЕ) 10 МИР ФИЛОСОФИИ: КНИГА ДЛЯ ЧТЕНИЯ. В 2 Ч. М., 1991. 11 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ / РЕД. Е.В. ПОПОВ. М., 1997. 12 РАССЕЛ Б. ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ. РОСТОВ Н/Д, 1998. 13 РЕАЛЕ Д., АНТИСЕРИ Д. ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ ОТ ИС-ТОКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ. Т. 1: АНТИЧНОСТЬ. СПБ., 1994. Т. 2: СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. СПБ., 1994. Т. 3: НОВОЕ ВРЕМЯ (ОТ ЛЕОНАРДО ДО КАНТА). СПБ., 1996. 14 ТАРАНОВ П.С. МУДРОСТЬ ТРЕХ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ. М., 1998. 15 ФИЛОСОФИЯ: 100 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ: ЭКСПРЕСС-СПРАВОЧНИК ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ / ОТВ. РЕД. В.П. КОХАНОВСКИЙ. РОСТОВ Н/Д, 2001. 16 ФИЛОСОФИЯ: УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ / ОТВ. РЕД. В.П. КО-ХАНОВСКИЙ РОСТОВ Н/Д, 2000. 17 ФИЛОСОФИЯ: УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ / ПОД РЕД. В.Н. ЛАВРИНЕНКО, В.П. РАТНИКОВА. М., 2002. 18 ФИЛОСОФИЯ: УЧЕБНИК _________ДЛЯ ВУЗОВ / ПОД РЕД. Л.А. НИКИТИЧ М., 2000. 19 ФИЛОСОФИЯ: УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ / ПОД РЕД. В.Д. ГУ-БИНА. М., 1996. 20 ФИЛОСОФИЯ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ / ПОД РЕД. В.И. КИРИЛЛОВА. М, 1996 - 1997 (Ч. I - ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ; Ч. II - ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ). 21 ФИЛОСОФИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ: УЧЕБНОЕ ПОСО-БИЕ / ПОД РЕД. Е.В. НЕ- СМЕЯНОВА. М., 1999. 22 ШАПОВАЛОВ В.Ф. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ: ОТ КЛАССИКИ К СОВРЕМЕННОСТИ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ. М., 1999. Оглавление 1 Введение в философию 1.1 МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО УРОВНИ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИ-ПЫ 1.2 ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ 1.3 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ 1.4 СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ 2 История философских учений 2.1 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА 2.2 СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ 2.3 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ вОЗРОЖДЕНИЯ (XV - XVI ВВ.) 2.4 ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 2.5 ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕ-РИАЛИЗМ XVIII В. 2.6 НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 2.7 ПАНОРАМА ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XIX В. 2.8 ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ 2.9 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ |
« Пред. | След. » |
---|