проектирование образовтельных систем на примере школы |
Курсовые работы - Философия, Политология, Социология | |
Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты проектирования образовательных систем 7 1.1. Сущность технологии проектирования как метода стратегического управления 7 1.2. Применение проектного управления в образовании 18 1.3. Этапы проектного управления в образовании 28 Глава 2. Исследование деятельности МОУ Сертоловская СОШ № 3 и возможностей применения проектного подхода 41 2.1. Общая характеристика СОШ № 3 41 2.2. Система оценки качества образования МОУ ССОШ №3 45 2.3. Выбор направление развития школы 64 Глава 3. Разработка проекта преобразования МОУ Сертоловская СОШ № 3 в гимназию 77 3.1. Основные цели и этапы разработки проекта 77 3.2. Ресурсное обеспечение 84 3.3. Проектирование этапов реализации проекта 90 Заключение 97 Список литературы: 99 Введение Актуальность исследования обусловлена современной стратегией развития российского образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года основными задачами модернизации образования названы «повышение его доступности, качества и эффективности». Эти задачи решаются в ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование». Качество знаний и умений ученика определяет на многие годы его возможности в сфере материальной и духовной культуры, его успешную социализацию. Поэтому в повышении качества образования заинтересованы государство, педагоги, ученики, родители, общество в целом. Результаты проведенных в последние годы исследований, независимая экспертиза позволяют сделать неутешительные выводы о наметившейся тенденции к некоторому снижению качества обучения, несоответствия его современным требованиям. Успешно решить непростую задачу повышения качества обучения, его совершенствования можно только опираясь на науку, на дидактические разработки наиболее эффективного построения процесса обучения, основанного на анализе педагогической деятельности, рассматриваемой в ее динамике, в реальном практическом осуществлении. Качество образования - главное конкурентное преимущество тех или других учебных заведений и индивидуальных предпринимателей, оказывающих образовательные услуги. Термином «качество образования» принято обозначать «степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг» или «степень достижения поставленных в образовании целей и задач». К настоящему времени такими учеными-педагогами, как В.В. Краевский, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, Т.Я. Шамова и др., комплексно раскрыты важнейшие теоретические и практические вопросы качества обучения учащихся в общеобразовательной школе. И.Я. Лернер на основе анализа содержания образования и видов знаний выделил и научно обосновал качества знаний, определил основные направления совершенствования процесса обучения. В.В. Краевским, И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным разработаны уровни обязательного усвоения знаний. В.П. Симонов выделил педагогические условия, способствующие формированию системы качеств полноценных знаний школьников. Оптимизация учебно-воспитательного процесса как одно из важнейших средств повышения качества обучения рассмотрена в трудах Ю.К. Бабанского и М.М. Поташника. В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, М.В. Кларин, Г.К. Селевко в качестве одного из основных путей повышения качества обучения выделяют использование современных образовательных технологий. Т.И Шамова и Т.М. Давыденко освещают проблему повышения качества обучения в адаптивной школе. В работах Ю.А. Конаржевского основное внимание уделяется анализу урока для повышения качества обучения. На Едином государственном экзамене, муниципальных экзаменах, олимпиадах некоторые учащиеся лицеев и гимназий, или, как их часто называют, школ нового типа, показывают высокие и «выше среднего» результаты обучения. Однако в целом качество обучения учащихся в этих школах не всегда соответствует предъявляемым сегодня требованиям к уровню подготовки выпускников. Анализ современной педагогической литературы показывает, что специальных работ, посвященных непосредственно повышению качества обучения детей в школах нового типа, явно недостаточно. Меняющиеся условия и требования общественной жизни к образованию, анализ действующих в школе учебных программ, методических рекомендаций обнаруживают следующие противоречия: • между потребностью общества в людях, которые, получив образование высокого качества, умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, обладают критическим и творческим мышлением, и недостаточной разработанностью содержания и технологий образования, позволяющих подготовить таких выпускников; • между достижениями педагогической науки в области повышения качества обучения и их реализацией в педагогической практике; • между признанием педагогической наукой необходимости изменений в процессе обучения, позволяющих повысить его качество, и преобладанием традиционных подходов в практике обучения; • между базовой подготовкой педагогов, которая ограничивается чаще всего освоением традиционных методик обучения, и потребностью современной школы в педагоге, способном работать в инновационном режиме, обеспечивая высокое качество обучения. Гипотеза нашего исследования - для повышения качества обучения необходимо провести широкомасштабную диагностику, которая охватывается комплексом мер организационного, педагогического, методического и административного характера. По результатам данной диагностики будут определены направления развития образовательного учреждения и разработана стратегия развития. Объектом исследования является стратегическое планирование деятельности в образовательном учреждении общего среднего образования. Целью дипломной работы является проведение диагностики системы качества образования МОУ Сертоловская СОШ № 3 и разработка проекта преобразования школы в гимназию. В рамках данной дипломной работы будут решены следующие задачи: 1. исследовать особенности применения технологий проектного управления в образовании; 2. провести анализ качества обучения на примере Сертоловской СОШ № 3; 3. Разработать проект преобразования Сертоловской СОШ № 3 в гимназию. Структурно дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Глава 1. Теоретические аспекты проектирования образовательных систем 1.1. Сущность технологии проектирования как метода стратегического управления Стратегическое планирование деятельности организации является важнейшим элементом системы управления, обеспечивая разработку и конкретизацию целей деятельности предприятия, достижение ключевых показателей эффективности и прибыльности. Основное назначение стратегии - создание комплекса конкурентных преимуществ, для достижения бизнес - успеха в долгосрочной перспективе. Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60-70-Х гг. для того, чтобы отражать отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. Необходимость проведения такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях осуществления бизнеса. В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому управлению от оперативного управления, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенный внешней средой. Стратегическое управление можно определить как такое управление организацией, которое: • опирается на человеческий потенциал, как основу организации, • ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, • осуществляет гибкое регулирование, своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ. Стратегическое планирование служит целям управления как инструмент обработки информации, как средство обоснования управленческих решений и определяется потребностями управления. Оно необходимо на всех стадиях подготовки и принятия решения, и в особенности на этапах формирования цели, отбора лучшего варианта и оценки результатов реализации решения. Основное назначение стратегии - создание комплекса конкурентных преимуществ, для достижения бизнес - успеха в долгосрочной перспективе. Когда говорится о стратегии фирмы, то имеется в виду, что, с одной стороны, стратегия является детерминированной, т.е. четко спланированной, а с другой стороны, - стохастической, т.е. формирующейся под влиянием случайных факторов. Преобладание той или иной составляющей в итоговой стратегии фирмы зависит от уровня нестабильности среды функционирования компании. Чем выше нестабильность внешней среды, тем больше в стратегии компании случайного творческого подхода менеджеров к оценке ситуации. Следовательно, стратегия - это комбинация из запланированных действий и быстрых решений по адаптации фирмы к новой ситуации, к новым возможностям получения конкурентных преимуществ и новым угрозам ослабления ее конкурентных позиций . В ранний период зарождения российского бизнеса, одной из самых злободневных проблем, было непонимание принципов его ведения. Четкая, продуманная и эффективная стратегия - редкость на большей части российских предприятий и по ныне. Актуальность этого вопроса не только не уменьшилась с появлением новых технологий, но и повысилась. Повсеместная мода на внедрение КИС и комплексной автоматизации лишь оголила и усугубила проблемы управления и необходимости системного стратегического подхода к их решению . Системы управления конкуренцией ориентированы не на информационные технологии, а на стратегию конкуренции, на входящие в нее ключевые факторы успеха и соответствующее им поведение. Для понимания всего этого не нужно разбираться в информационных технологиях, - достаточно понимания конкурентного преимущества, к которому стремится компания. Понимать это обязаны менеджеры, управляющие производством. Если понимания нет, то не помогут не только электронные системы, но и да же медицина. Опыт говорит, что компаниям не хватает стратегического мышления, а вовсе не информационных технологий. Крайний дефицит достоверной рыночной информации делает доступной в лучшем случае оценку на качественном уровне. В самом деле, категория "доля рынка" предполагает, как минимум, знание общего объема рынка (хотя бы регионального) по заданному виду продукта. Для современной экономики с огромным теневым сектором, получение такой информации из доступных официальных источников невозможно, а проведение собственными силами полевых исследований потребует непомерных затрат. Данные об объеме рынка ближайших конкурентов также чрезвычайно труднодоступны, даже если предположить, что эти конкуренты достаточно точно определены и осведомлены. Основное назначение стратегии - создание комплекса конкурентных преимуществ, для достижения бизнес - успеха в долгосрочной перспективе. Когда говорится о стратегии фирмы, то имеется в виду, что, с одной стороны, стратегия является детерминированной, т.е. четко спланированной, а с другой стороны, - стохастической, т.е. формирующейся под влиянием случайных факторов. Преобладание той или иной составляющей в итоговой стратегии фирмы зависит от уровня нестабильности среды функционирования компании. Чем выше нестабильность внешней среды, тем больше в стратегии компании случайного творческого подхода менеджеров к оценке ситуации. Следовательно, стратегия - это комбинация из запланированных действий и быстрых решений по адаптации фирмы к новой ситуации, к новым возможностям получения конкурентных преимуществ и новым угрозам ослабления ее конкурентных позиций . Стратегия, как понятие, используемое в бизнесе, применима к любой сфере деятельности независимо от ее масштабов и экономических характеристик. Надо только правильно выбирать среду обитания и адекватно оценивать стратегические решения. По аналогии с определением военной стратегии экономическую стратегию фирмы можно определить как высшую форму предпринимательского искусства. Экономическая стратегия охватывает вопросы теории и практики подготовки компании к ведению бизнеса, исследует закономерности внешней и внутренней среды (экономическая, политическая и организационная компоненты стратегического куба), разрабатывает способы и формы подготовки и реализации стратегических действий, определяет цели и задачи подразделениям, распределяет ресурсы по стратегическим зонам хозяйствования. Стратегия - это модель, интегрирующая основные цели организации, ее политику и действия в некое единое целое. Стратегия - не просто представление о том, как вести себя по отношению к конкуренту или противнику. Она затрагивает более фундаментальные аспекты природы организации как инструмента коллективного восприятия и действия. Потенциально стратегия имеет дело со всем чем угодно: с товарами и процессами, клиентами и поставщиками, собственными интересами компании и ее социальными обязательствами, элементами управления и т.д. Правильно сформулированная стратегия позволяет упорядочить и распределить ограниченные ресурсы организации наиболее эффективным образом с учетом изменения внешней и внутренней среды. Таким образом, стратегия организации - это средство достижения желаемых результатов (целей). Она в определенной степени воплощает в себе модель управления организацией, а следовательно, формирует наш образ мышления. И.Ансофф связывает стратегическое управление с достижением стратегических результатов: захватом новых рынков, внедрением новых товаров и технологий. Определяющей для выживания организации в условиях конкурентной борьбы становится конкурентоспособность или обладание конкурентными преимуществами . Под конкурентными преимуществами понимаются факторы, определяющие превосходство над конкурентами и измеряемые экономическими показателями (дополнительная прибыль, более высокая рентабельность, рыночная доля, объем продаж) К. Боумен как и Ансофф, принадлежит к классикам стратегического менеджмента. Он считал, что следствием стратегического мышления на всех уровнях принятия решений в организации будет являться достижение необходимого уровня конкурентоспособности, а именно: снижения себестоимости продукции, высокой степени дифференциации товаров, разумного сегментирования рынка, внедрения новых технологий, высокой квалификации производственного, технического, коммерческого персонала, повышения качества производимой продукции . Х. Виссема рассматривал стратегическое управление с использованием элементов теории синергии. Он считает, что в результате изменения внешних обстоятельств многие компании находятся сейчас в стадии перехода от технической ориентации, централизованного управления и закрытой культуры к рыночной ориентации, децентрализованному управлению и открытой культуре (5, стр. 97). Интерес к управлению бизнес-единицами совпадает с интересом к стратегическому управлению и культуре организации. Все эти три процесса могут рассматриваться как реакция на радикальные достижения, происходящие на рынке и в технологии. Поэтому необходима согласованная политика для перехода, чтобы структура, стратегия и культура точно были адаптированы к требованиям новой эры. Рассматривая стратегические аспекты управления, П. Дойль использует термин «стратегическое рыночное планирование», определяя его как «процесс управления развитием и сохранением соответствия стратегии и организации предприятия, с одной стороны, и изменением внешних условий - с другой» . А. А. Томпсон и А. Дж. Стрикленд структуру стратегического управления также представляют в виде совокупности пяти составляющих его компонентов. В процессе стратегического управления, считают данные авторы, нет ничего окончательного - все ранее предпринятые действия являются объектами внесения исправлений в тех случаях, когда изменяются условия окружающей среды или возникают новые идеи . Внутренние и/или внешние изменения в среде предприятия создают необходимость стратегических корректировок, поэтому, по мнению данных авторов, процесс стратегического управления носит циклический характер. Задача оценки деятельности и инициирования корректирующих действий является одновременно началом и концом цикла стратегического управления. Ф. Котлер разделяет стратегическое планирование, осуществляемое на уровне корпорации, и стратегическое планирование в рамках бизнес-единицы . По мнению данного автора, стратегическое планирование на уровне корпорации, как правило, ограничивается четырьмя этапами: определение миссии корпорации; организация стратегических бизнес-единиц (СБЕ); выделение ресурсов для каждой СБЕ; планирование новых видов деятельности. При этом под стратегической бизнес-единицей Ф. Котлером понимается направление деятельности корпорации, которое требует индивидуальной стратегии. В книге «Основы менеджмента» Мескона М., Альберта М., Хедоури Ф. подробно и доступно изложены основы менеджмента как науки и основные принципы и концепции менеджмента . В книге описываются как теоретические, так и практические аспекты управленческой деятельности с учетом реалий современности. Особое внимание уделяется ситуативной природе менеджмента, что приобретает все большее значение, учитывая постоянные изменения современной бизнес-среды. Для того, чтобы обосновать свой собственный подход к стратегическому менеджменту Минцберг классифицировал и дал очень четкое описание основных подходов других авторов, сгруппировав их в "школы" (школа дизайна (формирование стратегии как процесс осмысления), школа планирования (построение стратегии как формальный процесс), школа позиционирования (построение стратегии как аналитический процесс), школа предпринимательства (построение стратегии как процесс предвидения), когнитивная школа (построение стратегии как ментальный процесс), школа обучения (построение стратегии как развивающийся процесс), школа власти (построение стратегии как переговорный процесс), школа культуры (построение стратегии как коллективный процесс), школа внешней среды (построение стратегии как реактивный процесс), школа конфигурации (построение стратегии как процесс трансформации . Российские менеджеры часто отождествляют долгосрочное и стратегическое управление. Долгосрочное управление основывается на предположении, что современные тенденции развития окружающей деловой среды можно экстраполировать и на будущее. В этом случае представляется несложным определить основные параметры долгосрочного плана, прежде всего, выполнить бюджетирование и рассчитать другие, базирующиеся на бюджете, разделы долгосрочного плана. Сформированный таким образом долгосрочный план можно разбить на более короткие промежутки времени. Долгосрочное управление эффективно в условиях стабильности организационной окружающей среды, однако в настоящее время организаций, действующих в таких условиях, не так уж и много. Поэтому в современной ситуации, когда организационная среда отличается высокой сложностью и динамизмом, более приемлема философия стратегического менеджмента, которая основана на предположении о невозможности с достаточной степенью достоверности предсказать долгосрочные тенденции развития. Поэтому стратегический менеджмент сосредотачивает внимание на методах формирования долгосрочных конкурентных преимуществ в условиях неопределенности и сложности среды. Так, в частности, целью долгосрочного планирования является расчет результатов деятельности и потребности в ресурсах на длительный период, при этом ставится задача оптимизации расхода ресурсов на применении детерминированных математических моделей различной степени сложности и компьютерных программ. Целью же стратегического менеджмента является достижение долговременного конкурентного преимущества на основе использования сильных сторон компании, компенсации слабостей, учета преимуществ и угроз, порождаемых внешней средой организации. В случае долгосрочного планирования главным критерием эффективности управления является рентабельность, прибыльность. Именно этого, чаще всего, требуют от совета директоров акционеры. Стратегический менеджмент ставит во главу угла повышение адаптационной способности компании, задачу повышения ее устойчивости по отношению к меняющимся воздействиям внешней среды. В качестве важнейшего фактора успеха стратегический менеджмент рассматривает человеческие ресурсы организации и использование скрытых резервов организационной культуры . О.С. Виханский рассматривал стратегическое управление как деятельность высшего руководства по управлению организацией в конкурентной рыночной среде, важнейшая составляющей жизни современной деловой организации . В своей книге «Стратегическое управление» О.С. Виханский исследовал реализацию стратегического управления, выработка и осуществление стратегии в трех ключевых сферах: сфере развития и поведения во внешней среде, сфере создаваемого продукта, сфере персонала организации. Авторы монографии «Менеджмент: Человек, стратегия, организация, процесс» А. Наумов и О. Виханский представляют менеджмент как динамичную, развивающуюся область знаний, позволяющую не только объяснить, но и предвидеть возникновение новых форм взаимодействия организации, человека и внешней среды. В данной монографии освещен широкий круг проблем, связанных как с общими задачами, стоящими в настоящее время перед менеджментом, так и с отдельными аспектами стратегического управления и организационного поведения, включающими вопросы лидерства, управления качеством, мотивации, организационной и национальной культуры. Профессор А. П. Градов разграничивает понятия стратегического планирования и стратегического управления путем классификации систем управления организацией при различных уровнях нестабильности внешней среды. При высоком уровне нестабильности окружающей среды актуальными для предприятия являются следующие системы управления: управление путем ранжирования стратегических задач, управление по «слабым сигналам», управление в условиях стратегических неожиданностей. Главным отличием стратегического управления от стратегического планирования Л. П. Градов считает тот факт, что в стратегическом управлении планирование изменения возможностей сочетается с планированием стратегий . Наиболее распространенные, выверенные практикой и широко освещенные в литературе стратегии развития бизнеса обычно называются базисными, или эталонными. Они отражают четыре разных подхода к росту фирмы и связаны с изменением состояния одного или нескольких следующих элементов: продукт, рынок, отрасль, положение фирмы внутри отрасли, технология. Каждый из данных пяти элементов может находиться в одном из двух состояний: существующее состояние или новое состояние. Первую группу эталонных стратегий составляют так называемые стратегий концентрированного роста. Сюда попадают те стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают три других элемента. В случае следования этим стратегиям фирма пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасли. Что касается рынка, то фирма ведет поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке либо же перехода на новый рынок. Конкретными типами стратегий первой группы являются следующие: • стратегия усиления позиции на рынке, при которой фирма делает все, чтобы с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции. Для реализации этой стратегии требуются большие маркетинговые усилия. Реализация этой стратегии допускает также осуществление так называемой «горизонтальной интеграции», при которой фирма пытается установить контроль над своими конкурентами; • стратегия развития рынка, заключающаяся в поиске новых рынков для уже производимого продукта; • стратегия развития продукта, предполагающая решение задачи роста за счет производства нового продукта и его реализации на уже освоенном фирмой рынке. Вторую группу эталонных стратегий составляют такие стратегии бизнеса, которые предполагают расширение фирмы путем добавления новых структур. Эти стратегии называются стратегиями интегрированного роста. Обычно фирма может прибегать к осуществлению таких стратегий, если она находится в сильном бизнесе, не может осуществлять стратегии концентрированного роста и в то же время интегрированный рост не противоречит ее долгосрочным целям. Фирма может осуществлять интегрированный рост как путем приобретения собственности, так и путем расширения изнутри. При этом в обоих случаях происходит изменение положения фирмы внутри отрасли. Выделяются два основных типа стратегий интегрированного роста: • стратегия обратной вертикальной интеграции, направленная на рост фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над поставщиками, а также за счет создания дочерних структур, осуществляющих снабжение. Реализация стратегии обратной вертикальной интеграции может дать фирме благоприятные результаты, связанные с уменьшением зависимости от колебания цен на комплектующие и запросов поставщиков. При этом поставки как центр расходов для фирмы могут превратиться в случае обратной вертикальной интеграции в центр доходов; • стратегия вперед идущей вертикальной интеграции, выражающаяся в росте фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечным потребителем, т.е. над системами распределения и продажи. Данный тип интеграции выгоден в тех случаях, когда посреднические услуги очень расширяются или когда фирма не может найти посредников с качественным уровнем работы. Третьей группой эталонных стратегий развития бизнеса являются стратегии диверсифицированного роста. Эти стратегии реализуются в том случае, если фирмы дальше не могут развиваться на одном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли. 1.2. Применение проектного управления в образовани На формирование стратегии компании оказывают влияние многие факторы. Взаимодействие этих факторов носит специфический характер для каждой отрасли и компании и всегда изменяется во времени. Стратегическая установка, или миссия организации, в сущности, означает попытку ответить на вопрос, в чем состоит конечный смысл деятельности организации. Она обычно довольно широка по масштабу и зачастую выглядит как описание долгосрочных перспектив организации. Разумеется, нет серьезных оснований искать миссию существования небольших коммерческих организаций - парикмахерских, мастерских по ремонту бытовой техники, магазинов продовольственных товаров и им подобных. Для них и им подобных долгосрочная перспектива, как правило, состоит в выживании в жесткой конкурентной среде и, по возможности, укреплении и расширении бизнеса. Для них также не характерно систематическое стратегическое планирование - процесс трудоемкий и дорогой. Так же трудно определять миссию для организаций, деятельность которых строго регламентирована сверху, например, органов муниципального управления. Однако в случае корпораций, крупных организаций бизнеса проблема определения миссии может становиться одной из сложнейших проблем стратегического развития. Стратегические установки часто можно найти в годовых отчетах, а также встретить в плакатах на стенах организации, где их стремятся выразить в форме кратких, эмоционально окрашенных лозунгов. Они могут включаться в информацию, распространяемую организацией среди покупателей, поставщиков, кандидатов на занятие вакантных должностей в организации. Они являются базой и точкой отсчета для всех начинаний в организации. Можно привести несколько причин, по которым организация должна сформулировать свою стратегическую установку: • сосредоточить сотрудников организации на общей цели; • сформулировать основу или стандарт для распределения ресурсов; • создать или изменить климат, или культуру организации; • обеспечить трансформацию целей организации в рабочую структуру; • ввести систему формального планирования в организации. Содержание стратегической установки. Какого-либо определенного и универсального набора правил для формулирования стратегической установки, подходящего для любой конкретной организации, не существует. В разных организациях ее содержание, объем, форма и уровень детализации будет отличаться. Однако для решения этой задачи существуют все-таки некоторые общие идеи и рекомендации. Представляется полезной предложенная Ф. Дэвидом нижеприведенная структура ответа на вопрос, что должно быть отражено в стратегической установке. 1. Покупатели. Указывается, кто является покупателями организации. 2. Продукция или услуги. Описание основных видов продукции и услуг организации. 3. Рынки. Формулируется сфера конкуренции фирмы. 4. Технология. Сообщается о том, является ли технология предметом внимания организации. 5. Формулирование широких экономических задач фирмы. 6. Философия. Подтверждение основных убеждений, этических ценностей и философских приоритетов организации. 7. Самооценка. Формулирование недостатков организации и ее конкурентных преимуществ. 8. Забота об имидже. Формулирование того, как организация хотела бы выглядеть в глазах общественности. 9. Отношение к персоналу. Заявление об отношении компании к ее персоналу. Никогда выбор одинаковых стратегий не происходил в схожих ситуациях. Факторы, определяющие стратегию, всегда отличались один от другого, и, как правило, очень сильно. К основным факторам, формирующим стратегии, можно отнести следующие: • социальные, политические, гражданские и регулирующие нормы; • привлекательность отрасли и условия конкуренции; • специфические рыночные возможности и угрозы; • сильные и слабые стороны организации, ее конкурентные возможности; • личные амбиции, философия бизнеса и этические воззрения менеджеров; • ценности и культура компании. Следовательно, стратегия - это: • собирательное понятие, объединяющее различные аспекты деятельности компании и находящее свое выражение во всем, что определяет жизнедеятельность организации; • комплекс мероприятий по достижению намеченных целей, уточненных через правила и процедуры. Образование - это полноценная отрасль экономики, которая объединяющая учреждения и предприятия, занятые обучением, воспитанием, передачей знаний, выпуском учебной литературы и подготовкой учительских кадров, очевидно, сегодня является одной из важнейших сфер, определяющих развитие национального хозяйства в целом. Однако своим экономическим значением ценность образования для общества не ограничивается. Образование как процесс передачи систематизированных знаний, умений и навыков от поколения поколению тесно связано с воспитанием, физическим развитием каждого человека, а значит, во многом определяет социально-культурный уровень развития общества и состояние здоровья населения. Рис. 1.1. Связи в системе «Общество-Образование» Видимо, желаемый уровень социально-экономического развития общества в будущем определяет качество образования, которое должны получить обучаемые. Поскольку инвестиции в человеческий капитал начинают давать отдачу по прошествии достаточно длительного периода (от нескольких до десятков лет), то качество образования должно быть связано со среднесрочными и долгосрочными целями развития общества. Качество образования, понимается нами как совокупность знаний и умений, социальных навыков, характеристик состояния физического здоровья обучаемого, полученных в ходе образовательного процесса. Качество образования определяется учебным планом, формами и методами преподавания. Исходя из содержания образования, строится система организации образовательного процесса: например, конфигурация сети образовательных учреждений, управление преподавательским составом и т.д. Можно выделить следующие проблемы образования в РФ: 1. Недостаточное бюджетное финансирование не позволяет обеспечить обучение учащихся на должном уровне, разворачивать инновационные процессы, поддерживать учебно-материальную базу учреждений общего образования. 2. Продолжается отток из учреждений образования квалифицированных кадров из-за низкой заработной платы. 3. Анализ трудоустройства выпускников школ показывает, что часть из них не в состоянии заниматься активным поиском места своей будущей учебы или работы. 4. Учащиеся и их родители зачастую не удовлетворены качеством полученного общего образования. 5. Реальная подготовка выпускников общеобразовательных учреждений не ориентирована на меняющуюся ситуацию в экономике и социальной сфере региона. 6. Выявляется значительная разница в качестве подготовки выпускников сельских и городских школ. 7. Оценка образовательных результатов школы педагогическим коллективом не совпадает с мнением местного сообщества и результатами контроля качества образования, полученными в ходе внешнего тестирования учащихся. 8. В организации образовательного процесса абсолютного большинства школ господствуют репродуктивные технологии обучения. 9. Родители учащихся, не имеют рычагов влияния на школу и потому занимают бессубъектную позицию. 10. Существующая система повышения квалификации не обеспечивает качественных изменений в деятельности учителей и администрации школ. 11. Учреждения общего среднего образования региона «закрыты» для местного сообщества, потенциальных социальных партнеров и достаточно инертны, неадекватно и несвоевременно реагируют на изменения внешней среды. 12. Партнерство учреждений образования с представителями рынка труда и другими сферами практически не развито. Отсутствуют эффективные образцы и технологии государственно-общественного управления качеством образования. Вступление в третье тысячелетие требует от российской высшей школы модернизации системы образования и организации управления в том числе. Проблемными зонами современного вузовского управления являются: • неадаптированность структур управления вузом к изменившимся условиям; • доминирование задач оперативного управления; • ориентация на достижение целей и задач краткосрочного периода; • отсутствие системы принятия управленческих решений на опережение, замедленная реакция на изменения во внешней среде; • нечеткость управленческих процедур; • "провисание" ряда управленческих функций, таких как контроль, долгосрочное планирование; • сосредоточенность на решении преимущественно внутренних задач, слабое взаимодействие с потребителями образовательных услуг по изучению их потребностей. Перечень проблем можно продолжать и далее, но ключевым моментом их возникновения является тот факт, что вузы все в большей степени становятся субъектами рынка, а системы управления вузами отстают от этого процесса. Радикально изменилась внешняя среда вузов. Наиболее существенные перемены произошли в следующих сферах. • Управление системой высшего образования. Произошла определенная децентрализация, повысилась самостоятельность вузов в принятии решений. Особенно значительные изменения в перераспределении полномочий произошли в начале - середине 90-х годов. Сегодня маятник централизации - децентрализации качнулся в сторону повышения роли центра, однако вузы по-прежнему имеют высокий уровень самостоятельности по широкому кругу вопросов своей жизнедеятельности. • Финансирование высшего образования. Государство, по известным причинам, отказалось от роли главного и единственного финансиста. Возникли разные группы заказчиков и потребителей образовательных услуг со своими финансовыми возможностями, запросами и интересами. Появились также неведомые ранее источники финансовых средств в лице благотворительных организаций и фондов. Наконец, сформировалась конкурсная система получения финансирования на выполнение заказов и развитие учреждения. • Формирование негосударственного сектора высшего образования. Появление негосударственных вузов привело к конкуренции по ряду конъюнктурных специальностей. Идея стратегического управления - это попытка ответить на вопрос о том, как управлять в условиях, которые не вполне прозрачны, меняются и зависят от множества факторов, в частности, от действий других людей, принимающих самостоятельные решения и стремящихся к своим целям. Управлять в таких условиях - значит управлять стратегически. Необходимость разрабатывать стратегию появляется при дефиците ресурсов. Если управленец имеет достаточно ресурсов, чтобы решить интересующую его задачу, он решает ее, не разрабатывая какой-либо специальной стратегии. Другое дело, когда ресурсов недостаточно - тогда, прежде чем начать действовать, приходится анализировать разные варианты, оценивать балансы затрат, рисков и приобретений, взвешивать ресурсы, выделять критические точки, в которых может сорваться все дело, формировать различные сценарии действий в этих точках и т.д. В этих условиях точный выбор приоритетов и направлений деятельности, которые могут быть реально обеспечены имеющимися ресурсами, приобретает жизненно важное значение. При этом процедуры стратегического планирования сосредотачивают внимание управленца на "субъективных" составляющих управления, на том, как и на каких принципах оно организовано, какие технологии использует и т.п. Стратегия - это не то, как проявляется и предъявляется характер жизни и "развития" объекта, стратегия - это то, как устроена работа управленческой системы. Разумеется, невозможно рассматривать "объективные" составляющие развития, не обращаясь к "субъективным", и наоборот, поэтому подходы стратегического планирования и, например, планирования социально-экономического развития, скорее, не противоречат, а - при правильно организованном взаимодействии - дополняют друг друга. При этом точное понимание возможностей и ограничений разных типов планирования имеет существенное значение (см., например, следующую сравнительную характеристику стратегического и перспективного планирования в одном из руководств по стратегическому планированию (Rata, Vasilache, 1997): Таблица 1.1 Процесс стратегического планирования Процесс перспективного планирования Концентрируется на способе достижения цели Концентрируется на описании желаемого положения дел в будущем, включает общие ориентиры и цели, которые планирует достичь, опирается на ожидания и прогнозы Реалистичен, ориентирован на действие и конечный результат, предполагает и учитывает возможность изменений, рассматривает наличные и потенциальные ресурсы Ориентирован на умозрительные представления и ценности, реагирует на изменения после того, как они происходят, не учитывает разнообразия ресурсов Предполагает, что тенденции могут неожиданно меняться, подчеркивает важность изменений и готовности адаптироваться к ним Исходит из предположения, что существующие тенденции сохранятся в будущем по принципу линейной экстраполяции Исходит из предположения, что интересы разных участников работы различаются, оценивает их потенциал и вырабатывает наборы действий, специфичные для разных случаев, ключевое слово - стимулирование Исходит из предположения, что все участники работы одинаково заинтересованы в ее выполнении, в соответствии с разработанным планом, ключевое слово - регулирование Опирается на выработку общего видения, разрабатывает набор сценариев, учитывает факторы риска и неопределенности Опирается на разработку планов по секторам, обычно плохо скоординированных друг с другом, разрабатывает один сценарий Предполагает переговоры и сделки по поводу конфликтов, стимулирует вовлечение всех заинтересованных групп в процесс планирования, поощряя их инициативу и включая в принятие решений Способом решения конфликтов считает вмешательство власти в интересах общего дела, концентрирует принятие решений и инициативу в едином центре Особое значение уделяет составляющим, которые не поддаются количественной оценке, позициям, характеристикам качества жизни Отдает приоритет физическим и пространственным характеристикам места в ущерб социальным, культурным и экономическим составляющим жизни Гибкий процесс, способный адаптироваться к происходящим изменениям и событиям, непрерывный, интегрирующий, интерактивный, вовлекающий Инструмент регулирования, обладающий высокой степенью инертности Стратегия позволяет сформировать краткое изложение основных позиций, характеризующих вуз и его развитие, дает возможность привлечь новые ресурсы, повысить конкурентоспособность и привлекательность вуза. На конференции по стратегическому планированию особое внимание уделялось разработке планов, определяющих будущее состояние экономической системы. Следовательно, пути, способы и средства достижения планов развития вуза помогут систематизировать разрозненные цели, мероприятия, связать разные программы и проекты, сконцентрировать и рационально использовать ресурсы. Стратегия является базой социально-экономического роста транспортных вузов. Она помогает сделать работу более целенаправленной и планомерной, способствует поддержанию и развитию нововведений в вузе, установлению связи с инвесторами (РЖД, заводы, энергетический комплекс, строительство). Для проведения стратегии в вузе необходимо собрать информацию, осуществить первичный анализ и сделать обобщение, проанализировать ситуацию, определить потребность внешней среды и разработать основные направления стратегии, все операции предусматривают программное обеспечение. При планировании будущей структуры образовательного учреждения, происходит формирование устойчивого развития учреждения с внешней средой. Устойчивое развитие включает в себя комплекс мероприятий, одним из которых является стратегическое планирование, формирующее улучшение социально-экономической ситуации в вузе. К основным показателям образовательных учреждений для стратегического планирования (развития) относят : • образовательную деятельность; • подготовку кадров высшей квалификации; • научные исследования; • кадровое обеспечение; • информатизацию; • библиотеку; • экономику; • сферу обеспечения; • социальную сферу; • воспитательную работу. Потенциально нарастающая вариативность образования, обусловленная кардинальным изменением социальных, политических, экономических основ и культурно-образовательных традиций Российского общества, порождает принципиально новую проблемную ситуацию управления качеством образования. Термин «образование» также имеет весьма широкое толкование. Мы в его использовании ориентируемся на формулировку, представленную в Законе РФ « Об образовании», понимая под образованием «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней образовательных цензов». Иными словами, образование представляет перед нами как процесс движения к заранее запланированному результату, следовательно, этот процесс должен быть достаточно технологичен в своей содержательной части, включая способы и средства достижения поставленных целей, а также - средства контроля за их достижением. В Современном образовании существуют модели управления общеобразовательным учреждением, а также подходы к оценке качества управления. Изучению этих вопросов были посвящены работы: А.М.Моисеева, который отстаивал специальный термин "качество управления школой", М.М.Поташника, сформулировавшего набор критериев для оценки качества управления образовательным учреждением, Т. М. Давыденко, которая считает, что важно учитывать изменения в объекте управления (школьных процессах, деятельности учителей и др.) и в субъекте управления, а также ряд других исследований. В настоящее время процесс управления качеством образования осуществляется преимущественно на основе несистематичной, неполной, и не всегда достаточно объективной информации и поэтому малоэффективен. Одна из причин этой ситуации - в несистематическом характере оценки учебных достижений, т.е. нарушении одного из главных свойств мониторинга - непрерывного слежения за качеством образования. Этот аспект мониторинга в значительной степени носит организационный характер и в данном исследовании практически не рассматривается. 1.3. Этапы проектного управления в образовании Одна изосновных задач образования, требующая сегодня своего решения - это использование в подготовке педагогов тех инноваций, которые были произведены в образовании России за последние 15-20 лет. В ряде случаев, уникальные разработки советских и российских педагогов, ученых, методистов не получили должной оценки, дальнейшего развития и распространения только потому, что не получили должного институционального оформления, а не в силу их содержания или неверности подхода. Опыт инновационного движения в образовании показывает, что это направление является важным и претендует на очень существенную часть в содержании образования, и в первую очередь, на сегодняшний день, в содержании подготовки педагогов. Тенденция развития инновационной деятельности в системе образования в целом, высшей школы и особенно в вузах отражена в принятой в апреле 2000 года коллегией Минобразования России Концепции научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 гг. Основная идея Концепции состоит в том, что высшая школа, университеты на современном этапе обязаны вести не только фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования, но и выполнять опытно-конструкторские разработки, создавать образцы новой техники и технологии, обеспечивать их тиражирование, осуществлять коммерциализацию результатов научных исследований ученых, преподавателей и студентов и обеспечивать передачу готовой продукции (технологический трансферт) потребителю. Таким образом, современные университеты должны реализовывать полный инновационный цикл, связанный с созданием инноваций: 1) генерация идей, проведение фундаментальных и поисковых исследований, получение патентов (на этом этапе инновационного процесса обеспечивается концептуальное решение проблемы создания инновации); 2) прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, создание макетных и опытных образцов новой техники и технологии (на этом этапе инновационного процесса обеспечивается техническое решение проблемы создания инновации); 3) производство инновационной продукции, решение проблем инвестиций, проведение маркетинговых исследований, передача готовой продукции на рынок, обеспечение диффузии нововведений (инновации) (на этом этапе инновационного процесса завершаются процессы технологического трансферта и коммерциализации результатов научных исследований, изобретений). Таким образом, современный университет - это не только научно-образовательный центр. Он в силу развития инновационной деятельности, инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, установления тесных связей между учебным, научным и инновационным сегментами университета трансформируется в особый университетский комплекс - учебно-научно-инновационный комплекс (УНИК). Взгляд на университет как на социальный институт, обеспечивающий население только образовательными услугами, канул в историю. Современный университет - это научное сообщество, которое способно генерировать новые знания, использовать их для подготовки специалистов, распространять знания, превращать их в готовый коммерческий продукт и удовлетворять потребность в нем людей, экономики и социальной сферы страны. То есть современный университет в качестве одного из основных направлений деятельности активно должен развивать инновационную деятельность. В современных условиях инновационная деятельность - это механизм влияния университета не только на развитие образования и науки в стране или регионе, но и на их экономику, социальную сферу. Проектирование предвосхищает в идеальной форме результаты как материально-практической, так и духовной деятельности, то есть как внешнего, так и внутреннего мира человека . Это суждение правомерно для любой деятельности э социальной сфере, в том числе педагогической. Поэтому педагогическое проектирование невозможно однозначно отнести к объективным или субъективным сторонам педагогической деятельности. Оно полифункционально, и в основе его целостности лежит замысел о совершенствовании педагогической деятельности, о будущем образе культуросообразной, личностноориентированной образовательной системы и соответствующих ей педагогических процессов. Начиная с 90-х гг. XX века теория и практика педагогического проектирования получили широкое развитие. Таблица 1.2 Вводимые понятия Краткое введение Проективное образование Проектное образование Инновации в образовании Педагогическое проектирование Педагогический проект Творческое проектирование Технологии педагогического проектирования В данной главе рассматриваются цели, принципы, процедуры педагогического проектирования, раскрываются основные характеристики педагогических проектов, структура и содержание проектной культуры преподавателя вуза для того, чтобы Вы смогли: 1) понять суть и логику педагогического проектирования как ключевого элемента профессионально-педагогической деятельности преподавателя; 2) осмыслить значение и роль педагогического проектирования для собственной деятельности и выявить области его применения; 3) реализовать самооценку степени сформированности собственной проектной культуры. Педагогическое проектирование - феномен, возникший как результат взаимодействия новейших тенденций в развитии педагогической теории и инновационной практики. Проектирование в настоящее время рассматривается как важнейшая составляющая педагогической деятельности. Этот процесс охватывает: образовательные системы различною уровня (федеральные, региональные, муниципальные), содержание образования, педагогические технологии, управление педагогическим процессом, планирование и контроль развития учреждения и др. В соответствии с определением Е. С. Заир-Бек педагогическое проектирование - это "специальным образом организованное осмысление педагогических проектов и систем, когда на основе имеющегося состояния и прогноза желаемых результатов создается новый облик системы и одновременно процесс реализации в действительности задуманного". В. Е. Радионов указывает, что педагогическое проектирование "является полифункциональной деятельностью, закономерно возникающей в связи с необходимостью преобразований в образовательных системах. Его объекты имеют двойственную природу, обладают способностью к самоорганизации. В связи с этим педагогическое проектирование строится как интеллектуальное, ценностное, информационное предопределение условий, способных направлять развитие преобразуемых объектов". Педагогическое проектирование - это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социокультурного контекста рассматриваемой проблемы, и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социально-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты. Педагогическое проектирование подразумевает разработку педагогических принципов создания информационно-образовательной среды, выделение наукоемких компонент в содержании образовательных программ; определение взаимодополнительности образовательных ресурсов; выработку общих принципов разработки электронных образовательных ресурсов; стандартизацию интерфейсов пользователей с точки зрения психолого-педагогических требований; согласование процедуры регистрации и контроля пользователя информационно- образовательных сред и др. В соответствии с современными системными представлениями педагогическая система и реализующий её учебный процесс представляют собой сложную многоэлементную и многоуровневую структуру /1/. Представление о системных связях между компонентами педагогической системы (учащимися, целями образования, содержанием образования, процессами обучения, формами организации образования и учителями) привело к пониманию того, что новации в какой-то одной из частей этой системы дают малоощутимые результаты в повышении уровня подготовки специалистов и что основа построения учебного процесса заложена в целях обучения /2/. Об этом же говорил и Г.П. Щедровицкий, «конкретный проект, выражающий цели образования, нужно сформулировать для того, чтобы потом можно было построить программу обучения и воспитания; программа нужна для того, чтобы определить число, вид и связь тех учебных предметов, которые должны быть включены в систему образования; в зависимости от характера учебных средств строятся те приемы и способы обучения, которые обеспечивают передачу средств учащимся» . Однако проектирование педагогических целей представляет собой одну из сложнейших педагогических проблем. Можно сказать, что сформулированная цель является ведущим системообразующим элементом педагогической системы. Своеобразием современного состояния педагогической науки заключается в том, что уже недостаточно сформулировать цель в виде лозунга, современная цель должна быть не только ясна, но и технологична. То есть она должна содержать в себе, как в зародыше, все будущие изменения других компонент педагогической системы, которые будут способствовать её достижению и реализации. Понимание системного характера самих педагогических целей, ставит проблему их таксономии, т.е. систематизации, классификации по определенным критериям и принципам с целью конструирования и иерархии (последовательности, очередности расположения в определенной структуре) /4/. В целях создания единого образовательного пространства в системе открытого образования необходимо предварительное согласование педагогических принципов разработки вузовских образовательных сред. Этапность педагогического проектирования информационно-образовательных сред вузов-партнеров можно представить в виде следующей последовательности: 1. Этап стратегического согласования: выработка общих целей и принципов создания информационно-образовательных сред (ИОС); 2. Этап педагогического проектирования: определение педагогических принципов создания ИОС и её подсистем; согласование принципов разработки электронных образовательных ресурсов (основных носителей образовательной информации); 3. Этап проектирования архитектуры ИОС, согласование структуры сайтов и интерфейсов ИОС, выбор согласованного технического решения для создания ИОС. 4. Этап реализации согласованных стратегических, педагогических, и технических решений в процессе создания ИОС. 5. Этап дистанционного диагностирования согласованности подсистем и элементов ИОС. Разработка педагогически согласованных информационно-образовательных сред вузов даст возможность учесть взаимные научные и педагогические ресурсы вузов, ускорить за счет этого продвижение вузов по пути внедрения современных информационных технологий в процесс образования и поднять на более высокий уровень партнерские отношения в образовательной сфере между вузами. 1. Анализ объекта проектирования. Анализ объекта проектирования предполагает прежде всего рассмотрение его структур, состояние каждой из них в отдельности, а также связей между ними. В ходе анализа выявляются слабые стороны, недостатки объекта с точки зрения общественно-государственных и личностных требований к нему. В результате анализа выявляется противоречие, т.е. наиболее существенное несоответствие между компонентами объекта или состоянием его в целом и требованиями к нему. Именно этот узел будет подвергается изменениям в ходе проектирования. Требуется прежде всего определить, что именно будем проектировать: систему, процесс или ситуацию Особенностью каждого из этих объектов является стратометрическое построение. Это означает, что и большие системы, и маленькие ситуации нелинейны, имеют множество накладывающихся структур (слоев, пластов). Стратометрическое построение означает взаимодействие, соотношение, связь слоев, структур, подсистем, возникающих внутри самой системы, процесса или ситуации. 2. Выбор формы проектирования. Выбор формы проектирования зависит от того, какой этап выбран и какое количество этапов предстоит пройти. 3. Теоретическое обеспечение проектирования. На этом этапе осуществляется поиск информации: а) об опыте деятельности подобных объектов в других местах; б) об опыте проектирования подобных объектов другими педагогами; в) о теоретических и эмпирических исследованиях влияния на человека педагогических систем и процессов того или иного решения педагогических ситуаций. 4. Методическое обеспечение проектирования. Этот этап включает создание инструментария проектирования: подготовку схем, образцов документов и т.д. 5. Пространственно-временное обеспечение проектирования. Любой объект только тогда получает реальную ценность и способен быть реализован, если при его разработке учитываются конкретное время и определенное пространство. Пространственное обеспечение означает определение (подготовку) оптимального места для реализации данного проекта, учет влияния места на реализацию систем. Пространственная среда также проектируется. В педагогике возник так называемый пространственный анализ, изучается эффект отдаленности, близости преподавателя и обучающегося, учебного заведения, дома и т.д. Временное обеспечение проектирования - это соотношение проекта и времени о его реализации. Каждый метод характеризуется своей трудоемкостью, также требуется определенное время для передачи и усвоения содержания. Каждая форма рассчитана на определенную продолжительность. 6. Материально-техническое обеспечение. Материально-техническое обеспечение выполняет несколько функций в процессе педагогического проектирования. Во-первых, оно предоставляет педагогическую технику и средства для осуществления непосредственно самой деятельности по проектированию. В настоящее время многие функции (формообразования и др.) все в большей степени передаются компьютеру. Во-вторых, так как материально-техническое обеспечение формируется из разных источников, оно тоже должно проектироваться. В-третьих, материально-техническое обеспечение всегда было средством решения воспитательных целей, следовательно, оно должно проектироваться как составная часть педагогических проектов. 7. Правовое обеспечение проектирования. Этот этап включает создание юридических основ или их учет при разработке деятельности учащихся и преподавателей в рамках систем, процессов или ситуаций. 8. Выбор системообразующего фактора. Этот этап необходим для создания целостного проекта во взаимосвязи всех его составных частей. Установление связей идет непроизвольно. Эта процедура требует выделения главного звена, в зависимости от которого определяются все другие связи. Это ведущее звено оказывается системообразующим, служит основанием для объединения компонентов. Системообразующую функцию может выполнять почти любой компонент педагогической системы, чаще всего цели обучения. Системообразующий компонент определяется через противоречия. При этом следует найти составные части проекта, которые наиболее не соответствуют друг другу, но в то же время находятся в причинно-следственной зависимости. Это и есть противоречия. 9. Установление связей и зависимостей компонентов. Этот этап является центральной процедурой проектирования. Существует множество видов связей между компонентами в системе. Основные из них: связи происхождения, построения, содержания и управления. Связи происхождения можно использовать при проектировании интегративного вида образования или интегративного учебного курса или интегративного занятия. При установлении связей между структурами содержания, методическими компонентами появляются новые виды образования. Связи построения затрагивают структуру, расположение частей, компонентов процесса. Используя их, в занятие можно ввести знания из других дисциплин, увеличить или уменьшить, переставить местами компоненты. Связи содержания, напротив, затрагивают сущность взаимодействующих компонентов - состава и содержания. Связи управления, сохраняя традиционный подход к объекту проектирования, позволяют его слегка изменить, приспосабливая к новой среде, к смежным системам, процессам. 10. Составление документа. Этот этап проводится, как правило, с учетом общепринятого алгоритма, то есть перечня обязательных разделов и их структурного построения. Возможно ли их изменение? Естественно, но в некоторых пределах, иначе может появиться совершенно новый документ нового назначения. 11. Мысленное экспериментирование. На этом этапе проводится мысленный эксперимент применения проекта - проигрывается в уме созданный проект, осуществляется его самопроверка. Мысленное экспериментирование предполагает предварительную проверку поведения обучающихся и преподавателей в спроектированной системе, процессе, прогнозирование результатов в виде предполагаемого проявления индивидуальных качеств. 12. Экспертная оценка проекта. На этом этане осуществляется проверка созданной формы компетентными специалистами, а также возможными потребителями. 13. Корректировка проекта. На этом этапе проект корректируется с учетом результатов экспериментирования и экспертной оценки. 14. Принятие решения об использовании проекта. Это - завершающее действие процесса проектирования. После него начинается внедрение проекта в практику. Для разработки проекта развития образовательной системы особое значение имеет проблема выбора эффективных методов, позволяющих реально осуществлять те или иные виды деятельности в технологической цепочке ее проектирования и реализации. Технология проектирования педагогических программ и проектов различного назначения включает в себя три основных этапа: I. Первый (стратегический) этап: создание стратегии конструирования и осуществления проекта через последовательную реализацию процедур, предусматривающих: • предварительную формулировку стратегической цели, концепции и миссии образовательной системы c учетом комплексной диагностики образовательной системы и оценки ее инновационного потенциала, осуществляемой в связи с ее функционированием в нестабильных динамично меняющихся условиях внешней среды; • анализ образовательного поля и выделения ключевых проблем; • оценку и распределение имеющихся ресурсов; • формирование путей и проектов, направленных на решение проблем; • определение, проработку и защиту первоочередных проектов; • выбор и фиксацию окончательной стратегии. II. Второй (организационный) этап: • разработка бизнес-плана, включающая наряду с ранее выполненным анализом внешней ситуации, тенденций и направлений развития высшего образования и рынка образовательных услуг, технологический (производственный), организационный и финансовый план действий, маркетинговые мероприятия, учет возможных рисков при реализации проекта и т.д.; • организация проектирования, предусматривающая наряду с осуществлением необходимых организационных мероприятий, претворяемых в жизнь в рамках общего руководства менеджером проекта, проведение контролирующих и стимулирующих проектирование акций; • социальное проектирование, учитывающее последствия реализации проекта и его общественную значимость на макро-, мезо- и микроуровнях. III. Третий (адаптационный) этап: • конкретизация банка методов, приемлемых в данном конкретном случае для использования в процессе педагогического проектирования, группирование методов и их соотнесение к шагам основного алгоритма; • выявление мероприятий, осуществление которых необходимо в процессе реализации педагогического проекта; • проведение мыслительного эксперимента, предполагающего реализацию моделирующей и прогностической деятельности; • разработка алгоритма практических действий по внедрению проекта в педагогическую практику; • разработка мер по оценке эффективности и качества принятых решений. Условия успешности проектирования • готовность руководства к организации и участию в проектной деятельности (согласованного руководства на всех уровнях управления: руководства регионального, городского, муниципального управления образования, отдельного учебного заведения); • желание и готовность педагогического коллектива к участию в проектной деятельности (то есть создания условий, мотивирующих педагогов на разработку и освоение педагогических новшеств, преодоление кризиса в мотивационном обеспечении, предоставление возможности проявить себя с определенной стороны: научной, профессиональной, общественной); • наличие стратегии инновационной деятельности (какие цели и задачи ставит перед собой регион, город, учебное заведение и др. в процессе разработки, освоения и внедрения новшеств, будут ли это локальные новшества, модульные или системные). При отсутствии хотя бы одного из вышеназванных факторов нельзя говорить об успешной проектной деятельности и получении желаемых результатов. Глава 2. Исследование деятельности МОУ Сертоловская СОШ № 3 и возможностей применения проектного подхода 2.1. Общая характеристика СОШ № 3 Сертоловская средняя школа№ 3 расположена во Всеволожском районе Ленинградской области. В школе 30 классов. Обучение в 2 смены. Начальная школа -10 классов 242 ученика. 5-9 - 14 классов (354 ученика). 10-11 - 6 классов (137 ученик). Учебно-материальная база: • 13 - предметных кабинета • 1 кабинет информатики • 1 кабинет обслуживающего труда • 1 кабинета - лаборатории • 1 спортивных зала • 5 спортивных площадок • 1 библиотека • мастерские • видеокласс с видеопроектором • мультимедиапроектор 16246 экземпляров общего книжного фонда (из них 7152 экземпляров учебной литературы и 5977 экземпляра художественной литературы), алфавитный каталог - да, систематический каталог - да. Образовательные программы школы: «Русские корни», «Русский язык и культура речи», «Современная английская грамматика», «Здоровое питание дома и вне его», «Красота и здоровье», «Технология профессионального самоопределения и карьеры», «Арифметика наследственности». Школа осуществляет предпрофильную подготовку в 9-х классах. В школе работают следующие кружки - «Рукодельница», «Говорим по-английски», «История школы», «Родные напевы», «Чертёжник», «Учись правильно говорить», «Бисероплетение», «В мире прекрасного», «Танцевальное искусство», «Шахматы»; четыре спортивные секции (футбол, хоккей, волейбол, теннис), 6 факультативов. Школа существует уже 29 лет. За эти годы сформировался и утвердился коллектив талантливых учителей, которые стремятся сделать каждый шаг ребенка творческим самоутверждением. Люди незаурядные, обладающие гибкостью, способностью реагировать на непредвиденные обстоятельства, что обеспечивает многоплановость в подходах к учебно-воспитательной деятельности, организации работы с педагогическими кадрами. Анализ кадрового состава школы показал, что в 2007-2008 учебном году в школе работало 102 педагогических работников. Из них (на конец учебного года) • имеют высшую квалификационную категорию - 42 (т.е. 42,3%); • первую квалификационную категорию - 37 (т.е.37,3%); • вторую квалификационную категорию - 18 (т.е.18,2%0). • Всего имеют квалификационную категорию - 97 (т.е.97,8%) Из них: • "Заслуженный учитель РФ" - 1; • награждены значком "Отличник народного просвещения" - 15; • награждены значком "Почетный работник общего и среднего образования" - 4; • почетной грамотой МО - 7; • почетной грамотой департамента и науки - 19; • почетной грамотой управления образования г. Липецка - 29. • 97 педагога имеют высшее образование, • 1 - является студентом высшего учебного заведения. Имеют стаж работы: • От 0 до 10 лет - 15 педагогов (т.е.15%) • От 10 до 20 лет - 49 педагогов (т.е.50%) • От 20 лет и выше - 34 педагогов (т.е.34,7%) Таблица 2.1 Информация о качественном составе педагогических работников Должность, специальность всего Квалификационная категория высшая первая вторая не имеют кв. категории Директор 1 1 Зам. директора по УВР 5 3 2 Зам. директора по ВР 1 1 Учителя предметники: Русского языка и литературы 12 4 8 Иностранных языков 11 3 1 5 2 Истории 6 2 2 2 Математики 11 2 4 5 Физики 3 1 2 Химии 3 1 2 Биологии 6 1 3 2 Географии 4 3 1 Технологии 5 4 1 ИЗО, черчения, музыки 5 1 1 3 Физкультуры, ОБЖ 5 3 1 1 Начальных классов 19 11 6 2 Педагоги-психологи 3 2 1 Вожатые 1 1 Воспитатели 2 2 Итого 103 42 37 21 Аналиируя таблицу качественного состава педагогических кадров, нетрудно заметить, что самый большой процент педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию, приходится на учителей физкультуры и ОБЖ-67% (3 из 5), учителей технологии - 80% (4 из 5), учителей начальных классов - 61% (11 из 19). Как ни парадоксально, самый низкий процент у учителей математики - 15% (2 из11) и учителей словесности -33%. Это все не значит, что уровень профессионального мастерства у них ниже, чем у учителей других специальностей, просто нагрузка и спрос с их работы огромен (особенно с введением ЕГЭ). В результате проводимой работы с кадрами за последние три года произошли качественные изменения педагогического состава. % категорированных работников соответственно составил 95%. Анализ качественного и количественного состава педагогических и руководящих кадров показал, что в настоящее время в школе № 165 создан стабильный, профессионально-грамотный педагогический коллектив. Это позволяет вести методическую работу на достаточно высоком уровне, соответствующем требованиям современного образовани 2.2. Система оценки качества образования МОУ ССОШ №3 Главной задачей образовательной деятельности школы является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным потребностям личности, общества и государства. Результативность выполнения программных задач по реализации действующих требований государственного образовательного стандарта определяется в школе мониторинговыми исследованиями качества обученности учащихся, измеряемыми различными видами презентации знаний. По итогам мониторинга можно сделать вывод о росте качества обученности на I, II, III ступени образования. Рис. .1. Динамика качества обученности Факт снижения количества выпускников, награжденных золотой медалью, педагогический коллектив связывает с усложнением учебного материала и личностным развитием выпускников 2006-2007 гг. Рис. 2.2. Динамика количества выпускников, награжденных серебряной, золотой медалью, похвальной грамотой Учащиеся школы добиваются определенных результатов, участвуя в различных научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях; олимпиадах, проявляя при этом высокую социальную и творческую активность. Рис. 2.3. Доля призовых мест от числа учеников, получивших призовые места в олимпиадах В последние годы наблюдается положительная динамика поступления выпускников в ВУЗы. Рис. 2.4. Поступление на бюджетные места учреждений высшего профессионального образовани В программе развития определены и в практике успешно реализуются качественно новые цели развития общего образования, определяемые педагогическим сообществом России как наиболее прогрессивные: Совершенствование содержания и технологий образования. Развитие системы обеспечения качества образовательных услуг. Повышение эффективности управления в системе образования. Совершенствование экономических механизмов в сфере образования. С 1993г. методическая служба школы активно занимается вопросами использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Основной принцип выбора технологии - ее качественная характеристика, дополняющая традиционные технологии обучения, воспитания, развития. В педагогическом коллективе школы накоплен опыт, который позволил школе стать муниципальной опорной методической площадкой по внедрению здоровьесберегающих технологий в учительскую практику. Таблица 2.2 Технология Ступень 2005-2006 2006-2007 2007-2008 % учителей, использующих технологию (от количества чл. предметов) Результат использования технологии 1. Проблемное обучение I, II, III + + 80% Всестороннее гармоническое развитие личности ребенка 2. Разноуровневое обучение I, II + + + 100% Разработка разноуровневых знаний. Комплектование классов расширенного обучения, классов компенсирующего обучения, спортивных классов, классов по охране зрения 3. Технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов I, II - + + 100% Отработка образовательных стандартов. Предупреждение неуспеваемости. Повышение качества обученности. 4. Развитие исследовательских навыков II, III - + + 72% Развитие исследовательских навыков в процессе обучения в серии уроков, внеклассных занятий с последовательной презентацией. Рост доли участия в интеллектуальных конкурсах за 2007-2008 уч.г. на 26,5% 5. Проектные методы обучения I, II, III Выход проектов за рамки предметного обучения. 6. Технология модульного обучения II, III Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения, разработка мониторинга. 7. Лекционно-семинарско-зачетная система III Повышение качества обученности, усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения 8. Игровое обучение I, II Повышение заинтересованности учащимися, усиление здоровьесберегающей функции урока 9. Коллективная система обучения I 10. Ноосферное образование I Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (коми, англ., франц., немецк. языки) Из данной таблицы можно сделать вывод о положительной динамике количества используемых образовательных технологий и о положительной динамике количества педагогов, эффективно использующих педагогические технологии. За три года наблюдается положительная динамика оснащенности компьютерной техникой. На один компьютер в 2007-2008 учебном году - 38 человек Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет: • организовать в школе работу четырех "Университетских классов" (социальный проект Межвузовской ассоциации дополнительного образования); • оптимально конструировать урок, развивать навыки работы в Интернете; • разрабатывать с учащимися обучающие презентации (информатика, математика 9-11 кл.); • организовать индивидуальную поддержку обучения детей-инвалидов, обучающихся на дому, или с длительно болеющими детьми; • использовать возможности электронных учебников (химия, 8 кл.. физика 8 кл.); • использовать электронную библиотеку Кирилла и Мефодия (литература 9-11 кл., история 8-11 кл.); • организовать индивидуально-групповые занятия в целях подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ (математика 11 кл., биология 11 к., история 11 кл.); • использовать электронные психологические программы, как для организации психологического мониторинга, так и для коррекционно-развивающих занятий; • использовать лицензионные компьютерные программы "Мониторинг здоровья", "Психологический мониторинг", "Педагогический мониторинг" (авторский коллектив под руководством Д.С. Матроса). Школа стремится к созданию всех необходимых условий и механизмов для обеспечения возможностей получения качественного и доступного для всех детей образования: • 100% учащихся получили в школе основное общее образование; • с 1993 года в школе реализуется платная образовательная услуга "Школа раннего развития", доля обучающихся в ШРР из года в год стабильна (54 - 40 - 45 человек). Опыт школы в предоставлении услуг предшкольного образования распространен в 2008 г. на муниципальном уровне (Диплом I степени на выставке "Школа -2008"); В рамках реализации программы предпрофильного обучения на II ступени образования разработаны и реализуются программы спецкурсов, ориентирующих на знаниевое содержание будущей деятельности, на отработку основных учебных навыков, на подготовку к освоению программ среднего образования. Рис. .5. Динамика числа элективных курсов и спецкурсов На III ступени школа реализует программу профильного обучения через социально-экономический профиль; В рамках блока дополнительного образовании функционируют практико-ориентированные кружки и факультативы, где учащиеся расширяют возможности знакомства с различными видами деятельности, что является дополнением к предпрофильной подготовке. Таблица 2.3 Тематика курсов и спецкурсов 2005-2006 2006-2007 2007-2008 Экология + + + Градоведение + + Наш сайт + Как научиться говорить красиво + + Химия и жизнь + + + Культура Англии + + Французские мастерские + Основы журналистики + + Твое здоровье + + + Уроки психологических знаний + + + Техническое черчение + Спецкурс по математике + + + Шахматы + + + ИТОГО 7 10 1 Школа реализует программы для детей с особыми образовательными потребностями; Таблица 2.4 Учебный год 2005-2006 2006-2007 2007-2008 Всего классов 46 40 40 Из них: Общеобразовательных 23 22 16 С расширенным обучением 12 10 11 ККО 8 6 7 Обучающихся по программе «Школа - 2100» 2 Спортивные классы 2 1 3 Классы охраны зрения 1 1 1 Рис. 2.6. Структура классов в 2005-2006 уч.г. Рис. 2.7. Структура классов в 2006-2007 уч.г. Рис. 28. Структура классов в 2007-2008 уч.г. Общеоразовательные классы реализуют государственные типовые программы с адаптированным тематическим планированием, в котором учитываются индивидуальные особенности классов, выбор педагогических технологий и всего комплекса психолого-педагогических мероприятий для работы в режиме базового образования. Классы ККО, класс охраны зрения используют базовые образовательные программы, адаптированные для детей, имеющих заключения психолого-медико-педагогической комиссии. В этих класса нет отстающих. Опыт школы показывает, что данная форма обучения помогает усвоить школьную программу учащимся, которые в силу различных причин не могут обучаться в больших класса, в стандартном темпе изложения учебного материала и должен обучаться в сохранном режиме. Классы расширенного обучения и классы, работающие по программам "Школа -2100", имеют более высокий процент качества обученности учащихся, что свидетельствует о перспективности использования программ расширенного обучения по новым учебно-методическим комплектам. Обеспечение преемственности обучения в школе происходит через использование учебно-методических комплексов одной линии. Достичь оптимальных результатов в обеспечении школьников учебниками, востребованными для реализации принципа преемственности, позволяют как бюджетные, так и внебюджетные средства; сотрудничество с издательством "Просвещение", заинтересованность родителей. Рис. 2.9. Структура финансирования покупки учебно-методических пособий Зачисление учащихся на все ступени школьного образования и во все классы происходит в соответствии с Законом РФ "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы и соответствующими Положениями "О классах расширенного обучения", "О спортивных классах", "О классах охраны зрения", "О классах компенсирующего обучения", "Об экстернате". Все образовательные услуги школы финансово доступны как для обучающихся, так и для потенциальных школьников. Дополнительные образовательные услуги, за исключением предшкольной подготовки, выравнивающей предстартовые возможности будущих первоклассников, предоставляются бесплатно. Бассейн, два спортивных зала, танцевальный зал, актовый зал, тир, два компьютерных класса, лыжная база, библиотека функционируют 6 дней в неделю до 19.00ч., а большой спортивный зал - до 22.00ч. Положительная динамика результатов обучения и воспитания достигается и эффективной работой методической службы школы, функционирующей в соответствии с заявленной деятельностью. Одной из приоритетных задач деятельности методических кафедр обозначена задача повышения квалификации педагогических кадров. Управление в школе характеризуется сочетанием принципов единоначалия и демократичности школьного уклада, базовыми ценностями демократического уклада школьной жизни являются вовлечение в управление всех участников образовательного процесса, терпимость, равенство возможностей для получения качественного образования, приоритет здорового образа жизни. Рис. 2.10. Формы обеспечения государственно-общественного характера управления В школе сформирована нормативная база по общественному самоуправлению, которая включает в себя следующие нормативные акты: Положение о Совете школы; Положение о родительском комитете класса и общешкольном родительском комитете; Положение о попечительском совете; Положение о конференции школы; Положение о детском самоуправлении; Положение об административном совете; Положение о совете трудового коллектива. Заседания органов общественного самоуправления фиксируются в протоколах, которые ведут секретари в соответствии с установленными нормами. Доступность и открытость информации о школьной жизни обеспечивает школьная газета "А у нас", которая выходит один раз в месяц, и школьный журнал "12-ая параллель", который выходит один раз в год. Ученики школы, посещающие компьютерный кружок, создали школьный сайт, который позволяет представлять информацию о школе в широкой заинтересованной общественности. Традиционным в школе стал ежегодный отчет директора школы перед педагогическим коллективом, а в феврале 2008г. состоялся открытый школьный доклад директора перед общественностью, на котором присутствовали представители администрации города, депутаты горсовета, представители СМИ, члены всех форм школьного самоуправления, педагогический коллектив, представители школьников. Открытый школьный доклад помещен на школьном сайте. В школе существует практика выявления общественного мнения по наиболее важным вопросам школьной жизни с помощью социологических вопросов, интервьюирования и дней открытых дверей. Качественному сбору и обработке информации способствует полностью укомплектованный штат педагогов-психологов (3 человека), социальных педагогов (1 человек) и педагогов-организаторов (5 человек). Результатом социологических исследований стало формирование реального социально-образовательного заказа, основными постулатами которого стали требования к образованию в школе как к личностно-ориентрированному, толерантному и психологически обеспеченному, сохраняющему здоровье учащихся. Дни открытых дверей становятся традиционными общешкольными праздниками. Так 2006-2007 уч.г. этот день приурочили к закрытию Фестиваля уроков "Здоровье - мудрых гонорар", радиорепортаж об этом мероприятии прошел в эфире в апреле 2007г. Демократизации управления в школе уделяется необходимое внимание, о чем свидетельствует соответствующий раздел в программе. Система общественно-государственного управления школой эффективна, о чем свидетельствуют следующие результаты работы: внесены соответствующие изменения в Устав, определен режим работы в связи с запросами родителей, принята концепция школы, созданы безопасные условия для обучающихся в школе, выработаны и приняты единые требования к внешнему виду учащихся, утверждены направления инновационной деятельности школы, разработана модель личности выпускника, модель здорового школьника, организуются и проводятся культурно-массовые и спортивные мероприятия. Родители как участники образовательного процесса активно включены в управление школьной жизнью через родительские комитеты классов и школы, родительские собрания. Родительские комитеты содействуют обеспечению оптимальных условий для организации образовательного процесса, оказывают помощь в части ремонта классных и общешкольных помещений, в части приобретения учебников, наглядных пособий, обеспечении общешкольных внеклассных мероприятий реквизитом; обеспечивают охрану школы силами ЧОП "Феникс". Совместно с органами соуправления школы контролируют организацию качественного питания обучающихся и их медицинское обслуживание. Таким образом, можно сделать вывод о наличии в школе самоуправления, которое в тесном сотрудничестве способствует оптимизации учебного процесса. Внимание к вопросам здоровья в школе всегда было самым пристальным и не случайно, а в итоге длительной работы по внедрению здоровьесберегающих технологий школа стала опорной школой по реализации городской программы "Здоровый школьник" (2007г.). В школе на протяжении многих лет (в последние годы с помощью компьютерной лицензированной программы "Мониторинг здоровья" и "Психологический мониторинг" автор Д.Ш. Матрос) ведется учет как психологического, так и физического здоровья учащихся. В течение последний трех лет наблюдается стабильная, а по некоторым показателям и положительная динамика показателей здоровья школьников. Таблица 2.5 Результаты мониторинга «Здоровье» Наличие хронических заболеваний 2005-2006 2006-2007 2007-2008 - при поступлении в 1 класс 122 83 67 - при переходе в 5-й класс 154 161 91 - при выпуске из 9-го класса 181 144 105 - при выпуске из 11-го класса 126 11 95 Количество детей инвалидов 12 12 13 Группа здоровья 2005-2006 2006-2007 2007-2008 1 5 2 1 2 743 715 679 3 187 146 126 Всего (на конец года) 935 863 806 Группы по физической культуре 2005-2006 2006-2007 2007-2008 Основная 725 693 646 Подготовительная 151 130 126 Специальная медицинская 54 36 27 Полное освобождение 5 4 7 Всего (на конец года) 935 863 80 Таблица 2.6 Заболевания, наиболее часто встречающиеся в анамнезе учащихся школы № п\п Название заболеваний 2005-2006 уч.г. 2006-2007 уч.г. 2007-2008 уч.г. 1 Болезни костно-мышечной системы (сколиоз, нарушение осанки) 678 664 610 2 Болезни глаза 321 287 254 3 Болезни нервной системы 164 158 121 4 Болезни эндокринной системы 98 90 90 Анализируя отношения родителей, выпускников и местного сообщества к жизни школы можно констатировать тот факт, что не одно большое общешкольное мероприятие не обходится без активной помощи родителей или представителей местного сообщества. Так традиционными в школе стали такие мероприятия как Вечер встречи выпускников, День открытых дверей, общешкольные родительские собрания, конференции отцов, Общественные смотры знаний, регулярность посещения родителями классных собраний, общешкольных и классных мероприятий, проводимых школой для родителей и учащихся традиционно высокий (от 60% до 80%). Динамика количества жалоб на учителей отрицательная, в 2004-2005 уч.г. - 3 жалобы; 2005-2006уч.г. - нет жалоб; 2006-2007 уч.г. - нет жалоб. Приоритетным направлением в области организации условий безопасности образовательного процесса является организация просветительских, административно-хозяйственных и охранных мероприятий с обязательной организацией мониторинга: данных об ущербе для жизни и здоровья детей, связанных с условиями пребывания в школе; динамики чрезвычайных ситуаций; количества вынесенных предписаний со стороны органов контроля условий безопасности; доступности медицинской помощи; развития нормативно-правовой базы безопасности условий в образовательной среде; кадрового и материального обеспечения предмета ОБЖ. • результаты мониторинга данных об ущербе для жизни и здоровья, связанные с условиями пребывания в школе (за отчетный период) травматизм, несущий последствия, опасные для жизни Нет пищевые отравления в школьной столовой Нет • результаты мониторинга ЧС (в отчетный период) пожары Нет затопления, обрушения Нет отключения тепло-, водо-, электроснабжения по вине школы Нет угрозы взрывов Нет • в результате мониторинга уровня материально-технического обеспечения безопасности условий в школе (за отчетный период) система водоснабжения сбоев нет система канализации сбоев нет система отопления сбоев нет система энергоснабжения сбоев нет • результаты мониторинга качества вынесенных предписаний со стороны органов контроля условий безопасности 2005-2006 2006-2007 2007-2008 противопожарная безопасность 1 1 1 инспекция по охране труда 1 1 - санэпидемнадзор - - - • результаты мониторинга доступности мед.помощи 2005-2006 2006-2007 2007-2008 организация работы мед.кабинета + + + организация работы центра «Здоровье» + + + кабинетов средствами первой помощи + + + • результаты мониторинга уровня материально-технического обеспечения безопасных условий в школе 2005-2006 2006-2007 2007-2008 2.3. Выбор направление развития школы В 2008г. был разработан проект "Образовательная система предпрофильной подготовки и профильного обучения в СОШ №3." 4. Обеспечить участие учителей в творческих конкурсах, издании печатных работ, гимназических сборников, научно-практических конференциях в гимназии, округе, городе, тиражировании итогов опытно-экспериментальной работы. Адм-ция 5. Привлечь к преподаванию профильных предметов, элективных курсов, работе в системе дополнительного образования преподавателей вузов, научных работников музеев, библиотек. Педсове
|
След. » |
---|