Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow Курсовые работы arrow Философия, Политология, Социология arrow Психосоциальные проблемы пожилого возраста

Психосоциальные проблемы пожилого возраста

Психосоциальные проблемы пожилого возраста
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................................................3
1. Физические и психические возрастные изменения..........................5
1.1. Понятие «старения» в литературе...........................................5
1.2. Физиологические изменения в пожилом возрасте......................7
1.3. Изменения в психологии пожилого человека...........................11
2. Проблемы пожилого возраста..................................................13
2.1. Психические нарушения......................................................13
2.2. Типологии «старости» ........................................................14
2.3. Роль семьи в старости..........................................................16
Заключение..............................................................................18
Список используемой литературы.................................................20
ПРИЛОЖЕНИЕ: «Взаимозависимость жизни и смер-ти»......................21
ВВЕДЕНИЕ
В словаре С.И.Ожегова [3] "пожилой" - "начинающий стареть", "ста-рость" - "период жизни после зрелости, в который происходит ослабление организма". Такие определения наводят на мысль, что где-то в нашем подсознании чётко зафиксирована норма, мы примерно знаем, как должен выглядеть человек в пожилом и старческом возрасте. В самом общем виде под старением понимают динамические явления, связанные с преобладанием темпов деструктивных процессов над реконструктивными, а старость - достижение некоторого предела этих изменений. Причём эти изменения происходят на биологическом уровне, когда организм становится более уязвим, возрастает вероятность смерти; на социальном уровне - человек выходит на пенсию, меняется социальный статус, социальная роль; наконец, на психологическом, когда человек осознаёт происходящие изменения и приспосабливается к ним
В научной литературе всё более утверждается точка зрения, согласно которой старение не может рассматриваться как простая инволюция, угаса-ние и регресс, скорее это продолжающееся становление человека, включаю-щее многие приспособительные и компенсаторные механизмы. [9]
Период старости имеет ряд отличительных черт, среди которых важ-ную роль играет прекращение трудовой деятельности или изменение её ха-рактеристик /снижение интенсивности, объёма, и т.п., переход на другую работу/. Вследствие изменения социального статуса отмечается избыток свободного времени, сужение привычного круга общения, утрата ведущей роли в семье, ослабление или изменение воспитательных функций и др. Комплекс только перечисленных факторов неизбежно вызывает нарушение жизненного стереотипа, ведёт к необходимости его смены, адаптации к новым внешним условиям, однако не только к ним.
Из геронтологических исследований известно, что возрасту старости сопутствует ухудшение здоровья, снижение памяти, нередко спад творческой активности, нарастание неуверенности и тревожности, мнительность, обидчивость, раздражительность, нетерпимость, иногда неуживчивость и чёрствость, появление или усиление подавленности.
Очевидно, что люди позднего возраста вынуждены приспосабли-ваться не только к новой ситуации вовне, но и реагировать на изменения в самих себе. [4]
Одним из любопытных феноменов старости являются неожиданные вспышки творческих способностей. Для любого социума специальной зада-чей является организация времени жизни стареющих поколений. Во всём мире этому служат не только службы социальной помощи (хосписы и при-юты для престарелых), но и специально создаваемые социальные институты образования взрослых, новые формы досуга и новая культура семейных от-ношений, системы организации свободного времени стареющих, но здоро-вых людей (путешествия, клубы по интересам и т.д.). [7]
1. ФИЗИЧЕСКИЕ И ПСИХИЧЕСКИЕ ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
1.1. Понятие «старения» в литературе.Поздний возраст - заключительный период онтогенеза, ярким проявлением которого выступает действие процессов старения. Будучи связанными со всей историей индивидуального развития человека, старость и старение являются не только стадиями возрастного этапа, но и его конечными эффектами.
В настоящее время существуют различные определения старения. Од-ни из авторов рассматривают старение как постепенное ослабление реактив-ности клеток за счёт изменения физико-химической структуры клеточного вещества[8].
По мнению других старение проявляется в снижении поведенческих, физиологических и биохимических приспособлений к внутренней и внешней среде. [5]
Определяют старение и как изменение поведения организма с возрас-том, которое приводит к снижению выживания и приспособления. [2]
Старение характеризуют универсальностью, постепенностью и разру-шительностью. Как считают специалисты, старение - неизбежно возникаю-щий, закономерно развивающийся разрушительный процесс ограничения адаптационных возможностей организма, увеличения вероятности смерти, сокращения продолжительности жизни, способствующий развитию возрастной патологии.
В соответствии с современными физиологическими представлениями в позднем возрасте существуют как связанные изменения между старением и болезнями, так и независимое развитие старения и болезни. В первом случае речь идёт о патологическом старении, а во втором о нормальном старении. Подобное разделение является весьма условным, так как постепенные изменения, приближающие смерть, можно рассматривать как почву для возникновения болезни. В частности, исследования на животных, в которых были исключены болезнетворные внешние влияния и индивидуальные наследственные различия, показали, что развитие болезни является составной частью старения.
Пожилой и старческий возраст так же, как и любой другой возрастной этап онтогенеза человека, имеет неравномерность изменений и гетерохрон-ность фаз развития. В поздний период жизни человека наблюдается специ-фическое соотношение между сохранностью психофизиологических функ-ций, действий, мотивации и особенностями личности.
Старение - биологическое явление, присущее всем формам живой ма-терии и сопровождающееся участием жизненных функций организма.
Со времён И.И. Мечникова принято различать преждевременное или патологическое, и естественное, или физиологическое, старение. И.И. Меч-ников опроверг взгляд на старость как на болезнь, ибо она может и не быть обременённой заболеваниями. При физиологическом старении в организме наблюдается последовательное снижение интенсивности процессов обмена веществ, а также атрофические изменения, постепенно развивающиеся во всех системах органов и приводящие к понижению функциональных и реак-тивных способностей организма. Однако наряду с этим происходит приспособление организма к этим изменениям, что и является одним из условий долголетия. [5]
Старение - процесс разрушительный. Он приводит к уменьшению адаптационных возможностей организма, развитию возрастной патологии и гибели животных. Причиной снижения адаптации стареющего организма является ослабление функций всех систем - нервной, эндокринной, иммунной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и др., и дискуссия может вестись только о механизмах, последовательности их изменений и причинно-следственных связях. В конечном итоге все процессы, происходящие на молекулярном, надмолекулярном, ультраструктурном уровнях вносят свой "вклад" в строение организма, изменяя функцию клеток. Поэтому без изучения физиологических механизмов нельзя понять не только "как", но и "почему" наступают изменения в организме в процессе старения. 1.2. Физиологические изменения в пожилом возрастеПо мере того как люди становятся старше, происходят заметные изменения в их внешнем виде, а также в общем физическом состоянии. Часто можно довольно точно определить возраст человека по его виду, но иногда внешность может ввести в заблуждение. Мы все знаем, что возраст, в кото-ром начинают седеть волосы или покрываться морщинами кожа, значительно варьирует у разных людей. Кроме того, иногда разные показатели возраста не согласуются между собой: человек может выглядеть "старым" из-за того, что у него седые волосы, однако его слух и зрение могут быть не хуже, чем у молодого: наоборот, физически дряхлый человек может совсем не иметь седых волос. Для того чтобы изучить скорость старения, надо определить какие свойства, скорее всего, будут давать наилучшую информацию о том, что часто называют биологическим или физиологическим возрастом, в отличие от хронологического возраста. Иными словами, необходимо знать, какие внешние признаки возраста могут служить для наиболее точного измерения "потери жизненности" и предсказания вероятной продолжительности жизни.
Структура тела изменяется с возрастом. Масса тела худого человека снижается значительно: доля жировой клетчатки удваивается в возрасте 25-70 лет, в то время как мышечная масса снижается, так же неизбежно проис-ходит уменьшение костной ткани.
Так же на общее состояние организма влияют существенные из-менения сердечно-сосудистой системы, проявляющиеся с возрастом. Эти изменения включают возрастное снижение сократительной функции миокарда, что связано с увеличением времени сокращения сердечной мышцы. Активность сердца замедляются. Стенки кровеносных сосудов становятся менее эластичными и податливыми.
Отмечаются также существенные изменения в дыхательной системе .
В результате этих изменений в мышечной, сердечно-сосудистой и ды-хательной функциях способность индивидуума выполнять работу в стрессовой ситуации снижается. Максимальная физическая активность уменьшается примерно на 1,5% в год. Наиболее значительные снижения активности проявляются в кратковременных действиях, требующих "подобных взрыву" усилий мышечной массы или пролонгированных действиях, таких как бег.
Перестройка в органах чувств существенно влияет на индивидуальную работоспособность пожилого человека.
Ко всему прочему глаз претерпевает значительные изменения. Изменения диаметра зрачка, потеря рефракторной силы хрусталика и увеличение рассеивания света вызывают постепенное, но стойкое понижение статической остроты зрения. Динамическая визуальная острота зрения - способность выделить детали движущегося предмета - понижается даже быстрее с возрастом. Одним из наиболее предсказуемых изменений в процессе старения является потеря способности к адаптации при переходе из светлой среды обитания в тёмную.
Яркий свет - это большая проблема для пожилых. Им требуется на 50-70% больше света, чем молодым, для распознавания цели вблизи источника яркого света.
Анатомические изменения в наружном слуховом проходе, барабанной перепонке, суставах слуховых косточек и внутреннем ухе вызывают пребиа-кузис, двустороннюю потерю слуха в отношении чистых тонов.
Различные связанные с возрастом изменения в нервной системе могут влиять на работоспособность, и, таким образом, корректировка темпа работы необходима, если пожилые рабочие должны работать наиболее продуктивно.
Скорость передачи информации обычно замедляется у пожилых людей.
У пожилых отмечаются более значительные трудности с развитием концепций и абстрактного мышления, чем у молодых. У них имеются также связанные с возрастом изменения в пополнении, усвоении и восстановлении информации. Пожилым требуется больше времени и усилий для "кодирования" информации в нервной системе. Однако, когда информация закодирована, величина ёмкости в равной степени хороша как у молодых, так и пожилых людей. Среди задач памяти изъятие из неё ранее имевших место событий (поиск и восстановление информации) более ухудшается с возрастом, чем осознание (соотношение накопленной информации среды обитания). У пожилых наблюдаются значительные трудности с осознанием задач, когда приходится выбирать ответ из множества данных.
Первичная или кратковременная память, удерживающая информацию на протяжении нескольких секунд, снижается. [7]
Старение - процесс очень сложный. Его проявление наблюдается на всех уровнях строения организма.
1) Прежде всего, это уровень всего организма в целом - то, что мы наблюдаем визуально, общаясь с человеком. Со старением волосы редеют, кожа становится морщинистой и теряет эластичность, появляется сутулость и уменьшается рост, ухудшается зрение и слух, "садится" голос, становится хриплым, теряет звонкие верхние частоты, изменяется форма грудной клет-ки.
В психологии, характере, поведении человека, - а всё это тоже отно-сится к целостным свойствам организма и может наблюдаться при непосредственном общении - появляются свои изменения. Интересы становятся более однообразными и не связанными с необходимостью значительных затрат времени и сил на мышечную или умственную работу. Недостатки, такие, как скупость, завистливость, недоверчивость, неуживчивость, которые если и проявлялись в молодости, но были вполне терпимыми для окружающих, теперь разрастаются, делаются невыносимыми. Внимание пожилого человека всё больше заостряется на его собственных недомоганиях и переживаниях, и он старается заин-тересовать ими всех остальных. Он с трудом и недоверием воспринимает те идеи и сведения, которые были ему не известны раньше, причём значение их, как правило, занижается.
Естественно, что эти непосредственно наблюдаемые изменения во внешности и личности человека отражают глубинную перестройку его орга-низма.
2) Уровень который составляют отдельные органы и системы. Умень-шается жизненный объём лёгких, теряется эластичность кровеносных сосу-дов, грубеют и снижают чувствительность все составляющие органа слуха, сокращается объём необходимого для пищеварения желудочного сока, в костях появляется много извести, делающей их более хрупкими, уменьшается объём мышечной массы, отмирающие в органах клетки уже не заменяются новыми, имеющими такие же свойства, а заменяются мало специализированной соединительной тканью и разрастающимися жировыми клетками.
3) Клеточный уровень организма. С возрастом они делятся всё реже и реже, а это значит, что ткани теряют способность к самообновлению. В клетках уменьшается содержание воды, следовательно, увеличивается вязкость содержащейся в них жидкости, уменьшается скорость происходящих в них химических реакций, жизненно необходимых организму. Уплотняются оболочки клеток, и постепенно снижается их способность "впускать" в клетки одни вещества и "выпускать" другие, а это означает, что, с одной стороны, клетки всё больше переходят на "голодный паёк", а с другой - ограничивают производство и снабжение организма теми веществами, которые ему нужны.
Применительно к позднему возрасту следует различать такие понятия, как "психическая старость" и "физическая немощность". Первое понятие связано с особенностями изменения структуры личности старого человека, а второе - с протеканием биологических процессов в организме. Нельзя рассматривать биологическое одряхление как жёстко связанное с личностными изменениями. Нередко можно видеть молодых людей, психически преждевременно постаревших, и других, которые, несмотря на свой преклонный возраст, мало отмечены психологическим старением, поскольку их личность остаётся способной к развитию. [6]
На ранних этапах старения человек остро переживает любые признаки старческих изменений, а в позднем возрасте часто утрачивается критическое отношение к возрастным изменениям, себе, окружающим. 1.3. Изменения в психологии пожилого человекаВ течение позднего возраста наблюдаются изменения личностных свойств. Они обусловлены возрастными особенностями пожилого человека. У стареющего человека постепенно слабеет деятельность всех органов чувств, пропадает живость, подвижность. Интенсивно-деятельные люди становятся более пассивными. Уменьшение жизненной энергии сказывается и на эмоциональности. Отмечается, что люди, прожившие бурную, эмоционально-напряжённую жизнь, постепенно становятся более "спокойными", находят радости в более узком кругу, иногда их жизнь становится совсем безрадостной. Сужается круг их чувств, свою любовь они концентрируют на семье, а то и на ком-то одном из её членов /единственный внук или внучка/, которой становится для них центром всех радостей жизни.
Большое значение играет перемена окружения. Например, если человек становится скупым на слова, то это нередко связано с тем, что старых друзей уже нет, а заводить новых не хватает сил и возможностей.
Старческая беспомощность, внушаемость и податливость хорошо из-вестны. Эти черты обычно связаны с сужением круга интересов до вопросов своего здоровья и сосредоточением их вокруг собственных желаний и потребностей, иногда в ущерб интересам близких, повышенными эмоциональными реакциями и высказыванием обильного количества жалоб. Процессы обеднения эмоциональной жизни могут носить и более тяжёлую форму, в таких случаях внешний мир почти совсем не интересует человека, его чувства деградируют до физиологических процессов: еды, сна, отправления элементарных потребностей. Настроение становится более постоянным. Люди обычно спокойны. В некоторых случаях отмечаются стойкие отклонения в каком-то определённом направлении: подавленность или возбуждённость.
Когда в старости у человека, всю жизнь отличавшегося добротой и щедростью, возникает скупость, люди других возрастов недоумевают, так как не понимают причин происходящих изменений. Они меньше бы поражались и больше бы оказывали практической помощи, если бы отчётливо понимали, что за бережливостью скрывается форма борьбы за независимость и свободу. Поскольку пожилые люди по различным причинам не рассчитывают уже сами заработать на непредвиденные нужды, единственный способ сохранения независимости - бережливость.
Часто в старости проявляется обидчивость, а реакции пожилых людей кажутся людям других возрастов несоразмерными вызвавшим их причинам, так как они не знают, что незначительные конфликты в семье или на работе у людей позднего возраста нередко в памяти восстанавливают старые, давно забытые обиды. Пожилые люди реагируют не только на данное конкретное событие, но и на сумму предыдущих обид, плюс данную конфликтную ситуацию, поэтому у них развивается массированная затяжная реакция. При выраженных признаках неблагополучия может возникнуть временное болезненное состояние, например, невроз.
2. ПРОБЛЕМЫ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
2.1. Психические нарушенияНаличие хорошего психического здоровья в течение жизни не обеспечивает иммунитета к психическим нарушениям в пожилом и старческом возрасте. Пожилые люди страдают психическими заболеваниями значительно чаще, чем молодые и люди среднего возраста. Так по данным Всемирной организации здравоохранения среди пожилых людей 236 из 100 тысяч населения страдают психическими заболеваниями, в то время как в возрастной группе от 45 до 64 лет - только 93.
Однако не надо думать, что старость неизбежно связана с ухуд-шением здоровья, в том числе психического. Многие заболевания позднего возраста можно вылечить. Важно быть внимательным к себе и своим пожилым родственникам и вовремя обращаться к врачу.
Между тем пожилые люди обращаются к психиатрам и психотерапевтам в два раза реже, чем население в целом. Люди старше 60 лет часто не замечают своих психических расстройств или рассматривают их как неизбежный результат старения. К сожалению, это совершенно неправильное отношение бытует и у родственников, которые все объясняют преклонным возрастом и думают, что все равно ничего нельзя сделать.
Характерной особенностью психопатологических расстройств в пожилом и старческом возрасте является феномен соматизации, то есть телесного выражения психических расстройств. Такие больные обращаются за помощью к врачам общего профиля, которые не всегда могут распознать психические нарушения у пожилых пациентов, особенно если это касается депрессивных нарушений и легких расстройств памяти и мышления.
У пациентов пожилого возраста широко представлены различные проявления неврозоподобного синдрома, в основе которых, прежде всего, - церебральный атеросклероз. Характерны жалобы на ощущение тяжести в голове, шум и звон в ушах, головокружения, пошатывание при ходьбе или вставании с постели, нарастающую утомляемость даже при небольших физических нагрузках. Появляется потребность в дневном отдыхе. Больные становятся раздражительными, нетерпеливыми, плохо переносят шум, легко появляются слезы на глазах, отмечается снижение памяти, нарушается сон. Помощь в таких случаях обычно осуществляется амбулаторно.
Наиболее распространенное психическое нарушение пожилого возраста - депрессия. Настроение снижено, характерно непреходящее чувство тоски или тревоги, появляется чувство ненужности, безнадежности, беспомощности, необоснованной виновности, потеря интереса к прежним любимым занятиям, семье, друзьям, работы. [1] 2.2. Типологии «старости»В старости важны не только изменения, происходящие с человеком, но и отношения человека к этим изменениям. В типологии Ф.Гизе выделяются три типа стариков в старости:
1) старик-негативист, отрицающий у себя какие-либо признаки старо-сти и дряхлости;
2) старик-экстравертированный, признающий наступление старости, но к этому признанию приходит через внешние влияния и путём наблюдения окружающей действительности, особенно в связи с выходом на пенсию (наблюдения за выросшей молодёжью, расхождение с нею во взглядах и интересах, смерть близких и друзей, новшества в области техники и социальной жизни, изменение положения в семье);
3) интровертированный тип, остро переживающий процесс старения; появляются тупость по отношению к новым интересам, оживление воспоминаний о прошлом - реминисценций, интерес к вопросам метафизики, малоподвижность, ослабление эмоций, ослабление сексуальных моментов, стремление к покою.
Разумеется, эти оценки приблизительны, как бы мы ни хотели подвести стариков под тот или иной тип.
Не менее интересна классификация социально-психологических типов старости И.С.Кона, построенная на основании зависимости типа от характера деятельности, которой старость заполнена:
1) активная, творческая старость, когда человек выходит на заслужен-ный отдых и, расставшись с профессиональным трудом, продолжает участ-вовать в общественной жизни, воспитании молодежи и т.д.;
2) старость с хорошей социальной и психологической приспособленностью, когда энергия стареющего человека направлена на устройство собственной жизни - материальное благополучие, отдых, развлечения и самообразование - на всё то, на что раньше недоставало времени;
3)"женский" тип старения - в этом случае приложение сил старика находится в семье: в домашней работе, семейных хлопотах, воспитании вну-ков, в даче; поскольку домашняя работа неисчерпаема, таким старикам некогда хандрить или скучать, но удовлетворённость жизнью у них обычно ниже, чем у двух предыдущих групп;
4) старость в заботе о здоровье ("мужской" тип старения)- в этом слу-чае моральное удовлетворение и заполнение жизни даёт забота о здоровье, стимулирующая различные типы активности; но в этом случае человек мо-жет придавать излишнее значение своим реальным и мнимым недомоганиям и болезням и его сознание отличается повышенной тревожностью.
Эти 4 типа И.С.Кон считает психологически благополучными, но есть и отрицательные типы развития в старости. Например, к таковым могут быть отнесены ворчуны, недовольные состоянием окружающего мира, критикующие всех, кроме самих себя, всех поучающие и терроризирующие окружающих бесконечными претензиями. Другой вариант негативного проявления старости - разочарованные в себе и собственной жизни одинокие и грустные неудачники. Они винят себя за свои действительные и мнимые упущенные возможности, не способны прогнать прочь мрачные воспоминания о жизненных ошибках, что делает их глубоко несчастными. [5] 2.3. Роль семьи в старостиПо мере старения роль семьи в жизни пожилого человека возрастает: прекращение работы при достижении пенсионного возраста, часто наступающее в этот период ухудшение здоровья и усиливающее снижение мобильности ограничивает интересы и виды деятельности пожилых людей, всё внимание переключается на семейные дела. Семейные контакты при этом заменяют другие утраченные контакты.
Ослабление здоровья, возрастающее с годами, физическое одрях-ление ставят пожилого человека всё в большую зависимость от других членов семьи, он нуждается в их помощи и опеке. Находясь в семье, пожилые и старые люди могут надеяться на безопасность и независимость от трудностей, с которыми им приходится сталкиваться.
В то же время, выполняя посильную работу по дому, помогая осталь-ным членам семьи в ведении домашнего хозяйства и в уходе за детьми, по-жилой человек обретает чувство уверенности в своей полезности, что помо-гает ему в определённой мере адаптироваться к периоду старости.
Место пожилого человека в семье, так же как и в обществе в целом, определяется общим социально-экономическим культурным развитием, ма-териальным и хозяйственными взаимоотношениями, личностными, в частности, национальными обычаями.
В настоящее время процесс расчленения сложной семьи прогрес-сирует, и это приводит к тому, что всё чаще мы встречаем семьи, со-стоящие из одной пожилой супружеской пары, которая через определённое время может в результате смерти одного из супругов, перейти в категорию одиночек. Семейная жизнь у стариков продолжается, приближаясь к своей золотой свадьбе, они, нормальные живые люди, трогательнее и трепетнее относятся друг к другу. Знаков внимания становится больше, в них и скрытая просьба, и намёк, и юмор, и не растраченное чувство. Нормальные семьи в старости приобретают совершенно фантастическое качество - супруги становятся внешне похожими друг на друга.
Сейчас молодые способны материально обеспечить себя сами, а стар-шее поколение получает пенсию и другие виды социальной помощи. Всё это способствует относительной материальной независимости поколений друг от друга. В связи с этим уменьшается необходимость кооперации, и тем самым разрушается семейная солидарность, взаимная зависимость. В современном обществе ответственность за пожилых становится формальной. Рассматривая современную семью в нашем обществе, можно заметить, что старики - отцы семейства не играют прежней роли, что молодое поколение не нуждается в поддержке стариков, а старики и вовсе отходят от семьи, не выполняя роли дедушек и бабушек. [4]ЗАКЛЮЧЕНИЕСтарость только начинает осмысливаться человечеством как возраст, таящий в себе большие резервы и возможности.
Пожилым людям свойственно обладать многими качествами, схожими с представителями других поколений. Но у пожилых людей есть одно, которого нет и не может быть у других. Это - мудрость жизни, знаний, ценностей.
Именно мудрость, свойственная пожившему достаточно долго на этой земле человеку, может явиться мощнейшим стимулом и фактором развития общества. Старость не должна быть процессом упадка, мастерство преклонного возраста состоит в том, чтобы из каждой минуты жизни извлекать новые ценности. Творческой старости сопутствует чувство равновесия и духовной гармонии. Типичны для этого состояния склонность к прощению, благожелательность, мягкость, доброта.
Жизнь в старости наверняка нелегка, но она должна отходить от сте-реотипного взгляда на этот период жизни человека как на время пассивного отдыха. Это - стиль жизни, побуждающий к постоянной активности, к чув-ству ответственности за собственную личность и своё психическое развитие, о котором никогда не следует забывать. Возможности находить радости и ценности в жизни не исчерпываются в определённый её момент, необходимо всегда видеть в себе и в своём окружении новые ценности и качества. В этом старого человека должны поддерживать окружающие его люди, которые могут помочь ему сделать его старость более счастливой.
Происходят изменения пластичности нервной системы, снижается зрение и слух, Haблюдаются изменения в сенсорно-перцептивных, мнемиче-ских, мыслительных процессах. Однако при этих возрастных изменения в пожилом возрасте не происходит снижения уровня развития интеллекта, о чем свидетельствуют экспериментальные данные по психологии взрослых. Сохранность интеллекта в пожилом возрасте позволяет говорить о расширении диапазона возрастов зоны трудоспособной активности человека.
1. Процессу старения психофизиологических функции противодействуют факторы трудовой и умственной деятельности. Сохранность трудоспособности в пожилом возрасте, о чем свидетельствуют исследования психологов, изучавших творческую деятельность ученых, писателей, художников в старости, зависит от социальных условий, образования и умственного труда. Пожилые люди, продолжающие активно участвовать в трудовой деятельности, отличаются сохранностью трудоспособности по сравнению с теми молодыми, которые относятся к труду как к повинности. библиографический СписокАнаньев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л. 1968.
2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Воз-растная психология: личность от молодости до старости. - М.: Педагогиче-ское общество России, Изд. дом "Ноосфера", 1999.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка - М.: Рус. яз., 1990.
4. Социальная геронтология: современные исследования. М., 2004.
5. Старость и её закономерности. // Под редакцией Коссинской Н.С., Маккавейского А.С. Государственное издание мед. литературы - Л.,1963
6. Степанова Е.И. Человек : возраст, труд, образование. //Вопросы психологии. 1986, №1.
7. Популярная энциклопедия пожилого возраста. Самара, 2003.
8. Тульчинский М.М. Психология позднего возраста. - М., 1993.
9. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.-М., 1980;
Филиппов Ф.Р. От поколения к поколению. М., 1999.
ПРИЛОЖЕНИЕ: «Взаимозависимость жизни и смерти»
Мысль о переплетенности жизни и смерти очень стара. Всему на свете приходит конец - это одна из жизненных истин, так же как и то, что мы бо-имся этого конца и должны жить с сознанием его неизбежности. Стоики го-ворили, что смерть - самое важное событие жизни и научиться хорошо жить - это значит научиться хорошо умирать. Известны слова Цицерона: "Смысл занятий философией - подготовка к смерти" и Сенеки: "Только перед лицом смерти по-настоящему рождается человек". Психологически смерть и жизнь переходят друг в друга. Нам достаточно и минуты размышлений, чтобы понять, что уже рождаясь, мы находимся в процессе умирания и в начале заложен конец. Практически каждый большой мыслитель думал и писал о смерти; многие приходили к заключению, что смерть - неотъемлимая часть жизни и, постоянно принимая ее в расчет, мы обогащаем жизнь. Как говорит Ирвин Ялом, американский психотерапевт, "физически смерть разрушает человека, но идея смерти спасает его". В своей книге "Экзистенциальная психотерапия" Ирвин Ялом пишет: "В 1926 году Мартин Хайдеггер изучал вопрос о том, от чего идея смерти уберегает человека, и у него состоялся важный инсайт: сознание предстоящей личной смерти побуждает нас к переходу на более высокий модус существования. Хайдеггер считал, что имеются два фундаментальных модуса существования в мире: 1) состояние забвения бытия, 2) состояние сознавания бытия". Забвение бытия означает жизнь в мире вещей, в рутине. Осознавая бытие, человек сосредоточен не на свойствах вещей, а на том, что они есть, что они обладают бытием. Жить во втором модусе - значит постоянно осознавать свое бытие, сознавать ответственность за него. Обычно люди пребывают в первом модусе, в забвении бытия. Хайдеггер называет его "неаутентичным": в нем мы не осознаем себя творцами собственной жизни, "спасемся бегством", "попадаем в ловушку", "унесены в "никтовость"". Какое отношение ко всему этому имеет смерть? Ирвин Ялом отвечает: "Хайдеггер отдавал себе отчет, что просто благодаря раздумьям, стойкости и "скрежету зубовному" не перейти из состояния забвения бытия в более просветленное и беспокойное состояние сознавания бытия. Нужны какие-то неотвратимые и непоправимые обстоятельства, определенный "экстремальный" опыт, который "вытряхивает", "вырывает" человека из повседневного модуса существования в состояние сознавания бытия. В качестве такого опыта (Ясперс имел ввиду то же самое, говоря о "пограничных", или "предельных" состояниях) смерть превосходит все остальное: смерть есть условие, дающее нам возможность жить аутентичной жизнью". Я абсолютно согласна с этой точкой зрения. Когда смерть отрицается, жизнь обедняется, а может быть, даже теряет смысл. Если бы не существовало самой идеи смерти, чего бы достиг человек? Что делал бы он в своей жизни, обреченной на бесконечность? Осознавание смерти толкает нас на совершение действий, на создание ценностей; оно увеличивает наше удовольствие от проживания своей жизни. Это дока-зывает опыт многих людей, действительно столкнувшихся со смертью. В некоторых величайших литературных произведениях отображено благотворное влияние на человека близкой встречи со смертью. Например Пьер, один из главных героев романа "Война и мир" Л.Н. Толстого, ведет бессмысленную, пустую жизнь вплоть до своего ареста и приговора к смерти. Он видит, как перед ним казнят пятерых людей и готовится к смерти. Но внезапно приговор отменяется. Это опыт преображает Пьера - на оставшихся трехстах страницах он проживает свою жизнь осмысленно и горячо, становится способным найти для себя жизненную задачу и посвятить себя ей.
Ужас смерти является настолько сильным, что на отрицание смерти, на попытки сбежать от нее, расходуется огромная жизненная энергия. Человек всю жизнь, на протяжении всей истории, пытается обессмертить себя: продолжает себя в потомстве, создает произведения искусства, посвящает себя религии... Даже терапевтическая работа, на мой взгляд, это шаг в бессмертие: ведь люди, с которыми связан пациент, его дети передают зароненные терапевтом слово, мысль, действие дальше.
Ирвин Ялом исследует значение понятия "тревога смерти", которую философы называют еще сознаванием "мимолетности бытия" (Ясперс), ужа-сом "не-бытия" (Кьеркегор), "невозможностью дальнейшей возможности" (Хайдеггер), "онтологической тревогой" (Тиллих). Ялом различает три типа тревоги смерти: страх того, что наступит после смерти; страх самого "собы-тия" умирания; страх прекращения бытия. Первым, кто разграничил страх и тревогу (ужас), был Серен Кьеркегор; он противопоставил предметному страху, страху чего-либо, страх ничто: как он сам путано выразился, "ничто, с которым у индивида нет ничего общего". Страх, который нельзя ни понять, ни локализовать, становится еще страшнее; такому страху нельзя противостоять. Бороться с таким страхом, утверждает Ялом, возможно только смещая его от ничто к нечто. Именно это Кьеркегор имел в виду, когда писал, что "ничто, являюшееся объектом ужаса, так или иначе, становится все более чем-то". То же самое говорил Ролло Мэй: "тревога стремится стать страхом". Когда нам удается превратить страх ничто в страх чего-либо, мы можем начать защищаться. Ялом выделяет несколько способов такой защиты: отрицание (персонификация или высмеивание смерти), исключительность (я никогда не умру, умирают другие), конечный спаситель (им может быть не только сверхъестественное существо, но и земной лидер или какое-то высокое дело).
 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?


На сайте партнёров aurus-diploms.com вам помогут купить аттестат за 11 класс

Сейчас на сайте находятся:
9 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR