Сознание |
загрузка...
1 Понятие сознания 4 2 Бессознательное: определение, структура, функции 6 3 Соотношение сознательного и бессознательного в человеке 11 Заключение 15 Литература 16 Введение Проблема человеческого сознания, его природы и свойств является од-ной из центральных проблем психологии, философии и медицины. Как отме-чал Р. Декарт, первое, что человек обнаруживает в себе, - это свое собствен-ное сознание. Существование сознания - главный и безусловный факт, и од-на из основных задач современной психологии состоит в том, чтобы изучить этот феномен, его природу, свойства и содержание. Проблемы сознания относятся к фундаментальным проблемам совре-менной психологии. К их перечню относится проблема природы человече-ского сознания. Согласно современным представлениям, сознание возникает на определенном уровне развития живой материи как результат определен-ной пространственной организации и качественной структуры материи, но закономерности этого процесса до конца не изучены. Также к кругу требую-щих изучения фундаментальных проблем психологии относится проблема соотношения сознания и бессознательного, структура и функции бессозна-тельного, его роль в жизнедеятельности человека, проблема неосознаваемых механизмов психологической защиты и пр. Недостаточная изученность этих проблем определила актуальность тему и содержание настоящего теоретиче-ского исследования. Цель исследования - изучить проблему соотношения сознательного и бессознательного в человеке. Задачи исследования: 1. Проанализировать научную литературу по проблеме сознания. 2. Дать определение понятия «бессознательное», на основе анализа ли-тературных источников описать его структуру и функции. 3. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по про-блеме соотношения сознательного и бессознательного, привести примеры. Методом исследования является метод теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования. 1 Понятие сознания Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека. Живые существа, в зависимости от уровня психического развития, об-ладают поведением различной сложности. Самое сложное поведение наблю-дается у человека, который обладает способностью формировать мотивиро-ванное (осознанное) и целенаправленное поведение. Человек - это биологи-ческое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo Sapiens и наделенное сознанием, то есть способностью познавать сущность как внешнего мира, так и свою собственную природу, и в соответствии с этим поступать и действовать разумно. Фундаментальной характеристикой человеческого бытия является его осознанность. Отличительная особенность человека заключается в его способности понимать и адекватно оценивать ре-альный мир и в его физической и духовной способности к самосовершенст-вованию. Возможность осуществления столь сложного поведения обеспечи-вается благодаря уникальным особенностям человеческой психики и наличи-ем у человека сознания [13, С. 135]. Сознание рассматривается в психологии как наивысшая форма отраже-ния реальной действительности, целенаправленно регулирующая деятель-ность человека и связанная с речью. Сознание - высший уровень психиче-ского отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно историческому существу. Сознание интегрирует многообразные явления че-ловеческой реальности в подлинно целостный способ бытия. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлено наличием у человека сознания. С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредст-венно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхи-щающих его практическую деятельность [17, C. 156]. Сознательность психической жизни человека заключается в его спо-собности отделить в своём представлении себя, собственное Я от окружения, сделать свой внутренний мир, субъективность предметом осмысления, пони-мания, а главное - предметом практического преобразования. Эта способ-ность человеческой психики называется самосознанием, и именно она опре-деляет границу, разделяющую животный и человеческий способы бытия [17, C. 167]. Самосознание есть определенная форма реального явления - сознания. Самосознание есть сознание, направленное на самого себя: это - сознание, делающее своим предметом, объектом сознание. Самосознание предполагает выделение и выделение человеком самого себя, своего Я из всего, что его ок-ружает. Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения челове-ком своего собственного тела, движений, действий. Благодаря сознанию и самосознании человек обладает возможностью самостоятельно регулировать свое поведение. Важной особенностью психи-ческого отражения является его опережающий характер: оно делает возмож-ным предвосхищение в деятельности и поведении человека, что позволяет принимать решения с определённым временно-пространственным опереже-нием в отношении будущего. Благодаря регуляции поведения и деятельности человек не только адекватно отражает окружающий объективный мир, но имеет возможность преобразовать этот мир в процессе целенаправленной деятельности. Адекватность поведения человека определяется степенью его критичности. В упрощенном виде критичность - это способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо». Благодаря ей у человека формируются идеалы и представление о морально-нравственных ценностях [1, C. 37]. В психологии сознанию часто противопоставляется бессознательное. 2 Бессознательное: определение, структура, функции Термин «бессознательное» широко употребляется в философии, психо-логии и психоанализе, а также в психиатрии, психофизиологии, юридических науках, искусствоведении. Исследованию бессознательного посвящены тру-ды австрийского психиатра Зигмунда Фрейда (1856-1939). Под бессознательным в психологии понимают совокупность психиче-ских явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого ра-зума и не всегда ему подотчетных. Бессознательное - те формы душевной жизни, которые, обладая всеми свойствами психического, в то же время не становятся для индивида объектом осознания и в отношении которых отсут-ствует субъективный контроль. К сфере бессознательного относятся ин-стинкты, от которых человек, как биологическое существо, не свободен. Ин-стинкты порождают у человека подсознательные желания, эмоции, импуль-сы, проявляющиеся в нашем сознании в форме влечений, переживаний, аф-фектов и т.п. Бессознательный характер может иметь любое психическое яв-ление: ощущения, восприятие, память, мышление и т.д. Например, когда по-сле напряженного мыслительного процесса в голове человека вдруг рождает-ся идея, то говорят об интуиции, которая носит неосознанный характер. Или другой пример: подпороговые ощущения, которые не достигают сознания, если сила раздражителя слишком слаба и не превышает минимального абсо-лютного порога ощущений. Тем не менее, соответствующая информация может позднее «всплыть» в сознании и оказать определенное воздействие на мысли или поступки человека. Для описания механизма взаимоотношения сознательных и бессозна-тельных частей психики человека часто применяют метафору «луча прожек-тора», который в полной ночи выхватывает из мрака то один, то другой предмет. То, на что направлен луч света, становится видимым, тогда как ос-тальная часть окружающего пространства остается скрытой от наблюдателя. Структура бессознательного представлена пятью типами бессозна-тельных явлений, каждый из которых имеет собственные механизмы образо-вания и функционирования: 1. «Предсознание». Сюда относится в частности информация, которая попала в организм, но не дошла до сознания (слабые подпороговые ощуще-ния). 2. Автоматизированные двигательные навыки (движения, которые ра-нее осуществлялись под контролем сознания, а затем стали выполняться ав-томатически. Функция контроля в этом случае переходит от двигательной коры больших полушарий к структурам стриопаллидарной системы - поло-сатому телу и бледному шару). Примером являются вождение автомобиля, вязание на спицах, работа на клавиатуре опытной наборщицы. К этому же типу можно отнести навязчивые привычки и навязчивые действия (жесты, ритуалы). Особый класс второго типа - сомнамбулизм («лунатизм»). 3. Бессознательные явления личности: неосознанные генетические программы (инстинкты), самым извест-ным из которых является либидо З. Фрейда; негативные явления, вытесненные из сознания (психические трав-мы, фрустрации, обиды, оскорбления и пр.); неосознанные программы поведения, установленные другими людьми (родительские программы, внушение и гипноз, идеологиче-ские установки, реклама и т.д.). 4. Особые психические состояния, характеризующиеся ослабленным контролем сознания (сон, гипноз, транс, аффект, наркотическое и алкоголь-ное опьянение и т.д.). 5. «Надсознательные» процессы - высокоэффективные неосознавае-мые мыслительные процессы: интуиция, инсайт (творческое озарение), вдох-новение, сатори и пр. Надсознательное - это не поддающийся индивидуаль-ному сознательно-волевому контролю уровень психической активности лич-ности при решении творческих задач. Признаки, характеризующие бессознательные процессы: Бессознательные процессы неподвластны контролю человека, изо-лированы от ядра личности. Воспринимаются как непроизвольное, автомати-ческое течение психических актов; Бессознательное почти всегда содержит в себе информацию, кото-рая противоречит сознанию и расценивается индивидом как нечто совершен-но чуждое и непонятное личности; Бессознательные процессы имеют свой язык. Этим языком являются образы, действия, речевые структуры, лишенные логической последователь-ности. В мире бессознательного действует своя логика, диктуемая эмоциями и называемая, поэтому аффективной; На уровне бессознательного не существует разграничения на внут-ренний и внешний миры. Например, сны всегда воспринимаются человеком как события внешнего мира; Человек, находящийся в бессознательном состоянии, не разграничи-вает объективное и субъективное в содержании переживаний; Динамика психических актов и действий в сфере бессознательного лишена временных и пространственных ограничений, свойственных созна-нию. Так, во сне человек видит прошлые события в будущем и наоборот, разные города в одном месте и другие несовместимые в реальности вещи. Структуры бессознательного различаются также по степени своей бли-зости к сознанию. Выделяется даже особый уровень бессознательного, назы-ваемый подсознательным; в него включаются психические явления, связан-ные с переходом с уровня сознания на уровень автоматизма. Функции бессознательного. На примерах двигательных автоматизмов хорошо видна охранительная функция бессознательного (подсознательного). Значительная часть травматического опыта и все крайние сознательные на-клонности сглаживаются и смягчаются действенностью противоположных стремлений в бессознательном. Эта охранительная функция удерживается и при известных непроизвольных действиях, которым З. Фрейд дал название «симптоматические» (истерическая слепота, например, как проявление неже-лания видеть травмирующую реальность). Благодаря включению бессозна-тельного уменьшается нагрузка на сознание, и увеличиваются творческие возможности человека. Особенность подобных проявлений бессознательного состоит в том, что осознание субъектом причинной связи нереализованных влечений с психотравмирующими событиями не приводит к исчезновению переживаний, обусловленных этими влечениями (например, к исчезновению страхов), поскольку осознанное воспринимается субъектом как нечто без-личное, чуждое, происходящее не с ним. Еще одна важная функция бессознательного - функция компенсации с целью установить равновесие. Желания и фантазии, которые из-за конфликта с требованиями социальных норм, не могут быть реализованы, проявляют себя в сновидениях, оговорках и пр. З. Фрейд первым указал на значение сновидений с точки зрения функции компенсации. Когнитивная функция бессознательного. Бессознательное находит свое выражение в ранних формах познания ребенком действительности и перво-бытном мышлении, интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, при-вычных действиях, подпороговом восприятии, непроизвольном запоминании и т.д. Бессознательное выступает как основа системы интерпретации челове-ком своего поведения и продуктов мышления, а также деятельности другого субъекта, свидетельством чего являются атрибутивные процессы. Неосознаваемая регуляция. Неосознаваемые регуляторы способов вы-полнения деятельности (операциональные установки и стереотипы автомати-зированного поведения) обеспечивают направленный и устойчивый характер ее протекания. Они лежат в основе регуляции автоматизированных и непро-извольных действий (например, процесса решения задач) и обусловливаются образами неосознанно предвосхищаемых событий и способов действия, опи-рающимися на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях. Они могут осознаваться субъектом, если на пути привычного автоматизированного по-ведения встречается неожиданное препятствие. Представление о психофи-зиологических механизмах неосознаваемого автоматизированного поведения разработано Н.А. Бернштейном в концепции уровней построения движения. Бессознательное может направлять поведение людей и в этом отноше-нии определенным образом воздействовать на сознание. Бессознательное ак-тивно участвует в социальном конструировании реальности, оно проявляется в массовом поведении и социальных нормах сообщества, в формировании личности, в ее неосознаваемых устремлениях. Неосознаваемое побуждение деятельности (неосознаваемые мотивы, и смысловые установки), чаще всего обусловленное имеющим личностный смысл желаемым будущим. Эти явления обнаружены при исследовании по-ведения субъекта после выхода его из гипнотического состояния, в котором ему внушалась определенная программа действий (например, зайти в мага-зин и купить определенную вещь и т.п.). Выполняя заданную программу, че-ловек не мог объяснить причины своего поведения. Если сознание существу-ет в форме знания, то бессознательное - как своеобразная форма информиро-ванности человека - имеет своим результатом некие установки. Установки как формы проявления бессознательного можно рассматривать также на двух уровнях их формирования и проявления. Устремления души способствуют формированию специфических установок: а) векторов ситуационной аттрак-ции; б) стереотипов и прототипов; в) влечений (в духе З. Фрейда). Формиро-вание универсальных установок связано с духовными устремлениями, прояв-ляющимися в архетипах, универсальных врожденных предопределенностей. Эмоциям и чувствам на уровне сознания соответствуют неосознавае-мые векторы ситуативной аттракции. Они выступают субъективными реак-циями на новый объект или новый субъект и часто включают в себя бессоз-нательные механизмы социальной перцепции (эффект первого впечатления, галлоэффект, физиогномическая редукция, атрибуция и ее «ошибки» и пр.). Особой формой проявления «информированности» бессознательного о мире служит выражение его в телесных паттернах (по В. Райху), которые формируются у субъекта и демонстрируют формы ситуативной аттракции. 3 Соотношение сознательного и бессознательного в человеке Сложные взаимоотношения сознательного и бессознательного в чело-веке впервые описал в своей психодинамической теории З. Фрейд. Он выде-лил три основных структуры психики - Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я), отмечая, что одна из структур - Ид - располагается в бессозна-тельном слое [10]. Содержание Ид составляют два основных инстинкта - ин-стинкт жизни и инстинкт разрушения. На психологическом уровне они про-являются в форме врожденных бес¬сознательных влечений [5]. Влечения ру-ководствуются принципом удовольствия и стремятся направлять поведение. На пути влечений встает сознание. В сознательном слое психики, по мнению З. Фрейда, располагается вторая структура личности - Эго. Это ра-циональная и в принципе осознаваемая часть личности. Она возникает по ме-ре биологического созревания между 12 и 36 месяцами жизни. Благодаря Эго мы осознаем границу между собой и окружающим ми¬ром, локализуем свое «Я» до своего тела и пр. Эго руководствуется принципом реальности, в соот-ветствии с которым душев¬ный аппарат человека вынужден считаться с ре-альными отношениями мира и стремится преобразовать их. При проявлении бессознательных импульсов Эго включает систему со-циально-детерминированных представлений - для того, чтобы координиро-вать влечения между собой, определять их реалистичность, разрабатывать пути, планы действий и выстраивать поведение человека таким образом, что-бы его инстинктивные требования были удовлетворены, а ограничения об-щества и сознания не были бы нарушены. При содействии Эго конфликт ме-жду индивидом и социумом в течение жизни должен ослабевать [7]. На страже сознания стоит высший цензор личности - Супер-эго, или Сверх-Я. Это третья структура личности, по З. Фрейду. Эта структурная со-ставляющая личности формируется последней, между 3 и 6 годами жизни, под влиянием образов родителей, их требований, а также жизненного опыта ребенка. Супер-Эго включает совесть, нравственные запреты и идеалы и высшие нравственно-духовные представления и строго контролирует соблю-дение норм, принятых в данном обществе [4]. Конфликт между влечениями и социальными нормами порождает тре-вогу, нервозность, напряженность индивида. В ответ Эго создает и использу-ет ряд защитных механизмов, таких, как вытеснение, рационализация, суб-лимация, проекция, регрессия и др. С позиции внеш¬него наблюдателя конфронтация двух факторов разви-тия психики - социального и биологического - предстает как конфликт меж-ду влечения¬ми индивида и культурой общества. Во внутреннем плане кон-фронтация биологи¬ческого и социального обозначается З. Фрейдом через из-начальный конфликт между природным началом индивида, проявляющимся в форме влечений, и усвоенными им в ходе социализации общественными нормами, которые препятствуют проявлению этих влечений. Во многих случаях снятие напряжения происходит с помощью психо-логических защит, которые предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способству-ют сохранению психологического стабильности. Примерами защитных типов поведения могут быть: рационализация (объяснение поведения ложными мо-тивами); сублимация (переключение поведения с неудачной деятельности на новую); вытеснение; проекция и др. Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: действуют на неосознаваемом уровне и потому являются средствами само-обмана; искажают, отрицают, трансформируют или фальсифицируют вос-приятие реальности, чтобы тревога стала менее угрожающей для индивида. Примерами, иллюстрирующими соотношения сознательного и бессоз-нательного в человеке, могут являться широко распространенные в повсе-дневной жизни ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написа-нии или слушании слов. Оговорки представляют собой бессознательно де-терминированные артикуляционные речевые действия, связанные с искаже-нием звуковой основы и смысла произносимых слов. Такие искажения, осо-бенно их смысловой характер, неслучайны. З. Фрейд утверждал, что в них проявляются скрытые от созна¬ния личности мотивы, мысли, переживания. Они возни¬кают из столкновения бессознательных намерений человека, дру¬гих его побуждений с сознательно поставленной целью поведе¬ния, которая находится в противоречии со скрытым мотивом. Когда подсознательное по-беждает сознательное, то возникает оговорка. Таков механизм, лежащий в основе всех ошибочных действий: они «возникают благодаря взаимо¬действию, а лучше сказать, противодействию двух различных намерений». К примеру, молодой менеджер Н. часто говорит такую фразу «Эти кли-енты у меня уже в горле стоят». В большинстве случаев он говорит эти фра-зы несознательно, то есть он и не осознает эту проблему, но где-то внутри психики она его всё-таки мучает. Этот человек имеет хроническое заболева-ние горла, он постоянно мучается, потому что у него постоянные боли в гор-ле. Но поскольку эта проблема им до конца не осознается, он не предприни-мает каких-либо серьезных лечебных мер, а лишь ограничивается приемами леденцов от кашля, что лишь на время помогает справиться с симптомами заболевания. Это только на некоторое время избавляет его от боли, но при-чина этих болей не будет устранённой. И стоит заметить, что этот человек вряд ли обращает внимание на эту фразу. Вот в чём и вся проблема - клиен-ты. Видимо, этому человеку надоела его работа, достали клиенты, поэтому он и говорит, что они уже в горле стоят. Вот яркий пример того, как подсоз-нание говорит о причине болезни. Этому человеку стоит лишь поменять ра-боту и боли в горле в скором времени исчезнут. Примеры фраз, которые свя-заны с проблемами, о каких говорит подсознание: меня уже тошнит от этого, сидит в печени, больно видеть, голова идет кругом и т.д. В основе второй группы сознательных явлений, лежит непроизвольное забывание имён, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера, относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты. Забывание имён представляет собой другой пример бессоз¬нательного. Оно связано с какими-то неприятными чувствами забывающего по отноше-нию к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируе-мым с этим именем. Такое забывание обычно происходит против воли гово-рящего, и данная ситуация характерна для многих случаев забывания имен. Например, молодая женщина Н. в юности часто страдала от домога-тельств своего отчима, которого звали Вячеслав Никанорович. По этой при-чине она уехала из родительского дома сразу же после окончания школы, по-лучила высшее образование и сделала блестящую карьеру топ-менеджера в крупной коммерческой организации. Перед очередным повышением по службе ей сообщили, что на должность управляющего компанией назначен новый сотрудник по имени Вячеслав Никанорович, и после ее повышения он будет являться ее непосредственным начальником. На собеседовании с но-вым руководителем Н. всё время забывала его имя и отчество. В результате этого у начальника сложилось о ней впечатление как о скованной, рассеян-ной и плохо невоспитанной особе. Н. не получила желаемого повышения. Другой пример. Невропатолог работает практически без выходных и мечтает об отпуске. На одном из приемов пациент просит этого невропатоло-га рекомендовать ему курорт на Ривьере. Врач тщетно пытается вспомнить название одного местечка близ Генуи, помнит о своем коллеге-враче, кото-рое практикует на этом курорте, но не может назвать местности, хотя знает, что знает нужное название. Невропатолог вынужден обратиться за помощью к своим домашним: «Как называется местность близ Генуи там, где лечебни-ца д-ра Н., в которой так долго лечилась такая-то дама?» Оказывается, что она называется «Нерви». Врачу тут же становится понятной причина, по ко-торой он не мог вспомнить искомое название. «И в самом деле, с нервами мне приходится иметь слишком много дел, пора самому отправиться на от-дых». Заключение Современная наука рассматривает сознание как продукт социального общения, фактор человеческой деятельности и способ регуляции отношений природы и общества. В мировой и отечественной психологии неоднократно предпринимались попытки изучить природу сознания и объяснить принципы его работы (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов и др.). Для сознания человека характерен ряд специфических свойств, которые не наблюдаются в психике животных: у человека отражение окружающего мира различно на разных этапах исторического развития.
|
« Пред. |
---|