Общеразвивающие упражнения в доу |
Введение 3 1. Характерные особенности общеразвивающих упражнений, значение для развития ребенка 4 2. Основные исходные положения для общеразвивающих упражнений 7 3. Правила записи общеразвивающих упражнений 7 4. Методика проведения общеразвивающих упражнений 9 Заключение 11 Список литературы 1 Введение Физическому развитию детей способствует гимнастика как система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений, направленных на решение задач всестороннего физического развития и оздоровления ребенка. Общеразвивающие упражнения - это специально подобранные упражнения для развития и укрепления крупных групп мышц и оздоровления организма ребенка. Они способствуют формированию правильной осанки; укреплению опорно-двигательного аппарата; улучшению кровообращения, дыхания, обменных процессов, деятельности нервной системы. Четкий ритм, строгая дозировка, периодическое увеличение и снижение нагрузки в общеразвивающих упражнениях способствуют укреплению сердечной мышцы, увеличивают ударный объем сердца, улучшают ритмичность сокращений. Упражнения оказывают большое влияние на развитие нервной системы. Быстрота реакции, координация, осознанное овладение движениями имеют значение и для умственного развития детей. Цель работы - изучить методику проведения общеразвивающих упражнений в ДОУ (на примере младшей группы).. Характерные особенности общеразвивающих упражнений, значение для развития ребенка Физическая культура и спорт - средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня выполнение всех намеченных дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни. Физическая культура - это совокупность всех присущих данному обществу целей, задач, средств, форм, мероприятий, способствующих физическому развитию и совершенствованию людей. Сюда входят физическое развитие, физическое воспитание, спорт [4]. Понятие «физическое развитие» в более узком значении обозначает совокупность некоторых морфофункциональных признаков, которые характеризуют в основном конституцию организма и выявляются посредством антропометрических и биометрических измерений (показатели роста, веса, окружности груди, жизненной емкости легких; состояние осанки; изгибов позвоночника; измерение свода стопы; динамометрия; становая сила и другие). В более широком смысле слова, физическое развитие предполагает развитие психофизических качеств (быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости) [1]. Средством физического развития человека является гимнастика. Она способна дать ему гармоничное развитие, обеспечить здоровый образ жизни, а также эффективно влиять на физическое и двигательное совершенствование, способствовать коррекции формы тела, формировать культуру движений (осанка, походка, двигательный стиль в поведении) и др. Гимнастические упражнения особенно эффективны для развивающегося организма, когда естественный ход психофизиологиче ского развития на том или ином возрастном этапе должен иметь соответствующее внешнее подкрепление и сопровождение в виде занятий физическими упражнениями широкого спектра воздействия. Гимнастика, как отмечает Э.Я. Степаненкова, - это система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений, направленных на решение задач всестороннего физического развития и оздоровления ребенка. Она предполагает оздоровление и всестороннюю физическую подготовленность ребенка к разнообразной деятельности, формирование физического совершенства [8]. В системе физического воспитания ребенка дошкольного возраста В.Н. Шебеко выделяет различные виды гимнастики: общеразвивающая (к ней относятся - основная гимнастика, гигиеническая и др.), гимнастика со спортивной направленностью, включающая в себя элементы, доступные детям и направленные на повышение их общей физической подготовленности (к ней относятся художественная гимнастика, атлетическая и др.), прикладная, или лечебная. Общеразвивающие упражнения, по мнению П.П. Буцинской, - это специально подобранные упражнения для развития и укрепления крупных групп мышц и оздоровления организма ребенка. Они способствуют формированию правильной осанки; укреплению опорно-двигательного аппарата; улучшению кровообращения, дыхания, обменных процессов, деятельности нервной системы. С их помощью развиваются и укрепляются мышцы плечевого пояса, туловища, ног, подвижность суставов; нормализуются процессы напряжения и расслабления; они содействуют развитию также психофизических качеств ребенка [1]. При составлении комплексов общеразвивающих упражнений следует придерживаться анатомического принципа. Общеразвивающие упражнения способствуют постепенному вовлечению организма в деятельное состояние, повышению жизненного тонуса. Первая группа упражнений направлена на развитие и укрепление мышц плечевого пояса и рук. Они способствуют укреплению мышц грудной клетки и ее расширению, тренируют дыхательную, сердечную мускулатуру, выпрямляют позвоночник, совершенствуют полноценное дыхание. Важную роль в этой группе упражнений играют упражнения для мышц лица, глаз, рук. Другая группа общеразвивающих упражнений - для туловища, развития и укрепления мышц спины - влияет на формирование правильной осанки, способствует развитию гибкости позвоночника (наклоны вперед, в стороны, повороты, вращение туловища). Каждое общеразвивающее упражнение начинается с исходного положения - правильного положения тела, необходимого для выполнения общеразвивающих упражнений. Исходные положения тела, рук, ног могут быть разнообразными. Смена исходного положения усложняет или упрощает выполнение физического упражнения. Таким образом, общеразвивающими являются специально подобранные упражнения для развития и укрепления крупных групп мышц и оздоровления организма ребенка. Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста, они необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством оздоровления и укрепления организма. Общеразвивающие упражнения способствуют формированию правильной осанки; укреплению опорно-двигательного аппарата; улучшению кровообращения, дыхания, обменных процессов, деятельности нервной системы. С их помощью развиваются и укрепляются мышцы плечевого пояса, туловища, ног, подвижность суставов; нормализуются процессы напряжения и расслабления; они содействуют развитию также психофизических качеств ребенка. 2. Основные исходные положения для общеразвивающих упражнений Исходное положение - это положение туловища, ног и рук перед началом упражнения. От исходного положения зависят дифференциация нагрузки на мышцы (динамическая, статическая), степень нагрузки, устойчивое положение тела, сложность упражнения, амплитуда движения, комбинация двигательных действий. В общеразвивающих упражнениях для детей дошкольного возраста типичны следующие исходные положения: для туловища - стоя, сидя, лежа (на спине, животе, боку), а также стойка с согнутыми ногами (на одном и двух коленях, на четвереньках); для ног - основная стойка (пятки вместе, носки врозь), сомкнутая стойка (носки и пятки вместе), стойка ноги врозь (слегка расставлены, на ширине плеч, одна нога впереди, другая - сзади), скрестная стойка (одна нога перед другой); для рук (по отношению к туловищу) - руки вытянуты (вниз, вперед, в стороны, вверх, назад), руки согнуты (на поясе, к плечам, перед грудью, на голове, за головой). 3. Правила записи общеразвивающих упражнений При записи отдельного упражнения надо указать его название (если оно имеется), исходное положение (для туловища, ног, рук), название движения, направление его и конечное положение [2]. Исходное положение пишется сокращенно - и. п., цифрами обозначается счет. Для краткости принято не указывать некоторые положения, движения и их детали. Опускаются следующие слова: туловище - при наклонах; нога - при выставлении ее на носок, ладони внутрь - в положении руки вниз, вперед, назад, вверх; ладони вниз - в положении руки в стороны, влево (вправо); носки (носок) оттянуть поднять, опустить выставить - при движении ногами, руками; вперед, спереди - при указании направления, если выполняется кратчайшим, единственно возможным путем; прогнувшись - если техника выполнения предопределяет это положение; хват сверху - как наиболее распространенный; дугами вперед - если руки поднимаются или опускаются движением вперед. Путь рук (ног) и туловища указывается лишь в тех случаях, когда движение выполняется не кратчайшим путем. Исходное положение обозначается только в начале упражнения. Не записываются положения ног, носков, рук, ладоней, если исходное положение ног - основная стойка, а положение рук иное, то указывается только положение рук (например, руки на поясе). Если исходное положение рук - основная стойка, а ног другое, то обозначается только положение ног (например, «стойка - ноги врозь»). Правила записи должны выполняться независимо от того, в какой возрастной группе воспитатель составляет план-конспект физкультурного занятия, утренней гимнастики. Некоторые термины пишутся сокращенно: основная стойка - о. с; правая рука (нога) - пр. рука (нога); левая рука (нога) левая рука (нога). При записи нескольких движений, выполняемых одновременно, сначала указывают основное движение (туловищем, ногами), затем остальные (сгибая правую, наклон влево, руки вверх). Несколько движений, выполняемых неодновременно (хотя бы и на один счет), записываются в той последовательности, в которой они протекают. Если движение сочетается с другим не на всем протяжении, но выполняется слитно, надо записывать элементы один за другим, соединяя союзом и (наклон прогнувшись, руки в стороны и поворот головы вправо). Если движения выполняются одновременно, то следует применять предлог с (наклон прогнувшись, руки в стороны с поворотом головы вправо). Когда движение выполняется не в обычном стиле (резко, стремительно, расслабленно, мягко, плавно и т. д.), то это должно быть отражено в записи (например, руки плавно в стороны, кисти расслаблены). 4. Методика проведения общеразвивающих упражнений При обучении общеразвивающим упражнениям используются разнообразные приемы с учетом особенностей детей и их подготовленности. Выбор конкретных методов и приемов обучения общеразвивающим упражнениям зависит от возраста детей, вида упражнений, формы организации физического воспитания, специфики педагогических задач. Вместе с тем руководящие усилия воспитателя концентрируют типичные для любой возрастной группы педагогические приемы: построение (размещение) детей для выполнения общеразвивающих упражнений; раздача пособий; способы подачи упражнений; контроль за ходом выполнения упражнений. В первой младшей группе воспитатель сначала называет новое упражнение, затем предлагает детям принять нужное исходное положение. По ходу объяснения воспитатель выполняет упражнение вместе с детьми. Дети стараются подражать правильному образцу. Объяснения, указания усиливают действие показа (образца). Воспитатель предлагает детям занять исходное положение, добивается сходства с образцом (только в основных элементах). По ходу выполнения упражнения воспитатель подбадривает детей, положительно оценивает их старание. Давая общие указания, учитывая типичные ошибки, воспитатель много внимания уделяет отдельным детям [5]. В младшем возрасте освоению общеразвивающих упражнений помогают имитации, зрительные ориентиры (дотянуться до кубика), предметы (приседание, держась за спинку стула; наклоны, сидя на гимнастической скамейке). Во второй младшей группе воспитатель продолжает добиваться сходства с образцом (в общих чертах), следит за соблюдением направления, амплитуды, способа выполнения упражнения. И в этой группе воспитатель делает упражнения вместе с детьми, но уже в меньшей степени (2-3 раза), затем только наблюдает за качеством выполнения упражнения детьми и делает необходимые указания. В работе с малышами особенно ярко выражено комплексное применение наглядных, словесных и практических методов и приемов обучения. Детям нужен постоянный образец для подражания. Словесные методы направлены на то, чтобы усилить действие показа, добиться яркости, убедительности образа. Все упражнения усваиваются только в процессе многократного повторения, каждое упражнение повторяется целиком в неизменном виде. По ходу выполнения упражнений воспитатель часто дает указания. Они активизируют детей, важны для развития пространственных ориентировок, подготавливают к осознанному самостоятельному выполнению движений. Указания в процессе упражнений служат также развитию у детей чувства ритма и темпа, помогают одновременно начинать и заканчивать упражнения. При проведении каждого упражнения воспитатель пользуется оценкой. Большей частью она индивидуальна и носит положительный характер, независимо от того, как ребенок выполнил упражнения. Заключение Общеразвивающие упражнения - это специально подобранные упражнения для развития и укрепления крупных групп мышц и оздоровления организма ребенка. Они способствуют формированию правильной осанки; укреплению опорно-двигательного аппарата; улучшению кровообращения, дыхания, обменных процессов, деятельности нервной системы. В общеразвивающих упражнениях для детей дошкольного возраста используются различные исходные положения. Варьируя их, можно создавать многочисленные разновидности одного и того же упражнения. Каждое правильно построенное упражнение заканчивается исходным положением. В процессе руководства выполнением общеразвивающих упражнений педагог обращает внимание на следующие аспекты: построение (размещение) детей для выполнения общеразвивающих упражнений; раздача пособий; способы подачи упражнений; контроль за ходом выполнения упражнений. Список литературы 1. Буцинская П.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду: Книга для воспитателя детского сада / П.П. Буцинская, В.И. Васюкова, Г.П. Лескова. - М.: Просвещение, 1990. - 175 с. 2. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1981. - 96 с. 3. Лях В.И. Концепция физического воспитания детей и подростков // Физическая культура. - 1996. - №1. - С.5-10. 4. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. - СПб.; М.; Краснодар: Лань, 2005. - 379 с. 5. Николаев А.Д. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 1997. - №6. - С.2-10. 6. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). - М.: ВЛАДОС, 2003. - 128 с. 7. Понамарев С.А. Растите малышей здоровыми: физическое воспитание детей от 3 до 6 лет. - М.: Советский спорт, 1989. - 78с. 8. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с. 9. Шебеко В.Н. Физическое воспитание школьников: Учебное пособие для средних педагогических заведений / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.-192 с. 10. Шишкина В.А. Движение + движения: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1992. - 96с. |
« Пред. | След. » |
---|